УДК 340.114.5
DOI 10.17506/artides.anticorruption.2018.529543
Марина Александровна Гостева
начальник юридического отдела Омского государственного аграрного университета, г. Омск, Россия. E-mail: ma.gosteva@omgau.org
Нина Данииловна Скосырева
кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии, истории, экономической теории и права Омского государственного аграрного университета,
г. Омск, Россия. E-mail: nina_skosyreva@mail.ru
Наталья Константиновна Чернявская
кандидат исторических наук, доцент, советник ректора Омского государственного аграрного университета, г. Омск, Россия.
E-mail: nk.chernyavskaya@omgau.org
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА И СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Авторы рассматривают опыт организации работы по антикоррупционному просвещению, воспитанию обучающихся в системе высшего образования. Значимость исследования определяется тем, что проблема коррупции в современном обществе является предельно острой, требующей поиска различных подходов к ее решению.
В статье раскрыты формы аудиторной и внеаудиторной работы в вузе, способствующие выработке антикоррупционного мировоззрения обучающихся. Показана роль внутривузовской информационно-правовой среды в процессе антикоррупционного просвещения. Подчеркивается важность обучения, подготовки кадров, обеспечивающих этот процесс.
Обоснована необходимость обобщения и распространения позитивного опыта организации работы по формированию антикоррупционного мировоззрения. Обсуждается возможность внесения конкретных предложений в законодательные документы.
Осуществлен сравнительный анализ результатов трех социологических опросов по проблеме коррупции в высшем образовании,
предпринятых авторами в 2016-2018 гг. Полученные данные отражают прямую зависимость результативности проводимой работы от степени вовлечения участников образовательного процесса, их роли в реализации различных форм работы. Отмечено, что наблюдается позитивная тенденция в качестве знаний обучающихся о сущности, причинах коррупции. По данным исследования 2018 г., заметно увеличилось количество студентов, не желающих выбирать коррупционную модель поведения.
Авторы подчеркивают, что для минимизации и исключения коррупционных рисков необходимо вести постоянный мониторинг актуальной ситуации в образовательных учреждениях и приходят к выводу о необходимости создания единой концепции формирования антикоррупционного мировоззрения, в которой будут выработаны общие подходы, предложены механизмы, формы и методы работы.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное мировоззрение, противодействие коррупции, предупреждение коррупции антикоррупционное просвещение.
В последнее десятилетие при характеристике актуальной общественно-политической и экономической ситуации в России констатируется негативный факт активного распространения коррупции во всех ветвях власти, а также во многих областях жизнедеятельности государства и общества: здравоохранении, науке, образовании и др. Коррупция в образовании имеет особенный и достаточно широкий резонанс в обществе. Коррупция в образовании снижает его уровень и качество, разрушает моральные основы молодого поколения, в конечном итоге создает угрозу духовно-нравственному здоровью общества.
В национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 гг., утвержденном Указом Президента РФ от 29 июня 2018 г., в качестве одной из задач предусмотрено «повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания» (Указ Президента № 378, 2018).
Однако следует заметить, что организационные ресурсы и нормативно-правовая основа противодействия коррупции сконцентрированы преимущественно на борьбе с коррупцией, минимизации или ликвидации ее негативных последствий, а такое важное направление, как ее предупреждение, не получило
пока должного развития и требует внимания в плане изучения имеющегося позитивного опыта и разработки рекомендаций по ее организации.
Несмотря на более чем десятилетний период развития российского антикоррупционного законодательства, уровень знаний населения о принимаемых на государственном уровне мерах и о личных возможностях противодействия коррупции в указанной сфере остается весьма низким. На фоне пристального внимания к проблеме коррупции в целом в обществе эффективность антикоррупционного просвещения, воспитания, а следовательно, уровень сформированности антикоррупционного мировоззрения остаются недостаточными. Эта проблема нашла отражение в работах российских исследователей (См.: Акунченко 2017; Галстян 2016; Заливанский, Самохвало-ва 2016; Кабанов 2017; Леухин и др. 2016; Шумсутдинова 2017 и др.). Авторами справедливо обосновывается необходимость более глубокой разработки теоретических, методологических основ и практических рекомендаций повышения эффективности антикоррупционного просвещения.
В связи с этим считаем целесообразным проанализировать, обобщить и распространить имеющийся позитивный опыт организации работы в образовательных учреждениях по формированию антикоррупционного мировоззрения. Цель статьи - выявление роли основных участников образовательного процесса - педагогов и обучающихся - в формировании антикоррупционного мировоззрения личности молодого человека на основе опыта организации аудиторной и внеаудиторной работы в Омском государственном аграрном университете (ГАУ), направленной на воспитание устойчивого неприятия коррупции, повышения уровня правосознания, и результатов социологических опросов по данной проблематике, проведенных в вузе в 2016-2018 гг.
Антикоррупционное мировоззрение - составляющая научного, философского мировоззрения, определяемого как обобщенная система взглядов человека на мир, человека и место человека в мире. Антикоррупционное мировоззрение можно описать как совокупность знаний, взглядов и представлений о сущности коррупции, ее причинах и формах проявления в обществе; умений анализировать и распознавать коррупционные
ситуации; навыков и стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами.
В Омском ГАУ работа по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся является важной составляющей антикоррупционной программы образовательного учреждения. Данной программой предусматриваются: функционирование внутривузовской информационно-правовой среды; диагностика коррупционной ситуации в вузе; организация просветительской работы с обучающимися; регулярное обучение педагогических работников по краткосрочным антикоррупционным образовательным программам или освоение антикоррупционного курса в рамках комплексной программы повышения квалификации; использование антикоррупционной составляющей в различных формах воспитательной работы; минимизация и исключение коррупционных рисков в университете.
Информационно-правовая среда университета - это совокупность средств и способов формирования и использования нормативной правовой базы, регламентирующей правоотношения участников образовательного процесса, функционирующая в рамках общеуниверситетского информационного пространства.
Информационно-правовая среда университета позволяет быстро и эффективно знакомить участников образовательного процесса с законодательной нормативно-правовой базой, внутренним локальным регламентированием, дает возможность разъяснить необходимые нормы права, а также проводить мониторинги по актуальной ситуации. На сайте университета представлены документы федерального и регионального законодательства в области противодействия коррупции, локальные нормативные акты Омского ГАУ, методические рекомендации об ограничениях, запретах и обязанностях работников, предусмотренных в целях противодействия коррупции (напр.: Методические рекомендации... 2013), а также информация о проводимых мероприятиях антикоррупционной направленности. В разделе «Антикоррупция» сайта университета функционирует виртуальная выставка «Коррупция: природа, масштабы, противодействие», где размещены издания, отражающие актуальные проблемы коррупции в современной России, основные документы, регулирующие правовые, организационные и этические основы предупреждения коррупции
и борьбы с ней. Преподаватели правовых дисциплин, юристы регулярно организуют онлайн-консультирование по вопросам противодействия коррупции. Организованная таким образом информационно-правовая среда университета дает возможность оперативно знакомить обучающихся и сотрудников с нормативно-правовыми материалами и оповещать о различных формах работы по антикоррупционному просвещению.
Вторая составляющая антикоррупционной программы - мониторинговые исследования коррупционной ситуации и эффективности антикоррупционного просвещения. Организатором и исполнителем данной диагностики выступает кафедра философии, истории, экономической теории и права. Цель данных исследований - анализ эффективности работы педагогического коллектива по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся. Задачи исследования предусматривают: выявление отношения обучающихся к проблеме коррупции в сфере высшего образования; анализ уровня понимания обучающимися феномена и механизма коррупции; установление основных причин коррупции в сфере высшего образования; анализ ситуации в ФГБОУ ВО Омский ГАУ; определение степени участия или готовности к участию обучающихся в коррупционных отношениях; оценку качества проводимой антикоррупционной работы в университете; подготовку и проведение мероприятий по предупреждению и противодействию коррупционных отношений. Для проведения опроса была разработана анкета, включающая 12 вопросов. Типы вопросов - закрытый, открытый, полуоткрытый. Первое исследование было проведено в 2016 г., второе - в 2017 г., третье - в 2018 г. Объект исследований - обучающиеся Омского ГАУ. Общее количество опрошенных в 2016 г. - 1621 человек, в 2017 г. - 750 человек, в 2018 г. - 450 человек. Исследуемую выборку составили студенты 1-4-х курсов всех семи факультетов очной и заочной форм обучения. Использована методика повторных исследований с соблюдением единых процедур: единая генеральная совокупность, единая анкета, квотно-гнездовая выборка, обеспечивающая репрезентативность.
На вопрос: «Что Вы понимаете под словом "коррупция"?» -в анкете было представлено пять вариантов ответов; можно было выбрать несколько вариантов ответов или предложить свой вариант. Большинство респондентов исследования 2016 г.
считают, что коррупция - это злоупотребление служебным положением для получения выгоды в личных целях (1036 чел. -64%), денежная взятка (985 чел. - 61%), использование бюджетных денег в корыстных целях (482 чел. - 30%). Далее следуют варианты: взятка в виде дорогого подарка (392 чел. - 24%), предоставление необходимых льгот другим лицам в корыстных целях (178 чел. - 11%). 43 респондента (3%) дали свое определение коррупции. Результаты исследований 2017-2018 гг. не выявили значительного отклонения в выборе вариантов ответов. Таким образом, в ходе исследований было установлено, что большинство обучающихся правильно понимают содержание термина «коррупция» и механизм коррупционных отношений.
Второй вопрос анкеты имел целью выявление мнения респондентов о том, по каким причинам люди делают выбор в пользу коррупционного поведения - дачи взятки. Было представлено 8 вариантов ответов, можно было выбрать несколько или предложить свой вариант. Среди названных причин основными, как считают респонденты описываемых исследований, являются сложность проблемы или имеющиеся в обществе барьеры (административные, экономические, правовые) для положительного ее решения. Важным, на наш взгляд, было выяснение причин, по которым студенты образовательных учреждений дают взятки (табл. 1).
Анализ результатов выявил следующие тенденции: если в исследовании 2016 г. основными причинами, по которым студенты дают взятки, назывались «факторы преподавателя и предмета», то в исследовании 2018 г., во-первых, отмечается снижение количества ответов на эти вопросы, во-вторых, респонденты стали чаще называть субъективные причины (нежелание изучать предмет, лень и т.п.).
Далее студентам было предложено ответить, готовы ли они сами, в определенных случаях, выбрать коррупционную модель поведения и дать взятку (табл. 2).
Анализ распределения ответов свидетельствует о позитивной тенденции - снижении доли тех, кто готов давать взятку, и увеличении доли тех, кто не готов выбрать коррупционную модель поведения.
Две трети ответивших в ходе всех трех исследований не попадали в коррупционные ситуации, процент ответивших
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос
«По каким причинам, на Ваш взгляд, студенты вузов дают взятки преподавателям?» (в % от числа ответивших)
Варианты ответов 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Нежелание изучать предмет 41 52 24
Сложность той или иной учебной дисциплины 57 51 23
Лень 37 44 19
Чрезмерная строгость преподавателя 33 18 14
Наличие свободных денег 4 4 2
Откровенное вымогательство взятки преподавателями 24 13 11
Низкий уровень преподавания предмета 8 7 5
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос
«Готовы ли Вы сами, в определенных случаях, дать взятку?» (в % от числа ответивших)
Варианты ответов 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Да 15 14 11
Скорее да, чем нет 35 28 23
Нет 32 30 49
Скорее нет, чем да 18 20 16
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос
«Попадали ли Вы сами когда-либо в коррупционные ситуации?» (в % от числа ответивших)
Варианты ответов 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Да, попадали 4 3,4 3
Слышали о случаях коррупции от других студентов 42 17 12
Нет, не попадали 61 66 72
положительно имеет незначительную тенденцию к снижению (от 4 до 3). Однако количество случаев коррупции, о которых студенты что-то слышали, резко уменьшилось с 42% в 2016 г. до 12% в 2018 г. (табл. 3).
То, что часть студентов готовы давать взятки, подтверждается результатом анализа ответов на вопрос о знании юридической ответственности за коррупционные действия: только 66% опрошенных, по данным 2016 г., и 78% - в 2018 г. знакомы с нормами права и имеют представление об уголовной ответственности за дачу и получение взяток (табл. 4). Около одной трети (32%) опрошенных студентов, согласно данным 2016 г., никуда не планировали обращаться в случае, если им станет известно о каких-либо коррупционных ситуациях. В 2018 г. этот показатель снизился до 24%. При этом о необходимости повышения уровня правосознания обучающихся в 2016 г. говорил лишь каждый шестой из опрошенных, а в 2018 г. - уже каждый второй.
Отвечая на вопрос о том, что необходимо предпринять, чтобы минимизировать коррупционные проявления в системе образования, респонденты всех трех исследований предлагали усилить внимание к промежуточному контролю знаний, увеличить заработную плату преподавателям, увольнять сотрудников, превышающих свои должностные полномочия, повышать уровень правосознания студентов.
Сравнительный анализ результатов социологических опросов 2016-2018 гг. выявил некоторое снижение негативных показателей, что свидетельствует об эффективности проводимой просветительской работы по формированию антикоррупционного мировоззрения. В то же время они явились подтверждением необходимости расширения форм и методов работы в данном направлении и ведения ее на постоянной основе.
В процессе выработки антикоррупционного мировоззрения обучающихся огромную роль играет педагог, непосред-
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос
«Знакомы ли Вы с юридическими последствиями коррупционных действий?» (в % от числа ответивших)
Варианты ответов 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Да 66 69 78
Нет 11 14 7
Затрудняюсь ответить 23 17 15
ственно участвующий в реализации образовательных программ и использующий различные формы внеаудиторной работы.
Так, в ходе изучения дисциплин «Право», «Правоведение» на лекционных и семинарских занятиях по темам «Основы уголовного права» с обучающимися обсуждаются вопросы антикоррупционного законодательства, они включены в рабочие программы этих дисциплин. В рамках изучения дисциплин «История», «Экономика», «Социология» коррупция рассматривается как социально-историческое явление, анализируются ее сущность, причины возникновения и распространения. В числе студенческих докладов на научно-практических конференциях представленыисследованияантикоррупционнойнаправленности. В учебные планы образовательных программ вводятся учебные дисциплины по выбору «Деловой этикет» и «Профессиональные коммуникации», в рамках которых с обучающимися обсуждаются вопросы, связанные с этическими, корпоративными нормами делового общения, исключающими коррупционную составляющую. В программе лектория для первокурсников «Основы корпоративной культуры и деловой этики студента» предусматривается знакомство обучающихся с антикоррупционным законодательством, локальными нормативными актами, основными положениями «Этического кодекса» университета, который регламентирует взаимоотношения обучающихся, преподавателей и сотрудников, закрепляет положения о недопущении в вузе нечестных практик в образовании, академической недобросовестности, определяет способы поведения в конфликтных ситуациях.
Полезными с точки зрения вовлеченности в процесс формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся являются различные виды внеаудиторной работы в вузе. Стало традиционным проведение недели антикоррупционных мероприятий (в начале декабря), когда организуется серия обучающих, культурно-массовых, информационно-развлекательных и иных мероприятий с участием обучающихся, сотрудников университета и представителей правоохранительных органов. Это конкурсы социальной рекламы «Нет коррупции», конкурс видеороликов «Я против коррупции», публикации статей в университетской газете, разработка и выпуск антикоррупционных листовок, плакатов, стенных газет на антикоррупционную тематику.
Встречи с представителями правоохранительных органов организуются в формате дискуссий и активного неформального общения: их цель - не только информирование о состоянии дел по пресечению коррупционных преступлений, но и обсуждение актуальных проблем, разбор конкретных ситуаций.
Важную роль в процессе формирования антикоррупционного мировоззрения играет студенческое самоуправление. Председатель совета обучающихся входит в состав комиссии университета по профилактике коррупционных нарушений, все решения которой принимаются с учетом мнения совета обучающихся. По инициативе обучающихся в университете ежегодно организуются антикоррупционные квесты ««Коррупция и борьба с ней», участниками которых становятся обучающиеся и научно-педагогические работники университета. Квесты являются увлекательной и эффективной формой антикоррупционного просвещения. Программу квеста разрабатывает совет обучающихся. В квесте принимают участие одна команда от каждого факультета, эксперты, зрители. По заданиям квеста участники должны распознать коррупционную составляющую в предлагаемых ситуациях, убедить участников этих ситуаций не совершать противоправные поступки. Соревновательный дух таких форм работы подпитывает мотивацию на получение дополнительной информации в области противодействия коррупции.
Таким образом, в образовательной среде формируется тренд, когда быть информированным в вопросах противодействия коррупции и иметь навыки антикоррупционного поведения становится популярным и престижным.
Направления работы по становлению антикоррупционного мировоззрения разнообразны и многочисленны. Важно, чтобы она носила комплексный характер, строилась на постоянной основе, была научно обоснована и методологически обеспечена. Особые требования должны предъявляться и к кадрам, осуществляющим антикоррупционное просвещение. В этих целях в университете регулярно организуются обучающие семинары антикоррупционной направленности, проверка знаний антикоррупционного законодательства.
Так, в рамках мониторинговых исследований в университете запущен проект фронтального тестирования на знание антикоррупционного законодательства и локальных документов
университета по противодействию коррупции. В декабре 2016 г. было проведено фронтальное тестирование участников образовательного процесса через информационно-образовательную среду (ИОС). Тестирование прошли 2225 обучающихся и 470 сотрудников университета. Опрошенные в основном правильно называли локальные нормативные документы, которые устанавливают антикоррупционные стандарты поведения сотрудников университета. Однако 80% сотрудников и 70% обучающихся затруднились ответить на вопрос «Предусмотрены ли в законодательстве и локальных документах меры защиты педагогических работников и обучающихся при сообщении ими информации о коррупционных проявлениях?». Эти данные свидетельствуют о необходимости усиления правовой информированности обучающихся и сотрудников университета.
Формированию антикоррупционного мировоззрения способствует непосредственная работа образовательного учреждения по минимизации и исключению коррупционных рисков во всех сферах жизнедеятельности вуза. Под этим понимаются контроль за соблюдением правовых и этических норм и совершенствование нормативной базы. Вместе с тем необходим постоянный мониторинг не только локальной нормативной базы, но и возможных изменений в законодательных документах. Так, для максимального вовлечения студенческого самоуправления в процесс разработки и принятия локальных документов образовательных организаций считаем возможным часть 3 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» изложить в следующей редакции: «Разработка и принятие локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, осуществляются с участием представителей советов обучающихся, советов родителей, иных представительных органов обучающихся, а также, в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов)» (Федеральный закон № 273-ФЗ, 2012).
Данная формулировка повышает значимость мнения студенческого самоуправления при принятии решений администрацией образовательных учреждений и усиливает ответственность самих органов студенческого самоуправления за
реализацию и соблюдение требований локальных документов. Считаем целесообразным включить в профессиональные стандарты помимо требования знания законодательства в профессиональной области и требование знания антикоррупционного законодательства в отношении специалистов, находящихся в зоне коррупционных рисков.
Таким образом, при исследовании проблемы выявлена роль педагогического коллектива и студенческого самоуправления в процессе становления антикоррупционного мировоззрения обучающихся, показаны формы и методы работы, которые можно рекомендовать к использованию при организации просветительских и воспитательных мероприятий с целью расширения и конкретизации знаний в этой области, получения навыков анализа, оценки ситуации и выработки приемов противодействия коррупции.
Приведенные в статье данные социологических опросов демонстрируют в целом позитивные тенденции, отражающие степень эффективности работы по антикоррупционному воспитанию, если она организуется на постоянной основе, предусматривает применение разнообразных методов и форм и в нее включены все участники образовательного процесса.
Анализ проблемы показывает, что необходимо создание концепции и единого методологического подхода к процессу формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся. На основе имеющегося позитивного опыта следует разработать методические указания по организации антикоррупционного просвещения, воспитания с целью формирования антикоррупционного мировоззрения.
Материал поступил в редколлегию 25.10.2018 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Акунченко Е.А. 2017. К вопросу об организационно-правовых основах антикоррупционного просвещения в сфере образования // Наука и школа. № 1. С. 20-28.
Алексеев С.Л., Сергеева Ю.С., Шайдуллин Р.Н. 2018. Формирование стандартов антикоррупционного поведения у студентов образовательных организаций // Междунар. журн. экспериментал. образования. № 1. С. 5-10.
Галстян И.Ш. 2016. К вопросу об антикоррупционном просвещении как способе повышения правовой культуры и правосознания // Гуманит. и юрид. исслед. № 4. С. 153-157.
Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. 2016. Инструментальные средства диагностики коррупции в высшем образовании // Здоровье и образование в XXI веке : журн. науч. ст. Т. 18, № 2. С. 830-834.
Кабанов П.А. 2017. Антикоррупционное просвещение как инструмент противодействия коррупции: понятие и содержание // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. С. 253-263.
Леухина Т.С. и др. 2016. Антикоррупционная политика в образовательном пространстве ЧОУ ВО «Академия социального образования»: взгляд преподавателей и студентов (по материалам социологического опроса) / Т.С. Леухина, З.Ш. Яхина, Э.М. Рафикова, К.В. Горшкова // Казан. пед. журн. № 5 (118). С. 124-132.
Шамсутдинова Д.В. 2017. Реализация социально-культурных форм формирования гражданско-правовой культуры молодежи в системе антикоррупционного воспитания // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. № 4. С. 135-139.
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2006. № 26. Ст. 2780.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/70291362/4c3e 49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения: 12.10.2018).
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52, ч. 1. Ст. 6228.
Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71877694/ (дата обращения: 12.10.2018).
Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 8 ноября 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70499600/ (дата обращения: 12.10.2018).
Marina A. Gosteva, Head of the Legal Department, Omsk State Agrarian University, Omsk, Russia. E-mail: ma.gosteva@omgau.org
Nina D. Skosyreva, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy, History, Economics, and Law, Omsk State Agarian University, Omsk, Russia. E-mail: nina_skosyreva@mail.ru
Natalia K. Chernyavskaya, Candidate of History, Associate Professor, Advisor to the Rector, Omsk State Agrarian University, Russia. E-mail: nk.chernyavskaya@omgau.org
ROLE OF PEDAGOGICAL COMMUNITY AND STUDENT SELF-GOVERNMENT IN FORMATION OF ANTI-CORRUPTION WORLD-VIEW OF TRAINERS
Abstract. The article discusses the experience of organizing anticorruption teaching and education of students in the higher educational system. The significance of the study is determined by the fact that the problem of corruption in modern society is the most acute; it requires the search for various approaches to its solution.
The article reveals the forms of classroom and out-of-class work at the university, contributing to the development of students' anti-corruption outlook. The role of the university informational and legal environment in the process of anti-corruption education is shown. The importance of education, training, and ensuring this process is emphasized.
The necessity of generalization and dissemination of the positive experience in the formation of anti-corruption ideology has been substantiated. The possibility of making specific proposals in legislative documents is discussed.
A comparative analysis of the results of three sociological surveys carried out by the authors in 2016-2018 on the problem of corruption in higher education is carried out. The obtained data reflects the interrelation of the effectiveness of the work carried out on the degree of involvement of participants in the educational process, and their role in the implementation of various forms of work. It is noted that there is a positive trend in the quality of students' knowledge about the nature and causes of corruption. According to 2018 study, the number of students who do not want to choose a corrupt behavior pattern has increased significantly. It is noted that in order to minimize and eliminate corruption risks, it is necessary to continuously monitor the current situation in educational institutions.
The authors conclude that it is necessary to develop a unified concept for the formation of an anti-corruption outlook, in which common approaches will be developed, mechanisms, forms, and methods of work will be proposed.
Keywords: corruption; anti-corruption outlook; anti-corruption; prevention of corruption; anti-corruption education.
References
Akunchenko E.A. K voprosu ob organizatsionno-pravovykh osnovakh antikorruptsionnogo prosveshcheniya v sfere obrazovaniya [Issues of the organizational and legal basis of anti-corruption education], Nauka i shkola, 2017, no. 1, pp. 20-28. (in Russ.).
Alekseev S.L., Sergeeva Yu.S., Shaydullin R.N. Formirovanie standartov antikorruptsionnogo povedeniya u studentov obrazovatel'nykh organizatsiy [Formation of standarts of anti-corruption behavior students of educational
organizations], Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya, 2018, no. 1, pp. 5-10. (in Russ.).
Federal'nyy zakon ot 25 dekabrya 2008 goda № 273-FZ «O protivodeystvii korruptsii» [Federal Law of December 25, 2008 No. 273-FZ "On Opposition to Corruption"], Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii, 2008, no. 52, pt. 1, art. 6228. (in Russ.).
Galstyan I.Sh. Kvoprosu ob antikorruptsionnom prosveshcheniikaksposobe povysheniya pravovoy kul'tury i pravosoznaniya [On the issue of anti-corruption education as a way of improving the legal culture and legal consciousness], Gumanitarnye iyuridicheskie issledovaniya, 2016, no. 4, pp. 153-157. (in Russ.).
Kabanov P. A. Antikorruptsionnoe prosveshchenie kak instrument protivodeystviya korruptsii: ponyatie i soderzhanie [Anti-corraption aducation as a means of corruption counteraction: notion and content], Aktual'nye voprosy formirovaniya antikorruptsionnykh standartov i ikh primeneniya : materialy Vseros. nauch-prakt. konf., 2017, pp. 253-263. (in Russ.).
Konventsiya Organizatsii Ob»edinennykh Natsiy protiv korruptsii (prinyata General'noy Assambleey OON 31 oktyabrya 2003 g.) [United Nations Convention against Corruption (adopted by the UN General Assembly on October 31, 2003)], Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii, 2006, no. 26, art. 2780. (in Russ.).
Leukhina T.S., Yakhina Z.Sh., Rafikova E.M., Gorshkova K.V. Antikorruptsionnaya politika v obrazovatel'nom prostranstve ChOU VO «Akademiya sotsial'nogo obrazovaniya»: vzglyad prepodavateley i studentov (po materialam sotsiologicheskogo oprosa) [Anti-corruption policy in educational environment of phei "academy of social education": view of teaching staff and students (on materials of sociological poll)], Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2016, no. 5 (118), pp. 124-132. (in Russ.).
Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke i prinyatiyu organizatsiyami mer po preduprezhdeniyu i protivodeystviyu korruptsii, utverzhdennymi Ministerstvom truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii 8 noyabrya 2013 g. [Methodical recommendations of development and adoption by organizations of measures to prevent and opposition to corruption, approved by the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation on November 8, 2013], available at: http://base.garant.ru/70499600/ (accessed October 12, 2018). (in Russ.).
Shamsutdinova D.V. Realizatsiya sotsial'no-kul'turnykh form formirovaniya grazhdansko-pravovoy kul'tury molodezhi vsisteme antikorruptsionnogo vospitaniya [Realization of socio-cultural formation forms of civil culture youth in the system of anti-corruption education], Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2017, no. 4, pp. 135-139. (in Russ.).
Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 29 iyunya 2018 goda № 378 «O Natsional'nom plane protivodeystviya korruptsii na 2018-2020 gody» [Decree of the President of the Russian Federation of June 29, 2018 No. 378 "On the National Anti-Corruption Plan for 2018-2020"], available at: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71877694/ (accessed October 12, 2018). (in Russ.).
Zalivanskiy B.V., Samokhvalova E.V. Instrumental'nye sredstva diagnostiki korruptsii v vysshem obrazovanii [Instrumental diagnostics of corruption in the higher education], Zdorove i obrazovanie vXXI veke : zhurnal nauchnykh statey, 2016, vol. 18, no. 2, pp. 830-834. (in Russ.).