О и
0
1
и
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
114
Е.А. СИЗЫХ,
адъюнкт1 кафедры финансово-экономического и тылового обеспечения
(Академия управления МВД России)
Е.А. SIZYKH,
adjunct2 of the Department of Finance, Economics and Logistics Support (Academy of Management of the Interior Ministry of Russia)
УДК 330.101
Коррупция в системе угроз экономической безопасности в сфере жилищно-коммунального хозяйства
corruption in system of threats of economic security in housing and public utility sector
В статье рассматриваются угрозы экономической безопасности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Проанализированы основные факторы нивелирования угроз экономической безопасности региона в рассматриваемой сфере.
Угрозы экономической безопасности, коррупция, противодействие экономическим преступлениям, жилищно-коммунальное хозяйство.
The article discusses of economic security in housing and public utility sector. It analyzes the main factors of leveling of threats of economic security of the region in this sphere.
Threats of economic security, corruption, struggle against economic crimes, in housing and public utility sector.
Президент России Владимир Путин 20 ноября 2013 г. утвердил Концепцию общественной безопасности страны (далее — КОБС) до 2020 г. — документ, определяющий государственную политику по повышению защищенности граждан, а также материальных и духовных ценностей общества. Правовую основу обеспечения общественной безопасности составляют: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности», иные федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы), законы и иные нормативные право-
вые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты. В утвержденной Концепции перечислены основные источники угроз общественной безопасности, где наряду с террористической и экстремистской угрозами названа коррупция. В IV разделе Концепции общественной безопасности страны до 2020 г. «Основные направления деятельности по обеспечению общественной безопасности» отражены позиции (п. «г») в области противодействия коррупции. Основные угрозы от проявлений современной коррупции становятся «дорогими» для общества по следующим основаниям [4]:
— коррупция становится источником коррупции;
— происходит привыкание к коррупции;
— коррупция обусловливает деградацию «человеческого капитала»;
1 Ранее - Главный специалист ФЭО ГУ МВД России по Красноярскому краю.
2 Earlier - The chief specialist of FEO of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia of Krasnoyarsk Krai.
— разрушает сферу права;
— формирует в России аномальную экономику;
— представляет гигантскую институциональную ловушку.
В настоящее время происходит усиление коррупционных угроз за счет их расширения в сфере хозяйственных отношений, где жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие российские отрасли экономики стали наиболее криминализированными. Бюрократическая система управления жилищно-коммунальным хозяйством обнажила проблемы некомпетентности, нежелания ряда руководителей проводить кардинальные изменения в данной сфере и формировать принципиально новую систему управления, удовлетворяющую потребностям современных условий хозяйствования. «Преступная халатность и безответственность, исходящие от коррупции, создают глобальные очаги бедствий и угроз для общественной безопасности. Примером может послужить установка трубопровода в Санкт-Петербурге в 2012 г. по "откатному" коррупционному сценарию, в результате чего без тепла остались жители целого района. Причинный комплекс безответственности должностных лиц нуждается в особом осмыслении и в выработке новой предупредительной общественной стратегии» [6].
Генезис криминальных процессов в данной сфере отражает объективные причины совершения правонарушений:
— унаследованная от СССР ресурсоемкая экономика;
— поспешно проводимые реформы сформировали неэффективных собственников;
— сложился высокий уровень износа основных фондов в сфере ЖКХ;
— неэффективный контроль со стороны государства и собственников жилого фонда за организацией рационального использования финансовых средств;
— высокая латентность отрасли по криминальному перераспределению вторичного жилья и др. [7].
Сфера жилищно-коммунального хозяйства выступает ключевым элементом региональной инфраструктуры, что обусловливает ее важное значение для поддержания стабильности и экономической безопасности на мезоуровне. Рациональное функционирование ЖКХ определяет уровень и качество жизни населения в регионе. Будучи многоотраслевым комплексом, который включает в себя значительную часть производственной, коммерческой, финансово-кредитной, социальной, информационной и экологической сфер, ЖКХ аккумулирует специфичные угрозы, углубляющие кризисные явления в региональной системе. Глобальные изменения в структурных и ин-
ституциональных изменениях рыночной экономики в системе регионального устройства привели к трансформации сферы ЖКХ в самостоятельный экономический элемент, деятельность которого направлена не только на удовлетворение нужд экономики региона, но и на формирование коррупционной ренты. При этом увеличение последнего сегмента за счет первого происходит более быстрыми темпами. Неслучайно 30 января 2014 г. на заседании президиума Экономического совета были сформулированы основные проблемы повышения эффективности работы жилищно-коммунального комплекса страны, среди которых [4]:
1) распределение ответственности между муниципальными образованиями, регионами и Федерацией. Необходимо, чтобы каждый уровень знал свою долю ответственности (до персональной включительно);
2) принятый Закон об ограничении роста стоимости услуг ЖКХ на долгосрочный период не заработал на деле, он декларирует желаемые цели;
3) инновационные технические решения, надежность, безопасность и долговечность коммунальной инфраструктуры игнорируются в погоне за подменой качества на количество. Источники привлечения средств, прежде всего приток частных инвестиций, механизмы государственно-частного партнерства используются крайне неудовлетворительно.
Приватизация 80 % жилищного фонда не сформировала эффективного собственника, обеспечивающего ремонт и эксплуатацию жилья. Управляющие компании, сменившие государственные предприятия, обеспокоены лишь только извлечением коррупционной ренты. Видна динамика роста тарифов на услуги системы ЖКХ и инфляции в среднем за 9 лет (2001—2009 гг.): отопление — в 7 раз, горячее водоснабжение — в 9 раз, холодное водоснабжение — в 6 раз, газ — в 5 раз, электроэнергия — в 5 раз. При этом рост инфляции с 2001 по 2009 гг. составил 115 %, а уровень износа основных фондов сферы ЖКХ в 2010 г. составил 54,5 % [3, 9]. Экономическая турбулентность с тарифами сопровождалась ростом преступности в данной сфере. Так, с 1997 г. по 2000 г. преступность возросла на 36,6 % [1, 5]. Уровень коррупционности в системе ЖКХ в регионах страны занимает второе место после правовых органов власти (табл.).
Несмотря на то что показатель степени износа основных фондов системы жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 1 января 2011 г. имел запредельно высокое значение (порядка 60 %) [8], к сожалению, не было предпринято адекватных мер по локализации проблемы со стороны контролирующих органов.
Рост тарифов вызвал криминальную активность в ЖКХ, где мошенничества, присвоения
о
и
О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
X
^
ш S а н
115
Таблица
Распределение обращений коррупционной направленности граждан в федеральных
округах России за 2010 г., % [8]
Гос. и муниц. органы власти Федеральные округа России
Дальневосточный СевероЗападный Уральский Южный Приволжский Сибирский Центральный
ЖКХ 31,9 30,4 24,0 28,6 22,4 15,6 37,2
О и О X
и
£ о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
116
или растраты (составили более 50 %), незаконное предпринимательство (около 2 %), уклонение от уплаты налогов (примерно 5 %), все виды должностных преступлений (более 40 %) [3] послужили питательной средой для организованной преступности и коррупции. Декларируемые убытки списываются на затраты компаний, в результате размеры тарифов на коммунальные услуги увеличиваются для потребителей.
В соответствии с п. 1 Перечня поручений Президента РФ от 17 марта 2011 г. № ПР-701 «О проведении проверок организаций, оказывающих услуги населению в жилищно-коммунальной сфере» [1] МВД России призвано осуществлять комплекс профилактических мероприятий в сфере ЖКХ. В целях декриминализации сферы жилищно-коммунального хозяйства территориальные органы МВД России должны проводить комплексные мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений в данной сфере. В особой опеке нуждаются организации, осуществляющие сбор платежей за коммунальные услуги и имеющие высокий объем просроченной задолженности перед предприятиями водоснабжения и энергетики. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в проведении профилактических мероприятий нуждаются организации, осуществляющие в больших объемах ремонтно-строительные работы. Кроме того, в рамках предотвращения теневизации и коррупционности в сфере ЖКХ повсеместно применяются новейшие информационные технологии, способствующие проведению мониторинга в сети Интернет. Наиболее типичными можно назвать экономические преступления и различные коррупционные правонарушения, связанные с неправомерным использованием организациями ЖКХ платежей, полученных от населения в качестве оплаты за коммунальные услуги, хищения денежных средств, материальных ценностей, находящихся на балансе и счетах ТСЖ, управляющих организаций, путем преднамеренного банкротства и вывода активов в подконтрольные и другие аффилированные структуры.
Весьма продуктивным может оказаться зарубежный опыт нивелирования угроз экономической безопасности региона, возникающих
в сфере ЖКХ [2]:
— повышение полномочий органов региональной власти по реструктуризации объектов федеральной собственности сферы ЖКХ с целью привлечения эффективного собственника;
— использование механизмов общественного контроля в сфере ЖКХ и механизмов лицензирования данной сферы, что позволит повысить уровень ее прозрачности и нивелировать необоснованное, коррупционное ценообразование;
— введение законодательных норм, регулирующих вход на рынок оказания услуг и обязательного лицензирования, сертификации и обучения персонала;
— создание необходимых условий для качественного взаимодействия органов региональной и муниципальной власти с организациями, осуществляющими экономическую деятельность в сфере ЖКХ;
— поддержка организаций, внедряющих технологии энергосбережения за счет средств федерального и муниципального фонда;
— повсеместное внедрение современных технологий ресурсосбережения, способствующих в долгосрочной перспективе повышению экономии бюджетных средств;
— техническая регламентация вывоза бытовых и строительных отходов с возможностью вторичной переработки;
— создание технологичных полигонов для утилизации отходов с возможностью получения электроэнергии посредством развития соответствующих технологий;
— создание региональных фондов содействия развитию системы ЖКХ;
— введение обязательного страхования ответственности управляющих компаний;
— применение дифференцированного подхода к оказанию услуг в сфере ЖКХ;
— совершенствование антимонопольной политики, способствующей повышению инвестиционной привлекательности данной сферы.
Реформирование отрасли определило вектор социально-экономического подхода к формированию новой тарифной политики, контроля расходования бюджетных средств, а также восполнения пробелов законодательства, регулирующего деятельность управляющих компаний и товариществ собственников жилья.
Зарубежный опыт может быть полезным с позиции государственного участия в институциональном регулировании ЖКХ, где в качестве приоритета выступают защита прав потребителей и соответствующие гарантии выполнения стандартов качества. Существующая система нормативного правового регулирования социально-бюджетной сферы нуждается в существенной коррекции, поскольку она кор-рупциогенна и непонятна для потребителей.
Гарантии качества товаров и услуг в сфере ЖКХ достигаются за счет ликвидации рисков и угроз, комплексно понижающих уровень экономической безопасности не только отрасли, но и конкретного региона, при этом прозрачность экономических отношений может быть показателем стабильности.
Список литературы
1. О проведении проверок организаций, оказывающих услуги населению в жилищно-коммунальной сфере: перечень поручений Президента РФ от 17 марта 2011 г. № ПР-701 // СПС Гарант.
2. Тлазырин М.А. Детерминанты экономической безопасности в сфере ЖКХ // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 2.
3. Данные агентства РиФ. URL: http://www.rf-agency.ru (дата обращения: 15.04.2015).
4. Заседание президиума Экономического совета. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/20125 (дата обращения: 15.04.2015).
5. Наумов Ю.Т. Институциональная коррупция как угроза экономической безопас-
Оценка состояния преступности на объектах ЖКХ свидетельствует о высокой латентности за счет экономических и коррупционных правонарушений. Высокий уровень криминализации ЖКХ требует применения современных технологий постоянного оперативного слежения за данной отраслью со стороны правоохранительных и контролирующих органов. Но прорыв в организации деятельности специализированных подразделений по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями МВД России на объектах ЖКХ возможен лишь только через комплексные научные исследования и разработки.
Выявление и обобщение передового опыта специализированными аналитическими центрами ГУЭБиПК МВД России позволяет руководителям территориальных органов внутренних дел оптимально использовать имеющиеся ресурсные возможности по противодействию преступности в сфере ЖКХ. В ряде территориальных органов внутренних дел положительно зарекомендовал себя опыт создания подразделений целевого назначения по сопровождению региональных и федеральных программ в сфере ЖКХ.
ности: тенденции и перспективы противодействия. М., 2012.
6. Наумов Ю.Т. Коррупция и общество: теоретико-экономическое и прикладное исследование: монография. Владимир, 2007.
7. Наумов Ю.Г., Тимофеева О.Ф. Оффшоры и коррупция (институциональный подход). М., 2014.
8. Сайт межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией». URL: http://www.com-cor.ru (дата обращения: 15.04.2015).
9. Сайт Министерства экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/minec/ main (дата обращения: 15.04.2015).
E-mail: [email protected]
О и О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
X
^
ш S а н
117