О НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ПРИЧИНАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ РОССИИ
ABOUT SOME MODERN REASONS OF ECONOMIC CRIMES IN THE HOUSING-AND-MUNICIPAL SPHERE OF RUSSIA
УДК 343.9
Д.Н. МАРИНКИН,
кандидат юридических наук (Пермский филиал РАНХиГС) [email protected]
D.N. MARINKIN,
candidate of law (the Perm branch of a RANEPA)
Аннотация: актуальность проблем преступности в сфере жилищно-коммунального комплекса обусловлена рядом причин, которые исследуются в статье. Преступность в сфере жилищно-коммунального хозяйства представляет собой существенную угрозу для социально-экономического благополучия государства. Количество экономических преступлений сложно подсчитывать с учетом их высокой латентности, но после детального изучения причин преступности в жилищно-коммунальной сфере, как и в медицине, устранив причину, возможно лечить заболевание. Устранение выявленных причин преступлений в жилищно-коммунальной сфере позволит снять социальную напряженность в обществе по указанным проблемам и реализовать необходимые обществу и государству задачи, даст возможность правильно и в правовом поле решать вопросы предоставления населению жилищно-коммунальных услуг высокого качества.
Ключевые слова: причины преступлений, экономические преступления, жилищно-коммунальная сфера, состояние экономической преступности.
Abstract: relevance of problems of crime in the sphere of a housing-and-municipal complex is caused by a variety of reasons which are investigated in article. The crime in the sphere of housing and communal services, represents essential threat for social and economic wellbeing of the state. It is difficult to count quantity of economic crimes taking into account their high latency, but after detailed studying of the reasons of crime in the housing-and-municipal sphere, as well as in medicine, having eliminated the reason, the disease is possible to treat. Elimination of the established reasons of crimes in the housing-and-municipal sphere will allow to defuse social tension in society on the specified problems and to realize necessary for society and the state of a task, having presented to possibility of the correct and legal solution of questions of providing housing-and-municipal services to the quality population.
Keywords: reasons of crimes, economic crimes, housing-and-municipal sphere, condition of economic crime.
Актуальность проблем преступности в сфере жилищно-коммунального комплекса обусловлена рядом причин. К их числу можно отнести, например, тот факт, что среднегодовой объем производства в этой сфере достигает уровня 5,9 % от ВВП России.
В связи с этим преступность в сфере жилищно-коммунального хозяйства представляет собой существенную угрозу для социально-
экономического благополучия государства и требует постоянного криминологического наблюдения [2, с.130].
По данным генерального прокурора России Ю. Чайки, «в деятельности органов государственной власти субъектов и местного самоуправления выявлены многочисленные нарушения при установлении тарифов, распоря-
жении имуществом коммунального комплекса. Установлены они и при использовании организациями ЖКХ средств бюджетов различных уровней, собственных финансов, в том числе поступивших в виде платежей граждан за потребляемые услуги» [10].
Так, например, в январе-сентябре 2015 года органами внутренних дел в Пермском крае рассмотрено 207,4 тыс. заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. 90,6% всех зарегистрированных преступлений выявляется органами внутренних дел. Из указанных 1506 -преступления экономической направленности, чей удельный вес 3,5% [13].
Следует отметить, что количество экономических преступлений в жилищно-коммунальной сфере находится среди указанных зарегистрированных признаков преступлений. Однако точное их количество сложно подсчитать.
В целом же в системе регистрируемых преступлений экономической направленности показатель удельного веса преступлений, по мнению криминологов, совершаемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства, превышает 1 %, что, в свою очередь, с учетом их высокой латентности позволяет признать сферу жилищно-коммунального хозяйства одним из наиболее криминализированных сегментов экономики. Причем большое число таких преступлений совершается в федеральных округах с высокой плотностью заселенности: Центральном и Приволжском.
Интересен и тот факт, что, например, за 2013 год подразделениями МВД России в этой сфере выявлено свыше трех тысяч преступлений, а размер причиненного ущерба составил 3,6 миллиарда рублей [18]. При этом в указанную сумму вошли убытки только от вскрытых преступлений в области жилищно-коммунального хозяйства, а общие потери бюджета подсчитать пока не представляется возможным.
В целом, в России в последние годы регистрирующие органы по такой категории преступлений в исследуемой сфере регистрируют нулевые данные. Примером может быть в 2013 и 2014 гг. г. Москва [15]. Так, количество выявленных преступлений в указанной сфере в 2014 году увеличилось в 1,7 раза к 2013, однако реально это были лишь халатность, взяточничество. Всего же, например, в 2013 году это 207 преступлений в сфере ЖКХ (в 2012 - 117 преступлений).
Интересно, что растут и долги за услуги в сфере. Так, на начало ноября 2015 года задолженность составляет в целом по России 250 млрд руб. [10] (в аналогичном периоде 2014 года сумма была 225 млрд руб.) ввиду финансовых трудностей граждан-собственников и прямых от-
казов оплачивать услуги, например, капитальный ремонт. В целом же совокупный долг по платежам достиг уже суммы в 1 трлн руб. [16].
Следует сказать, что по результатам проводимых исследований органами прокуратуры по итогам выявляемых преступных и противоправных событий в жилищно-коммунальной сфере указанная сфера - это один из наиболее привлекательных для преступников сегментов экономики [17].
Особый интерес в связи с этим вызывает и то, что по проведенным опросам 12% жителей России отметили улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг за 2014 год. Чаще всего о том, что качество услуг ЖКХ выросло, говорили жители малых городов (20%) и сел (15%). В целом, 55% респондентов удовлетворительно оценивают качество коммунальных услуг. Причем молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (61%) и респонденты 25-34 лет (59%) склонны более позитивно оценивать качество ЖКУ, чем другие группы опрошенных. Такие данные предоставило Национальное агентство финансовой информации (НАФИ) [9].
Для современного уголовного преследования, например, в вопросе возмещения ущерба, значима ограниченность полномочий прокурора, следователя и т.д., поскольку ущерб причиняется, как правило, предприятиям-поставщикам, а не государству напрямую. То есть поставщики, к сожалению, не проявляют активности взыскания похищенного. Что можно сказать и о собственниках - плательщиках услуг при нарушении их прав.
Таким образом, следует отметить, что имеющиеся количественные показатели снижают качественный анализ результатов (всех органов контроля в сфере). Указанное увеличение или снижение числа преступлений, в том числе в исследуемой нами сфере, конечно, еще не дает представления о том, улучшилась обстановка или, наоборот, ухудшилась. Так, например, сокращение преступности может быть связано не только с профилактическими мерами, но и попросту с укрытием преступлений. Например, ежегодно только прокурорами Волгоградской области восстанавливается на учете свыше 4 тыс. преступлений, которые органы следствия и дознания по различным причинам сокрыли от статистики, и, соответственно, от расследования.
Еще одним проблемным фактором является неэффективная с криминальной составляющей работа процедур банкротства в сфере [14]. Так, например, часто управляющие компании, будучи не в силах погасить уже 20%-й разрыв, разоряются и попадают под процедуру банкротства. В еще одной довольно весомой части компаний используют повод с «неуплатой жильцами», чтобы скрыть соб-
ственное нецелевое расходование средств, а инициированную процедуру банкротства превращают в способ ухода от задолженности кредиторам и возможность создания новой организации, которая получит доступ к тем же ресурсам.
Кроме того, в преддверии банкротства или после того, как дело уже возбуждается арбитражным судом, жилые дома часто начинают массово переходить из обслуживания банкрота в новые компании, созданные и контролируемые менеджментом банкрота. Нередко за один день собрания жильцов проходят в сотнях многоквартирных домов. Что обусловлено и сложностями процедур собрания собственников жилых помещений [3, с. 75].
Отдельно следует обозначить особый теневой характер преступлений в жилищно-коммунальной сфере [4, с. 406-410]. Например, в структуре экономических преступлений жилищно-коммунальное хозяйство занимает второе место, что обусловлено высокой непрозрачностью его финансовых потоков, несовершенством законодательства, спецификой предоставляемых услуг. По разным оценкам размер теневой экономики России составляет до 46 % ВВП.
В результате незащищенности контролем наиболее подверженными коррупционным проявлениям остаются такие сферы деятельности, как осуществление должностными лицами органов исполнительной власти разрешительных и контрольно-надзорных функций; распределение бюджетных средств, выделяемых в рамках государственного заказа; совершение операций с земельными участками, находящимися в федеральной и муниципальной собственности; негосударственное регулирование экономической деятельности; образование, здравоохранение, строительство и ЖКХ.
Остаются распространенными факты принуждения предпринимателей к согласию на получение от чиновников «услуг» по лоббированию их интересов и оказанию общего покровительства [11].
Таким образом, характеризуя преступления в жилищно-коммунальной сфере, выделим две группы деяний: разнообразные формы хищений и нецелевого использования денежных средств собственников помещений в многоквартирном доме, а также преступные деяния коррупционной направленности и связанные с ними экономические и должностные преступления. Например, вторая группа - это злоупотребления при установлении нормативов потребления и тарифов на коммунальные ресурсы, недопущение, ограничение или устранение конкуренции на рынке коммунальных услуг, хищение и нецелевое расходование
бюджетных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, хищение общего недвижимого имущества.
В литературе отмечается, что критически следует оценивать официальные показатели преступности в указанной сфере и систему борьбы с такими преступлениями, не отражающие их действительную структуру и общественную опасность конкретных разновидностей. А в качестве негативной черты системы отмечается ее перекос в сторону противодействия преступлениям недобросовестных участников рынка коммунальных услуг и недостаточные меры борьбы с преступными деяниями коррупционно-экономи-ческой направленности [4, с. 135-139].
Следовательно, преступность в жилищно-коммунальной сфере обретает организованные черты. Она проблемна в выявлении и предупреждении, ввиду вовлечения государственных служащих (самих, аффилированных им лиц) в криминальные схемы.
Так, например, проведенные опросы в России показывают, что в числе сфер управления учреждениями наиболее высоким уровнем преступной активности обладают и осуществляющие контроль и деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства организации по обслуживанию территорий муниципальных образований [1, с. 76-83].
Следовательно, целесообразно, в чем мы согласны с другими учеными, разработать перспективный документ - Концепцию укрепления правопорядка и законности на длительный период (2016 - 2020 гг.) [5, с. 29-33].
Итак, основными причинами преступлений в исследуемой сфере могут быть: низкая плата работников предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы (при постоянном росте коммунальных услуг для собственников - плательщиков и потребителей услуг); неэффективный контроль финансовых операций (в силу отсутствия специальных знаний и опыта работы в сфере; нередко ТСЖ, например, или управляющие организации существуют в течение года-двух и их руководители и бухгалтера не сведущи в особенностях ЖКХ, инженерных особенностях коммуникаций и т.п.); коррумпированность государственных и муниципальных служащих, контролирующих жилищно-коммунальную сферу; частая безнаказанность, по сути, криминальных видов предпринимательства, с получением высоких доходов; недостатки в деятельности правоохранительных органов ввиду смены направлений борьбы с экономическими преступлениями из одной сферы экономики в другую; отсутствие апробированных и дей-
ственных методик расследования преступлений, совершаемых в жилищно-коммунальной сфере.
Указанное требует решений, ведь «социальная напряженность» возрастает и требует незамедлительных мер государственного аппарата [8, с. 8-12]. Как вариант, наиболее действенный в современных условиях, - в целом поменять отдельные направления российской уголовной политики [6, с. 63-67].
Однако это возможно после детального изучения причин преступности в жилищно-ком-
мунальной сфере. Как и в медицине, устранив причину, возможно лечить заболевание, так и в сфере ЖКХ в целом - устранение выявленных причин преступлений в жилищно-коммунальной сфере позволит снять социальную напряженность в обществе по указанным проблемам и реализовать необходимые обществу и государству задачи, представив возможности правильного и правового решения вопросов предоставления населению жилищно-коммунальных услуг высокого качества.
Литература
1. Баранов В.М. Зоны повышенного риска в деятельности органов государственной власти в ракурсе презумпции виновности чиновников // Журнал российского права. 2013. № 2. С. 76-83.
2. Гпадких В.И., Казаков В.В., Шумов Р.Н. Противодействие преступлениям, совершаемым в жилищно-коммунальной сфере: монография. - М.: Международный юридический институт, 2011. С. 130.
3. Ельникова Е.В. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме: новеллы жилищного законодательства / Шестой пермский конгресс ученых-юристов: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Пермь, ПГНИУ, 16-17 окт. 2015 г.) / отв. ред. О.А. Кузнецова. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2015. С. 75.
4. Крюкова И.В. Финансовые потоки теневой экономики жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) // Молодой ученый. 2015. №13. С. 406-410.
5. Малинин В.Б., Измалков В.А. Борьба с организованной преступностью - одна из основных задач государства // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. № 1. С. 29-33.
6. Петровский А.В. Российская уголовная политика и управленческая преступность: проблемы и перспективы // Вестник Нижегородской правовой академии. 2014. № 3. С. 63-67.
7. Степанов В.В. Актуальные вопросы противодействия преступлениям в сфере ЖКХ // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 3. С. 135-139.
8. Третьяков В.И. Социальная напряженность — фактор, детерминирующий преступность // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. № 1. С. 8-12.
9. 55% жителей России удовлетворены качеством услуг ЖКХ: опрос // URL:http://regnum.ru/news/ratings/1949020.html (дата обращения 2.12.2015г.).
10. Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. // URL:http://genproc.gov.ru/smi/interview and appearences/appearences/82414 (дата обращения 2.12.2015г.).
11. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2014 году // URL:http://www.mvd.ru (дата обращения 2.12.2015г.).
12. Минстрой: долг россиян за услуги ЖКХ - 250 млрд руб // URL:http://www.vestifinance.ru/articles/64706 (дата обращения 2.12.2015г.).
13. Отчет о результатах оперативно служебной деятельности ГУВД по Пермскому краю // URL:https://59.mvd.ru/slujba/Otchet_lic/ Rezultati_operativno_sluzhebnoj_dejateln (дата обращения 2.12.2015г.).
14. Порочный круг ЖКХ: как врут управкомпании и почему не работает банкротство // URL:http://www.regnum.ru/news/ economy/2008734.html (дата обращения 2.12.2015г.).
15. Преступления в ЖКХ: «Найдено ноль» // URL:http://www.nvdaily.ru/info/12836.html (дата обращения 2.12.2015г.).
16. Совокупный объем задолженности в ЖКХ составляет почти 1 трлн. руб. - М. Мень // URL:http://regnum.ru/news/ economy/1990397.html (дата обращения 2.12.2015г.).
17. Сфера ЖКХ — один из наиболее привлекательных для преступников сегментов экономики // URL:http://inter-volgograd. ru/2014/04/sfera-zhkh-odin-iz-naibolee-privlekatelnyh-dlya-prestupnikov-segmentov-ekonomiki/ (дата обращения 2.12.2015г.).
18. URL:http://www.utro.ru/articles/2014/03/21/1183864.shtml; URL:http://ria.ru/incidents/20140321/1000533034.html (дата обращения 2.12.2015г.).
References
1. Baranov V.M. High-risk Areas in the activities of public authorities in view of presumption of guilt of officials // Journal of Russian law. 2013. № 2. Р. 76-83.
2. Gladkikh V.I., Kazakov V.V., Shumov R.N. Counteraction to crimes in the housing sector: monograph. - M.: international law Institute, 2011. P. 130.
3. Yellnikova E.V. The Procedure for conducting General meeting of owners of premises in an apartment house: new housing legislation / Perm Sixth Congress of scholars: proceedings of the international. scientific.-practical. Conf. (G. Perm, Perm state University, 16-17 Oct. 2015) / resp. edited by O. A. Kuznetsova. Perm. state Univ. - Perm, 2015. P. 75.
4. Kryukova I.V. Financial flows of the shadow economy of housing and communal services (HCS) // Young scientist. 2015. № 13. P. 406-410.
5. Malinin V.B., Izmalkov V.A. The Fight against organized crime is one of the main tasks of the state // Topical issues of combating crimes. 2015. № 1. P. 29-33.
6. PetrovskyA.V. The Russian criminal policy and managerial crime: problems and prospects // Bulletin of the Nizhny Novgorod legal Academy. 2014. № 3. Р. 63-67.
7. Stepanov V.V. Actual issues of combating crimes in the sphere of housing and communal services // The Criminological magazine of the Baikal state University of Economics and law. 2014. № 3. Р. 135-139.
8. Tretyakov V.I. Social tensions — a factor in determining the crime // Bulletin of Voronezh Institute of MIA Russia. 2012. № 1. P. 8-12.
9. 55% of Russian citizens are satisfied with the quality of housing services: a survey // URL:http://regnum.ru/news/ratings/1949020. html (2.12.2015).
10. Report on the meeting of the Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation [Electronic resource]. // URL:http://genproc.gov.ru/smi/interview and appearences/appearences/82414 / (2.12.2015).
11. The report on results and main directions of activities of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation in 2014 // URL:http://www.mvd.EN (accessed on 2.12.2015).
12. The Ministry: the debt of Russians for housing and communal services - 250 bn // URL:http://www.vestifinance.EN/ articles/64706 (2.12.2015).
13. A report on the results of operational service activities of the police Department of the Perm region // URL:https://59.mvd.ru/ slujba/Otchet_lic/Rezultati_operativno_sluzhebnoj_dejateln (2.12.2015).
14. Vicious circle housing: as lie upravlenii and why the bankruptcy // URL:http://www.regnum.ru/news/economy/2008734.html (2.12.2015).
15. Crimes in housing and communal services: «Found zero» // URL:http://www.nvdaily.ru/info/12836.html (2.12.2015).
16. The aggregate level of debt in the housing sector is nearly $ 1 trillion. RUB. Men // URL:http://regnum.ru/news/economy/1990397. html (2.12.2015).
17. The housing sector is one of the most attractive for criminals segments of the economy // URL:http://inter-volgograd.ru/2014/04/ sfera-zhkh-odin-iz-naibolee-privlekatelnyh-dlya-prestupnikov-segmentov-ekonomiki/ (accessed 2.12.2015).
18.URL:http://www.morning.EN/articles/2014/03/21/1183864.shtml;URL:http://ria.ru/incidents/20140321/1000533034.html (2.12.2015).
(статья сдана в редакцию 17.12.2015)