Научная статья на тему 'Последствия и пути противодействия коррупции на территории России в современных условиях'

Последствия и пути противодействия коррупции на территории России в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1556
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ / КОРРУПЦИОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ / ВЗЯТКА / ДОЛЖНОСТЬ / БОРЬБА / ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курьяков И. А.

В статье исследуется проблема коррупции в российском обществе, возможности ее возникновения и распространения в условиях рыночных преобразований и глобализации, социальные и экономические последствия для государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Последствия и пути противодействия коррупции на территории России в современных условиях»

ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Курьяков И.А., к. э. н., доцент Омского института (филиала) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

В статье исследуется проблема коррупции в российском обществе, возможности ее возникновения и распространения в условиях рыночных преобразований и глобализации, социальные и экономические последствия для государства.

Ключевые слова: Коррупция, трансформационные преобразования, противодействие коррупции, злоупотребление, коррупционные явления, взятка, должность, борьба, дестабилизация страны.

В словаре С.И.Ожегова коррупция характеризуется как « подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей». То есть коррупция-это конфликтная ситуация, которая возникает между должностным лицом и работодателем, или конфликт между выборным лицом и интересами общества. Но как бы мы не квалифицировали и не называли выше упомянутые ситуации, многие виды коррупции связаны в основе своей, как правило, с взяточничеством и мошенничеством, которые совершает должностное лицо и может быть отнесено к категории преступлений против государственной власти.

Коррупция, к сожалению, сопровождает человечество с древнейших времен. Причины возникновения коррупции в зависимости от исторической эпохи и фазы социально-экономического развития стран весьма различны, а поэтому разработать некие универсальные правовые и организационные средства по ее предупреждению и пресечению представляется малореальным. Дело в том, что проблема борьбы с коррупцией характерна и для России, и для всего мирового сообщества. Но Россия приобрела стойкий имидж глубоко коррумпированного государства. Коррумпированность аппарата государственного управления носит глобальный и системный характер. Коррупцией сегодня поражены практически все сферы общества: ЖКХ, образование, здравоохранение, суды, правоохранительная система, государственная служба.

Сегодня коррупция достигла огромных масштабов во всех отношениях и представляет собой серьезную угрозу не только для социальной, экономической, политической, но и для продовольственной, оборонной и иной безопасности страны. Это, с одной стороны. С другой-сложившаяся ситуация отрицательно сказывается, прежде всего, на репутации России, которая является тормозом для привлечения в страну иностранного капитала. Следовательно, коррупция является не только глубинным фактором дестабилизации страны и для ее прогрессивного экономического развития, но и возможность реальной прочности существования самого Российского государства. На страницах СМИ, по телевидению и радио, на совещаниях различных уровней, ведется постоянно разговор о необходимости борьбы с коррупцией. О коррупции и коррумпированности практически ежедневно информируется население о все новых и более изощренных фактах взяточничества не только среди чиновников разных ведомств, но и руководителей самых различных уровней власти. Получается, что проблема коррупции является не только одной из самых сложных, стоящих перед органами государственной власти территорий, но и перед российским обществом на современном этапе его развития и функционирования в условиях глобализации экономики.

По данным В.Маркина и А. Бастрыкина, за девять месяцев в производстве следователей СК РФ находилось около 30 тысяч уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, что на 4 тысячи больше, чем за весь период 2012 года. Окончено расследование по 9,2 тысячи уголовным делам. Причем, общий ущерб от выявленных коррупционных преступлений за последние два года превысил 9 миллиардов рублей.

В целях получения представления о личности коррумпированного субъекта (взяткополучателя), А.Ю.Федоров и С.А Алимов, провели самостоятельное изучение 92 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 290 УК, рассмотренных судами Свердловской, Челябинской, Курганской, Липецкой и Кемеровской областей, с постановленными по ним обвинительными приговорами (в период с 2000 по 2008 г.). Результаты исследования показали, что лицо, получившее незаконное вознаграждение, является лицом мужского пола,

средний возраст которого составляет 30-32 года. Среди осужденных встречаются лица женского пола, но их доля почти в 2 раза выше, чем доля женщин среди других категорий преступников. Средний возраст женщин, осужденных за получение взятки, составляет 39 лет. Взяткополучатель, как правило, более образованный человек, имеющий высшее образование и высокий уровень знаний. Так, высшее профессиональное образование имели 39% осужденных должностных лиц, получивших незаконное вознаграждение, высшее юридическое образование-20, общее среднее-25, среднее специальное-22, среднее техническое-10%. Все чаще встречаются случаи совершения должностных преступлений лицами с ученой степенью или ученым званием. На момент свершения должностного преступления в каждом втором случае (53,8%), обвиняемые выполняли функцию представителя власти. В каждом третьем случае (30,8%)-организационно-распорядительные функции; в 6,7% изученных дел лицо при свершении должностного преступления исполняло административно- хозяйственные функции.

Есть еще немало примеров проявления коррумпированности чиновников, причем достаточно высокого уровня. Так, следователи изъяли на одном из складов в Санкт-Петербурге 82 предмета старинной мебели, 113 картин известных художников, 2 старинные иконы высотой около 1,5 метра каждая, 13 ящиков с редкими экземплярами книг, принадлежавшие бывшему министру финансов Московской области Алексею Кузнецову и его супруге Жанне Булох. Доказательства причастности Кузнецова к мошенничеству организованной группы в особо крупном размере ( ч.4 ст.159), легализации преступных доходов (ч.3 ст.174.1) и растрате (ч.4 ст.160 УК РФ) закреплены в 340 томах уголовного дела. Общая сумма ущерба, причиненного бюджету Московской области, составляет более 10 млрд. рублей. Процесс экстрадиции Кузнецова из Франции по запросу российских правоохранительных органов длится уже более года.

Возбуждено уголовное дело против главного налоговика Южного Урала-руководителя УФНС по Челябинской области Александра Путина, который заподозрен в получении взятки в особо крупном размере (ч.6 ст. 290 УК РФ). По предварительным данным, чиновник получил ее в виде имущественной выгоды-ремонта и отделки принадлежащей ему квартиры на сумму более 1,5 млн. рублей. Причем, работы проводились за счет строительной фирмы одного из челябинских депутатов, впоследствии получившей от УФНС ряд государственных контрактов на ремонты зданий налоговых инспекции.

Сотрудник управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Самарской области сам попался на взятке. Полицейский подозревается в том, что 14 октября получил от директора ООО незаконное денежное вознаграждение за отказ в возбуждении уголовного дела. После получения денег он задержан представителями оперативно-разыскной части собственной безопасности областного МВД. А в Москве полицейский пообещал за деньги закрыть глаза за результаты проверки в отношении мужчины и был задержан.

Не обошла стороной коррупционность и жадность высокопоставленных чиновников Омской области. Так, экс депутат городского Совета Александр Дмитриев, он же и руководитель Банка, не удержался от соблазна присвоить 300 миллионов рублей и укрылся в Прибалтике. Но теперь беглец экстрадирован, находится на территории Западно-Сибирского региона, признал свою вину и находится в ожидании суда. Не лучшая ситуация и у бывшего первого заместителя Губернатора Омской области Юрия Гамбурга, который за допущенные злоупотребления арестован и находится в сизо.

В любом государстве во время проведения радикальных реформ, коррупция усиливается. В этот период ослабевает контроль со стороны государственных структур и обнаруживаются пробелы в законодательстве, в котором не нашли отражение многие формы коррупционного поведения представителей власти, бизнеса, других категорий работников, служб и ответственных лиц. Общепризнан и международный характер этого негативного социального явления, который выражается не только в его универсальности, но и в появлении транснациональных разновидностей коррупционной деятельности, снижающих эффективность различных форм и видов международного взаимодействия. В настоящее время на территории РФ коррупция не сводится только к взяточничеству и вымогательству. Вне поля правового регулирования остаются пока другие виды социально и экономически опасной коррупции: коррупционный лоббизм; коррупционный фаворитизм и протекционизм; непотизм (покровительство родственникам); незаконное обогащение и т. д. Тем не менее, «коррупция» даже во времена античного мира

воспринималась неоднозначно. А «коррумпировать» означало: расстраивать дела, истощать источник, губить свободу, подкупать деньгами (не обязательно должностное лицо). Термин «коррупция» использовался и как правовой принцип.

Место Страна, годы Индекс

2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003

1 Дания 9,3 9.3 9.3 9.3 9.4 9.5 9.5 9.5 9.5

1 Новая Зеландия 9,3 9.3 9.4 9.3 9.4 9.6 9.6 9.5 9.5

1 Сингапур 9,3 9.3 9.2 9.2 9.3 9.2 9.3 9.4 9.4

4 Финляндия 9,2 9.2 8.9 9.0 9.4 9.6 9.6 9.7 9.7

4 Швеция 9,2 9.2 9.2 9.3 9.3 9.2 9.2 9.3 9.3

6 Канада 8,8 8.9 8.7 8.7 8.7 8.5 8.4 8.7 9.0

7 Нидерланды 8,8 8.8 8.9 8.9 9.0 8.7 8.6 __ 8.9 9.0

8 Швейцария 8,7 8.7 9.0 9.0 9.0 9.1 9.1 8.8 8.5

8 Австралия 8,7 8.7 8.7 8.7 8.6 8.7 8.8 8.8 8.6

10 Норвегия 8,7 8.6 8.6 7.9 8.7 8.8 8.9 8.8 8.5

Вместе с тем, поскольку в современной мировой цивилизации, практическая деятельность многих государств на данном этапе развития рыночных отношений связана с глобализацией экономики, активным внедрением в производство достижений научно-технического прогресса, рассчитанных на повышение менталитета нации и успешность экономической составляющей, имеется немало стран, в которых фиксируется довольно низкий уровень коррупции, оказывающий влияние на рейтинг страны по индексу восприятия коррупции (Таблица 1). Таблица 1. Рейтинг стран по индексу восприятия коррупции (наименее коррумпированы).

Что касается России, то она в 2010 г., например, была на 154-м месте с индексом 2,1, а в 2011 г. поднялась на 143-е (из183) место и находится в одной группе с такими странами, как Нигерия, Уганда и Белоруссия.

Имеющиеся зарубежный опыт и методы борьбы с коррупцией, подходы к недопущению распространения этого явления, в определенной мере могут быть полезны и для использования в России, но не полностью, а с учетом менталитета населения, а главное-с желанием избавиться от этого позорного явления, которое называется культурно «коррупцией», а для более простого понимания-«взяточничеством».

Во всем мире и в большинстве государств борьба с коррупцией велась и, по-прежнему, продолжается. Но, к сожалению, только в некоторых из них есть неоспоримые достижения, которые заслуживают самого серьезного внимания. Возьмем для примера Швецию. Она до середины XIX в. считалась страной, насквозь пораженной коррупцией. После принятия руководством страны стратегического решения о полной модернизации страны, был разработан и начал исполняться комплекс мер, направленных на полное исключение меркантильных соображений у чиновников. Госрегулирование было основано на стимулах честного и ответственного управления-через налоги, льготы и субсидии, а не с помощью запретов и разрешений, получаемых из тех или иных органов власти. Для граждан был открыт доступ к внутренним документам госуправления, позволивший желающим понимать, как работает государство, а главное-была создана независимая и эффективная система правосудия. В стране были установлены высокие этические стандарты для чиновников. Спустя несколько лет честность стала престижной нормой среди госбюрократии. Зарплаты чиновников сначала превышали заработки рабочих в 12-15 раз. Со временем усилиями правительства эта разница снизилась до двукратной. Теперь в Швеции один из самых низких уровней коррупции в мире.

Большую роль в противодействии коррупции играют церковь и общественное мнение, благодаря которым в стране с подозрением отнесутся к любому бизнесмену, который сумел за короткий период получить очень высокий доход, или к чиновнику, доходы которого существенно ниже его расходов. Общественное мнение превратит такого бизнесмена в неприкасаемого и ему никто не будет доверять ни в бизнесе, ни в бытовом общении. Оно вынудит такого чиновника уйти с должности и не позволит никогда больше получить работу ни на госслужбе, ни в частном бизнесе. В результате, проявление коррупции, вообще нечестность в частном бизнесе, и в госуправлении встречаются крайне редко. А вот другой пример-Сингапур. В момент обретения независимости в 1965г. страна была с очень высоким уровнем коррупции. За относительно короткий период с момента получения самоуправляемости в составе Британской империи в 1959г. до 1990г. уже в статусе независимой страны Сингапур прошёл путь от бедной страны до высокоразвитой, с высоким уровнем жизни и постиндустриальными секторами экономики. Этот путь стал реализацией выбора, сделанного в 1959г. премьер-министром Сингапура Ли Куан Ю. Именно он решил из портового города, в который завозилась даже пресная вода и строительный песок, сделать финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии. Но для этого было необходимо снизить уровень коррупции. Регламентировали действия чиновников, устраняли двусмысленности во всех законах, отмену многих разрешений и лицензирования, последовательно и неукоснительно соблюдали принцип верховенства и равенства всех перед законом, упрощали процедуры деятельности органов власти, стали строго следить за соблюдением этических стандартов.

Центром противодействия коррупции стало независимое Бюро по расследованию случаев коррупции. Граждане могут обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков. С началом антикоррупционной кампания Бюро инициировало расследования даже против министров правительства Ли Куан Ю и его родственников. Министры, уличённые в коррупции, были приговорены к реальным срокам заключения. Этим Ли Куан Ю доказал всем гражданам государства, что в его правительстве министры и другие ответственные должностные лица могут быть только неподкупными и высококвалифицированными. Снижая уровень коррупции Ли Куан Ю сумел показать, что упорный и квалифицированный труд всегда будет иметь высокую оплату и приводить к высокому уровню жизни. Создание образа Сингапура как безопасного и свободного от коррупции государства привлекло внутренние и иностранные инвестиции в экономику, способствовало быстрому экономическому росту страны.

Антикоррупционное законодательство Сингапура постоянно пересматривается с целью сокращения возможностей совершения коррупционных действий. Укрепляется судебная система, судьям кроме привилегированного статуса, дали и высокие оклады. Предприняты были и неординарные акции, вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и коррумпированных госслужб. Сегодня Сингапур занимает лидирующее место в мире по отсутствию коррупции, экономической свободе и развитию. Элементы антикоррупционной стратегии Сингапура заслуживают изучения и творческой адаптация к российским условиям.

Разработанная и принятая в Сеуле (Южная Корея) в 1999г. по воле мэра Гох Куна антикоррупционная программа «OPEN» позволила гражданам реально контролировать работу госчиновников [10]. Они и сейчас могут в любое время проследить ход рассмотрения документов по своему обращению через Интернет, быть в курсе, как решаются вопросы о выдаче разрешений или санкций по тому или иному делу, а когда наиболее вероятно проявление коррупции, протестовать. На первом этапе мэр Сеула предложил жителям города писать ему лично открытки с указанием того, что им не нравится. Он лично все эти открытки читал. Отдельно он следил за открытками предпринимателей. Всем служащим мэрии он включил в тексты контрактов положения о том, что каждый будет уволен без объяснения причин при малейшем подозрении от предпринимателя, который с ним контактировал, о затягивании решения его проблемы или о требовании взятки за такое решение. Если чиновник был не согласен с положением в новом контракте, с ним он не подписывался, а чиновник увольнялся с должности. Строгое соблюдение этих принципов привело к тому, что за несколько лет коррупция во взаимодействиях бизнеса и муниципальных органов власти исчезла практически полностью, а антикоррупционная программа «OPEN» стала своеобразным эталоном отношения к работе в органах власти, как к служению интересам граждан и страны.

Таким образом, коррупция в условиях рынка и глобализации экономики-не только сложный социально-экономический, нравственный, но и политический феномен, возникновение и развитие которого возможно в современном обществе, когда появляется всеобщий эквивалент, создающий возможность обменивать «все без разбора». Но поскольку история взяточничества не уступает по древности известной нам истории человеческой цивилизации, потому и изучение накопленного человеческого опыта противодействия взяточничеству является непременным условием научного познания данного социально-правового явления.

Коррупционные явления должны серьезно беспокоить российское общество. Принятый Госдумой в первом чтении очередной президентский законопроект по противодействию коррупции расширяет круг лиц, которым запрещается иметь счета в иностранных банках и предписывается декларировать доходы-свои и членов семьи. В перечень включаются все федеральные государственные служащие, работники Центрального Банка, государственных корпораций и лица, чья деятельность связана, прежде всего, с вопросами национальной безопасности страны.

На наш взгляд, причин и возможностей для успешной борьбы с коррупцией, как явлением, имеется немало. В стране за последние годы разработано много самых различных мероприятий, приняты серьезные документы, взяв на вооружение и четко их исполняя, на всех уровнях власти, можно успешно бороться и не создавать условий для создания даже коррупционных ситуаций. Например, в стране есть Федеральный закон «О полиции» от 06.12.2011 №410-ФЗ, который принят и одобрен Государственной Думой 28 января 2011 года и Советом Федерации 2 февраля 2011 г. Издан Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции» от 19 мая 2008 г.№815.

В целях создания системы противодействия коррупции в РФ, при Президенте РФ образован Совет, который возглавляет Президент РФ. Основными задачами Совета являются:

-подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации госполитики в области противодействия коррупции;

-координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации госполитики в области противодействия коррупции;

-контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

Рассматривая такую серьезную проблему, как коррупция, которая является настоящим тормозом в развитии любого общества, отрицательно влияя на экономику и жизнь подавляющего большинства людей, без жестких мер борьбы с этим явлением обойтись практически невозможно.

Проведенные исследования и полученные результаты позволяют сделать выводы и внести некоторые предложения.

1.Внести изменения в Конституцию РФ и в Кодекс РФ о конфискации у коррупционера всего (золото, деньги, валюта, недвижимость, машины, летательные аппараты, плавающие средства, акции, счета за границей, в оффшорных зонах, имущественные доли и земельные участки и т. п., в том числе и записанное на родственников (особенно преклонного возраста).

2.Борьба с коррупцией начинаться должна с нарушителей законов общества, чей уровень оплаты за труд в десятки раз больше, чем у врача, педагога, инженера, экономиста и т. д. «Рыба гниет с головы». На каждом уровне есть своя голова, которая должна быть в ответе за благополучие жизни каждого на конкретно взятой территории, региона, не говоря уже об ответственности за содеянное.

3. Коррупционеру в будущем должно быть категорически запрещено работать на такой должности или ей подобной, а его деятельность подвержена мониторингу.

4.Семья коррупционера имеет право пользоваться (после конфискации) всеми правами гражданина страны: ей должно быть оставлено столько квадратов жилой площади из расчета на каждого, сколько положено согласно ГК РФ и Конституции РФ.

Литература

1. http: www.garant.ru/hotlaw/doc/115976.htm

2. Metelev S.E., Murat M., Lizunov V.V. Economic security policy of the Russian Federation. -Rangendingen, 2016.

3. Антикоррупция. Президент Медведев предложил программу противодействия коррупции. Владислав Куликов. "Российская газета"-Неделя №4678 от 5 июня 2008г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/06/05/medvedev-korrupcia.html

4. Бирюков В.В., Метелев С.Е., Плосконосова В.П. Economy of Omsk region : priorities of development strategy / V. V. Birukov, S. E. Metelyov, V. P. Ploskonosova ; Federal agency of education, The Russ. state trade a. economics univ., Omsk inst.. Omsk, 2007.

5. Бороздина, О.В., Никифорова, М.Ю. Антикоррупционная политика в России //Экономика и управление: проблемы, решения.-2014.-№8.-с.224-233.

6. Информационный бюллетень № 15. 28.06.2003, Коалиция против коррупции в Томской области. Официальный сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р»: http://www.transparency.org.ru/CENTER/DOC/tomsknewsletter15.doc

7. Крюкова, Н.И. Коррупция: ее сущность исторические корни в России. //Вестник Российского государственного торгово-экономического университета.-№9.-10(79).-2013.-С.123.-130.

8. Лечение заразной жадности: Борьба с коррупцией в Сингапуре. Автор: Арсений Сиротин. 09.03.2010, Антикоррупционная информационная база сайта «Суда нет»: http://center.sudanet.ru/?tag=сингапур

9. Маркин, В., Бастрыкин, А. В России увеличилось количество возбужденных дел о коррупции. /Российская газета.-09.12.2013//http:www.rg.ru/2013/12/09/korrupciya-anons.html.

10. Метелев И.С. Миграционные процессы и экономическое освоение Азиатской России. Прошлое, настоящее, будущее. - Москва, 2012.

11. Метелев И.С. Организационно-экономические особенности функционирования субъекта малого предпринимательства в системе государственного и муниципального заказа //Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2011. № 3. С. 80-85.

12. Метелев С.Е. Деятельность административных органов по противодействию правонарушениям. - Омск, 2012.

13. Метелев С.Е. Методологические аспекты угроз национальной безопасности //Власть. 2011. № 2. С. 26-30.

14. Метелев С.Е. Трансформационные преобразования в России и криминальные явления на современном этапе развития общества //Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 1. С. 69-76.

15. Метелев С.Е., Косьмин А.Д. Природа и основные направления минимизации коррупции //Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 1 (63). С. 136-144.

16. Метелев С.Е., Курьяков И.А., Лизунов В.В. Менеджмент экономической безопасности. -Омск, 2010.

17. Метелев С.Е., Лизунов В.В. Обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации. - Омск, 2014.

18. Метелев,С.Е., Курьяков, И.А. Коррупция и ее проявление в современной России//Закон и право.-М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА».-2009.-№1.-С.3-7.

19. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. 70000 слов. 21-е изд. Пер. и доп. Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой.-М., «Русский язык».-1989.-924с.

20. Платова, Г. Еще чуть-чуть «поборолись с коррупцией/Советская Россия.-107(14055).-четверг.-25 сентября 2014.-С.1-8.

21. Программа «Очищение»./ Советская Россия УЛИКИ.-№79(62).-16 октября 2014 г.-с.11-13.

22. Федоров, А.Ю., Алимов, С.А. Личность современного коррупционера: основные результаты криминологического исследования /Вестник Московского университета МВД России.-№1.-2010.-с.156-157.

23. Шакирьянов, М.М. Понятие и сущность коррупции./ Закон и право.-№6.-2010.-с.9-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.