Научная статья на тему 'Коррупция в России: генезис и эволюция'

Коррупция в России: генезис и эволюция Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1002
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОРМ КОРРУПЦИИ / THE TRANSFORMATION OF FORMS OF CORRUPTION / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / RESISTANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наумкин Ю. В.

В статье рассматриваются проблемы формирования и развития коррупции в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption in Russia: genesis and evolution

In article it is considered problems of formation and development of corruption in Russia. In a seal, especially recently, rather frequently there are materials about large corruption scandals. These processes especially became more active now in communication with financial an economic crisis.

Текст научной работы на тему «Коррупция в России: генезис и эволюция»

должности или заниматься определенной деятельностью. То обстоятельство, что эти виды наказаний, в соответствии со ст. 45 УК РФ, могут применяться и в качестве основных, и в качестве дополнительных наказаний, только повышает их эффективность и способствует достижению целей наказания, указанных в статье 43 УК РФ. При этом целесообразно существенное увеличение размеров штрафа и числа криминализированных деяний, за совершение которых эти виды наказаний могли бы быть назначены.

Необходимо также дополнение перечня видов наказаний, содержащегося в

ст. 44 УК РФ, наказаниями экономического характера, либо замена ряда видов наказаний, связанных с лишением свободы на такие виды наказаний.

Абсолютно очевидной представляется и необходимость возвращения в Уголовный закон «конфискации имущества» в качестве вида наказания, причем не обязательно только дополнительного.

В целом здесь идет речь о том, чтобы наказания, связанные с лишением свободы, перестали быть абсолютно преобладающими в Уголовном законе и чтобы наряду с ними существовал перечень наказаний экономического характера.

Ol

Литература и примечания

1. Криминология: учебник для вуз / под. общ. ред. А.И. Долговой. М., 2005. С. 192.

2. Преступность и правонарушения. Статистический сборник МВД России (2001—2005). М., 2006. С.7.

3. Лунеев В.В. Правовое регулирование общественных отношений — важный фактор предупреждения организованной и коррупционной преступности // Предупреждение организованной и коррупционной преступности средствами различных отраслей права. М., 2002. С.15.

4. Долгова А.И. Организованная преступность, терроризм и коррупция: тенденции и совершенствование борьбы с ними // Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними. М., 2005. С.3.

5. Долгова А.И. Экономика, преступность, организованная преступность — диалектика развития // Криминальная экономика и организованная преступность. М., 2007. С.11.

6. Конвенция заключена в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Конвенция вступила в силу для России 25.06.2004.

7. Конвенция заключена в г. Варшаве 16.05.2005. Россия подписала Конвенцию 17.11.2005 (Распоряжение Президента РФ от 15.11.2005 № 556-рп) ратифицировала с заявлением (Федеральный закон от 20.04.2006 № 56-ФЗ).

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

Коррупция в России: генезис и эволюция

Наумкин Ю.В.*

In article it is considered problems of formation and development of corruption in Russia. In a seal, especially recently, rather frequently there are materials about large corruption scandals. These processes especially became more active now in communication with financial — an economic crisis.

Китайский мыслитель в XI в. назвал коррупцию результатом действия «плохих законов и плохих людей».

Криминолог Мак-Милан (США) полагает, что «государственный служащий коррумпирован, если он принимает деньги (или их эквивалент) за исполнение того, что он в любом случае обязан сделать, или что обязан не делать, или за осуществление законных полномочий на незаконных основаниях».

Есть еще одно определение, которое характеризует это понятие в более общем плане: «Коррупция — это политическое поведение, которое отклоняется от формальных должностных обязанностей из-за стремления улучшить собственное ма-

териальное или общественное положение или нарушает правила, регламентирующие определенные виды использования своего влияния в личных целях».

Справочный документ Организации Объединенных Наций о международной борьбе с коррупцией определяет ее как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».

Существует более узкое и специфическое понятие коррупции — это взяточничество.

Изучение памятников истории государства и права свидетельствует о том, что коррупция — явление историческое, известное с древнейших времен и присущее абсолютно всем общественно-политичес-

Профессор кафедры налоговых расследований и судебно-экономических экспертиз АЭБ МВД России, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

ким формациям и формам государственного устройства во все периоды их развития. В свое время Ш. Монтескье полагал, что известно уже по опыту веков, когда всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела.

Тему коррупции можно обнаружить уже в библейских текстах, так, например, в одной из книг библии Книге премудрости Иисуса сына Сирахова отец наставляет сына «Не лицемерь перед устами других и будь внимателен к устам твоим... Да не будет рука твоя распростерта к принятию... Не домогайся сделаться судьею, чтобы не оказаться бессильным сокрушить неправду...».

В основе термина «коррупция» лежит латинское слово «corruption», в буквальном переводе означающее «подкуп», «коррозия».

Россия не избежала этой заразной болезни. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. Позже его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерное мздоимство. Однако процесс не остановился. Распространение лихоимства (взяточничества) было настолько повсеместно, что по Указу Петра I от 25 августа 1713 г. и позднейшими законами была определена в качестве наказания смертная казнь. В качестве примера историки приводят судебные процессы над сибирским губернатором Гагариным, который после длительного следствия был изобличен в коррупции и прилюдно казнен, а через некоторое время был четвертован за взятки обер-прокурор Нестеров. При Николае I был разработан весьма показательный перечень форм коррупционного поведения, которые по тем временам были весьма многочисленны: подарки, посулы, обещания, предложение услуг собственных и своих покровителей, прельщения всякого рода, «угадывание» склонности Судей, использование знакомств, подкуп родственников, друзей благодетеля...

В результате делается весьма пессимистический вывод о том, что в тех случаях, где стекаются частные выгоды, с оными неразлучно связано большее или меньшее злоупотребление. Наибольшего распространения коррупция в дореволюционной России достигла при Николае II, когда продавались и покупались высшие должности в правительстве при не-

посредственном участии печально известного Григория Распутина.

Таким образом, на протяжении всей русской истории взяточничество было одной из основных статей дохода государственных служащих разного ранга. Впрочем, и история всех европейских стран знает многочисленные примеры тотальной коррумпированности государственного аппарата.

Советский период, особенно несколько десятилетий после революции, мало что изменили в структуре и распространенности коррупции. В известной мере изменилось социально-экономическое и политическое лицо преступников в связи с изменением самой формы и принципов управления государством. В то же время следует отметить, когда были решены основные задачи по построению нового государства, В.И. Ленин объявил жесточайщую войну, использовав, по его выражению, «варварские меры» борьбы с коррупцией. Он настаивал на том, что необходимо с демонстративной быстротой внести законопроект, в котором наказание за взятку, (лихоимство, подкуп, сводка для взятки, и прочее и тому подобное) должно быть не ниже десяти лет тюрьмы, и, сверх того, десяти лет принудительных работ. Декрет СНК «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г. стал первым в советской России правовым актом, предусматривающим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет, соединенное с принудительными работами на тот же срок).

Как отмечают исследователи, даже во времена тоталитарного правления И.Сталина вирус коррупции не был истреблен окончательно, хотя модель сталинского квазисоциализма была наименее коррумпирована, что признают многие как советские, так и современные исследователи.

Таким образом, следует признать, что коррупция — транснациональная проблема. В зарубежной печати, особенно в последнее время, весьма часто появляются материалы о крупных коррупционных скандалах, в которых участвуют лидеры ведущих государств мира, уважаемых международных организаций. Эти процессы особенно активизировались в настоящее время в связи с финансово — экономическим кризисом. Показательно, что суммы взяток, о которых идет речь в таких публикациях, многократно превосходят доходы российских коррупционеров. По данным неправительственной органи-

OI

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

зации «Трансперенси Интернэшнл» 5 % от 100 тысяч долларов могут заинтересовать старшее должностное лицо, а от 100 млн долларов — главу государства, тогда как для корпорации 5% от суммы сделки считается смехотворно низкой ценой комиссионного вознаграждения.

В условиях постперестроечной России уровень коррупции возрос многократно. Этому в значительной степени способствовал мошеннический передел собственности, перманентно продолжающийся и в наши дни, развал сложившейся системы правоохранительных органов, переориентация их на противодействие простым и очевидным видам преступлений. Характерно, что из числа осужденных за взяточничество до половины составляют представители правоохранительных органов, в некоторых регионах России в коррупционные отношения вовлечены до двух третей коммерсантов.

Основными детерминантами коррупционных преступлений, по мнению исследователей этого явления, выступают такие факторы. как резкое расслоение общества по материальному признаку, что, естественно, вызывает в нем раскол и недоверие к власти, очевидная несправедливость в распределении материальных и духовных благ среди членов общества, отсутствие необходимых средств у государства в результате незаконной приватизации общенародной собственности, доходы от которой получили частные собственники. К этому следует прибавить активный процесс разорения и расхищения основной части промышленных и сельскохозяйственных предприятий, в результате чего миллионы граждан лишились работы, а значит, и средств к существованию, спад производства, усиленный всемирным финансово-экономическим кризисом, расцвет теневой экономики, базирующийся на росте организованной и экономической преступности1.

Одной из наиболее негативных особенностей современного развития коррупции в России является всеобщая нравственная атрофия к этому социальному явлению. Общество перестало реагировать на факты вопиющего проявления коррупции, граждане стали сторонними наблюдателями этого разрушительного процесса. Этому во многом способствовало резкое понижение уровня правового воспитания, правовой культуры граждан, разлагающего влияния СМИ на правосознание молодежи. К основным

социально — психологическим причинам коррупции необходимо отнести также и такие явления в духовной жизни общества, как пропагандируемоое СМИ, четко выраженное предпочтение в официальной идеологии принципа противопоставления личного (индивидуального) интереса — общественному. Превращение этической мировой традиции осуждения богатства и роскоши в поощряемую практику накопительства, «умение делать деньги любой ценой», активное внедрение криминальной субкультуры в массовую культуру и психологию населения, широкое распространение в обществе психологии и морали рыночных отношений, где все продается и все покупается, где пропагандируется корыстолюбие, насилие, «красивая жизнь» людей, наживших преступный капитал, — все это разрушило моральные и идеологические скрепы государства.

В свое время великий Достоевский подвергал жесткой критике необузданное стремление разбогатевшей буржуазии к материальным благам, роскоши, накопительству. Он считал, что вещественное благосостояние человека неправомерно и преступно, поскольку оно занимает умы всех сословий. «Удобство земного существования, довольство, — вот главный вопрос, вопиющая забота нашего века, — саркастически отмечал он, — в народе началось какое-то неслыханное извращение идей с повсеместным поклонением материализму. Материализмом я называю, в данном случае, преклонение народа перед деньгами, перед властью золотого мешка. В народ как бы вдруг прорвалась мысль, что мешок теперь — все, заключает в себе всякую силу, а все, о чем говорили ему и чему учили его доселе отцы, — все вздор. Беда, если он укрепится в таких мыслях...».

По мнению экономистов, коррупция в современной России приобрела все основные черты, характеризующие ее как системное явление. Это выражается в том, что:

а) государственная политика если не напрямую, то достаточно часто диктуется частными интересами лиц, находящихся у власти, вблизи нее и способных влиять на власть;

б) дополнительные и теневые доходы составляют основную и необходимую часть материального обеспечения значительной части чиновников;

в) коррупционное поведение, освободившись от каких-либо морально-нравственных сдержек, превратилось в норму экономической и правовой культуры;

г) исполнительная власть активно использует «теневые формы мобилизации доходов и стимулирования.

Важным морально-психологическим и этическим фактором в распространении коррупции в обществе является вопрос о способах приобретения капитала. Очевидно, что если капитал приобретен криминальным способом (это очень характерное явление, особенно на ранних этапах перестройки), то, нет никаких оснований полагать, что его владелец будет в дальнейшем законопослушным человеком, соблюдать законы в конкурентной и политической борьбе, исправно платить налоги и сборы, не будет предлагать и брать взятки. Именно отсюда проистекает все, что характерно для современного состояния социально-экономической и политической жизни: разгул коррупции, серая экономика, чёрный пиар, убийство конкурентов и партнёров по бизнесу. Более того, владелец капитала, полученного незаконным способом, находясь под постоянной угрозой разоблачения за совершенное преступление, никогда не будет вкладывать получаемую прибыль в экономику России, где его всегда могут осудить за прежние дела. Естественно, он переведет ее за границу, куда можно будет всегда сбежать в случае угрозы разоблачения. В свое время, когда Е.М. Примаков был премьер-министром, он заявил в прессе: «Мы освобождаем тюрьмы, чтобы привлекать к ответственности экономических преступников».

Сразу после этого, в течение нескольких дней многие олигархи срочно улетели «отдыхать» за границу.

Весьма настораживающим фактором являются современные тенденции к политизации коррупции, проявляющиеся в процессе политической борьбы властных и оппозиционных элит, кланов, групп, отдельных лиц за власть, примером чего может служить дело Ходорковского.

Несмотря на различное отношение зарубежных государств к проявлениям коррупции, факты убедительно доказывают, что в любых обществах коррупция неизбежно приводит к разрушительным экономическим, политическим, социальным, нравственно-этическим последствиям.

Тем не менее, в действующем российском законодательстве понятие коррупционных преступлений пока закреплено нечетко. Тем не менее, анализ Уголовного кодекса Российской Федерации позволяет прямо или косвенно причислить к коррупционным преступлениям деяния, предусмотренные в главах 19, 21, 23 и 30. Наиболее основательно в УК проработаны вопросы об ответственности за взяточничество, которым признается «получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействиям), а равно за общее покровительство или попустительство по службе».

Помимо взяточничества весьма опасной, наносящей огромный ущерб экономике государства является распространенная практика участия бывших и действующих чиновников в деятельности коммерческих структур, а также детально разработанные и тщательно замаскированные откаты, способы ухода от налогов, незаконное обналичивание денег. Новый Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. вобрал в себя ряд положений предшествующих проектов аналогичных законов, включая и определение коррупции. Она определяется как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное представление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица».

Весьма актуальны для современной криминальной практики коррупция при распределении бюджетных средств, протекционистское предоставление госзаказов на выполнение работ коммерческим

01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

фирмам, конкурсные комиссии, финансовые злоупотребления при распределении госсредств, создание внебюджетных фондов.

Наиболее существенными факторами, влияющими на уровень коррупции являются внутренние и внешние характеристики организации, характеристика политической системы государства (интересы и ценности общества, деятельность правительства, политических партий и общественных организаций, позиция СМИ, уровень совершенства законов и оптимальность правоохранительной системы, осуществляющих борьбу с коррупцией).

Причины, способствующие распространению коррупции в правоохранительных органах в основном сводятся к следующим:

1. Слабый визуальный контроль за деятельностью сотрудников (подчиненных) внутри системы.

2. Закрытость системы, отсутствие информации о её методах и принципах деятельности. Искажение информации о системе правоохранительных органов, ее структуре и деятельности в СМИ.

3. Круговая порука, корпоративность, внутренняя сплоченность, отторжение системы ОВД от общества.

4. Низкий уровень оплаты труда, несправедливый подход к использованию моральных и материальных стимулов.

5. Отсутствие (разрушение) идеалов и жизненных ценностей в обществе. К числу причин коррупции необходимо прибавить неэффективность работы многих институтов власти, отсутствие современной системы отбора и продвижения государственных служащих, контроль за лицами, которые делегируются в качестве «агентов влияния» из коммерческих структур в административные органы.

6. Коррумпированность представительной власти, которая закладывается уже на выборах в результате фальсификации и неправильного подсчета голосов. Фиктивная политическая жизнь, невозможность политической оппозиции ответственно влиять на решение социально- экономических и политических проблем подталкивает многих политиков разменивать политический капитал на экономический.

7. Данные процессы углубляются ввиду слабости гражданского общества в России. Очевидно, что власть на современном, весьма сложном этапе государственного строительства не должна отказываться от применения столь действенного и эффективного элемента общества.

Следует отметить, что на уровень распространения коррупции огромное воздействие оказывает морально-психологическая атмосфера в обществе, исследования этой проблемы приводят к выводу о том, что наиболее распространенными мотивами, толкающими государственных чиновников на получение взяток, являются ощущение нестабильности и непредсказуемости политики власти, широкое распространение как «верхней», так и «низовой» коррупции. Многие молодые сотрудники правоохранительных органов, привлеченные к уголовной ответственности за взятки, заявляли на следствии, что основным побудительным мотивом к получению взятки послужило поведение начальства как непосредственного, так и самого высокого уровня, которое само было причастно к коррупционной деятельности и часто провоцировало подчиненных на участие в ней.

Существующая масштабная «низовая» коррупция весьма опасна по той причине, что она создает весьма благоприятный психологический фон для существования и распространения остальных форм коррупции именно в силу того, что она пронизывает все сферы социально-бытовой жизни рядовых граждан, мелких предпринимателей2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным аналитического отчета «Технологии — XXI» мелкие предприниматели тратят по всей стране на взятки чиновникам минимум 500 млн долларов в месяц. Начало бизнеса, его оформление требует около 50 разрешений, в конечном счете эти потери предпринимателей естественно перекладываются на рядовых покупателей.

Методы борьбы с коррупцией, которые, как нам представляется, должны быть активизированы в органах внутренних дел:

1. Совершенствование и оптимизация внутренней структуры.

2. Создание в системе внутренних отделов по борьбе с коррупцией.

3. Расширение программ специальной профессиональной подготовки сотрудников.

4. Легализация отдельных видов запрещенной деятельности.

5. Укрепление взаимодействия ОВД со средствами массовой информации.

В экономической литературе называются специальные антикоррупционные меры, которые в состоянии минимизировать государственный ущерб от этого явления, это:

> создание постоянно действующего общефедерального специализированного органа по предупреждению и борьбе с коррупцией в целях усиления контрольной функции государства, а также проведения антикоррупционной программы, ее корректировки, координации и контроля при проведении ведомственных программ;

> принятие и совершенствование использования комплекса законов, направленных на борьбу с коррупцией, в том числе:

а) об ответственности за легализацию преступных доходов;

б) о конфискации имущества и доходов, приобретенных в результате незаконных сделок;

в) о декларировании доходов и имущества высшими должностными лицами и государственными служащими (принят и вводится в практику);

г) об изменениях и дополнениях в Уголовный кодекс РФ в целях более полной дифференциации коррупционных преступлений;

д) об изменениях и дополнениях в Уголовно-процессуальный кодекс и в Закон об оперативно-розыскной деятельности в целях расширения видов доказательств при расследовании и судебном рассмотрении коррупционных преступлений, учитывая их высокую латентность:

> совершенствование правоохранительной системы;

> инвентаризация и ревизия системы и функций правоохранительных органов в целях ликвидации дублирования, перехода к большей централизации их деятельности и, напротив, децентрализации, в том случае, когда определенные функции можно без потерь делегировать местным органам власти;

> повышение уровня технического и информационного обес-

печения правоохранительных органов, внедрение в их работу информационных технологий;

> повышение заработной платы работников правоохранительных органов при одновременной оптимизации их численности;

> интеграция российских правоохранительных органов в международные антикоррупционные организации (тем более, что в современном мире давно и серьезно обращают на эту проблему внимание). Так, например, в преамбуле Конвенции ООН против коррупции 2003 г. говорится, что коррупция серьезно угрожает стабильности и безопасности общества, подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость, наносит ущерб устойчивому развитию и порядку; тесно связана с организованной и экономической преступностью, включая отмывание преступных доходов. Она превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран. При этом подчеркивается, что предупреждение и искоренение коррупции возможно лишь «при поддержке и участии отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких, как гражданское общество, неправительственные организации, функционирующие на базе общин. Из международных документов, касающихся проблем коррупции необходимо выделить «КОНВЕНЦИЮ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИЮ» СОВЕТА ЕВРОПЫ. Это весьма важный международный договор в рамках европейских государств, входящих в Совет Европы. Как известно, по некоторым причинам Россия не является участником Совета Европы в силу финансово-экономических, правовых, интеграционных проблем. Однако многие положения данной Конвенции в том случае, если бы Россия их выполняла, могли бы

01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO

радикально улучшить ситуацию в сфере коррупции. Показательна преамбула данного документа, в которой отмечается, что Европейские государства, прежде всего входящие в Совет Европы, признают глобальность и международный характер коррупции. Она уже давно перешагнула границы отдельно взятых государств и стала транснациональным явлением, борьба с которым требует совместных усилий, межгосударственной координации, определенной унификации национальных законодательств);

> активное привлечение институтов гражданского общества к деятельности по противодействию коррупции. В этой связи необходимо отметить, что в России по многим причинам гражданское общество пока ещё находится в стадии формирования и поэтому не в состоянии влиять на власть и участвовать в антикоррупционной деятельности правоохранительных органов;

> формирование правового мировоззрения у граждан России, обеспечение максимальной гласности при осуществлении этой политики, популяризация примеров успешных антикоррупционных программ;

> привлечение СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризация форм и методов антикоррупционной деятельности.

СМИ являются основной ареной, на которой разворачиваются наиболее значимые коррупционные войны. Деловая элита давно осознала высокую рентабельность вложения капиталов в СМИ. В результате общество постоянно является свидетелем информационных войн (беспрецедентных по нелегитимности), в которых коррупционные олигархические группировки борются за власть и влияние на социально-экономическую сферу государства. Именно поэтому весьма важным направлением деятельности правоохранительных органов и их сотрудников, является укрепление связей со СМИ, активное участие в подготовке и предоставлении для них материалов по проблемам борьбы с коррупцией.

Российская действительность аргументированно доказала — когда криминальные силы, независимо от того, кто их представляет, имеют постоянный и весомый источник финансового и материального обеспечения, они в состоянии действовать настолько долго и успешно, что их практически не удается локализовать и ликвидировать. «Теневые» финансы функционируют, они инвестируются в легальные и полулегальные сферы хозяйственной деятельности, приносящие новые и новые прибыли, способствуют вовлечению все новых членов в преступные сообщества. Не ликвидировав или, по крайней мере, не ограничив этот источник, общество принуждается быть в заложниках у криминалитета, лидеры которого в результате присвоения значительных ценностей будут влиять на принятие важнейших решений в основных сферах политико-экономической и социальной жизни страны.

Литература и примечания

1. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты.

2. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. 2000. № 6.

О *

о ф

У S 2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.