Библиографический список
Зачем России нужен новый Уголовный кодекс? // Аргументы и факты. 2014. 13 февр.
Исповедь российского судьи: взятки, круговая порука, вертикаль. URL: http://theins. ru/korrupciya/2810.
Наумов А. В. Пути реформирования российского уголовного законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 10.
Ольков С. Г. Приговор по уравнению с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание // Библиотека криминалиста. 2015. № 1.
Противодействие коррупции в Российской Федерации: указатель литературы на русском языке. 1991—2012 гг. / сост. Е. А. Панфилова, М. И. Савинцева; под ред. Ю. А. Нисне-вича. М., 2013.
Скобликов П. А. Коррупция в современной России: словарь неформальных терминов и понятий. М., 2009.
Скобликов П. А. Сделка с правосудием становится легитимной // Судья РФ. 2009. Окт.
Скобликов П. А. Уголовная ответственность за коррупцию: условное осуждение // Уголовное право. 2003. № 3.
Смирнов А. В. Почему России нужен новый Уголовно-процессуальный кодекс // Уголовный процесс. 2014. № 9.
Щедрин Н. В. Новый Уголовный кодекс России в контексте социального управления // Lex Russica. 2015. № 3 (том С).
Уголовно-процессуальная политика борьбы с коррупционной преступностью: зарубежный формат
ГУМЕРОВ Тимур Альбертович, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и судебной деятельности Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета
423600, Россия, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, 89 E-mail: timur.kfu@gmail.com
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны, особенно в нынешней нестабильной экономической ситуации, непременно связано с борьбой с коррупцией — главной угрозой соблюдения принципа законности. Проблема противодействия коррупционной преступности является актуальной не только для научного сообщества, но и для всех государственных органов. Международное сообщество прилагает все усилия по объединению работы по предупреждению и пресечению коррупционных преступлений. Растущий уровень коррупционной преступности в нашей стране непременно требует осмысления зарубежного опыта стран с развитыми институциями гражданского общества. В рамках поставленной задачи с целью анализа были избраны такие страны, как Великобритания, США, Канада, Франция, Германия, Сингапур, Китай. В качестве выводов автором даются предложения по усовершенствованию законодательства по противодействию коррупционной преступности.
Ключевые слова: коррупция, преступность, зарубежные страны, государственные служащие.
Criminal-Remedial Policy for Fighting Corruption: International Format
T. A. GUMEROV, candidate of legal sciences The Elabuga Institute of the Kazan (Volga region) Federal University 89, Kazanskaya st., Elabuga, Republic of Tatarstan, Russia, 423600 E-mail: timur.kfu@gmail.com
Ensuring sustainable social and economic development of the country, especially in the present unstable economic situation, is indispensably connected with fighting corruption. Today, corruption as the main threat to observance of the principle of legality, is universally accepted. The problem of fighting corrupt practice is topical not only for the scientific community, but also for all government bodies. Rise in corruption in this country indispensably demands thorough understanding of international experience of the countries with the developed civil society institutions. The international community makes all efforts to consolidate the work on the prevention and suppression of corrupt practice. The article attempts to study and analyze the legislation of foreign countries concerning corruption fight and control. As part of the objective, for the purpose of the analysis several non-CIS countries were chosen. In conclusion, the author offers proposals on the improvement of the anti-corruption legislation.
Keywords: corruption, crime, counteraction, fight, foreign countries, public servants.
DOI: 10.12737/16632
Коррупционная преступность существует во всех зарубежных государствах, ее международный характер общепризнан1. В международно-правовых документах коррупционная преступность обусловлена как одна из всемирных проблем в сфере обеспечения международного правопорядка2. В настоящее время созданы международные антикоррупционные программы: Конвенция ООН против коррупции 2003 г., Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях и др.3
Анализ последних коррупционных скандалов в России заставил заглянуть нас за ширму коррупционной преступности за рубежом.
Великобритания. В этой стране существует специальный закон по борьбе с коррупционной преступностью, имеющий экстерриториальное юридическое действие, — Закон Великобритании о взяточничестве 2010 г. Он состоит из 20 статей и содержит схожие российскому законодательству составы преступлений, такие как дача, получение,
1 См.: Гумеров Т. В сетях коррупции // ЭЖ-Юрист. 2015. № 22. С. 4.
2 См.: Добро пожаловать в ООН! Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/ corruption.shtml.
3 См.: Южанин А. О. Транснациональная
коррупция: глобальная проблема современ-
ности // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 35.
предложение взятки и непринятие мер по предотвращению фактов взяточничества. Закон распространяется на юридических лиц, зарегистрированных в Великобритании и ведущих деятельность как внутри страны, так и за ее пределами, а также на компании, не зарегистрированные в Великобритании, но ведущие деятельность в этой стране4.
Контрольными полномочиями в сфере соблюдения антикоррупционного законодательства Великобритании наделено Управление по борьбе с крупным мошенничеством (UK Serious Fraud Office). Руководитель Управления приступает к обязанностям с личного назначения Генеральным прокурором. Управление является подразделением правительства Великобритании, отвечающим за выявление коррупционных преступлений и их раскрытие. Также данный орган сотрудничает с торговыми организациями в целях предотвращения, пресечения и устранения фактов взяточничества5.
Соединенные Штаты Америки. В США еще в 1990 г. подписан приказ Президента № 12731 «Принципы этического поведения правительственных чиновников и служащих» (Principles of Ethical Conduct for
4 См.: Козельцева Н. Е. Коррупция — глобальная проблема современности / Тамбов, 2012. С. 34.
5 См.: Минаева Т. Новый подход к борьбе со взяточничеством в Великобритании // Слияния и поглощения. 2013. № 3. C. 55.
Governments Officers and Employees), направленный на борьбу с коррупционной преступностью. Документ ввел в действие обязательные для всех чиновников нормативные правовые акты, а именно принципы этического поведения членов правительства и госслужащих6.
В соответствии с вышеуказанным приказом у чиновников ограничены возможности по получению дополнительного дохода сверх основной зарплаты. Чиновники же, назначаемые президентом, вообще «...не получают какой бы то ни было доход в течение всего срока службы за услуги и деятельность, выходящую за рамки непосредственных служебных обязан-ностей»7.
Должностным лицам запрещено не просто в любой форме принимать подарки, поощрять подношения от любых лиц, целью которых является совершение от них каких-либо официальных действий, а также иметь вместе с данными лицами какие-либо общие дела или осуществлять деятельность, которая может быть регулируема органом, где работают эти служащие.
Государственные служащие «...не могут участвовать в финансовых сделках, исполнение которых подразумевает эксплуатирование закрытой правительственной информации или же применение такой информации в личных целях». В обязанность входит докладывать «... в соответствующие инстанции обо всех замеченных случаях обмана, разрушения собственности, злоупотребления и коррупции»8.
Помимо указанного приказа порядок представления финансовых деклараций регламентирует Закон об
6 См.: Караев В. В. Методы профилактики и противодействия коррупции // Общество и право. 2013. № 3. С. 21.
7 Ашавский Б. Н. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц // Чистые руки. 2014. № 2. С. 98.
8 Карпович О. Г. Беловоротничковая преступность в США // Закон и право. 2013. № 4. С. 7.
этике в правительственных учреждениях 1978 г. (Ethics in Government Act)9, который обязывает всех служащих Белого дома и других исполнительных ведомств предоставлять своим руководителям полную информацию обо всех компаниях, фирмах и организациях, не имеющих своей целью извлечение прибыли, с которыми должностное лицо имеет дело напрямую или через супруга, несовершеннолетних детей или других членов его семьи, а также список всех своих личных кредиторов, кредиторов супруга, малолетних детей и других членов семьи10. Проверкой занимаются специально назначаемые в государственном управлении комиссии, которые при необходимости могут запросить дополнительную информацию, вызвать на беседу самих чиновников и провести расследование11.
Закон США о коррупции за рубежом 1977 г. (Foreign Corrupt Practices Act) направлен на борьбу с коррупционной преступностью в международной деятельности, имеет экстерриториальное действие12, т. е. его юрисдикция распространяется и за пределы территории США.
В 1998 г. в Закон внесли изменения, необходимые для приведения его в согласие с Конвенцией ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок 1997 г. (OECD Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business
9 См.: Волженкин Б. В. Коррупция // Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе. СПб., 2012. С. 12.
10 См.: Шишкарёв С. Н. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией. Международный и российский опыт // Закон и право. 2012. № 8. С. 55.
11 См.: Николайчик А. Ф. Правовое регулирование этики официальных лиц в США // США: Экономика. Политика. Идеология. 2013. № 5. С. 21.
12 См.: Стефанишин С. С. Предупреждение коррупционных преступлений в зарубежных странах. Казань, 2012. С. 51.
Transactions). Изменения дополнили сферу действия Закона и объекты регулирования, теперь под юрисдикцию подпадают любые физические лица и компании вне зависимости от национальной принадлежности13. Лица, совершившие коррупционное преступление, в соответствии с Законом несут гражданско-правовую и уголовную ответственность. Срок тюремного заключения по уголовной ответственности предусматривает до 20 лет. В то же время Законом предусмотрены и другие формы ответственности, например табу на заключение договоров с органами государственной власти США, создание в принудительном порядке системы контроля внутри компании и др.
В 2002 г. был принят Закон Сар-бейнза — Оксли (Sarbanes — Oxley Act), который еще более ужесточил требования к бухгалтерской отчетности. В соответствии с данным Законом регуляции подлежат сами факты предложения или предоставления материальных (нематериальных) благ любому иностранному должностному лицу, а также кандидату на политический пост с целью получения выгоды. Новые требования финансового учета усилили действие Закона США о коррупции за рубежом14.
Канада. В 1985 г. в стране приняли Ценностный этический кодекс государственного служащего, в нем собраны правила поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие при возникновении конфликта между личными интересами и их служебными обя-занностями15. Нормы созданы в це-
13 См.: Костенников М. В., Куракин А. В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы: учеб. пособие. М., 2011. С. 18.
14 См.: Демин А. А. Государственная служба в странах основных правовых систем мира: законодательство / под ред. А. А. Демина. М., 2014. С. 24.
15 См.: Жукома М. Ю. Международный
опыт борьбы с коррупцией // Современное
лях профилактики коррупционных преступлений, формирования четких правил поведения государственных служащих, касаемых конфликта интересов на службе. Этический кодекс состоит из четырех частей16. В первой части сформулированы общие принципы поведения, а именно: государственный служащий должен сделать все необходимое для исключения реальной возможности возникновения конфликта интересов, его видимости и создания условий для его возникновения. Поступая на службу, лицо должно реорганизовать свои частные дела, чтобы не возникла ситуация конфликта интересов. При ее возникновении ситуацию разрешают в интересах общества.
Вторая часть документа содержит требования, предъявляемые к повседневной деятельности государственного служащего. Целью этих требований является максимальное снижение возникновения ситуации конфликта интересов. Согласно Кодексу служащий должен отказаться от подарков и гостеприимства, иных личных материальных выгод в любой форме, если это влияет на принимаемое им решение в рамках служебной компетенции.
В третьей части Кодекса содержатся нормы-требования относительно поведения служащего после его ухода с государственной службы. Данные требования нужны для того, чтобы сократить возможности становления у него еще на государственной службе фактического, возможного или явного конфликта интересов, имея в виду его будущее трудоустройство за границами государственной службы, извлечения собственных выгод из владения информацией, ставшей ему известной как государственному служащему.
право. 2013. № 8. С. 96.
16 См.: Бочарников И. В. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 9. С. 14.
Так, должностное лицо, покинувшее службу, на протяжении года не имеет права трудоустраиваться в организацию, с которой оно в течение года перед увольнением вело дела от имени государственного министерства. Также воспрещается консультировать любое учреждение с коммерческой целью, ведущее дела с правительственным ведомством, в котором служащий ранее работал.
Завершающая часть Кодекса говорит о минимальных отличиях в порядке приема на работу и увольнения со службы определенных категорий государственных служащих17.
Франция как представительница континентального права имеет свой подход к борьбе с преступлениями коррупционной направленности. Одна из первых попыток борьбы с коррупцией была предпринята в Уголовном кодексе Франции 1810 г., хотя в то время термин «коррупция» еще не использовался. Под коррупцией понималось лихоимство публичных должностных лиц. Показательно, что Франция подписала протоколы и конвенции, посвященные борьбе с коррупцией, и одной из первых в 2005 г. ратифицировала Конвенцию ООН о борьбе с коррупцией. Часть документов была разработана в рамках Европейского Союза, а часть — в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Франция приняла активное участие в проведении конференции государств — участников Конвенции ООН о борьбе с коррупцией18.
Наиболее важными целями антикоррупционного законодательства являются борьба с должностными преступлениями государственных
17 См.: Ермилин И. Законодательство Канады: что такое «конфликт интересов»? // Новая юстиция. 2014. № 23. С. 6.
18 См.: Артемов В. Ю., Власов И. С., Голо-
ванова Н. А. и др. Уголовно-правовые меры
по противодействию коррупции за рубежом:
сравнительно-правовое исследование / отв. ред. И. С. Власов. М., 2014.
чиновников и противодействие коррупционной деятельности политических партий в период избирательных кампаний. Законодатель закрепил разделение функций между следующими должностями — распределители кредитов, экономисты и бухгалтеры. В число коррупционных и уголовно преследуемых деяний включено около 20 преступлений, среди которых взяточничество, мошенничество, неправомерное использование собственности и др.19
Особый интерес вызывает политика «раскачивания маятника». Суть ее состоит в поочередном применении мер централизации и децентрализации. В результате этого разрушаются устоявшиеся сетевые связи коррупционеров, что приводит к снижению уровня коррупционных преступлений. С целью усиления контроля за карьерными перемещениями государственных служащих во Франции работает Комиссия по деонтологии государственной службы, в обязанность которой входит оценка уровня профессионализма государственных служащих. Такой постоянный мониторинг профессионализма препятствует злоупотреблению служебными полномочиями. Следует отметить и эффективный механизм защиты сотрудников, способствующих раскрытию коррупционных преступлений.
В организационном плане в антикоррупционной деятельности во Франции участвует целый ряд государственных органов. В Министерстве финансов действует Центральная служба по предотвращению коррупции, в задачи которой входит сбор и анализ информации о коррупции, содействие в международной борьбе с коррупцией, антикоррупционный консалтинг. Ее дополняет Национальная комиссия по счетам избирательных кампаний, выполняющая контрольные функ-
19 См.: Уголовный кодекс Франции / науч. ред. Л. Н. Головко; пер. с фр. Н. Е. Крыловой. СПб., 2002.
ции. К организационным мерам противодействия коррупции относится создание Межведомственной комиссии по контролю за рынком государственных заказов20.
Германия является членом Рабочей группы ОЭСР по борьбе со взяточничеством в международных деловых операциях, причем участвует в работе данных институтов с момента их основания. В Германии подкуп иностранных должностных лиц является преступлением с 1998 г. для должностных лиц ЕС и с 1999 г. для других должностных лиц. Это привело к ряду уголовных преследований и обвинительных приговоров21.
Правовые основы борьбы с коррупционными преступлениями в ФРГ закреплены в первую очередь в Конституции ФРГ 1949 г., в которой в ст. 13, 34, 73 регламентированы конституционно-правовые основы осуществления правоохранительной деятельности. В частности, в ст. 34 закреплено: «Если какое-либо лицо при исполнении порученной ему государственной должности нарушит свои служебные обязанности перед третьими лицами, то в принципе ответственность несет государство или ведомство, на службе которого состоит это лицо».
Рост коррупции в Германии предопределил принятие в 1997 г. Закона «О борьбе с коррупцией», который ввел некоторые ограничения в экономическую активность действующих чиновников. Закон запретил получать иные доходы, не связанные с профессиональной деятельностью, и ввел ужесточение ответственности
20 См.: Мукиенко И. Н, Юскова Л. Б. Противодействие коррупции как функция гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 29—34.
21 См.: Борисов С. В., Каширкина А. А., Морозов А. Н. и др. Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: монография / под ред. Т. Я. Хабриевой, А. В. Федорова. М., 2015.
за непредставление деклараций о своих доходах. В соответствии с Законом органы по противодействию коррупции в Германии получили весьма широкие полномочия по мониторингу доходов и имущества государственных служащих, в особенности тех, которые непосредственно оказывают государственные услуги. Также был расширен перечень коррупционных преступлений: получение и дача взятки в хозяйственном обороте (§ 299); ограничивающие конкуренцию соглашения при конкурсах (§ 298); получение выгоды (§ 331); получение взятки за нарушение служебного долга (§ 332); обещание, предложение выгоды, взятки (§ 333); дача взятки за нарушение служебного долга (§ 334)22.
Особый интерес представляет регулирование в отношении принятия подарков и пользования гостеприимством другой стороны, запрет на принятие такого рода подношений действует для должностного лица на протяжении пяти лет после оставления им публичной должности23.
Сингапур. С 1952 г. в стране работает Бюро по расследованию фактов коррупционной преступности. В соответствии с Законом о предотвращении коррупции 1960 г. у президента есть возможность назначать директора Бюро и его заместителей столько раз, сколько он посчитает необходимым. Задачей антикоррупционной политики Сингапура выступает предупреждение фактов коррупции за счет принятия мер национального стимулирования как в оплате труда, так и в отчетности государственных лиц об их имуществе, ротации штата сотрудников, в суровости назначения наказания к
22 См.: Габричидзе Б. Н. Вопросы административно-правового механизма противодействия коррупции в системе государственной службы зарубежных государств // Международное публичное и частное право. 2013. № 3. С. 25—28.
23 См.: Артемов В. Ю, Власов И. С., Голо-
ванова Н. А. и др. Указ. соч.
тем, кто совершает данный вид пре-ступления24.
В 1989 г. принят Закон о коррупции, который разрешил суду конфисковывать собственность и деньги у изобличенного в коррупции ли-ца25. Согласно Закону должностных лиц обязали указывать свои доходы, а также отсутствие у них долгов перед государством, а граждан — быть в ответе за осуществление коррупционных преступлений даже в других странах. Так, суды Сингапура выносят решения по делам о коррупционных преступлениях, налагая штраф, равный размеру взятки, независимо от срока тюремного заключения.
В стране должностное лицо соблюдает антикоррупционную дисциплину, его действия основываются на честности, нейтральности и подотчетности перед народом. Важнейшим фактором улучшения качества работы являются жалобы со стороны общества26.
Не последнее место в формировании общественного мнения в борьбе с коррупционными проявлениями в Сингапуре отводится средствам массовой информации. Властям страны удается сочетать сильную политическую волю, которая имеет свой выход на практике, поддержку граждан, их понимание существующей проблемы27.
Отметим, что опыт Сингапура в создании антикоррупционной политики признан на мировом уровне одним из жизнеутверждающих благодаря надзору за доходами чиновни-
24 См.: Номоконов В. А. Коррупция в мире и международная стратегия борьбы с ней. Владивосток, 2014. С. 114.
25 См.: Сиротин А. Борьба с коррупцией в Сингапуре // Следователь. 2012. № 1. С. 56.
26 См.: Зотов Г. Спасибо, но лучше не надо. Как борются с коррупцией в Сингапуре // Аргументы и факты. 2014. № 20. С. 7.
27 См.: Корчагин А. Г., Иванов А. М. Коррупция и борьба с ней в странах Азиатско-Тихоокеанского региона // Следователь. 2011. № 1. С. 47.
ков и их семей, а также высоким экономическим санкциям за данный вид преступности.
Китай. Координирующим органом по борьбе с коррупционной преступностью в КНР является Центральная комиссия Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины, существующая с 1978 г. ЦК Коммунистической партии Китая запрещает заниматься коммерческой деятельностью, выступать агентами или советниками в этой области детям или родственникам руководящих работ-ников28. Данная мера создана для того, чтобы ограничить коррупционную преступность в высших эшелонах власти. В КНР действует «горячая» телефонная линия, по которой любой житель может анонимно сообщить о фактах взяточничества или злоупотребления служебным положением любого чиновника29.
Право Китая предусматривает два вида смертных приговоров: безотлагательное исполнение и отсрочка приведения в исполнение до двух лет. В случаях с отсрочкой приговоренный к смертной казни может ее избежать при условии, если в течение этих двух лет будет вести себя примерно и не удостоится каких-либо нареканий30. Однако в любом случае наказания ему не избежать, казнь будет просто заменена тюремным заключением. Так, в КНР суд Пекина приговорил к смертной казни Чжан Шугуана31. Одним из оснований для судебного рассмотрения ста-
28 См.: Подолько Е. Борьба с коррупцией — гарантия процветания Китая // Политический журнал. 2012. № 9. С. 26.
29 См.: Павлов В. Коррупция по-азиатски // Еженедельная деловая газета РБК. 2012. № 60. С. 31.
30 См.: Куликов А. Д. Коррупция: экономические и организационно-правовые проблемы: сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2011. С. 57.
31 См.: Селищев А. Суд средней ступени китайской столицы приговорил к смертной казни заместителя главного инженера министерства железных дорог КНР Чжан Шу-
ла его дружба с экс-министром железных дорог Лю Чжицзюнем, также получившим «черную метку» за взятку в 2013 г.
Китайские законодатели считают, что смертная казнь представляет собой самую действенную меру по борьбе с коррупционными преступлениями. Однако такой приговор выносится только при отягчающих обстоятельствах. Если речь идет о сумме в 100 тыс. юаней (около 540 тыс. руб.), взяточника отправят на десять лет на каторгу или же приговорят к пожизненному заключению. Когда размер взятки составляет миллионы юаней, то нарушителя закона казнят. Так, в КНР в 2008 г. 150 бизнесменов, получивших благодаря подкупу строительные подряды на Олимпиаду, одновременно казнили на стадионе под Пекином32.
В 2011 г. в стране издали Белую книгу под названием «Деятельность Китая по борьбе с коррупцией и созданию неподкупного партийного и правительственного аппарата», которая направлена на профилактику коррупционных проявлений, при этом наиважнейшим профилактическим механизмом признана ротация кадрового обеспечения33.
Стоит признать, что законодательство в западных государствах по принятию мер против коррупции во многом схоже. Круг стандартных ограничений и предписаний сейчас содержится в законах всех демократических стран34. Данные меры могут
гуана // Информационное агентство России ТАСС. 2014. 17 окт.
32 См.: Зотов Г. Драконовские меры. Насколько эффективна борьба с коррупцией в Китае // Аргументы и факты. 2013. № 29. С. 3.
33 См.: Трощинский П. В. Основные направления борьбы с экономической преступностью в КНР в последние годы (уголовно-правовой аспект): материалы ежегодной конференции Центра совместной истории и политики Китая ИДВ РАН. 2013. С. 48.
34 См.: Минзов А. С., Куклина Е. Г. Кор-
рупция как система: структура и механиз-
быть эффективными, но при строгом их соблюдении. К этому опыту сейчас обращаются и государства Восточной Европы и Азии. В России также изучают зарубежный опыт стран и практику транснационального сотрудничества в деле противодействия коррупционной преступности. С этой целью проводятся международные симпозиумы в рамках межпарламентской ассамблеи государств, выступления и семинары, посвященные конвенциям ООН и Совета Европы по борьбе с коррупционной преступностью35. В целом в мире отчетливо прослеживается тенденция к созданию специализированных учебных программ по предупреждению коррупции в государственной службе.
Опыт зарубежных стран в борьбе с коррупцией, безусловно, представляет интерес для российского законодательства. Конечно, каждая страна выбирает свои методы решения проблем. Например, опыт Великобритании в нашей стране не применим в полной мере, поскольку там силен элемент традиционности и имеются отличительные от наших национальные особенности. А вот опыт Канады и США представляется более реализуемым в российских условиях. Так, законодательство Канады говорит о том, что с точки зрения коррупции государственная служба является наиболее чистой благодаря тому, что в стране придается большое значение этическим стандартам36. Полагаем, заимствование опыта Франции в борьбе с коррупцией также принесло бы свои положительные результаты. Тем не менее избавиться от преступлений коррупционной направленно-
мы управления: матер. междунар.-практ. конф. // Государство и право. Юридические науки. 2012. № 4. С. 12.
35 См.: Мельников В. П., Нечипоренко В. С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. М., 2010. С. 53.
36 См.: Левин М. Коррупция есть везде // Коммерсантъ. Власть. 2012. № 11. С. 28.
сти полностью не удалось еще ни одной стране в мире, а вот снизить уровень коррупционных проявлений — задача весьма реализуемая.
В заключение отметим, что самое главное в борьбе с коррупцией — это неотвратимость наступления наказания. Многие из тех, кто был уличен в преступлениях коррупционного характера, никогда бы не подумали о том, что их проделки будут вскрыты и за них придется понести наказание. Это обстоятельство вселяет в коррупционера ложную уверенность в собственной безнаказанности.
«Вор должен сидеть в тюрьме» — известная фраза главного героя
культового советского фильма. Стоит ли говорить о том, что во время передачи «Разговор с В. Путиным 16 декабря 2010 г.» Президент России публично выразил свое положительное отношение к данному высказыванию. Неотвратимость наступления наказания за коррупционные преступления сегодня — это защита общества и предотвращение угрожающих устоям государства преступлений завтра37.
37 См.: Гумеров Т. А. Развитие системы наказаний в уголовном праве // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1. С. 233—237.
Библиографический список
Артемов В. Ю., Власов И. С., Голованова Н. А. и др. Уголовно-правовые меры по противодействию коррупции за рубежом: сравнительно-правовое исследование / отв. ред. И. С. Власов. М., 2014.
Ашавский Б. Н. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц // Чистые руки. 2014. № 2.
Борисов С. В., Каширкина А. А., Морозов А. Н. и др. Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: монография / под ред. Т. Я. Хабриевой, А. В. Федорова. М., 2015.
Бочарников И. В. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 9.
Волженкин Б. В. Коррупция // Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе. СПб., 2012.
Габричидзе Б. Н. Вопросы административно-правового механизма противодействия коррупции в системе государственной службы зарубежных государств // Международное публичное и частное право. 2013. № 3.
Гумеров Т. А. Развитие системы наказаний в уголовном праве // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1.
Гумеров Т. В сетях коррупции // ЭЖ-Юрист. 2015. № 22.
Демин А. А. Государственная служба в странах основных правовых систем мира: законодательство / под ред. А. А. Демина. М., 2014.
Ермилин И. Законодательство Канады: что такое «конфликт интересов»? // Новая юстиция. 2014. № 23.
Жукома М. Ю. Международный опыт борьбы с коррупцией // Современное право. 2013. № 8.
Зотов Г. Драконовские меры. Насколько эффективна борьба с коррупцией в Китае // Аргументы и факты. 2013. № 29.
Зотов Г. Спасибо, но лучше не надо. Как борются с коррупцией в Сингапуре // Аргументы и факты. 2014. № 20.
Караев В. В. Методы профилактики и противодействия коррупции // Общество и право. 2013. № 3.
Карпович О. Г. Беловоротничковая преступность в США // Закон и право. 2013. № 4.
Козельцева Н. Е. Коррупция — глобальная проблема современности / Тамбов, 2012.
Корчагин А. Г., Иванов А. М. Коррупция и борьба с ней в странах Азиатско-Тихоокеанского региона // Следователь. 2011. № 1.
Костенников М. В., Куракин А. В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы: учеб. пособие. М., 2011.
Куликов А. Д. Коррупция: экономические и организационно-правовые проблемы: сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2011.
Левин М. Коррупция есть везде // Коммерсантъ. Власть. 2012. № 11.
Мельников В. П., Нечипоренко В. С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. М., 2010.
Минаева Т. Новый подход к борьбе со взяточничеством в Великобритании // Слияния и поглощения. 2013. № 3.
Минзов А. С., Куклина Е. Г. Коррупция как система: структура и механизмы управления: матер. междунар.-практ. конф. // Государство и право. Юридические науки. 2012. № 4.
Мукиенко И. Н., Юскова Л. Б. Противодействие коррупции как функция гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 3.
Николайчик А. Ф. Правовое регулирование этики официальных лиц в США // США: Экономика. Политика. Идеология. 2013. № 5.
Номоконов В. А. Коррупция в мире и международная стратегия борьбы с ней. Владивосток, 2014.
Павлов В. Коррупция по-азиатски // Еженедельная деловая газета РБК. 2012. № 60.
Подолько Е. Борьба с коррупцией — гарантия процветания Китая // Политический журнал. 2012. № 9.
Селищев А. Суд средней ступени китайской столицы приговорил к смертной казни заместителя главного инженера министерства железных дорог КНР Чжан Шугуана // Информационное агентство России ТАСС. 2014. 17 окт.
Сиротин А. Борьба с коррупцией в Сингапуре // Следователь. 2012. № 1.
Стефанишин С. С. Предупреждение коррупционных преступлений в зарубежных странах. Казань, 2012.
Трощинский П. В. Основные направления борьбы с экономической преступностью в КНР в последние годы (уголовно-правовой аспект): материалы ежегодной конференции Центра совместной истории и политики Китая ИДВ РАН. 2013.
Уголовный кодекс Франции / науч. ред. Л. Н. Головко; пер. с фр. Н. Е. Крыловой. СПб., 2002.
Шишкарёв С. Н. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией. Международный и российский опыт // Закон и право. 2012. № 8.
Южанин А. О. Транснациональная коррупция: глобальная проблема современности // Молодой ученый. 2012. № 5.
Транснациональная коррупция как состав международного преступления
ГРАВИНА Алла Аркадьевна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства; судоустройства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации 117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: crim@izak.ru
В последние десятилетия коррупция приобретает все большие масштабы, что делает ее особенно опасной для мирового сообщества и придает характер транснационального преступления. Однако единого понятия коррупционного состава преступления мировым сообществом не выработано. Сложность заключается в том, что коррупция проявляется в различных формах. Международные правовые акты в общем виде определили преступления, которые должны войти в транснациональный состав коррупции, как международные преступления. К их числу относятся, например: подкуп (активный и пассивный) публичных должностных лиц; злоупотребление влиянием в корыстных целях; незаконное обогащение; отмывание доходов от преступлений; конкретные формы воспрепятствования осуществлению правосудия;