Богатырев С. И.
КОРРУПЦИЯ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ И УГРОЗА ФИНАНСОВОМУ СУВЕРЕНИТЕТУ РОССИИ
16.2. КОРРУПЦИЯ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ И УГРОЗА ФИНАНСОВОМУ СУВЕРЕНИТЕТУ РОССИИ
Богатырев Сергей Индрисович, заведующий кафедрой экономической безопасности Института комплексной безопасности и специальных технологий
Место работы: Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники
Аннотация: На современном этапе движения коррупции в стране можно выделить ряд сформировавшихся, значительных по своим масштабам криминализированных сфер, в совокупности создающие системную угрозу финансовому суверенитету России. Одной из таких наиболее коррупциогенных и опасных сфер экономики, оказывающих негативное влияние на финансовый суверенитет России, является государственное производство и управление бюджетными средствами, практически полностью освобожденное политической силой государства от контроля со стороны общества
Ключевые слова: финансовый суверенитет, коррупция, угрозы финансовому суверенитету, теневая экономика, государственное управление
CORRUPTION AS A SYSTEMIC PHENOMENON AND THE THREAT OF FINANCIAL SOVEREIGNTY RUSSIA
Bogatyrev Sergey I., Head of the Department of Economic Security of the institute of complex safety and special technologies
Work place: Moscow State University of information technologies, radio engineerings and electronic engineers
Annotation: At the present stage of the movement of corruption in the country, you can identify a number of mature, large-scale criminalized areas combine to create a systemic threat to the financial sovereignty of Russia. One of those most prone to corruption and dangerous areas of the economy that have a negative impact on the financial sovereignty of Russia, is a production and management of state budget funds almost entirely liberated political force in the state from public scrutiny
Keywords: financial sovereignty, corruption, the threat of financial sovereignty, the shadow economy, public administration
Коррупция как социально-опасное явление посягает на основы государственного управления всех уровней, но за последние годы преступления коррупционной направленности в сфере финансов приобрели угрожающе масштабный характер. В силу высокого уровня коррупции в государственных структурах среди должностных лиц, возникает значительное препятствие развитию государственного управления, приводящее к снижению степени ответственности и самостоятельности Российского государства в сфере финансов. Это:
- во-первых, - утрата независимости государства во внешних и верховенства во внутренних делах в сфере финансов;
- во-вторых, - ограничение свободного, независимого от каких-либо внешних сил верховенства государственной власти в сфере национальных финансов;
- в-третьих, деградация неотчуждаемого юридического качества независимого Российского государства, символизирующего его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права в сфере финансов;
- в-четвертых, деградация неотчуждаемого юридического качества независимого Российского государства, необходимого для исключительного верховенства государственной власти в сфере национальных финансов, предполагающего неподчинение власти другого государства в данной сфере;
- в-пятых, деградация неотчуждаемого юридического качества независимого Российского государства, обеспечивающего правовое равенство России с другими независимыми государствами в сфере финансов и лежащего в основе современного международного права.
При этом, коррупция подрывает доверие населения власти и существенно затрудняет политическое и финансовое развитие Российского государства.
С принятием на федеральном и региональном уровнях политических и программных документов в области противодействия коррупции возникла необходимость разработки и реализации специальных мер, направленных на решение задач обеспечения финансового суверенитета России и ее финансовой безопасности, прежде всего, в основных коррупционно-опасных сферах государственного управления, использования бюджетных средств, инвестиционной политики и внешнеэкономической деятельности1. Коррупционные проявления в указанных сферах в современных условия представляют серьезную угрозу, прежде всего, экономическим основам национальной безопасности, и тем самым подрывают основы ее финансового суверенитета.
С точки зрения методологии анализа основных коррупционных проявлений в деятельности государственных органов исполнительной власти в сфере финансов, построения эффективной системы противодействия коррупции в этой сфере важно избрать наиболее продуктивный подход к определению сути самой коррупции, в том числе в контексте финансового суверенитета России и обозначить особенности ее проявления в рассматриваемой сфере в современных условиях.
Как известно, понятие «коррупция», как один из важнейших элементов организованной преступности, было сформулировано в Кодексе поведения должностных лиц2, принятого резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года, и определено как «выполнение должностным лицом каких-либо действий (бездействия) в сфере должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения». В Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (2005 г.)3. осуществлена декомпозиция дан-
1 Анищенко В.Н., Илюхина Р.В. Институциональные основы мониторинга экономической безопасности. М.:РИО АЭБ МВД России, 2007.- 112 с.
2 Кодексе поведения должностных лиц (Принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года) // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/code_of_conduct. shtml
3 "Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции" была заключена в г. Нью-Йорке 31.10.2003, открыта для подписания с 09.12.2003 по 11.12.2003 в Мериде, затем в центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке до 09.12.2005. Конвенция вступила в силу 14.12.2005. Конвенция на русском языке опубликована в изданиях: Собрание законодательства РФ. 26 июня 2006 г. N 26. Ст. 2780;
ного феномена, проявления которого подразделяются на две группы:
- коррупция в публичном секторе (подкуп национальных публичных должностных лиц; подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение);
- коррупция в частном секторе (подкуп и хищение имущества).
Несколько нестандартный подход к решению проблемы нормативного определения понятия коррупции применен Советом Европы в Конвенциях об уголовной от-
4
ветственности за коррупцию и о гражданско-правовой ответственности за коррупцию5. В этих международно-правовых актах вовсе отсутствует общее определение понятия коррупции, вместе с тем, данный «пробел» компенсируется подробным перечислением разнообразных форм и способов коррупционного поведения.
Аналогичный подход к решению проблемы нормативного определения понятия коррупции применен и в российской законодательной практике, а именно в статье 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»6 закреплено следующее: «Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
Бюллетень международных договоров. 2006. N 10. С. 7 - 54; Российская юстиция. 2004. N 4. С. 17 - 40.
4 Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию / Страсбург, 27 января 1999г.//
ИПр://сопуепйоп8.сое.1т/Тгеа!у/Ш8/Тгеайе8/1-кт1/173.htm
5 Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию/ Страсбург, 4 ноября 1999г.//
http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/Treaties/Html/174.htm
6 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014)
«О противодействии коррупции» / Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений».
Проблема коррупции является также достаточно актуальной и широко обсуждаемой в научной литературе и, как результат имеет неоднозначные решения . В частности, В.Л. Римский представил дифференцированное понимание коррупции с точки зрения права, экономики и социологии. Согласно его модели, юридическое понимание коррупции отличается тем, что коррупционные проявления считаются правонарушением, заключающимся в использовании служебного положения или социального статуса должностного лица в личных или корпоративных интересах. Чаще всего, такой интерес сводится к получению незаконных доходов, а правонарушения или преступления к тем или иным вариантам получения или дачи взяток. Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.); выгодами имущественного характера могут быть: занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.п.
Экономическое понимание коррупции в сфере финансов отражает использование ее неформальных институтов, механизмов и инструментов в практике принятия решений финансового (экономического) блока Правительства Российской Федерации. Наиболее опасной формой коррупцией чаще всего является деятельность должностных лиц государственного управления, приводящая к утрате финансовой самостоятельности и приносящая финансовые потери, а также потери и других ресурсов для государства, местных сообществ, бизнеса, развития экономики страны в целом.
Разнообразие позиций ученых в определении коррупции может быть объяснено множеством подходов к её изучению и специфическими проявлениями самого явления в различных сферах жизнедеятельности. Однако трактовка данного явления как системного явление и угрозы финансовому суверенитету России нисколько не уменьшает степени его исключительно высокой общественной опасности, угрожающей не только национальным, финансовым и иным экономическим интересам государства. Так, по некоторым данным, в России в коррумпированные отношения вовлечено до 40% предпринимателей и практически две трети хо-
7 См., например: Криминология: Учебник для юрид. вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. - М., 1997. - С. 501; Долгова А.И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней // Коррупция и борьба с ней. - М., 2000. - С. 25; Волженкин Б.В. Коррупция / Серия: современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе. -СПб.: 1998. - С. 44; Шершнев Л.И. Путь из «болота всеобщей коррупции» / Информационный сборник «Безопасность». - М.: 2003. - № 3 -4. - С. 64. Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Москва, 9-10 сентября 1999 г.) / Под. ред. В.В. Лунеева [Corruption: political, economical, organizational and legal problems; Collected Materials of International Scientific Practical Conference (Moscow, 9-10 September 1999) / Ed. by V. Luneev]. - М.: Юрист, 2001. - С. 22; Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб.: 1997, стр. 17. И т.д.
Богатырев С. И.
КОРРУПЦИЯ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ И УГРОЗА ФИНАНСОВОМУ СУВЕРЕНИТЕТУ РОССИИ
зяйствующих предприятий, а на взятки уходит около 50% доходов организованных преступных структур8.
Обобщая различные взгляды можно заключить, что коррупция в сфере финансов как социальное явление представляет системную угрозу финансовому суверенитету России, имеет определенную структуру и включает в себя совокупность определенных противоправных установок и принципов при взаимоотношении субъектов государственного управления и субъектов социально-экономической деятельности, затрагивает интересы государства и общества в целом, различных социальных групп и отдельно взятой личности в частности.
При рассмотрении коррупции в сфере финансов как социально-экономического явления, представляющего системную угрозу финансовому суверенитету России можно выделить следующие три совокупности признаков:
1) поведенческие признаки коррупции:
- отличие поведения коррумпированной части субъектов государственного управления по отношению к финансовым интересам государства, общества и личности;
- использование коррумпированной частью субъектов государственного управления методов принуждения для достижения властного финансового господства;
- неформальный характер деятельности коррумпированной части субъектов государственного управления и иных участников коррупционных отношений в сфере финансов;
- нелегитимность использования коррумпированной частью субъектов государственного управления и иными участниками коррупционных отношений государственных финансовых ресурсов, иных финансовых ресурсов, материальных и нематериальных благ, принадлежащих обществу и государству, а также всевозможных средств для их достижения.
Данная группа поведенческих признаков коррупции отражает то обстоятельство, что в концентрированном виде коррупция как системная угроза финансовому суверенитету России представляет собой неформальное, отклоняющееся от социальных норм поведение субъектов государственного управления и управляющей экономической элиты, выражающееся в нелегитимном использовании ею финансовых ресурсов страны и иных общественных благ. Сущность коррупции в сфере финансов состоит в том, что она искажает общественные денежные отношения по поводу распределения и перераспределения внутреннего, а также национального валовых продуктов и формированию денежных фондов, разрушает нормальный порядок организации финансов государства и экономических субъектов в обществе, в результате чего происходит «коррозия власти»9 наносящая ущерб финансовому суверенитету России;
2) уголовно-правовые признаки коррупции, охватывающие ряд составов преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации:
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
- превышение должностных полномочий (ст. 286);
- незаконное предпринимательство (ст. 289);
- получение взятки (ст. 290);
- дача взятки (ст. 291);
- служебный подлог (ст. 292);
- незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300);
8 Экономическая безопасность России: Тенденция, методология, организация / Колл. авторов под рук. В.К. Сенчагова. Кн. Третья. - М.: Институт экономики РАН, 2002. С. 99.
9 Юлин Б.А. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Учебное
пособие. - М., АЭБ МВД России, 2005. - С. 12.
- присвоение или растрата (ст. 160), а также иные преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК Российской Федерации) и т.д.
Вторая группа уголовно-правовых признаков коррупции в сфере финансов отражает то обстоятельство, что коррупция, в широком смысле слова, как системная угроза финансовому суверенитету России - это общегосударственное социально-экономическое явление, отличающееся деструктивным характером и являющееся, с одной стороны, определенным «рынком теневых и криминальных услуг» в сфере финансов, а с другой стороны - преступным явлением. Системное практическое применение вышеуказанных норм уголовного права в совокупности образует уголовно-правовой механизм противодействия коррупции при обеспечении финансового суверенитета России;
3) социально-экономические признаки коррупции:
- большие бюрократические заслоны малому бизнесу, вынуждающие быстрее и эффективнее «решить вопрос с чиновником» взяткой;
- этнические факторы, объясняемые традиционными устоями и привычным образом поведения представителей отдельных этнокультур и географических регионов;
- профессиональная некомпетентность представителей части российского чиновничества;
- неконтролируемая, по существу разрушительная, текучесть кадров в органах исполнительной власти;
- криминализация бизнеса и пр.
В целом, причины существования коррупции, как системной угрозы финансовому суверенитету России, также как и попытки решения проблемы ее определения, довольно разнообразны, и требуют углубленного научного осмысления.
На современном этапе движения коррупции можно выделить ряд сформировавшихся, значительных по своим масштабам криминализированных сфер теневой финансовой деятельности, в совокупности создающие системную угрозу финансовой безопасности и финансовому суверенитету России. Одной из таких наиболее коррупциогенных и опасных сфер экономики, оказывающих негативное влияние на финансовую безопасность и финансовый суверенитет России, является государственное производство и управление бюджетными средствами, практически полностью освобожденное от контроля со стороны общества политической силой государства.
Одной из наиболее опасных разновидностей коррупции в сфере финансов, с точки зрения обеспечения финансового суверенитета России, представляется торговля коррупционными услугами, в рамках которой основная доля злоупотреблений связана с использованием полномочий в области контроля и распределения финансовых потоков. Подобный вид коррупции также называют «коррупционными услугами» в широком смысле.10 В этой цепочке происходит своеобразная «продажа» властного ресурса либо использование властного ресурса в целях освоения иных государственных ресурсов, что прямо свидетельствует об утрате верховенства государственной власти во внутренних делах в сфере финансов, об ограничении свободного, независимого от каких-либо внешних сил верховенства государственной власти в сфере национальных финансов, иными словами - об утрате государством части финансового суверенитета.
10 Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы / Пер. М.С. Добряковой // Экономическая социология (www.ecsos.msses.ru). 2003. Т. 4. №5.
Рассматриваемый вид коррупции приводит к подрыву конкуренции на мировом рынке, к затормаживанию дальнейшего развития рыночных отношений внутри страны, к возрастанию издержек бизнеса, к снижению инвестиционных рейтингов и т.п. Такую коррупция можно рассматривать как прямую угрозу финансовому суверенитету России, что обуславливает необходимость безотлагательного принятия на государственно уровне эффективных мер противодействия коррупции в сфере финансов и формирования на этой основе действенного механизма обеспечения финансового суверенитета России в складывающихся внутренних и внешних условиях.
Список литературы:
1. Анищенко А.В. Россия в системе глобальных рисков: долларизация как угроза экономической безопасности страны // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2011, № 6. - с. 103-106.
2. Анищенко В.Н., Илюхина Р.В. Институциональные основы мониторинга экономической безопасности. М.: АЭБ МВД России, 2007.
3. Криминология: Учебник для юридических вузов / Под общей редакцией А.И. Долговой. - М., 1997.
4. Долгова А.И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней // Коррупция и борьба с ней. - М., 2000.
5. Волженкин Б.В. Коррупция / Серия: современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе. - СПб.: 1998.
6. Сапронов С. В. Исследование особенностей и классификации видов коррупции в органах государственной власти / Бизнес в законе №1, 2013.
7. Килясханов Х. Ш. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией / Бизнес в законе №3, 2014.
8. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции» / Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228
9. Кодексе поведения должностных лиц (Принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года) // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/code_o f_conduct.shtml
10. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, Нью-Йорк 2005./ Конвенция на русском языке опубликована в изданиях: Собрание законодательства РФ. 26 июня 2006 г. N 26. Ст. 2780; Бюллетень международных договоров. 2006. N 10. С. 7 - 54.
11. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию / Страсбург, 27 января 1999г.// http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/Treaties/Html/173.htm
12. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию/ Страсбург, 4 ноября 1999г.// http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/Treaties/ Н^Л 74.htm.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Богатырева С.И.: «Коррупция как системное явление и угроза финансовому суверенитету России» Рецензируемая статья Богатырева С.И. на тему: «Коррупция как системное явление и угроза финансовому суверенитету России» посвящена рассмотрению актуальной тематики в области противодействия коррупции экономической направленности как системной угрозы финансовому суверенитету России, что обусловлено потребностями защиты финансового суверенитета и финансовой безопасности страны в современных условиях санкций и политического противостояния России и Запада.
Одной из ключевых проблем социально-экономического развития обновленной России в современном мире явился рост криминально-коррупционных угроз финансовой направленности в таких наиболее коррупциогенных и опасных сферах экономики, как государственное производство и управление бюджетными средствами, государственное производство и управление в сфере внешнеэкономической деятельности, которые практически полностью освобождены политической силой государства в силу проявления некоторых объективных факторов от контроля со стороны общества.
Отмеченные обстоятельства обусловили актуальность, научную новизну и практическую значимость темы рецензируемой статьи и необходимость ее научного раскрытия.
В статье в контексте экономико-правового анализа криминально-коррупционных угроз финансовой направленности рассмотрены вопросы защиты финансового суверенитета страны и сформулированы теоретические предпосылки по ее совершенствованию.
Комплексность рассмотрения поднятой в статье проблемы обеспечивает теоретическую значимость формулируемых в ней выводов, представляющих большой интерес для развития научных представлений о борьбе с криминально коррупционными угрозами финансовому суверенитету России.
Статья написана на высоком научно-теоретическом уровне, ясным и понятным языком, соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам и рекомендуется к опубликованию.
Профессор кафедры экономических и финансовых расследований Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор технических наук, профессор
Анищенко В.Н.