Коррупция как угроза финансовой
безопасности государства
Кондрат Е.Н.*
This article analyzes corruption, its nature and causes and ways to combat it in the field offinancial security.
Комплексная система антикоррупционных мер, разрабатываемая под руководством Президента Российской Федерации, направлена, прежде всего, на противодействие и профилактику коррупции в экономической сфере, создание стимулов к антикоррупционному поведению. Коррупция является наиболее опасной угрозой в экономической сфере, коррупционные угрозы в экономике, государственном управлении и правосудии приобретают характер угроз национальной безопасности.
В Концепции административной реформы отмечается, что согласно индексу GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot) Россия из 209 стран мира по таким показателям, как эффективность работы правительства, качество законодательства, верховенство закона и контроль за коррупцией, находится в нижней части рейтинга, определяемого Всемирным банком1. В названном документе говорится также о том, что «необходимо разработать механизмы противодействия коррупции» 2.
Томас Гоббс писал: «коррупция есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам»3.
На сегодняшний день коррупция является одной из труднопреодолимых проблем, подрывающих авторитет власти и ослабляющих экономику, мешающих занять достойное место среди цивилизованных государств мирового сообщества и в конечном итоге создающих угрозу национальной безопасности страны. Коррупция приобрела системный характер и ее трудно преодолеть исключительно административными мерами. Это усугубляется тем, что постоянно меняются социально-экономические и политические условия жизни общества, что обновляет коррупционное поле социальных взаимодействий, вводя в него новых действующих лиц. Круг объектов и субъектов коррупционных отношений постоянно расширяется.
По мнению различных экспертов, экономические потери от коррупции в
современной России составляют от 5 до 50 % валового внутреннего продукта страны. Некоторые специалисты утверждают, что суммарные потери от коррупции в Российской Федерации составляют не менее 20 млрд долл. в год. Коррупция наряду с экономической преступностью становится все более мощным средством перераспределения собственности и капиталов, в том числе теневых и криминальных.
Коррупция трансформируется в новые формы, учитывает опыт противодействия ей, поэтому и правовые средства борьбы с коррупцией должны успевать за новыми коррупционными проявлениями.
Говоря о негативных, общественно опасных последствиях коррупции, в первую очередь необходимо отметить, что от этого явления страдает экономическая стабильность государства, развивается правовой нигилизм граждан, подрывается доверие народа к власти. Представляется, что коррупция прежде всего разрушает принцип законности4.
Однако в настоящий момент сложилась парадоксальная ситуация, когда, постоянно говоря об увеличении уровня коррупции в нашей стране, о необходимости борьбы с ней, ни уголовно правовые нормы, ни общая теория права не содержат четкого понятия, что же все-таки такое — коррупция?
В современной справочной литературе коррупция означает подкуп, продажность общественных и политических деятелей, то есть рассматривается как преступная деятельность в экономической, политической, военной и других сферах государственной власти, заключающаяся в использовании своего должностного положения и властных возможностей с целью личного незаконного обогащения. Данное определение не учитывает такие коррупционные проявления, когда личного обогащения не происходит, а имущественные и иные блага получают родственники или аффилированные лица.
Этимологически термин «коррупция» по мнению У.Т Сайгитова, обладает свой-
Кандидат юридических наук.
N
OI
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о m ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
N
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q. С[ CQ
s н
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
ством полисемии. Имея латинское происхождение, термин «коррупция» означает:
1) совращение, подкуп;
2) порчу, упадок;
3) извращенность, превратность (мнений);
4) расстройство, расшатанность, плохое
состояние здоровья5.
Некоторые исследователи считают, что в римском праве термин «коррупция» появился посредством сочетания латинских слов «соггеЬ» — несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «гашреге» — ломать, повреждать, нарушать, отменять6. Из этих двух терминов, таким образом, образовался самостоятельный термин «соггишреге», который предполагает участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества. В русском языке коррупция — это прежде всего подкуп, продажность должностных лиц, политических деятелей.
Некоторые ученые понимают коррупцию по меньшей мере в четырех значениях: общесоциальном, политэкономическом, криминологическом и уголовно-правовом7.
Термином «коррупция» можно охарактеризовать противоправную деятельность в политике, государственном управлении, судопроизводстве и иных сферах, состоящую в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях извлечения личного обогащения.
К проявлениям коррупции можно отнести подкуп чиновников с целью получения незаконных благ и привилегий, взяточничество, протекционизм. Единого состава преступления коррупция не образует, а деяния, относящиеся к коррупции, обычно признаются самостоятельными преступлениями, которые могут выражаться в получении взятки, злоупотреблении должностными полномочиями, их превышении, служебном подлоге.
Экономические преобразования не могут быть реализованы в полной мере, если нет надежных правовых механизмов защиты от коррупции. Расходование государственных бюджетных средств и частных финансов должно осуществляться в связи с реальными потребностями общества и хозяйствующих субъектов, иначе существует вероятность перемещения финансовых потоков в экономику зарубежных стран. Внутренняя политика го-
сударства должна содержать комплекс антикоррупционных мер в системе экономической безопасности государства.
Основными направлениями антикоррупционной политики являются: деятельность по охране прав и свобод человека и гражданина; разработка антикоррупционного законодательства и координация антикоррупционной деятельности; изменение содержательных аспектов системы управления и продолжение административной реформы; укрепление судебной власти, создание административной юстиции и обособление антикоррупционного направления деятельности правоохранительной системы; определение и проведение антикоррупционных начал в правотворческой и правоприменительной деятельности; формирование общественного правосознания в соответствии с антикоррупционными стандартами; введение принципиально новой системы государственного контроля, в особенности финансово-бюджетного, обеспечивающего общественные, парламентские и иные процедуры в сфере антикоррупционной деятельности; формирование основ международного сотрудничества в реализации мер антикоррупционной политики8.
Предлагаемые меры по противодействию коррупции связаны с уголовно-правовыми методами (усилить ответственность, ввести конфискацию имущества, запретить занимать государственные должности и т.п.). Но правоприменительная практика показывает, что этого недостаточно. Необходимо не только ужесточать санкции при ответственности за коррупционные деяния, нужно разрабатывать адекватные меры превентивного характера, направленные прежде всего на формирование антикоррупционного поведения.
Коррупция возникает в той сфере, где должностное лицо может принимать важные управленческие решения, распоряжаться бюджетными средствами, государственной или муниципальной собственностью, оказывать влияние на деятельность хозяйствующих субъектов. Государственный служащий обязан принимать решения исходя из целей, установленных правом и одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Извлекая незаконную выгоду из своего служебного положения, коррупционер вовлекает в противоправную деятельность других лиц.
Как отмечает в своей статье А.Л. Еделев, развитие коррупции в России вошло в стадию создания обширных и устойчивых интегрированных структур с сетевой формой организации — организованных преступных сообществ, созданных для совместного извлечения дохода из коррупционной деятельности. Участники таких сообществ объединяются не только для извлечения прибыли из своей противоправной деятельности, но и для эффективного осуществления инвестиций в расширение коррупции как особого рынка криминально-коррупционных услуг. Коррупционная деятельность при этом превращается в бизнес, когда коррупционер относится к своей должности как к бизнесу, пытаясь максимизировать доход.
В составе коррупционных сетевых структур можно выделить три характерных элемента:
> группы государственных чиновников, обеспечивающих принятие выгодных для заказчиков решений;
> коммерческие или финансовые структуры (заказчики), реализующие получаемые выгоды, льготы, доходы, превращая их в деньги;
> группы защиты деятельности коррупционных сетевых структур, которую осуществляют должностные лица из числа представителей правоохранительных, контрольно-надзорных и судебных органов9.
В зависимости от целевой ориентации коррупционных связей можно выделить коррупцию-достижение (поступление в вуз, получение выгодного заказа), коррупцию-избегание (предотвращение большего ущерба, уход от уголовной ответственности), коррупцию-конкуренцию (подкуп покровителя).
Поскольку коррупции присущ латентный характер, правоохранительным органам бывает сложно доказать причастность должностного лица в получении неосновательного обогащения, в первую очередь потому, что для привлечения к ответственности коррупционера необходимо установить событие преступления. Доказывание факта совершения преступления по коррупционным делам осложняется необходимостью квалификации действий коррупционера. Необходимо установить, что именно в результате незаконных действий получено вознаграждение. Если сфера деятельности коррупционера строго регламентирована законом — противоправность очевидна, однако если коррупционер — должностное лицо, обладающее возможностью альтерна-
тивных действий, доказать наличие умысла сложно. Поэтому автор полагает, что анализировать коррупционные проявления необходимо системно. Мониторинг нестандартных, отклоняющихся от требований закона действий и решений коррупционера— государственного служащего, необходимо осуществлять в совокупности с анализом его доходов, однако процесс легализации имеет некоторые особенности.
Важным этапом легализации является маскировка преступления, в результате которого были получены легализуемые доходы. Это этап, на котором при помощи комплекса финансовых мероприятий и сделок преступный источник получения доходов скрывается и деньги оказываются легализованными. Характерной чертой данного процесса является изменение статуса предмета легализации в процессе совершения преступления в целях сокрытия первоначального источника происхождения преступных доходов. В результате обрывается цепочка следов и обеспечивается анонимность имущественных ценностей. Но не всегда доходы легализовываются преступником и водятся в оборот. Коррупционеры из числа должностных лиц, предпочитают скрывать преступный доход посредством оставления его без движения — это так называемый накопительный путь, поскольку обналичивая доходы, рискуют вызвать к себе пристальное внимание со стороны правоохранительных органов.
В настоящее время коррупция все больше интернационализируется, приобретает глобальный международный характер, требует соответствующего международного сотрудничества. Как результат международной интеграции антикоррупционных усилий стало принятие Генеральной ассамблеей ООН 29 сентября 2003 г. Конвенции против транснациональной организованной преступности и 31 октября 2003 г. специальной Конвенции против коррупции. На саммите государственных лидеров «Группы восьми» в Санкт-Петербурге (июль 2006 г.) была принята резолюция «Борьба с коррупцией на высоком уровне». Участники встречи еще раз зафиксировали непосредственную связь между коррупцией и неэффективным государственным управлением. Коррупция рассматривалась не как совокупность отдельных противоправных действий, а как опаснейшее социальное явление, оказывающее разрушающее воздействие на демократические устои, социально-экономическое развитие и правопорядок10.
N 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
N
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q. С[ CQ
s н
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
ü S I
н
о ф
со
В мировой практике понятие коррупции стало употребляться после формулировки и утверждения Генеральной ассамблеей ООН: «Коррупция есть действие или бездействие должностного лица в сфере его полномочий, совершенное в интересах стороннего лица за вознаграждение от него в любой форме» 11.
Значимым коррупциогенным фактором для российской действительности являются негативные проявления в сфере правосудия. Инициаторы судебной реформы уверены: если не создать в стране адекватную судебную систему, то маловероятны успешные преобразования в других областях государственной и общественной жизни12. Несмотря на очевидные положительные сдвиги, коренного перелома во взаимоотношениях между гражданами и судебной властью не наступило. Большинство населения в целом негативно относится к существующей судебной системе. Социологические опросы показывают: люди судам не верят и продолжают считать, что суд в России неэффективен, несправедлив либо коррумпирован 13.
Помимо сферы правосудия коррупция поражает другие государственные институты, включая вооруженные силы страны. Так, по данным военной прокуратуры, за последние 10 лет к уголовной ответственности привлечены около 150 генералов и адмиралов. Если учесть, что в Российской армии служат без малого 1,5 тысячи высших офицеров, то получается, что каждый десятый не в ладах с законом. Но не все дела заканчиваются обвини-
тельным приговором, немало дел прекращается за отсутствием состава преступления. Довольно часто виновные офицеры реальный срок не получают, отделываясь условным наказанием, либо попадают под амнистию14.
Коррупция превратилась в одни из самых серьезных сдерживающих факторов социально-экономического развития страны и повышения ее мировой конкурентоспособности. Истоки коррупции коренятся в деформациях политической системы, вовлеченности государственных структур, политической элиты и чиновничества в отношения собственности, распределения капиталов и товарно-денежных потоков.
Борьба с коррупцией должна начинаться с изменения менталитета граждан, повышения правовой культуры, доверия граждан к государственной власти и правоохранительным органам и одновременно необходимо ужесточить санкции за коррупционные преступления и обеспечить неотвратимость наказания всех без исключения коррупционеров, включая высокопоставленных чиновников.
Коррупция — неотъемлемый элемент любой власти и в то же время ее могильщик. Власть и коррупция хотя и взаимосвязаны между собой, но в условиях демократического правового государства выступают как взаимоисключающие явления: либо полноценная авторитетная власть и минимизированная коррупция, либо, наоборот, масштабная коррупция и минимизированная власть.
Литература и примечания
1. Мокрый В.С., Сапожников А.А., Семкина О.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ: учебное пособие / под ред. А.А. Сапожникова. М.: КНОРУС, 2008. С. 48. Авторы публикации, характеризуя уровень коррупциогенности в Российской Федерации, цитируют извлечения из вышеназванной Концепции административной реформы.
2. Подробнее см.: Концепцию административной реформы в Российской Федерации в 2006—2008 гг., одобренную распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р // [Электронный ресурс]: www.government.ru.
3. Бровкин В.Н. Коррупция в России: современное состояние // Коррупция — это коррозия общества и государства: материалы конф. Екатеринбург, 2000. Вып. 1. С. 82.
4. Номоконов В.А. Борьба с организованной преступностью как укрепление российской государственности // Преступность и коррупция: современные российский реалии: сб. науч. трудов; под ред. Н.А. Лопашенко. Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем преступности и коррупции: Сателлит, 2003. С. 42.
5. Дворецкий, И.Х., Латинско-русский словарь (ок. 50000 слов) // изд. 2-е. М.: Русский язык, 1976. С. 266.
6. Колодкин Л. М. Коррупция и деонтологические меры борьбы с продажностью ("Бусидо" в Японии) // Коррупция в России: состояние и проблемы: матер.науч.-практ. конф. (26-27 марта 1996 г.). Вып. 2. М. 1996. С. 97.
7. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. 2000. № 6. С. 2—6.
8. Лопатин В Н О системном подходе в антикоррупционной политике // Государство и право. 2001. №7. С.23.
9. Еделев А.Л. Коррупция как системная угроза стабильности и экономической безопасности Российской Федерации // Миграционное право. 2009. № 2.
10. Борьба с коррупцией на высоком уровне // [Электронный ресурс]: //http://www.g8russia.ru/docs/14.html.
11. См.: интервью корреспондента «Интерфакс» А. Галкина с начальником Главного управления собственной безопасности МВД России К. Ромодановским на тему: «Коррупция в милиции смертельна для общества» // Рязанские ведомости. 2002. 16 авг.
12. Ямшанов В. Приговор по прейскуранту. В судах сложился мощный коррупционный рынок, заявил В. Зорькин // Рос. газета. 2004. 19 мая.
13. Там же.
14. Куликов В. Генералы подсудной карьеры // Российская газета. 2004. 19 мая.