Научная статья на тему 'Коррупция как один из элементов организованной преступности'

Коррупция как один из элементов организованной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2422
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ВЗЯТКА / ЛАТЕНТНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ORGANIZED CRIME / CORRUPTION / BRIBE / LATENCY / OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES INVESTIGATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданов Анатолий Васильевич, Егоров Сергей Алексеевич, Хазов Евгений Николаевич

Поднимаются актуальные вопросы о противодействии коррупции и организованной преступности. Проведен анализ коррупции как одной из причин создания и деятельности организованной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богданов Анатолий Васильевич, Егоров Сергей Алексеевич, Хазов Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption as an element of organized crime

The article raises topical issues on combating corruption and organized crime. The article analyzes the corruption as one of the reasons for the creation and activities of organized crime.

Текст научной работы на тему «Коррупция как один из элементов организованной преступности»

УДК 34 ББК 67

КОРРУПЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОГДАНОВ,

доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат юридических наук, доцент; СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЕГОРОВ, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ начальник кафедры конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя доктор юридических наук, профессор Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право, 12.00.14 — административное право; административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Поднимаются актуальные вопросы о противодействии коррупции и организованной преступности. Проведен анализ коррупции как одной из причин создания и деятельности организованной преступности.

Ключевые слова: организованная преступность, противодействие коррупции, взятка, латентность, оперативно-разыскные мероприятия, оперативно-разыскная деятельность.

Annotation. The article raises topical issues on combating corruption and organized crime. The article analyzes the corruption as one of the reasons for the creation and activities of organized crime.

Keywords: organized crime, corruption, bribe, latency, operational — investigative activities investigative activities.

Коррупционные преступления, как правило, носят латентный характер, поскольку преступники почти всегда стремятся сохранить в тайне криминальные намерения и свои действия. Основным содержанием деятельности оперативных подразделений являются оперативный поиск и фиксация информации о преступлениях, для последующего использования в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии преступлений и розыске скрывшихся преступников, установлений имущества подлежащего конфискации в противодействии коррупции, терроризму и организованной преступности.

Оперативно — розыскной деятельности (ОРД) отводится важнейшая роль в борьбе с коррупцией, организованной преступностью, легализацией (отмыванием) денежных средств, приобретенных преступным путем, которые с каждым годом становятся все более

профессиональными, используя новые формы и методы совершения преступлений1.

Оперативно — розыскная деятельность в ряде случаев, является негласной деятельностью, которая должна готовиться тайно от преступных сообществ2.

Одной из задач оперативных подразделений осуществляющих ОРД, является применение сил, средств и специальных методов для установления имущества, подлежащего конфискации, которое может быть подозреваемым лицом сокрыто, продано, передано, подарено другим лицам и т.п. Данная задача решается в тесном взаимодействии с Федеральной службой судебных приставов3.

Взятка (подкуп) — растрата (хищение) — фаворитизм (блат) — непотизм (кумовство — семейственность, протекция родным) — вымогательство — торговля влиянием (обмен ненадлежащими

преимуществами между государственным должностным лицом и рядовым членом общества) — откат — (ответ на предоставленную услугу)4.

Коррупция — более широкое явление, чем взяточничество. Коррупция имеет место тогда, когда ответственное лицо или сторона принимает незаконное вознаграждение, получает преимущество или нарушает правила о недопущении конфликта интересов.

Взяточничество представляет собой наиболее опасное проявление коррупции и в последние годы в нашей стране оно стало повсеместным и обыденным. Без коррупции не было бы такого разгула организованной преступности. При этом указанный вид преступного посягательства является чрезвычайно латентным, а именно, латентность коррупционных преступлений и определяет приоритетное значение оперативно — розыскной деятельности в выявлении данной категории преступлений.

По оценкам Всемирного банка ежегодно на взятки тратится 1 миллиард долларов США (эта цифра не включает потери бюджетов стран в результате хищений или растрат)5.

Сложившаяся ситуация оказывает негативное влияние на все сферы деятельности государства, препятствует развитию экономики, решению социальных проблем, укреплению законности и правопорядка.

Для реализации высокодоходных преступных планов, вряде стран используются возможности коррумпированных сотрудников государственных органов, четверть преступных сообществ отмывают преступные капиталы через легальные коммерческие структуры6

С каждым днем вопросы противодействия коррупции приобретает все большую значимость. Коррупция является опасным социально-негативным явлением, представляющим угрозу институтам государства и стабильности общественной жизни. Противодействие коррупции — деятельность, направленная на выявление, устранение, либо ограничение причин, порождающих условия или способствующих коррупции, предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование коррупционных правонарушений и наказание виновных7.

Федеральный закон «О противодействии коррупции», определяя (подпункт «а» п.1 ст.1) понятие коррупционных преступлений лишь указанием на некоторые из них, в целом не дает исчерпывающего перечня таких преступлений8. Проблема противодействия коррупции актуальна почти для любого государства, эта проблема приобрела глобальное значение. Сосредоточение внимание и усилий на первоочередных и безотлагательных мерах всеобщей антикоррупционной стратегии. И хотя во многих культурах эти злоупотребления неизменно рассматривались как нечто негативное, коррупция развивалась в столь многих скрытых и утонченных формах и обнаруживала такие разные грани, что на сегодня не существует единого, общепризнанного определения этого явления9. Как правило редко встречается государство, свободного от коррупции, хотя существуют разные уровни принятия

коррупции населением разных стран. С тех пор как в обществе установилась государственная власть и возникла проблема доверия, люди стали злоупотреблять ими для получения личной выгоды.

Любое государство не может эффективно функционировать, если не предпринимает усилий, по борьбе с коррупцией, противодействию финансирования терроризма, по борьбе с этим злом, а также отмыванием денежных средств, полученных незаконным путем. Борьба с коррупцией и финансированием терроризма — это глобальная проблема для всех стран, и здесь необходимы глобальные действия10.

Противодействие коррупции должно отвечать всем требованиям борьбы с преступностью. За коррупционные преступления в 2014 году осуждены 11 тыс. лиц в том числе за дачу взятки — 1700, за получение взятки — 4800 чел. За получение взятки на сумму до 1 тыс. рублей осуждено почти 23% лиц, до 10 тыс. рублей — 65%, свыше одного миллиона рублей — 3.2%.

Субъективный состав лиц, осужденных за данные преступления, не изменяется. Государственные и муниципальные служащие составляют 44%, работники сферы здравоохранения — 23% и работники сферы образования — 12%.п Вместе с тем, по прежнему значительная часть из них — это взятки в размере 500 — 1000 рублей. Рассмотрение в судах дел о коррупционных преступлениях, совершаемых в крупных и особо крупных размерах или организованными группами, встречается редко.

Преодолеть коррупцию только при помощи изменения каких-то отдельно взятых мер вряд ли возможно. Необходима комплексная антикоррупционная стратегия, реализуемая наряду с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, и борьбой с организованной преступностью.

Многочисленные исследования показывают близкие связи между организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, легализацией (отмыванием) денежных средств и иного имущества приобретенного преступным путем и коррупцией.

Поэтому, говоря об организованной преступности, мы понимаем, что сопутствующим фактором этого рода преступлений являются также и коррупционные проявления, в том числе и в самой правоохранительной системе, потому что в настоящее время при совершении целого ряда преступлений взаимодействие с правоохранителями для обеспечения сокрытия этих преступлений — это несомненный факт. Коррупция, жажда наживы чиновников являются благодатной средой для дальнейшего усиления организованной преступности, а с учетом экономического кризиса коррупционные связи организованного преступного сообщества и чиновников неизбежно укрепляются.

Важной составляющей противодействия коррупции является создание условий, способствующих предупреждению коррупционных проявлений, кото-

рое должно осуществляться по таким направлениям как повышение правовой культуры и профессионального уровня государственных служащих, законодательное обеспечение противодействия коррупции, и совершенствование государственного управления.

Снижение мер по противодействию легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, напрямую связано с ростом уровня коррупции и наоборот. Более того в некоторых странах коррупция является основным источником формирования денежных потоков имеющих преступную природу происхождения12. В борьбе с коррупцией особое значение имеет борьба с организованной преступностью, выявление, раскрытие и привлечение к уголовной ответственности организаторов и других членов организованных преступных сообществ, подкупающих государственных служащих.

Нельзя не отметить качество и сложность документирования фактов взяточничества. Как известно, совершаемые коррупционные преступления, как правило, завуалированы, в результате чего не удается их своевременно выявить. Государственные чиновники в целях сокрытия преступлений коррупционной направленности, выстраивают многоуровневые законспирированные коррупционные схемы через преступные действия лиц, не имеющих отношения к органам власти (референты, секретари, помощники, советники и т.д.).

Они участвуют в коррупционных схемах как посредники при переговорах или получатели денег, ценных бумаг или иного имущества для дальнейшей передачи, при этом могут и не знать, что они совершают преступление.

Когда речь заходит о получении взятки должностным лицом, то это преступление обычно отождествляется с коррупцией. В действительности же содержание коррупции не ограниченно только лишь получением взятки. Коррупция — явление более масштабное и емкое и не ограничивается лишь взяточничеством. Эффектность профилактической работы с взяточничеством во многом определяется насколько полно и своевременно были выявлены оперативно-розыскным путем и проанализированы условия, которые создали благоприятную обстановку для совершения преступлений. Безусловно, эффективную результативность противодействия с этим видом преступлений можно обеспечить только при условии комплексного использования оперативно-разыскных мероприятий, а также сил и средств и методов оперативно-разыскной деятельности.

При этом, оперативно-разыскные мероприятия, а именно «оперативный эксперимент, позволяют не только «идти по следам» взяточников и иных коррупционеров, но и выявлять их на раннем этапе путем привлечения граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству, контролировать их преступную деятельность, фиксировать сведения, содержание которых в соответствии с законом может быть представлено в уголовный процесс в качестве доказательств.

В этом состоит значение использования результа-

тов оперативно-разыскной деятельности, которые могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и иных судебных действий.

Представление результатов оперативно-разыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность13.

Латентность взяточничества определяет приоритетное значение оперативно-разыскной деятельности в выявлении данной категории преступлений. Это обусловлено особыми возможностями оперативно-разыскной работы в выявлении первоначальной информации о фактах готовящегося или совершаемого преступления, соответственно, оперативные и проверочные данные составляют фактическую базу версий, выдвигаемых на первоначальном этапе расследования взяточничества.

Получение взятки — одно из наиболее опасных коррупционных преступлений. Выявление подобных фактов происходит, как правило, в результате проведения комплекса оперативно-разыскных мероприятий.

Одними из самых распространенных преступлений коррупционной направленности, предусмотренных УК РФ, являются дача и получение взятки.

Практика показывает, что эффективность раскрытия должностных (служебных) преступлений во многом определяется четкой организацией и тактикой проведения оперативно-разыскных мероприятий и первоначальных проверочных действия, направленных на выявление и закрепление фактических данных — следов преступной деятельности, говорящих о способах действий преступников и обстоятельствах совершения ими коррупционных посягательств14.

Тактические особенности предупреждения, выявление, пресечения и раскрытия взяточничества определяются условиями получения информации о совершенном или готовящемся преступлении, а также полнотой и достоверностью этой информации. Важное значение в данном случаем имеет соотношение во времени момента получения исходной информации и факта совершения преступления.

Преступления коррупционной направленности справедливо считаются крайне трудными для выявления и раскрытия. Ещё более усложнились вопросы применения законодательства об ответственности за эти преступления с введением в УК РФ 1996 года ответственности за провокацию взятки либо коммерческого подкупа ст. 304 УК РФ15.

Самыми распространенными ошибками сотрудников оперативных подразделений при проведении оперативного эксперимента являются:

1. Предоставление следователю до возбуждения уголовного дела материалов, в которых заявление лица о вымогательства у него взятки датировано более поздним числом, чем проведение самого оперативного эксперимента, организованного якобы в связи с этим обращением.

2. Отсутствие заявления лица, в отношении которого совершается преступление.

3. Проведение оперативного эксперимента с участием надлежащего лица (мнимого взяткодателя).

4. Некачественное проведение аудио-видеозаписей, что делает невозможным установление самого факта передачи незаконного вознаграждения, а также поверхностное исследование должностных обязанностей, проверяемых лиц. В результате на стадии проведения предварительного расследования нередко выясняется, что подозреваемый либо не является должностным лицом, либо действия, за которые он получил взятку, не входят в круг его обязанностей.

5. Неверная оценка действий должностных лиц, получивших денежные средства или материальные ценности для целей развития материально-технической базы возглавляемых ими учреждений на основании бухгалтерских документов и расписок. Зачастую оперативные сотрудники, а нередко и следователи необоснованно усматривают в таких ситуациях получение взятки.

Необходимо дополнить перечень коррупционных деяний в УК РФ, наряду с дачей и получением взятки, ее предложением, обещанием, согласием ее принять. В Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации «О судебной практике по делам взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» дано толкование проблем квалификации обещания и предложения взятки16.

По нашему мнению самое действенное средство снизить коррупцию — это конфискация имущества. Важным признаком имущества как объекта конфискации является его связь с преступлением.

В ст. 2 Конвенции ООН против коррупции (2003) конфискация определяется как окончательное лишение имущества по постановлению суда17.

На наш взгляд необходимо переложить бремя доказывания по имуществу, которым обладает преступник, непосредственно на самого преступника. В отношении чиновников такие меры предусмотрены, а в отношении преступников — нет. Антикоррупционная политика государств и международного сообщества, членом которого является Российская Федерация, в настоящее время основывается на целом ряде международно-правовых документов различного уровня и юридической силы и на национальном правовом регулировании в сфере коррупции.

В Совете Европы сообщество государств против коррупции (ГРЕКО), которое была учреждено в 1999 г. Советом Европы для мониторинга реализации государствами антикоррупционных норм Совета Европы.

Цель ГРЕКО состоит в повышении способности стран — членов группы бороться против коррупции путем контроля за соблюдением ими антикоррупционных норм Совета Европы, в ходе непрерывного процесса взаимной оценки и давления друг на друга.

ФАТФ является тем органом, который помогает бороться с этим злом, получившим большое распро-

странение. Росфинмониторинг отслеживает потоки нелегальных средств. ФАТФ (Financial Action Task Force on Money Laundering — группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) — межправительственная организация, которая была учреждена в 1989 году «большой семеркой» при участии Европейской комиссии. В настоящее время в ФАТФ входит 35 стран-участниц и две международные организации. Россия присоединилась к группе в июне 2003 года. ФАТФ уделяет значительное внимание сотрудничеству с такими международными организациями как МВФ, Всемирный банк, Управление ООН по наркотикам и преступности. Данные структуры реализуют свои программы, нацеленные на противодействие отмывание денег и финансированию терроризма. Одним из основных инструментов реализации рекомендаций ФАТФ на национальном уровне является Подразделения финансовой разведки (ПФР), отвечающие за сбор и анализ финансовой информации в пределах каждой конкретной страны с целью выявления потоков финансовых средств, добытых незаконным путем.

Но чем более на ранних стадиях предотвращается расползание проявлений коррупции, тем более масштабную коррупцию удастся предотвратить в итоге. Есть известная доказанная тенденция: чем больше мы боремся с мелкими уголовными преступлениями против личности, тем больше тяжких преступлений предотвращаем. В сфере коррупции тенденция аналогична. Латентность коррупционных преступлений проблема комплексная, которая предполагает междисциплинарное ее исследование.

Несмотря на значительное количество научных исследований, публикаций и многочисленные международные соглашения, национальные законодательства, направленные на разработку антикоррупционного законодательства, четкого общепринятого определения коррупции не сформулировано.

Определение понятия коррупции могут помочь нам увидеть различия между коррупцией и например, бесхозяйственностью, некомпетентностью, непрофессионализмом или плохим управлением т.д.

Важную роль в борьбе с коррупцией может сыграть само гражданское общество. Повышение уровня осведомленности в обществе, создание горячих линий для граждан, на которые они могли бы сообщить о коррупционных проявлениях, в том числе и анонимно, т.е. созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции.

Опасность коррупции и организованной преступности в современных условиях нарастает. Организованная преступность будет пытаться использовать свои коррупционные связи и процессы, которые сегодня происходят в Сирии, Украине (Донецке, Луганске) некоторых странах ближнего востока и Африки в своих целях.

Таким образом, именно организованная преступность и коррупция стала реальной угрозой для безопасности всего человечества, как по своим масштабам,

так и по разрушительному влиянию. Особенно активно это проявилось в таких преступлениях как: терроризм, незаконный оборот наркотиков, экстремизм, торговля детьми, организация нелегальной миграции, отмывания преступных доходов, разграбления природных и биоресурсов, автобизнеса, сбыта поддельных денег и ценных бумаг.

1 См.: Федеральный закон от12. августа 1995, № 144-ФЗ (ред. то 29.06.2015) «Об оперативно-разыскной деятельности» Собрание законодательства РФ 14.08.1995, № 33, ст.3349. http:// www.pravo.gov.ru. Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 года № З-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О полиции"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2011, №7, ст.900, http://www.pravo.gov.ru.

2 См.: Богданов A.B., Хазов Е.Н. Основные направления взаимодействия оперативных подразделений и органов предварительного следствия полиции, их значение по выявлению и раскрытию преступлений Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 11. с.71-75.

3 См.: Богданов А.В., Хазов Е.Н.Проблемы выявления и расследования преступлений в сфере налогообложения Вестник Московского университета МВД России. 2011. №7. с.179.Феде-ральный закон от 21июля 1997, № 118-ФЗ (ред. то 08.03.2015) «О судебных приставах» Собрание законодательства РФ 27.07.1997, № 30, ст.3590. http://www.pravo.gov.ru.

4 См.: Богданов А.В., Волченков В.В., Воронцов А.В., Ефим-кин М.С., Завъялов И.А., Иванцов с.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Турбина О.В., Хазов Е.Н., Хромов И.Л., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д.Криминальная среда, понятие генезис, оперативно-розыскное воздействие Монография. « / Под редакцией Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова . Москва, 2015. Сер. Научные издания для юристов Том Часть 1I с. 401-477.

5 См.: Богданов А.В., Завьялов И.А., Закурдаев А.Н., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н., Чикова Я.Н., Ша-ламов Р.Г., Яковец Е.Н. « Противодействие органов внутренних дел киберпреступности» Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных учреждений органов внутренних дел и практических работников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступностью в сфере компьютерной информации. / Учебно-методическое пособие под ред. профессора Михайлова Б.П.. Москва, 2015 .Основные понятия и концепции антикоррупционной деятельности. Учебное пособие. 1-е издание. Совет Европы. Июль 2015. с — 20. www.coe.int,

6 См.: Богданов А.В., Хазов Е.Н.Основные направления деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по выявлению и предупреждению преступлений , связанных с мошенничеством. Вестник Московского университета МВД

России. 2014. №10. с.276 -279. Противодействие организованной преступности: законодательный и практический аспекты. Материалы «круглого стола». — М.: Издание Государственной Думы ФС РФ. 2014 с.29

7 См.: Федеральный закон от 25 декабря 2008, № 273-ФЗ (ред. то 28.11.2015) «О противодействию коррупции» Собрание законодательства РФ 29.12.2008, № 52 (1), ст.6228. http://www. pravo.gov.ru.

8 См.: В.И. Ерохин. Ю.В. Ерохина. Научно — практический комментарий к модельному закону «О противодействии коррупции» — М.; РОСМЭН-ПРЕСС, 2012, с — 32.

9 См.: Основные понятия и концепции антикоррупционной деятельности. Учебное пособие. 1-е издание. Совет Европы. июль 2015. отпечатано в Совете Европы. с — 7. www.coe.int

10 См.: Богданов А.В., Турбина О.В., Хазов Е.Н. Оперативно розыскная деятельность по противодействию в сфере незаконной миграции на территории Российской Федерации Вестник Московского университета МВД России. 2015 № 4.с. 176-180

11 См.: Состояние преступности в России за январь — декабрь 2014 года. ФКУ ГИАЦ МВД России М.: 2015, с. 40-42. Состояние преступности в России за январь — октябрь 2015 года. ФКУ ГИАЦ МВД России М.: 2015, с. 38-40

12 «В международном розыске — коррупция» Российская газета. www.rg.ru. 29 Октября 2015 г. № 244 (6815). с.9. Богданов А.В., Мартынюк В.М., Хазов Е.Н. Основные направления проблемы и пути решения организации работы по розыску лиц, скрывающие от органов дознания, следствия и суда сотрудниками оперативно розыскных подразделений ОВД МВД России на современном этапе Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 10. с.148-152.

13 Инструкция о порядке представления результатов оперативно-разыскной деятельности органу дознания, следователя или в суд. Приказы МВД РФ, МО РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС РФ, СВР РФ, ФСИН России, ФСКМ РФ, Следственный комитет РФ № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 от 27 сентября 2013 г.

14 Богданов А.В., Волченков В.В., Воронцов А.В., Ефимкин М.С., Завъялов И.А., Иванцов с.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Турбина О.В., Хазов Е.Н., Хромов И.Л., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д.Криминальная среда, понятие генезис, оперативно-розыскное воздействие Монография. « / Под редакцией Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова . Москва, 2015. Сер. Научные издания для юристов Том Часть I с. 148-196.

15 Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и допол. на 28 ноября 2015 г. — М.: 2015. с — 216.

16 Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 июля 2013г. №24 « О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

17 Конвенция ООН против коррупции принята 31.10.2003 г., вступила в силу 14.12.2005 года «Основные понятия и концепции антикоррупционной деятельности». Учебное пособие. 1-е издание. Совет Европы июль 2015 г. с.130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.