F.A. Makeev Corruption as a Factor of Disintegration of Russian Society
The article examines the impact of corruption on society. Various approaches to the definition of corruption are analyzed. The disintegrating effect of corruption that has negative consequences for the processes of social mobility, the increase in the number of marginals in the society, and the attitude of the society to authorities, is grounded.
Key words and word-combinations: cor r u p t io n , soc ia l u n re s t, so c ia l inequality, disintegration of society.
Исследуется влияние коррупции на общественные процессы. Анализируются различные подходы к определению понятия коррупции. Рассматриваются различные виды классификации коррупции. Доказывается дезинтегрирующее воздействие коррупции на общество, негативно влияющее на процессы социальной мобильности, увеличение числа маргиналов в обществе, отношение населения к властным структурам.
Ключевые слова и словосочетания: коррупция, социальная напряженность, социальное неравенство, дезинтеграция общества.
УДК 354 ББК 66.3(0),123
Ф.А. Макеев
КОРРУПЦИЯ КАК ФАКТОР ДЕЗИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
^Вопреки официальным усилиям государства коррупция стала одной из самых опасных угроз национальным интересам и национальной безопасности Российской Федерации, ведущим фактором застоя экономического развития, сохранения и развития выраженного социального неравенства, маргинализации населения и дезинтеграции российского общества. Весомая часть федеральных экономических программ потерпела неудачу в результате разгула коррупции, которая существенно ограничила свободное действие экономических законов и снизила престиж Российской Федерации на международной арене, оказавшись одним из главных препятствий в привлечении иностранных инвестиций, жизненно необходимых для всей страны.
Коррупция простирается на все сферы и уровни жизнедеятельности современного российского общества и фактически становится его характерной чертой. Коррупционные действия - не элементарное преступно-юридическое деяние, которое может быть квалифицировано конкретной статьей или нормой уголовного кодекса, а криминогенное, социальное, экономическое явление, обладающее многоуровневой структурой, в которой преобладает именно комплекс разных видов социально опасных действий.
Сегодня коррупция получила повсеместное распространение, однако ее уровень в разных странах существенно отличается. В странах с незначительной степенью распространенности тех или иных форм злоупотреб-
1 4 8 2015 • № 3 (48)
ления полномочиями среди чиновников коррупция не подрывает основы государственности, не нарушает нормальное функционирование и развитие общества и, следовательно, не представляет серьезной опасности для развития государства. В других же странах, где коррупция простирается на все сферы общественных отношений, признается абсолютно нормальным явлением и даже нормой, она приводит к уменьшению эффективности деятельности государственных органов, становится острой социальной проблемой, ведущей к поляризации и дезинтеграции общества.
Выясним, что представляет из себя феномен коррупции и каких видов она бывает. Понятие «corrumpere» в римском праве рассматривалось в общем смысле: «повредить», «сломать», «подкупить», то есть совершить противозаконные действия в судебной практике. Н. Макиавелли в работе «Государь» определил понятие коррупции как использование общественных возможностей в сугубо личных интересах [1, а 286]. Одно из самых лаконичных современных определений коррупции дал Дж. Сентурия: злоупотребление должностными полномочиями, общественной властью ради частной выгоды [2].
Большинство из существующих определений коррупции концентрируются на трех категориях: бюрократическом аппарате, рынке и общественном интересе. К первой категории обращается Дж.С. Наем: коррупция представляет собой поведение, отклоняющееся от официально установленных норм предписанных для государственного служащего, которое вызвано желанием материального обогащения или получением статусных преимуществ для семьи или узкой группы заинтересованных лиц, ломающее ограничения на вмешательство, основанное на личных побуждениях в осуществлении общественно-политических функций [3, а 25]. На общественном интересе акцентируют внимание А. Рогоу и Д. Лассвелл, которые пишут, что феномен коррупции нарушает ответственность относительно системы общественного и гражданского порядка и является разрушительным для этих систем [3, а 26]. Поскольку для данных систем общественный интерес выше частного, нарушение общественного интереса для извлечения личной выгоды и преимуществ представляет собой акт коррупции.
В научной литературе приводятся различные определения коррупции. Рассмотрим юридически закрепленные дефиниции данного явления. Так, в документе ООН по международной борьбе против коррупции она определена как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных интересах» [4]. Данное понятие включает в себя взяточничество (дача вознаграждения с целью достижения необходимого результата, через совращение чиновника с позиции долга), непотизм (замещение под патронажем выгодных и доходных мест родственниками или «знакомыми») и незаконное присвоение публичных средств для личного использования. Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы является более широким: коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено исполнение определенных обязательств в государственном или частном секторе, и которое проводит к нарушению обязанностей, возложенных на них статусом государственного чиновника, частного сотрудни-
2015 • № 3 (48) 14 9
ка, независимого агента, или другие отношения, которые имеют целью получение любой незаконной выгоды для себя и других лиц.
В законодательстве Российской Федерации понятие коррупции регламентировано в ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», которая устанавливает, что коррупция - «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [5].
На протяжении исторического развития российской государственности коррупция различалась как «мздоимство» (получение неправомерных преимуществ за выполнение законных действий) и «лихоимство» (получение неправомерных преимуществ за выполнение противозаконных действий). В настоящее время существует большое разнообразие классификаций коррупции. В зависимости от лица, злоупотребляющего должностным положением, выделяют государственную коррупцию (коррупция государственных чиновников), коммерческую (коррупция менеджеров фирм), политическую (коррупция политических акторов). В зависимости от того, кто выступает субъектом коррупционных действий, выделяют индивидуальную взятку (от гражданина), предпринимательскую взятку (от организации, фирмы), преступный подкуп (от криминальных бизнесменов). На основании централизации и децентрализации отношений коррупции выделяют децентрализованную коррупцию (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе), централизованную коррупцию «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые низовыми чиновниками, делятся между ними и передаютсявышестоящим), централизованную коррупцию «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высокопоставленными должностными лицами, частично передаются их подчиненным). Можно также выделить, в зависимости от уровня локализации коррупционных действий, низовую коррупцию (в низшем и на средних эшелонах власти), верхушечную коррупцию (высокопоставленных должностных лиц и политических акторов), международную коррупцию (в сфере мирохозяйственных отношения), а исходя из степени регулярности коррупционных действий - эпизодическую коррупцию, систематическую (институциональная коррупция), клептократию (коррупция как неотъемлемый атрибут властных отношений).
А. Хайденхаймер в своих трудах подразделял коррупцию на белую, серую и черную. Белая коррупция представляет собой деятельность, относительно которой в общественном мнении есть согласие: данные действия не рассматривают как предосудительные, они являются частью культуры и не воспринимаются как проблема. Черная коррупция - это действия, вызывающие осуждение всеми социальными слоями. Серой коррупцией А. Хайденхаймер называет практики, относительно которых не существует согласия в общественном мнении, они вызывают скандалы [6, с. 362-363]. Исходя из изложенного, можно зак-
1 5 0 2015 • № 3 (48)
лючить, что коррупция классифицируется по различным основаниям, и это свидетельствует о ее сложности, многогранности, а также глубоком проникновении в структуру общества и государства.
В настоящее время Российская Федерация относится к странам, в которых коррупция получила крупномасштабное распространение. Так, по данным международной неправительственной организации «Transparency International», которая осуществляет сравнительные исследования коррупции и представляет информацию о ее общем уровне в различных странах в виде индекса восприятия коррупции (ИВК), Российская Федерация в последние годы стабильно занимает низкие места в мировом рейтинге: 2000 г. - 82-е из 99; 2004 г. - 90-е из 145; 2008 г. - 147-е из 180; 2009 г. - 146-е из 180; 2011 г. - 143-е из 182; 2012 г. -133-е из 176; 2013 г. - 127-е из 175; в 2014 г. - 136-е место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Киргизией, Ираном и Камеруном [7]. Судя по этим показателям, за последние 14 лет ситуация с коррупцией в России радикально не изменилась, несмотря на применяемые государством меры по борьбе с ней, которые остаются малоэффективными и не обеспечивают интенсивное, поступательное развитие российского общества и государства.
Активная борьба с коррупцией в современной России началась с 2008 г., когда был принят Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31 июля 2008 г. (№ Пр-1568), в соответствии с которым в России была создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней. Так, 19 мая 2008 г. вышел Указ Президента РФ № 815 «О мерах по противодействию коррупции», а 19 декабря 2008 г. Государственной Думой ФС РФ принят Федеральный закон «О противодействии коррупции». Данный Закон установил основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В Законе определяются такие важнейшие понятия, как коррупция и противодействие коррупции, то есть «деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений» [5]. Позже, 3 июля 2009 г., Государственной Думой был принят Федеральный закон № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», установивший правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы, определивший основные принципы и субъектов антикоррупционной экспертизы, понятие коррупциогенных факторов [8].
В 2010 г. вышел Указ Президента РФ от 13 апреля № 460 «О Национальной
2015 • № 3 (48) 151
стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы», в котором утверждена цель стратегии - искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, установлены основные принципы, механизмы и направления реализации Национальной стратегии противодействия коррупции [9]. Таким образом, с 2008 г. началось создание полноценной законодательной базы по противодействию коррупции, на протяжении всего периода до 2014 г. принималось значительное количество нормативно-правовых актов, связанных с противодействием коррупции, но коренного изменения ситуации так и не произошло. Стратегическая значимость борьбы с коррупцией для российского общества усиливается тем, что исторически Российская Федерация переживает переходный период, характеризующийся политической нестабильностью, отсталостью и несовершенством законодательства, неэффективной деятельностью органов государственной власти, слабостью институтов гражданского общества, неразвитой политической культурой и правовым нигилизмом граждан, отсутствием сильных демократических традиций. В данных условиях сложно разработать и реализовать совокупность эффективных механизмов, способствующих реальному уменьшению уровня коррупции в государственных структурах, обеспечивающему передовое развитие российского общества и его интеграцию на практике.
Борьба с коррупцией является ключевой задачей для российского общества, не терпящей отлагательств, так как данное явление несет в себе совокупность негативных социальных последствий. Например, в результате коррупционных действий отсекаются огромные денежные средства от целей общественно-государственного развития, что обостряет бюджетный кризис, снижает способность власти решать социальные проблемы и, как итог, обостряет социальную напряженность в обществе и недовольство сложившейся ситуацией. Увеличивается имущественное неравенство, растет бедность и социальная незащищенность большой части населения, коррупция устанавливает несправедливое «перераспределение» материальных средств в пользу узких социальных групп за счет наиболее уязвимых слоев населения, «олигархи» становятся еще богаче, а положение необеспеченных слоев населения становится еще хуже, что ведет к увеличению числа маргиналов и усилению дезинтеграции общества.
В результате коррупционных действий в государственных структурах происходит дискредитация закона как основного инструмента регулирования жизни государства и общества, в общественном мнении формируется представление о незащищенности граждан не только в материальной, социальной сфере, но и перед преступностью, что приводит к усилению социальной напряженности и недоверия к власти. Замещение высоких статусных позиций, должностей через непотизм (по протекции) приводит к дальнейшей поляризации общества, сильно влияет на процесс социальной мобильности в обществе и на доступ к высоким статусным позициям со стороны малообеспеченных слоев населения, что способствует дальнейшей дезинтеграции общества [10].
Таким образом, коррупция является одной из ключевых проблем, замедляющих развитие российского общества, и требует более детального изучения ее социальной составляющей и последствий. Именно социальная среда служит
1 52 2015 • № 3 (48)
источником воспроизводства коррупции, так как члены общества усваивают коррупцию как девиантное поведение, которое в дальнейшем становится для них нормой. Коррупция оказывает дезинтегрирующее воздействие на общество, негативно влияет на процессы социальной мобильности, приводит к увеличению числа маргиналов в обществе, а также влияет на отношение населения к властным структурам. Если коррупция не испытывает должного противодействия со стороны государства и общества, то она наращивает свою силу и становится самостоятельным социальным и политическим фактором, который оказывает системный негативный эффект не только на общество, но и на государство. Несмотря на то что активная борьба с коррупцией развернута с 2008 г. в Российской Федерации, проблема коррупции так и не решена, хотя была создана полноценная нормативно-правовая база для противодействия ей. Такое положение дел свидетельствует о сложности данного социального явления и его закоренелости в обществе. Для того чтобы эффективно противодействовать коррупции, мало создать правовую базу для борьбы с ней, необходимо осуществлять комплексное воздействие на общество, включая правовые ограничения для должностных лиц, санкции за коррупционную деятельность, а также работу по воспитанию в общественном мнении нетерпимости к коррупции, что позволит уменьшить спрос и предложение на коррупционные действия.
Библиографический список
1. Макиавелли Н. Государь: сочинения. М., 2001.
2. Быстрова А.С., Сильвестрос М.В. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3, вып. 1. URL: http:// www.old.jourssa.ru/2000/1/07bistrova.html
3. Попов В.Г., Умников В.Н. Коррупция: основные угрозы и меры противодействия. М., 2012.
4. Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный Секретариатом ООН. A/CONF. 169/14. 1995. 13 Apr. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тавнтПлюс».
5. О противодействии коррупции: Федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-Ф3 // Рос. газ. 2008. 30 дек.
6. Heidenheimer A., Johnston M., Levine V. (dir. publ.). Political Corruption: a handbook. New Brunswick: Transaction Publishers, 1989.
7. Индекс восприятия коррупции 2014 г. [от 3 дек. 2014 г.] // Transparency International. URL: http://transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2014-otcenka-rossii-upala-na-odin-ball
8. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федер. закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ // Рос. газ. 2009. 22 июля.
9. О Национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы: Указ Президента РФ от 13 апр. 2010 г. № 460 // Официальный сайт Президента России. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/565.
10. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции // Вестник ПАГС. 2015. № 1 (46).
2015 • № 3 (48) 15 3