Тарская Ольга Юрьевна, Макеев Фёдор Анатольевич РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ...
УДК 316.42.
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ИНТЕГРАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
© 2016
Тарская Ольга Юрьевна, доктор социологических наук, профессор кафедры «Социология и социальная политика» Макеев Фёдор Анатольевич, аспирант кафедры «Социология и социальная политика» Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина (410012, Россия, Саратов, улица Московская, д. 164, в/г № 2, e-mail: fmakeev@bk.ru)
Аннотация. Актуальность темы исследования определяется тем, что проблема противодействия коррупции и активного развития антикоррупционной политики для России имеет стратегическое значение. Для современной России коррупция является ключевой проблемой, она препятствует решению важнейших социально-экономических и политических задач, негативно влияет на международный престиж государства, ведёт к дезинтеграции социального пространства общества и дистанцирует государство и общество. Социальную среду жизнедеятельности коррупции составляют: низкий уровень правосознания (правовой нигилизм), нравственное разложение общества, слабая гражданская позиция населения, которые формирует питательную среду для возникновения, развития и воспроизводства коррупции в обществе. Именно социальная среда является одним из ключевых источников воспроизводства и распространения коррупции. Сегодня коррупция не является национальной особенностью только некоторых стран, она имеет глобальные масштабы распространения. Поэтому руководство большинства стран, понимая степень опасности этого явления, принимают различные антикоррупционные меры и активно развивают антикоррупционную правовую политику. Антикоррупционная политика представляет собой научно обоснованную системную деятельность государства и институтов гражданского общества, которая направленна на борьбу с коррупцией и устранение причин и условий, способствующих её возникновению, а также связанна с профилактикой и сокращением её негативного влияния. Но для того чтобы она работала необходимо всестороннее привлечение института гражданского общества и актуализация его деятельности в сфере противодействия коррупции. Успешное противодействие коррупции возможно лишь в условиях консолидации государства и гражданского общества, когда значительная часть населения будет входить в различные институты гражданского общества с целью отстаивания своих законные прав и интересов, что приведёт к падению спроса на коррупционные практики и интегрирует общество. Таким образом, формирование оптимальной системы взаимодействия государственных структур и институтов гражданского общества в рамках проводимой антикоррупционной политики способно в значительной степени повлиять на улучшение обстановки в сфере противодействия коррупции и способно интегрировать российское общество.
Ключевые слова: гражданское общество, антикоррупционная политика, коррупция, правовая социализация, интеграция.
THE DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY AS AN ESSENTIAL ELEMENT OF THE STATE ANTI-CORRUPTION POLICY AND THE INTEGRATION OF MODERN RUSSIAN SOCIETY
© 2016
Tarskaya Olga Yurevna, doctor of sociological sciences, professor of the department «Sociology and social policy» Makeev Fedor Anatolievich, postgraduate student of the department «Sociology and social policy» Stolypin Volga Region Institute of Administration (410012, Russia, Saratov, streetMoskovskaya,164, e-mail: fmakeev@bk.ru)
Abstract. The relevance of the research topic is determined by the fact that the problem of corruption and active anticorruption policy development for Russia is of strategic importance. For modern Russia, corruption is the key problem, it prevents the solution of major socio-economic and political problems that negatively affect the international prestige of the state, leads to the disintegration of the social space of society and distancing the state and society. The social environment of corruption are: low level of legal awareness (legal nihilism), the moral decay of society, lack of civil position of the population, which forms a nutrient medium for the emergence, development and reproduction of corruption in society. The social environment is one of the key sources for reproduction and spread of corruption. Today, corruption is not a national characteristic only of some countries, it has a global prevalence. Therefore, the leadership of most countries, understanding the severity of this phenomenon, taking various anti-corruption measures and actively develop anti-corruption legal policy. Anti-corruption policy is an evidence-based systematic activity of the state and civil society institutions, which is aimed at fighting corruption and eliminating the causes and conditions conducive to its emergence, as well as related to the prevention and reduction of its negative influence. But in order to make it work you need the full involvement of civil society and the mainstreaming of its activities in the field of combating corruption. The successful counteraction to corruption is possible only in the context of the consolidation of the state and civil society when a significant portion of the population will be included in various civil society institutions with the purpose of defending their legitimate rights and interests that will reduce the demand for corrupt practices and integrates society. Thus, the formation of optimum system of interaction of state structures and civil society institutions in the context of anti-corruption policy can greatly affect the improvement of the situation in the sphere of counteraction of corruption and is able to integrate Russian society.
Keywords: civil society, anti-corruption policy, corruption, legal socialization, integration.
Коррупция как международное явление представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности практически для всех государств в мире. В международных правовых актах отмечается, что коррупция «подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку» [1].
Проблема противодействия коррупции и одновременно с этим активного развития антикоррупционной политики для России имеет стратегическое значение. Коррупция предстаёт для «нас», как «раковая опухоль»,
которая проникла во все сферы жизнедеятельности общества и мешает их нормальному функционированию и развитию, борьба с ней - это вопрос не только развития страны, но и её выживания. Для современной России коррупция является одной из стратегических проблем, она препятствует решению важнейших социально-экономических и политических задач, стоящих перед обществом, негативно влияет на международный престиж государства, подрывает авторитет власти в глазах народа, ведёт к дезинтеграции социального пространства общества и особенно важно, что она дистанцирует го-
Тарская Ольга Юрьевна, Макеев Фёдор Анатольевич социологические
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ... науки
сударство и общество [2]. Всё это схоже с симптомами опасного вируса, который подавляет социальный иммунитет. В итоге все это может привести к деструкции общества, то есть к дисфункции и разрушению сначала отдельных элементов социальной системы, а затем и всего общества.
Сегодня в условиях санкций со стороны «Запада» и существующей политической, экономической турбулентности на международной арене, а также в связи с хронической нехваткой бюджетных средств, перед Россией как никогда остро встают вопросы о необходимости модернизации существующей антикоррупционной политики, повышения её эффективности, которое будет выражаться в реальном уменьшении уровня коррупционных издержек и правонарушений. Далее необходимо развивать институты гражданского общества, вместе с активизацией совместной работы гражданского общества и государства, которая позволит преодолеть данный социальный феномен, высвободить необходимые средства из «коррупционных схем» для государственных нужд и обеспечит поступательное развитие страны.
Выявим социальную среду жизнедеятельности коррупции, это прежде всего низкий уровень правосознания (правовой нигилизм), нравственное разложение общества, слабая гражданская позиция населения, которые формирует питательную среду для возникновения, развития и воспроизводства коррупции в обществе. В результате чего формируется своего рода социальный заказ общества на правовую деформацию (девиацию) со стороны государственных служащих (спрос со стороны населения на различные виды коррупционных практик: протекционизм, лихоимство и др.), с другой стороны, искажённые правовые установки государственных служащих усугубляют деформации правового сознания и правового поведения всего населения (девиантное поведение со стороны чиновников обеспечивает наличие предложения коррупционных практик). Наличие спроса на различного рода коррупционные действия приводит к формированию устойчивого предложения.
Нужно сказать, что именно социальная среда является одним из ключевых источников воспроизводства коррупции, так как члены общества усваивают и передают «коррупционные ценности» как девиантное поведение, которое в дальнейшем становится для них и других членов общества нормой [3]. Процесс распространения коррупционных интересов или ценностей в пределах общества может быть описан теорией инфекции, предложенной Г. Лебоном. Основанием этой теории является способность ценностей к их естественному распространению [4; с. 15]. В течение длительного времени ценность одного человека становится ценностью группы. Наряду с этим заражением происходит усвоение де-виантных ценностей и интеграция личности в систему коррупции. Другим источником возникновения девиации (коррупции) по Р. Мертону выступает расхождение (разрыв) между культурно предписанными устремлениями человека и социально структурированными путями осуществления этих устремлений, то есть когда человек понимает, что он не может достичь своей цели социально регламентированными путями, то он прибегает к де-виантному поведению [5].
Сегодня коррупция не является национальной особенностью только некоторых стран, она имеет глобальные масштабы распространения. Поэтому руководство большинства стран, понимая степень опасности этого явления, принимают различные антикоррупционные меры и активно развивают антикоррупционную правовую политику. Так, начиная с 2008 года, в Российской Федерации активно развивается антикоррупционная правовая политика. Была создана широкая антикоррупционная правовая база, был принят основополагающий закон в сфере противодействия коррупции ФЗ №273-Ф3 от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции», ко-482
торый юридически закрепил понятие коррупции - «это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [6]. Принят ряд других нормативно-правовых актов, закрепляющих важнейшие механизмы противодействия коррупции, также была активизирована деятельность правоохранительных органов в этой сфере. Так по информации официального представителя Следственного комитета РФ Владимира Маркина, за период с января по июнь 2015 года в России было возбуждено около 11,5 тыс. дел коррупционной направленности, в суд направлены около 7,6 тыс. таких дел, а ежегодный ущерб от коррупционных преступлений в России составляет около 40 млрд рублей [7].
Данные МВД РФ показывают, что за первые девять месяцев 2015 года были выявлены 96,7 тыс. экономических преступлений, включая преступления коррупционной направленности, рост которых составил 3,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, а материальный ущерб от них - 169,7 млрд рублей (по оконченным уголовным делам) [8].
Согласно же данным председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева, в 2014 году за коррупционные преступления в России были осуждены порядка 11 тыс. человек (в 2013 году - 9,5 тыс.), из них за получение взяток - более 1,6 тыс. человек (рост на 13% по сравнению с 2013 годом), за дачу взяток - 4,1 тыс. (рост на 25% по сравнению с 2013 годом). К лишению свободы в 2014 году приговорены 20% от общего числа осужденных коррупционеров (12% - в 2013 году), при этом с 69% до 58% снизилось число людей, приговоренных к штрафам. Наибольшую часть осужденных за получение взятки - 44% - составили государственные и муниципальные служащие. 23% - работники правоохранительных структур, 12% - работники сферы образования [9]. Об активной деятельности государства в лице правоохранительных органов также свидетельствуют громкие коррупционные дела, которые прогремели на всю страну, это дело Губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, который был арестован в марте 2015 года, дело Главы Республики Коми Вячеслава Гайзера и другие.
Ситуацию в нашей стране отлично демонстрируют международные рейтинги, которые отражают, что уровень коррупции в России недопустимо высок несмотря на меры, принимаемые государством. Так согласно данным международной неправительственной организации «Transparency International», которая проводит сравнительные исследования коррупции и формирует «Индекс восприятия коррупции», Россия в 2014 году заняла 136 место из 174, а в 2015 году 119 место из 167 поделив его с такими «развитыми» странами как Азербайджан, Гайана, Сьерра-Леоне [10].
Отметим для наилучшего понимания, что антикоррупционная политика представляет собой научно обоснованную системную деятельность государства и институтов гражданского общества, которая направленна на борьбу с коррупцией и устранение причин и условий, способствующих её возникновению, а также связанна с профилактикой и сокращением её негативного влияния [11].
Говоря об антикоррупционной политике, следует ясно представлять ее многоаспектную структуру, включающую политическую, организационную, экономическую, правовую и общественно-идеологическую составляющие. Отметим, что нельзя эффективно противосто-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
Тарская Ольга Юрьевна, Макеев Фёдор Анатольевич РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ...
ять коррупции, если не будет нужным образом функционировать хотя бы один из названных элементов.
Исходя из этого, государственное противодействие коррупции должно осуществляться комплексно на разных уровнях, в различных сферах общественной жизни и с применением самых разнообразных организационно-правовых форм, средств и носить системный характер. Но для того чтобы эта совокупность средств, методов и структурных элементов действительно работала, необходимо всестороннее привлечение института гражданского общества и актуализация его деятельности в сфере противодействия коррупции. Успешное противодействие коррупции возможно лишь в условиях консолидации государства и гражданского общества, когда значительная часть населения будет входить в различные институты гражданского общества с целью отстаивания своих законные прав и интересов, что приведёт к падению спроса на коррупционные практики со стороны населения.
Интеграционный потенциал антикоррупционной политики для современного российского общества содержится в различных её элементах, из которых отдельно нужно выделить её общественно-идеологическую составляющую, которая непосредственно связанна с работой с населением (развитие правосознания граждан, правовой культуры и морально-ценностных ориентаций граждан, с резко негативным отношением к коррупции) и с институтами гражданского общества (привлечение население в институты гражданского общества с целью защиты своих прав и интересов).
Нужно сказать, что в основе интеграции как правило лежит взаимовыгода компонентов, сходство интересов, целей, ценностей, но главная цель всех участников этого процесса - максимально полное удовлетворение своих потребностей. Базовым же фактором интеграции и дезинтеграции выступает один, это удовлетворение (неудовлетворение) потребностей социальных субъектов. Интеграционные и дезинтеграционные факторы являются своего рода внутренним источником интеграционной энергии системы, задействование которого возможно при учете общественных интересов в государственной политике.
Активное привлечение и использование институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией получило широкое распространение во многих странах мира. Так наиболее эффективно институты гражданского общества работают в благополучных с точки зрения противодействия коррупции государствах: Финляндии (2 место из 167 в «ИВК»), Дании (1 место из 167 в «ИВК»), Норвегии (5 место из 167 в «ИВК»), Швеции (3 место из 167 в «ИВК»). Однако нужно учитывать, что гражданское общество в данных государствах является более развитым по сравнению с Россией, так как оно формировалось в течение многих десятилетий. В то же время в современной России отмечается всплеск политической активности, который сопровождается стремлением различных институтов гражданского общества участвовать в решении наиболее острых общественных проблем, в том числе и в противодействии коррупции. Данное стремление по крайней мере декларативно учитывается властью при разработке нормативно-правовых актов, регламентирующих сферу борьбы с коррупцией. Так одним из основных направлений реализации Национальной стратегии противодействия коррупции является: «обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции» [12].
Важнейшим условием повышения эффективности проводимой государством антикоррупционной политики является использование институтами гражданского общества механизмов демократии, которые позволяют держать под общественным (гражданским) контролем основные социальные силы, которые представляют из себя структурированные группы, обладающие административно-материальными ресурсами (представите-
ли бюрократии, крупного бизнеса) и способны влиять на развитие событий в своих интересах. Симбиоз этих групп несёт в себе крайне негативные социальные последствия, ярчайшим из которых является резкое увеличение социального неравенства, поляризация и дезинтеграция общества, так доходы «хорошо обеспеченных» россиян увеличиваются в два раза быстрее, чем выбираются из «долговой ямы» необеспеченные слои. Данное положение дел хорошо отражает децильный коэффициент фондов, который представляет из себя отношение доходов 10% самых обеспеченных граждан к доходам 10% самых бедных, так в 2014 году он равен 16, а в 2015 году - 15,6, то есть 10% наиболее обеспеченных граждан в 15,6 раз богаче 10% малоимущих [13].
Исходя из этого, наличие эффективных правовых механизмов, дающих возможность субъектам гражданского общества отстаивать свои интересы, позволяет интегрировать общество через объединение всё большего количества членов общества для защиты своих гражданских прав и интересов, мобилизовать его для противодействия коррупции. В свою очередь, структуры гражданского общества, интегрируясь в различные организации (политические партии, общественные объединения, профессиональные союзы и т.д.), помогут государству точно определить участки общественных отношений, которые поражены метастазами коррупции, обозначить причины, способствующие разрастанию этого вредного явления.
Одним из наиболее значимых инструментов гражданского общества является общественный (гражданский) контроль. Общественный (гражданский) контроль традиционно рассматривается как один из наиболее эффективных механизмов борьбы с коррупцией, который несёт в себе значительный интеграционный потенциал. Нужно отметить, что сегодня в РФ принят ФЗ №212-ФЗ от 21.07.2014 г. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который регламентирует данный институт, определяет субъекты контроля, их права и обязанности, а также его формы. Данный ФЗ установил, что граждане РФ могут участвовать в реализации общественного контроля как лично, так и в рамках общественных объединений. А ключевыми задачами такого контроля определил: формирование и развитие гражданского правосознания, обеспечение тесного взаимодействия государства и институтов гражданского общества, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению и другие [14].
Значительную роль в процессах противодействия коррупции и интеграции общества играет правовая социализация населения. Которая представляет из себя процесс усвоения социализантом изменяющихся социальных, правовых ценностей и норм, на основе которых формируются осознанные ценностно-правовые установки (позитивные/негативные), являющиеся индикатором правового сознания и определяющие поведение человека в конкретном социально-правовом пространстве, по средствам чего осуществляется интеграция члена общества и формируется социально-правовой иммунитет к различного рода девиациям.
Правовая активность населения является одним из ключевых факторов антикоррупционной политики. Проводимая правовая политика должна ориентироваться на правовую мобилизацию граждан, создание активной гражданско-правовой позиции населения страны по важнейшим общественным проблемам и формировать отношение нетерпимость к различным девиациям (коррупции).
Таким образом, приходим к выводу, что только формирование оптимальной системы взаимодействия государственных структур и институтов гражданского общества в рамках проводимой антикоррупционной политики способно в значительной степени повлиять на улучшение обстановки в сфере противодействия коррупции и способно интегрировать российское общество.
Тарская Ольга Юрьевна, Макеев Фёдор Анатольевич РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ...
А создание благоприятной среды для развития гражданского общества и его институтов (структур), вовлечение их в правотворческий и правоприменительный процесс как равноправных партнеров, в том числе и в антикоррупционной политике является стратегической задачей, которая будет способствовать поступательному развитию нашей страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конвенция ООН против коррупции. Принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
2. Макеев Ф.А. Коррупция как фактор дезинтеграции российского общества // Вестник Поволжского института управления. -2015.- №3 (48).-С. 148-153.
3. Макеев Ф.А. Социокультурный подход в исследовании феномена коррупции // Информационная безопасность регионов. -2015.- №4 (21).-С. 45-49.
4. Lebon G. Psychology of the people and masses. Moskow, Akademicheskij proekt, 2011, 238 p.
5. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории) Москва, 1966. Издательство «Прогресс».С. 299313)
6. О противодействии коррупции: Федеральный закон Российской Федерации № 273 -ФЗ от 25 декабря 2008 г. [Текст] // Российская газета. - 2008. - 30 декабря. - № 4823.-с.1-5.
7. Маркин заявил о ежегодном ущербе в 40 млрд рублей из-за коррупции 23 июля 2015 г. // Информационное агентство России «ТАСС» http://tass.ru/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/info/2379115
8. Состояние преступности - январь-сентябрь 2015 года // Официальный сайт МВД РФ. URL: http://www. mvd.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// mvd.ru/folder/101762/item/6629353
9. Противодействие коррупции в России. Досье // Информационное агентство России «ТАСС» http://tass. ru/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass. ru/info/2379115
10. Индекс восприятия коррупции 2015 г. от 26 января 2016 г. // Официальный сайт «Transparencylnternational» www.transparency.org.ru[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2015-rossiia-podnialas-na-119-mesto
11. Тарская О.Ю. Демократизация образования // Сборник научных трудов СГУ. Саратов. -2001.
12. Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460). Официальный сайт Президента России, www.kremlin.ru. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.kremlin.ru/ref_notes/565.
13. Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения и основные показатели социально-экономической дифференциации // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/#
14. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации № 212-ФЗ от 21 июля 2014 г. [Текст] // Российская газета. - 2014. - 23 июля. - № 6435 (163).