Научная статья на тему 'Коррупция и организованная преступность: теоретические и прикладные аспекты'

Коррупция и организованная преступность: теоретические и прикладные аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1704
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ORGANIZED CRIME / ANTI-SOCIAL PHENOMENON / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наумов Ю. Г.

В данной статье организованная преступность и коррупция рассматриваются как сложные антисоциальные явления, не имеющие государственных границ, которые многие десятилетия сопровождают социальное и культурное развитие большинства стран мира

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption and organized crime: theoretical and applied aspects

In this article, organized crime and corruption are considered as sophisticated anti-social phenomena that have no national boundaries, which for decades accompanied by social and cultural development of most countries

Текст научной работы на тему «Коррупция и организованная преступность: теоретические и прикладные аспекты»

•

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

2

ф

d

л <

S I

н

о ф

со

с коррупцией, в частности Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999), Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000), Конвенции ООН против коррупции (2003).

Значение международного сотрудничества в борьбе с коррупцией заключается не только в становлении эффективных механизмов противодействия транснациональным формам коррупции, но и в формировании единого мирового «антикоррупционного языка», понятийного аппарата, без которых эффективная антикоррупционная политика является невозможной. Особую актуальность в этой связи представляет формулирование понятия коррупции, определение которого в национальном законодательстве является неоправданно вариативным. В Российской Федерации законодательное определение коррупции не сформулировано, хотя термин «коррупция» активно ис-

пользуется в нормативных актах8. Формулирование такого понятия в российском законодательстве невозможно без учета положений международного права.

Приближение российского законодательства к международным стандартам, имплементация положений международных документов в такой принципиально важной области, как противодействие коррупции, является выражением магистральной линии политики российского государства, направленной на интеграцию России в сообщество цивилизованных государств.

Необходимо отдавать отчет в том, что нет никакого стандартного подхода в противодействии коррупции. Вместе с тем, имеются критические моменты, стандартные формулы, на которые следует обратить внимание при организации противодействия коррупции и они требуют отдельного осмысления и дальнейшего исследования.

Литература и примечания

1. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. — М., 1976.

2. Сущность коррупции. Условия возникновения и последствия // Коррупция: сущность, основные тенденции развития и направления борьбы: аналитический вестник Государственной думы. 2001. Вып. 44.

3. Кабанов П.А. Борьба со взяточничеством и иными формами коррупции в условиях реформирования государственного аппарата и перехода к рынку: дисс. ... к.ю.н. Н. Новгород, 1994. С. 12.; См. также: Мыс-ловский Е. Истина и справедливость // Чистые руки. 2000. №4. С. 65-71.

4. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. — М., 1978. С. 241-243.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Шведовой. 20-е изд. — М.: Рус.яз., 1998. С. 241.

6. Словарь иностранных слов: 18-е изд. — М.: Рус.яз. 1989. С. 263.

7. Мишин Г.К. О теоретической разработке проблемы коррупции / Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы; под ред. В.В. Лунеева. — М., 2001. С. 264.

8. Уровень отечественной коррупции остается высоким // Известия. 2003. 8 октября.

Коррупция и организованная преступность:

теоретические и прикладные аспекты

Ю.Г. Наумов*

This article envisages the organized criminality and corruption as complicated antisocial phenomena without having state borders since many decennaries accompany the social and cultural development of most countries in the world.

Коррупцию и организованную преступность в России не следует отождествлять с внешне сходными феноменами в зарубежных странах. Их корни «зарыты» в почву совершенно иных социально-экономических и производственных отношений и связанны с формированием теневой экономики, которая и заложила основу коррупции и организованной преступности в России1.

Значительный рост коррупционной и организованной преступности, масштабы их распространения, усилившаяся преступная экспансия в экономику — относятся к числу наиболее острых проблем в жизни государства и общества. Динамика зарегистрированных преступлений по ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества) в 2000 — 2007 гг. указывает на рост со 170 преступлений в 2000 г., до 337 пре-

Заместитель начальника кафедры ОФЭиТО Академии управления МВД России, кандидат экономических наук, доцент.

ступлений в 2007 г., т.е. почти в 2 раза. Выявлено лиц, совершивших такие преступления с 228 в 2000 г. до 797 в 2007 г., т.е. в 3,5 раза2.

На оперативных учетах МВД России состоит свыше 13 тыс. организованных групп, численность которых составляет более 40 тыс. человек; 450 наиболее крупных криминальных структур — организованных преступных формирований (ОПФ), численностью около 12 тыс. лидеров и активных участников. Многие ОПФ имеют межрегиональные и международные связи3. Преступные формирования действуют практически во всех основных отраслях экономики в каждом регионе, крупном городе и населенном пункте.

Важным криминологическим аспектом является необходимость учета и анализ ла-тентности коррупционной и организованной преступности. Так, по оценке В.В. Лу-неева: «... удельный вес учтенной коррупции в структуре реальной коррупционной преступности в стране колеблется в пределах 1 — 5%. Если эти оценки признать более или менее адекватными, то реально в стране ежегодно совершается до 7 млн коррупционных деяний ... в финансовом выражении это составляет 6% внутреннего валового продукта (ВВП)»4. Учитывая масштабы, степень влияния коррупции и организованной преступности на жизнедеятельность всего общества, назрела необходимость создания таких социальных механизмов, которые смогут нейтрализовать преимущества этих негативных явлений, переломить неблагоприятные тенденции их качественного изменения, сократить статистику таких преступлений.

Необходимость рассмотрения вопроса соотношения коррупции с организованной преступностью обусловливается тем, что на научном, практическом и нормативно-правовом уровнях не существует единого взгляда на соотношение таких явлений. Безусловно, это не способствует правильному пониманию правовой сущности этих явлений и планированию адекватных мероприятий противодействия. Разработка эффективных мер борьбы с криминальными явлениями, а тем более с такими сложными и системными, предполагает не только уяснение его содержания, но и определение места, которое занимает это явление в системе других видов преступной деятельности.

Анализируя взаимосвязь организованной преступности с коррупцией, А.И. Долгова отмечает, что «коррупция для орга-

низованных преступников — средство обеспечения не только их корыстного, но и политического интереса, поскольку у них отмечается двойная мотивация: обеспечить сверхдоходы и получить власть ради их сохранения и приумножения. В случае масштабной коррумпированности государственных служащих граждане государства фактически утрачивают государственный аппарат, он служит в этом случае не налогоплательщикам, а интересам тех, кто его «перекупил»5.

Организованные преступные формирования являются наиболее крупным кор-руптером — субъектом подкупа должностных и иных лиц, обладающих государственными или иными полномочиями, авторитетом и возможностями. Наиболее длительно и успешно действующие взяточники — это тоже участники организованной преступной деятельности.

Подтверждением служит мнение В.А. Номоконова, который указывает, что правоохранительные органы отмечают даже новую форму преступных проявлений в виде организованной коррупции, когда кооперируются несколько человек из разных правоохранительных ведомств6.

Однако приведенные взаимосвязи не являются исчерпывающими. Как справедливо отмечает А.И. Долгова, у всех этих сложных системных явлений (организованной преступности и коррупции) обязательно есть экономическая составляющая. Без экономической преступности они не способны эффективно функционировать. Неслучайно такое большое значение придается, например, борьбе с финансированием терроризма, легализацией преступных доходов. Именно криминальные капиталы развернули тот виток коррупции, который поразил мир7.

Следует отметить, что в настоящее время организованная преступность трансформируется и все более чаще присутствует в таких сложных и глобальных явлениях, как экономика и, связанная с ней, жесткая политическая конкуренция на почве завоевания и раздела экономических рынков и ресурсов. Организованная преступность, включающая и коррупцию, фактически осуществляет вторжение одних государств в различные сферы деятельности других государств.

Приведенные выше позиции ученых позволяют констатировать неразрывную связь коррупции и организованной преступности, однако не дают ответа на ряд вопросов относительно соотношения этих

0) о о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

ф

d

л <

S I

н

о ф

со

явлений. Об органической связи коррупции и организованной преступности отмечают и международные организации, формулируя рекомендации повышения эффективности борьбы с организованной преступностью, уделяя особое внимание борьбе с коррупцией. Так, ООН одним из стратегических направлений предупреждения организованной преступности считает исследование проблем борьбы с коррупцией. В принципах, принятых в 1990 г. 8-м Конгрессом ООН «О руководящих принципах предупреждения организованной преступности и борьбы с ней», — прямо указано, что «необходимым условием разработки программ по предупреждению преступности являются исследования проблем коррупции, ее причин, характера, следствий, взаимосвязи с организованной преступностью и мероприятий по борьбе с ней»8.

Термины «коррупция» и «организована преступность» в официальных документах нашего государства, в том числе нормативно-правовых актах, во многих случаях употребляются в одном синонимическом ряде. Для противодействия этим явлениям предлагается один и тот же комплекс мероприятий, а для осуществления правоохранительной деятельности, ее координации и осуществление контроля созданы и действуют одни и те же государственные органы или их специальные подразделения.

Констатируя тесную связь коррупции и организованной преступности, все же, на наш взгляд, их нельзя рассматривать как одно целое или даже как обязательный структурный элемент одного относительно другого (чаще коррупцию как элемент организованной преступности). Коррупцию и организованную преступность следует рассматривать, безусловно, как органически взаимосвязанные, но все же самостоятельные социальные и правовые явления, которым присущи специфические признаки, закономерности развития, криминологические и уголовно-правовые характеристики и т.п.

Если говорить о роли коррупции в функционировании организованной преступности, то необходимо констатировать, что коррупция — это лишь одно из средств, которое используют субъекты организованной преступности. Следует согласиться с тем, что факты получения служебным лицом даже многочисленных взяток за совершение конкретных действий с использованием своего должностного положения сами по себе не дают оснований

рассматривать их как проявления организованной преступной деятельности9.

Коррупция является одним из элементов механизма выживания и развития субъектов организованной преступности. Ее можно рассматривать и как метод, с помощью которого субъекты организованной преступности проникают в государственные и общественные институты, в целях их трансформации и нейтрализации действий, направленных на ликвидацию условий их функционирования.

По нашему мнению, коррупция и организованная преступность всегда заинтересованы в представленном симбиозе и стремлении к друг другу. Рассуждая образно, можно представить, что в своем развитии коррупция и организованная преступность идут навстречу друг другу и непременно встречаются на определенном этапе своего развития, а встретившись, интегрируют свои усилия, многократно увеличивая свой преступный потенциал. Инициативность этого движения навстречу друг другу имеет ряд специфических особенностей. С одной стороны, это меркантильное желание субъектов организованной преступности в получении криминальных доходов (сверхприбыли), с другой — должностные лица органов государственной власти, как свидетельствует практика, и сами довольно часто выискивают контакты с криминальными элементами, с целью дороже продать свои услуги. Следует отметить, что использование возможностей политической власти не является самоцелью организованной преступности, оно обусловливается природой, сутью существования. Это четко проявляется, если рассматривать организованную преступность через категорию «организованной преступной деятельности». При таком подходе коррупция признается обязательным условием существования и успешного функционирования организованной преступности. С учетом изложенных позиций — коррупция является элементом системы обеспечения деятельности организованной преступности, в частности внешней поддержки, защиты от социального контроля, проникновения в легальную экономику и политическую власть.

Рассмотрение организованной преступности через категорию организованной преступной деятельности имеет не только теоретическое, но и практическое значение — оно ориентирует правоохранительные органы в каждом конкретном слу-

чае на выявление организованной преступной группы или организованного преступного сообщества, устанавливает средства обеспечения их функционирования, а так же выходит на их коррупционные связи.

Использование представителями организованных преступных объединений возможностей коррупции состоит в том, чтобы:

• обеспечить надежное прикрытие со стороны властных структур преступной деятельности организованных преступных формирований;

• внедриться или расширить свое присутствие в легальной экономике, политике, правоохранительной и других сферах;

• взять под свой контроль важнейшие и наиболее прибыльные сферы социальной жизни;

• создать систему нейтрализации социального контроля над организованной преступностью и обеспечение уклонения от предусмотренной законом ответственности лидеров и других членов преступных группировок;

• лоббировать свои интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

• использовать властные возможности для расправы со своими конкурентами по преступной деятельности. Для достижения своей цели организованная преступность использует подкуп представителей власти, решает их личные вопросы, финансирует избирательные кампании отдельных политических деятелей или деятельность политических партий и других общественных организаций, проникает во власть путем выдвижения своих представителей на разные должности, в том числе выборные, в структурах государственной власти и органах местного самоуправления.

Следует отметить, что в последнее десятилетие наблюдается изменение приоритетов в использовании организованной преступностью возможностей коррупции: если раньше лидеры организованных преступных группировок стремились достичь своей цели преимущественно путем подкупа представителей власти, то на сегодня они предоставляют преимущество другому способу — личному проникновению во власть или «делегирование» к ней своих представителей.

Качественные изменения, на наш взгляд, обусловленны двумя основными моментами:

1) утверждением все более организованных форм преступной деятельности;

2) обретением организованной преступностью черт реальной власти в государстве — «пятой власти». Последнее происходит в значительной мере за счет использования организованными преступными структурами возможностей официальной власти (через коррумпированные связи) и легализации своей деятельности (в том числе через органы государственной власти).

В Российской Федерации Закон «О борьбе с организованной преступностью» и Закон «О противодействии коррупции» не были приняты. В пояснительном письме Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. законопроект был отклонен в связи с несоответствием ст.ст. 23, 35, 54 Конституции Российской Федерации, которые по своей сути существенно мешают отправлению правосудия.

В настоящий период работа по принятию вышеуказанных законопроектов продолжается. Так, заслуживает внимания проект Федерального закона «О борьбе с организованной преступностью», подготовленный в соответствии с решением Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 4 сентября 2006 г.10

Что касается ведомственных мероприятий по противодействию коррупции и организованной преступности, то они осуществляются на основании программных мероприятий и нормативно-правовых актов. Так, в МВД России действует комплексная программа мероприятий по усилению борьбы с коррупцией на 2007— 2008 гг. Подготовлена концепция Федеральной целевой программы: «Усиление борьбы с организованной преступностью и коррупцией в Российской Федерации на 2009-2013 гг.».

Анализируя коррупционную и организованную преступность можно констатировать, что «в жернова» системы уголовной юстиции попадают как правило бедные и слабо адаптированные к жизни слои населения, а богатые и обличенные властными полномочиями элитарные группы защищены стеной неприкосновенности. В этой связи часто у подозреваемых в совершении коррупционных преступлений возникает банальный вопрос: «. а почему именно меня? (ведь есть более высокопоставленные чиновники, которые вовлечены в коррупционные отношения)». В реалиях Российского общества сложилась ситуация, давно

о> о о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

2

ф

d

л <

S I

н

о ф

со

описанная в литературе М. Твеном: «если ты украл булку хлеба — пойдешь в тюрьму, а если железную дорогу — будешь сенатором».

Учитывая изложенное можно сделать некоторые важные в теоретическом и практическом аспектах выводы:

1. Коррупцию и организованную преступность необходимо рассматривать как органически связанные, но вместе с тем самостоятельные социальные и правовые явления, которые осуществляют обоюдное влияние на развитие друг друга. Коррупция качественно изменяет организованную преступность, разрешает ей не только существовать, но и укреплять свои позиции в обществе и государстве.

Коррупция выступает средством сращивания криминальных структур с властью, криминализации власти и политизации преступности.

2. Организованная преступность как общественно опасное явление, охватывает всю совокупность преступлений, совершенных организованными преступными группировками (организованными преступными группами и преступными сообществами), является частью общей преступности (ее особым видом), которая объединяет в себе наиболее опасные проявления многих других видов умышленной преступности, в том числе коррупционной.

3. Преступные группировки приобретают высокоорганизованный характер, успешно приспосабливаются к общественным изменениям и постоянно совершенствуют организационные формы существования.

Наличие коррумпированных связей для организованных преступных формирований и связь с коррумпированными чиновниками — это оптимальная с точки зрения достижения преступного результата и безопасности функционирования схема существования двух указанных явлений. Субъекты организованной преступности заинтересованы в создании соответствующих позиций во властных структурах для обеспечения благоприятных условий для своей противоправной деятельности и избежание от предусмотренной законом ответственности, а коррумпированные лица, в свою очередь, заинтересованны в использовании финансовых, организационных и других возможностей организованных преступных группировок. Поэтому широкое распространение коррупции непременно приводит к развитию организованной преступности, а

качественный и количественный рост последней непременно влечет за собой увеличение количества коррупционных проявлений и повышение характера их опасности. Проникновение организованной преступности во власть способствует образованию кланов мафиозного типа, которые в свою очередь являются мощным импульсом для коррумпирования власти.

4. Симбиоз организованной преступности и теневой экономики имеет два направления. С одной стороны, представители теневой экономики используют организованные преступные формирования для решения своих экономических интересов, с другой — организованная преступность использует дельцов теневой экономики в своих целях:

1) для вложения финансовых средств, полученных от незаконных видов деятельности, в легальный бизнес;

2) финансирования организованных преступных формирований.

Главная цель организованной преступности — получение сверхприбыли. Поэтому с первых дней своего существования эти преступные организации всеми средствами стремились проникнуть в экономические отношения, используя коррупционные механизмы.

В этой связи, подкуп и коррупция — важнейшая составная часть деловой активности организованной преступности, которая широко распространена и в легальном бизнесе. Однако принципиальная разница заключается в том, что организованная преступность не может функционировать без подкупа власть имущих. Вот почему подкуп — важнейшая статья расходов преступного мира.

Организованная преступность ищет и находит все новые сферы приложения своей активности и стремительно растущих денежных средств. Нарастает стремление преступных объединений к захвату ключевых позиций в экономике путем сочетания насилия как средства борьбы за сферы влияния с рыночными формами легального и теневого бизнеса.

В большинстве случаев между различными организованными преступными группами имеет место распределение сфер (отраслей) экономики, за которыми они осуществляют контроль Коррупционные отношения поддерживаются на местном и региональном уровнях с исполнительными органами государственной власти, к которым относятся и правоохранительные органы.

5. Рост международной коррупции и связанной с ней организованной преступности вызывает во всем мире справедливую озабоченность. Политико-экономические последствия распространения этих явлений могут привести к чрезвычайно-опасным последствиям, вплоть до потери суверенитета отдельных государств.

Выработанные международным сообществом меры носят абстрактный характер и не носят кардинальных изменений, направленных на устранение негативных последствий этих двух взаимосвязанных факторов.

Усиление транснациональной коррупции и организованной преступности обусловлено значительным числом самых разноплановых факторов - расширением международной экономической деятельности, совершенствованием средств связи, увеличением масштаба международных перевозок, растущими миграционными потоками, существенными различиями в национальных законодательствах, формированием свободных экономических зон. Интернационализация коррупции и организованной преступности отражается на расширении рынков сбыта наркотических средств, похищенных предметов, оружия, других незаконных товаров и услуг, легализации преступных доходов, организации нелегальной миграции, международных финансовых аферах и др. Наряду с активизацией деятельности российских организованных преступных формирований, происходит и встречный процесс укрепления позиций иностранных мафиозных организаций на российской территории, как в традиционных криминальных промыслах, так и в сфере легальной экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Мероприятия по противодействию коррупции и организованной преступности могут в определенной мере объединяться, применяться в комплексе, но разрабатываться и реализовываться они должны с учетом особенностей каждого из этих явлений.

Эффективность криминологических и уголовно-правовых мер сдерживания преступности оказалась нерезультативна вследствие демонтажа ранее существовавшей в стране системы предупреждения преступности. Это повлекло за собой ослабление профилактического потенциала государства и общества, рост преступности, отчуждение между правоохранительными органами и населением. Возрастающие масштабы коррупции и

организованной преступности, представляют реальную угрозу безопасности государства и общества, усиливают свои позиции, монополизируя многие виды противоправной деятельности.

Сказанное свидетельствует о необходимости внесения следующих наиболее принципиальных дополнений и изменений в действующее отечественное законодательство:

1. Принятие Федеральных законов «О борьбе с организованной преступностью», «О противодействии коррупции» и «О профилактике преступлений».

2. Введение в уголовный закон понятия «преступная деятельность». Представляется, что данное понятие должно иметь законодательное закрепление, наряду с понятием «преступление». Преступность существенно изменилась, и уголовный закон, нацеленный на борьбу с отдельными преступлениями, не срабатывает в случаях, когда идет речь о деятельности организованных преступных формирований. При этом необходимо учитывать, что введение данного понятия в Общую часть уголовного закона должно повлечь за собой внесение других существенных изменении и дополнений, среди которых наиболее значимым является введение уголовной ответственности юридических лиц.

3. Введение в уголовный закон ответственности юридических лиц. Здесь имеется в виду приведение отечественного законодательства в соответствие с международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией без заявлений и оговорок в этой части, такими, в частности, как Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и о борьбе с финансированием терроризма, а также Конвенцией Совета Европы о предупреждении терроризма.

4. Внести дополнения и изменения в уголовно-процессуальный закон, направленные на более четкую регламентацию введения в уголовный процесс результатов оперативно-розыскной деятельности, дающие более существенные гарантии безопасности субъектам осуществления такой деятельности, а также участникам уголовного судопроизводства по таким уголовным делам.

5. Создание в структурах, существующих правоохранительных органов, специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью федерального подчинения. При этом, учиты-

0) о о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

2

ф

d

л <

S I

н

о ф

со

вая, что именно эти подразделения подвергались наиболее частым и масштабным реорганизациям в период своего существования, необходимо предусмотреть возможность их создания только на основании федерального закона.

6. Правоохранительным органам России необходимо урегулировать механизм взаимодействия с зарубежными правоохранительными структурами по вопросам борьбы с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией.

7. В целях совершенствования государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению и пресечению нарушений законности во властных и управленческих структурах, целесообразно внести в Уголовный кодекс Российской Федерации дополнения:

• о расширении круга лиц, признаваемых должностными, с тем, чтобы он охватывал всех государственных служащих, наделенных соответствующими полномочиями;

• о признании должностными лицами представителей государства в акционерных обществах открытого типа;

• об установлении ответственности за нецелевое использование трансфертов, поступающих из федерального бюджета для социально значимых выплат либо за умышленную задержку таких выплат.

8. Кроме того, требует законодательного решения вопрос о предоставлении государственными должностными лицами сведений об имущественном положе-

нии членов их семей. Поскольку коррумпированные чиновники скрывают действительные размеры своего состояния, не только записывая его на членов семьи, но и используя иные схемы, позволяющие им при необходимости утверждать об отсутствии собственности, в рамках гражданского права рассматриваются несколько путей решения данной проблемы:

1) ликвидация системы «доверительного управления» и «дарения», лишение ее юридической силы;

2) объявление имущественных претензий на незаконно приобретенные средства, выдвигаемых одним из супругов, недействительными и основанными на несуществующем «праве собственности». Очевидно, что противостоять коррупции можно только при условии включения в этот процесс всех заинтересованных сторон — государства, общества и частного сектора.

Борьба с коррупцией и организованной преступностью в России должна осуществляться на основе комплексного программирования, с учетом долговременных научных прогнозов и изучения их фактического состояния, а также в сочетании с мерами общесоциального предупреждения. Вместе с тем необходимо признать, что усилиями только правоохранительных органов решить эту проблему невозможно.

Для эффективного противостояния коррупции и организованной преступности необходим комплексный подход, включающий меры законодательного, экономического и социального характера.

Литература и примечания

1. Ларичев В.Д. Преступность в сфере экономики (теоретические вопросы экономической преступности): монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2003.

2. Единый отчет о преступности за 2007 г. Ф.1-Г (453).

3. Из доклада Р.Г. Нургалиева о первоочередных мерах по формированию государственной системы профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности в РФ. Ростов-на-Дону. 2007.

4. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России // материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.) — М., Научный эксперт, 2007. С.59.

5. Указ. выше. С.117.

6. Номоконов В.А. Особенности политики борьбы с организованной преступностью и коррупцией в России //Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними. — М., 2005. С.28.

7. Долгова А.И. Экономика, преступность, организованная преступность — диалектика развития // Криминальная экономика и организованная преступность. — М., 2007. С.11.

8. Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. — Нью-Йорк: ООН, 1992.

9. Организованная преступность / под ред. А.И. Долговой, С.В. Дьякова. — М.: Юрид. лит. 1989.

10. Рабочий проект подготовлен сотрудниками НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.