Сильченко Елена Владимировна
преподаватель кафедры уголовного права Кубанского государственного аграрного университета Голубенко Андрей Евгеньевич преподаватель кафедры уголовного права Кубанского государственного аграрного университета
Коррупция и наркобизнес: понятие и взаимосвязь явлений
В
настоящее время совершенно очевидной становится связь трех негативных социальных явлений, представляющих серьезную опасность для социума, -организованной преступности, коррупции и наркобизнеса. Причем их взаимопроникновение и взаимообусловленность, проявляющиеся все ярче, актуализируют проблему противодействия им. Вряд ли можно усомниться в настоятельной необходимости выработки комплексных мер борьбы с указанными явлениями, которые превратились для России (да и для многих других государства мира) в дестабилизирующий фактор, создающий угрозу здоровью миллионов людей, экономике и национальной безопасности.
В первую очередь, определимся с понятийным аппаратом. Не умаляя значения существующих научных подходов к содержанию понятий «организованная преступность»,«взяточничество» и «наркобизнес», предложим их авторские определения. Основанием для их разработки явился анализ действующего уголовного законодательства сквозь призму его пробелов и недостатков. В связи с этим, во-первых, заметим, что требования борьбы с таким относительно новым для России направлением организованной преступности, как наркобизнес, не нашли должного отражения в УК РФ.
Во-вторых, обратим внимание, что перечень коррупционных преступлений в УК четко не определен. Исходя из этого, при определении содержания понятия «коррупция» авторами в основу положены лишь преступные деяния, квалифицируемые по УК РФ как получение взятки и коммерческий подкуп.
Организованная преступность - это негативное социальное явление, выраженное в противозаконной деятельности, осуществляемой в
виде промысла и с целью получения прибыли устойчивыми управляемыми группами лиц, заранее объединившимися для совершения преступлений, имеющими определенную структуру и иерархию, а также созданную посредством коррупции систему защиты от социального контроля.
Наркобизнес - специфическое негативное социальное явление, представляющее собой одну из составляющих организованной преступности и подструктуру наркотизма, включающее, с уголовно-правовой точки зрения, совокупность незаконных деяний, непосредственно связанных с нелегальным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, и ряда примыкающих к ним преступных деяний, направленных на обеспечение функционирования этого явления, с целью получения преступных доходов и их последующей легализации1.
Получение взятки - получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде вещи, включая деньги и ценные бумаги, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также работ и услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, нематериальных благ за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Введение указанного определения взяточничества требует и одновременного изменения определения понятия получения коммерческого подкупа, содержащегося в ч. 3 ст. 204 УК РФ, как явления, неразрывно связанного со взяточничеством.
1 См. подробнее: Сильченко Е.В. К вопросу о понятии наркобизнеса // Экономика. Право. Печать: Вестник КСЭИ. Краснодар, 2006. № 1-3. С. 31-37.
147
Получение коммерческого подкупа - незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации вещи, включая деньги и ценные бумаги, иного имущества, в том числе имущественных прав, а равно работ и услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, нематериальных благ за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Современный этап развития мирового сообщества характеризуется приобретением транснационального характера такими проблемами, как организованная преступность, коррупция и наркобизнес. Определению роли организованной преступности в развитии международной преступности в науке было уделено немало внимания. Однако выделению и рассмотрению наркобизнеса как одной из ее составляющих и определению их органической связи с коррупцией, их комплексному анализу посвящено весьма ограниченное количество исследований. Вместе с тем, именно индустрия наркобизнеса определила в значительной степени динамику и перспективы развития указанных элементов транснациональной преступности.
Соотношение наркобизнеса и коррупции проявляется во многих областях - в политической сфере, в сфере юстиции и частного сектора, а также присвоения собственности и легализации доходов. Прогрессирует число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, как в мире, так и в отдельных государствах. Преобладающей тенденцией в динамике наркопреступности является рост числа зарегистрированных преступлений данного вида, в том числе связанных с производством и распространением наркотических средств и психотропных веществ, что, в свою очередь, свидетельствует и о расширении масштабов наркобизнеса.
Так, по данным МВД РФ, к январю 2006 г. наметилась тенденция к увеличению числа зарегистрированных преступных посягательств рассматриваемой категории до 175, 2 тыс., что на 16,8% больше, чем за аналогичный период 2005 г. К началу 2007 г. рассматриваемый показатель увеличился до 212 тыс., что на 21% превышает показатель предыдущего года1.
Возрастает материальная прибыль от наркобизнеса. По данным ООН, наркотические средства приносят 70% всех криминальных доходов. Только в одной России незаконный оборот наркотических средств достигает 10 млрд. долларов2. В пределах РФ «отмывается» от 2 до 7 млрд. долларов наркоденег. Доходы от наркобизнеса вкладываются в нелегальную торговлю оружием, используются для финансирования терроризма (например, в Чечне)3.
Поскольку преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, связанные с распространением соответствующих препаратов, отличаются, в первую очередь, особой прибыльностью в материальном смысле, имеют результатом своего совершения гигантские потоки денежных средств, лица, имеющие к ним отношение, обильно «орошают», в том числе и нечестных на руку «государевых служителей». Ни для кого не секрет, что существование организованной преступности, соответственно, и наркобизнеса, невозможно без поддержки в государственном секторе. Таким образом, усиление уголовного закона в данном направлении просто очевидно.
Проведенные исследования показали, что в России деньги, полученные от наркобизнеса, наркогруппировки направляют: на организацию будущих операций наркобизнеса и приобретение недвижимого имущества; на подкуп государственных служащих; в банковскую сферу; на приобретение оружия, боеприпасов; на организацию политических кампаний - выборов, референдумов - для лоббирования криминальных интересов; на создание подставных юридических лиц (с целью дальнейшего отмывания наркоденег) для покупки драгоценностей и предметов роскоши, ценных бумаг4.
Наркобизнес активно стимулирует коррупцию. С помощью последней наркодельцы стремятся обезопасить свой бизнес и уйти от ответственности. Часть прибыли тратится на подкуп и получение необходимой информации; ведется сбор сведений о коррумпированных чиновниках в правоохранительных органах и органах власти, данных о конъюнктуре рынка, о ценах на наркотики5.
Необходимо обратить внимание и на факт использования преступниками наркодолларов
1 Краткий анализ состояния преступности в РФ за 2003-2006 гг. // http: // www.mvdinform.ru
2 Воронин Ю.А. Транснациональная организованная преступность. Екатеринбург, 1997. С. 14.
3 Чуфрин Г.И. Наркобизнес на юге России: политические аспекты. М., 1997. С. 27.
4 Болотский Б.С., Волеводз А.Г., Воронова Е.В., Калачев Б.Ф. Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах Содружества. М., 2001. С. 13.
5 Гуров А.И. Красная мафия. М., 1995.
_148
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2008 • №2(20)
для вовлечения в незаконные действия, связанные с наркотическими средствами, должностных лиц ведомств, осуществляющих борьбу с криминальным наркобизнесом. По справедливому утверждению специалистов, это негативно отражается на репутации силовых ведомств и ставит под сомнение эффективность реализации государством одной из своих внутренних функций -охраны прав и свобод граждан (в частности, права на медицинскую помощь, жизнь, охрану здоровья от распространения наркотических средств)1.
Организация наркобизнеса является одним из видов «черной» (подпольной) теневой экономики (экономики преступности)2. Следует отметить тот факт, что производство наркотических средств приобретает черты отлично налаженной индустрии. В России, являющейся единственным государством, расположенным на двух континентах - Европе и Азии, торговля наркотиками является самым прибыльным преступным бизнесом. Россия - страна, в которой торговля наркотиками приносит прибыль, измеряемую миллиардами долларов: один рубль, вложенный в наркобизнес, приносит 1000 рублей дохода3.
Однако следует отметить тот факт, что в настоящее время наркобизнесу уже тесно в рамках исключительно экономики - он проникает в сферу политики, государственного управления. Ему необходимы такие порядки и законы, такие органы власти, которые обеспечивали бы наилучшие условия для его дальнейшего развития. Обладая колоссальными постоянно растущими финансовыми средствами, наркобизнес противостоит и противодействует органам государственной власти и управления в их деятельности по
реализации государственной воли, снижает доверие к ней со стороны населения. Вышеуказанные действия носят не только криминальный, но и политический характер, поскольку, подрывая основы государственной власти и управления, могут привести к переориентированию и искажению политического курса государства4.
Наркобизнес, являясь подструктурой организованной преступности, оказывает серьезное негативное воздействие на правопорядок и социальную стабильность в стране. Огромные доходы от незаконной деятельности позволяют торговцам наркотиками влиять на внутреннюю политическую и экономическую жизнь страны, поддерживать коррупцию.
Проблемы организованной преступности, коррупции и наркобизнеса, их взаимосвязи и взаимообусловленности - социальные, политические, научные - абсолютно нетрадиционны по своему характеру. Подобных задач человечеству решать еще не приходилось. Необходимо искоренять причины указанных явлений и бороться с их распространением в связи с тем, что они могут получить полную и безоговорочную власть над обществом.
Противоядие можно выработать, только достигнув высокого уровня общественной кооперации и политической стабильности, а также обеспечив более действенный механизм международного сотрудничества и возможность применения нетрадиционных подходов к решению проблем противодействия распространению организованной преступности, коррупции и наркобизнеса. Несомненно, требуют надлежащей корректировки и соответствующие положения уголовного закона, о чем мы уже вели речь в наших работах5.
1 Роганов С.А. Расследование преступлений в сфере нетрадиционного наркобизнеса. СПб., 2005. С. 16-17.
2 Латов Ю.В. Экономика вне закона: очерки по теории и истории теневой экономики. М., 2001. С. 10-13.
3 Вакурин А.В., Кадовик Е.И. Структура и тенденции наркобизнеса // Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом. М., 1998. С. 21.
4 См. также: Гасанов Э.Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления. М., 1997. С. 7; Ивасенко В.Б. Незаконный оборот наркотиков и политическая безопасность России // Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2000. С. 132.
5 См., например: Голубенко А.Е., Сильченко Е.В. Влияние коррупции на повышение уровня организованной преступности и увеличение масштабов наркобизнеса // Научный вестник Южного федерального округа. 2008. № 1.
149