КОРРУПЦИЯ И КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
АРТЕМЬЕВА Марина Валерьевна
Аннотация: автор настоящей статьи раскрывает понятие коррупции, ее признаки, отличительные черты, позволяющие дифференцировать коррупцию от других не противоправных действий, дает характеристику коррупционным преступлениям, а также указывает основные нормативно-правовые акты международного уровня и принятые в Российской Федерации, закрепляющие правовые нормы о коррупционных преступлениях. Автор также указывает на необходимость скорейшего проведения мер предупредительного характера для борьбы с коррупцией и перечисляет краткий перечень необходимых мероприятий.
Annotation: the author of present article reveals the meaning of«corruption», its signs and distinguishing features which permit to differentiate corruption from the other not illegal actions; also gives characteristics of corruption crimes, points out the main legal acts at international level adopted in the Russian Federation which establish the legal norm of the corruption crimes. The author also indicates the need for an early measures of preventive nature to fight corruption and lists a brief list of necessary actions.
Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, государственные служащие, противодействие, предупреждения, ФЗ «О противодействии коррупции», предупредительные меры.
Key words: corruption, corruption crimes, office employees, couteraction, prevention, Federal Law «Corruption Couteraction», prevention measures.
Термин «коррупция» происходит от латинского corruptio. В словарях иностранных слов приводится термин «коррумпировать», (лат corrumpere - подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами1).
Долгова А.И. отмечает, что «более позднее толкование данного слова в русском языке носило многозначный характер: переводилось и как подкуп, и как порча, и как разложение и даже как злоупотребление служебным положением в корыстных целях»2.
В Большой советской энциклопедии издания 1953 г. термин «коррупция» (от лат. corruption -подкуп) отражал явление, имевшее место якобы только в капиталистических странах и означавшее «продажность государственных и политических деятелей, чиновников и должностных лиц государственного и общественного аппарата»3. В подтверждение обоснованности такого толкования в статье приводится и цитата из сочинений В.И. Ленина, а также примеры продажности министров, сенаторов, крупных чиновников государственных аппаратов США и Франции.
В Советском энциклопедическом и Новом энциклопедическом словарях коррупция рассматривается как «преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного
обогащения»4, «прямое использование лицом своего служебного положении в целях личного обогащения»5.
В Юридической энциклопедии коррупция представлена комплексным явлением, общепринятое толкование которого отсутствует. Однако указано, что «чаще всего под коррупцией понимают преступную деятельность в политике, государственном управлении, судопроизводстве, внешней торговле и других сферах, состоящую в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения»6. Отмечается также, что к наиболее типичным проявлениям коррупции относятся: подкуп чиновников и общественно-политических деятелей, взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и преимуществ, протекционизм (то есть выдвижение работников по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений)7.
Коррупция, по мнению ряда авторов, не образует единого состава преступления, а «действия, относящиеся к коррупции, обычно признаются различными самостоятельными преступлениями, которые могут выражаться в получении взятки, злоупотреблении должностными полномочиями, их превышении, служебном подлоге, провокации взятки или коммерческого
1 Новый словарь иностранных слов, под ред. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. М, 2003, с. 250
2 Криминология: учебник / под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. Спб., 1999. С. 404-409.
3 Большая советская энциклопедия. М., 1953. Т. 33. С.415.
4 Советский энциклопедический словарь. М., 1986. С. 642.
5 Новый энциклопедический словарь. М., 2001. С. 262.
6 Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. Изд. 5-е, доп. И перераб. М., 2001. С. 443.
7 Там же. С. 443.
подкупа и др.»8.
В указанной энциклопедии коррупция рассматривается и применительно к международным коммерческим операциям, когда речь идет о незаконных выплатах фирм «должностным лицам в своей стране и за рубежом в целях их подкупа для получения льготных или более благоприятных условий для своего бизнеса». Со ссылкой на Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 51/59 от 12 декабря 1996 г. «О борьбе с коррупцией» отмечено, что ее средствами считаются подкуп должностных лиц путем взяток, сокрытие в отчетности выплат от взятки, легализация доходов от незаконной деятельности (отмывание денег), вымогательство9.
Долгова А.И. замечает, что такое широкое толкование коррупции означает объединение под термином «подкуп-продажность» очень разных по своей криминологической характеристике явлений - и хищений, и должностных преступлений10, и проводит свое определение анализируемого понятия: «Коррупция - явление таких подкупа-продажности, когда один субъект, занимающий определенное служебное положение, наделенный определенными служебными полномочиями, подкупается другим субъектом ради того, чтобы соответствующее служебное положение и полномочия были использованы в интересах подкупающей стороны». Мы разделяем данную точку зрения.
В научной литературе большинство авторов коррупцию рассматривают не как правовое явление, которое можно было бы квалифицировать конкретной нормой права (уголовного или административного), а как криминологический, социальноэкономический феномен, отличающийся многоструктурным и многоуровневым содержанием. Так, С.В. Максимов к деяниям коррупционного характера относит: взяточничество; криминальный лоббизм; покровительство на основе личных связей; незаконное участие в предпринимательской деятельности лично или через близких либо доверенных лиц; предоставление исключительных прав на что-либо в целях корыстного использования; приобретение или отвлечение государственных средств и собственности для своей корпоративной группы; любое использование или манипулирование служебной информацией в личных или групповых интересах; прямые или косвенные взносы в период избирательных кампаний в пользу определенных партий или лиц, а также на иные политические цели; незаконное распределение кредитов, дотаций и инвестиций;
8 Там же. С. 445.
9 Там же. С. 443.
10 Криминология : учеб. Для вузрв / под общ. Ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 708.
проведение приватизации путем организации незаконных конкурсов, аукционов, фактического захвата пакетов акций, находящихся в федеральной собственности; полное или частичное освобождение от таможенных платежей и налогов; незаконное применение системы преференций в отношении различных промышленных, финансовых, торговых и иных корпоративных групп11.
Неформализованному пониманию коррупции во многом способствовало ее определение в международных правовых документах. Так, в ст. 7 Кодекса должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1997 г., под коррупцией понимается «совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие, подкуп или попытка подкупа»12.
Безусловно, неопределенность в содержании понятия коррупции, отсутствие какого-либо нормативно-правового определения этого явления не могло не сказываться на степени эффективности противодействия ему. В силу этого трудно переоценить Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г.13, где в ст. 1 закреплено понятие коррупции:
«Коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что до принятия настоящего Федерального закона не было определения коррупции, поэтому законодательство не работало14.
В глазах населения коррупция выглядит как
11 См. Максимов С.В. Коррупция. Законная ответственность: монография. М. 2000. С. 43-44.
12 Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка / / Права человека: сб. междунар.-прав. док. / сост. В.В. Щербов. Мн. 1999.
С. 228-231.
13 Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ч. 1. Ст. 6228.
14 См.: Щит и Меч. 2009. 12 февр.
использование чиновником своего служебного положения в личных целях. Чаще всего под этим явлением подразумевается получение взяток, незаконных денежных доходов государственными чиновниками-бюрократами, которые вымогают их у граждан в целях личного обогащения. Но злоупотреблять своим служебным положением может и вузовский преподаватель, за «подарок» принимающий зачет у бестолкового студента, и мэр города, заставляющий бизнесменов вносить «добровольные пожертвования» в фонд финансирования очередной кампании по своим перевыборам.
Для наиболее полного изучения термина «коррупция» необходимо также определить основные признаки, характеризующие коррупционные преступления.
Давитадзе М.Д. к основным преступлениям, обладающим признаками коррупции, относит умышленные деяния, совершаемые как в пределах, так и за пределами юрисдикции Российской Федерации: подкуп должностного лица; хищение -неправомерное присвоение или иное нецелевое использование должностным лицом в целях извлечения выгоды для себя самого или другого физического или юридического лица какого-либо государственного, общественного, частного имущества, находящегося в ведении этого должностного лица в силу его полномочий; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение - значительное увеличение активов должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно может разумным образом обосновать; воспрепятствование осуществлению правосудия - применение физической силы, угроз, запугивания, обещание, предложение, предоставление неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний, вмешательство в процесс дачи показаний или предоставления доказательств; отмывание коррупционных доходов15. «Единственными мерами реального противодействия коррупционным преступлениям являются соответствующие уголовно-правовые нормы, предусмотренные гл. 30 УК РФ, в частности: ст. 285 УК РФ - злоупотребление должностными полномочиями; ст. 285 УК РФ - нецелевое расходование бюджетных средств; ст. 285 УК РФ - нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов; ст. 288 УК РФ -превышение должностных полномочий; ст. 289 УК РФ - незаконное участие в предпринимательской деятельности; ст. 290 УК РФ - получение взятки;
15 См.: Давитадзе М.Д. Коррупция: вид, причины и последствия // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью: сб. науч. ст. / под ред. Н.Г. Кадникова и М.М. Малыковцева. М., 2009. С. 56-57.
ст. 291 УК РФ - дача взятки; ст. 292 УК РФ - служебный подлог», - отмечает автор16. В литературе имеются и другие точки зрения по данному вопросу17.
Сопоставление приведенных точек зрения свидетельствует о следующем: нет разногласий относительно субъективной стороны коррупционных преступлений, их мотивационно-целевой составляющей (корысть), при этом отсутствует единство в определении конкретных составов преступлений, которые следует отнести к категории коррупционных. К сожалению, последнее обстоятельство характерно и для Федерального закона «О противодействии коррупции». В последнем, с одной стороны, называются конкретные составы таких преступлений (злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп), с другой — не определено понятие «иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения». Отсутствие законодательного закрепления исчерпывающего перечня этих преступлений имеет негативные последствия. Они выражаются, в частности, в отсутствии конкретизации деятельности правоохранительных органов, судов в реализации антикоррупционной политики, что способствует необъективному отражению в уголовной или иной статистике состояния, тенденций, других показателей коррупционных преступлений.18
Отличить коррупционное преступление от некоррупционного можно только по непосредственному объекту посягательства и его мотиву. Таким объектом являются интересы государственной и муниципальной службы в конкретной сфере деятельности (применительно к теме диссертационного исследования - при исполнении уголовных наказаний), мотивом - корысть. Обязательный объективный признак коррупционного преступления - использование лицом своего должностного положения.
Основные признаки, характеризующие коррупционную преступность, можно в полной мере распространить и на аналогичные деяния, совершаемые при исполнении наказаний. Социологическое исследование, проведенное диссертантом, показало, что такими преступлениями являются: присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ); вымогательство (ст. 163 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); получение взятки (ст.
16 Давитадзе М.Д. Указ. соч.
17 См. напр.: Климова М.В. Состояние, динамика и структура коррупционной преступности в Российской Федерации // Обеспечение процесса реформирования исполнения наказаний в Российской Федерации: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 2010. С. 179-183.
18 См.: Алексеев А.И. Указ. соч. С. 69.
290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); соучастие в совершении преступлений осужденными (например, общественно опасных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков, побега). Основной субъективный признак приведенных составов преступлений - цель получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, имущественных прав для себя и третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу либо другими физическими лицами.
Юридическим основанием для отнесения указанных преступлений к категории коррупционных являются:
1) Конвенция ООН против коррупции (2003 г.), согласно которой присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом (ст. 17) и вымогательство или принятие таким лицом лично или через посредника какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или другого лица, с тем чтобы это публичное должностное лицо или такое другое лицо злоупотребило своим действительным или предлагаемым влиянием с целью получения какого-либо неправомерного преимущества (п. «в» ст. 18). Данная Конвенция к названной категории преступлений относит «злоупотребление служебными полномочиями или служебным положением, то есть совершение какого-либо действия или бездействия в нарушении законодательства публичным должностным лицом при выполнении своих функций с целью получения какого-либо неправомерного преимущества для себя или иного физического или юридического лица» (ст. 19);
2) Федеральный закон «О противодействии коррупции», который, с одной стороны, определяет конкретные составы преступлений, относящиеся к категории коррупционных, с другой - не закрепляет их исчерпывающего перечня, что дает основания для расширения последнего.
Пробел, имеющий место в Федеральном законе «О противодействии коррупции», может быть компенсирован постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации или принятием соответствующих методических рекомендаций в рамках ФСИН или Минюста России. Это позволило бы более целенаправленно строить работу по противодействию коррупционным преступлениям при исполнении наказаний, внести единообразие в статистическую отчетность.
Влияние коррупции на развитие нации и государства является исключительно деструктивным, негативно сказывающимся на экономических и социально-политических процессах.
У россиян, как было выяснено в ходе
проведенных социологических исследований, особо сильную тревогу вызывают прежде всего последствия коррупции, при этом ее опасность как основной первопричины бед остается недооцененной.
Особое внимание необходимо уделить борьбе с этим негативным явлением. Как показывает практика зарубежных стран, наиболее действенным направлением борьбы с преступностью является ее предупреждение. Знание реального состояния преступности и факторов, ее порождающих, необходимо, прежде всего, для разработки мер по предупреждению преступности в целом и отдельных ее проявлений.
Борьба с коррупционными преступлениями не может считаться отдельным, самостоятельным узковедомственным направлением в борьбе с преступностью, осуществляемой одними лишь правоохранительными органами, это должно стать делом общегосударственного и более того общенационального масштаба.
Необходимо выделить меры общего и специального предупреждения коррупции.
В плане общего предупреждения необходимо исключать использование коррупции как средства становления и укрепления новых общественных отношений, создания социальной опоры рыночных отношений, а также пресекать отмывание и приумножение криминальных капиталов.
При специальном предупреждении коррупции важны следующие меры:
• установление такого материального содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;
• повышенный контроль за доходами и расходами государственных и иных категорий служащих, за кадровой политикой;
• обеспечение безопасности лиц (а также их семей), осуществляющих борьбу с коррупцией, преступностью;
• введение режима служебного использования дорогостоящих государственных квартир, особняков, предоставляемых в связи с занятием государственной должности;
• производство всех выплат из бюджетной системы Российской Федерации только на основе закона и т. д.
Организацию борьбы с коррупционной преступностью следует базировать на:
• постоянном анализе изменений коррупции и ее причин; определении стратегии и тактики борьбы с ней с учетом реальных социальноэкономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;
• основе закона, а не подзаконных актов;
• разработке целевых программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и ее субъектах;
• специализированной подготовке кадров и выделении в правоохранительных органах специализированных подразделений;
• использовании помощи различных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц;
• систематической оценке результатов работы и корректировке мер и др.
Изучение правовой сущности коррупции и коррупционной преступности позволяет сделать некоторые выводы:
Коррупция - это социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных или узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей. Коррупционная преступность - это целостная, относительно массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы
в органах муниципального самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц. Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.
В современной России сложилась крайне сложная ситуация с коррупцией. Президент РФ Д.А. Медведев назвал коррупцию «системной проблемой»19. Для борьбы с ней, что является одной из первостепенных задач российского государства, необходима определенная система мер, основанная на признании права гражданина на четкое исполнение государственных обязанностей. Органы власти и граждане РФ должны противостоять всеми законными мерами этой сложной проблеме.
19 Российская газета. 20 мая 2008. №4663.