Научная статья на тему 'Социально-правовая характеристика коррупции и меры, необходимые для ее преодоления: современность и перспективы'

Социально-правовая характеристика коррупции и меры, необходимые для ее преодоления: современность и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1639
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ЗАКОН / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬ СТВО / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ПРИЧИНА КОРРУПЦИИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидоров Борис Васильевич, Гумеров Ильдар Анварович

Дается социальная и юридическая характеристика коррупции, ее понятие, признаки, понятие коррупционного преступления (правонарушения), раскрываются ее (их) причины и условия, определяется авторский взгляд на виды коррупционных преступлений, излагается пессимистический взгляд на возможность преодоления коррупции и успех борьбы с коррупционными преступлениями, предлагается совершенствование комплекса мер, необходимых для повышения эффективно стиантикоррупционной деятельности, в том числе и с учетом зарубежного законодательства в данной сфере противодействия преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-правовая характеристика коррупции и меры, необходимые для ее преодоления: современность и перспективы»

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 3

Право

УДК 340

Социально-правовая характеристика коррупции и меры, необходимые для ее преодоления: современность и перспективы

Сидоров Б.В.

Доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права Казанского (Приволжского) федерального университета

:* - _ t

Гумеров И.А.

Кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Казанского института социально-гуманитарных знаний

Дается социальная и юридическая характеристика коррупции, ее понятие, признаки, понятие коррупционного преступления (правонарушения), раскрываются ее (их) причины и условия, определяется авторский взгляд на виды коррупционных преступлений, излагается пессимистический взгляд на возможность преодоления коррупции и успех борьбы с коррупционными преступлениями, предлагается комплекс мер, необходимых для повышения эффективности антикоррупционной деятельности, в том числе и с учетом зарубежного законодательства в данной сфере противодействия преступности.

Ключевые слова: коррупция, преступность, закон, взяточничество, антикоррупционное законодательство, противодействие коррупции, причина коррупции, ответственность.

Сюнь-Цзи - мудрец Древнего Китая говорил: «Когда заботятся только о личной выгоде и забывают о чувстве долга - это называется величайшей подлостью».

Коррупционное поведение чиновника, человека, использующего предоставленную ему власть в целях получения личной выгоды, несёт на себе неизгладимый отпечаток «величайшей подлости».

Проблема коррупции и противодействия ей является одной из самых острых и «кровоточащих» глобальных проблем современности, от решения которой зависит дальнейшее развитие российского общества и всего человечества в новом столетии.

В Конвенции ООН против коррупции 2003 г. подчеркивается, что «коррупция серьезно угрожает стабильности и безопасности общества, подрывает демократические институты, этические ценности и справедливость, наносит ущерб устойчивому разви-

тию и порядку, тесно связана с организованной преступностью, превратилась в транснациональное явление» [1]. Так называемые «цветные революции» в Египте, Ливане, Турции, «революция Евромайдана» в Украине и ряде других стран, миновавшие страсти на Болотной площади в Москве во многом были спровоцированы крупномасштабной системной коррупцией «власть имущих». Для России, по словам В.В. Путина, проблема коррупции стала актуальной еще и потому, что «произошли колоссальные изменения в экономике» и «рухнула как бы прежняя система моральных ценностей советского времени».

Огромные доходы от преступной деятельности в современном криминализированном обществе России скапливаются в «теневом» секторе экономики (40 % ВВП или 13,2 трлн. руб., то есть годовой бюджет страны) формируют колоссальные фискальные и экономические риски, позволяют подкупать чинов-

169

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3

Право

ников, судей, активно лоббировать угодные законы и другие нормативно-правовые акты, обрекают все позитивные усилия государства на провал. «Теневой сектор» экономики стал постоянным и эффективным источником материальной подпитки коррупции.

Коррупция - негативное социальное и нравственно-этическое явление, в основе которого лежат извращенно понимаемые духовные ценности и некие «рыночные отношения», перекинувшиеся из сферы экономики, преимущественно из ее «теневого сектора», в сферу политики, управления и в повседневные деловые отношения, которые пронизали все основные сферы общественных отношений. По данным Левада-Центра, 55 % респондентов считают, что взятки дают все, кто сталкивается с должностными лицами, а 33 %, что взятки дают простые люди, у которых нет других способов добиться от чиновников решения своих проблем. Поистине: негодное бытие определяет негодное сознание [2].

Важными атрибутивными признаками коррупции, характеризующими в большей степени подсистему взяточничества, является «подкуп» и «продажность», когда одни участники коррупционной сделки - государственные и муниципальные чиновники или служащие частного сектора экономики -проявляют готовность нарушить правила служебного поведения и совершить действия (бездействие) в интересах других его участников за незаконное вознаграждение, а последние готовы склонить первых получить незаконное вознаграждение, побудив их к безчестному и противоправному поступку в своих интересах или интересах представляемых ими лиц вопреки интересам общества, государства, интересам соответствующей службы.

Другими признаками коррупции, согласно смыслу ее определения, которое не совсем удачно дает Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [3], являются следующие: субъектом коррупции, а значит, и любого криминального коррупционного проявления может быть только должностное лицо или государственный служащий, служащий органа местного самоуправления либо служащий частной организации или иной структуры частного сектора; с субъективной стороны психологическая деятельность коррупционера характеризуется только намеренным или умышленным решением и действием, а также корыстной целью; в основе коррупции и коррупционной деятельности лежит использование лицом своего служебного (должностного) положения (полномочий, авторитета власти, возможностей и т.п.) в собственных интересах вопреки интересам государства, других граждан и организаций.

Коррупцию как явление следует отграничивать от коррупционной преступности и системы коррупционных преступлений, от того или иного вида коррупционных преступлений.

170

Коррупция - это преходящее, исторически изменчивое негативное социальное явление, противоречащее этическим нормам взаимоотношений власти и общества, установленному порядку несения службы, выражающееся в совокупности (системе) умышленных преступлений (правонарушений), совершаемых государственными служащими, служащими органов местного самоуправления или служащими частных организаций и других структурных общественных образований с незаконным использованием своего служебного (должностного) положения, связанных с ним возможностей или авторитета власти вопреки интересам общества и государства в целях извлечения материальной выгоды в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, прав на имущество или услуг имущественного характера в интересах себя самого, другого физического или юридического лица либо группы лиц.

Коррупционное правонарушение - это установленное федеральным законом или иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти действие (бездействие), содержащее все системообразующие признаки коррупции, за совершение которого предусматривается уголовная, административная, гражданско-правовая или дисциплинарная ответственность.

Следует выделить две группы неравноценных по своей нравственно-правовой природе и роли в характеристике явления коррупции преступных проявлений, связанных с последней.

Первую группу составляют различные виды незаконного использования лицом своего служебного (должностного) положения в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо в интересах юридического лица. Получение взятки, пассивный коммерческий подкуп, различные виды злоупотребления должностными (служебными) полномочиями с целью получения имущества или иной имущественной выгоды, которые непосредственно характеризуют саму суть коррупции, содержат все её необходимые признаки, и есть собственно коррупционные преступления (правонарушения).

Вторая группа преступлений, тесно связанных с коррупцией, - это не коррупционные преступления как таковые, а преступления «содействующие коррупционным преступлениям». Законодатель, по сути дела, сам выделяет их в отдельную группу, называя их «правонарушениями (преступлениями), создающими условия для совершения коррупционных правонарушений (преступлений)» (ч. 1 ст. 14 Закона от 25 декабря 2008 г.). К таковым можно отнести такие преступления как: дача взятки и посредничество во взяточничестве; активный коммерческий подкуп; отмывание доходов от преступной деятельности, кроме случаев «отмывания с использованием своего служебного положения; сокрытие этих доходов; воспрепятствование осуществлению правосудия

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3

Право

по делам о коррупционной деятельности». Ст. 20 Конвенции ООН 2003 г. против коррупции относит к таковым «незаконное обогащение», которое наш законодатель упорно не желает признавать преступлением. Эти деяния содействуют коррупционным преступлениям, создают условия для их совершения или связаны с незаконной легализацией результатов, создающих материальные источники коррупционной деятельности.

Конвенция Совета Европы 1999 г. об уголовной ответственности за коррупцию включает в систему мер уголовно-правового противодействия коррупции специальные нормы об ответственности за: посягательство на жизнь, применение насилия или угроз в отношении лиц, осуществляющих правосудие и предварительное расследование, либо сотрудничающих с органами правосудия в процессе его осуществления по делам, связанным с коррупцией; разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных лиц и некоторые другие. Эту группу преступлений следует определить как «преступления, препятствующие антикоррупционной деятельности» [4].

Конвенция ООН 2003 г. против коррупции (ч. 1 ст. 37) считает необходимым включить в систему норм, обеспечивающих противодействие коррупции на национальном уровне «нормы-поощрения» лиц, виновных в коррупционной деятельности, за их «сотрудничество с компетентными органами».

Основными объективными причинами коррупции и коррупционной преступности являются такие негативные социально-экономические факторы, как: резкое социальное расслоение в обществе; накопление богатств в основном в результате криминальных источников доходов, стимулирующих коррупцию; бесправие основной части законопослушных граждан; очевидная несправедливость в распределении материальных и духовных благ среди россиян; резкий спад производства и возросшие трудности с устройством на работу; расцвет «теневой» экономики на основе организованной и экономической преступности; «клановый» характер структуры власти на всех ее уровнях; тесная связь органов с представителями криминального или полукриминального бизнеса и лидерами организованных преступных структур; порочная кадровая политика при выборе кандидатов на те или иные должности по признакам семейственности, преданности, как правило, вне зависимости от опыта, профессиональных навыков и нравственных качеств их личности и другие.

Среди социально-психологических причин коррупции следует указать на: возросшие противоречия между личными (частными) интересами и общественными при явном предпочтении в официальной идеологии и практике первых последним; закрепление традиции прославления культа богатства вне зависимости от его происхождения; вос-

хваление умения «делать деньги» любым способом; вторжение «криминальной субкультуры» в массовую культуру и психологию населения; распространение в обществе морали и психологии рыночного характера, когда в сознание людей вбивается мысль, что всё в мире продаётся и покупается; корыстолюбие и собственническая психология; прославление «красивой жизни» лиц, живущих на преступные доходы, и тому подобное.

В качестве условий, благоприятствующих расцвету коррупции, можно назвать: отсутствие подлинной независимой судебной системы; очевидная зависимость средств массовой информации от «власти имущих»; явно незначительный общественный контроль за властью, прежде всего исполнительной; фактическое отсутствие политической конкуренции; неисполнительность законов и безнаказанность коррупционеров.

Среди специфических причин коррупции исследователи выделяют: изначальную настроенность служащих на использование своей деятельности в структуре власти в личных корыстных интересах; наличие в их среде лиц с высоким уровнем материальной обеспеченности, достигнутым за счет криминальной деятельности; ориентация на высокие стандарты жизни, достигнутые сослуживцами; наличие дорогостоящих интересов и привычек или извращенных потребностей, требующих больших материальных затрат; желание возместить ранее понесённые расходы на получение образования, в том числе в других странах, устройство на работу и общее желание включиться в коррупционный процесс, распространившийся в системе власти.

В современном российском обществе, где рыночные отношения проложили дорогу корыстолюбию и делячеству («ты - мне, я - тебе»), а служение нравственному, общественному и служебному долгу все больше превращается в фикцию, где совесть, честь и достоинство обесценились, а стремление к наживе и комфорту стало основной составной частью потребительской психологии многих, где равнодушие, черствость, приспособленчество и трусость вытесняют из психологии и морали народа доброту, сопереживание, взаимопомощь и позитивную инициативу, воспитать и сформировать личность, устойчивую к соблазнам коррупции невозможно. Наличие коренных объективных и социально-психологических причин коррупции в обществе не дает оснований для надежды изменить сложившуюся криминальную ситуацию и существенно повлиять на снижение коррупционной преступности. Но как-то снизить количество таких преступлений, повлиять на уменьшение её организованности и системности необходимо.

Неэффективность антикоррупционной деятельности во многом связана со смягчением ответственности за экономические преступления, взяточничество и другие коррупционные преступления.

171

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 3

Право

Установленная законом ответственность за эти преступления чаще в виде штрафа несоразмерна с тяжестью содеянного. Более строгого наказания за коррупционные преступления требуют международные конвенции и уголовное законодательство подавляющего большинства зарубежных стран. На заседании Совета при Президенте РФ о противодействию коррупции В.В. Путин справедливо высказал недовольство последствиями решений о либерализации наказаний за коррупцию [5].

России необходимо срочно ратифицировать ст. 20 Конвенции ООН против коррупции, которая предусматривает ответственность за «незаконное обогащение», то есть «значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

Необходимо отменить статус неприкосновенности в отношении всех публичных должностных лиц, виновных в совершении ими преступления.

Следует запретить дарение любых подарков служащим органов государственной власти и местного самоуправления, ибо «дача-получение» такой «завуалированной взятки» есть «дыра» для ухода должностных лиц и госслужащих от уголовной ответственности за получение взятки. Необходимо, как в Законе Республики Беларусь о борьбе с коррупцией от 23 июля 2006 г. [6], запретить членам семьи государственного должностного лица и приравниваемых к ним лиц принимать имущество и имущественные услуги, оказывать содействие всем их близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, иметь счета в иностранных банках (ст. 24), а близким родственникам и свойственникам запретить совместную службу с государственными должностными лицами (ст. 18). Должностное лицо по этому Закону должно также не выполнять имеющие отношения к служебной деятельности указания партий, приостановить своё членство в политической партии, оформить в письменной форме обязательство государственного должностного лица.

Международные конвенции против коррупции, законы ряда зарубежных государств (например, Закон Великобритании «О взяточничестве» от 8 апреля 2010 г. [7]) подают пример нашему законодательству, предусматривая уголовную ответственность уже за предложение взятки или согласие на её получение как за оконченное преступление.

Следует установить уголовную ответственность за уклонение от подачи декларации о доходах и расходах чиновника и его близких или включение в неё заведомо ложных сведений.

За осуществлением антикоррупционного законодательства должен быть организован системный контроль, включающий не только соответствующие государственные структуры, парламент, но и общественный (народный) контроль, обеспеченный необходимыми легальными полномочиями для эффективной антикоррупционной деятельности.

Литература:

1. Конвенции ООН против коррупции 2003 г. - URL: transparencykazakhstan.org>UserFiles/file/33c.pdf

2. Россияне о взятках, 2010. - URL: http://www. levada.ru/press/2010051201.html

3. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Россиская газета. - 2008. - № 4823.

4. Конвенция Совета Европы от 27 января 1999 г. «Об уголовной ответственности за коррупцию». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=121544

5. Вступительное слово Президента РФ В.В. Пу-

тина на заседании Совета по противодействию коррупции. 30.10.2013 г. - URL: http://video. sibnet.ru/video1305450-na_zasedanii_Soveta_po_ protivodeystviyu_korruptsii_30_10_2013_/

6. Закон Республики Беларусь от 20.07.2006 г. № 165-З «О борьбе с коррупцией». - URL: http:// pravo.newsby.org/belarus/zakon0/z799.htm

7. Закон Великобритании от 08.04.2010 г. «О

взяточничестве». - URL: https://askjournal.

ru/zakon-velikobritanii-o-vzyatochnichest ve-274220111003130115

Social and Legal Characteristics of Corruption and Measures of its Overcoming:

Modernity and Prospects

B.V. Sidorov, I.A. Goumerov Kazan (Volga Region) Federal University

The author gives the social andjuridical definition of corruption, its notion, characteristics and the notion of corruption crime (offence). The paper dwells on its reasons and conditions, and presents the author’s view on types of corruption crimes based on their moral nature and role in the characteristic of corruption. The author is pessimistic about the possibility of overcoming of corruption and struggle with corruption crimes. The ways of improvement of complex of measures necessary for rising of the efficiency of anti-corruption activities with the account of foreign legislation are proposed.

Key words: corruption, delinquency, law, bribery, anti-corruption legislation, struggle with the corruption.

172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.