Коррупционный лоббизм и его общественная опасность
Вырва Петр Александрович
Ассистент, Юридический институт, ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"' 660098, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, 6
Статья из рубрики "Правовое обеспечение национальной безопасности"
Аннотация.
Данная статья посвящена изучению политико-правового института лоббизма, а также исследованию общественной опасности коррупционного лоббизма. Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с гражданами, группами интересов, иными социальными группами относительно принятия или блокировки правотворческих решений. Предметом исследования является отечественная доктрина и законодательство. Автор статьи проводит анализ различных теоретических подходов к пониманию политико-правового феномена лоббизма, выделяет основные виды лоббизма, предлагает определение лоббизма и коррупционного лоббизма. Особое внимание в статье уделяется исследованию общественной опасности коррупционного лоббизма, которая, по мнению автора, причиняет вред, создает угрозу причинения вреда, прежде всего, общественным отношениям по обеспечению безопасности и основ конституционного строя Российской Федерации. Ввиду специфики и особой значимость общественных отношений, которым причиняется или может причиняться вред, делается предположение о необходимости конструирования специального состава преступления за коррупционный лоббизм правотворческих решений. Методологической основой является метод научного познания диалектического материализма, формально-логический, системно-структурный метод познания, а также методы формальной логики (анализ, синтез, индукция, дедукция) и формально-юридический метод. Научная новизна заключается в разработке теоретического определения политико-правового феномена лоббизма и коррупционного лоббизма правотворческих решений, а также в исследовании характера и степени общественной опасности коррупционного лоббизма, необходимости корректировки уголовного законодательства в части конструирования специального состава преступления против коррупционного лоббизма.
Ключевые слова: Коррупция, лоббизм, коррупционный лоббизм, общественная опасность, криминализация, уголовная политика, уголовная ответсвтенность, предупреждение преступности, специальный состав преступления, противодействие коррупции
DOI:
10.7256/2454-0668.2019.1.28912 Дата направления в редакцию:
08-02-2019
Дата рецензирования:
08-02-2019
В настоящее время лоббизм получает все более широкое распространение в практической и теоретической жизни нашего государства, о чем свидетельствует большое количество теоретических работ, посвященных данной тематике, а также
упоминание о лоббизме в средствах массовой информации и должностными лицами ^^ Ввиду того что лоббирование направлено на формирование нормативно-правовой базы государства, коррупционные проявления в данной сфере могут повлечь крайне негативные и необратимые последствия.
Несмотря на широкую распространенность и высокую значимость лоббизма, до сих пор не сложилось единого подхода к его пониманию. Следует сказать, что с одной стороны лоббизм может трактоваться как позитивное явление, неотъемлемый и важный элемент жизни демократии [8.C.14]. С другой же стороны - негативное явление, которое отождествляется с коррупционным правонарушением, продажностью депутатов, а также системой агентов, которые работают в парламентских кулуарах и подкупают депутатов [14.C.209].
Причины столь разнообразного понимания данного явления могут быть связаны с конкретными историческими событиями, при которых лоббизм приобретал негативное, нейтральное или позитивное значение. Так, А.В. Малько отмечает интересный факт американской истории, когда американский президент У.С. Грант и его команда имели привычку в вестибюле гостиницы (лобби) встречаться с разными людьми, выслушивать их просьбы, а также обещать их выполнить, небескорыстно, а за звонкую монету [5.C.59-65]. В связи с этим в массовом сознании лоббизм стал ассоциироваться исключительно с взяточничеством и коррупцией [3.C.305-309].
На сегодняшний день отношение к лоббизму изменилось, многие ученые указывают, что данное явление может иметь как позитивное, так и негативное смысловое значение [5.C.59-65]. Лоббизм является во многих государствах официальной профессией, что подчеркивает его положительный статус, в тоже время некоторые лоббисты используют взятки, серые схемы, обман для получения необходимого результата [9.C.28-36].
Полагаем, что лоббизм является сложным, многогранным явлением. Кроме того, видится, понятие лоббизм является родовым понятием, включающим в свое содержание такие видовые понятия как законный и незаконный лоббизм. Подвидом незаконного лоббизма является коррупционный лоббизм. Коррупционный лоббизм является наиболее распространенным и часто встречающимся видом лоббизма, а также таит в себе серьезную опасность.
В наиболее общем виде законный лоббизм представляет собой деятельность физических и юридических лиц, которые с помощью определенных методов пытаются осуществить воздействие на органы власти, обладающие правотворческими полномочиями, с целью повлиять (продвинуть либо заблокировать) на принимаемое ими решение пра в отв о рч е с ко е ре ше ние .
Особенностью коррупционного лоббизма, как отмечают исследователи, является наличие коррупционной составляющей [4.С.53-59]. Вместе с тем вопрос относительно ее содержания остается открытым. Видится, что специфика коррупционного лоббизма заключается в коррупционном способе оказания влияния на органы власти, принимающие правотворческое решение. Таковым может быть дача взятки за принятие правотворческого решения, либо обмен выгодного правотворческого решения на какую-либо встречную услугу, поддержу лица, его родственников либо аффилированых с таким лицом организаций, равно как и принятие выгодного правотворческого решения в отношения самого себя, близких лиц, родственников, аффилированых организаций.
Наряду с этим особенностью коррупционного лоббизма является наличие специального субъекта, наделенного правотворческими полномочиями, правом законодательной инициативы или возможностью оказать влияние на принятие правотворческого решения.
На основании сказанного можно сказать, что коррупционный лоббизм представляет собой коррупционное правонарушение, в рамках которого оказывается влияние на органы власти посредством предоставления незаконной материальной либо нематериальной выгоды лицу, обладающему правотворческой функцией, или могущего оказать влияние на принятие правотворческого решения; либо наличие у лица, обладающего правотворческой функцией личной заинтересованности, которая может повлиять на принятие определенного правотворческого решения, при этом такие деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и нарушают нормы действующего законодательства.
Коррупционный лоббизм является отрицательным явлением, способным оказать крайне негативное воздействие на различные сферы общественных отношений, причинить колоссальный ущерб государству. В связи с этим возникает необходимость исследования общественной опасности коррупционного лоббизма.
Традиционного, в науке уголовного права общественная опасность деяние раскрывается через характер общественной опасности и степень общественной опасности. Характер общественной опасности представляет качественный показатель, который определяется объектом посягательства, указывает на значимость общественных отношений, которым причиняется вред; степень общественной опасности представляет собой количественный показатель [7.С. 18-24].
Действующее уголовное законодательство содержит запрет на дачу и получение взятки (ст. 290, 291 УК ФР), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), однако, представляется, что объектом коррупционного лоббизма выступают иные общественные отношения, нежели чем те, что предусмотренные указанными статьями в главе 30 УК РФ.
Прежде всего, результатом лоббизма выступает правотворческое решение в виде закона, подзаконного нормативного правового акта, имеющего юридическую силу и обязательность к исполнению. Принятие правотворческого решения вопреки национальным интересам, по иностранному заказу, либо принятие решения исключительно в зарубежных интересах может представлять угрозу национальной безопасности нашего государства. Кроме того правотворческие решения, идущие в разрез с социально-экономическими, энергетическими, экологическими интересами государства, региона, конкретного населенного пункта представляют угрозу экономического, энергетического, экологического характера.
Стоит подчеркнуть, что стратегия национальной безопасности РФ определяет национальную безопасность как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойное качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность,
устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации [10]. При этом она включает в свое содержание различные виды безопасности, такие как информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности и другие.
Продвижение и принятие правотворческих решений, руководствуясь исключительно корыстными соображениями, представляет внутреннею угрозу безопасности государства. Подобные деяния идут в разрез со стратегическими целями и интересами стратегии, поскольку стратегия направлена на развитие демократических институтов, повышение качества жизни граждан, повышение конкурентоспособности национальной экономики, в то время как корыстное использование властных полномочий прямо противоположно лишает экономику конкурентоспособности, подрывает институты демократии, ограничивает возможности улучшения качества жизни граждан. Кроме того, в рамках коррупционного лоббизма могут осуществляться попытки легализации противоправных и даже преступных видов поведения, придания им законного характера, несмотря на их объективную общественную опасность.
Вместе с тем коррупционный лоббизм идет в разрез с основными положениями и идеями
Стратегии экономической безопасности Российской Федерациипоскольку стратегия направлена на укрепление экономического суверенитета, обеспечение экономического роста, повышению уровня и улучшению качества жизни населения, в то время как с помощью коррупционного лоббизма удовлетворяются преступные интересы конкретных лиц, в ущерб общественным интересам и, как правило, за бюджетные денежные с ре дс тв а .
Следует также обратить внимание, что глава первая, часть третья стратегии национальной безопасности Российской Федерации устанавливает субъектов обеспечения безопасности, которыми выступают федеральные, региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления. При таких обстоятельствах получается, субъекты, призванные консолидировать усилия по обеспечению национальной безопасности, своими конкретными коррупционными действиями представляют серьезную угрозу национальной безопасности государства.
Важно также отметить, что коррупционный лоббизм подрывает основной конституционный принцип, при котором власть призвана выполнять функции управления обществом, находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей [1Х.621]. Принятие правотворческих решений вопреки интересам граждан, продиктованных исключительно корыстными соображениями, может причинить вред основам конституционного строя государства. При таких обстоятельствах власть перестает выполнять свои функции, потребности граждан игнорируются, в результате чего нивелируются основополагающие принципы и нормы главы первой Конституции Российской Федерации.
Данная проблематика не осталась незамеченной со стороны ученых. Так, Д.А. Шестаков указывает, что законы и иные нормативные правовые акты могут быть преступными не юридически, а по существу, если в рамках указанного акта легализуется преступная деятельность, либо наоборот, запрещается социально-полезная или нейтральная
деятельность [13.С.17-29]. Профессор В.А. Номоконов указывает на существование преступной уголовной политики, лоббирование преступных идей в российское уголовное законодательство, выражающееся в противоречивых бессистемных изменениях уголовного закона страны [6.С.438-446].
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что коррупционное лоббирование правотворческих решений направлено на причинение вреда, прежде всего, основам конституционного строя, а также безопасность государства.
Степень общественной опасности коррупционного лоббизма может рассматриваться через размер потенциальных негативных последствий, которые могут наступить в результате совершения такого деяния. В этой связи, полагаем, следует обратить внимание на идеи профессора Н.В. Щедрина о публичном статусе должностного лица, в которых отмечается, что более опасными следует признавать коррупционные деяния высших должностных лиц [15.С.295-301]. Учитывая сказанное, на наш взгляд, следует разделить правотворческие решений в зависимости от лиц, принимающих такие решения. Соответственно, чем выше публичный статус должностного лица, тем более опасными могут быть последствия правотворческий решений, принимаемых в рамках коррупционного лоббизма.
Высшие должностные лица, которые вправе принимать правотворческое решение на федеральном уровне государственной власти, могут причинить более существенные негативные последствия в процессе коррупционного лоббизма, так как принимаемое решение может распространяться на всю или большую часть территории государства, касаться целых сфер общественной деятельности, распространяться на широкий круг лиц. Размер потенциальных негативных последствий от коррупционного лоббизма федеральных правотворческих решений очень высок, так как может нанести существенных вред национальной безопасности государства, экономической безопасности, а рано подорвать доверие к власти со стороны большей части населения. Соответственно правотворческие решения, принимаемые на региональном уровне власти, обладают меньшей степенью общественной опасности, поскольку потенциальные негативные последствия от коррупционного лоббизма могут распространяться лишь на территории указанного субъекта. Кроме того, законодательно ограничена сфера компетенции, в рамках который может приниматься правотворческое решение. Наименьшей степенью общественной опасности, полагаем, обладают правотворческие решения, принимаемые органами местного самоуправления.
Общественная опасность является важной объективной категорией, указывает на возможность деяния причинить вред охраняемым уголовным законом отношениями [12.С.100]. Кроме того, общественная опасность позволяет разграничивать внешне схожие противоправные деяния между собой. В этой связи следует обратить особое внимание на общественную опасность коррупционного лоббизма, так как указанное деяние причиняет вред, создает угрозу причинения вреда, прежде всего, общественным отношениям по обеспечению общественной безопасности и основ конституционного строя государства (глава 29 УК РФ). На основании сказанного, вполне логично предположить, возникает необходимость конструирования специального состава преступления за коррупционный лоббизм правотворческих решений ввиду особого и весьма значимого объекта посягательства.
В завершении следует сказать, что коррупционный лоббизм представляет собой отрицательное деяние, которое может повлечь необратимые последствия. В процессе коррупционного лоббизма могут продвигаться зарубежные интересы, правотворческие
решения, представляющие угрозу безопасности государства, подрывающие конкуренцию, направленные в ущерб экономической стабильности и роста страны. Кроме того, корыстное принятие правотворческих решений подрывает доверие к власти со стороны населения, в рамках коррупционного лоббизма нивелируются основные принципы Конституции РФ, закрепленные в главе первой. В результате коррупционный лоббизм направлен на причинение вреда безопасности государства, а также основам конституционного строя, ввиду чего, вполне возможно, возникает потребность в конструировании специального состава преступление за коррупционный лоббизм правотворческих решений. Степень общественной опасности коррупционного лоббизма во много может зависеть от уровня власти, на котором принимается такое правотворческого решение. Наибольшей степенью общественной опасности обладают коррупционное лоббирование правотворческих решений, принимаемых на федеральном уровне государственной власти. Наименьшей степень общественной опасности -правотворческие решений органов местного самоуправления.
Библиография
1. Бриллиантов А. В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации //Москва: Проспект. - 2015.С.621.
2. В Госдуме снова хотят разработать закон о лоббизме [Электронный ресурс]// Коммерсантъ. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3849786
3. Зелепукин Р.В. Понятие и происхождение лоббирования как политико- правового института// Вестник ТГУ , выпуск 8 (100), 2011.-С.305-309
4. Колосова Н.М. Лоббизм и коррупция [Электронный ресурс] // Журнал российского права. 2014. N 2. С. 53-59.с
5. Малько А.В. Лоббизм // Общественные науки и современность. 1995. № 4. С. 59-65.
6. Номоконов В. А. О криминогенности российской политики в сфере борьбы с преступностью //Всероссийский криминологический журнал. - 2016. - Т. 10. - №. 3.С.438-446.
7. Прозументов Л.М. Общественная опасность как основание криминализации (декриминализации) деяния // Вестник Воронежского института МВД России.-Воронеж: Изд-во Воронеж. ин-та МВД России, 2009, № 4.-С. 18-24.
8. Спектор Е.Особенности и перспективы правового регулирования лоббизма в России //Ж урнал российского права. - 2016. - №. 11. - С. 12-20.
9. Субочев В.В. Лоббизм в России: природа, специфика, проблемы правового регулирования // Право и управление. XXI век.-М.: ФГОБУ ВПО "МГИМО(у) МИД РФ" , 2014, № 2 (31).-С. 28-36.
10. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consaltant.ru
11. Указ Президента РФ от 13 мая 2017г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consaltant.ru
12. Чемеринский К. В. Общественная опасность как категория уголовного права //Вестник Волжского университета им. ВН Татищева. - 2014. - №. 1 (80). С. 99-104.
13. Шестаков Д. А. Преступный закон как парадокс криминологии закона //Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2011. - №. 20.С.17-29.
14. Шмидт О. Ю.Большая Советская Энциклопедия: том 22 Джуца-Договор торговый. -М.: Книга по Требованию, 2012. С.209.
15. Щедрин Н.В. О принципе "соразмерности (пропорциональности) антикоррупционных ограничений публичному статусу" // Вопросы правоведения.-М.: Междунар. исслед. ин-т, 2013, № 1.-С. 295-301