УДК 159.9.07
КОРРЕЛЯТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Рагузина Екатерина Дмитриевна — магистрант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
Введение
Необходимость в исследовании взаимосвязи психологических защит и акцентуаций характера старшеклассников обусловлена спецификой возраста. В настоящее время на любого из нас влияет разнообразное число факторов, начиная с природных изменений и заканчивая переменами в социальной жизни. Всё это может снизить нашу работоспособность, обострить проблемы во взаимоотношениях в социуме. Выпускники школ наиболее остро ощущают изменения окружающей действительности, так как стоят на пороге новой жизни (экзамены, выбор профессии, новый статус, другой уровень социальных отношений и т.д.). Часто молодые люди не готовы к новым социальным ролям, не способны взять на себя ответственность за свой выбор, за своё будущее; именно поэтому они прибегают к различным способам психологической защиты. В большинстве случаев используются деструктивные формы защитного поведения. Необходимо знать свои ресурсы, использовать, развивать их, а также оперировать ими для того, чтобы свести к минимуму влияние негативных последствий. Одним из ресурсов можно считать характёр человека, и в частности некоторые акцентуации характёра. Зная взаимосвязи между акцентуациями характёра и психологическими защитами, старшеклассник может помочь себе в различных ситуациях. Цель данной статьи — выявить психологические особенности взаимосвязи психологических защит и акцентуаций характёра старшеклассников разного пола и возраста.
Психологические защиты старшеклассников как активных субъектов учебного процесса можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, психологи-ческиая защита — это повседневно работающий механизм человеческого сознания, благодаря которому понижается субъективная значимость травмирую-
щей причины [1]. С другой стороны — это фактор, препятствующий личностному развитию [7]. В данной статье психологическая защита определяется автором как механизм, обеспечивающий поддержку и стабильность личности страшеклассника в момент возникно-вания негативного фактора [2].
Акцентуация характера старшеклассника рассматривается как крайний вариант нормы, чрезмерное усиление отдельных черт характера [5]. Акцентуации развиваются в период становления хар-актёра и сглаживаются с взрослением.
Многое зависит от типа акцентуации старшеклассника. Это могут быть и острые формы неврозов, и особенности транзиторных нарушений поведения. Вид акцентуации определяет отношение старшеклассника к соматическим заболеваниям, особенно длительным [6], указывает на слабые места характёра и тем самым позволяет пр-
едвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации.
Роль семейных отношений очень велика в жизни каждого старшеклассника. Поэтому без знания характера старшеклассника невозможно решить семейные проблемы. Родители обычно имеют нечёткое представление о личностных особенностях своего ребёнка при психопатиях и акцентуациях характера. Следствием этого бывают неправильное отношение к своим детям, завышенные требования, грубость и агрессия; отсюда и вытекают конфликты детей и родителей [4].
Методика и выборка исследования
В данном исследовании были использованы методы наблюдения, беседы и психодиагностическое тестирование, что позволило измерить и
РЕЗЮМЕ
Статья посвящена выявлению корреляций психологических защит и акцентуаций характера будущих управленцев разного пола и возраста. В ходе теоретического анализа: определена потребность в исследовании данной взаимосвязи; представлены сущностные характеристики феноменов психологических защит и акцентуаций характера; выявлены половые различия личностных особенностей и акцентуаций характера старшеклассников. Эмпирическое исследование проводилось на выборке выпускников школ города Самары, которые в дальнейшем планируют стать управленцами; средний возраст — 17 лет. Результаты исследования позволили: подтвердить наличие взаимосвязи психологических защит и акцентуаций характера старшеклассников, определить специфику этой взаимосвязи, выявить наиболее встречаемые виды психологических защит и акцентуаций характера. Благодаря полученным результатам можно создать систему методов коррекции акцентуаций характера и преодоления психологических защит старшеклассников, а также спрогнозировать, насколько эффективными будут эти методы, и определить дальнейшее направление в этой области.
Ключевые слова: взаимосвязь, психологическая защита, акцентуация, старшеклассники, половые различия.
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Проекция Отрицание Интеллектуализация Регрессия
Виды психологических защит
Рис. 1. Процентное соотношение видов психологической защиты у старшеклассников (п = 64)
оценить изучаемые психологические характёристики старшеклассников. Были использованы методы количественной и качественной обработки данных, а также математический метод — корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона. В качестве измерительных инструментов были выбраны следующие: методика диагностики типологий психологических защит (Р. П. Плутчик в адаптации Л.В. Вассермана, О.Ф. Ер-ышева, Е.Б. Клубово и др . ), методика многофакторного исследования личности 16-PF-187-A (Р.Б. Кеттелла), методика изучения акцентуаций личности
(опросник К. Леонгарда - С. Шмишека). Выборочную совокупность исследования составили 64 выпускника школы города Самары (32 — женского пола, 32 — мужского, их средний возраст — 17 лет).
Результаты исследования и их обсуждение
Были обнаружены положительные корреляции между компенсацией и демонстративностью, проекцией и педантичностью, реактивным образованием и дистимностью.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что стар-
шеклассники чаще всего используют три вида психологической защиты: проекцию, отрицание, интеллектуализацию (рис. 1). Были выявлены доминирующие виды акцентуации характёра у старшеклассников: гипертимный; застревающий; демонстративный; тревожный (рис. 2).
Выявлены значимые различия между группами по шкале «Проекция» (и = 292,5, р < 0,01). Девушки больше склонны проецировать, чем юноши. Из этого следует, что девушки чаще приписывают другим людям свои неосознаваемые и неприемлемые чувства и мысли (табл. 1).
25%
20%
15%
10%
5%
0%
Гипертимный Застревающий Демонстративный Тревожный
Виды акцентуаций
Рис. 2. Процентное соотношение видов акцентуации характера у старшеклассников (п = 64)
Таблица 1
Половая специфика видов психологической защиты и акцентуации характера у старшеклассников
Параметр Юноши (п = 32) Девушки (n = 32)
Вид психологической защиты Вытеснение Интеллектуализация Проекция Реактивное образование
Вид акцентуации характера Тревожность Педантичность Гипертимность Циклотимичность
Выявлены значимые различия между группами по шкале «Гипертимность» (И = 314,5, р < 0,01). Из полученных данных можно сделать вывод, что девушек отличают от юношей большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, склонность к озорству. Они везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать.
По шкале «Тревожность» были выявлены значимые различия между группами (И = 312, р < 0,01). Юноши чаще испытывают тревогу, чем девушки. Юношей характеризуют низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе.
Между группами были выявлены значимые различия по шкале «Циклотимич-ность» (И = 247,5, р < 0,01). Из полученных данных следует, что девушкам больше свойственна циклотимичность, чем юношам. Это говорит о том, что у девушек чаще проявляются периодические смены настроения: жажда деятельности, повышенная говорливость, возникновение новых идей сменяют подавленность, замедленность реакций и мышления.
Были выявлены положительные взаимосвязи между психологической защитой «компенсация» и акцентуацией хар-актёра «демонстративность»ю (г = 0,34, р < 0,05). Из полученного анализа следует, что старшеклассники с демонстративной акцентуацией чаще используют такой защитный механизм, как компенсация (табл. 2).
При использовании психозащитного механизма «компенсация» старшеклассники демонстративного типа
могут уйти в агрессию, наркоманию, алкоголизм, у них могут проявляться сексуальные отклонения, клептомания, бродяжничество, дерзость, высокомерие, амбициозность.
Всем своим поведением старшеклассник демонстративного типа будет как бы говорить: «Обратите на меня внимание, посмотрите на меня» [3].
Найдены значимые положительные корреляции между шкалами «Проекция» и «Педантичность» (г = 0,248, р < 0,01). Из этого следует, что старшеклассники педантичного типа склонны проецировать, чем ученики с другими акцентуациями (см. табл. 2).
Старшеклассники педантичного типа при использовании проекции хар-актёризуются самолюбием, эгоизмом, злопамятностью, обидчивостью, уязвимостью. У них выражены замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям. Возможны проявления враждебности.
Между шкалами «Реактивное образование» и «Дистимность» существуют значимые положительные взаимосвязи (г = 0,269, р < 0,01). Значит, старшеклассникам с дистимной акцентуацией характёра больше свойственна такая психологическая защита, как р еактивное обр азование.
При использовании психологической защиты «Реактивное образование» старшеклассники дистимического типа стараются избегать всего, что связано с функционированием организма и отношениями полов. Они избегают общественных бань, уборных, раздевалок, случайных соприкосновений с другими
людьми (например, в общественном транспорте).
Выводы и перспективы исследования
Проведённое исследование позволило выявить корреляты видов психологической защиты и акцентуации характера старшеклассников, в частности — положительные корреляты между компенсацией и демонстративным типом, проекцией и педантичным типом, между реактивным образованием и дистимическим типом личности. При этом необходимо отметить, что специфика психологических защит старшеклассников различна: юноши чаще используют вытеснение и интеллектуализацию, а девушки — проекцию и реактивное образование.
Предметом дальнейшего исследования могут стать изучение зависимости видов психологической защиты и акцентуации характера личности от возраста, места проживания, семейного и материального положения, а также разработка методов психологического сопровождения старшеклассников.
Благодарности
Автор выражает самую искреннюю благодарность сотрудникам кафедры ак-меологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также своему научному руководителю В.С. Агапову, профессору, доктору психологических наук, за помощь в проведении данного исследования.
Таблица 2
Взаимосвязь психологических защит и акцентуаций характера старшеклассников
Название шкал Демонстративность Педантичность Дистимность
Компенсация 0,340**
Проекция 0,248*
Реактивное образование 0,269*
* p < 0,05
** p < 0,01
ССЫЛКИ
[1]. Арестова О.Н. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 2000. — № 1. — С. 20-29.
[2]. Дёмина Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. — Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. — 144 с.
[3]. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. — 1989. — № 1. — С. 5-15.
[4]. Кушнир Н.Я. Организация и методика научно-психологического ис-
следования в процессе переподготовки психологов. — Минск: Изд-во РИПО, 2005. — 71 с.
[5]. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, 1999. — 416 с.
[6]. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 624 с.
[7]. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы защиты как специфические средства решения универсальных проблем адаптации. — Самара: Издательский Дом Бахрах-М, 2003. — С. 566-594.
REFERENCES
[1]. Arestova O.N. Individual'nye oso-bennosti funkcionirovanija zashhitnyh me-hanizmov [Individual peculiarities of the protective mechanisms functioning]. — Moscow: MSU, 2000. — P. 20-29.
[2]. DeminaL.D. Psihicheskoe zdorov'e i zashhitnye mehanizmy lichnosti [Personal mental health and the protective mechanisms]. — Barnaul: publishing house of ASU, 2001. — 144 p.
[3]. Zakharov A.V. Strukturno-dinam-icheskaja model' samoocenki [Structural-dynamic model of self-evaluation]. — Moscow, 1989. — P. 5-15.
[4]. Kushnir N.I. Organizacija i metodi-ka nauchno-psihologicheskogo issledova-nija v processe perepodgotovki psiho-logov [Methods and Organization of the scientific psychological research for psychologists]. — Moscow: RIPO, 2005. — 71 p.
[5]. Licko A.E. Tipy akcentuacij harak-tera i psihopatij u podrostkov [Types of adolescents character accentuation and psychopathy]. — Moscow: OOO APREL ' PRESS, 1999. — 416 p.
[6]. Rice F. Psihologija podrostkovogo i junosheskogo vozrasta [Psychology of the teenage and youth]. — SPb: Publishing House "Piter", 2000. — 624 p.
[7]. Romanova E.S., Grebennikov L.R. Mehanizmy zashhity kak specifichesk-ie sredstva reshenija universal'nyh problem adaptacii [Protection Mechanisms as a specific method of solving universal adaptation problems]. — Samara: Publishing House Bakhrakh-M publ., 2003. — P. 566-594.
CORRELATES OF THE HIGH SCHOOL STUDENTS' PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS AND CHARACTER'S ACCENTUATIONS
Ekaterina D. Raguzina — Master's Degree Student, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; 86, Vernadskogo Prosp., Moscow, 119571, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article is devoted to the revealing of the psychological defense mechanisms and the character's accentuations correlation of the future managers of different gender and age. In the course of the theoretical analysis there was defined the necessity for the research of this correlation; presented the essential features of the phenomena of psychological defense mechanisms and the character's accentuations; revealed gender differences of the high school students' personal treats and character's accentuations. The empirical study was conducted in Samara schools on a sample of graduates (the average age of 17) planning to become managers. The results of the conducted research confirmed interrelationships between the psychological defense mechanisms and the character's accentuations, identified the specificity of the correlation, revealed the most common types of the psychological defense mechanisms and the character's accentuations. The results of the research assisted as well in the creation of the character's accentuations and psychological defense mechanisms correction system, forecasting effectiveness of those methods and defining the future area for development.
Keywords: correlation, psychological defense mechanisms, accentuation, high school students, gender differences.