сх Ф
о
Ф о
С.К. Ткалич, Г.И. Фазылзянова, В.В. Балалов, Н.О. Татенашвили
Корреляты когнитивной технологии в научно-образовательной структуре с креативной доминантой
Авторы предлагают внедрить формуляр коррелятов иерархического соподчинения между когнитивными блоками развивающих заданий и креативным подходом к разработке проектного предложения. Введение новых понятий в терминологический оборот научно-образовательной структуры с творческой доминантой формирует вектор развивающих методик когнитивной образовательной технологии.
Ключевые слова: когнитивная технология развития, креативный подход, коррелят когнитивной технологии, агрегативный модуль профильно-квалификационной подготовки с креативной доминантой, локальный профильно-терминологический словарь, экспертиза творческого проекта, научно-информационный канал связи, творческая доминанта.
Креативный вектор обучения, как долгожданный ветер перемен, к затронул все ключевые и вспомогательные параметры профессионально- | о квалификационной подготовки студентов-дизайнеров. В потоке | § многообразия творческих экспериментов даже аксиоматичная с ЕЕ незыблемость фундаментальных основ временами теряет устойчивый контур.
Когнитивный подход помогает реализовать в учебном процессе навык оперирования объемами разнородной информации декларативного и процедурного характера, сосредоточенной в базах данных (электронных ресурсах), необходимых для «настройки» учебно-познавательного процесса на индивидуальный когнитивный профиль учащегося, его актуальные и перспективные академические достижения [1-3]. В работе С.Н. Дегтярёва читаем: «В качестве нового элемента технологии описывается применение тест-карт на этапе входного контроля знаний и их возможности в формировании индивидуальной познавательной траектории ученика» [3]. Автор поддерживает вариант частичного замещения обучающей деятельности учителя компьютерной программой, которая в качестве интеллектуальной системы обеспечивает управление учебно-познавательной деятельностью учащегося с использованием информационных баз данных (электронных ресурсов).
Оценивая современную ситуацию скоростной динамики и прогнозируя возможные зоны риска в образовательном процессе творческой кафедры, мы обращаемся к понятию «коррелят когнитивной технологии». Введение данной дефиниции в профессионально-научную лексику выпускающей кафедры помогает сосредоточить внимание профессорско-преподавательского состава на формирующих аспектах личности в программах модульного обучения [4].
Студент-выпускник должен продемонстрировать степень освоения навыков, демонстрирующих его компетентность: владение декларативными знаниями, процедурными знаниями на уровне воспроизведения и на уровне применения (операции, действия, методы). Вербальный показатель подготовленности выпускника должен быть насыщен специальными терминами. Отсутствие таковых или критически малый их набор делает устное выступление примитивным и не убеждает ни в новизне, ни в оригинальности проектного предложения на публичной защите.
Сегодня востребован новый русскоязычный научный контент, укрепляющий вербальные и визуальные маркеры профильно-квалификационной подготовки. Адаптация понятия агрегация к обучающим модульным методикам творческой кафедры позволяет
0 к сформировать более сложный конструкт: агрегативный модуль профильно-квалификационной подготовки с креативной доминантой (авторский |§§ термин). В нашей интерпретации агрегативный модуль - это комплекс
X О о.
к 5о специализированного научного контента для дизайнеров-графиков в виде концепций, определений, терминов, совокупно формирующих матрицу с образовательной стратегии творческой кафедры Института искусств и креативных технологий. Многие студенты-бакалавры (будущие педагоги) пробуют свои силы в разработке авторских методик и даже электронных пособий. Дизайнеры-графики создают серии социального плаката, авторский стиль иллюстративного оформления детской книги, знаковую символику для модернизации визуальной импрессии бренда. Каждый проект при условии грамотно сформулированной авторской новизны и оригинальности является, по сути, методической капсулой накопительного фонда профильно-квалификационного агрегативного модуля.
Следующим коррелятом когнитивной технологии мы выдвигаем локальный профильно-терминологический словарь, помогающий студентам сформулировать новизну в границах конкретной научной школы, концепции педагога-экспериментатора, научной стратегии творческой кафедры.
Если представить результат исследовательских достижений в дипломных проектах выпускников в виде схемы-инфографики, то мы должны увидеть полиморфную структуру результатов, представленных в научном инструментарии выпускных квалификационных работ. Инфографика как карта научно-исследовательской результативности зафиксирует мониторинг, отражающий ежегодную экспертизу дипломных проектов. Можно прогнозировать наращивание научного и образовательного контента с помощью локальных агрегативных модулей.
Следующий коррелят когнитивной технологии с креативной доминантой в структуре Института искусств и креативных технологий -это локальная информационная библиотека (модератор «Школа научного дизайна»). Навигация будет включать: опубликованные научные статьи профессорско-преподавательского состава, опубликованные научные статьи студентов и магистрантов, ежегодный блок «научный инструментарий выпускной квалификационной работы», словарь терминов (локальный профильно-терминологический словарь).
Таким образом, мы предлагаем использовать формуляр коррелятов когнитивной технологии на творческой кафедре с креативной доминантой:
1) агрегативный модуль профильно-квалификационной подготовки (АМПКП) с креативной доминантой;
2) локальный профильно-терминологический словарь (ЛПТС); к
3) мониторинг «Карта научно-исследовательской результативности» | о (карта НИР) в виде схемной инфографики; | §
4) локальная информационная библиотека для доступа студентов и с ЕЕ магистрантов.
Учитывая модернизацию образовательной структуры творческой кафедры в целом, усложнение требований к результативности показателей выпускной квалификационной работы, мы полагаем, что в практику повышения квалификации профессорско-преподавательского состава на творческой кафедре целесообразно ввести формуляр коррелятов как тренинг иерархического соподчинения между когнитивными блоками развивающих заданий и креативным подходом к разработке проектного предложения.
Актуально проводить консультации с научными руководителями выпускных квалификационных работ. Проверка работ в качестве рецензента позволяет сделать вывод, что в определенной степени в научном инструментарии отражается результат самостоятельного поиска информации в словарях и справочной литературе, в Интернете (Википедия). Однако навык трансформировать информацию в тезисы для цитирования в параграфах выпускной квалификационной работы, показывать схему логической взаимосвязи общетеоретических, эмпирических и специальных методов, важных для обоснования новизны исследовательского маршрута, необходимо формировать с первого курса.
Традиционный словарный запас научного инструментария, употребляемый студентами для обоснования новизны и оригинальности дипломного проектного предложения на публичной защите, требует дополнительных смысловых и понятийных формулировок. Мониторинг (кафедра дизайна, 2013-2015 гг.) показывает, что многие студенты пытаются обосновать авторский подход, оперируя традиционным базисным дизайнерским методом комбинаторики. Несомненной является его важность для понимания специфики деятельности профессионала-дизайнера. Однако динамика усложнения современных продуктов графического дизайна является отражением интеграции гуманитарного знания, проектно-экологической культуры дизайна и информационных технологий. Например, компьютерное моделирование трехмерной символики требует знания терминов, помогающих вербально обосновать новизну и оригинальность проектного предложения, синтезирующего освоенные гуманитарные, специальные знания и приемы трехмерного моделирования в генеративном дизайне.
0 к Активизация поисков сбалансированного подхода к социально-экономической и научной значимости творческих проектов бакалавров и |§§ магистров гуманитарно-художественного вуза имеет свои преимущества и к 5о негативные моменты [5]. Преимущество в том, что атмосфера творческой кафедры активна. Парадоксально, но данное преимущество творческой с атмосферы порождает противоречивые тенденции. Иногда наблюдается «ситуация недопонимания» между студентом и аттестационной комиссией при оценке выпускной квалификационной работы. Мнение и позиция педагогов, имеющих профессиональную подготовку гуманитарного, художественного или технического вузов, в период защиты курсовых и дипломных проектов могут не совпадать. Поиск компромисса - это достаточно сложный период публичных защит проектных предложений выпускников творческой кафедры.
Студенты кафедры дизайна знают, что кроме инструментально-творческого показателя, необходимо позиционировать и освоенный минимум научной подготовленности. Внедрение научного показателя относится к новейшей практике обучения компетентного дизайнера. Поэтому возникают ситуации, когда «обтекаемость», расплывчатость формулировок научного инструментария и отсутствие конкретности может повлиять на оценку проекта.
Формирование мотивации к самостоятельному исследованию и реализации его результатов в проектном предложении предполагает информационно-художественную открытость. Несомненной поддержкой являются консультации, научно-информационный канал связи, которые по сегодняшним нормативам смешанного обучения проводятся в формате РТБ и дистанционного общения (ДОТ). Многие студенты стремятся к самовыражению (индивидуальной персонификации). Сомнения творческой личности подчас представлены многократными вопросами. И это требует оперативной реакции в виде развернутой консультации или индивидуальной рекомендации по теме проекта.
Интеграция когнитивных и креативных обучающих модулей в условиях творческой кафедры ставит новые задачи. Важно разработать коррелирующий механизм (формуляр коррелятов), нацеленный на повышение рейтинга выпускающей кафедры и создание условий для индивидуального развития творческой личности. Введение новых понятий в терминологический оборот научно-образовательной структуры с творческой доминантой формирует вектор развивающих методик когнитивной образовательной технологии.
Библиографический список
1. Бершадский М.Е. Когнитивная образовательная технология // Когнитивные образовательные технологии XXI века. Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского. URL: http://bershadskiy.ru/index/kognitivnaja_obrazovatelnaja_ tekhnologija/0-27 (дата обращения: 12.01.2015).
2. Гераськина И.Ю., Гераськин А.С. Когнитивная педагогическая технология: основные понятия и структура // Порталус. Всероссийская база полнотекстовых научных публикаций. URL: http://portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme. php?archive=&id=1293278219&start_from=&subaction=showfull&ucat=1 (дата обращения: 12.01.2015).
3. Дегтярёв С.Н. Онтологический подход к развитию креативности как основа когнитивной образовательной технологии // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 9. С. 114-117.
4. Когнитивный вызов и информационные технологии / Малинецкий Г.Г. и др. // Вестник РАН. 2011. Т. 81. № 8. С. 707-716.
5. Ткалич С.К., Фазылзянова Г.И., Файзрахманова Г.К. Социально-культурная деятельность и когнитивная психология: точки пересечения и взаимодействия // Новое слово в науке: перспективы развития. Материалы 2-й международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2014. С. 102-104.