Исаев. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 375 с.
2. Кудашов, В.Ф. Структура художественно-спортивных праздников и вид деятельности режиссера при подготовке и проведении спортивных мероприятий / В.Ф. Кудашов // Научные исследования и разработки в спорте : вестник аспирантуры и докторантуры / СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта - СПб. : [б.и.], 2006. - Вып. 15. - С. 159-163. - ISBN- 5-91021-002-5.
3. Кудашов, В.Ф. Функции (виды деятельности) спортивного режиссера / В.Ф. Кудашов // Тезисы докладов II Международной научно-методической конференции по проблемам организации и проведения СХП и подготовке специалистов этого направления в системе физкультурного образования / Рос. Гос. ун-т физ. культуры. - М., 2006. - С. 10-11.
4. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н.В. Кузьмина. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. - 182 с.
5. Петров, Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления : (Основы режиссуры, технологии, организации и методики) / Б.Н. Петров. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 352 с.
6. Терехина, Р.Н. Основные трудности в деятельности тренера по спортивной гимнастике / Р.Н. Терехина // Теория и практика физ. культуры. -1985. - № 8. - С. 14-16.
7. Факторы, определяющие успешность педагогической деятельности специалистов по физической культуре / Р.Н.Терехина, Е.Н. Медведева, Н.Н. Серазетдинова, Л.Т. Кудашова // Педагогическая позиция специалиста по физической культуре и спорту : тез. докл. межвузовской науч.-практ. конф. -СПб., 1996. - С. 30-33.
8. Kudashov, V.F. Peculiarities of modem sports events / V.F. Kudashov // Proceedings of All-Russian scientific and practical conference of students and young scientists «HIGHER SCHOOL as the center of integration of science, sports, education and culture». - M., 2005. - Р. 10-14.
КОРРЕКЦИЯ «Я-ОБРАЗА» ТЕЛА МЕТОДАМИ РИТМОДВИГАТЕЛЬНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
И. Г. Малкина-Пых
Исследование посвящено влиянию занятий ритмодвигательной оздоровительной физической культурой (ОФК) на коррекцию физического образа «Я» человека, страдающего от излишнего веса, диспропорций фигуры, заниженной самооценки своего внешнего облика.
Задачи исследования: поиск теоретических обоснований, выявление оздоровительных и психокоррегирующих эффектов, изучение условий и возможностей практического применения методов ритмодвигательной ОФК в работе с населением.
Цель исследования - практическая апробация разработанной автором системы методов ритмодвигательной ОФК для лиц, нуждающихся в психотелесной коррекции образа их физического «Я».
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексной программы ритмодвигательной ОФК и использовании данной
программы в работе с лицами, желающими улучшить состояние своего здоровья, страдающими алиментарным ожирением, а также в возможности использования результатов данного исследования в подготовке молодых специалистов по оздоровительной физической культуре в ИФК, АФК и УФК страны.
Для исследования удовлетворенности образом тела использовался вербальный тест-опросник: «Опросник исследования образа тела», разработанный директором Национального центра нарушений пищевого поведения Великобритании Дином Джейдом. Данный тест-опросник представляет собой шкалу из 20 пунктов (http://www2.netdoctor.co.uk/):
Тест-опросник исследования образа тела
Я испытываю неприятные чувства по поводу своей внешности: Никогда Иногда Часто Всегда
1. На общественных сборищах, где я мало кого знаю
2. Когда я смотрю на себя в зеркало
3. Когда я нахожусь рядом с привлекательными людьми
4. Когда кто-то смотрит на те части моей внешности, которые мне не нравятся
5. Когда я примеряю новую одежду
6. Когда я делаю физические упражнения
7. После того, как я съедаю весь обед
8. Когда я ношу открытую одежду
9.Когда я встаю на весы
10. Когда я думаю о том, что кто-то меня отверг
11.Когда я нахожусь в ситуации, связанной с сексом
12. Когда я в плохом настроении
13. Когда я думаю о том, как я выглядела, когда была моложе
14.Когда я вижу себя на фото или видео
15. Когда я думаю о том, что набрала вес
16.Когда я думаю о том, как бы я хотела выглядеть
17.Когда я вспоминаю об обидных вещах, которые говорили по поводу моей внешности
18. Когда я нахожусь рядом с людьми, которые говорят о лишнем весе и диетах
19.Когда я просматриваю журналы мод
20. Когда я думаю о том, чтобы отправиться в отпуск
Испытуемому предлагается оценить, как часто он испытывает дискомфорт по поводу своей внешности в определенных ситуациях, с помощью четырех вариантов ответа: «никогда», «иногда», «часто», «всегда», которые впо-следствие оцениваются по шкале от 0 до 3 баллов. Таким образом, получение результатов по данному тесту возможно в диапазоне от 0 до 40 баллов
При показателях теста от 0 до 10 баллов испытуемый имеет позитивный образ тела, и отношение к собственной внешности практически не влияет на его повседневную жизнь.
При показателях от 10 до 20 баллов испытуемый в основном чувствует себя комфортно в отношении собственного тела. Однако время от времени образ тела и, следовательно, уверенность в себе могут колебаться, и существует
риск появления чувства тревоги в отношении собственного тела, его размеров, формы и внешнего вида в определенных ситуациях.
При показателях от 20 до 30 баллов испытуемый чувствует недостаток доверия к собственному телу. Такое отношение к своему телу может мешать в определенных социальных ситуациях, накладывая внутренние ограничения на проявления уверенности в себе.
При показателях от 30 до 40 баллов испытуемый имеет негативный образ тела, который вносит множество ограничений в выполнение повседневных задач, значительно снижая самооценку и подавляя способность расслабляться и получать удовольствие.
В качестве методики коррекции нарушений физического образа «Я» нами разработаны и используются методы ритмодвигательной оздоровительной физической культуры (ОФК) (Малкина-Пых И.Г., 2005). Ритмодвигательная ОФК - это как групповая, так и индивидуальная форма работы с телом, основанная на представлении, что существует принципиальная связь между психическими свойствами личности и тем, как человек двигается, и что изменения в привычках движения воздействуют на психологическое, эмоциональное и физическое здоровье человека, способствуя оптимизации всех жизненно важных процессов в психике и организме.
Ритмодвигательная ОФК исходит из постулата, что поскольку человек -это уникальное психосоматическое единство, то всегда имеются корреляции между телом и сознанием, То, что изменяет тело, изменяет и сознание, и наоборот. Ритмодвигательная ОФК использует движение как средство изменения психологических свойств личности. Работая с движением, фокусируясь на взаимоотношениях между физиологическими и психологическими процессами, ритмодвигательная ОФК помогает раскрыть, освободить и трансформировать негативные внутренние чувства, конфликты и стремления в позитивные.
К основным теоретическим понятиям ритмодвигательной ОФК относятся ритм, кинестетический транс и техника связывания.
Выделяют следующие основные функции ритма: облегчение координации и взаимодействия с другими; стимуляция спонтанного движения; активизация опорно-двигательного аппарата; уменьшение тревожности, сопротивления, напряжения и агрессии.
Следование ритму позволяет человеку войти в кинестетический (телесный) транс, т.е. в особое измененное состояние сознания (ИСС), для которого характерна фиксация внимания на внутреннем мире. Одной из целей вхождения в транс является создание психофизиологического состояния, в котором бы человек мог быть способен начать формировать новые образы решения своих проблем, что, в свою очередь, позволило бы ему по-новому направить свою жизнь так, чтобы осуществиться, реализоваться в мире дезорганизации и стресса. Иными словами, повысить биосоциальное качество своей жизни.
Техника связывания основана на предпосылке, что реальность порождает наше сознание, которое связывает отдельные феномены воспринимаемой реальности, приписывая этим связям то или иное значение. Суть техники связывания - в установлении ассоциативной подсознательной связи между определенной проблемой и элементами ритмического движения.
Занятие по ритмодвигательной ОФК состоит из разминки, быстрой (ритмической) и заключительной частей. Некоторые упражнения рассчитаны
на работу в паре или в группе. Заниматься необходимо в удобной спортивной одежде, обязательно перед зеркалом, чтобы видеть, что и как получается. Длительность одного занятия - не менее 1.5-2 часов.
Характеристика выборки испытуемых. В период с июня 2006 по февраль 2007 года автором данной статьи было обследовано 25 человек (18 женщин и 7 мужчин) от 18 до 50 лет, обратившихся за психологическими консультациями в связи с проблемой избыточного веса. Все испытуемые имели избыточный вес и ожирение I - IV степени, при этом были практически здоровы: отсутствовали органические поражения ЦНС, первичные соматические и эндокринные патологии, психические заболевания.
Контрольную группу составили 10 человек (7 женщин и 3 мужчины) от 19 до 50 лет с нормальной массой тела, обратившиеся за консультациями по проблемам, не связанными с избыточным весом тела.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
С основной и контрольной группами было проведено 24 занятия по ритмодвигательной ОФК (2 вечерних занятия в неделю, по 2 часа). Контрольное тестирование проводилось через 5, 10, 15 и 20 занятий.
Как показывают результаты контрольного тестирования, в результате 24-х занятий ритмодвигательной ОФК у испытуемых экспериментальной группы достоверно снизились значения оценки по шкале неудовлетворенности своим физическим образом «Я», что значимо коррелирует со снижением веса тела в среднем на 20% от исходной массы. При этом испытуемые в течение всего периода эксперимента не применяли никаких специальных диет, форсированных режимов голодания или фармакологических препаратов, они регулировали свой пищевой рацион по естественной потребности и условиям режима дня.
У участников контрольной группы оценка образа физического «Я» также достоверно улучшилась.
На основе полученных данных нами была разработана математическая модель динамики оценки физического образа «Я» испытуемых в зависимости количества часов занятий ритмодвигательной ОФК. При разработке модели был использован метод функций отклика (Ру№, Ма1кта-Ру№ 2001), являющийся методом нелинейной регрессии. Общий вид модели выглядит следующим образом
БШ(Н) = В1БПЛ ехр(-а • Нв),
где Б1Б(Н) - текущее значение оценки образа физического «Я» в среднем по группе (баллы), Н - количество часов занятий ритмодвигательной ОФК, Б18тХ
- исходное значение оценки образа физического «Я» в среднем по группе (баллы), а, в - параметры идентификации.
Для идентификации параметров модели использовались данные, полученные у испытуемых основной группы, и стандартный пакет программ нелинейной идентификации МЛТЬЛБ (Дьяконов В.П., 1993). В результате процедуры идентификации были получены следующие значения параметров модели: а=0.075, в=0.55. Погрешность оценки параметров модели составляет 15%, что представляется весьма удовлетворительным с учетом погрешности экспериментальных данных.
Проверка прогностических возможностей предложенной модели была проведена на независимых данных, полученных у испытуемых контрольной группы. Результаты проверки представлены на рис. 1.
Рис. 1. Динамика оценки физического образа «Я» у испытуемых экспериментальной группы. По оси абсцисс - количество занятий ритмодвигательной ОФК (часы). По оси ординат - оценка физического образа «Я» (баллы) Условные обозначения: — результаты имитационного эксперимента,
+ - экспериментальные данные по контрольной группе
Таким образом, предложенная имитационная модель позволяет прогнозировать динамику оценки физического образа «Я» при занятиях ритмодвигательной ОФК. Кроме того, она дает возможность прогнозировать необходимое для получения желаемого результата (новой оценки физического образа «Я») количество занятий по ритмодвигательной ОФК в зависимости от исходного значения данной оценки, что важно при индивидуальном подходе к каждому занимающемуся в группе.
ВЫВОДЫ
1. Представление о своем физическом облике является одной из главных составляющих Я-концепции. Неудовлетворенность физическим образом «Я» входит в десятку главных причин эмоционального дискомфорта и хронического стрессового состояния, приводящих, в том числе, к серьезным нарушениям пищевого поведения.
2. Методы ритмодвигательной оздоровительной культуры (ОФК) позволяют результативно и достаточно быстро проводить коррекцию нарушений физического образа «Я».
3. Разработанная нами математическая модель позволяет прогнозировать динамику изменения физического образа «Я» в зависимости от продолжительности (количества часов) занятий ритмодвигательной ОФК и оценивать необходимое для получения желаемого результата (новой оценки физического образа «Я») количество данных занятий.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л. : Изд-во Ленингр. Гос. ун-та, 1969. - 338 с.
2. Дьяконов, В.П. Справочник по применению системы РС Ма1;ЬАВ. -М. : Изд-во «Физико-математическая литература», ВО «Наука», 1993.
3. Куликов, Л.В. Апробация анкеты внешности / Л.В. Куликов, Н.А. Ладатко, Н.П. Орлова // Социальная психология : диалог СПб - Якутск : материалы науч. конф. - СПб., 2002. - С. 114-120.
4. Малкина-Пых, И.Г. Телесная терапия / И.Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2005.
5. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии : учеб. пособие для вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М. : Издательский дом «ИНФРА-М», 1998.
6. Пиаже, Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии 30-е -60-е годы ХХ века : тексты / А. Н. Ждан ; под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан.
- М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986.
7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб. : Питер, 2000. - 720 с.
8. Томэ, Х. Современный психоанализ. Т. 2 / Х. Томэ, Х. Кэхеле. - М. : [б.и.], 1996.
9. Ackard, D.M. Effect of body image and self-image on women's sexual behaviors / D.M. Ackard, A. Kearney-Cooke, C.B. Peterson // Int. J. Eat. Disord. -2000. - Vol. 28, n. 4. - Pp. 422-429.
10. Button, E. Body size perception and response to outpatient treatment in anorexia nervosa // International Journal of eating disorders. - 1986. - Vol. 5. - Pp. 617-629.
11. Pykh, Yu.A. The method of response functions in ecology / Yu.A. Pykh, I.G. Malkina-Pykh. - Southampton, Boston : WIT Press, 2001.
12. Schilder, P. The Image and appearance of the human body / P. Schilder. -New York : International Universities Press, 1950.
13. The prediction of relapse in bulimia nervosa / R.J. Freeman, B. Beach, R. Davis, L. Solyom // Journal of Psychiatric Research. - 1985. - Vol. 19. - Pp. 349353.
14. Vandereycken,W. Anorexia nervosa : A Clinican's Guide toTreatment / W. Vandereycken, R. Meermann. - New York : Walter de Gruyter, 1984.
ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛА ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
И. Л. Миронов
Гуманизация нашего общества на современном этапе его развития охватывает все сферы культуры. Не остается в стороне и культура физическая, в том числе, физическая культура военнослужащих. Гуманизацию физической культуры военнослужащих можно рассматривать, в первую очередь, в контексте духовного возрождения вооруженных сил. Данному вопросу посвящено значительное количество работ, в том числе, и в военно-физкультурном вузе
[1, 2, 3].
Гармоническое физическое и духовное развитие военнослужащих определяется в руководящих документах в качестве одной из общих задач физической подготовки. Однако приведенная общая формулировка слишком абстрактна для решения практических задач. На современном этапе развития нашего общества необходимы конкретные идеалы духовного и физического со-