выраженностью его потребности во взаимодействии с объектом отношения, активностью этого взаимодействия и удовлетворенности им (Николаев А.Н., 2000). Соответственно, выделены 3 обобщенных показателя отношения госслужащих к ЗОЖ: потребность в соблюдении рекомендаций по ЗОЖ, степень следования этим рекомендациям (активность в ЗОЖ) и удовлетворенность от их выполнения.
Все три показателя отношение к ЗОЖ не взаимосвязаны ни с одним из интегральных показателей самосознания.
Потребность в ЗОЖ обусловлена высокими значениями субъективного образа Я, самооценки интеллекта (р = 0,28 и 0,21, соответственно; р < 0,01), самоинтереса и аутосимпатии (р = 0,20 и р = 0,18, соответственно; р < 0,05).
Активность в ЗОЖ находится в зависимости от выраженности самооценки интеллекта и волевых качеств (р = 0,30 и 0,29, соответственно; р <
0,01), от ожидания позитивного отношения других (р < 0,01; р = 0,21), а также от профессионального образа Я (р = 0,19; р < 0,05).
Удовлетворенность от выполнения рекомендаций по ЗОЖ обусловлена только одним показателем самосознания - высокой самооценкой эмоциональных качеств (р = 0,20; р < 0,05).
Таким образом, можно заключить, что почти каждый из показателей отношения к ЗОЖ находится в зависимости от различных показателей самосознания. Потребность - прежде всего, от нарцистичеких показателей самосознания, активность - от высокой самооценки интеллекта и воли, а также от полноты идентификации себя со своей профессией.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Волков, И.П. Очерки спортивной акмеологии / И.П. Волков. - СПб. : Балт. пед. акад., 1998. - 126 с.
2. Николаев, А.Н. Методологические аспекты изучения отношений спортсменов к тренеру / А.Н. Николаев // Ананьевские чтения-2000 : тез. на-уч.-практ. конф. / Санкт-Петербургский гос. ун-т. - СПб., 2000. - С. 344-346.
3. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев. - М. : Смысл, 1993. - 24 с.
4. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности : учеб. пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - М. : Флинта, 1998. - 54 с.
АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ В РАБОТЕ СПОРТИВНОГО РЕЖИССЕРА
В.Ф. Кудашов
В современном физкультурном образовании постоянно ведется поиск путей, способствующих повышению уровня профессиональной подготовки кадров. Однако общим для большинства научных работ в этом направлении является отсутствие в них глубокого анализа функциональных особенностей деятельности различных специалистов в сфере физической культуры и спорта (Терехина Р.Н., 1985, 1996). Очень остро эти вопросы встают при подготовке специалистов по физической культуре с учетом социального заказа (спортивных менеджеров, режиссеров спортивно-художественных праздников и др.).
Проведенные нами исследования в области спортивной режиссуры позволили определить структуру спортивно-художественного праздника; основ-
ные этапы работы по подготовке и проведению спортивно-зрелищных мероприятий, в каждом из них определены основные виды деятельности и ответственные лица за их проведение; выделены основные виды деятельности и функции спортивного режиссера, выявлены трудности в работе режиссера и основные причины их возникновения (Кудашов В.Ф., 2005, 2006).
Труд спортивного режиссера многофункционален. Режиссер должен создать яркое, незабываемое, уникальное и при этом экономически оправданное и успешное зрелище, которое часто проходит всего один раз.
Мы выделили 16 функций, выполняемых спортивным режиссером в процессе подготовки и проведения спортивного мероприятия. Режиссер является не только постановщиком представления, но и организатором всего праздника, на него ложится много дополнительных, порой несвойственных и непредвиденных обязанностей. Все это и определяет появление большого количества трудностей в его работе.
Данный этап нашего исследования предполагал изучение и анализ затруднений, которые испытывают спортивные режиссеры в различные периоды подготовки и проведения спортивно-художественного праздника.
Анкетирование было проведено на 2-й Международной научнометодической конференции по проблемам организации и проведения спортивно-художественных представлений и подготовке специалистов этого направления в системе физкультурного образования в г. Москве (9-10 ноября 2006 г.), где присутствовали ведущие специалисты по спортивной режиссуре из г. г. Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Волгоград, Омск и Минск.
В анкетировании приняли участие 13 человек: профессионалы высочайшего уровня, режиссеры, создававшие и создающие спортивнохудожественные представления от уровня районных праздников до Олимпийских игр, заведующие специализированных кафедр, заслуженные деятели искусства. Это - специалисты, чьи высказывания по различным вопросам являются значительным вкладом в науку и практику. Стаж работы режиссерами у большинства участников конференции превышает 20 лет; все имеют высшее физкультурное либо режиссерское образование, а некоторые - и сразу два этих образования.
Результаты анкетирования:
100,0% + 0,3 респондентов к трудностям отнесли недостаток отведенного времени на подготовку праздника;
92,3% + 0,3 - указали на недостаточное финансирование;
84,6% + 0,3 - испытывают трудности при защите сценарного плана перед заказчиком;
84,6% + 0,3 - отметили ограниченные возможности репетиционных баз;
76,9% + 0,3 - работу со спонсорами;
69,0% + 0,3 - испытывают трудности при творческом решении праздника;
61,5% + 0,3 - при разработке сметы праздника;
61,5% + 0,3 - при отборе специфических средств;
53,8% + 0,3 - при разработке сценарного плана;
46,1% + 0,3 - при проведении репетиций со спортсменами;
46,1% + 0,3 - при поиске субподрядчиков и работе с ними;
38,5% + 0,3 - при составлении и соблюдении графика тренировок и ре-
петиций;
38,5% + 0,3 - при взаимодействии со штатом спортивного сооружения;
23,0% + 0,3 - при составлении окончательного финансового отчета;
23,0% + 0,3 - при непосредственном контроле за ходом праздника;
15,3% + 0,3 - при подборе административно-постановочной группы;
15,3% + 0,3 - при предоставлении отчета заказчику.
Мы видим, что на первом месте в перечне перечисленных режиссерами трудностей оказался недостаток отведенного времени на подготовку спортивного праздника. С решением организационных вопросов связан и ряд других трудностей, перечисленных выше: ограниченные возможностей репетиционных баз; проведение репетиций со спортсменами; поиск субподрядчиков и работа с ними; составление и соблюдение графика тренировок и репетиций; подбор административно-постановочной группы; непосредственный контроль за ходом праздника.
Специалисты по спортивной режиссуре отметили большое количество трудностей при решении финансовых вопросов праздника (ограниченность финансирования; защита сценарного плана перед заказчиком; работа со спонсорами; разработка сметы праздника; составление окончательного финансового отчета и т.д.).
Одной из основных причин появления трудностей в работе спортивного режиссера названа одновременная загруженность несколькими проектами - 60% ответов.
Также причинами возникающих трудностей респонденты называют как недостаток опыта при принятии финансово-экономических решений (60%), так и недостаток знаний по данным вопросам (80%).
Недостаточные знания по вопросам технического оснащения праздника (60% ответов) также названы одной из причин возникающих трудностей в работе спортивного режиссера. При создании спортивных праздников в современных условиях используются не только высокое мастерство спортсменов и актеров, но и новейшие технические достижения в области звука, света, видео, пиротехники, что значительно повышает зрелищность современных спортивно-художественных представлений. Данный технический уровень праздников требует от специалистов-организаторов постоянного совершенствования в этой области знаний.
Треть респондентов (30%) в наших исследованиях ссылаются на недостаточный опыт при решении организационных вопросов. В основном такие ответы дали молодые, начинающие режиссеры, у которых стаж работы не превышает пять лет. При подготовке спортивных режиссеров необходимо уделить большее внимание развитию организаторских навыков и умений.
Причинами возникающих трудностей также названы недостаточный уровень культурного кругозора (отслеживание современных тенденций в мире кино, музыки, хореографии, драматургии, литературе, живописи и новых видах спорта) (30%); недостаточность знаний по вопросам драматургии и сценарного мастерства (30%); некоторым мешают в работе несобранность, отсутствие твердой воли (30%) и т.д.
Б.Н. Петров (2001) - режиссер-постановщик спортивной части церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр-80 в Москве отмечает, что проведение массовых спортивно-художественных представлений зависит не толь-
ко от идей режиссера, но и от объективных причин, связанных с жизнью и деятельностью людей в стране, от заказчика и т.д.
Анализ перечисленных режиссерами затруднений показывает, что они вызываются как объективными (непосредственно связанные с производственной деятельностью, не зависящие от режиссера), так и объективносубъективными и субъективными причинами (недостаток опыта, методической и теоретической подготовки, слабость воли и характера и т.д.).
Такое разделение трудностей на объективные и субъективные целесообразно потому, что разные трудности, по мнению специалистов, преодолеваются разными путями (Деркач А.А., Исаев А.А., 1981). Преодоление субъективных трудностей возможно на основе определенных знаний и умений в решении поставленных задач. Объективные трудности преодолеваются, когда специалист активизирует внешние факторы, использует все потенциальные возможности. При увеличении стажа работы совершенствование мастерства идет именно по пути устранения субъективных причин.
Мы видим, что большинство причин трудностей, возникающих в работе спортивного режиссера, носят субъективный характер. Психологический механизм возникновения трудностей у педагогов был объяснен в исследованиях Н.В Кузьминой (1967). Изучение особенностей деятельности, основных трудностей и причин их возникновения в работе спортивного режиссера является эффективным подходом в решении вопросов подготовки специалистов данного профиля.
Для преодоления перечисленных субъективных трудностей в работе спортивного режиссера необходимо в рамках программ по подготовке данных специалистов предпринять ряд шагов с целью повышения уровня знаний и совершенствования профессиональных умений и навыков:
• Введение в программы обучения тем, раскрывающих особенности организационно-экономического и технического сопровождения спортивнохудожественных праздников с учетом современных тенденций.
• Увеличение количества часов учебной и производственной практик для более детального и глубокого ознакомления с особенностями получаемой профессии.
• Внедрение активных методов обучения (проблемного обучения, деловых и ситуационных игр, информационных технологий и др.).
Исходя из этих рекомендаций и на основе полученных результатов наших исследований о деятельности спортивного режиссера, были разработаны и внедрены в учебный процесс СПбГУКИ и СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта программы спецкурса «Организация (менеджмент) спортивно-
художественных праздников». В программах были учтены вышеуказанные рекомендации и включены темы, связанные с совершенствованием организационно-экономических знаний и умений режиссеров спортивнохудожественных праздников, знаний по техническому оснащению мероприятий; широко использованы методы активного обучения при подаче материала.
Данный спецкурс позволяет значительно повысить уровень профессиональных знаний и умений будущих специалистов по спортивной режиссуре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера / А.А. Деркач, А.А.
Исаев. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 375 с.
2. Кудашов, В.Ф. Структура художественно-спортивных праздников и вид деятельности режиссера при подготовке и проведении спортивных мероприятий / В.Ф. Кудашов // Научные исследования и разработки в спорте : вестник аспирантуры и докторантуры / СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта - СПб. : [б.и.], 2006. - Вып. 15. - С. 159-163. - ISBN- 5-91021-002-5.
3. Кудашов, В.Ф. Функции (виды деятельности) спортивного режиссера / В.Ф. Кудашов // Тезисы докладов II Международной научно-методической конференции по проблемам организации и проведения СХП и подготовке специалистов этого направления в системе физкультурного образования / Рос. Гос. ун-т физ. культуры. - М., 2006. - С. 10-11.
4. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н.В. Кузьмина. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. - 182 с.
5. Петров, Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления : (Основы режиссуры, технологии, организации и методики) / Б.Н. Петров. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 352 с.
6. Терехина, Р.Н. Основные трудности в деятельности тренера по спортивной гимнастике / Р.Н. Терехина // Теория и практика физ. культуры. -1985. - № 8. - С. 14-16.
7. Факторы, определяющие успешность педагогической деятельности специалистов по физической культуре / Р.Н.Терехина, Е.Н. Медведева, Н.Н. Серазетдинова, Л.Т. Кудашова // Педагогическая позиция специалиста по физической культуре и спорту : тез. докл. межвузовской науч.-практ. конф. -СПб., 1996. - С. 30-33.
8. Kudashov, V.F. Peculiarities of modem sports events / V.F. Kudashov // Proceedings of All-Russian scientific and practical conference of students and young scientists «HIGHER SCHOOL as the center of integration of science, sports, education and culture». - M., 2005. - Р. 10-14.
КОРРЕКЦИЯ «Я-ОБРАЗА» ТЕЛА МЕТОДАМИ РИТМОДВИГАТЕЛЬНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
И. Г. Малкина-Пых
Исследование посвящено влиянию занятий ритмодвигательной оздоровительной физической культурой (ОФК) на коррекцию физического образа «Я» человека, страдающего от излишнего веса, диспропорций фигуры, заниженной самооценки своего внешнего облика.
Задачи исследования: поиск теоретических обоснований, выявление оздоровительных и психокоррегирующих эффектов, изучение условий и возможностей практического применения методов ритмодвигательной ОФК в работе с населением.
Цель исследования - практическая апробация разработанной автором системы методов ритмодвигательной ОФК для лиц, нуждающихся в психотелесной коррекции образа их физического «Я».
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексной программы ритмодвигательной ОФК и использовании данной