2. Гаранина, Р.М. Возможности и перспективы применения кейс-метода в подготовке врачей клинических специальностей / Р.М. Гаранина, А.А. Гаранин // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2016. - № 4. - С. 39-48.
3. Ефимова, Н.В. Опыт использования ролевых игр в постдипломном образовании врачей-гигиенистов / Н.В. Ефимова, В.А. Панков // Сибирский медицинский журнал. - 2010. - Т. 98. - № 7. - С. 129-132.
4. Козлова, Н.М. Ролевые игры как инновационный метод обучения студентов / Н.М. Козлова, Л.П. Ковалева, М.Ю. Кузьмин // Сибирский медицинский журнал. - 2010. - Т. 98. -№ 7. - С. 31-33.
5. Красильникова, Н.В. Метод психодрамы в подготовке аспирантов при освоении роли преподавателя / Н.В. Красильникова // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика [Электронный ресурс] : электрон. научный журнал. - 2015. - № 3 (9). - URL: http://www.medpsy.ru/climp/2015_3_9/article25.php. - Дата обращения 01.03.2017.
6. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 364 с.
7. Русина, Н. А. Компетентностный подход в деятельности врача-преподавателя / Н.А. Русина, С.В. Алексеева // Вестник РМАТ. - 2014. - № 1. - С. 94-98.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.fgosvo.ru. - Дата обращения 01.03.2017.
REFERENCES
1. Kudryavaya, N.V., Ukolova, E.M., Molchanov, A.S., Smirnov, N.B. and Zorin, K.V. (2001), Doctor-educator in a changing world: traditions and innovations, GOU VUNMC MZ RF, Moscow.
2. Garanina, R.M. and Garanin, A.A. (2016), "Possibilities and prospects of case-method in training of clinical specialties doctors", Medical Education and professional development, No. 4, pp. 39-48.
3. Efimova, N.V. and Pankov, V.A. (2010), "The experience of role play practice in continuous medical education of hygienists", Siberian Medical Journal, Vol. 98, No. 7, pp. 129-132.
4. Kozlova, N.M., Kovalyova L.P. and Kuzmin, M.Yu. (2010), "Role play as an innovational method of student education", Siberian Medical Journal, No. 7, pp. 31-33.
5. Krasilnikova, N.V. (2015), "Psychodrama method in postgraduate students training to adoption of educator professional role", Clinical and medical psychology: research, study, practice: electronic scientific journal, No. 3 (9), available at: http://www.medpsy.ru/climp/2015_3_9/article25.php.
6. Polat, E.S. (2007), Contemporary pedagogic and information technologies in educational system: manual, Academy, Moscow.
7. Rusina, N.A. and Alekseeva, S.V. (2014), "Competency-based approach in doctor-educator activity", VestnikRMAT, No. 1, pp. 94-98.
8. Federal State Educational Standard (Top Qualification Degree), available at: www.fgosvo.ru
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.04.2017
УДК 797.212
КОРРЕКЦИЯ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ НА ОСНОВЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГРЕБКА
Андрей Иванович Крылов, доктор педагогических наук, профессор, Евгений Олегович Виноградов,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты исследований, направленных изучение техники плавания кролистов, способных демонстрировать относительно высокий уровень результатов, как на коротких, так и длинных дистанциях. Разработанная методика позволяет установить характерные осо-
бенности техники плавания спринтеров и стайеров, определить причины, обуславливающие эти различия, определить возможные пути коррекции техники плавания для повышения спортивного результата.
Ключевые слова: коррекция техники плавания, динамические характеристики гребка, внутрицикловая скорость плавания.
CORRECTION OF SWIMMING TECHNIQUES USING DYNAMIC CHARACTERISTICS OF THE STROKE
Andrei Ivanovich Krylov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Evgeny Olegovich Vinogradov,
The Lesgaft National University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Results of the researches directed at studying the technique of freestyle swimmers capable to show rather high level of results, both at short and long distances are presented in article. The developed methodology allows establishing the characteristics of the swimming sprinters and stayers technique, to define the reasons causing these distinctions and possible ways for correction of the swimming technique for the increase in sports result.
Keywords: correction of the swimming technique, dynamic characteristics of stroke, intra cyclic speed of swimming.
ВВЕДЕНИЕ
Рост результатов в плавании, расширение программы соревнований на Чемпионатах мира и Олимпийских играх, проведение соревнований в "коротких" 25-метровых бассейнах влияет на развитие узконаправленной специализации спортсменов. Сегодня в элите мирового плавания появляются все больше пловцов, выступающих успешно только в одной конкретной соревновательной дисциплине. В большей мере этому способствуют условия водной среды, которые предъявляют особые требования к организму спортсмена. Высокая плотность воды обуславливает значительные морфофункциональные различия у пловцов, выступающих на разных дистанциях.
Это в свою очередь дифференцирует и развитие теории и методики подготовки пловцов высокого класса по направлениям подготовки спринтеров и стайеров, специалистов в других способах плавания. Вместе с тем, на всем протяжении развития мирового плавания появлялись пловцы, демонстрирующие уникальные возможности побеждать на различных дистанциях, порой противоположных в плане требований к организму спортсмена, обеспечивающих успех в этих плавательных дисциплинах. С одной стороны, такие пловцы как Джонни Вайсмюллер, Дон Шоландер, Марк Спиц, современные чемпионы: Майкл Фелпс, Райн Лохти, Катинка Хоссу навсегда вписали свои имена в историю мирового спорта, а с другой, это явление вызывает огромный интерес у тренеров и специалистов в области подготовки пловцов высокого класса. Всестороннее изучение феномена универсальных возможностей в плавании будет способствовать пониманию закономерностей техники плавания, функциональной тренировки пловцов, что, в конечном счете, является актуальным для всей системы подготовки пловцов высокой квалификации.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
В исследованиях, которые проводились на протяжении 2016 года, принимали участие пловцы высокого класса, члены сборной Санкт-Петербурга и России, чемпионы России, Европы, мастера спорта, мастера спорта международного класса, заслуженный мастер спорта. В отличие от ранее представленной методики [1], спортсменам предлагалось выполнить проплывы длиной 25 м со скоростью, соответствующей соревновательной скорости проплывания дистанций 50 м, 200 м, и 1500 м кролем на груди. Спортсмены выбирали скорость в соответствии с собственным опытом участия в соревнованиях.
Дополнительно спортсмены выполняли проплыв с максимальной скоростью. Проплывы фиксировались на подводную видеокамеру, а затем по каждому из проплывов вычислялись нижеперечисленные характеристики цикла плавания в данном проплыве с использованием компьютерной программы DartFish и авторской программы Natatometry™ [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В современном развитии биомеханики плавания многие специалисты предлагают использовать фазовую структуру гребка для определения эффективности техники плавания кролем на груди на основе различных пространственных и пространственно-временных характеристик [2].
Известный американский специалист Э. Маглишко определяет момент перехода одной фазы в другую в соответствии с изменением направления движения кисти гребущей руки относительно поступательного движения пловца: downsweep, upsweep. insweep, т.е. когда кисть движется вниз, в сторону и внутрь к телу пловца соответственно [5].
Тем не менее, в ходе многочисленных исследований было установлено, что пространственно-временные характеристики, связанные с изменением скорости во время выполнения пловцом одного цикла движений в воде, в наибольшей мере отражает уровень его технической подготовленности [2].
Согласно современным представлениям о закономерностях продвижения пловца в воде, основанных на биомеханике и гидродинамике плавания [5], было определено, что динамическая или кинетическая структура подводной, рабочей фазы цикла в кроле, или гребок рукой, разделяется на две основные фазы: фаза продвижения или продвигающая фаза и фаза торможения, тормозящая фаза.
Проведенные исследования [4, 6] определили, что сопротивление тела пловца при пассивной буксировке значительно меньше, чем при активном плавании. Эта величина сопротивления была определена как "активное сопротивление" в отличие от "пассивного сопротивления", кода пловца буксируют с постоянной скоростью в постоянном обтекаемом положении тела.
Вышесказанное позволило нам выделить третью динамическую фазу гребка в кроле на груди, как фазу активного торможения. В этой фазе гребка, несмотря на то, что скорость кисти руки, выполняющей гребок, продолжается повышаться, внутрицикловая скорость начинает снижаться. Это с тем, что силы торможения начинают превышать усилия пловца, направленных на продвижения его в воде. Это обусловлено относительно высокой плотностью воды, когда при увеличении внутрицикловой скорости плавания суммарное воздействие всех тормозящих сил на пловца возрастает в квадрате. При этом, несмотря на то, что в заключительной фазе гребка пловец использует самые мощные группы мышц, скорость пловца начинает снижаться.
Эта фаза возникает, как правило, у пловцов сравнительно невысокой квалификации, и даже у пловцов высокого класса при демонстрации ими техники плавания на не основных кролевых дистанциях. Вместе с тем, сравнительное анализ как кинематических, так и кинетических характеристик фаз гребка с использование программы Natatometry™ [2] у пловцов, демонстрирующих высокие результаты во всем спектре соревновательных дистанций вольного стиля, показал, что пловцы такого уровня способны изменять темпо-ритмовую структуру гребка в зависимости от задачи и условий соревновательной деятельности. Иными словами, для каждой дистанции пловец подбирает такие кинематические характеристики гребка, которые позволяют ему максимально реализовать свои силовые способности и снизить величину сил, тормозящих его продвижение вперед.
Таким образом, в ходе проведенных исследований было установлено, что кинематическая фазовая структура гребка в плавании может рассматриваться только в комплексе с его динамическими характеристиками, что позволяет в значительной степени повы-
сить эффективность техники плавания в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крылов, А.И. Внутрицикловая скорость плавания кролем на груди / А.И. Крылов, А.А. Бутов, Е.А. Виноградов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 106-110.
2. Крылов, А.И. Нататометр - прибор для коррекции стиля плавания на основе определения внутрицикловой скорости / А.И. Крылов, А.А. Бутов, Дж. Вент // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 109-112.
3. Хальянд, Р.Б. Модели техники спортивных способов плавания с методикой совершенствования и контроля : учебный материал / Р. Хальянд, Т. Тамп, Р. Каал. - Таллин : [б.и.], 1986. - 98 с.
4. Kolmogorov, S.V. Active drag, useful mechanical power output and hydrodynamic force coefficient in different swimming strokes at maximal velocity / S.V. Kolmogorov, O.A. Duplischeva // Journal of Biomechanics. - 2002. - No. 3. - P. 311-318.
5. Maglischo, E.W. Swimming Fastest / E.W. Maglischo. - 3rd ed. - Champain, Illinois : Human Kinetics Publisher, 2003. - 800 p.
6. Schleihauf, R.E. A hydrodynamic analysis of swimming propulsion / R.E. Schleihauf // International Symposium of Biomechanics. Vol. 8. Swimming III / J. Terauds & E.W. Bedingfield (Eds.). — Baltimore : University Park Press, 1979. - P. 70-109.
REFERENCES
1. Krylov, A.I., Boutov, A.A. and Vinogradov, E.A. (2016), "Quality and instantaneous intra-cycle swimming velocity", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 132, No.2, pp. 106-110.
2. Krylov, A.I., Boutov, A.A. and Wendt, G. (2014) "Nanatatometr. Real-time velocity data for swimming stroke correction", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp.109112.
3. Haljand, R., Tamp, T. and Kaal, R. (1986), Models of equipment of sports ways of swimming with the method of improving and monitoring the educational material, Tallinn.
4. Kolmogorov S.V. and Duplischeva, O.A. (1982), "Active drag, useful mechanical power output and hydrodynamic force coefficient in different swimming strokes at maximal velocity", Journal of Biomechanics, No. 3, pp. 311-318.
5. Maglischo E.W. (2003), Swimming Fastest, Human Kinetics Publisher, Champain, Illinois.
6. 5. Schleihauf, R.E. (1979), "A hydrodynamic analysis of swimming propulsion", In J. Terauds & E.W. Bedingfield (Eds.), International Symposium of Biomechanics: Vol. 8. Swimming III (pp. 70-109), University Park Press, Baltimore.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.04.2017
УДК 796.3
КОНТРОЛЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНЫХ
ИГРАХ
Евгений Викторович Кудряшов, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту,
доцент,
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)
Аннотация
Результативность выступления спортивной команды на соревнованиях во многом связана с различными аспектами, кардинально влияющими на исход игры. К подобным факторам относится уровень развития физических кондиций, техническое мастерство, тактическое мышление, готовность соперников к спортивной борьбе, управленческие и контролирующие решения тренера в процессе руководства командой. Качественные, профессиональные действия тренера могут обеспечить положительный исход в соревнованиях, что может наблюдаться при относительном равен-