тания / В.К. Спирин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2008. - № 8. - С. 11-13.
REFERENCES
1. Blinkov, S.N. (2011), “Features of the influence of physical loads with various specificity on physical condition of the junior schoolgirls with the different types of constitution”,
Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 16-19.
2. Dardanova, N.A. (2010), “Estimation of the level of physical fitness for school studying among 6-8 years old children with various somatic types”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 15-18.
3. Lukyanenko, V.P. (2005), The modern status the concept of reforming the system of General education in the field of physical culture: monograph, Soviet sport, Moscow, Russian Federation.
4. Spirin, V.K. (2008), “Organizational and methodical conditions of inefficient construction of lessons of physical culture in the framework of the traditional system of physical education”, Physical culture, upbringing, education, training, No. 8, pp. 11-13.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.11.2012.
УДК 797.21
ВОССТАНОВИТЬ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ
Андрей Иванович Крылов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Александр Аркадьевич Бутов, кандидат психологических наук,
Университет Иллинойс Чикаго MST (UIC MST), США
Аннотация
Показатели мгновенной скорости плавания (МСП) постоянно находятся в фокусе интересов спортсменов, тренеров и исследователей в области биомеханики спортивного плавания на протяжении 80-ти лет. Точное измерение МСП в режиме реального времени необходимо, что бы использовать эти показатели для совершенствования техники плавания. Эволюция устройств и методик измерения МСП, рассматриваемая в этой статье, начинается от прибора «натограф», разработанного доктором Карповичем. В последние годы интерес к объективным и точным измерениям МСП в режиме реального времени значительно повысился, особенно после запрета в 2009 году Международной федерацией плавания (FINA) на использование специальных костюмов. Российская спортивная наука и тренерская практика должны обратить пристальное внимание на создание новых более совершенных приборов измерения МСП в режиме реального времени и учетом новых технических возможностей и технологий.
Ключевые слова: мгновенная скорость плавания, техническая подготовка пловца, измерение скорости в режиме реального времени.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.11.93.p66-74
TO RESTORE THE GENERATIONS RELATIONS
Andrei Ivanovich Krylov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg, Alex Arkadievich Boutov, the candidate of psychological sciences,
University Of Illinois Chicago (UIC MST) MST, United States
Annotation
Instant swimming velocity (ISV) is a constant focus point of athletes, coaches and researchers in the field of biomechanics of competitive swimming throughout last 80 years. Accurate measurement of
ISV in real time is necessary in order to use ISV data in swimming training. Evolution of the ISV measurement solutions is reviewed in this article from Dr. Karpovich’s natograph of 1930 through the solutions available in 2012. In recent years interest to objective and accurate ISV measurements in real time increased, especially after FINA’s ban on technical suits in 2009. Russian swimming science and coaching practice has to pay close attention to the developments in real time ISV methods, since this field offers great potential for bringing swimming performances to the next level.
Keywords: Instant swimming velocity, technical training, measurement of velocity in real time.
Прошедшие Олимпийские игры в Лондоне еще раз подтвердили абсолютное лидерство американских пловцов. Основные причины достижения таких выдающихся результатов связаны, прежде всего, с колоссальной популярностью спортивного плавания среди американцев, профессиональной и самоотверженной работой плеяды знаменитых американских тренеров.
Обсуждая причины доминирования США в спортивном плавании нельзя оставлять в стороне роль системы научных знаний в физиологии, биомеханике, биохимии спорта и в других направлениях спортивной науки, как основы сохранения и укрепления лидерства американских пловцов. Всемирно известные американские ученые, такие как Т. Ку-ретон, Э. Маглишо, Д. Костил, Дж. Кларайс проводили свои исследования в тесном сотрудничестве с тренерами-практиками. Выдающийся ученый и исследователь Д. Коун-сельмен, автор настольной книги тренеров по плаванию «Наука о плавании», совмещал свои научные труды с непосредственной тренерской работой, что породило целую группу легендарных пловцов, перечисление достижений которых заняло бы слишком много места и времени. Достаточно назвать лучшего атлета Мюнхенской Олимпиады 1972 года Марка Спитца и невероятный успех мужской команды США в 1976 году на Монреальской Олимпиаде, которая выиграла 14 из 15 разыгранных в мужском плавании золотых медалей.
Тем больший интерес вызывает факт, что одним из основоположников использования научных знаний в подготовке пловцов был знаменитый в США педагог и ученый в области спорта, Петр Васильевич Карпович, имя которого, к сожалению, практически неизвестно на его Родине, в России. Мы попытаемся частично восполнить этот пробел. Эта задача особенно актуальна, поскольку фундаментальные идеи, исследования и методы изучения плавания, предложенные и разработанные Петром Васильевичем более 80 лет назад, определили один из основных векторов развития практики и теории спортивного плавания во всём мире и особенно в США. В последние же годы, в связи с запретом FINA технических костюмов, в 2009 и введением новых мер борьбы с применением запрещённых препаратов, поиски законных путей дальнейшего улучшения спортивных результатов в плавании резко интенсифицировались. Всё больше внимания уделяется фундаментальным идеям доктора Карповича об измерении и использовании в тренировочном процессе данных об изменениях внутри-цикловой скорости. Российскому плаванию, чтобы не остаться в стороне от магистрального направления развития мирового плавания необходимо в полной мере извлекать пользу из традиций, заложенных россиянином Карповичем. Характерно, что современные исследователи широко используют научные идеи и практические рекомендации этого ученого, разработанные еще в 20-30 годах прошлого века [6,8]. При этом методы Карповича обогащаются возможностями технологий 21-го века.
В своих первых системных исследованиях в плавании, опубликованных П.В. Карповичем в 1930 году [15] он опирался на работы основоположников биомеханики динамического взаимодействия человека с водной средой при плавании французских ученых Дю Буа Реймонда и Жюля Амара. Уже в то время специалисты установили, что сформирование способности поддерживать постоянную, относительно равномерную скорость на протяжении всей дистанции является одной из важных составляющих подготовки пловцов. Для обоснования этого вывода использовался анализ раскладки по ди-
станции, где единицей измерения было время проплывания сравнительно больших отрезков дистанции, таких как 25 или 50 метров. Было показано, что равномерная раскладка по 25-метровым отрезкам означает более эффективное прохождение дистанции. Именно равномерная раскладка характерна для пловцов более высокого класса. Пловцы же, не имеющие достаточной подготовки, не обладая умением равномерно проходить дистанцию, производят излишнюю механическую работу, связанную с неравномерностью скорости, и показывают существенно более низкие результаты.
Однако, при анализе данных раскладки по отрезкам 25 или 50 метров, все изменения скорости, которые происходят внутри 25-метровых (или 50-метровых) отрезков усредняются и, как результат, игнорируются. Поэтому Петра Карповича заинтересовало существенно более детальное рассмотрение вопроса скорости плавания. Он поставил вопрос об изменении скорости плавания в микро интервалы времени, то есть в период выполнения пловцом одного гребкового движения или одного цикла повторяющихся греб-ковых движений, с помощью которых пловец преодолевает всю дистанцию.
Такое углубление предмета исследования явилось фундаментальным прорывом в природу спортивного плавания. Позволило связать технические особенности различных способов плавания с их энергетической эффективностью и, как следствие, со скоростью, развиваемой при использовании того или иного способа плавания. Именно эта сторона спортивного плавания, в современной литературе известна под названием внутрицикло-вой скорости (ВЦС). Она на долгие годы стала одной из ключевых в исследованиях, посвящённых совершенствованию техники плавания.
Для измерения флуктуации скорости в течение одного цикла, или внутрицикловой скорости, П. Карпович разработал специальный прибор, который назвал «Натографом». Прибор регистрировал продвижение пловца за каждые 0,2 сек. и состоял из вращающегося барабана, вокруг которого был закреплен шнур. Другой конец этого шнура крепился к поясу пловца. Во время плавания, пловец, растягивая шнур, одновременно вращал барабан. График колебаний скорости записывался на кинограф, прибор который широко использовался в тот период времени для исследований по физиологии и эргономике. Были исследованы четыре способа плавания: плавание кролем на груди и на спине, брассом и популярный в то время Английский стиль или плавание на боку. Карпович установил значительные различия в графиках колебания внутрицикловой скорости вышеперечисленных способов плавания, а также выдвинул предположение о том, что с увеличением колебаний внутрицикловой скорости значительно увеличиваются и энергозатраты пловца на преодоление дистанции, и, наоборот, для становления более экономичной техники плавания необходимо снижать изменения скорости внутри каждого цикла.
Несколько лет спустя П. Карпович [16] начинает изучать силы сопротивления водной среды, влияющие на тело плывущего человека. Несмотря на то, что в то время уже существовали работы по исследованию сопротивления воды на основе буксировки моделей кораблей, информации о сопротивлении при движении тела человека в воде еще не было. Он изобрел прибор, который назвал Резистограф. Данные измерения сопротивления воды телу пловца, получаемые при его буксировки позволили автору определить три основные силы сопротивления, поверхностное, вихревое и волновое.
Два года спустя Карпович заинтересовался динамическими характеристиками техники плавания, а точнее соотношение эффективности работы рук и ног в различных способах плавания и представил интересные данные, которые широко использовались в спортивной практике [17].
В 1939 году П. Карпович и К. Пестреков одни из первых применили математическое моделирование для расчетов зависимости скорости и сил, действующих на тело пловца при плавании. По этим расчетам была спрогнозирована пропорциональная квадратная зависимость скорости плавания и силы сопротивления, при условии, что эта скорость постоянна, а силы, продвигающие пловца и оказывающие сопротивления равно-
значны[18].
Сама жизнь и судьба Петра Васильевича была также многогранна и интересна, как и его научные открытия. Родился Петр Карпович в Луге, в маленьком городке под Санкт-Петербургом 6 апреля 1896 года. Пётр был шестым из девяти детей в его семье. Любовь к занятиям физическими упражнениями и спорту ему привил старший брат Николай. Благодаря его поддержке Петр смог получить хорошее образование. Знал несколько языков, увлекался естественными науками, особенно химий, что позволило ему на основании государственной стипендии поступить в Военно-Медицинскую Академию в Санкт-Петербурге, где он изучал физиологию у самого Ивана Павлова. По воспоминаниям П. Карповича Иван Петрович был очень строгим, но вместе с тем очень основательным и всесторонним педагогом. Как военный медик Петр Карпович был призван на фронт в начале I Мировой войны, где под обстрелом в окопах он спасал жизни русских солдат и был награжден Георгиевским Крестом. Во время революции в Петрограде, как оппозиционер, сидел в тюрьме. Однако, в период разразившейся эпидемии тифа в России, П. Карпович, как военный врач, был направлен в г. Котелнич, где он самоотверженно спасал жизни простых людей.
С большим трудом в 1922 году семье П. Карповича удалось перебраться в столицу Латвийского государства г. Ригу, а 1925 году он был приглашен для продолжения учебы в Спрингфилдском колледже в США, где получил степень магистра в области физического воспитания. В 1927 году после завершения своего исследования Петр Васильевич стал профессором физиологии в этом колледже и оставался в этой должности до ухода на пенсию в 1961 году.
В начале Второй Мировой войны по причине русского происхождения Федеральное бюро расследования США отказало П. Карповичу в приеме на должность начальника научно-исследовательской лаборатории армии США в Массачусетсе. Однако репутация ученого была настолько велика, что командование ВВС предложило ему работу в лаборатории физической подготовки в Школе авиационной медицины в Техасе. Всю войну П. Карпович очень много и плодотворно работал, используя свой богатый научный и практический опыт [25].
В своей статье «Биомеханические исследования в плавании: прошлое, настоящее и будущее» Катрин Барелс отмечает, что за прошедшие десятилетия ученые продолжают задавать себе те же самые вопросы, что и их предшественники, а современные идеи могут быть не так уж новы, как мы себе представляем. Вместе с тем, с развитием технических возможностей, ученые получают более точные данные переменных, что позволяет им делать более сложные и точные выводы и вдохновляет на постановку все более сложных вопросов [12] .
Еще при жизни П. Карповича в 1970 году натограф был значительно усовершенствован, где для записи изменения скорости уже использовалась магнитная лента. Следующие изменения в аппаратуру такого рода внес японский исследователь Мияшита [22]. В своем устройстве для регистрации скорости он использовал специальный барабан с фотоэлементами, а пловец, по-прежнему, был прикреплен за пояс к измерительному устройству с помощью тонкого троса. Этот недостаток отмечал еще Карпович, т.к. такая фиксация мешала пловцу демонстрировать его реальную технику плавания, и в значительной степени снижала качество полученных данных.
Для устранения этого недостатка Кент и Ата [19] сконструировали прибор измерения скоростной флуктуации плавательного цикла, при использовании которого пловец чувствовал себя относительно свободно. Этот прибор они назвали SSR (Swim Speed Recorder). На основании Британского патента, выданного еще в 1949 году, в нем использовался маленький пропеллер, реагирующий на поток воды, проходящий сквозь него. Изменение скорости плавания соответствовало изменению скорости вращения, а данные поступали в специальное регистрирующее устройство, которое, как и пропеллер крепи-
лось к поясу пловца. Авторы отмечали достаточную надежность и валидность полученных данных во время непрерывного и автономного плавания.
Крейг и Пендергаст [14] использовали фотоэлементы и буксировочное устройство для изучения влияния соотношения темпа и шага (расстояние, на которое продвигается пловец за время выполнения одного цикла) на скорость плавания. В ходе исследований было установлено, что для повышения скорости плавания необходимо не наращивать темп или частоту гребков, а оптимизировать соотношения темпа и шага.
В последние годы очень широко используется кино и видео регистрация для изучения биомеханических показателей техники плавания. Особенно значимые результаты для понимания этих закономерностей были получены при использовании съемки в трехплоскостном пространстве. Однако расчеты всех параметров приходилось делать по кадру вручную, что значительно снижало оперативность рассмотрения полученных данных и понижало эффективность использования этих методик в практике тренировочного процесса.
Несмотря на то, что для спортивных ученых и тренеров новые приборы и устройства становятся более доступны в связи с повышением их чувствительности, уменьшением размеров, снижением потребляемой мощности, цены, по-прежнему существуют два направления в развитии технических средств для измерения скорости плавания. Первое направление, предложенное еще П. Карповичем, с использованием буксировки и протяжки пловца на закрепленном за пояс тросе. Благодаря современным технологиям позволяющим получать несравненно более точные биомеханические характеристики плавания и эта методика по-прежнему широко используется в подготовке пловцов [23,24].
В развитие второй группы приборов и методик, направленных на определение скорости пловца, когда он чувствует себя естественно и свободно в условиях водной среды, также наблюдается формирование двух основных направлений. Первое, когда устройства регистрирующие, накапливающие и обрабатывающие данные крепятся непосредственно на тело пловца. К ним относятся, например, устройства с использованием акселерометров. Одним из недостатков этих систем признается то, что пловцы очень чувствительны к восприятию веса и размерам носимых устройств. [13,19]. В связи с этим самым прогрессивным направлением в решении этих задач специалисты видят в создании аппаратуры, которая располагается вдоль бортика бассейна и определяет скорость пловца по маркерам расположенным на его теле. Очень высокие результаты в этой области были достигнуты при использовании компьютерной техники и других средств, применяемых в современной киноиндустрии [21].
В современном плавании в условиях высочайшего накала борьбы и возрастающей конкуренции, спортсмены США, тренеры и спортивные учёные стремятся в совместной работе извлечь доли секунд, которые зачастую отделяют победителя от участника финала.
И в этой связи, невольно возникает вопрос, не в этом ли скрывается одна из главных причин снижения результатов сборной команды России по плаванию. Оглядываясь на многие десятилетия назад, можно с уверенностью сказать, что советские ученые и специалисты в области спортивного плавания по новизне тематике, научной разработанности проблем и результатам внедрения в спортивную практику совсем не уступали, а порой даже опережали своих заокеанских коллег. Что в значительной степени обусловило успехи советских, а потом и российских пловцов на международной арене в восьмидесятые и девяностые годы прошлого века.
Так еще в 1946 году Н.А. Бутович провел биомеханический анализ техники плавания способом кроль и разработал на его основе методику обучения и совершенствования техники плавания этим способом [3].
Особенно широко применялась гидродинамическая буксировка пловца. Этот экспериментальный метод представлен в целом ряде работ. Однако, по сравнению с выше-
названными работами американских ученых, использовавших в основном протяжку, которая позволяет напрямую измерять колебания скорости, буксировка предоставляла возможность получать динамические характеристики, а для изучения кинематических параметров (скорости и ускорения) приходилось использовать метод киноциклографии [8]. Тем не менее, в этих работах был предложен гидробиомеханический подход к определению гидродинамического сопротивления, взамен ранее отожествлению значения сопротивления движению буксируемого и активно плывущего спортсмена, а также разработана механико-математическая модель пловца.
Вместе с тем, отечественные ученые разработали абсолютно оригинальные методики определения скорости плавания, которые исключали фиксацию пловца и позволяли ему в процессе проведения исследований двигаться относительно свободно. Так И.В. Вржесневский с коллективом авторов еще в 1960 году для получения циклографии пловца использовать отраженный свет от маркеров, нанесенных на его тело [4]. В 1961 году К.К. Молинский значительно усовершенствовал натограф П. Карповича, где использовал более современную записывающую аппаратуру и киносъемку, которая позволяла сразу же после проплывания дистанции тренеру и спортсмену видеть кривую скорости [9]. Е.Д. Гевлич для определения силы давления воды на ладонь пловца при гребке предложил конструкцию прибора, где в качестве главной составляющий использовался аппарат Ри-ва-Роччи, применяемого для измерения кровяного давления [5]. Интересные данные измерения скорости плавания получил В.В. Белоковский с использованием прибора сконструированного на основе капсулированных пьезокерамических датчиков, показания которых преобразовывались в электрические параметры [1], а А.А. Гуминский исследовал движения пловца методом пнеймогидродинамографии с использованием тонких с жесткими стенками трубок [7].
И.П. Блохин и др. [2], А.Г. Пахомов [11] предложили использовать для измерения скорости плавания эффект Доплера и сконструированный на этой основе гидроакустический измеритель скорости пловца. Новаторскую методику повышения уровня технической подготовленности пловцов высших разрядов на основе средств оперативного контроля разработал С.В. Койгеров [10]. Она эффективно использовалась в подготовке пловцов сборной команды страны, но в дальнейшем, к сожалению, не получила должного развития.
Наверно банально еще раз говорить о роли спортивной науки в современном спорте. Эту истину подтверждают выступления пловцов Франции, Великобритании, Голландии и других стран, где учёные совершенствуют и развивают новые методики технической подготовки пловцов. Вместе с тем, по признанию самих исследователей, развитие новых технологий и расширения количества методик ставит главный вопрос о понимании того, что это всего лишь инструменты и надо бороться с искушением сбора различных данных, только потому, что у нас эти инструменты есть[12].
Видимо в будущем, по признанию специалистов, преимущества получат сборные команды тех стран, чьи ученые смогут максимально приблизить полученные данные не только к контролю, но и управлению технической подготовкой пловцов.
Пловец управляет техническими действиями на основании поступления и использования информации двух видов - основной и дополнительной. Основная информация идет от двигательного аппарата - рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, и отражает изменения в длине мышц, степени их напряжения и скорости движений, в расположении различных звеньев тела и т.д. Сюда же относится информация о структуре движений и взаимодействий организма с внешней средой, поступающая от органов зрения, слуха, вестибулярного анализатора, рецепторов кожи. Дополнительная информация адресована сознанию пловца и позволяет ему составить представление о совершаемых движениях, возникающих ошибках, расхождении фактического состояния с заданным, о результатах двигательных действий в целом.
Чем выше уровень подготовленности пловца, тем более точно и уверенно использует он основные информационные потоки о характере своих двигательных действий, сформированных в «чувство скорости», «чувство времени», «чувство воды». Однако почувствовать изменение скорости в течение одного гребка или плавательного цикла задача практически не реальная даже для пловца самого высокого класса. Тем не менее, флуктуация скорости одна из основных характеристик, определяющих эффективность техники в плавании. Этим и обусловлена главная проблема и предстоящая задача по созданию новых устройств и методик их использования, параметры которых позволяют не только фиксировать колебание скорости, но и доставлять эту информацию пловцу в режиме реального времени.
Получая информацию о колебаниях ВЦС в реальном времени, пловец получит возможность постоянно пробовать новые, отбрасывать менее эффективные и закреплять более эффективные варианты техники непосредственно во время выполнения тренировочных заданий.
Представляется очевидным, что восстановление позиций отечественного плавания тесно связано, прежде всего, с возможностью отечественных ученых разработать и предложить современные методики, превосходящие по эффективности лучшие мировые образцы. И как основа и пример для подражания навсегда останутся работы наших соотечественников, ученых исследователей в области спортивного плавания, среди которых наиболее значимо имя Петра Васильевича Карповича.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоковский, В.В. Электрическая регистрация движений пловца / В.В. Бело-ковский // Теория и практика физической культуры. - 1962. - № 8. - С. 64-66.
2. Блохин, И.П. Гидроакустическая спидография плавания / И.П. Блохин, Ф. Че-репанцев, Г.Н. Орлов // Теория и практика физической культуры. - 1977. - № 4. - С. 6264.
3. Бутович, Н.А. Биодинамический анализ движений способа плавания кроль и
его приложение в методике обучения плаванию и в совершенствовании техники пловцов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бутович Н.А. ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М.,
1946. -19 с.
4. Вржесневский, И.В. Циклография путем фотографирования отраженного света / И.В. Вржесневский, В.А. Пахомов // Теория и практика физической культуры. - 1960. -№ 7. - С. 17-20.
5. Гевлич, Е.Д. Экспериментальное определение силы давления воды на ладонь пловца при гребке / Е.Д. Гевлич // Теория и практика физической культуры. - 1962. - № 7. - С. 71-73.
6. Гордон, С.М. Гидродинамическое сопротивление и продвигающие силы пловца / С.М. Гордон, Е.А. Ширковец // Теория и практика физической культуры. - 1968. - № 7.
- С. 17-21.
7. Гуминский, А. А. Исследования движений пловца методом пнеймогидродина-мографии / А.А. Гуминский, Л.П. Макаренко // Теория и практика физической культуры.
- 1962. - № 10. - С. 68-71.
8. Иссурин, В.Б. Нормативное и факторное исследование скоростно-силовой и технической подготовленности высококвалифицированных пловцов / В.Б. Иссурин, А.Н. Дементьев, А.Б Глазков // Теория и практика физической культуры. - 1977. - № 7. - С. 8-
11.
9. Молинский, К.К. Спидография как метод исследования в плавании / К.К. Мо-линский // Теория и практика физической культуры. - 1961. - № 7. - С. 35-39.
10. Койгеров, С.В. Повышение уровня технической подготовленности пловцов высших разрядов на основе средств оперативного контроля : автореф. дис. ... канд. пед.
наук / Койгеров С.В. ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1981. - 23 с.
11. Пахомов, А.Г. Гидроакустический измеритель скорости пловца / А.Г. Пахомов // Теория и практика физической культуры. - 1979. - № 4 - С. 52-53.
12. Barthels, K. M. Biomechanical research in swimming: Past, present and future // Biomechanics in sports: Proceedings of the International Symposium of Biomechanics in Sports / J. Terauds (Ed.). - Del Mar, CA : Research Center for Sports, 1982. - Р. 321-324.
13. Callaway, A.J. A Comparison of Video and Accelerometer Based Approaches Applied to Performance Monitoring in Swimming // International Journal of Sports Science & Coaching. - 2009. - Vol. 4, No. 1. - Р. 139-153.
14. Craig, A.B. Relationships of stroke rate, distance perstroke and velocity in competitive swimming / Craig A.B., Jr., & Pendergast D.R. // Medicine and Science in Sport. - 1979. -V. 11. - P. 278-283.
15. Karpovich, P. Swimming Speed Analyzed // Scientific American. - 1930. - March. -P. 234-235.
16. Karpovich, P. Water resistance in swimming // Research Quarterly. - 1933. - V. 4. -P. 21-28.
17. Karpovich, P.V. Mechanical work and efficiency in swimming crawl and backstroke / Karpovich, P.V., & Pestrikov // Arbeitphysiol. - 1939. - V. 10. - P. 504-514.
18. Karpovich, P. V. Analysis of the Propelling Force in the Crawl Stroke // Research Quarterly. - 1935. -V. 6, supplement. - P. 21-28.
19. Kent. M.R. A Device for the the On-line Measurement of Instantaneous Swimming Velocity / Kent. M.R., J. Atha // Second International Symposium on Biomechanics in Swimming I1 Proceedings / J.P. Clarys and L. Lewillie (eds.). - University Park Press, Baltimore, 1975. - P. 151-159.
20. Li, X. Real time swimming monitor. Unied States Paten Application Publication / Pub. № US 2010/0030482 A1, PUB Date: Feb 4.2010.
21. Manhattan Mocap // URL:http://manhattanmocap.com/swimming. - Дата обращения 05.10.2012.
22. Mayshita, M. Methods of calculating mechanical power in swimming the breast stroke // Res O. - 1974. - V. 45. - P. 128-137.
23. Swim Power device // Clobal Sport Technology. - URL:http://www.Globsport.org. -Дата обращения 05.10.2012.
24. Torrent E-Rock Swim Speed Analyzer / Hector Engineering Co. Inc // http://www.torrentswimtrainer.com/index.php/torrent-e-rack-swim-speed-analyzer. - Дата обращения 03.10.2012.
25. Todd, J. The Conversion of Dr. Peter Karpovich // Iron Game History. - 2005. -Volume 8, Number 4. - P. 4-12. - URL:http://www.starkcenter.org/todd-mclean-library/iron-game-history/order-back-issues. - Дата обращения 23.04.2012.
26. Velocity Meter with video // Team Termin.com. - URL:http://www.teatermim.com / Virtual_Swim_lesson.Shtml. - Дата обращения 05.10.2012.
REFERENCES
1. Belokovsky, V.V. (1962), “Electrical registration of swimmer’s movements”, Theory and practice ofphysical culture, No.8, pp. 64-66.
2. Blokhin, I.P. Cherepantsev, F. and Orlov G.N. (1977), “Hydroaqustic speedography of swimming”, Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 62-63.
3. Butovich, N.A. (1946), Biodynamical analysis of movements in front crawl stroke and its application to method of teaching swimming and to stroke improvement of swimmers: dissertation, Moscow.
4. Vrghesnevsky, I.V. and Pakhomov V.A. (1960), “Cyclography by photoregistration of the reflected light”, Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 517-539.
5. Gevlich E.D. (1962), “Empirical determination of the magnitude of water pressure on the swimmers palm during arm stroke”, Theory and practice of physical culture, No.7, pp. 7173.
6. Gordon, S.M. (1968), “Hydrodynamic drag and propulsive forces of a swimmer”, Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 17-21.
7. Guminsky, A.A. and Makarenko L.P. (1962), “Research into swimmer’s movements with method pneimogidrodynamography”, Theory and practice of physical culture, No. 10, pp. 68-71.
8. Issurin, V.B. (1977), “Normative and factor research into speed-force and technical preparedness of the high level swimmers”, Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 8-11.
9. Molinsky, K.K. (1961), “Speedography as a research method in [competitive] swimming”, Theory and practice ofphysical culture, No7, pp. 535-539.
10. Koigerov, S.V. (1981), Raising level of technical preparedness of the swimmers of high ranks based on real time control: dissertation, Leningrad.
11. Pakhomov A. G. (1979), “Hydroaqustic apparatus for measuring swimmer’s speed”, Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 52-53.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.10.2012.
УДК 796.4:616 -071.3
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЯМИ СТЕП-АЭРОБИКОЙ НА КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ТЕЛА СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Ольга Николаевна Крюкова, директор спортивно-оздоровительного комплекса,
старший преподаватель,
Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко (ВГМА им. Н.Н. Бурденко),
Нонна Илларионовна Цицкишвили, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК, п. Малаховка), Светлана Сергеевна Артемьева, кандидат биологических наук, доцент,
Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК)
Аннотация
Основной задачей курса физического воспитания в вузе является гармоничное развитие, укрепление здоровья и повышение работоспособности. Включение современных фитнес-технологий в структуру занятий может стать альтернативой общепринятых методик. В педагогическом эксперименте контрольная группа занималась по стандартной программе, экспериментальная группа - по специально разработанной программе с расширенным использованием фитнеса. В содержание основного блока занятий в качестве аэробной тренировки использовалась «аэробнопартерная» методика: вначале использовался комплекс степ-упражнений, а затем силовых в партере. В работе оценивается влияние разработанной программы на состав тела студенток медицинской академии. Применение степ-аэробики на занятиях физической культурой приводит к значительному снижению величины жирового компонента и увеличению мышечного компонента.
Ключевые слова: компонентный состав тела, биоимпедансометрия, студенты, фитнес, степ-аэробика.