2. Научиться общаться с поколением этих людей.
3. Разработать программу поддержки людям, проживающим в микрорайоне п. Рыбное, и селах, где живут наши ученики и способны оказывать помощь.
4. Научиться помнить и понимать «без вины виноватых» в неустроенности собственной жизни людей, не оскорбляя жалостью, поддерживать их.
Корчагинцы справились с этой задачей, нелегкой, но дающей зерно радости от сопричастия к горькому времени:
- поздравление узников фашизма 11 апреля традиционно, включая День Победы и память обо всех ветеранах ВОВ;
- подготовка компьютерного блока информации и личное вручение в день праздников;
- принятие участия в феврале 2007 года в IV Всероссийской конференции по добровольчеству в составе Дмитровской делегации, ориентированной на привлечение общественности к нуждам бывших узников фашизма;
Ребенок или предмет, любовь или контроль, развитие или единый государственный экзамен, сотрудничество или насилие, культура или безликость, серость? Выбирать что-то одно - это слишком просто, мы уже это проходили - и это граничит с нетерпимостью, Школа - не плоскость, а пространство для вопросов, на которые мы ищем ответы.
Когда-то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у каждого ребенка в душе хранятся серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть так, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.
Для меня, как учителя начальной школы, главным ориентиром в выстраивании системы работы являются те результаты, которые я вместе с выпускниками школы должна получить на выходе детей в подростковую школу. Именно они определяют и задачи, и выбор форм организации учебно-воспитательного процесса, и технологии - все, что входит в понятие системы. Цели и задачи начальной школы определены программой,
- участие совета музея в ежегодных митингах у Вечного огня, на Поклонной горе у комплекса «Непокоренные», в с. Якоть;
- проведение горьких уроков истории, на которых идет честный и откровенный разговор между нынешним поколением и очевидцами фашистских зверств, детство которых украдено, растоптано, лишено святынь «мамы» и «Родины»;
- обеспечение стабильности и системности сотрудничества с поколением военного времени;
- функциональная и тактическая поддержка подшефных людей в решении бытовых, медицинских, хозяйственных проблем;
- освоение учащимися исторического содержания на основе посещения городов-героев, сел, музеев страны (Смоленск, Керчь, Витебск, Полоцк, Псков, Хатынь), а также лагерей смерти.
Социальная активность и ее развитие - это не только запрос времени, но и стратегический проект реализации деятельностной модели образовательного учреждения, осваиваемый педагогическим коллективом МОУ Рыбненская СОШ.
Варламова Л.А.,
МОУСОШ №2 г. Усть-Кут Иркутской обл.
по которой я работаю - это УМК «Школа-2100». Это и создание условий для качественного усвоения материала, и формирование коммуникативных способностей, и, безусловно, развитие творческих способностей. Они замечательные, удивительно гармоничные, но,,, Выполнение их возможно при таком же «идеальном», гармоничном развитии ребенка, поступающего в школу. Раз в четыре года 1 сентября я встречаю своих первоклассников на пороге школы. Какие они? Они разные - смешные, добрые, любопытные, непоседливые, удивительно непосредственные. Мои малыши могут многому научить взрослых: удивляться, смеяться, забывать о плохом. Но начались школьные будни,,. Кому-то легко справляться с любыми задачами, кому-то трудно даже правильно держать ручку.
Чтобы более подробно выявить проблемы каждого ученика и наметить пути коррекционно-развивающего воздействия, мыв сотрудничестве с психологом школы проводим первичную диагностику. Результаты получились неутешительные. Анализ результатов диагности-
Ш
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ки свидетельствует о том, что у учащихся 1-х классов есть проблемы, связанные с недостаточным уровнем личностного развития и дезадаптацией к школьному обучению.
Передо мной встал вопрос: Как помочь им? Как сделать так, чтобы детям было интересно учиться, а приобретенные знания были качественными? Рассуждая над этими вопросами, я пришла к выводу, что наиболее эффективная помощь школьникам - обеспечение необходимого уровня развития психических процессов. В результате мной была написана программа «Успех», рассчитанная на второе полугодие 1 класса. Данная программа рассматривается как комплексная программа психологического сопровождения первоклассников в учебно-воспитательном процессе, которая должна помочь учащимся в разностороннем развитии, раскрыть способности, создать необходимые условия для самореализации. На занятие отводится 7-10 минут на каждом уроке.
Программа реализуется в групповой форме, так как опыт показал, что она является наиболее эффективной и экономичной.
На занятиях по этой программе происходит развитие познавательной сферы, в зависимости от цели конкретного занятия. Упражнения включают в себя несколько блоков: внимание, память, мышление, мелкую моторику.
В конце учебного года было проведено повторное обследование с целью выявления результатов коррекционно-развивающей работы учителя.
Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что коррекционно-развивающая программа «Успех» действительно дала успешные результаты. Кроме этого, снизилась утомляемость учащихся, повысилась работоспособность, интерес к процессу обучения остался стабильным.
Если в 1 классе ребенок сохраняет много детских качеств, то уже во 2-м классе начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него -значимая деятельность, а трудности в обучении влекут за собой не только проблемы учебного, но и коммуникативного характера. И опять я возвращаюсь к своему вопросу: Как помочь ребенку стать не только хорошим учеником, но и преданным другом, радеющим за свой коллектив, любящим и умеющим общаться и дружить. Следовательно, на втором году обучения у меня возникла необходимость продолжить коррекционную работу с использованием тренировочных упражнений, воздействующих на различные стороны психики. Для этого я написала программу «Успех-2», которая является продолжением программы «Успех», которой был присвоен статус авторской педагогической разработки комбинаторного типа.
Вся коррекционная работа выстраивается на следующих принципах:
- Каждый ребенок может научиться всему, когда в него верят взрослые.
Достижение положительного результата возможно только путем от успеха к успеху»: ребенок на
каждом уроке и занятии имеет возможность чувствовать успех.
- Доброжелательная атмосфера на уроках: развитие ребенка возможно только на положительном эмоциональном фоне.
- Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями.
- «Качественный» подход: средства, с помощью которых достигаются высокие результаты, оптимальны, т.е. требуют минимальной затраты времени и сил учащихся.
Игры и задания, интересные по своему содержанию, отсутствие напряженности создают положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания, а осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся.
По форме организации все игры и задания можно разделить на групповые, в парах, фронтальные и индивидуальные.
Работа в группах позволяет уделять внимание формированию социально-психологической зрелости, развивать навыки общения и совместной деятельности.
По своей структуре занятие делится на вводную, основную и заключительную части.
Для оценки эффективности занятий психологического развития можно использовать следующие показатели:
1. Уровень участия учителя в выполнении заданий учащимся: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников, следовательно, выше развивающий эффект занятий.
2. Особенности поведения учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность учащихся обеспечивают положительные результаты занятий.
3. Результаты выполнения контрольных заданий.
Новизна данной программы заключается в том, что
она глубоко психологична по смыслу, разработана не школьным психологом, а учителем начальных классов и является фундаментом для оптимального усвоения программного материала.
По окончании данного курса я увидела, что мои дети отличаются широтой восприятия, способностью к классификации, обладают продолжительным периодом концентрации внимания, живым воображением, коммуникативными качествами. Я пришла к выводу, что следует продолжить работу не только по формированию у учащихся учебных навыков, но и развитию творческих, социальных, академических и др. способностей. Для этого мы продиагностировали детей и увидели, что в классе образовались следующие группы детей:
Первая группа - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности (комплекс факторов выявляется в ходе сопоставления результатов специального тестирования на интеллект, креативность, мотивационные характеристики)- 21 %.
Вторая группа - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Юные музыканты, математики, спортсмены, артисты- 57%.
К третьей группе можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе -71%. И, наконец, четвертая группа - это дети, достигшие минимально необходимого уровня, т.е. образовательного стандарта- 28%.
Мы, педагоги, должны создать для учащихся условия и предоставить возможности проявить себя в различной деятельности. Для современной школы актуально не только и не столько дать определенный багаж знаний (всего знать все равно нельзя), но, что более важно, подготовить учеников использовать умения, навыки приобретения знаний, коммуникативные в том числе, для собственного становления.
Поэтому я решила систематизировать всю работу с данными группами детей в проекте, который может помочь детям самореализоваться и развивать не только специфическое дарование, но и всю личность, ее эмоции, интеллект, художественные и социальные способности. Когда мы развиваем детей только интеллектуально, оставляя их душевно неграмотными, они не только не смогут прийти к диалогу с собой, но им будет трудно общаться с другими. Мною была сформулирована тема методической работы: «Развитие творческих и академических способностей учащихся в системе начального образования».
Прежде всего, используемые методы и формы работы были разделены на урочные и внеурочные. Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение в нашем классе получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Это уроки-путешествия, уроки-исследования, конференции т.д. В нашем коллективе созданы исследовательские группы, творческие мастерские. Задания на таких занятиях всегда творческие, включающие исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; проводим много практических работ, работ со словарями, со справочной литературой. Прежде делается акцент на формирование умения учиться, Регулярно предоставляется возможность детям выступать в роли учителя. Исключается давление учителя, на занятии - свободное общение. Учёба должна приносить ребёнку удовольствие.
На своих занятиях использую межпредметные связи, сведения из истории и этнографии, музыки и живописи. Каждый урок как маленькое художественное произведение.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития способностей учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Подходит к концу второй год работы по апробации данной программы. Сейчас, наблюдая за тем, что происходит в классе, можно с уверенностью сказать, что мир детства в нашем классе получился насыщенным, интересным, плодотворным и немножечко «взрослым». Главное, что каждый ребенок принимает участие во всех проводимых делах, нет отстраненных детей и всё им не в тягость, а очень интересно.
Только сотрудничая, мы смогли создать все те условия, в которых ребенок чувствует себя нужным и значимым, раскрывает все свои творческие способности. И, главное, я вознаграждена тем, что иногда слышу нежный звон серебряных колокольчиков...
План занятий по психологическому развитию во 2 классе
№ задания развиваемые псих-е процессы игры, задания, упражнения всего часов
1 мелкая моторика концентрация внимания, мышление зрительная память рисование узоров и фигур по клеточкам «Лабиринты» «Заметь и запомни» 1
2 мелкая моторика произвольное запоминание зрительная память снятие напряжения лепка из пластилина «Путанка» «Заметь, запомни, нарисуй» «Это я, узнай меня» 1
3 произвольное внимание память, мышление мелкая моторика найди отличия «Лакомство для друга» пальчиковые игры 1
4 мышление произвольное внимание воображение загадки «Путаница» «Незаконченные фигуры» 1
5 слуховое внимание зрительное восприятие мышление «Самолет летит по небу» «Живая картинка» «Сходство и различие», «Живая картинка» 1
6 зрительная память мышление скорость реакции рассмотри таблицу и запомни подбери родовые понятия игра «Лови, кого назвали» 1
7 фонетико - фонематическое восприятие зрительная память мелкая моторика найди ошибку игра «Повтори за мной» дорисуй картинку 1
8 зрительная память мышление внимание игра «Точки» разгадай ребусы, слушай хлопки 1
9 мышление слуховая память мелкая моторика найди рисунок запомни и повтори нанизывание пуговиц, бусин на нитку 1
10 мышление память навыки общения псдбери родовое понятие игра «Ассоциации» игра «Путаница» 1
11 Игра-конкурс «Магазин головоломок» 1
12 объем внимания мышление вербальная память прослушай и ответь установи закономерность игра «Слова» 1
13 мелкая моторика зрительная память работа с конструктором игра «Зрительный зал» 1
14 понятийное мышление память навыки общения объедини в группу игра «Каскад слов» «Рисование самого себя» 1
15 мелкая моторика слуховая память, наблюдательность пальчиковые игры игра «Запоминаем, рисуя» записать как можно больше предметов 1
16 Интеллектуально-познавательная игра «В городе лекарственных растений» 1
17 объем внимания, речь зрительная память разгадать код и расшифровать слова нарисуй по памяти 1
18 логика мелкая моторика вербальная память решение логических задач резание ножницами прослушай и расскажи 1
19 внимание, наблкзда-телыюсть, мышление зрительный анализ «Угадай, кого не стало» узнай по признаку догадайся и назови 1
20 навыки общения память образное мышление «Изображение своего настроения» рассмотри и запомни игра «Аналогии» 1
21 зрительное восприятие, мелкая моторика воображение игра «Путаница» пальчиковые игры «Волшебные кляксы» 1
22 память внимание посмотри и вспомни игра «Художник» 1
23 Сюжетная игра «Теремок Смекалка» 1
24 наглядно-образное мышление, зрительная память игра «Найди путь» рассмотри и заполни таблицу 1
25 мелкая моторика навыки общения вербальная память штриховка игра «Попугай» игра «Кто так?» 1
26 произвольность внимания, память игра «Четыре стихии» игра «Я положил в мешок...» 1
27 мелкая моторика развитие пространственного восприятия и мышления лепка «Разрезные картинки» 1
28 мелкая моторика и воображение зрительно- пространственная память оригами выложи фигуры из спичек 1
29 зрительное восприятие зрительная память «Дружная семья» 1
30 зрительная память и внимание зрительно- про странственно е восприятие навыки общения «Помоги Максиму» «Что изменилось?» игра «Бип» 1
31 игра-тренинг 1
32 Итоговый мониторинг 1
ИТО- ГО 32