О. В. ТЕТЕУХИНА O. V. TETEUKHINA
старшим психолог межрегионального отдела информационно-технического обеспечения психологической работы УФСИН России по Ярославской области, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России, майор внутренней службы
Коррекционно-развивающая модель снятия ограничений развития социально-психологической зрелости осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказания в исправительных колониях
The correctional developing model of lifting of restrictions for development of the young male convicts of male serving the sentence in corrective labor colonies
Аннотация. В статье рассматриваются основные трудности, с которыми сталкивается психолог-практик при осуществлении психокор-рекционной работы с осужденными. Представлена и обоснована эффективность применения в практической деятельности пенитенциарного психолога психокоррекционной модели развития социально-психологической зрелости осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях.
Ключевые слова: осужденные, молодежный возраст, социально-психологическая зрелость, психокоррекционная работа, групповой тренинг, исправительное учреждение, пенитенциарный психолог.
Annotation. In this article the main difficulties the expert psychologist faces while carrying out psy-chocorrectional work with convicts are considered. The efficiency of application of practical activities of the penitentiary psychologist and psychocorrec-tional model of development of a social and psychological maturity of the young male convicts serving sentence in corrective labor colonies is presented and proved.
Key words: law enforcement agencies, victim, employee of penal correction system, criminal protection, equality of citizens before the law, problems of a legislative regulation.
40
[email protected] www.or.fsin.su
Право осужденных на получение психологической помощи законодательно закреплено в части 61 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ). Основной целью психологического сопровождения в исправительных колониях является исправление осужденных, которое, согласно статье 9 УИК РФ, включает в себя «формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения» [1].
В качестве примера реализации психо-коррекционной функции психолога продемонстрируем пенитенциарным психологам-практикам довольно простую в плане проведения, но эффективную кор-рекционно-развивающую модель развития социально-психологической зрелости осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях.
Мы неслучайно взяли категорию осужденных молодежного возраста мужского пола: в местах лишения свободы данные лица представляют собой самую многочисленную категорию, а согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за последний год наблюдается рост их числа. Так, в 2017 году доля осужденных рассматриваемой нами категории составила 44 % (в 2015 году - 37 %, в 2016 году - 34 %) [2].
Традиционно к молодежному возрасту относят лиц 18-30 лет [3]. В данный период активно осуществляется процесс социализации, которая не всегда проходит успешно. Неудачное освоение ролей приводит к возникновению различного рода девиаций, и, как следствие, возникает такое явление, как преступность.
Согласно А. Л. Журавлеву, в связи с коренными преобразованиями в постсоветской России актуальным является изучение феномена социально-психологической зрелости молодежи [4]. Однако
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2019
нахождение в местах лишения свободы лиц с той или иной степенью десоциа-лизации и социальной отчужденности ориентирует научный поиск на выявление эффективных направлений и методов их ресоциализации.
Нами сделана попытка обоснования модели развития социально-психологической зрелости осужденных молодежного возраста с целью обеспечения проведения сотрудниками исправительных учреждений целенаправленной работы в данном направлении.
Проведенное исследование осужденных молодежного возраста мужского пола позволило выявить ряд особенностей, которые необходимо учитывать при осуществлении психокоррекционной работы. Для сбора эмпирического материала были использованы анкетирование, беседа, а также комплекс психодиагностических методик: 16-факторный опросник Р. Кеттелла (16 PF, форма С); «Индекс жизненного стиля» (LSI) Р. Плутчика, Г. Келлермана, Г. Конте; метод портретных выборов Л. Сонди; методика цветовых метафор И. Л. Соломина, позволяющая выявить скрытую мотивацию обследуемых. Для обработки полученных эмпирических данных применялись методы математической статистики с применением статистического пакета Statistica 10.0. При интерпретации результатов эмпирического исследования для сравнения групп применялся непараметрический U-критерий Манна - Уитни.
В данном исследовании приняли участие 228 осужденных в возрасте от 18 до 30 лет, отбывающих наказания в исправительных колониях общего и строгого режимов УФСИН России по Ярославской области. Большая часть респондентов (51,4 %) осуждены за преступления против собственности; 23 % -за преступления против здоровья населения и общественной нравственности; 13,7 % - за преступления против жизни и здоровья; 6,8 % - за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
41
При планировании и проведении психокоррекционной работы с рассматриваемой категорией осужденных необходимо учитывать следующие выявленные в исследовании особенности.
1. Большинство осужденных молодежного возраста мужского пола обладают ограниченными интеллектуальными возможностями (средний показатель -три балла по методике 16 PFC). Эти показатели отчасти соотносятся с данными проведенного нами анкетирования, в результате которого выявлено, что 67 % респондентов не имеют профессионального образования и специальности, у многих осужденных неполное среднее образование. Данная особенность предполагает подбор специфических методов коррекции, которые будут понятны осужденным. Как один из эффективных методов работы может быть предложена сказкотерапия. Безусловный интерес при работе в данном направлении вызывает терапевтический подход Т. Д. Зин-кевич-Евстигнеевой, представленный в различных руководствах и практикумах по сказкотерапии [5].
2. Для осужденных молодежного возраста мужского пола характерен более высокий уровень общего психозащитного поведения с преобладанием незрелых форм защиты по сравнению с уровнем психозащитного поведения молодежи без судимостей (табл. 1).
Чтобы не прибегать к разрушению сложившихся психологических защит и агрессивному вторжению в личное пространство осужденного, мы использовали такую форму работы, как метафорический тренинг, предложенный И. В. Вач-ковым [6].
3. Исследование с применением метода портретных выборов Л. Сонди позволило установить ослабление потребности в социально-полезных связях в процессе отбывания наказания, а также механизмы их разрушения и формирования привязанности к криминальному сообществу [7]. Избыточная потребность в привязанности у осужденных молодежного возраста получает разрядку в отношениях не с конкретным человеком, а в отношениях с некой общностью, в нашем случае - с криминальным сообществом. Данная категория лиц уже не способна на построение конструктивных зрелых персональных отношений. Наше исследование установило наметившуюся связь между ростом данного показателя и ростом количества совершенных рецидивных преступлений. Это подтверждается данными проведенного нами анкетирования, которые свидетельствуют о том, что 73 % осужденных молодежного возраста в браке не состоят, а 6 % разведены.
В связи с этим необходимо проведение работы по восстановлению тех
Таблица 1
Показатели уровня психологических защит (по методике LSI)
Субшкалы Средние показатели в выборке осужденных Средние показатели в выборке молодежи без судимостей
Регрессия 4,66*** 2,87***
Замещение 4,29* 3,21*
Рационализация 6,28*** 7,06***
Общий уровень 41,6** 36,7**
* При р < 0,05. ** При р < 0,01. *** При р < 0, 001.
42
[email protected] www.or.fsin.su
связей, которые были утрачены ранее (не исключено, что в раннем детстве), хотя бы на символическом уровне.
4. В целях выявления скрытой мотивации осужденных молодежного возраста мужского пола нами была применена методика цветовых метафор И. Л. Со-
ломина (МЦМ), результаты которой свидетельствуют о том, что осужденные идеализируют будущее, испытывая радужные ожидания, порой ничем не обоснованные, однако понятие «мое настоящее» полностью вытесняют из своей жизни:
Базовые потребности
Интересное занятие • Успех • Каким я хочу быть • Моя мать • Учеба • Мое увлечение • Труд • Вера в Бога • Мои друзья • Здоровье • Ум • Культура • Спокойствие • Любовь • Удовлетворение • Свобода • Условно-досрочное освобождение • Семья • Удовольствие • Деньги • Мое • будущее • Работа • Общение • Уважение • Ответственность • Мой дом • Какой я на самом деле • Религия • Жена • Мой отец • Мой отряд • Зрелость • Дисциплина
Актуальные потребности
Мое настоящее
Отношение к будущему
Мое будущее • Успех • Каким я хочу быть • Моя мать • Учеба • Мое увлечение • Вера в Бога • Мои друзья • Здоровье • Жена • Мой отец • Ум • Спокойствие • Любовь • Удовлетворение • Свобода • УДО • Семья • Удовольствие • Деньги • Интересное занятие • Работа • Общение • Уважение
Отношение к себе
Какой я на самом деле • Каким я хочу быть • Мое увлечение • Удовольствие • Удовлетворение • Мое будущее • Интересное занятие • Ответственность
Источники стресса
Конфликты • Преступление • Унижение • Страх • Раздражение • Наказание • Криминал • Угроза • Нарушение режима • Вина • Драка
Вытесненные из сознания переживания
Мое настоящее • Коллеги • Политика • Мой отряд
Диагностическая категория «мое настоящее» не наполнена никаким смыслом, не осознается осужденными, и любые воздействия со стороны воспитательных и психологических служб оказываются неэффективными, так как не находят отражения в субъективном мире осужденных. Поэтому в рамках осуществления психокоррекционной модели важно уделять внимание переориентации ценностно-смысловой системы с будущего (которое в реальности может оказаться далеко не таким радужным, как ожидают осужденные) и прошлого (того, что было, уже не изменишь) на настоящее. Именно настоящий момент формирует наше будущее и меняет
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2019
отношение к прошлому, не обесценивая его, а помогая извлекать ценные уроки.
Выявленные особенности осужденных молодежного возраста, затрудняющие проведение эффективной психо-коррекционной работы с ними (низкий уровень развития общих мыслительных способностей, высокий уровень психологической защиты, разрушение просоциальных связей, усугубляющееся длительностью отбывания наказания, идеализированное нереалистичное представление о будущем), определили цель психокоррекционной программы: снятие ограничений развития социально-психологической зрелости осужденных молодежного возраста, отбывающих
43
наказание в исправительных колониях.
Исходя из поставленной цели и специфики данной категории осужденных, выявленной в ходе эмпирического исследования, нами был апробирован групповой тренинг, имеющий следующую структуру.
1 этап - знакомство. На данном этапе, помимо знакомства с участниками группы, целями и графиком работы, предполагаемыми результатами, заключением психологического контракта, формированием запроса, происходило более глубокое проникновение в бессознательное испытуемого с помощью такого инструмента, как метафорические карты. Несмотря на наличие большого количества предлагаемых направлений работы в данной области, обилие методических пособий и рекомендаций по применению метафорических карт, мы опирались на традиционный классический подход, предложенный М. Эгетмейером [8]. Для осуществления данного вида работы мы использовали максимально абстрактные, не нагруженные смыслом и сюжетом картинки из набора Ессо. Говоря о своей проблеме на метафорическом языке, осужденные чувствовали себя безопасно, поэтому уже с первого занятия группе удалось погрузиться в работу, почувствовать атмосферу доверия, сформировать интерес и мотивацию к дальнейшей работе.
2 этап - сказкотерапия [5] в сочетании с работой с метафорой [6]. Осужденным предлагалось описать увиденный сюжет на метафорической карте Ессо в жанре сказки. При дальнейшем разборе сюжетов внимание уделялось каждому элементу сказки как отдельной субличности осужденного. Особый акцент был сделан на проявлениях неконструктивных форм общения и незрелого поведения. При ведении повествования на метафорическом языке проблема предстает перед испытуемым ярко и конкретно, но на символическом уровне. После этого необходимо, чтобы осужденный самостоятельно, без посторонней помощи
психолога и других участников группы провел параллели между получившейся метафорой и реальной жизнью, самостоятельно обозначив свою проблему и конкретные ограничения своего дальнейшего развития. На данном этапе ярко проявился феномен, аналог которого А. С. Макаренко описал как метод взрыва [9]. После анализа сюжетов осужденные единодушно выразили желание уничтожить написанное, что может свидетельствовать о начинающемся процессе внутренней перестройки.
3 этап - переформулирование сюжета (рефрейминг). Психолог предлагает осужденным написать другую сказку на совершенно иной сюжет и максимально общими словами формулирует название новой сказки. Однако тематика названия и сюжета должна перекликаться с предыдущей историей, одновременно неся в себе решение проблемы или возможность перестройки паттернов, закрепленных в опыте форм поведения. Каждый осужденный сам для себя символически описывает альтернативный путь или способ выхода из проблемной ситуации, процесс формирования новых, более зрелых форм поведения и общения, опираясь на собственный опыт и внутренние ресурсы. Уже в процессе написания новой истории на символическом уровне происходит перестройка системы смыслов, даже если клиент ее еще не осознает. В этом и заключается коррекционная функция метафоры. В процессе обсуждения и перевода с метафорического языка на реальную жизнь каждого осужденного психологу не рекомендуется интерпретировать результаты и настаивать на выборе альтернативного пути. Важно не только убедиться в том, что осужденный открыл для себя новый путь, новый смысл, новое предназначение, определил для себя реальные пути их реализации в своей жизни, но и проанализировать вторичные выгоды прежней модели поведения. В противном случае работа с осужден-
44
[email protected] www.or.fsin.su
ным может остановиться лишь на этапе осознания проблемы, но перестройки системы смыслов может не последовать. При необходимости и исключительно по запросу участника можно подключить групповой ресурс, дать обратную связь, совместно обсудить проблему.
На заключительном этапе необходимо вернуться к первоначальному запросу. Если психолог считает, что собственных ресурсов для решения проблемы и принятия решения осужденному недостаточно, можно прибегнуть к тому, чтобы осужденные написали друг другу (лучше в случайном порядке, не выбирая конкретное лицо) еще одну историю с названием, которое психолог сформулировал ранее. Как показал опыт работы, сюжеты либо пересекаются, что позволяет осужденному убедиться в правильности выбранного решения, либо открывают еще пути и альтернативы решения проблемы.
Групповой тренинг предполагает проведение 10 занятий длительностью 1,5 часа с частотой проведения 2-3 раза в неделю. При необходимости групповую форму работы можно комбинировать с индивидуальной для решения интимно-личностных проблем, которые по понятным соображениям не могут быть озвучены в группе.
Апробация данной модели проходила на базе одной из исправительных колоний общего режима УФСИН России по Ярославской области. В проведенном формирующем эксперименте приняли участие 12 осужденных молодежного возраста, отбывающих наказание за преступления против собственности (семь человек), за преступления против здоровья населения и общественной нравственности (три человека), за преступления против жизни и здоровья (два человека). По уровню образования состав участников тренинга представлен следующим образом: высшее образование имели два участника, среднее специальное - шесть участников, среднее образование - четыре участника экс-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2019
перимента. Экспериментальная группа подбиралась таким образом, чтобы она отражала социально-психологические особенности общей выборки осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях [10].
Для оценки эффективности тренинга были произведены замеры по следующим методикам: 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С), методика изучения смысложизненных ориентаций (в адаптации Д. А. Леонтьева), индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик (ИТО), методика оценки уровня волевого контроля Е. В. Эйдмана и А. Г. Зверкова (ВСК), методика цветовых метафор (МЦМ) И. Л. Соломина. Получена обратная связь от участников группы, проведен опрос сотрудников исправительного учреждения на предмет видимых изменений в поведении участников тренинга.
Как показали результаты сравнения первичного и контрольного замеров, наибольшим изменениям подверглась ценностно-смысловая сфера. Значительный рост смысложизненных ориентаций (различия на уровне значимости р < 0,01) может говорить о наполнении данной сферы новыми смыслами, повышении осознанности и осмысленности жизни, принятии ответственности за происходящее в настоящем на себя (табл. 2).
Результаты, полученные с помощью методики «Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик», представлены в таблице 3.
Результаты, полученные с помощью методики «16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С)», представлены в таблице 4.
Результаты, полученные по методике 16 PFC, свидетельствуют о снижении тревожности и фрустрации при одновременном повышении эмоциональной устойчивости. Можно сказать, что с обретением смысла у осужденных снизилась тревожность, а когда они нашли
45
Таблица 2
Результаты исследования по методике «Смысложизненные ориентации»
Субшкалы До эксперимента После эксперимента
Цели в жизни 28,1 40,0
Процесс жизни 26,7 35,6
Результативность жизни 23,4 32,6
Локус контроля - «я» 19,4 26,6
Локус контроля - жизнь 26,0 36,2
Осмысленность жизни 91,4 124,0
Таблица 3
Результаты исследования по методике «Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик»
Субшкалы До эксперимента После эксперимента
Экстраверсия 5,5 7,8
Тревожность 4,6 3,2
Лидерство 10,7 0,14
Зависимость 9,3 7,4
Конформность 9,2 7,0
Коммуникативность 11,0 14,2
Таблица 4
Результаты исследования по методике «16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С)»
Субшкалы До эксперимента После эксперимента
С - эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность 7,4 10,6
О - уверенность в себе - тревожность 6,0 3,6
04 - расслабленность - напряженность 5,4 3,0
Зависимость 9,3 7,4
Конформность 9,2 7,0
Коммуникативность 11,0 14,2
ресурсы в себе, понизилась фрустрация. Обретение уверенности в себе привело к росту эмоциональной устойчивости.
Сравнительный анализ результатов по методике ВСК показал значимые раз-
личия по всем шкалам, что может свидетельствовать о том, что к регуляции поведения осужденных стал подключаться волевой компонент. Это подтверждается данными самоотчетов осужденных, ко-
46
[email protected] www.or.fsin.su
торые отмечают, что стали более настойчивы при достижении своих целей, им значительно лучше удается регулировать свое поведение в различных ситуациях и обстоятельствах.
Результаты сравнения первичного и контрольного тестирования по методике цветовых метафор И. Л. Соломина показали наполнение категории «мое настоящее» такими понятиями, как «работа», «ответственность», «семья», «здоровье», «условно-досрочное освобождение», «какой я на самом деле». То есть произошла переориентация с категорий прошлого и будущего на настоящий момент, что позволяет проживать его осознанно и полноценно.
Сотрудники исправительного учреждения отмечают возросшую ответственность участников тренинга при выполнении своих обязанностей, развитие коммуникативных навыков, повышение настойчивости при решении вопросов, связанных с условно-досрочным освобождением или переводом в колонию-поселение (то есть осужденным стало крайне некомфортно находиться в той среде, в которой они до этого годами отбывали наказание), снижение тревожности, конфликтности.
Учитывая результаты сравнительного анализа психодиагностического обследования, можно констатировать, что коррекционно-развивающее воздействие в рамках программы развития социально-психологической зрелости осужденных молодежного возраста мужского пола способствовало снятию ограничений, препятствующих развитию данного вида зрелости и изменению таких характеристик личности, как осмысленность жизни, осознанность настоящего, снижение тревожности, повышение волевого самоконтроля, способность строить конструктивные отношения с окружающими. Наиболее оптимальна реализация данной модели в рамках подготовки осужденных к освобождению, хотя, безусловно, некоторые элементы работы
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2019
могут быть использованы на различных этапах отбывания наказания.ф
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2, ст. 198.
2. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2017 год // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации : [сайт]. URL: http: //www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4572 (дата обращения: 22.02.2019).
3. Социологический энциклопедический словарь / редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. М. : НОРМА, 2000. С. 188.
4. Журавлев А. Л. Социально-психологическая зрелость: обоснование понятия // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 2. С. 44-45.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. 310 с.
6. Вачков И. В. Метафорический тренинг. 2-е изд. М. : Ось-89, 2006. 144 с.
7. Миронова Е. А., Тетеухина О. В. Особенности проявления созависимого поведения молодежи // Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация : материалы VII Всерос. студенческой науч.-практ. конф. по психологии с международным участием / под общей ред. Е. В. Прониной ; Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Владимир : Калейдоскоп, 2018. С. 91-93.
8. Киршке В. Клубника за окном. OH Verlag, 2010. 240 с.
9. Макаренко А. С. Сочинения : в 7 т. Т. 1 : Педагогическая поэма. М., 1950. 768 с.
10. Тетеухина О. В. Об изменениях в среде осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях, и проблема изучения социально-психологической зрелости данной категории спецконтингента // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Познание. 2018. № 4. С. 106-111.
47