Научная статья на тему 'Коррекция переживания одиночества у женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы'

Коррекция переживания одиночества у женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
521
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТБЫВАНИЕ НАКАЗАНИЯ / ОДИНОЧЕСТВО / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / МОТИВАЦИЯ АФФИЛИАЦИИ / АРТ-ТЕРАПИЯ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / SERVICE OF SENTENCE / LONELINESS / PSYCHOCORRECTION / AFFILIATION MOTIVATION / ART THERAPY / FAIRY TALE THERAPY / INSTITUTIONS OF CONFINEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Худякова Инна Сергеевна

в статье представлены результаты психокоррекционной работы с осужденными женщинами, отбывающими наказание в колонии-поселении, дан количественный и качественный анализ эффективности психокоррекции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF LONELINESS EXPERIENCE OF FEMALE PRISONERS

the article deals with the results of psychocorrectional work with female prisoners in a colonysettlement. The quantitative and qualitative analysis of psychocorrection effectiveness is given in the article

Текст научной работы на тему «Коррекция переживания одиночества у женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы»

УДК 343.957 ББК 88.4Т3

Х98 I.S. HUDYAKOVA

CORRECTION OF LONELINESS EXPERIENCE OF FEMALE PRISONERS

Annotation: the article deals with the results of psychocorrectional work with female prisoners in a colony-settlement. The quantitative and qualitative analysis of psychocorrection effectiveness is given in the article. Key words: service of sentence, loneliness, psychocorrection, affiliation motivation, art therapy, fairy tale therapy,

institutions of confinement.

ИННА СЕРГЕЕВНА ХУДЯКОВА, психолог психологической службы ИК-2 (УФСИН России по Республике Бурятия). E-mail: lkhud@,binm.bscnet..ni

КОРРЕКЦИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ЖЕНЩИН, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация: в статье представлены результаты психокоррекционной работы с осужденными женщинами, отбывающими наказание в колонии-поселении, дан количественный и качественный анализ

эффективности психокоррекции.

Ключевые слова: отбывание наказания, одиночество, психокоррекция, мотивация аффилиации, арт-терапия,

сказкотерапия, места лишения свободы.

Последовательное осуществление реформ в системе исполнения уголовных наказаний, базирующихся на принципах гуманизма, законности, соблюдения основных прав и свобод личности, предполагает целенаправленное и активное внедрение в пенитенциарную практику достижений современной психологии1 .

Целью реформирования деятельности уголовно-исполнительной системы является выработка оптимальной организационной модели исправления и ресоциализации осужденных, соответствующей современным тенденциям. Значительная роль в этом процессе принадлежит социальной и психологической работе с осужденными, которая заключается в социальном сопровождении, психологической помощи, воздействии, исправлении криминогенных качеств и развитии позитивного личностного потенциала подопечных, применении комплекса мероприятий по пенитенциарной ресоциализации и социальной реадаптации освобождающихся и освобожденных из ИУ граждан. Все это в решающей степени предопределяет успех возврата обществу его полноправных членов2.

Весьма сложные адаптивные ситуации каждый осужденный к лишению свободы переживает в исправительном учреждении, по меньшей мере, три раза, приспосабливаясь: а) к требованиям режима отбывания наказания, жизни и быту в ИК, среде осужденных, условиям труда и т. п.; б) при изменении условий отбывания уголовного наказания - к новым условиям труда и быта, Правилам внутреннего распорядка и др.; в) в связи с освобождением из ИУ -к условиям жизни на свободе, жизни в семье, работе и т. п.

Дезадаптация может проявляться преобладанием угнетенного, подавленного настроения, чувством безнадежности, отчаяния, пессимистическим отношением к жизненным перспективам, переживанием одиночества. Длительное переживание одиночества может привести к хронической депрессии, нарушению адаптации и психосоциального развития, асоциальному и криминальному поведению и даже суициду.

Быстро адаптироваться к условиям жизни в колонии и тюрьме удается лишь небольшой группе осужденных. Особенно трудно

женщинам, которые не могут подобрать для себя в качестве компенсации привычные социальные роли (матери, жены, хозяйки дома и т. д.).

А.А. Реймер на расширенном заседании коллегии ФСИН России 19 февраля 2010 г. отметил количественный и долевой рост показателей, характеризующих помещение женщин в учреждения, обеспечивающие изоляцию осужденных от общества. В связи с этим становится актуальной психокоррекционная работа с осужденными женщинами. Ее цель - разработка и апробирование программы по коррекции острого переживания одиночества у осужденных женщин, отбывающих наказание в колонии-поселении.

Задачи коррекционной программы:

- формирование позитивной Я-концепции;

- развитие коммуникативных умений и навыков;

- снижение остроты переживаний состояния одиночества;

- улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

- развитие адаптационных способностей у осужденных;

- формирование установки на личностный рост и максимальное использование своих возможностей в жизни;

- подготовка осужденных к освобождению и ресоциализации.

Выборку исследуемых составили лица женского пола, отбывающие наказание в колонии-поселении. Согласно ст. 128 УИК РФ в колониях-поселениях отбывают наказание в виде лишения свободы: лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности; лица, впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести; положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режимов. В проведенном исследовании большая часть лиц, отбывающих наказания, была осуждена по ст. 158 УК РФ, а также по ст. 111, 156, 264, 318 УК РФ.

Программа была рассчитана на 20 занятий по 1 ч. 30 мин каждое и составлена с учетом занятости осужденных на производстве.

Формирующий эксперимент проводился в

3 этапа.

Этап 1. Входящее психодиагностическое обследование осужденных - выявле-

ние уровня переживания одиночества у осужденных женщин, отбывающих наказание в колонии-поселении.

В психодиагностическом обследовании были использованы методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, личностный опросник А.Т. Джерсайлда, направленный на выявление стойких внутренних состояний личности, влияющих на отношение человека к миру и самому себе, методика «Измерение мотивации аффилиации» А. Мехрабиана и М.Ш. Магомед-Эминова.

Этап 2 (основной). Психокоррекция переживания одиночества. Разработанная нами программа психокоррекции состояния одиночества включала в себя игровые упражнения, ролевые игры, групповую дискуссию, медитативные техники, элементы арт-терапии и сказкотерапии. Программа основана на организации процесса сопереживания и совместной деятельности по транс -формации одиночества в позитивные переживания.

Психокоррекционная программа состояла из трех блоков:

1. Общеразвивающий блок:

- формирование позитивной Я-концепции;

- выработка адекватной самооценки, позитивных жизненных целей, развитие мотивации к их достижению;

- развитие коммуникативных умений и навыков - навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания чувств окружающих людей;

- работа с переживанием одиночества -осознание негативных психических состояний и путей преодоления переживания одиночества.

2. Арт-терапевтический блок

Арт-терапия - метод лечения, основанный на использовании художественноготвор-чества. Занятия проводятся в форме рисования. Фантазии, которые изображены на бумаге, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арт-терапии осужденный правильнее и реальнее оценивает свое ощущение окружающего мира.

3. Блок сказкотерапии

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств развития

личности. Сказочный сюжет помогает переключить недовольство человека с внешних жизненных обстоятельств, которые он не принимает, и людей, с которыми не ладит, на описанные в сказке проблемы, представить себя ее активным участником, способствуя осознанию человеком необходимости принятия ответственности за собственную жизнь и взаимоотношения с другими на себя. Фантастический мир сказки помогает человеку преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности, развить нравственные установки личности.

Этап 3. Выходящее психодиагностическое обследование осужденных. Проанализируем результаты оценки эффективности психокоррекционной программы. Сопоставив значения входной и выходной диагностики по методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, было выявлено снижение субъективного ощущения у осужденных женщин (табл.).

Таблица

Средние показатели субъективного ощущения одиночества у осужденных женщин, %

Диагностика У ровень

Высокий Средний Низкий

Входящая 26,7 73,3 0

Выходящая 6,66 66,66 26,7

Полученные результаты исследования по методике Д. Рассела и М. Фергюсона позволяют утверждать, что занятия, проводимые в рамках психокоррекционной программы, оказали положительный эффект на испытуемых. Снизилось число осужденных как с высоким, так и со средним уровнем субъективного ощущения одиночества. Сравнение результатов входной и итоговой диагностики с помощью критерия Стьюдента показало наличие достоверных различий между срезами ^эмп = -3,46; р 0,05). Это подтверждает эффективность психокоррекционной работы в преодолении субъективного переживания одиночества.

Были сопоставлены результаты (до и после тренинга) по личностному опроснику А.Т. Джерсайлда, направленному на выявление стойких внутренних состояний личности, влияющих на отношение человека к миру и самому себе (рис. 1).

□ до тренинга

□ после тренинга

Рис. 1. Сравнительный анализ состояний осужденных до и после психокоррекционной работы: 1 - шкала одиночества; 2 - бессмысленность существование 3 - свобода выбора;

4 - половой конфликт; 5 - враждебный настрой; 6 - расхождение между реальным и идеальным Я;

7 - свобода воли; 8 - безнадежность;

9 - чувство неприкаянности

На рисунке отражается понижение показателей по всем шкалам опросника. Статистический анализ данных с помощью критерия Стьюдента показал достоверные различия по шкалам: одиночество (эмп = -3,43; р^ 0,05); бессмысленность существования (( = -3,09; р £ 0,05); враждебный настрой

(7лш, = -3,04; р ^ 0,05); расхождение между реальным и идеальным Я (^ = -3,6; р^ 0,05);

безнадежность ^ = -2,7; />£0,05); чувство

неприкаянности (( = -3,2; /;£ 0,05). Проведение психокоррекционной программы позволило снизить показатели по данным шкалам и способствовало стабилизации эмоционального фона осужденных женщин. Улучшилось субъективное самочувствие осужденных, снизился уровень конфликтности и враждебности. Все это способствовало более легкой и безболезненной адаптации к условиям отбывания наказания.

С помощью методики «Измерение мотивации аффилиации» были диагностированы устойчивые мотивы личности, входящие в структуру мотивации аффилиации: стремление к принятию и страх отвержения. После участия в тренинговых занятиях у осужденных были отмечены достоверные изменения в преобладающей мотивации: повысился по-

казатель мотива стремления к принятию и понизился показатель мотива страха отвержения. Это способствовало развитию коммуникативных умений и навыков, формированию позитивного отношения к себе и окружающим людям.

Немаловажными показателями эффективности программы психокоррекции одиночества являются ощущения и впечатления участников. Качественный анализ свидетельствует о том, что субъективный показатель эффективности программы - удовлетворенность участников - присутствует. Большинство из них отметили развивающий эффект программы и необходимость подобных занятий, которые являются средством сближения людей, выработки терпимого отношения друг к другу. У лиц, недавно прибывших в исправительное учреждение, отмечалась наиболее быстрая адаптация к условиям не только социального окружения, но и содержания. У большинства осужденных занятия вызвали положительные эмоции, помогли преодолеть апатию, депрессивное состояние, позволили посмотреть на себя и окружающий мир с другой стороны. У них наблюдалось улучшение физического и эмоционального самочувствия, а уровень одиночества претерпел значительные изменения в сторону снижения остроты данного переживания. Результаты исследования свидетельствуют о значимости психокоррекционной работы с осужденными женщинами, отбывающими наказание в местах лишения свободы.

Таким образом, результаты исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

- среди диагностируемых внутренних состояний, влияющих на отношение к себе и миру, одиночество занимает значительное место у большинства женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы;

- осужденные испытывают состояние одиночества разной интенсивности, причем оно не только присутствует, но и доминирует в личности, определяя тем самым зависимые от данного состояния характерологические особенности: чувство безнадежности, неприкаянности, неудовлетворенности собой;

- разработанная программа психокоррекции состояния одиночества является эффективным средством оказания психологической помощи и может использоваться в местах лишения свободы;

- участие осужденных в психокоррекционных занятиях способствует наиболее быстрой и менее болезненной адаптации к условиям как режима содержания в исправительном учреждении, так и социального окружения, что является профилактикой негативных проявлений (конфликты, нарушение режима, суицидальное поведение и т. д.) в местах лишения свободы.

1 См.: Психокоррекционные технологии в работе пенитенциарных психологов сб. материалов психологов УИС. М., 2005. С. 3.

2 См.: Воронина А.А. Фактор семейной ситуации в работе с осужденными за насильственные преступления // Актуальные проблемы оказания социально-психологической помощи в уголовно-исполнительной системе в свете рекомендаций Совета Европы: материалы науч.-практ. конф. (Владимир, 26-28 апр. 2005 г. Владимир, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.