Научная статья на тему 'Корпоративный университет как инструмент развития инфраструктуры научнопроизводственной деятельности'

Корпоративный университет как инструмент развития инфраструктуры научнопроизводственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративный университет как инструмент развития инфраструктуры научнопроизводственной деятельности»

Р. МУРАТОВ, первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан Г. ДЬЯКОНОВ, ректор И. АБДУЛЛИН, проректор А. ТУЗИКОВ, декан

Корпоративный университет как инструмент развития инфраструктуры научно-производственной деятельности

При анализе современного российского политического дискурса бросается в глаза сфокусированность дебатов относительно планов социально-экономического развития страны вокруг императива инновационного развития. Как прямо указал Президент страны В.В. Путин на заседании президиума Государственного совета 16 февраля 2006 г.: «Самая главная задача... - диверсификация экономики, переход на совершенно новые высокотехнологические способы развития, постепенный уход от чрезмерной зависимости от природных ресурсов, нефти, газа»1.

В то же время Президент отметил, что, «по оценкам экспертов, доля России в мировом обороте наукоемкой продукции находится в коридоре от 0,25 до 0,8%. Это малоприятная для нас цифра - это в 15-20 раз меньше, чем, например, доля Китая. . Сегодня участие российских предприятий в развитии научной и конструкторской базы составляет лишь 6%, в то время как в США, в странах ЕС, Японии и Китая этот показатель приблизился к 60%. Очевидно, что этот потенциал, который, кстати, активно использовался в советский период, сегодня просто заброшен. Однако его реализация может поднять до мирового уровня от 10 до 15 направлений наукоемких производств. .При этом мало что делается, чтобы преодолеть этот технологический разрыв »2.

Очевидно, что эта задача может быть выполнена лишь в случае обеспечения эффективной интеграции образования, науки и промышленности.

В Республике Татарстан переход на инновационный путь развития связывается с поиском эффективных форм частно-госу-

дарственного партнерства в сфере создания инноваций.

В соответствии со стратегией развития в регионе активно формируются элементы инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в виде Инвестиционновенчурного фонда Республики Татарстан, ряда технопарков, промышленных округов, технополисов, бизнес-инкубаторов. В то же время в республике заметен акцент на привлечение иностранных инвестиций.

В нефтегазохимическом комплексе, доля которого в экономике республики составляет не менее 70%, значительная часть инновационных технологий сегодня импортируется, в том числе и за счет республиканской инвестиционно-инновационной инфраструктуры. Можно говорить о том, что нам пока не удалось снять вопрос о не-

востребованности отечественных разработок в промышленности. Остается поэтому нерешенной и проблема дальнейшей интеграции сферы науки, образования и производства.

Мировой опыт в области высшего профессионального образования позволяет утверждать, что одной из самых эффективных форм решения данной проблемы являются корпоративные университеты. Институционализация модели интеграции научной, производственной и образовательной деятельности отражает четко обозначившуюся в ХХ в. тенденцию к созданию учебных заведений, предназначенных для интенсивной подготовки людей к работе в той или иной сфере экономики или в конкретной компании.

Одним из успешных примеров использования традиционного университета как корпоративного учебного заведения стал Нью-Йоркский университет и, в частности, его Школа непрерывного и профессионального образования, созданная еще в 1934 г.3 Ежегодно в ней проходят обучение около 65000 студентов, которым предлагается более 5000 различных курсов.

В дальнейшем для надлежащей подготовки персонала в мире распространяется практика создания внутрикорпоративных университетов. Одним из крупнейших представителей этого вида учебных заведений является «Университет Гамбургер» (Hamburger University) компании McDonald’s4, основанный в 1959 г. Позднее корпоративные университеты данного типа были созданы большинством крупнейших корпораций мира (IBM, Samsung, Motorola и др.).

Профессорско-преподавательский состав корпоративных университетов характеризуется высоким уровнем ротации (преподавателями становятся в том числе хорошо зарекомендовавшие себя работники корпорации, отвлекаемые от основной деятельности на период преподавания). Образовательный процесс здесь характеризуется следующими чертами: углубленное самостоятельное изучение учебных матери-

алов; практические занятия как решение смоделированных производственных задач; обучение коллег коллегами; мозговые штурмы; немедленное применение получаемых знаний и навыков. Все это не отменяет фундаментальности профессиональной подготовки, однако форматирует («формует») ее в более практико-ориентирован-ном ключе.

Целью корпоративного университета является не только формирование профессиональных компетенций, применимых на рабочем месте «здесь и сейчас», но и овладение студентами более широкими компетенциями, направленными на умение решать типовые производственные задачи и развитие критического мышления.

В конце 1930-х гг. профессор Стэн-фордского университета Фредерик Терман предпринял попытку привлечения выпускников к работе в регионе расположения университета путем создания благоприятных условий для вкладывания венчурного капитала. В 1939 г. здесь была основана компания Hewlett&Packard, ставшая пер-

вой из современных корпораций, работающих в Силиконовой долине. После создания в 1951 г. Стэнфордского индустриального парка инновационное развитие региона резко ускорилось. В настоящее время в Стэнфордском университете осуществляется 4500 проектов, финансируемых корпорациями и правительством. Общий объем внешнего финансирования исследований в 2005-2006 учебном году составил 975 млн. долл. (из них 87% - это средства федерального правительства)5. Таким образом, Стэн-фордский университет является ярким примером того, как на базе частного учебного заведения эффективно выстраивается классическая ось сотрудничества государства (включая местные органы власти), бизнеса и университета, а само учебное заведение становится центром кластера инновационного промышленного развития.

В СССР аналогом корпоративного университета (споправкой на специфику, обусловленную отсутствием рыночных отношений) стала «система Физтеха». Основными элементами структуры подготовки в Московском физико-техническом институте являлись: тщательный отбор талантливой молодежи из всех регионов страны; фундаментальная подготовка в области математики и физики университетского уровня; специальная подготовка и самостоятельная научная работа студентов под руководством ведущих ученых в научных центрах и институтах Академии наук, ведомств, отвечающих за освоение космоса, атомной энергетики и т.п.; привлечение ведущих российских ученых к преподаванию и руководству работой студентов; воспитание молодого поколения ученых-иссле-дователей в атмосфере научно-технического поиска и конструктивного творчества с использованием для этого лучших лабораторий страны 6.

Московский физико-технический институт, выполняя в первый период своего функционирования роль не только поставщика кадров для атомной энергетики, ракетостроения и других высокотех-

нологичных областей, но и своего рода лабораторий для проектирования и программирования их развития, был образцовым примером корпоративного университета нового типа. К сожалению, в 8090-е гг. эта проектная составляющая работы Физтеха была в значительной мере утрачена.

Современным отечественным примером формирования корпоративного (предпринимательского) университета как ядра кластера инновационного промышленного развития является проект, реализуемый в настоящее время в г. Обнинске. Здесь решено создать территорию инновационного развития, взяв в качестве образца опыт шведского проекта ОгошНпк - инновационного центра в г. Линчепинге, специализирующегося в сфере информационных технологий, медицины и фармакологии. ОгошНпк признан лучшим европейским проектом 2003 г. в сфере развития и поддержки инноваций. Ключевой элемент системы - университетский холдинг, на территории которого расположены исследовательские центры крупных компаний. Первым шагом

университета на пути организационных изменений стало соединение технической подготовки студентов с менеджерской (обучение управлению инновациями). Помимо проведения научно-исследовательских работ холдинг стимулирует создание студентами и преподавателями фирм, вплоть до выдачи им небольшого стартового капитала. 36% сегодняшних предприятий технопарка работают на основе идей, рожденных в университете. Для облегчения реализации собственных разработок создана соответствующая инфраструктура: центр подготовки предпринимателей, бизнес-инкубатор, технопарк. Кроме того, в учебных центрах Линчепинга, ккоторым относится не только университет, развернуты разные образовательные программы: для менеджеров инновационных предприятий, для сотрудников структур поддержки, для работников муниципальной власти. Ставка мэрии Линчепинга на инновации привела к резкому росту экономических показателей: за двадцать лет количество малых компаний выросло в 35 раз, занятых в них работников - в 30 раз (при этом число сотрудников 61% компаний не превышает пяти человек), а суммарный доход территории в виде налоговых и иных поступлений достиг 1 млрд. долларов.

Создаваемая в Обнинске по шведскому образцу инновационная сеть7, базирующаяся на принципе «тройной спирали» и кластерном сценарии, должна начать генерировать новые бизнесы. Для развития инфраструктуры и кадрового обеспечения проекта запущен международный проект «Развитие инфраструктуры поддержки малых и инновационных предприятий в Калужской области (Grow Kaluga)», организаторами которого стали Франко-российский институт делового администрирования (ФРИДАС), Шведский институт менеджмента и Университет Линчепинга. Проект рассчитан на три года (2005-2007 гг.), финансируется правительством Калужской обла-

сти (350 тыс. долларов) и Шведским агентством международного развития (1 млн долларов).

В проект «Grow Kaluga» входят пять образовательных программ, направленных на подготовку всех потенциальных участников инновационной деятельности: «Предпринимательство и развитие новых бизнесов для руководителей малых и ин-новационныхпредприятий», «Подготовка руководителей организаций инфраструктуры поддержки малых и инновационных предприятий», «Подготовка менторов -наставников молодых менеджеров инновационных и малых предприятий », «Подготовка преподавателей по предпринимательству и развитию новых бизнесов » и «Программа для руководителей и специалистов государственных и муниципальных органов власти». Обучение для участников программ бесплатное, за три года планируется подготовить 300-350 человек.

Стержень учебной программы - работа надбизнес-планами. На старт программы все слушатели выходят с собственными бизнес-идеями, и в течение всей программы (девять месяцев) эти идеи доводятся до реальных бизнес-планов. Публично обсуждается

каждый шаг по приведению идеи к форме коммерческого продукта (какова рыночная потребность в продукте, кто может составить конкуренцию, какое необходимо финансирование, каков список его потенциаль-ныхисточников, кто станет клиентами и чего конкретно они хотят, каких целей нужно достичь через три года и т. д.).

Первый выпуск 28 слушателей по программе «Предпринимательство и развитие новых бизнесов для руководителей малых и инновационных предприятий» состоялся в мае 2005 г. За год обучения выпускники создали семь новых предприятий; для восьми проектов созданы отдельные структурные подразделения в рамках существующих инновационных компаний; выросла клиентская база - по разным предприятиям от 50 до 300%, а рост продаж составил 50-500%. ООО «Обнинский центр науки и технологий» пятикратно увеличило продажи СВЧ-установок для обеззараживания медицинских и других отходов. Объем продаж в филиале инновационных продуктов ФГУП «НИФХИ им. Карпова» вырос более чем вдвое. ООО «Медбиофарм» начало строительство завода по производству искусственного кровезаменителя геленпола и запустило в про-

изводство и продажу два новых фармпрепарата.

Приведенные примеры показывают, что именно корпоративные университеты способны играть роль образовательного ядра кластеров инновационного развития экономики. С учетом этого в Казанском государственном технологическом университете в 2006 г. был создан корпоративный университет, что соответствовало идеологии работы инфраструктуры научнопроизводственной деятельности на основе формирования сетевой модели инноваций в регионе. Данная модель объединяет кластеры экономики какместо реализации инновационных разработок и продукции, технополисы как основу коммерциализации научных разработок и корпоративные университеты как поставщиков научных идей и кадров.

Их интеграция реализуется посредством обеспечения бесперебойного движения потока инноваций и ресурсов в рамках трехуровневой пирамиды (рис.).

Последовательно реализуемая экономическая и образовательная политика Татарстана в этой сфере приносит свои плоды. Результатом совместных усилий руководства РТ и субъектов инновационной деятель-

КЛАСТЕРЫ

нефтегазохимический кластер

ТЕХНОПОЛИСЫ (пример - «ХИМГРАД»)

Корпоративные

университеты

Рис. Инфраструктура научно-производственной деятельности на основе технологий

проектного обучения

ности стала победа в конкурсе на участие в Федеральной целевой программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», направленной на развитие высокотехнологичных отраслей экономики. Всего в РФ планируется построить семь технопарков, один из которых будет расположен в Казани.

Предпосылкой успешной работы нового научно-производственного комплекса является сотрудничество таких субъектов инновационной деятельности, как технопарк «Идея», ОАО «Татнефтехиминвест -Холдинг», ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет». Они выступили основой при проектировании организационно-технологической структуры Нефтехимического парка высоких технологий.

Подразделение технопарка, ответственное за развитие химических и нефтехимических технологий, будет располагаться на территории ОАО «Тасма», где формируется индустриальный парк «Химград» площадью около 150 гектаров промышленных территорий. Приоритетными направлениями деятельности технопарка станут нефтехимия, информационные технологии, биотехнологии и нанотехнологии.

В состав «Химграда» на предоставляемых республикой площадях (около 30 000 кв. м) входит создаваемый на базе КГТУ корпоративный университет (на правах структурного подразделения - института), который включает как проектную составляющую, обеспечиваемую проектно-конструкторским центром, таки инновационнообразовательную, обеспечиваемую кафедрой логистики и управления, подразделениями Института нефти и химии, Института химического и нефтяного машиностроения, Института полимеров, Института пищевых производств и биотехнологии и другими институтами КГТУ. Университет также запроектировал комплекс пилотных установок площадью 7000 кв. м, состоящий из следующих блоков: переработка полимеров и эластомеров; плазмохимия; сверх-

критические технологии;реакторы и ректификационные колонны; биотехнология; механическая мастерская; аналитическая лаборатория.

Для апробации новыхразработок будет создано технологическое оборудование в виде набора химических реакторов различного типа, ректификационных колонн, абсорберов, плазмохимической установки, оборудования для сверхкритической экстракции.

В процессе строительства «Химграду» необходимы научные идеи и существенные кадровые ресурсы, причем, учитывая химическую направленность технополиса, от персонала потребуются специальные знания в области химических технологий и коммерциализации научных идей. Пока же приходится констатировать, что кадровая проблема и дефицит идей остаются решающим сдерживающим фактором преодоления все еще существующего разрыва между наукой и производством.

Носители идей и кадры должны быть в одном лице, чего нельзя добиться при помощи технологий обучения, принятых сегодня в регионе. Данная проблема решается посредством использования технологий проектно-деятельностного обучения, осуществляемого в рамках корпоративного университета. Об этом подробно писалось в предыдущей публикации авторов8.

Базовыми характеристиками корпоративного университета на базе КГТУ являются следующие.

• Продуктом корпоративного университета выступают готовые высокоэффективные инновационные проекты, объединяющие носителей идей, команду исполнителей, материально-техническую и технологическую базу, прошедшие стадию коммерциализации и готовые к промышленному внедрению на площадях «Химгра-да» или других предприятий - заказчиков и потребителей инноваций.

• Инновационные проекты формируют производственную основу техно-

полиса «Химград», иных нефтехимических предприятий и организационно объединяются в кластер средних и малых инновационных нефтехимических предприятий.

• Корпоративный университет ориентирован на создание проектов с высокой долей добавленной стоимости, формируемой на территории Татарстана.

• В рамках корпоративного университета функционируют центры коллективного пользования оборудования, что снижает затратность инновационных разработок и стимулирует их межвузовский характер.

• Целеваяподготовка ведетсяна принципах проектного обучения кадров (команд) для реализации на площадях «Хим-града» и в нефтегазохимическом комплексе Татарстана инновационных проектов.

• Реализация инновационных проектов, разрабатываемых по заказу предприятий нефтегазохимического комплекса Татарстана и соседних регионов, осуществляется на конкурсной основе.

• В рамках корпоративного университета происходит совмещение научно-производственного и образовательного процессов.

Организация учебной деятельности в корпоративном университете КГТУ опирается на проектно-деятельностное образование, что способствует закреплению у студентов навыков проектной, научноисследовательской и организационно-управленческой деятельности. Эта задача решается путем вовлечения студентов в работу над конкретным научно-производственном проектом в составе проектных команд.

Результатом проекта выступает продукт в виде организации нового бизнеса (венчурного предприятия) или внедрения результатов проекта в уже существующие производства. Студенты, вышедшие в процессе работы над проектом на возможность создания нового бизнеса, например в рамках магистерской программы, должны уметь разработать бизнес-

план, организационную структуру, нормативные документы, необходимые для открытия венчурного предприятия, а также апробировать его через технопарк и бизнес-инкубатор. Все это и составляет, наряду с концептуальной проработкой научных основ нового бизнеса и его технологическими составляющими, выпускную квалификационную работу магистра или бакалавра.

При этом решается ряд задач, среди которых важнейшей является подготовка и переподготовка высококвалифицированных инновационно ориентированных кадров, имеющих опыт работы на современном высокотехнологичном оборудовании. В ближайших планах - обучение и повышение квалификации специалистов, работающих в данной и смежной отраслях, осуществление совместных научно-образовательных проектов с ведущими предприятиями РФ. В реализации такого подхода примут участие ведущие нефтехимические и машиностроительные предприятия РФ и РТ: ОАО «Татнефте-химинвестхолдинг», ОАО «Нижнекамскнефтехим», региональный технопарк в области высоких технологий «Идея», инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан, фонд содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере и др.

Подводя итоги, отметим, что Татарстан прошел значительный путь в стимулировании создания инфраструктуры инновационного развития. Приняты и находятся в стадии активной реализации важнейшие проекты, накоплен позитивный опыт коммерциализации научных разработок вузами, растет их научный потенциал. Вместе с тем необходимо сосредоточить усилия на преодолении разрыва между научной и производственной сферами, наполнении инфраструктурныхреспубликанских проектов идеями и кадрами, перспективным механизмом подготовки которых является проектное образование на базе корпоративного университета.

Примечания

1 http://www.vz.ru/news/2006/7/6/

40415.html

2 http://www.kremlin.ru/ appears/2006/06/

20 / 17 0 8_type63378 type63381

type82634_107461.shtml

3 Нью-Йоркский университет является од-

ним из лучших вузов США (подготовил 23 нобелевских лауреата), а Школа непрерывного и профессионального образования в 2002 г. стала первым учебным заведением, получившим оценку качества образования «Е», присваиваемую президентом США.

4 Hamburger University - McDonald’s Center

of Training Excellence. - http:// www.mcdonalds.com/corp/career/ hamburger_university.html

5 Stanford University Research and Scholar-

ship. - http://www.stanford.edu/home/ stanford/ facts/ research.html

6 http://www.abitu.ru/ f_h10mh/ university/

fsystem.html

7 Предприниматели на рынке идей. - http://

www.sciencerf.ru/

8 Дьяконов С., Тузиков А., Зинурова Р.,

Гребнев Л., Крупнов Ю, Царик Ю. Корпоративный университет на основе проектно-деятельностного образования как инструмент инновационного развития // Высшее образование в России. -2006. - №11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.