Научная статья на тему 'Корпоративные инвестиции в человеческий капитал как условие инновационного развития отечественной промышленности'

Корпоративные инвестиции в человеческий капитал как условие инновационного развития отечественной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
602
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / HUMAN CAPITAL / INVESTMENT / EFFICIENCY / INNOVATION DEVELOPMENT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Недоспасова Ольга Павловна

Обозначены временные рамки и сформулировано содержание основных этапов развития государственночастного партнерства по накоплению человеческого капитала, ориентированного на инновационное развитие отечественной промышленности. Приведены результаты практической апробации авторской методики по оценке эффективности корпоративных инвестиций в накопление человеческого капитала на ОАО «Сибирский химический комбинат» (г. Северск Томской области). Сформулированы рекомендации по интеграции предприятий атомного энергопромышленного комплекса РФ в государственно-частное партнерство по накоплению человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATIVE INVESTMENT IN HUMAN CAPITAL AS CONDITION FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE DOMESTIC INDUSTRY

The paper identified the timing and content for the main stages of development of public-private partnership for human capital accumulation based on the innovative development of domestic industry. There is a result of the author’s practical testing methodology for evaluating the effectiveness of corporate investment in human capital at the Joint Stock Company “Siberian Group of Chemical Enterprises” (Seversk, Tomsk region). There are recommendations for the integration of the nuclear power industry enterprises of the Russian Federation in a public-private partnership for the accumulation of human capital.

Текст научной работы на тему «Корпоративные инвестиции в человеческий капитал как условие инновационного развития отечественной промышленности»

УДК 330.341 (316.4)

О. П. Недоспасова

КОРПОРАТИВНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛ КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Обозначены временные рамки и сформулировано содержание основных этапов развития государственночастного партнерства по накоплению человеческого капитала, ориентированного на инновационное развитие отечественной промышленности. Приведены результаты практической апробации авторской методики по оценке эффективности корпоративных инвестиций в накопление человеческого капитала на ОАО «Сибирский химический комбинат» (г. Северск Томской области). Сформулированы рекомендации по интеграции предприятий атомного энергопромышленного комплекса РФ в государственно-частное партнерство по накоплению человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал, инвестиции, эффективность, инновационное развитие, государственно-частное партнерство.

Идеей о жизненной необходимости для нашей страны «инновационного рывка» пронизаны практически все программные статьи и общественно-политические выступления национальных лидеров. Так, по словам Президента РФ В. В. Путина «Новая экономика России - это экономика диверсифицированная, где кроме современного ТЭК будут развиты и другие конкурентоспособные сектора. Доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП должна к 2020 г. увеличиться в полтора раза. При этом высокотехнологичный экспорт России вырастет вдвое. Уже к 2013 г. мы доведем внутренний спрос на инновации до 1,5 трлн рублей» [1]. Поскольку инновационная деятельность непосредственно следует за созданием и выявлением новшеств и состоит в их реализации, организации эффективного удовлетворения общественных потребностей в

Цель: создание, развитие, распространение и применение научно-технических знаний. Инструменты: госинституты, конкурсные гранты, налоговые льготы, защита интеллектуальной собственности

новых товарах и услугах, то можно сделать вывод о том, что она дополняет и связывает в единый механизм цели и инструменты промышленной и научнотехнической политики государства (рис. 1).

К настоящему времени в мире сложилось три основных типа стратегий инновационного развития: гармоничная, технологически ориентированная и социально-значимая, для каждой из которых характерны специфические инвестиционные приоритеты [3] (таблица). Отметим, что большинство экономически развитых стран мира (в том числе США и страны Западной Европы) трудно отнести к какому-либо одному из названных типов стратегий инновационного развития. Для них, скорее, следует говорить о сочетании (в различных пропорциях) технологически ориентированной, гармоничной и частично социально значимой стратегий.

Цель: формирование позитивных предложений по развитию реального сектора экономики. Инструменты: госинституты, госзакупки, субсидии,кооперация, стандарты,кадры

Цель: создание условий для сокращения технологических разрывов, обеспечение конкурентоспособности отечественного производства и национальной безопасности государства.

Инструменты: госинституты, конкурентная политика, корпоративное законодательство, региональные и отраслевые кластеры, защита потребителей, экологическое регулирование, форсайт

Рис. 1. Взаимосвязь промышленной, научно-технической и инновационной политики (составлено по [2])

Базовые варианты стратегий инновационного развития

Стратегия инновационного развития Инвестиционные приоритеты Примеры

Гармоничная Национальное здравоохранение, основные сектора промышленности, фундаментальная наука, энергетика, охрана окружающей среды Канада

Технологически ориентированная Науки о жизни, науки об окружающей среде, инфор-мационно-коммуникацион-ные технологии, нанотехнологии и наноматериалы Япония

Социально значимая Поддержка продолжения карьеры для граждан старшего поколения Швейца- рия

Инновационный сценарий развития отечественной промышленности и стимулирующие меры в этом направлении со стороны государства немыслимы без адекватных инвестиций в человеческий капитал, представляющий собой «знания, навыки, умения и способности, воплощенные в людях и позволяющие им создавать личное, социальное и экономическое благосостояние» [4]. На необходимость соразмерности задач по инновационному развитию экономики запасу человеческого капитала общества, например, обращает внимание Э. Тоффлер, говоря, что «создание даже пяти миллионов инновационных рабочих мест не решит проблему, если один миллион имеющихся на сегодняшний день людей, ищущих работу, не обладает специфическими знаниями и квалификациями, необходимыми новой экономике» [5]. То же происходит и с переподготовкой, поскольку к тому времени, когда человек овладевает новыми умениями, требования экономики снова могут измениться.

Принимая в расчет демографические проблемы, характерные для современной России, можно сделать вывод о том, что для успеха инновационно-модернизационного прорыва нашей стране необходимо одновременно решать три ключевые задачи: инновационного развития, технологической модернизации промышленности и ускоренного развития человеческого капитала. Через 5-7 лет это может привести к синергетическому эффекту умножения позитивных сдвигов на каждом из указанных направлений и в целом - к достижению стабильно высоких (на уровне 8-10 % в год) темпов экономического роста, требуемых для перехода России в разряд самых развитых стран.

Важно отметить, что инновационный сценарий развития отечественной промышленности предполагает более узкую, практическую трактовку поня-

тия «человеческий капитал» с акцентом на важность инвестиций в высшее профессиональное образование (ВПО), поскольку именно здесь формируется наиболее значительная часть знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций человека, востребованных инновационной экономикой. Достигаемое в результате соответствующих инвестиций высокое качество человеческого капитала, во-первых, делает индивида способным к более сложному и более производительному труду, доля которого в инновационной экономике резко возрастает. Во-вторых, инвестиции в человеческий капитал позволяют ускорить освоение новых технологий и продуктов, их внедрение в производственную и потребительскую практику, сократить путь от появления инноваций до их всеобщего применения. В-третьих, инвестиции в человеческий капитал повышают не только скорость, с которой инновации распространяются, но и скорость, с которой они генерируются [6]. Таким образом, инвестиции в человеческий капитал запускают три взаимосвязанных механизма, стимулирующих инновационное развитие промышленности через: поддержание и передачу новому поколению запаса уже освоенных знаний, ускорение доступа к более новым знаниям, формирование новых знаний.

Анализ отечественной практики по активизации инновационного развития промышленности показал, что в последние годы в России на фоне существенной эволюции механизмов государственного стимулирования инновационной деятельности активно формируются новые инструменты развития государственно-частного партнерства по накоплению человеческого капитала [7]. Временные рамки и содержание каждого из этапов данного процесса можно охарактеризовать следующим образом.

1. До 2005 г. инновационная деятельность в РФ не относилась к национальным приоритетам, а ее государственная поддержка представляла собой лишь фрагментарные малобюджетные мероприятия [8]. По этим причинам корпоративный сектор экономики не проявлял значимой активности в инновационной сфере, а его участие в софинансиро-вании накопления человеческого капитала, как правило, ограничивалось благотворительностью или спонсорством.

2. На фоне возросшей ресурсной базы в 20062008 гг. существенно увеличились государственные расходы на поддержку инновационной сферы, расширился спектр применяемых в ней форм и инструментов для государственно-частного соинве-стирования процесса накопления человеческого капитала. Был введен ряд мер налогового характера (амортизационная премия, сокращение сроков

списания расходов на исследования, разработки и др.), созданы крупные финансовые институты развития (Внешэкономбанк, РОСНАНО, Российская венчурная компания), активно расширялась инновационная инфраструктура (технико-внедренческие зоны, технопарки, бизнес-инкубаторы). Это стало значимым сигналом для бизнеса не только к расширению своего участия в различных инновационных проектах, но и к осознанию особой значимости для их успешности уровня образования и квалификации персонала. Отметим, что недостаток квалифицированных специалистов традиционно является одним из наиболее важных барьеров для развития инновационной деятельности [9]. Именно поэтому в данный период активно создаются корпоративные университеты и учебные центры, бизнес финансирует разработку и проведение вузами новых программ повышения квалификации, расширилась практика целевой подготовки специалистов.

3. В связи с негативным влиянием глобального финансового кризиса государственная поддержка инноваций в 2008-2009 гг. временно отошла на второй план. Планируемые на эти цели бюджетные расходы (особенно в части федеральных целевых программ научно-технологического направления) были временно переориентированы на социальноэкономические меры по преодолению кризиса. Частный сектор вслед за государством существенно сократил финансирование инновационной деятельности, в том числе и ту часть затрат, которая связана с накоплением человеческого капитала.

4. Начиная со второй половины 2009 г. механизмы государственного стимулирования инновационной деятельности были вновь активизированы. В дополнение к действовавшим ранее налоговым льготам произошло достраивание системы финансовых институтов развития, были инициированы новые инструменты инновационной инфраструктуры (например инновационный центр «Сколково»). Создаются технологические платформы, практикуется «принуждение к инновациям» крупных государственных компаний, расширяется внедрение долевых субсидий. Бизнес, «следуя за государством», активизирует практику софинансирования инновационной деятельности, расширяет спектр инвестиционного сотрудничества, в том числе и в сфере накопления человеческого капитала для инновационного развития промышленности.

Тем не менее нельзя не отдавать себе отчета в том, что государственные стимулы к инновациям в форме налоговых льгот, прямого и косвенного финансирования инноваций, создания инновационной инфраструктуры и т. д. не дадут ожидаемого эффекта, если учреждения ВПО не смогут превентивно создать человеческий капитал, адекватный

задачам инновационного развития промышленности. Чтобы университеты действительно являлись фабриками по производству человеческого капитала для инновационной экономики, необходимо преодолеть преимущественно государственный подход к осуществлению инвестиций в данную сферу. Согласно ему к инвестициям относятся лишь те средства, которые выделяются на модернизацию и расширение системы высшего образования. Очевидно, что для бизнес-структур (так же как и для индивида) эта ситуация видится совсем иначе. Для них вложения ресурсов в данную сферу не имеют ничего общего с затратами на ее содержание. С точки зрения частных инвесторов, речь в данном случае идет о распределении экономических ресурсов во времени, «жертвовании» сегодняшними благами ради будущих выгод при условии, что понесенные затраты не только окупятся, но и вернутся с ощутимой отдачей. Для этих целей необходимо корректное распределение ренты от накопления человеческого капитала (в том числе создаваемого в сфере ВПО) на частную и общественную. В этом случае появляется возможность для обоснования долей государственных и негосударственных соплатежей в сферу ВПО как инвестиций, пропорциональных выгодам, которые в будущем будут присваиваться каждой из сторон. Подробно эти вопросы рассмотрены в другой авторской статье [10].

Рассмотрим опыт и перспективы развития государственно-частного партнерства (ГЧП) по накоплению человеческого капитала для инновационного развития промышленности на примере Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (НИЯУ «МИФИ»), осуществляющего подготовку кадров по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники для высокотехнологичных отраслей экономики, социальной сферы, а также для нужд ядерного энергетического комплекса, ядерного оружейного комплекса, научно-технологического комплекса, комплекса по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, а также для наноиндустрии и региональных промышленных комплексов [11].

Победа университета в престижном конкурсе на право получения специальной субсидии на реализацию мероприятий, которые будут способствовать продвижению вузов в международных рейтингах, в значительной мере явилась высокой оценкой многолетнего опыта сотрудничества предприятий атомной отрасли со структурными подразделениями университета в образовательной, научной и инновационной деятельности. Вместе с тем она является основанием для качественно нового этапа взаимодействия университета с корпоративными структурами по инвестированию в накопле-

ние человеческого капитала, предполагающего не только качественную, но и количественную оценку выгод (в том числе экономических) всеми участникам партнерства. Для государства они состоят в наращивании потенциала для увеличения национального богатства и человеческого капитала нации в целом, для домашних хозяйств - в росте доходов (как отдачи на индивидуальный человеческий капитал), а для бизнеса - в приобретении дополнительных перспектив накопления ключевых компетенций, нновационного развития, роста конкурентоспособности и прибыли. Новые возможности развития ГЧП по накоплению человеческого капитала для НИЯУ «МИФИ» связаны с расширением круга его участников и спектра корпоративных инвестиций: начиная с ориентированных на конечных потребителей образовательных услуг (студентов вузов и сотрудников организации) и заканчивая промежуточными инвестиционными объектами, обеспечивающими накопление человеческого капитала. Последние, в свою очередь, могут быть направлены на профильные вузы или образовательную среду на территории присутствия компании в целом (рис. 2).

По специальной методике [12] был проведен анализ эффективности корпоративных инвестиций в накопление человеческого капитала для ОАО «СХК» (г. Северск Томской области) - крупнейшего предприятия государственной корпорации «Ро -сатом», входящего в топливную компанию «ТВЭЛ» (вертикально интегрированную структуру российской атомной отрасли). Инвестиции в человеческий капитал, осуществленные данным предприятием в период с 2008 по 2011 г., анализировались

по четырем направлениям: влияние на финансовое положение предприятия, уровень его инновационной активности, динамика ключевых компетенций и собственно развитие государственно-частного партнерства по накоплению человеческого капитала. Результаты анализа позволили сделать следующие выводы:

1) в анализируемом периоде у всех показателей, формирующих показатель корпоративной добавленной стоимости человеческого капитала (как часть валового дохода компании, фактически остающаяся в ее распоряжении и приписанная среднему количеству труда, затраченного на достижение полученных результатов в соответствующем периоде времени, (КДСЧК)) четко выражена динамика к росту;

2) наибольшее влияние на прирост КДСЧК оказало увеличение валового дохода предприятия (увеличился каждый из компонентов, входящих в его структуру: фонд оплаты труда с соответствующими начислениями, чистая прибыль и сумма налога на нее);

3) несмотря на дисконтирование КДСЧК, проведенное по уровню рентабельности активов предприятия, данный показатель на протяжении анализируемого периода имеет положительную динамику;

4) накопленная КДСЧК (как накопленная дисконтированная отдача от корпоративных инвестиций, присваиваемая организацией-инвестором) -положительная, темп прироста КДСЧК за рассматриваемый период превышает соответствующую динамику среднего значения корпоративных инвестиций в человеческий капитал более чем в 2 раза;

Рис. 2. Типологизация корпоративных инвестиций в человеческий капитал (фрагмент)

5) рассчитанное значение индекса прибыльности корпоративных инвестиций в накопление человеческого капитала PIКИЧК превысило предельное для удовлетворительной оценки данного показателя значение, равное единице;

6) период времени, в течение которого корпоративные вложения в человеческий капитал будут возмещены, обеспечив требуемую доходность инвестиций, также удовлетворительный. Его значение PBКИЧК = 4 года позволяет отнести корпоративные инвестиции в накопление человеческого капитала к среднесрочным.

Удовлетворительные значения названных показателей позволяют признать корпоративные вложения ОАО «СХК» в человеческий капитал экономически эффективными. Согласно проведенным расчетам, ОАО «СХК» возместит свои вложения в корпоративный человеческий капитал, начатые в 2008 г., значительно ранее предполагаемой даты завершения программы «Новый облик». Известно, что для ее выполнения на предприятии проводится масштабная оптимизация численности: значительная доля работников выводится в дочерние (зависимые) общества (ДЗО), часть подразделений переводится на аутсорсинг. Анализ показал, что даже при выполнении планового показателя программы по снижению среднесписочной численности работников к 2020 г. до 3 856 человек (т. е. более чем в 3 раза по сравнению с уровнем 2009 г.) вложения в корпоративный человеческий капитал, сделанные в предшествующий период времени, не следует рассматривать исключительно в терминах социально ответственного поведения и благотворительности. Они в полной мере удовлетворяют требованиям экономической эффективности.

Отметим, что развитие ГЧП по накоплению человеческого капитала, рассматриваемое на примере НИЯУ «МИФИ» и предприятий атомной отрасли имеет объективные ограничения. Так, при обосновании долей и конкретных форм корпоративных вложений в НИЯУ «МИФИ» и его структурные подразделения следует учитывать, что каждый

участник ГЧП имеет свободу в сообщении тех инвестиционных выгод, которые он ожидает получить, либо в сообщении объема инвестиций, который он согласен вложить. При этом от ожидаемых выгод будет зависеть доля финансирования и, наоборот, от доли в общем финансировании будет зависеть масштаб присваиваемых выгод. Таким образом, основная ценностью ГЧП по накоплению человеческого капитала применительно к НИЯУ «МИФИ» состоит в том, что позволяет заранее быть готовыми к негативным последствиям жесткой фиксации доли бюджетных средств, выделяемых на программу развития университета. Если доля государственного финансирования слишком мала, то будет незначительным и объем внебюджетного финансирования, а если велика, то уменьшится эффективность использования бюджетных средств.

В качестве рекомендаций можно предложить перенос опыта ОАО «СХК» на другие отраслевые предприятия и использовать Программу создания и развития НИЯУ «МИФИ» как тестовый инструмент многосубъектного инвестирования в накопление человеческого капитала для инновационного развития предприятий атомного энергопромышленного комплекса.

Переходя к выводам, стоит отметить, что успешные практики по корпоративному инвестированию в накопление человеческого капитала способны произвести значительный демонстрационный эффект, открыть перспективы для тиражи-руемости полученных результатов. Таким образом, развитие государственно-частного партнерства по накоплению человеческого капитала можно рассматривать не только как важный источник стратегического развития инновационно ориентированных предприятий промышленности, но и как инструмент экономической поддержки национальных приоритетов в развитии науки, технологий и техники, условие превращения научно-технологического потенциала РФ в реальные конкурентные преимущества национальной экономики.

Список литературы

1. Отчет В. В. Путина о деятельности правительства Российской Федерации за 2011 год. Официальный сайт ежедневной деловой газеты РБК Daily. URL: http://www.rbcdaily.ru

2. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (утв. Правительством РФ 05.08.2005 № 2473п-П7).

3. Инновационная деятельность в атомной отрасли (на примере стратегии развития ядерных топливных циклов, включая инновационные) / А. В. Путилов, А. Г. Воробьев, М. Н. Стриханов. М.: Изд. дом «Руда и металлы», 2010.

4. The Well-Being of Nations: The Role of Human and Social Capital. Paris: OECD, 2001. URL: http://www.oecd.org/site/worldforum/ 33703702.pdf

5. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь. М.: АСТМОСКВА: Проф-издат, 2008.

6. Капелюшников Р. И. Записки об отечественном человеческом капитале. Препринт WP 3/2008/01. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008.

7. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Интернет-портал Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/gov/results/17449/

8. Скрыльникова Н. А. Конкуренция в информационной экономике // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2000. Вып. 5 (21). С. 39-42.

9. Барышева Г. А. Анализ структуры экономики в условиях глобализации // Там же. 2012. Вып. 12 (127). С. 57-60.

10. Недоспасова О. П. Оценка эффективности корпоративных инвестиций в человеческий капитал в формате сбалансированной системы показателей // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 14 (152). С. 23-29.

11. Программа создания и развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет „МИФИ“ на 2009-2017 годы. Утверждена распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина 13.07.2009 г. № 915-р). Официальный сайт НИЯУ МИФИ. URL: http:// www.mephi.ru/about/concept/index.php.

12. Недоспасова О. П. Многосубъектные инвестиции в накопление человеческого капитала. Северск: Изд-во СТИ НИЯУ МИФИ, 2013. 339 с.

Недоспасова О. П., кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой.

Северский технологический институт - Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет „МИФИ“».

Пр. Коммунистический, 65, Северск, Томская область, Россия, 636036.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 23.09.2013.

O. P Nedospasova

CORPORATIVE INVESTMENT IN HUMAN CAPITAL AS CONDITION FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT

OF THE DOMESTIC INDUSTRY

The paper identified the timing and content for the main stages of development of public-private partnership for human capital accumulation based on the innovative development of domestic industry. There is a result of the author’s practical testing methodology for evaluating the effectiveness of corporate investment in human capital at the Joint Stock Company “Siberian Group of Chemical Enterprises” (Seversk, Tomsk region). There are recommendations for the integration of the nuclear power industry enterprises of the Russian Federation in a public-private partnership for the accumulation of human capital.

Key words: human capital, investment, efficiency, innovation development, public-private partnership.

References

1. Report of V. Putin on the work of Government of the Russian Federation - 2011. Official Site of the Daily Business Newspaper RBC Daily. URL: http://www.rbcdaily.ru (accessed 21 November 2013) (in Russian).

2. The main directions of Russian Federation policies in the field of innovation system development for the period up to 2010 (approved by the Government of the Russian Federation 05.08.2005 no. 2473p-P7) (in Russian).

3. Innovation Activity in the Nuclear Industry (on the example of development strategy of the nuclear fuel cycles, including innovative). A. V. Putilov, A. G. Vorobyev, M .N. Strikhanov. Moscow, Ruda i metally Publ., 2010 (in Russian).

5. Toffler A., Toffler H. Revolutionary Wealth. How it will be created and how it will change our lives. Moscow, ASTMOSKVA; Profizdat Publ., 2008 (in Russian).

6. Kapelyushnikov R. I. Notes on the domestic human capital. Preprint WP 3/2008/01. Moscow, GU-VShE Publishing House, 2008 (in Russian).

7. The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020 Source: Website of the Government of the Russian Federation. URL: http://government.ru/gov/results/17449 (accessed 21 November 2013) (in Russian).

8. Skryl'nikova N. A. Competing in the information economy. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2000, no. 5 (21), pp. 39-42 (in Russian).

9. Barysheva G. A. Analysis of the economic structure in a globalizing setting. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 12 (127), pp. 57-60 (in Russian).

10. Nedospasova O. P. Evaluating the effectiveness of corporate investment in human capital in the format of a balanced scorecard. Financial Analytics: Problems and Solutions, 2013, no. 14 (152), pp. 23-29 (in Russian).

11. The program of creation and development of the federal government’s budget educational institution of higher education «National research nuclear university» Moscow Engineering Physics Institute on the 2009-2017. Approved by the order of the Prime Minister of the Russian Federation Vladimir Putin 13.07.2009, no. 915-p. Official Website NIYaU MEPhI [Electronic resource]. URL: http:// www.mephi.ru/about/concept. index.php (accessed 15 November 2013) (in Russian).

12. Nedospasova O. P. Multisubject Investments in cumulation of human capital. Seversk, Univ. STI NIYaU MEPhI Publ., 2013. 339 p. (in Russian).

Seversk Technological Institute - Branch of State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «National Research Nuclear University “MEPhI”».

Pr. Kommunisticheskiy, 65, Seversk, Tomsk region, Russia, 636036.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.