Таврический научный обозреватель www.tavr.science
УДК: 33
Шахназарян Б.А., Тельных В.С.
студенты 4 курса направление подготовки «Менеджмент» гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта
Научный руководитель: Одаренко Т.Е.
К.э.н., доцент, кафедра менеджмента и туристского бизнеса гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
В статье рассматривается влияние концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса на повышение конкурентоспособности предприятия.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность (КСО), конкурентоспособность, преимущества, предприятие, стратегия, принципы КСО, планирование, эффективность деятельности.
Исследованием данного вопроса занимались такие ученые как Беляева И.Ю., Дынкин А.А. и др. Также большой вклад внесли зарубежные ученые — Бакан Дж., Баффет У., Геллерман С. и др.
В целях достижения наибольших конкурентных преимуществ в условиях ограниченных ресурсов, проблем с осуществлением гибкого регулирования, а также своевременного воздействия на изменения внешней среды, предприятию необходимо определить основное направление своего развития, что, в свою очередь, обуславливает формирование стратегического планирования компании.
Построение общей стратегии обусловлено многочисленными факторами, среди которых:
1.экономическая нестабильность в социальной сфере;
2. высокий уровень конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на международном рынках;
3.эффективное и рациональное использование ресурсов;
4.деловая активность;
5. финансовая стабильность предприятия.
Стратегия предприятия ориентирована на получение максимального финансового результата в долгосрочной перспективе.
В условиях высокой конкурентной среды с насыщенными рынками, где кроме экономической и управленческой эффективности для компании становится важным реализация собственных интересов наряду с интересами общества и государства, для предприятия следование концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса является наиболее правильным путем поддержания своего конкурентного преимущества.
Корпоративная социальная ответственность бизнеса — модель долгосрочных действий фирмы, которая направлена на обеспечение и гарантию стабильного развития предприятия, государства в социальной, экономической и природоохранной сферах.
В разное время предлагалось множество значений социальной ответственности, однако, в 2010 г. после выхода Международного стандарта ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности», большая часть экспертов сошлись во мнении, что определение, которое дано в этом стандарте, является наиболее полным и точным: «социальная ответственность — ответственность организации за воздействие ее решений и
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:
1. содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;
2. учитывает ожидания заинтересованных сторон;
3. соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными
нормами поведения;
4. введено во всей организации» [1].
Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер.
К внутренней социальной ответственности относят:
1. безопасные условия труда;
2. стабильную заработную плату и поддержание ее социально значимого уровня;
3. медицинское страхование работников;
4. развитие сотрудников через курсы повышения квалификации;
5. оказание помощи персоналу в критических ситуациях.
К внешней социальной ответственности относят:
- спонсорство и благотворительность;
- способствование охране окружающей среды;
- связь с местной властью;
- ответственность перед потребителями [3].
Практическая важность активного участия во вложении финансовых средств в различные сферы компании проявляется в целом ряде преимуществ: укреплении репутации, увеличении привлекательности в качестве инвестиций, повышении социальной стабильности в целом, росту рентабельности.
За последнее десятилетие было проведено большое количество исследований в стремлении получить ответ на вопрос: имеет ли выгоду предприятие от социальной деятельности?
Учеными Гарвардской школы бизнеса было проведено масштабное исследование, в ходе которого было выявлено: предприятия, которые применяют в своей деятельности социальные программы, превосходят по всем существенным показателям предприятия, которые данные программы не используют.
Согласно показателям коэффициента рентабельности активов $1, вложенный в 1993 году в социальную деятельность, принес к 2010 году $7. В то время как $1, вложенный в компанию без социальной программы, принес всего $4.
Следовательно, КСО — фактор, оказывающий большое влияние на осуществление стратегии устойчивого функционирования и развития предприятия [2].
Российская модель КСО находится на стадии становления. Также государство не стимулирует в должной мере социальную сферу и экономику. Для развития модели социальной ответственности бизнеса требуется согласованное содействие государства.
Для решения проблемы интеграции принципов КСО и соответствия международным стандартам, требуется найти их решение. И одной из наиболее важных проблем можно считать непрозрачность бизнеса. Для того, чтобы решить эту проблему необходимо внедрить модель устойчивого развития социально-экологической ответственности и стратегического планирования, а также построить эффективные взаимоотношения с властью на различных уровнях и обществом в целом. Таким образом, в начале КСО в РФ будет одним из конкурентных преимуществ, что даст возможность завоевать большую долю рынка, а затем это станет нормой, несоблюдение которой может принести убытки большие, чем затраты на ее следование.
Можно выделить следующие рекомендации по улучшению КСО компании:
1) следует рассматривать КСО как саму систему, которая не только позволяет эффективно решать социальные проблемы, но обеспечивающую дополнительные
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
конкурентные преимущества;
2) взаимоотношения с внешними стейкхолдерами могут обеспечить компании устойчивое развитие;
3) необходимо пропагандирование социальных практик, что в свою очередь, создаст компании позитивный имидж;
4) компании необходимо позиционировать себя как серьезного игрока, который имеет долгосрочные перспективы;
5) при помощи различных компаний следует поддерживать международный обмен опытом в практике в области КСО;
6) удерживать баланс между стремлением к прибыльности и нравственными требованиями общества;
7) внедрять инновационные проекты, которые будут нацелены на глобальные проблемы в РФ и в мире в целом;
8) совместно с другими компаниями и экспертами, на основе международного опыта, ввести общепринятую на уровне государства методику оценки КСО.
Корпоративная социальная ответственность является одним из необходимых факторов устойчивого развития компаний, ориентированных на долгосрочное функционирование. Сокращение риска, экономия на затратах, привлечение дополнительных инвестиций, улучшение имиджа компании и улучшение отношений со стейкхолдерами способствуют дальнейшему развитию.
Чтобы предприятия осознавали выгоду в социальной активности, необходимы благоприятствующие условия со стороны государства, принятие и внедрение мер по созданию соответствующей инфраструктуры, согласованности благотворительности со стратегиями предприятий, согласование экономических интересов бизнеса и общества.
Литература
1. Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности»/[Электронный ресурс] http://www.iso.org
2. Беляева, И.Ю. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / И.Ю. Беляева, М.А. Эскиндаров — М.: КНОРУС, 2013. — 245 с.
3. Дынкин А., Соколов А. Интегрированные бизнес-группы — прорыв к модернизации страны. — М.: Центр исследований и статистики науки, 2001. — 172 с.
4. Одаренко Т. Е. Определение факторов, влияющих на снижение качества работы персонала и пути сохранения его работоспособности // Таврический научный обозреватель. — 2015. — №2. — Часть 1. — С. 39-41. — Режим доступа:http://tavr.science/stat/2015/09/TNO-2-ch-1.pdf#page=41