УДК 378.14
Smirnova Ye. V. CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY AND NON-FINANCIAL REPORTING. This paper describes a phenomenon of a corporate social responsibility as a concept of the modern social and economic life of Russia. Some statistics on non-financial reporting of Russian companies are provided and analyzed. Key words: corporate social responsibility, non-financial reporting, social report.
Е.В. Смирнова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
В работе описаны понятие и сущность феномена корпоративной социальной ответственности как явления современной социально-экономической жизни России. Проанализирована некоторая статистика по нефинансовой отчетности российских компаний.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, нефинансовая отчетность, социальный отчет.
В последнее десятилетие возрос интерес к вопросам кор- альной ответственности уже несколько десятков лет является
поративной социальной ответственности как со стороны бизне- основой устойчивого развития компаний и повышения качества
са, так и государства. Обусловлено это, во-первых, тем, что жизни населения. В последнее время и крупные российские пред-
в условиях современной глобализации российский рынок пере- приятия уже не могут игнорировать этот факт Во-вторых госу-
стает быть национальным. Российские компании активно стре- дарство не может решить все социальные проблемы общества
мятся выйти на международные рынки. россия становится при- в одиночку в силу ограниченности ресурсов, а предприниматель-
влекательной и в инвестиционном плане, в силу чего возраста- ство является той сферой, которая может принять значитель-
от 1/лпмис1Гтпп лтаио^тооииь1У 1/г»илпаим1Л л миплтпаииишл 1/апмто_ 1111 1
ет количество отечественных компаний с иностранным капита лом. На Западе деятельность в области корпоративной соци
ное участие в улучшении жизни общества.
Распределение отчетов по отраслевой принадлежности компаний (по состоянию на 16 апреля 2014 г.)
Таблица 1
Отраслевая принадлежность компаний Число компаний Количество отчетов
ИО ОУР СО ЭО Итого
Нефтегазовая 15 1 65 7 22 95
Энергетика 36 31 28 37 5 101
Металлургическая и горнодобывающая 18 5 21 35 0 61
Химическая, нефтехимическая, парфюмерная 6 5 4 18 0 27
Деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная 4 0 0 4 12 16
Производство пищевых продуктов 6 0 7 12 0 19
Телекоммуникационная 9 0 4 15 0 19
Финансы и страхование 16 0 9 50 0 59
Жилищно-коммунальное хозяйство 3 0 0 10 0 10
Цементное производство и строительство 2 0 1 0 1 2
Образование, здравоохранение 3 0 0 9 0 9
Транспорт 4 0 3 9 1 13
Прочие виды услуг 3 0 5 1 0 6
Некоммерческие организации 5 0 2 12 0 14
ИТОГО 130 42 149 219 41 451
Отраслевые отчеты 4 0 1 19 0 20
ВСЕГО 134 42 150 238 41 471
Термин «корпоративная социальная ответственность» в России начали использовать только в XIX веке. В Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года В.В. Путин отметил, что социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ [1]. В российской практике существует несколько подходов к пониманию социальной ответственности.
Первый подход - под социальной ответственностью понимается то, что по определению имеет социально значимый характер. Это производство качественных товаров и услуг, уплата налогов и создание хорошо оплачиваемых рабочих мест.
Второй подход - компания в своей деятельности выходит за минимальные, законодательно определенные рамки и осуществляет стратегически целесообразный вклад в развитие внутренней и внешней среды действия своего бизнеса, тем самым повышая его устойчивость в долгосрочной перспективе. При этом компания проводит внутренние и внешние социальные программы согласно стратегии развития.
Третий подход - компании стремятся получить репутацию социально ответственной компании. В этом случае компании учитывают изменяющиеся общественные ожидания в отношении не только своей продукции, но и своего участия в формировании высоких общественных стандартов, таких, например, как качество образования [2].
В широком смысле, корпоративная социальная ответственность есть концепция, отражающая добрую волю компаний участвовать в развитии общества и окружающей среды. Толкование корпоративной социальной ответственности как функции взаимодействия бизнеса и общества, не ограничивающейся лишь социально-трудовыми и экологическими вопросами, стремлением повышать уровень жизни лишь собственных сотрудников. Всемирный совет по устойчивому развитию считает, что «корпоративная социальная ответственность - это приверженность бизнеса концепции устойчивого экономического развития в работе со своими сотрудниками, их семьями, местным населением, обществом в целом с целью улучшения качества их жизни» [3].
Таким образом, корпоративная социальная ответственность одними предприятиями рассматривается как соблюдение законодательства: своевременная и полная уплата налогов, надлежащее качество производимых товаров и услуг, социальная защита своих работников, безопасные условия труда. Другие же
Библиографический список
рассматривают корпоративную социальную ответственность как добровольную деятельность во благо общества, выходящую за рамки установленного законодательством минимума.
Основным источником информации о корпоративной социальной политике корпораций являются нефинансовые отчеты. На сегодняшний день (апрель 2014 г) начиная с 2000 года в России 134 компаниями издано 471 таких документов, которые имеют разные названия - социальный отчет (СО) - 219, отчет в области устойчивого развития (ОУР) - 149, интегрированный отчет (ИО) - 42, экологический отчет (ЭО) - 41, отраслевой отчет - 20.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) ведет национальный регистр корпоративных нефинансовых отчетов [4]. Анализ отраслевой принадлежности компаний, издающих нефинансовые отчеты, демонстрирует, что лидером является энергетика, за ней, с большим отрывом следуют металлургическая и горнодобывающая отрасли, финансы и страхование, а так же нефтегазовая отрасль (таблица 1).
Важно отметить, что энергетика является не только лидером по количеству компаний, издающих нефинансовые отчеты, но еще и пионером в этом виде деятельности. Одной из первых российских компаний, издавших нефинансовый, а именно экологический отчет было ОАО «Рязанская ГРЭС» - одно из крупнейших предприятий электроэнергетики в России. В 2000 г. выходит Отчет, составленный экологической службой ОАО «Рязанская ГРЭС». Этот первый в России нефинансовый отчет включал в себя наряду с общей информацией о компании такие разделы как: воздухоохранная и водоохранная деятельность, альтернативные источники энергии, работа по обращению с отходами производства и потребления и совершенствование организации природоохранной деятельности.
Таким образом, особенностью корпоративной социальной ответственности компании ОАО «Рязанская ГРЭС» связаны со спецификой их основной деятельности - производство электроэнергии. Приоритетной является деятельность по повышению экологической безопасности производства и развитию природоохранной деятельности. Этот пример является достаточно типичны для крупных компаний, которые занимают активную социальную позицию в обществе и системно реализуют корпоративную социальную ответственность.
В России корпоративная социальная ответственность находится лишь на стадии становления, но учитывая динамику развития этого вида деятельности отечественных компаний, и темп с которым этот процесс набирает силу он необратим.
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. // Российская газета - 2006. - 5 ноября.
2. Камысовская, С.В. Корпоративная социальная ответственность и отчетность: развитие научной мысли и инструментария: монография / С.В. Камысовская, Е.В. Смирнова, Т.В. Захарова. - Ставрополь, 2013.
3. Зантарая Теа Палестовна. Особенности формирования и реализации концепции социальной ответственности бизнеса в России: дис. ... канд. социол. наук. - М., 2007.
4. Национальный Регистр и Библиотека корпоративных нефинансовых отчетов [Э/р]. - Р/д: http: рспп.рф/ simplepage/157
Bibliography
1. Poslanie Prezidenta RF Federaljnomu Sobraniyu RF ot 10 maya 2006 g. // Rossiyjskaya gazeta - 2006. - 5 noyabrya.
2. Kamihsovskaya, S.V. Korporativnaya socialjnaya otvetstvennostj i otchetnostj: razvitie nauchnoyj mihsli i instrumentariya: monografiya / S.V. Kamihsovskaya, E.V. Smirnova, T.V. Zakharova. - Stavropolj, 2013.
3. Zantaraya Tea Palestovna. Osobennosti formirovaniya i realizacii koncepcii socialjnoyj otvetstvennosti biznesa v Rossii: dis. ... kand. sociol. nauk. - M., 2007.
4. Nacionaljnihyj Registr i Biblioteka korporativnihkh nefinansovihkh otchetov [Eh/r]. - R/d: http: rspp.rf/ simplepage/157
Статья поступила в редакцию 18.04.14
УДК 378.096
Stasenko O.V. THE STANDPOINT OF MODERN STUDENTS ON ABORTION. The paper describes the results of the sociological study of student's opinions about the abortion issue in the modern society. The paper is based on the research that has been conducted by a group of researchers from North Caucasian Federal University. Key words: reproductive age, abortion, youth, life, health, man, woman.
О.В. Стасенко, канд. социол. наук, доц. каф. социальной работы Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ИСКУССТВЕННОМУ ПРЕРЫВАНИЮ БЕРЕМЕННОСТИ
Группой исследователей Северо-Кавказского федерального университета с целью изучения мнения современной молодежи о проблеме сохранения беременности в условиях развития современного общества было