УДК: 33
Худякова А.Д., Ахтем А.Э.
студентки 4 курса направления подготовки «Менеджмент» гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта
Научный руководитель: Одаренко Т.Е.,
К.э.н., доцент, кафедра менеджмента и туристского бизнеса гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
В статье рассматриваются особенности корпоративной социальной ответственности бизнеса и её влияние на социальную политику государства. Приведены примеры реализации стратегии социальной ответственности на конкретных предприятиях. Особое внимание уделяется развитию социальной ответственности в регионе (на примере Республики Крым).
Ключевые слова: государство, корпоративная социальная ответственность, бизнес, общество, регион, социальная политика, стратегический анализ.
В последние годы по всему миру в отношениях между государством, гражданскими институтами и частными предприятиями произошли изменения, которые способствовали возникновению новых форм социального взаимодействия. Одна из таких форм основывается на исключительно добровольно построенной схеме взаимоотношений, — это корпоративная (социальная) ответственность.
Вопросам стратегического анализа посвящены работы зарубежных ученых: Томпсона А.А., Стрикленда А.Дж., Кэмпбела Д., Стоунхауса Дж., Хьюстона Б., Портера М. и отечественных ученых: Киндрацкой Г.И., Немцова В.Д., Довгань Л.И., Скибицкого О.М. и др. Отдельные аспекты корпоративной социальной ответственности рассматривали следующие авторы: Боуэн Дж., Мейкенз Дж., Подсолонко В.А., Цехла С. Ю., Билецкая И.М. и др. Вместе с тем в опубликованных работах недостаточное внимание уделено вопросам анализа социальной ответственности в регионе — Крым, что обуславливает высокую актуальность темы исследования.
В настоящее время, вопрос корпоративной социальной ответственности бизнеса выдвинулся на передний план. Социальная деятельность компании и его положение в обществе взаимосвязаны между собой. Если предприятие будет вкладывать свои денежные средства в социальные программы, тем самым обеспечивая социальные гарантии своим работникам и сохранять качество и безопасность реализуемой продукции и услуг, то в будущем предприятие ожидает благоприятное социальное окружение, а вследствие этого и устойчивое финансово-экономическое положение.
Корпоративная социальная ответственность — это теория, отражающая добровольное решение фирм принять участие в усовершенствовании общества и охране, находящейся вокруг среды. КСО основывается на содействии с заинтересованными сторонами: служащими, акционерами, инвесторами, покупателями, властями и неправительственными организациям. Таким образом, одна из важных задач КСО — коммуникационная, расследование мнений и интересов всех заинтересованных сторон с тем, чтобы максимально учитывать их в своей следующей деятельности [1]. Истоком становления корпоративной социальной ответственности бизнеса РФ считают период 2000-2002 гг., так как конкретно в это время возник интерес к изучению данного направления. На Западе социальные
обязанности бизнеса начали практиковаться в 70-х гг. XX в. Согласно Лиссабонской стратегии, принятой в 2000 г. в качестве программного акта социально-экономического становления Евросоюза, КСО бизнеса считается одной из причин стабильного социально-экономического становления в передовых критериях. В РФ общественную обязанность бизнеса ассоциация менеджеров обозначила как компания, исполняющая собственную активность с поддержкою комплекса социальных программ в приоритетных ей направлениях. Наикрупнейшие ассоциации русского бизнеса — Российский союз промышленников и бизнесменов (работодателей) (РСПП), Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Объединение предпринимательских организаций РФ (ОПОРА) в собственных программах использовали как обязательное понятие «социальной ответственности бизнеса». В предстоящем в РСПП был создан пост вице-президента по социальной ответственности бизнеса. Президент РФ обозначил социальную ответственность бизнеса как ключевой фактор в содействии между государством, бизнесом и сообществом. В 2007 г. Российская Федерация в первый раз была представлена в интернациональных базах данных (www.corporateregister.com) как государство, в которой фирмы и организации издают корпоративную социальную (нефинансовую) отчетность, которая описывает отношение фирмы к общественной деятельности.
В России уже довольно много компаний понимает, что их коммерческая деятельность напрямую влияет на общество, а успехи в бизнесе связаны с общественными ценностями, но «социально ответственный бизнес хотел бы, чтобы и общество, и государство были социально ответственными».
Внедрение политики корпоративной социальной ответственности на предприятии имеет следующие преимущества для развития бизнеса:
- увеличивается прибыль, возрастают темпы роста, потому что предприятия получают доступ к социально-ответственным инвестициям, при распределении которых акционеры принимают во внимание показатели, характеризующие деятельность компании в социальной сфере, в области защиты окружающей среды. Так же могут уменьшаться операционные расходы, например, за счет оптимизации отходов производства или их переработки, увеличения эффективности использования электроэнергии или продажи переработанных материалов.
- улучшаются брэнд и репутация, что помогает развивать и открывать новые рынки и направления бизнеса, за счет того, что растут продажи, повышается лояльность клиентов. Потребители хотят быть уверены, что продукты произведены с пониманием ответственности по отношению к окружающей среде, а также других социальных аспектов. Некоторые потребители даже готовы платить больше за «ответственные» продукты.
- повышаются производительность и качество продукта (услуги), так как появляется больше возможностей привлекать и удерживать сотрудников: люди стремятся работать в компаниях, ценности которых совпадают с их собственными;
- возрастает конкурентоспособность [2].
Согласно правовому регулированию фонда денежных средств коммерческих организаций, при распределении прибыли фирмы часть дохода должна быть израсходована в целях обеспечения осуществления социальной ответственности и решения социальных проблем общества.
Приведем несколько примеров реализации стратегии социальной ответственности предприятий. Одной из таких организаций является Потребительское общество «КРЫМ», основанное в 2014 г. в городе Симферополь. «КРЫМ» — это организация, состоящая из небольшой, около 400 человек, команды единомышленников — деятельных и активных людей в социальном плане. Они объединены, прежде всего, общей, полезной, прогрессивной сферой деятельности. Даже в условиях экономического кризиса, охватившего мировое сообщество и, безусловно, влияющего на жизнь и в нашем регионе, «КРЫМ» предоставляет
возможность трудоустройства людям, ищущим работу. Сотрудники компании могут получить дополнительное образование в сферах здоровья и предпринимательства ПО «КРЫМ». Деятельность организации постоянно направлена на формирование активной жизненной позиции у каждого члена коллектива, она также дает возможность участвовать в общественно полезной деятельность всем желающим и особенно социально незащищенным слоям населения (пенсионерам, инвалидам, молодым специалистам и др.). В тесном сотрудничестве с предпринимателями Симферопольского района «КРЫМ», используя свои возможности, способствует увеличению производственных мощностей и созданию новых рабочих мест в разных сферах бизнеса, особенно инновационных, во всех регионах России. Члены потребительского общества могут повысить свою квалификацию, посещая конференции на различных семинарах и курсах, участвуя в работе многочисленных семинаров и форумов, консультируясь у опытных квалифицированных научных специалистов [3]. Большое значение в ПО «КРЫМ» придают формированию дружеских, корпоративных отношений. Члены коллектива часто вместе выезжают на отдых и экскурсии, проводят свободное от работы время вместе с членами семьи, общаются в неформальной обстановке на различных акциях и мероприятиях, совместно посещают концерты и выставки. Все это сплачивает команду, формирует и повышает ее ответственность за репутацию компании, ее проектов и программ. «КРЫМ» часто проводит научные симпозиумы и съезды по вопросам медицины, экологии, здорового образа жизни, формирования гражданской позиции, патриотизма, духовности, нравственности и толерантности. Особое внимание уделяется благотворительности, часто проводятся акции и мероприятия по оказанию помощи пенсионерам, сиротам, инвалидам, ветеранам, беспризорным и безнадзорным детям, которых в России более 2 млн., и другим социально незащищенным слоям населения.
Другой социально ответственной компанией является санаторно-курортный комплекс «Мрия». Это крупнейшая в Крыму гостиница, которая не только предоставляет услуги проживания, питания, развлечения и оздоровления гостям комплекса со всех уголков мира, но и принимает на бюджетной форме сотрудников Сбербанка России, для размещения которых отводится 60% от всех номеров. Таким образом лучшим работникам банка, пенсионерам, многодетным семьям предлагается бесплатный отдых на берегу Черного моря в пятизвездочном отеле со всеми удобствами.
Так же руководство санитарно-курортного комплекса не забывает про своих работников и помогает в повышении квалификации всех категорий служащих, постоянно улучшает условия труда. Также работникам выплачиваются премии по итогам года, компенсации.
Существуют и инициативные группы, цель которых — формирование социальной ответственности. Для примера приведем проект КРОО «Молодежная инициативная группа» — общественная организация Евпатории. Целью является вовлечение молодежи в процессы построения демократического, социально-справедливого общества. Немаловажную роль имеет воспитание у молодежи чувства патриотизма и гордости за свою страну, а также содействие формированию молодежной культуры. Организация направлена на повышение образовательного, интеллектуального и профессионального уровня молодежи и формирование, создание условий для всестороннего полного развития и воспитания человека и гражданина, а также обращает внимание на формирование чувства социальной ответственности у молодежи. Инициативная группа сладит за удовлетворением и защитой законных прав молодежи в социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других интересах. Пропагандирует здоровый образ жизни, образования и труда, сохраняет и преумножает культуру, содействует развитию науки, спорта и туризма.
Список социально ответственных компаний можно еще долго продолжать. Круг таких организаций в Крыму с каждым годом растет. Приходит понимание того, что социальная
ответственность — это то, без чего не может обойтись ни сам человек, ни государство, ни общество, ни бизнес. Президент России Путин В.В. сказал: «Социальная ответственность бизнеса в настоящее время — это и продолжение создания новых рабочих мест, и благотворительные, социальные и культурные программы...».
Раньше основной мотивацией к социальному бизнесу считались добрая воля и личные желания. Сегодня же предприниматели признают, что социальная ответственность безусловно приносит пользу их компаниям, тем, что способствует улучшению имиджа компании в глазах общественности, укрепляет отношения с властью, улучшает взаимодействие с целевыми рынками. К преимуществам социальной активности можно отнести налоговые льготы, улучшение финансовых показателей компаний, укрепление отношений с клиентами, появление новых партнеров, повышение устойчивости компании, рост конкурентоспособности, повышение лояльности сотрудников. Большинство компаний предпочитают освещение социальных проектов в средствах массовой информации и считают это выгодным для себя. В основном предприниматели склонны выполнять самостоятельно социальные программы своих фирм, но бывает, что прибегают к помощи государства или некоммерческих организаций. Такая помощь может выражаться в денежной форме, предоставлении транспорта, помещений, оборудования, информации. В Крыму в свою очередь предприниматели тоже стремятся развивать корпоративно-социальную ответственность и организуются различные группы и сообщества, направленные на реализацию социальной помощи и программ для определенного слоя населения.
Литература
1. Суева Ю.В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона и страны в целом // Вопросы инновационной экономики. — 2011. — № 10 (10).
2. Шапочка Е. Стратегии социальной ответственности в маркетинге компаний. Технологии корпоративного управления 2010. [Электронный ресурс] // URL: http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_28/article_2467.
3. Василец В., Василец М. «КРЫМ»: 14 лет на службе Отечеству. Потребительское общество «КРЫМ» — яркий пример социальной ответственности бизнеса в современной России // журнал «Патриот Отечества». — № 3. — с. 20.