- проведение прогонов изделии в различных режимах и условиях в интересах накопления наработки изделиИ нарастающим итогом, а также статистических данных о выполнении заданных функции и сохранении целостности;
- проведение циклических проверок изделиИ, направленных на поиск и выявление скрытых конструкционных и технологических дефектов аппаратуры и ошибок программного обеспечения, инициирующих возникновение отказов в ходе испытании и последующей эксплуатации образцов.
В общем случае дефекты имеют случайную природу и проявляются с некоторой вероятностью в зависимости от соотношения случайных вариаций действующих нагрузок и несущей способности, понимаемых прежде всего в смысле информационно-управляющих воздействий. Ряд дефектов может проявляться не сразу, а после совокупности циклов проверок (испытаний).
Если дефект проявляется случайно, после r проверок (циклов проверок), то оценка вероятности его проявления в соответствии с методом максимального правдоподобия (ММП) равна 1/r. Вероятность g не проявления дефекта и условная вероятность безотказной работы КСН (при безотказной работе всех подсистем) при наличии дефекта оценивается по зависимости [2]:
r-1 r
После выявления дефекта проводится доработка для его устранения. Однако после доработок некоторые дефекты могут проявиться повторно. Это свидетельствует о том, что доработка оказалась неэффективной и дефекты могут сохраниться с измененной вероятностью непроявления. В связи с опасностью сохранения и повторного проявления дефектов целесообразно задать требование к вероятности g не менее 0,990 (на этапе ПИ) и 0,999 на этапе ГИ. При этом количество проверок с успешным результатом на ПИ должно составить не менее 100.
Таким образом, для подтверждения возможности выполнения заданных требований по надежности опытный образец КСН должен соответствовать следующим требованиям и условиям:
- должны быть выполнены мероприятия ПОНр;
- расчетные значения показателей надежности соответствуют заданным значениям;
- в ходе ПИ не выявлено отказов, учитываемых в соответствии с установленными критериями;
- в процессе проведения установленного числа экспериментальных проверок (циклов проверок) на работоспособность и функционирование конструктивных и технологических дефектов и ошибок ПО не выявлено.
В процессе расчета в соответствии с ГОСТ 24.701, ГОСТ РВ 15.210 определяются значения со-
вокупности оцениваемых показателей, характеризующих надежность реализации системных (составных) функций на различных уровнях декомпозиции КСН. Основными требованиями к выполнению таких функций является обеспечение:
- своевременного предоставления достоверной информации пользователям в интерактивном режиме;
- устойчивости процессов управления в подсистемах, поддержания информационного взаимодействия компонентов КСН;
- полного и своевременного доступа пользователей к информационным ресурсам подсистем и внешним абонентам;
- защиты информации от дестабилизирующих воздействий.
Сложность и многофункциональность КСН предопределяет ограниченность его формализации структурными схемами надежности последовательно-параллельного типа. В связи с этим отдельными объектами оценки надежности являются функциональные подсистемы и контуры автоматизированного управления различных уровней, соответствующие структуре КСН.
Выделение контуров управления осуществляется исходя из анализа информационных связей, действующих между основными элементами КСН. Нарушение связности может быть вызвано отказами технических и программных средств, и приводить к нарушению информационно-вычислительного процесса в системе, в частности, процессов сбора данных, формирования и ведения баз данных, процессов представления информации должностным лицам и т.п.
Под отказом подсистемы понимается такая потеря ею работоспособности, при которой использование комплекса программно-технических средств в автоматизированном режиме становится невозможным или нецелесообразным (при полных отказах), или возможно, но с потерей важных свойств или функций (при частичных отказах).
Оценка показателей надежности проводится раздельно для каждой из подсистем и их результаты являются исходными для определения общих показателей надежности функционирования КСН. Кроме того, на основе показателей надежности отдельных программно-технических средств определяются интегральные показатели, характеризующие их применение в составе КСН.
В интересах повышения объективности оценки проводится уточнение исходных данных по элементам и анализ перечня возможных отказов подсистем.
Проведение расчетов указанных показателей является основой для оценки надежности функционирования подсистем в установившемся режиме (при длительной работе) и переходных процессах (при включении, реконфигурации структуры и т.п.), достаточности ЗИП, средств технического обслуживания и ремонта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Надежность и эффективность в технике. Справочник: - М. «Машиностроение», 1987 г. т. 1. Методология. Организация. Терминология;
т. 9. Техническая диагностика.
2. Лукин В.Л., Сухорученков Б.Н. «Контроль безотказности технических систем» - Ю.: Издательство
ЗАО «ПСТМ», 2013 - 400 с.
УДК 005.35(075.8) Пестряева С.Ю.
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Корпоративная социальная ответственность
(КСО, также называемая корпоративная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности ) — это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на фирмы и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно
принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.
Практика КСО является предметом многочислен-
ных споров и критики[
Защитники утверждают,
что имеется прочное экономическое обоснование КСО, и корпорации получают многочисленные преимущества от того, что работают на более широкую и продолжительную перспективу, чем собственная сиюминутная краткосрочная прибыль. Критики спорят, что КСО уводит в сторону от фундаментальной экономической роли бизнеса; одни утверждают, что
это не что иное, как приукрашивание действительности; другие говорят, что это попытка подменить роль правительства в качестве контролера мощных мультинациональных корпораций.
КСО необходимо внедрять не только в систему бизнеса, но и в систему государственного образования. Повышая квалификацию сотрудников образовательных учреждений, (как ВУЗов, так и школ, а так же детских садов), мы увеличим качество образования. Внедряя такие элементы КСО, как
Охрана труда;
Программы повышения квалификации педагогов и их обучение;
Дополнительные социальные льготы и гарантии;
Развитие и применение современных технологий;
Обеспечение конфиденциальности личных данных сотрудников;
Реализация и поддержка социально значимых программ и проектов;
Формирование благоприятной культурной среды и корпоративной атмосферы.
Всё это положительно влияет на повышение качества образования. Современные методы взаимодействия с детьми в детских садах, школьниками и студентами повышает эффективность их образования, так как устаревшие образовательные программы были эффективны в прошлых поколениях. Необходимо учитывать факторы быстрорастущих темпов развития технологий и внедрять соответствующие изменения в структуру образовательных программ.
Так же, выше перечисленные элементы КСО являются стимулирующими и мотивирующими факторами для сотрудников образования, улучшают корпоративный климат, и тем самым повышают эффективность образовательного процесса.
Директор Центра корпоративной социальной ответственности им. Прайсвотерхаус Куперс ВШМ СПбГУ Юрий Благов отметил, что структура базового курса по КСО для бакалавров и магистров менеджмента, а также для слушателей программ MBA в России и мире в целом примерно одинаковая. Главная задача курса - это донести до студента идею КСО в системном виде, то есть дать определение корпоративной ответственности, пояснить роль менеджера как человека, принимающего этические и социально ответственные решения, указать на организационные возможности управления корпоративной социальной деятельностью как на уровне страны, так и на глобальном уровне. В этом случае можно рассчитывать на глубинное понимание менеджером места и роли КСО в бизнесе и обществе. В то же время Заведующая кафедрой управления человеческими ресурсами на факультете менеджмента НИУ ВШЭ Вероника Кабалина подчеркнула, что правильные ценностные установки будущих и действующих менеджеров являются только частью образовательного процесса. Одним из наиболее эффективных методов обучения является метод бизнес-кейсов, преимущество которого состоит в фокусировании внимания студентов на действительно актуальных проблемах и ситуациях реального бизнеса, специфических для России, с которыми студенты смогут столкнуться в будущем в своей практике, что значительно улучшает качество получаемого образования.
С точки зрения структуры социальных инвестиций, связанных с реализацией на практике концепции КСО организации, они могут быть направлены как внутрь организации, так и во внешнюю среду. В зависимости от этого социальные инвестиции могут быть внутренними или внешними27. КСО в соответствии с направленностью связанных с ней инвестиций также делят на внутреннюю и внешнюю. КСО, реализуемая с помощью инвестиций, которые направлены во внешнюю среду организации, называется внешней. КСО, реализуемая с помощью инвестиций, которые направлены внутрь организации, называется внутренней. Социальные инвестиции в данном случае понимаются как материальные, технологические, управленческие, финансовые и иные ресурсы компании, направляемые на реализацию
корпоративных социальных программ, осуществление которых в стратегическом отношении предполагает получение компанией определенного экономического эффекта. Внутренняя КСО проявляется в отношениях собственников и руководства с работниками организации. При этом имеется в виду не только базовый уровень ответственности, определяемый законодательством, то есть, строго говоря, правовая или юридическая ответственность, но и в большей степени дополнительный добровольный отклик организации на социальные проблемы, возникающие у ее работников. В соответствии с таким пониманием к мерам внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести деятельность организации, осуществляемую в следующих направлениях2 8: 1) меры социальной защиты сотрудников организации; 2) развитие человеческого капитала организации; 3) выявление и учет интересов работников организации при принятии важных управленческих решений;
4) проведение социально ответственной реструктуризации. К первому направлению - мерам социальной защиты сотрудников организации -можно отнести следующие конкретные ее виды: I ликвидацию всяческой дискриминации при найме на работу, оплате работы, карьерном продвижении; С меры по обеспечению защиты жизни и здоровья работников, а также оказание помощи работникам в критических ситуациях. При этом следует отметить, что до разработки концепции КСО вопрос рассматривался более узко, речь шла только о безопасности труда. Сейчас вопрос рассматривается гораздо шире и меры по обеспечению защиты жизни и здоровья работников считаются необходимыми в КСО. Ученые, исследующие ключевые тенденции последнего времени в области управления человеческим капиталом с учетом концепции КСО, отмечают следующую закономерность: те возможности организации, которые используются для мотивации сотрудников, позволяют ослабить различные негативные последствия нагрузки, приводящие к ухудшению здоровья; I поддержание достойной заработной платы - стабильной и при этом социально значимой. Второе направление - развитие человеческого капитала организации происходит через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации, что повышает конкурентоспособность работников, снижает зависимость от одного работодателя, уменьшает нагрузку на государственный бюджет в случае потери работником своего места. Развитие человеческого капитала проводится в рамках стратегии развития персонала с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников. Кроме обучения и профессионального развития, может включать также применение моти-вационных схем оплаты труда, поддержание внутренних коммуникаций в организации. Третье направление КСО - система взаимодействия с работниками как основными стейкхолдерами любой компании. Это направление включает выявление и учет интересов сотрудников при принятии важных управленческих решений. Подобный подход отражает одну из ключевых тенденций последнего времени -ответственное отношение к сотрудникам и эффективное управление персоналом предусматривают их всестороннее вовлечение в процесс развития организации. Четвертое направление - социально ответственная реструктуризация. Это направление социальных программ компании, которое призвано обеспечить проведение реструктуризации социально ответственным образом.
Виды внутренней корпоративной социальной ответственности В рамках каждого направления конкретная организация разрабатывает и осуществляет свой комплекс мероприятий, создавая большое количество внутренних видов КСО, применяемых на практике: • социальная защита персонала; • отсутствие дискриминации в практике найма на работу; • отсутствие дискриминации при карьерном продвижении; • обеспечение защиты жизни и здоровья работников, в том числе санаторно-курортное
лечение для сотрудников; • достойное вознаграждение за труд, включая систему оплаты труда и меры социальной поддержки; • участие компании в ипотеке и жилищном строительстве для своих сотрудников, в том числе жилищное строительство на условиях софинансирования муниципальных бюджетов; • разработанная система взаимодействия с работниками как основными стейкхолдерами любой компании; I обеспечение для работников возможности повышения квалификации, постоянного обучения; • уважение семейных обязанностей работников, включая гибкую систему занятости и отпусков; • обоснованные меры, дающие возможность трудовой самореализации представителям уязвимых групп, таких как коренные представители местных сообществ, мигранты, инвалиды и др.; • участие в решении вопросов, связанных с молодежной или женской безработицей; • информационно-разъяснительная работа, связанная с возможностью получения выплат и льгот на основе социальных программ; • обучение и информирование работников в области социальной ответственности. Этот список не является исчерпывающим, реальная практическая деятельность компаний в области КСО постоянно его дополняет. Защита здоровья работников в современных условиях связана не только с созданием благоприятных условий труда, но и со стимулированием заинтересованности сотрудников в достижении целей организации. Современное понимание существующей связи между активным использованием организацией своих мотивационных ресурсов и здоровьем сотрудников представлено в модели П. Рихтера «работа - ресурсы - здоровье», приведенной в виде схемы на рис. 1
Рисунок 1 - Модель Рихтера «Стрессоры организации»
Главный для корпоративной социальной ответственности вывод, который следует из анализа этой модели, следующий: различные способы мотивации сотрудников позволяют ослабить многие негативные последствия нагрузки, приводящие к психосоматическим заболеваниям, эмоциональному выгоранию, а также депрессивным состояниям. Значит, различные мотивационные программы, внедряемые в организациях, также являются одним из видов внутренней КСО. В качестве важной задачи, стоящей перед работодателем, можно отметить распространение идей корпоративной ответственности среди сотрудников и привлечение персонала к ее реализации на практике. Становясь элементом корпоративной культуры и системы внутренних коммуникаций, эта концепция создает предпосылки для более успешного решения вопросов, находящихся в ведении менеджеров по управлению персоналом.
Принимая решения о конкретной программе КСО, менеджеры должны ориентироваться на стоящие перед организацией цели, а не на свои личные персональные интересы или убеждения. Мотивами для увеличения социальной ответственности бизнеса, которые хорошо сочетаются с достижением целей
организации, могут быть следующие результаты внедрения мер КСО: 1) развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке; 2) растет производительность труда в компании; 3) улучшается имидж компании, улучшается репутация; 4) происходит дополнительная реклама товара или услуги; 5) происходит освещение деятельности компании в СМИ; 6) достигается стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе; 7) создается дополнительная возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний; 8) обеспечивается сохранение социальной стабильности в обществе в целом; 9) организация получает налоговые льготы. Для реализации на практике концепции КСО, организация проявляет социальную активность, разрабатывая и реализуя социальные программы как внутренней, так и внешней направленности. Социальные программы внутренней направленности предполагают добровольно осуществляемую компанией деятельность по развитию персонала, созданию благоприятных условий труда и жизни работников, а также стимулирование заинтересованности работников в достижении целей организации путем учета их интересов при принятии важных решений. При этом главным критерием является соответствие программ миссии, целям и стратегии развития бизнеса. Миссия социально ответственной компании - это в том числе еще и официально сформулированная позиция компании в отношении своей социальной политики. Отличительными особенностями социальных программ являются добровольность их проведения, системный характер и обязательная увязанность с миссией и стратегией развития компании. Управление корпоративными социальными программами предполагает наличие следующих этапов: 1) определение приоритетов социальной политики компании; 2) создание специальной структуры управления социальными программами; 3) проведение программ обучения в области социальной ответственности;
4) разработка социальных программ компании; 5) реализация социальных программ компании; 6) оценка и доведение до сведения заинтересованных сторон результатов реализации социальных программ компании. Приоритеты социальной политики компании - это зафиксированные в документальном виде основные направления реализации социальных программ компании. Кроме социальных программ, для реализации на практике КСО компании необходимо иметь социальный бюджет и желательно - корпоративный кодекс, этический кодекс или подобный им документ. Социальный бюджет - это финансовые средства, выделяемые компанией на реализацию собственных социальных программ. Корпоративный кодекс - это формальное изложение ценностей и принципов построения деловых отношений компании. В кодексе содержатся общая идеология компании, ценности компании, этические нормы поведения, бизнес-нормы (заявленные минимальные стандарты) и обязательство компании их соблюдать, а также требовать соблюдения этих стандартов, как от своих сотрудников, так и от поставщиков, подрядчиков, субподрядчиков и других деловых партнеров. Анализ отношений корпоративной социальной ответственности в России выявил отсутствие сложившихся схем их разработки и реализации. Инфраструктура отношений социальной ответственности характеризуется следующими параметрами: отраслевые научноисследовательские институты - отсутствуют, технологические организации промышленности - отсутствуют, проектно-конструкторские организации - отсутствуют. Роль указанных структур выполняется множеством различного рода коммерческих организаций консалтинга, лизинга, маркетинга, доверительного управления, поэтому практика формирования корпоративной социальной ответственности в российских организациях разнообразна. Она носит исключительно субъективный и эмпирический, а не системный характерЗО. Например, корпорация «ВСМПО-АВИСМА» создало мощ-
ную систему охраны здоровья сотрудников, предполагающую не только лечение и профилактику заболеваний, но и мотивацию людей к поддержанию здоровья. В состав корпорации ВСМПО-АВИСМА входят предприятия: ОАО «АВИСМА титаномагниевый комбинат» (г. Березники, Пермская область) и ОАО «Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение» (г. Верхняя Салда, Свердловская область). «АВИСМА» - крупнейший в мире интегрированный производитель титановой продукции. Определение стратегических направлений деятельности ВСМПО-АВИСМА в социальной сфере находится в компетенции генерального директора корпорации. Созданием и реализацией программ социальной политики занимается управление по социальным вопросам. Социальный бюджет определяется как процент от объема выручки. В настоящее время он составляет 2-3 от этого показателя. Концепция социальной ответственности компании основана на таких корпоративных ценностях «ВСМПО-АВИСМА», как учет интересов общества в хозяйственной деятельности компании, создание благоприятных условий для развития трудового коллектива, сохранение окружающей среды. Социальная деятельность «ВСМПО-АВИСМА» строится исходя из убеждения, что компании в первую очередь необходимо сосредоточиться на заботе о собственном трудовом коллективе. Менеджмент считает, что в случае, когда большинство предприятий организует эффективную систему поддержки трудовых коллективов и членов их семей, это приведет к существенному повышению благосостояния общества в целом. Корпорации требуются высокопрофессиональные и мотивированные кадры. Достижение необходимого уровня мотивации возможно, когда человеку созданы благоприятные условия для работы и жизни31. Пространство социальной ответственности корпорации «Илим Палп» покрывается внутренними и внешними социальными программами (последние охватывают благотворительность, спонсорскую поддержку программ развития физкультуры и спорта, социальное партнерство с регионами и территориями), экологическими программами. В отличие от большинства российских компаний «Илим Палп» полностью сохранила свою социальную инфраструктуру, существовавшую в советские времена. Цели внутренних социальных программ компании охватывают содействие профессиональному росту, повышение личностного потенциала и благосостояния каждого сотрудника. К средствам их достижения относятся: • заключение на всех предприятиях «Илим Палп» коллективных договоров, фиксирующих размер минимальной заработной платы; • создание системы дополнительного пенсионного обеспечения сотрудников (выплата пожизненной пенсии, размер которой зависит от величины трудового вклада работника); • поддержка материнства и детства (ежеквартальная выплата дополнительного пособия матерям, находящимся в отпуске по уходу за детьми до трех лет; оплата содержания детей в детских дошкольных учреждениях); • реализация оздоровительных программ (организация и оплата санаторно-курортного лечения работников и летнего отдыха детей; проведение профилактических осмотров и вакцинации лесохимиков в рамках программы «Здоровье»); • организация ежегодных корпоративных соревнований между предприятиями «Илим Палп», результаты которых оцениваются по более чем двадцати показателям. Огромное внимание в компании уделяется вопросам создания безопасных условий труда, своевременной выплаты зарплаты, дополнительного медицинского страхования, развития персонала (программы подготовки и повышения квалификации), мотивации сотрудников, организации отдыха, программам финансовой помощи работникам в критических ситуациях. Важный фактор гармонизации отношений в сфере труда в «Илим Палп» - постоянное взаимодействие социальных партнеров (работодателей и профсоюза). Наглядный результат социального диалога - эффективная система коллективно-договорного регули-
рования, охватывающая все предприятия корпорации. О внутренних переменах работники исчерпывающе информируются через корпоративные СМИ, находящиеся в открытом доступе протоколы собраний работников предприятий и т.д. Начальным этапом процесса разработки мероприятий социальной ответственности организации является анализ внутренних возможностей и потребностей организаций для их осуществления. Инициативными центрами социальной ответственности выступают общественные (некоммерческие) организации (профсоюзы, партии, движения) в вопросах оплаты труда, соблюдения режима труда и отдыха, переподготовки работников в случаях сокращения рабочих мест, медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения, компенсаций в случаях травматизма и т.п. Инициаторами потребностей корпорации в осуществлении проектов (мер) социальной ответственности, выходящих за рамки деятельности организации, могут являться сами корпорации (холдинги, концерны, акционерные общества) или партнерские объединения, действующие на корпоративной основе при поддержке государственных органов (бюджета). Потребности в инвестициях в данном случае определяются исходя из региональных условий реализации проектов корпоративной социальной ответственности, количества работающих, текущих оценок и прогноза заболеваемости, демографических показателей, экологических характеристик среды. Возможности корпораций реализуются по схемам финансового взаимодействия на основе расчетов экономической эффективности, предлагаемых проектов социальной направленности и обоснований долевого участия организаций в их реализации, подкрепленными соответствующими гарантиями. Результаты начального этапа составляют основу для формирования стратегических целей и социальной политики в поведении каждого из участников проектов. Ограничениями процесса выступают общеэкономические факторы - инвестиционный климат, инфляция, кредитная политика, состояние финансового рынка, организационная культура, финансовая устойчивость участников соглашений, конъюнктура рынка в сфере бизнеса продвигаемых услуг. Анализ среды в мероприятиях корпоративной социальной ответственности осуществляется дифференцированно по видам взаимодействия: □ с органами государственного управления (администрация района, области, налоговые и надзорные службы федерального уровня, службы социальной защиты); I организациями бизнеса (субъекты ПХД, общественные движения и организации, объединения, инвесторы и кредиторы). Анализ результатов реализации внутренней корпоративной социальной ответственности В связи с растущим интересом российских компаний, государственных учреждений и академических кругов к проблематике КСО, за последнее время было представлено несколько аналитических докладов, посвященных социальной деятельности бизнеса в России. Наиболее полным из них является «Доклад о социальных инвестициях в России - 2008»32. Этот доклад был подготовлен Ассоциацией Менеджеров в рамках проекта Программы развития ООН по продвижению «Глобального договора» ООН. Доклад содержит анализ практик корпоративной социальной ответственности российских компаний, позиционируемых как лучшие. В процессе подготовки доклада были проведены анкетные опросы среди 102 компаний - лидеров КСО и углубленные неформальные интервью с руководителями высшего звена, отвечающими за реализацию КСО в этих компаниях.
Среди опрошенных компаний были представлены в большинстве своем те, которые имели валовый объем продаж свыше 1 млрд руб., вне зависимости от отраслевой принадлежности. При этом на долю сферы услуг пришлось 38 % компаний, на долю сырьевого сектора - 33 %, на долю отраслей перерабатывающей промышленности - 2 9 %. Активнее ответственность проявляется, когда она касается персонала собственного предприятия, и подобная диспропорция между внутренними и внешними социальными инвестициями за последние годы только
увеличивается. Таким образом, первый вывод, который можно сделать на основе анализа практики корпоративной социальной ответственности в России - в нашей стране преобладает внутренняя КСО. Первыми критериями оценки социальных инвестиций в России стали количественный и качественный индексы, рассчитанные по агрегированным показателям для всех компаний. Количественный индекс рассчитывался по трем разновидностям: как величина социальных инвестиций, приходящаяся на одного работника; как отношение социальных инвестиций к валовому объему продаж и как удельный вес социальных инвестиций в балансовой прибыли. Социальные инвестиции в данном контексте - материальные, технологические, управленческие, финансовые и иные ресурсы компании, направляемые на реализацию корпоративных социальных программ, осуществление которых в стратегическом отношении предполагает получение компанией определенного экономического эффекта. При этом суммарные результаты по всем фирмам были соответственно: социальные инвестиции на одного работника - 54,3 тыс. руб., отношение социальных инвестиций к валовому объему продаж - 3,76 %, удельный вес инвестиций в балансовой прибыли - 6,25 %. Качественный индекс социальных инвестиций показывает, каким образом процесс социального инвестирования выстраивается внутри компании, и рассчитывается на основе тринадцати индикаторов, сведенных в три группы: институциональное оформление стратегии КСО (имеется в наличии у 87 % опрошенных компаний), систему учета социальных мероприятий (реализуется у 52% компаний), комплексность осуществляемых мероприятий (положительно оценена у 64 % компаний). На основе приведенных данных можно утверждать, что в случае с социальной ответственностью российский бизнес столкнулся с типично российской проблемой: документальное, формальное сопровождение социальных программ опережает как их реализацию, так и контрольноучетные мероприятия.
Определенный интерес представляет структура корпоративных социальных инвестиций. Они могут быть как внутренними для организации, так и внешними. В России преобладание внутренних социальных инвестиций носит устойчивый характер, в то время как инвестиции, связанные с добросовестной деловой практикой и направленные на взаимодействие с потребителями и деловыми партнерами, пока не получают должного развития. Это вызвано тем, что внутренняя ориентация социальных инвестиций более эффективна экономически, так как быстрее окупается. В ходе исследования российские компании продемонстрировали отсутствие единого понимания сущности КСО, и, как следствие, значительное разнообразие практических видов КСО. Большинство компаний придерживаются обобщенных подходов, ориентированных на актуальные документы международных и российских организаций, таких как Глобальная инициатива по отчетности, Глобальный договор ООН, Социальная хартия российского бизнеса РСПП и Позиция Комитета Ассоциации Менеджеров по корпоративной ответственности и других. Оригинальные и специфичные определения КСО используют лишь 15 компаний из 102. Например, это ОАО «Татнефть», согласно которой «КСО - это добровольный вклад бизнеса в развитие общества, осуществляемый посредством социальных инвестиций, направленных на профессиональное развитие и социальную защиту персонала, поддержку здравоохранения, спорта, культуры, образования, охрану окружающей среды», или ОАО «ОГК-4», которая считает, что «ответственность генерирующих компаний состоит в качествен-
ном и бесперебойном производстве электро- и теп-лоэнергии». КСО в России носит как стратегический, так и реагирующий характер. Такую модель, в которой выделяются два направления участия корпорации в жизни социума, создали М. Портер и М. Креймер. Если стратегическому направлению присущи дальновидность, долгосрочные перспективы, социальные инвестиции, улучшающие конкурентное положение фирмы, то реагирующее направление - это практика, направленная на покрытие общественных издержек, поддерживающая репутацию фирмы в краткосрочной перспективеЗЗ. Проведенное исследование показало, что реагирующая КСО все таки преобладает в отечественном бизнесе по отношению к стратегической: это и нерегулярные благотворительные пожертвования музеям, и помощь малоимущим, и программы, снижающие экологические риски.
Но отдельные компании, например «Роснефть», осваивают и стратегическую КСО, реализуя такие долгосрочные социальные проекты, как ипотека и санаторно-курортное лечение для своих сотрудников или жилищное строительство на условиях со-финансирования муниципальных бюджетов. Среди документов, в которых закреплена стратегия компании в области КСО, компании-респонденты выделили следующие:34 С коллективный договор - 58 %; □ кодекс корпоративного поведения - 29 %; этический кодекс - 22 %; I отдельный документ, утвержденный высшим исполнительным органом - 21 %; □ другое - 12 %; С у 12 % подобный специальный документ отсутствует. Кроме того, компании демонстрируют и значительное разнообразие в выборе подразделений, непосредственно отвечающих за реализацию стратегий в области КСО. Рейтинг здесь таков: департамент по управлению персоналом - 59 %, все подразделения организации в рамках реализации своих функций - 39 %, департамент по связям с общественностью - 38 %, департамент по экологии и охране окружающей среды - 14 %, департамент по социальному развитию - 12 %, специально созданные межфункциональные группы - 7 %, департамент маркетинга - 6 %, департамент по социальной ответственности 5 %, департамент по отношениям с инвесторами - 3 %, другое - 14 %35. Этот результат говорит о том, что лишь в редких случаях в компаниях имеются специальные комитеты по КСО; гораздо чаще, ввиду ориентированности на определенные группы людей, проблемами социальной ответственности занимаются маркетологи, менеджеры по персоналу и специалисты по отношениям с инвесторами или же занимаются все подразделения, что, по сути, может означать отсутствие единой социальной политики организации. Таким образом, исходя из статистических данных, в процессе внедрения КСО в практику российские компании сталкиваются со следующими основными особенностями и проблемами: I отсутствием единого понимания концепции КСО и ее инновационной стороны; если рассматривать практики ведущих российских компаний в сравнении с пирамидой Л. Ке-ролла, то в их деятельности экономическая, правовая, этическая и филантропическая ответственности сочетаются по-разному, и не всегда выполняется условие убывающей силы обязательств для данной последовательности; С отсутствием систематического, сбалансированного подхода в социально-инвестиционной деятельности; преобладание реагирующего характера КСО; С отсутствием определенности в качестве и количестве необходимой документации КСО; I отсутствием четких инструкций по поводу организации подразделения, отвечающего за реализацию КСО; I преобладанием внутренних социальных инвестиций в ущерб внешним
Режим доступа:
ЛИТЕРАТУРА
1. Доклад о социальных инвестициях в России [Электронный ресурс] - 2008. http://europeandcis.undp.org/news/show/ED0CA8 7D-F203-1EE9B7A8FBB8A2B9CBFF
2. Документы Всемирного банка по проблемам социальной ответственности бизнеса (www.wordbank.orq). Корпоративная ответственность перед обществом.
3. Зарецкий А.Д. Корпоративная ответственность: мировая и отечественная практика: учебное пособие / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. - Краснодар: КСЭИ, 2012. - 231 с.
4. Институт исследований мирового банка [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://crinfo.worldbank.org/wbcrinfo/
5. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. - М.: КНОРУС, 2008. - 504 с.
6. Короткова Э.М. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров / Э.М. Ко-роткова. - М.: Юрайт, 2012. - 445 с.
7. Корпоративный социальный отчет. Рекомендации Ассоциации менеджеров, 2005. - Режим доступа: www.amr.ru
8. Палацци М. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе / М. Палацци, Дж. Статчер. - М., 1997.
9. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса: учебное пособие / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов. - М.:ТК Велби, Проспект, 2008. - 352 с.
10. Роббинс С.П. Менеджмент / С.П. Роббинс, М. Коултер. - М.: Вильямс, 2004. - 880 с.
11. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: возвращение к истокам // Российский журнал менеджмента. - 2006, Т. 4. - № 3. - С. 186-190.
12. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. - М.: Ассоциация менеджеров, 2003. - 208 с.
13. Социальное измерение в бизнесе. Международный форум лидеров бизнеса под эгидой принца Уэльского. - М.: НП Социальные инвестиции, Изд. дом «Красная площадь», 2001.
14. Goodpaster K. Consciennce and Corporate Culture. Blackwell Pablishing: Maiden, MA, 2007