вательными учреждениями разных уровней и т. д. В результате такого взаимодействия возможно создание стратегических альянсов, направленных на обмен информацией, знаниями, опытом, сотрудниками и обучающимися для реализации совместных образовательных и научно-исследовательских проектов [2]. Внедрение комплексной системы управления знаниями в деятельности вуза предполагает также использование технологий управления знаниями и в организации научно-исследовательской деятельности.
Список литературы
1. Богомолов А.И., Костюнин В.И., Невежин В.П. Сетевые структуры в сфере образования и инноваций. - М.: Финансовый университет, 2010.
2. Ланских А.Н. Рабочее место любого специалиста XXI века - это персональный компьютер // Финансист. - 2011. - №117.
И. А. Сиялова
Корпоративная система повышения квалификации как управление знаниями в непрерывном образовании педагогов
В последние годы в российском образовании происходят инновационные процессы, направленные на развитие и совершенствование всей системы образования. Возникает объективная потребность в новой школе, главной задачей которой должно быть воспитание современно образованных, нравственно предприимчивых выпускников, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью и конструктивностью. Необходимость успешного решения этой задачи делает крайне актуальной проблему повышения уровня профессионализма педагогов.
Управление знаниями педагогов в рамках образовательной среды школы становится все более актуальным в связи:
- с государственным заказом, отраженным в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», одним из ключевых направлений которой является развитие педагогического потенциала;
- с широким внедрением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
- с заказом со стороны начинающих педагогов, испытывающих затруднения;
- с необходимостью изменить отношение к восприятию и внедрению инновационных идей в среде опытных педагогов [3].
Одним из основных принципов образовательной политики Российской Федерации, заложенных Федеральным законом № 273-Ф3 «Об образовании в РФ», является принцип обеспечения права на образование в течение всей жизни [1].
Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития [2].
В соответствии с этим национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет шесть ключевых направлений развития общего образования, одним из которых является система совершенствования знаний учительского корпуса.
Переход на новые стандарты сопровождается значительными инвестициями в развитие образования, существенными изменениями в материально-техническом обеспечении, обновлением в содержании образования. Но они не дадут ожидаемого эффекта, если уровень профессионального развития педагогических кадров, уровень управления их знаниями не отвечает этим изменениям.
На сегодняшний день отсутствует хорошо продуманная модель методического, организационного сопровождения педагогов, обеспечивающая рост их знаний и профессионального мастерства.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» расширил круг организаций, которые могут реализовывать дополнительные профессиональные программы. Теперь эту деятельность могут осуществлять в том числе и научные организации. Сохранено и право осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в этой сфере. Закреплено понятие сетевых форм дополнительного профессионального образования, что позволяет слушателям оптимально выстраивать индивидуальную образовательную траекторию с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия [1].
Главной задачей в работе с педагогами становится развитие их профессиональных компетентностей: формирование творческой индивидуальности, готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям, способности к непрерывному образованию, в первую очередь, через освоение программы дополнительного профессионального образования.
Учитывая то обстоятельство, что педагогический работник повышает свою квалификацию один раз в три года, а программы профессиональной переподготовки осваиваются однократно, сопровождение непрерывного профессионального развития педагогов должно быть организовано в образовательной организации, в которой должна быть создана школьная образовательная среда, способная обеспечить всем членам школьного сообщества личностное развитие и саморазвитие.
Управление знаниями педагогов через повышение квалификации должно быть согласовано с индивидуальными целями педагога и с задачами, стоящими перед организацией; планируемым и управляемым систематическим процессом; направлено на совершенствование компетенций на уровне отдельного педагога, методического объединения учителей и всей организации [3].
В современном образовании одной из важнейших задач является повышение профессионализма как фактора повышения качества образования.
По мнению И.А. Грешиловой, современная модель системы повышения квалификации должна строиться с учетом ключевой задачи - гибкости и разнообразия форм повышения квалификации, что позволяет эффективно использовать опыт и потенциал инновационных школ и лучших учителей в системе повышения квалификации [4].
Не умаляя достоинств традиционной системы повышения квалификации в рамках учреждений дополнительного профессионального образования в реализации принципа непрерывного образования, в развитии профессиональной компетентности учителя приобретает большое значение система управления знаниями в условиях корпоративного (внутришкольного) повышения квалификации, которая имеет ряд преимуществ:
- позволяет оптимально учитывать интересы и практические потребности как учителей, так и самого образовательного учреждения;
- изменяет и развивает школьную образовательную среду;
- дает возможность видеть конкретные результаты обучения, меняющийся профессиональный уровень педагогов;
- не требует больших финансовых затрат;
- имеет практический (прикладной) характер.
Основные принципы, на основе которых должна базироваться система управления знаниями в программе корпоративного повышения квалификации: целостность, аналитичность в оценке деятельности педагога; личностно ориентированный подход к учителю; демократичность в отношениях администрации и педагогов; непрерывное отслеживание результатов труда учителя, их оценивание и материальное поощрение [3].
Организация внутришкольной системы управления знаниями педагогов с целью повышения квалификации как составной части непрерывного образования предполагает соблюдение следующих условий:
- нормативно-регламентирующих, создающих правовые основы для осуществления профессиональной деятельности;
- перспективно-целевых, обеспечивающих инновационную деятельность учителя в соответствии с потребностями образовательной организации;
- потребностно-стимулирующих, обеспечивающих благоприятную материальную и психологическую обстановку для осуществления инновационной деятельности;
- коммуникативно-информационных, создающих образовательную координационную основу инновационной деятельности [3].
Реализация программы управления знаниями педагогов в системе корпоративного повышения квалификации включают следующие этапы, результаты каждого из которых позволяют сделать более эффективной деятельность администрации школы по управлению образовательной организацией:
- диагностический - выявление потребностей в обучении персонала, анализ накопленного положительного и негативного опыта работы педагогического коллектива;
- теоретический - изучение педагогическим коллективом новых образовательных технологий, новых подходов к обучению и воспитанию;
- практический - практическое использование новых научных подходов, актуального педагогического опыта, соотнесение с собственной деятельностью через проведение открытых уроков, семинаров-практикумов, мастер-классов;
- контрольно-оценочный - подведение итогов работы учителей.
Управление знаниями в системе повышения квалификации на
уровне образовательной организации может проводиться как по единой методической проблеме, которая должна быть стержневой для развития школы, так и в режиме работы малых групп, объединенных общей темой и интересом.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 278-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 дек. 2011 г. № 2227-р).
3. Батракова И.С. Обобщенная модель повышения квалификация педагогических кадров в контексте непрерывного профессионального образования // Человек и образование. - 2011. - №1.
4. Грешилова И.А. Философская культура личности в контексте непрерывного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. -№ 3.
Е. В. Яшина
Управление знаниями педагогов по освоению ФГОС в образовательном учреждении
Сегодня, в начале нового тысячелетия, государством и обществом предъявляются принципиально новые требования к образованию, его результатам. Освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование на их основе метапредметных (мыслительных) операций и развитие личностных качеств каждого учащегося предусмотрено в федеральных государственных