нологий. Имеющейся опыт совместной работы образовательных учреждений в составе ТМЦ ДО (по вертикали и по горизонтали сотрудничества) трудно переоценить, он
имеет огромное значение для дальнейшего развития дистанционного обучения в России.
Литература
1. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация /Отв. ред. В.И. Солдат-кин. - М.:МГИУ, 2003. -518с.
2. Материалы отчетной конференции Томского межвузовского центра дистанционного образования. По итогам работы 2003 г. - Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2004. -108с.
3. Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. - М.: Политиздат, 1972. - 235 с.
4. Советский энциклопедический словарь /Под ред. А.М.Прохорова. - М., 1988.
5. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. - М., 1992. - 140 с.
6. Третьяков П.И. Практика управления современной школой (Опыт педагогического менеджмента). -М., 1995. -204 с.
7. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Уч. пос. для вузов. - М., 2001.
8. Технология дистанционного обучения: Уч.-метод. пос./Бондарь В.А., Воронин А.И., Жуков В.К. и др. //Томск: Томский межвуз. центр дистанц. образов, 2004. - 78с.
9. Кручинин В.В. Генераторы в компьютерных учебных программах. Томск: Изд-во Томск гос. унта, 2003. -200с.
10. Каталог учебно-методических материалов для дистанционного обучения. - Томск: Изд-во ТУ-СУР, 2002. -45с.
11. Кручинин В.В., Молочко М.Ф. Система тестирования, основанная на генерации вопросов и тестовых заданий/Открытое образование. - 2004. - №4, - С.30-35.
12. Носуленко А.В. Использование методологии ГОЕБ в рамках создания корпоративной информационной системы «Лоцман-ЕБИ» ТМЦ ДО//Дистанционные образовательные технологии. Пути реализации: Сб. научн. тр. - Вып. 1. - Томск: Изд-во ТУСУР, 2004. - С. 165-174.
13. Кавецкий С. Ф. Использование веб-сайта ТМЦ ДО в процессе обучения студентов с применением дистанционной технологии/ Кавецкий С.Ф., Кручинин В.В. // Дистанционные образовательные технологии. Пути реализации: Сб. научн. тр. - Вып. 1. - Томск: Изд-во ТУСУР, 2004. -С.142-148.
14. Компьютерный учебник «ТМЦ ДО. Высшая Математика-1» Борисов С.И. и др. //Открытое образование. - 2004. - №3, - С.12-17.
15. Функционально полный компьютерный учебник «Аналоговая схемотехника»/Тановицкий Ю.Н. и др. // Дистанционные образовательные технологии. Пути реализации: Сб. научн. тр. - Вып. 1. -Томск: Изд-во ТУСУР, 2004. - С.142-148.
16. Кобзев А.В. Итоги работы Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в 2000-2004 гг. и основные направления развития в 2005-2009 гг. -Томск: Изд-во ТУСУР, 2004. - 121с.
КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
И.А. Тавгень, к.т.н., доц. директор проекта Интернет ПРООН в Республике Беларусь Тел.: (375-17) 210-03-66, E-mail: [email protected] Белорусский национальный технический университет http://www.bntu.by
There has been suggested a distance education system which is based on on-line networking technology and on the base of research and education network UNIBEL/NICS of
the Republic of Belarus.
Мировая тенденция перехода к нетради- ется в росте числа вузов, ведущих подготов-ционным формам образования прослежива- ку с использованием технологий дистанци-
онного обучения. Сегодня открытое дистанционное образование (ОДО) становится неотъемлемым элементом системы образова-^^^^^ ния в целом [1, 2]
^^^^^^^^ и рассматривается А как система обучения, дающая Н возможность ра-
программ, техно-
А ^^Ч^г V логий и форм обу-
^^^ чения для дости-ШЩГавг^и, жения максималь.
ной эффективности образовательного процесса [3]. ОДО не только завоевало признание и утвердилось в обществе, но и активно влияет на развитие других форм образования, вытесняя недостаточно эффективные (например, вечернее) и обогащая новыми содержательными и организационными компо-нентами очное и дополнительное образование. Активное внедрение ОДО в педагогическую практику настоятельно требует разработки основ теории, методологии, организации, а также разработки и использования новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Особенностью создаваемой в Республике Беларусь системы ОДО является то, что она находится на стадии становления, и в процессе ее разработки необходимо учесть ряд специфических факторов и условий. Национальная система ОДО должна основываться на мировом опыте, а также учитывать национальные традиции и опыт. На сегодняшний день действия белорусских организаций и учреждений, развивающих технологии ДО, являются достаточно разрозненными. Необходим единый центр, который представлял бы собой фундамент национальной системы ОДО. Первым шагом на пути объединения усилий в области ДО стало создание научно-методического совета Министерства образования РБ по вопросам дистанционного обучения по приказу № 240 Министра образования для координации и упорядочения деятельности по внедрению ДО в учреждениях образования Республики Беларусь.
При рассмотрении процесса становления и развития ОДО в республике необходимо отметить целый ряд предпосылок (социально-экономических, технологических, особенностей национальной системы образования и др.), способствующих развитию ОДО.
Прежде всего - это высокий образовательный уровень населения. По официальным данным ООН, Республика Беларусь занимает 56-е место по уровню развития человеческого потенциала, во многом за счет высокого индекса уровня образования (0,92). Существует высокая централизация управления Министерством образования, вместе с тем учреждениям образования предоставляется достаточная свобода в организации самостоятельной деятельности. При этом главными целями становления и развития ОДО в Республике Беларусь являются наиболее полное обеспечение потребностей и прав граждан на получение образования, предоставление широким кругам населения равных образовательных возможностей, а также повышение уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала на основе новых ИКТ [4].
Важными предпосылками создания ОДО в республике явились быстрые темпы развития национальной телекоммуникационной сети БелПак, создание и развитие сети министерства образования Ц№ВБЬ, сети Национальной академии наук ВА8№1;, а также сети НИКС с доступом к ресурсам Интернет, которые создают достаточно мощный фундамент для развития ОДО.
Определенные шаги в развитии и внедрении дистанционных технологий в учебный процесс сделаны в ряде учебных заведений, организаций и учреждений Республики Беларусь: БГУИР, Академии управления при Президенте Республики Беларусь, БГУ, БГЭУ, БНТУ [5, 6, 7] и других, где накоплен большой научно-методический, кадровый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии.
Анализ и обобщение деятельности белорусских учреждений и организаций системы образования, использующих в учебном процессе технологии ДО, показал, что в этом процессе участвуют государственные, негосударственные и корпоративные образовательные учреждения. В процессе самостоятельной контролируемой работы студентов общение обучающихся между собой и с преподавателем проводится как очно, так и дистанционно, с помощью традиционной почты, технических средств информационных технологий (факс, телефон), а также компьютерных сетей. Большинство учреждений для проведения учебного процесса формируют комплекты учебно-методических материалов (кейсы). Основу кейса на
сегодняшний день составляют бумажные издания учебно-методических материалов. Компьютерные обучающие программы в основном используются для представления учебного материала, тестового контроля знаний и реализации информационно-справочной части курса.
Наиболее разумной, на наш взгляд, представляется система ОДО, которая использует уже существующие организационно-управленческие связи системы образования и имеющуюся телекоммуникационную среду [8]. В настоящее время между регионами Республики Беларусь уже созданы цифровые каналы передачи данных. Их качество постоянно повышается. Однако внутри регионов говорить о массовом подключении учебных заведений в режиме онлайн пока не приходится. Вместе с тем, нарекания на сетевую инфраструктуру справедливы лишь частично. Интенсивное развитие вышеперечисленных телекоммуникационных сетей привело к тому, что жители почти всех городов имеют возможность использовать электронную почту (e-mail). Наличие же email обеспечивает интерактивную связь практически с любым городом и учебным заведением. Кроме того, быстрое развитие мобильной связи, наложенной цифровой связи для физических лиц может в значительной степени снять проблемы доступа в сеть. Поэтому при построении как национальной системы ОДО, так и корпоративных систем целесообразно опираться на имеющиеся сетевые инфраструктуры.
Вышеперечисленные условия позволяют развернуть специализированные серверы ДО в регионах, например, на базе узлов сети UNIBEL/НИКС, которые расположены в областных вузах республики. На таком региональном сервере может быть помещено программное обеспечение ДО практически любой сложности, а имеющиеся каналы связи могут обеспечить его доступность в любое время суток. Такое решение, на наш взгляд, позволит относительно малыми затратами создать учебным заведениям равные возможности в реализации своих образовательных услуг на рынке ДО. Предлагается следующая сетевая схема системы ДО на базе сети UNIBEL/НИКС (рис.1).
В предлагаемой структуре подключений и доступа к ресурсам образовательных организаций сеть UNIBEL/НИКС представляется удобным транспортным средством, обеспечивающим высокоскоростное взаимодействие пользователей и программно-тех-
нического комплекса узла дистанционного обучения. Пропускная способность сети UNIBEL/НИКС на ключевых сегментах - не менее 10 Мбит/с, а соединение между Центром управления сети и Центром коммутации пакетов РАО «Белтелеком» - не менее 100 Мбит/с. На узлах связи качественная коммутация пакетов обеспечивается посредством применения программируемых высокопроизводительных коммутаторов фирмы Cisco.
Во всех областных городах Беларуси на базе ведущих вузов расположены узлы доступа опорной сети Министерства образования, состоящие из аксесс-серверов Cisco, обеспечивающих dial-up соединение для региональных потребителей дистанционной образовательной услуги. Данные узлы осуществляют организацию обмена информацией в регионе, опираясь на существующие каналы связи (ADSL технологии и др.), и выступают как точки, вокруг которых организуется оптоволоконная современная опорная сеть (например, в г. Гродно).
В целом комплекс технических средств системы ДО должен включать компьютер, на котором функционируют программные средства, обеспечивающие реализацию функций сервера приложений, сетевую среду передачи данных Fast Ethernet локальной сети учреждения ДО (сетевой адаптер, Switch Intel Express, оптоволоконный конвертор Ethernet), сетевую среду передачи данных UNIBEL (оптоволоконный кабель, оптоволоконные модемы, оптоволоконные конверторы, маршрутизаторы), сетевую среду передачи данных НИКС, БасНет или БелПак. Сетевые среды, перечисленные выше, служат для доставки запроса от пользователя к компьютеру в узле ДО и доставки ответов на запросы пользователю.
Учреждения образования, подключенные к сети, могут предоставлять достаточное количество рабочих мест и точек доступа для организации процесса ДО с помощью типового узла. Создание узла ДО состоит в подборе, установке, настройке и апробации комплекса сетевого оборудования и программного обеспечения ДО и выработке рекомендаций по их эффективному использованию. Узел ДО функционирует как информационный и административный центр обучения. Пользователи, подключаясь различными способами к глобальной или локальной сетям, обеспечивающим доступ к узлу ДО, проходят в дистанционном режиме ре-
гистрацию, авторизацию, получают доступ к учебным материалам и средствам обучения.
Функционирование предложенной системы осуществляется следующим образом. Запрос пользователя достигает ближайшего узла опорной сети, например UNIBEL/ НИКС, BASNET или БелПак. Затем по высокоскоростным каналам доступа, организованным внутри сети, запрос доставляется в узел дистанционного обучения. Сервер приложений, функционирующий в центре управления, получив запрос пользователя на некоторые образовательные ресурсы ДО, проверяет права на использование ресурса в соответствии со своей базой данных регистрации и авторизации. Если запрет на ресурс для пользователя отсутствует, то система
производит выполнение запроса, в противном случае пользователю направляется сообщение об отказе в доступе с указанием причины. На узле ДО происходит учет выполнения обучаемым учебной программы, контроль уровня знаний, организуется хранение и доставка учебных материалов пользователям, проводятся интерактивные лекции, консультации, тестирование. Узел ДО обеспечивает взаимосвязанное и согласованное решение разнородных задач процесса ДО.
Витебсти узел UNIBEL на базе Витебского гос ударст&еннсго те то логического уню ере итета
Учебные аведення, ноюльзунш.не технологии ДО по выделенной лнннн
Гродненский узел UNIBEL на базе Г государственного университета им
Гомельскии узел UNIBEL № базе Гомель сксго государственного университета
Могилевскии узел UNIBEL на базе M сгилевской областнсм библиотеж
V
г 1 \
Dial-up пользователи
УслцгДО
Брестсюм узел UNIBEL m базе Брестского ОбЛТеЛЙКО№
Modems pool
m
3D
Рис. 1. Сетевая схема системы ДО на базе сети UNIBEL/НИКС
Для единства системы ОДО предлагается создать единое информационное пространство для всех учреждений образования (УО) в виде единой программной оболочки ДО, которая может представлять собой распределенную систему, состоящую из трех основных элементов: 8егуег-ЕЫоп, 8егуег-8БО и 8егуег-С8 (рис.2). 8егуег-Е1а1оп является единым хранилищем информации для определенной группы учреждений образования (факультеты вуза, школы района и т.п.), а 8егуег-8БО представляет информационные ресурсы каждого учреждения образования. Сервер корпоративной системы 8егуег-С8 является своеобразным «экраном», где отражается вся статистическая
информация по учреждениям образования и по курсам этих учреждений.
На рисунке приняты следующие обозначения: УО - учреждение образования; УП -учебный план; РП - рабочий план; УГ -учебная группа; УМК - учебно-методический комплекс.
В предлагаемой структуре обеспечивается достаточно полная административная и финансовая независимость каждого отдельного учебного заведения, и при этом удовлетворяется основной принцип дистанционного образования - приближение процесса обучения к месту проживания обучаемого.
Функционально предложенная структура корпоративной системы ОДО, помимо чисто образовательных функций, обеспечи-
вает возможность профессионального общения и обмена опытом для участников системы. К средствам, направленным на решение этих задач, относятся тематические телеконференции, чат-форумы, создание электронных библиотек и баз данных нормативных актов, методических материалов и др. В
системе могут также присутствовать учебно-методические материалы по специальностям, материалы научно-методических советов и рабочих групп по областям и различным направлениям знаний.
Рис. 2 Структура распределенной системы ОДО.
В связи с вышеизложенным предлагается создание двух компонент: распределенной Интернет/Интранет системы и двух локальных клиентских систем («Преподаватель» и «Студент»). Интернет/Интранет система обеспечивает доступ к электронному банку данных и различным службам всем зарегистрированным пользователям Интер-нет/Интранет сети через удобный веб-интерфейс. Интернет/Интранет система позволяет любому зарегистрированному студенту изучить УМК, сдать тестовые задания, ознакомиться с комментариями специали-
стов, просмотреть информацию о своей успеваемости, пообщаться с другими студентами и т.п. Зарегистрированные преподаватели посредством Интернет/Интранет системы имеют возможность проводить онлайн лекции и семинары, вносить информацию о текущей успеваемости студентов, проводить итоговое тестирование студентов. Таким образом, Интернет/Интранет система позволяет проводить обучение студента через Интернет или локальную сеть.
Локальная клиентская система может быть двух конфигураций: «Преподаватель»
и «Студент». Локальные клиентские системы представляют собой CD-диски с необходимой для изучения в определенном семестре (четверти) информацией и позволяют работать в оффлайн режиме с клиентскими банками данных с целью минимизации времени нахождения в Интернет в онлайн режиме. Наличие у зарегистрированного пользователя такого CD-диска не лишает пользователя возможности работы с корпоративной системой ДО через Интернет.
Локальная клиентская система «Преподаватель» позволяет в оффлайн режиме зарегистрированным преподавателям создавать электронные учебные материалы и тестовые задания, а затем через Интернет или локальную сеть импортировать их в Интернет/Интранет систему на Server-Etalon.
Локальная клиентская система «Студент» содержит необходимые учебно-методические комплексы, промежуточные тестовые задания и комментарии специалистов по предметам, изучаемым в предстоящем семестре (четверти) и в уже законченных семестрах (четвертях), т.е. информация
постепенно дописывается на СБ-диск пользователя по мере изучения дисциплин каждого семестра (четверти).
Такое решение позволит относительно малыми затратами обеспечить учреждениям образования равные возможности в реализации своих образовательных услуг на рынке дистанционного обучения.
Таким образом, предлагаемая организационная структура корпоративной системы ОДО, используя уже существующие организационно-управленческие связи системы образования и имеющуюся телекоммуникационную среду, позволит:
- сформировать необходимую информационно-телекоммуникационную инфраструктуру для обеспечения корпоративной системы ОДО на основе сетевой технологии;
- обеспечить условия повышения эффективности взаимодействия на внутри- и межведомственном уровне на основе использования ИКТ;
- содействовать повышению уровня подготовки и переподготовки кадров на основе использования технологий ДО.
Литература
1. Краснова Г.А. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы. - М: Изд-во РУДН, 2002. - 252 с.
2. Щенников С. А. Открытое дистанционное образование. - М: Наука, 2002. - 527 с.
3. Лобачев С. Л., Солдаткин В.И. Российский портал открытого образования open.ru: проблемы и перспективы.- М.: МГИУ, 2002.- С. 148.
4. Жук А.И., Курбацкий А.Н., Листопад Н.И., Тавгень И. А. Концептуальные основы создания и развития дистанционного образования в Республике Беларусь.- Мн.: БГУ, 2002.- С. 20.
5. Красовский В. И. Дистанционное обучение: от эксперимента к внедрению // Дистанционное и виртуальное обучение. -2004. - N 7. -С. 17-19.
6. Ганчарик Л. П. Синергетическая модель образовательного процесса в системе дистанционного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2004. - N 7. - С. 11-14.
7. Зеневич А.М., Комличенко В.Н., Морозевич А.Н. Дистанционное обучение: классификация, проблемы внедрения // Информатизация образования.- 2002.- № 1.- С. 3-24.
8. Тавгень И. А. Модель организационной структуры системы дистанционного образования в Республике Беларусь // Открытое образование. - 2003. - № 2. - С. 49-55.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДИЦИНЕ
С.В.Фролов, д.т.н., проф. каф. Информационных процессов и управления Тел.:(075-2) 72-91-87, E-mail: [email protected] М. С. Фролова, студ. E-mail: [email protected] Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ) http://ns.tstu.ru/win/tgtu/podraz/fakul/tehkiber/ipu/ipu.htm
The article discusses the development of telemedical technologies in medical staff remote training. Such technologies are necessary for continuous medical education of doctors.