и «Студент». Локальные клиентские системы представляют собой CD-диски с необходимой для изучения в определенном семестре (четверти) информацией и позволяют работать в оффлайн режиме с клиентскими банками данных с целью минимизации времени нахождения в Интернет в онлайн режиме. Наличие у зарегистрированного пользователя такого CD-диска не лишает пользователя возможности работы с корпоративной системой ДО через Интернет.
Локальная клиентская система «Преподаватель» позволяет в оффлайн режиме зарегистрированным преподавателям создавать электронные учебные материалы и тестовые задания, а затем через Интернет или локальную сеть импортировать их в Интер-нет/Интранет систему на Server-Etalon.
Локальная клиентская система «Студент» содержит необходимые учебно-методические комплексы, промежуточные тестовые задания и комментарии специалистов по предметам, изучаемым в предстоящем семестре (четверти) и в уже законченных семестрах (четвертях), т.е. информация
постепенно дописывается на СБ-диск пользователя по мере изучения дисциплин каждого семестра (четверти).
Такое решение позволит относительно малыми затратами обеспечить учреждениям образования равные возможности в реализации своих образовательных услуг на рынке дистанционного обучения.
Таким образом, предлагаемая организационная структура корпоративной системы ОДО, используя уже существующие организационно-управленческие связи системы образования и имеющуюся телекоммуникационную среду, позволит:
- сформировать необходимую информационно-телекоммуникационную инфраструктуру для обеспечения корпоративной системы ОДО на основе сетевой технологии;
- обеспечить условия повышения эффективности взаимодействия на внутри- и межведомственном уровне на основе использования ИКТ;
- содействовать повышению уровня подготовки и переподготовки кадров на основе использования технологий ДО.
Литература
1. Краснова Г.А. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы. - М: Изд-во РУДН, 2002. - 252 с.
2. Щенников С. А. Открытое дистанционное образование. - М: Наука, 2002. - 527 с.
3. Лобачев С. Л., Солдаткин В.И. Российский портал открытого образования open.ru: проблемы и перспективы.- М.: МГИУ, 2002.- С. 148.
4. Жук А.И., Курбацкий А.Н., Листопад Н.И., Тавгень И. А. Концептуальные основы создания и развития дистанционного образования в Республике Беларусь.- Мн.: БГУ, 2002.- С. 20.
5. Красовский В. И. Дистанционное обучение: от эксперимента к внедрению // Дистанционное и виртуальное обучение. -2004. - N 7. -С. 17-19.
6. Ганчарик Л. П. Синергетическая модель образовательного процесса в системе дистанционного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2004. - N 7. - С. 11-14.
7. Зеневич А.М., Комличенко В.Н., Морозевич А.Н. Дистанционное обучение: классификация, проблемы внедрения // Информатизация образования.- 2002.- № 1.- С. 3-24.
8. Тавгень И. А. Модель организационной структуры системы дистанционного образования в Республике Беларусь // Открытое образование. - 2003. - № 2. - С. 49-55.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДИЦИНЕ
С.В.Фролов, д.т.н., проф. каф. Информационных процессов и управления Тел.:(075-2) 72-91-87, E-mail: [email protected] М. С. Фролова, студ. E-mail: [email protected] Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ) http://ns.tstu.ru/win/tgtu/podraz/fakul/tehkiber/ipu/ipu.htm
The article discusses the development of telemedical technologies in medical staff remote training. Such technologies are necessary for continuous medical education of doctors.
Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2005 году» к основным проблемам, требующим решения, относится создание эффективных механизмов, обеспечивающих реализацию права на получение доступной и качественной медицинской помощи для всех слоев населения.
В связи с этим все большую актуальность приобретает необходимость постоянного совершенствования системы последипломного образования врачей, особенно практикующих в области интенсивно развивающихся и наукоемких медицинских специальностей - анестезиологии и реаниматологии, кардиологии, травматологии и ортопедии, лучевой диагностике, общей врачебной практике (семейной медицине) и др.
Перспективным направлением развития методологии последипломной подготовки и переподготовки медицинских кадров является использование дистанционных образовательных технологий. Исходя из «Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плане ее реализации» (Приказ Министерства здравоохранения и РАМН № 344/76 от 27.08.01), дистанционное образование включает:
1. Повышение квалификации и профессиональную переподготовку врачей и медицинских сестер;
2. Теленаставничество - использование интерактивного контроля за действиями обучаемого во время проведения диагностических исследований или хирургических операций;
3. Работу с заочными аспирантами и докторантами;
4. Научно-практические семинары для оперативного обмена информацией о новых методах диагностики и лечения, доступной в настоящее время только специализированным учреждениям здравоохранения;
5. Тренинг пользователей при освоении новых медицинских методов и информационных технологий.
В настоящее время в Российской Федерации существует ряд телемедицинских проектов, включающих образовательные
программы [1-3]. Наиболее успешным из них является проект «Москва - регионы России», осуществляемый под руководством Российской ассоциации телемедицины и НЦССХ им. АН. Бакулева РАМН. В рамках этого проекта работают ряд ведущих медицинских центров Москвы и медицинские учреждения десятков регионов. Отдельные общеобразовательные лекции и семинары, тематические циклы лекций постоянно проводятся как для отдельных региональных медицинских учреждений, так и для нескольких регионов одновременно.
На базе Медицинского центра Управления _ . _ _
делами Прези- Щ^Фролова дента РФ функционирует Учебно-научный центр [2], который является Федеральным образовательным учреждением (институтом) послевузовского и дополнительного профессионального образования врачей. Учебно-научный центр является важным звеном в системе учреждений Медицинского центра Управления делами Президента РФ, обеспечивающим подготовку и усовершенствование медицинских кадров, организацию и проведение прикладных научных исследований, актуальных для практического здравоохранения, внедрение результатов этих исследований в повседневную лечебно-диагностическую и профилактическую работу.
За 35 лет существования Учебно-научного центра разработана стройная система послевузовского образования (ординатура, аспирантура, циклы повышения квалификации). Обучение осуществляется по 20 врачебным специальностям на прекрасно оснащенных клинических базах учреждений Медицинского центра Управления делами Президента РФ, отличающихся высоким уровнем лечебно-диагностического процесса.
Дистанционное образование развивается в Российском научном центре хирургии РАМН [4], где была разработана компьютерная сеть, объединяющая четыре операционные, отделение интенсивной терапии и клинические отделения. Сетевые ПК установлены в каждой операционной для сбора аналоговой и цифровой информации с мо-
ниторных анестезиологических приборов с математическим обеспечением автоматического ведения анестезиологической карты. Система к настоящему времени применена для компьютерного сопровождения более 2500 операций на открытом сердце.
В операционной кардиокорпуса организована стройная система сбора, редактирования и архивирования видеоинформации, собираемой с помощью цифровых камер. По окончании операции файлы с изображениями записываются в общий архив, проходят процедуру графического редактирования и далее используются врачами при составлении протокола операции, научной работе и при составлении компьютерных презентаций еженедельных отчетов руководителей хирургических отделений. Для удобства пользования архивом была разработана специальная программа, которая позволяет в системе Интранет пользоваться накопленной информацией с любого компьютера сети и обеспечивает поиск по дате операции, номеру операционной, фамилии больного или хирурга и т.д. Также был установлен сервер (http//oper.med.ru/oper.html), который обслуживает теледоступ к анестезиологическому архиву. Таким образом, врач с любого компьютера всемирной сети имеет возможность просмотреть как анестезиологическую информацию, так и цифровые фотографии операционного поля любой операции и обсудить ее результаты с коллегой, находящимся в любой другой точке мира. Кроме того, сайт Российского научного центра хирургии РАМН http://tele.med.ru (http//oper. med.ru/oper.html) позволяет в реальном времени наблюдать за ходом сложнейших хирургических операций (login: anest, ра88-word: an_WWW) (см. рис.1 на цв. вставке). Трансляция операций в Интернет осуществляется с помощью встроенных в операционную лампу веб-камер с собственным WWW-сервером (см. рис.2 на цв. вставке).
Наблюдение за ходом операции через Интернет - пример дистанционного образования. При этой методике обучения профессор и большая группа врачей-курсантов находятся вне операционной и в реальном времени оценивают состояние пациента, проводят дискуссии, не мешая ходу операции. Синхронный комментарий профессора позволяет обучаемым детально рассмотреть манипуляции оперирующего хирурга и понять причинно-следственные связи в его действиях.
Другим вариантом применения телемедицинских технологий в дистанционном образовании являются телелекции, во время которых преподаватель использует преподавательскую систему, чтобы с помощью телекоммуникационной сети и ученических систем дать дистанционно удаленным ученикам требуемый материал и проверить, насколько хорошо он усвоен.
Очевидно, что дистанционные образовательные технологии следует преимущественно применять на теоретических циклах повышения квалификации медицинских специалистов, однако сдачу экзаменов целесообразно проводить традиционным способом: тестирование, проверка навыков, собеседование.
Видеоконференцсвязь позволяет проводить опрос обучаемых в реальном времени, причем документальная камера (см. рис.3 на цв. вставке), подключенная к удаленному терминалу, позволяет дополнять устные ответы письменными и графическими пояснениями.
Различные учебные материалы: компакт-диски, содержащие обучающие программы, учебно-методические материалы, конспекты лекций, список литературы, деловые игры, контролирующий блок, учебные видеофильмы и т.д. - могут быть разосланы каждому обучаемому для предварительного ознакомления до начала курса телеобучения. Содержащаяся на компакт-диске управляющая программа обеспечивает процедуру целевого доступа к учебно-методическим материалам и поиска нужной обучаемому информации. В отдельных случаях может быть организована процедура пошагового выполнения с привлечением требуемой для выполнения текущего шага учебно-методической информации. При этом можно значительно уменьшить потребность поиска учебной информации через Интернет.
Важной особенностью преподавания в системе как традиционного (локального), так и дистанционного непрерывного медицинского образования является необходимость демонстрации большого количества графического и видеоматериала:
- фотографии поверхности тела пациентов при травмах и кожных патологиях, при системных заболеваниях и сосудистых нарушениях;
- фотографии анатомических и гистологических препаратов с вариантами нормы и патологии;
- фотографии и видеозаписи эндоскопических исследований пациентов;
- фото- и видеокопии экранов ультразвуковой диагностической техники при исследовании различных органов;
- видеозаписи объема и координирован-ности движений пациентов в травматологии, ортопедии и неврологии;
- фотокопии рентгеновских и томографических исследований;
- фотокопии сигналов функциональной диагностики (электрокардиограммы, элек-тромиограммы, электроэнцефалограммы, реовазограммы, реоэнцефалограммы и др.);
- фотографии отдельных этапов и полные видеозаписи хода оперативного вмешательства при различных хирургических патологиях и т.п.
Современные средства информационных технологий: цифровое фото и видео-позволяют вести накопление учебно-методических материалов непосредственно на жестком диске компьютера и компоновать их для конкретных лекций и семинарских занятий в ходе подготовки учебного процесса.
Накопленные ранее на традиционных носителях (фото- и рентгеновских пленках и видеокассетах) материалы могут быть введены в компьютер с применением профессиональной оцифровывающей аппаратуры.
Дистанционное образование развивается не только в столице, но и в регионах. Телемедицинские технологии внедряются в Тамбове [5]. На базе Тамбовской областной и Тамбовской областной детской больниц работают телемедицинские пункты, в которых установлены комплексы видеоконференц-связи (см. рис.4 на цв. вставке). Оснащение этих пунктов имеет достаточно универсальных характер и, в принципе, может быть использовано не только для проведения врачебных телеконсультаций, но и для обуче-
ния и повышения квалификации работников здравоохранения.
Планируется внедрение телемедицинского центра и в Тамбовском государственном техническом университете (ТГТУ). ТГТУ совместно с Hamburg University of Applied Sciences (Германия) работает над подготовкой проекта по телемедицине в рамках Sixth Framework Programme of the European Community for Research Technological Development and Demonstration Activities. Также в ТГТУ открыта подготовка специалистов по направлению 200400 «Биомедицинская техника» [6]. Значительная часть учебного плана посвящена телемедицинским технологиям.
Развитие в телемедицинских проектах образовательного направления (дистанционных обучающих технологий) необычайно важно, так как оно органично вписывается в общую концепцию повышения качества оказания медицинской помощи гражданам России вне зависимости от места их проживания. Несомненно, что дистанционное образование в медицине позволяет существенно повысить уровень профессиональных знаний врачей без отрыва от рабочих мест или дает возможность сократить сроки очной части обучения без потери его качества на фоне повышения охвата и доступности последипломного обучения и снижения расходов лечебно-профилактических учреждений на подготовку и переподготовку своих медицинских специалистов.
Интенсивно развивающаяся сеть телемедицинских центров, оснащенных передовым телекоммуникационным оборудованием и имеющих постоянную практику телемедицинских консультаций, позволяет осуществлять на высоком уровне не только дистанционное образование в медицине, но и быть основой в других областях открытого образования.
Литература
1. Миронов С.П., Эльчиян Р.А., Емелин И.В. Практические вопросы телемедицины. - М., 2002. - 180 с.
2. Эльчиян Р.А., Федоров В.Ф. Проблемы и перспективы электронного образования в медицине // Кремлевская медицина. Клинический вестник. - 2004 -№2. - С.90-95.
3. Фролова М.С. Реализация телемедицинских технологий // Инновационные технологии медицины XXI века. Медицинские компьютерные технологии: Тез. докл. первого Всероссийского научного форума. - М. , 2005. - С.539-541.
4. Флеров Е.В., Саблин И.Н., Бройтман О.Г. и др. Телемедицина в хирургической клинике // Медицина и высокие технологии. - 2004. -№1. - С.34-41.
5. Фролова М.С. Технологии телемедицинской консультации // Новые информационные технологии : Тез. докл. XIII Международной студенческой школы-семинара. - Судак, 2005. - С.320-321.
6. http://www.tstu.ru/win/tgtu/podraz/fakul/tehkiber/200402.htm