УДК 355.231
А. В. Бочкарев Екатеринбург
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: корпорация; корпоративная культура; корпоративный дух; офицер; честь; ценности.
АННОТАЦИЯ. В офицерской среде существует корпоративная культура, базирующаяся на выполнении обязательств и на доверии и чести. Корпоративная культура офицерского корпуса выражается в наборе ценностей, целей, правил и норм поведения и общения между офицерами.
A. V. Bochkarev
Yekaterinburg
THE CORPORATE CULTURE OF OFFICERS
KEY WORDS: corporation; corporate culture; corporate spirit; officer; honour; values.
ABSTRACT. There is the corporate culture among officers which is baced on performance of obligations and on trust and honour. The corporate culture of the officer is expressed in a set of values, purposes, rules and norms of behavior and communication between officers.
Офицерский корпус всегда был и будет проводником и защитником национальной государственной идеи России. В настоящее время проводятся мероприятия по созданию нового облика Российской армии, которые существенным образом отразятся на состоянии офицерского корпуса. Так, к 2012 г. количество офицеров сократится с 355 до 150 тысяч. Одним из направлений в стратегическом управлении Вооруженными Силами Российской Федерации является возрождение корпоративности офицерского корпуса России. Корпоративность офицерского корпуса должна стать стержнем, вокруг которого форми-
руется готовность и способность воинов и воинских коллективов к активным действиям в различных типах современных войн и исходит из идеи о том, что человеку всегда нравится побеждать.
Корпоративность офицерского корпуса России — идея не новая. В настоящее время возникает острая необходимость в ее историческом, теоретическом и методическом исследовании. Однако педагогический опыт, принципы и подходы к формированию корпоративности военных специалистов в настоящее время не нашли должного исследования.
В социальной психологии дается характеристика такой группы, как корпо-
рация. «Корпорация (от лат. гогрогайо — объединение, сообщество) — организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов» [2. С. 177—178.] В корпорации общая (иногда четко эгоистическая) цель лично значима для каждого члена и замкнута на ценности и достижения всей группы. Актив выдвигается руководителем и жестко ему подчиняется.
Совместная деятельность носит стабильный, устойчивый, высокоорганизованный и управляемый характер, а эмоциональные отношения устойчивы, но иногда эмоционально-психологический климат проявляет противоречивый характер. Эта противоречивость может проявиться в виде латентного, скрытого конфликта, который на каком-то этапе может превратиться в реальный. В многочисленных определениях можно выявить основные черты корпорации:
1. Принятие ее членами целей, ценностей, общих подходов к совместной деятельности.
2. Члены корпорации несут ответственность за конечный результат.
3. Корпорация становится командой, когда признает «командную подотчетность», базирующуюся на выполнении обязательств и на доверии, что означает возникновение особого «духа корпоративности» — чувства локтя в деловой сфере.
4. Корпорация отличается четким распределением функций.
5. В корпорации главенствует иерархическая ролевая структура.
6. Корпорации присуща максимальная централизация и авторитарность руководства организацией.
7. В ней часто происходит персонализация одних членов за счет деперсонализации других. Все это приводит,
как правило, к выходу из корпорации как слабых физически и психически сотрудников, так и сильных в интеллектуальном плане отдельных членов.
8. Любая корпорация имеет свой жизненный цикл и проходит определенные этапы становления и развития: рождение, детство, отрочество, зрелость, старение и умирание. Переход с одного этапа на другой может быть связан с корпоративным кризисом. Для корпорации офицеров характерна направленность на защиту Отечества, открытая подготовка офицеров в различных учебно-воспитательных учреждениях, групповая помощь и защита своих членов. В научных трудах определяются следующие требования к офицерской корпорации:
— корпорация должна быть сплоченной, что достигается путем высокого военного образования и успешной службой;
— в корпорации должны быть здоровые межличностные отношения и высокий «корпоративный дух». Корпоративный дух — внутренняя духовно-нравственная сила, действующая в корпорации между офицерами;
— справедливость, разумность и уважительность отношений между офицерами. Каждый имеет права и обязанности;
— войсковое товарищество, доверительность и взыскательность офицеров друг к другу;
— офицерская среда должна быть основой, фундаментом силы офицерского корпуса;
— в корпорации должно царить бережное отношение, помощь советами и делами молодым офицерам;
— корпорация должна исправлять своих членов, нарушающих честь офицера, и изгонять негодных к добросовестной службе.
Корпорации в Вооруженных Силах РФ проявляются чаще всего при делении по специфике деятельности, роду и виду войск, на принадлежность к какой-либо военной профессии.
Концепция корпоративности офицерского корпуса позволяет выявить механизмы формирования воинских ценностей у курсантов — будущих офицеров: усвоение смысла военной службы на основе исторической памяти, приобщение каждого из них к традициям, ритуалам воинской службы, принятие личностью ответственности за судьбу Родины, воинского коллектива через процесс самоидентификации. Все это требует серьезных исследований образовательного процесса в военных училищах, в выявлении возникающих противоречий, в поиске путей их преодоления, новых концептуальных подходов к повышению качества корпоративного образования курсантов.
Формирование военной корпоративности у курсантов в отличие от других видов обучения (обучение на курсах, переподготовка, элементы допризывной военной подготовки и т. д.) не носит разового характера, а цементирует всю жизнь и деятельность Российской армии.
Военная школа должна готовить победителей, управленцев-менеджеров, просвещенных патриотов России с высокими профессиональными качествами, духовно-нравственных и здоровых людей, пригодных к офицерской деятельности.
В связи с изменениями в военном деле, жестокой конкуренцией между военными блоками постоянно меняются условия службы офицерского состава Российской армии и возникает необходимость введения новых приемлемых условий для служебного и социальнопсихологического благополучия офицерского корпуса.
Поскольку офицеры и их семьи, как правило, живут и работают отдельно от
остального населения, все их контакты, в том числе дружеские связи, обычно ограничены отдельной воинской частью и, в лучшем случае, военной средой гарнизона, поэтому регулятором поведения офицеров является культура в самом широком понимании. Корпоративная культура — системная, обобщенная характеристика корпоративных отношений, отражающая качественные черты и особенности, степень профессионализма и компетентности офицерского состава.
Как и многие понятия, понятие «корпоративная культура» не имеет однозначного толкования. В научной литературе имеются как очень узкие, так и широкие определения понятия различными авторами.
Если обратиться к истории понятия «корпоративная культура», то впервые данный термин употребил в прошлом веке Хельмут фон Мольтке (1800—1891) — генерал-фельдмаршал, военный теоретик и один из идеологов германского милитаризма. Именно он применил принцип организации армии по функциональному принципу, которая пошла по пути создания специализированных армейских частей и подразделений, и зародил основы «корпоративной культуры офицеров».
Часто корпоративная культура трактуется как принимаемые всеми военнослужащими философия и идеология военного управления, ценностные ориентации, верования, ожидания и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри воинской части, так и за ее пределами. Корпоративная культура проявляется в отношениях между воинами внутри и вне воинской части при общении с гражданским населением.
Корпоративная культура офицерского корпуса — это культурное пространство Вооруженных Сил Российской Федерации, выражающееся в наборе ценностей, целей, правил и норм поведения и об-
щения между офицерами, принимаемое всеми независимо от званий и должностей и направленное на военную защиту государственных интересов.
Корпоративную культуру офицерского корпуса России следует рассматривать как часть общей культуры человека. При этом общая культура включает в себя понятие «базовая культура» личности как необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможны как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований [1. С. 5].
Корпоративная культура офицерского корпуса состоит из нескольких элементов:
1. Для определения понятия «корпоративная культура» ключевое значение имеет понятие «корпоративность» (corporateness) — чувство принадлежности к единой группе, в которой индивиды имеют общие взгляды и убеждения. Представители армейской среды, особенно офицеры, обладают, как правило, сильным чувством корпоративного единства, отличающим их от гражданского населения. Как правило, вооруженные силы любого государства имеют свои школы, училища, ассоциации, издания и обычаи. Есть жесткие правила: чтобы дослужиться до высших чинов, надо начать с младших офицерских званий, причем военная карьера может развиваться только в рамках военной организации. Поскольку офицеры и их семьи, как правило, живут и работают отдельно от остального населения, все их контакты, в том числе дружеские связи, обычно ограничены военной средой.
2. Особенностью корпоративной культуры является высокий профессионализм офицеров в управлении силовыми методами воздействия на противника. Современная военная
техника и вооружение чрезвычайно сложные по своему устройству и обладают сильнейшей разрушительной мощью. Профессиональной задачей офицеров является точное управление и использование такой техники и вооружения.
3. Офицерский состав несет ответст-
венность только перед своим главным «клиентом» — правительством страны, частью которой он является. Армия и ее офицерский корпус полностью финансируются государством, которое собирает для этой цели налоги, а производство вооружения осуществляется исключительно
крупными промышленными корпорациями.
4. Для офицерского корпуса отличительной чертой является идеология военного сознания. Классическая традиция офицеров особой ценностью признавала воинскую доблесть, а защита Отечества сама по себе во все времена считалась достойной прославления. Современное «военное сознание» определяется отношениями сотрудничества, подчинением индивидуального начала интересам воинской части и подразделения, требованиями воинского порядка и дисциплины.
Социально-психологический комфорт и вероятность службы каждого офицера в одной воинской части довольно длительное время определяется не только размером заработной платы, но и принятием им корпоративной культуры, существующей в данной воинской части.
При анализе корпоративной культуры мы используем философские подходы:
• аксиологический (ценностной) блок зиждется на совокупности идей, идеалов, представлений о добре и зле, смысле жизни, свободе и справедливости;
• культурологический (когнитивный) блок состоит из знаний и умений во-
енно-профессиональной деятельности, а также в таких качествах, как патриотизм, жертвенность, благородство, преданность и т. д.;
• информационно-коммуникативный блок корпоративности содержит следующие качества: коммуникатив-
ность (умение работать с различной информацией), общительность (входить в контакт с разными людьми), ответственность, справедливость, толерантность, доброжелательность, самокритичность (как правило, люди не знают своих недостатков), порядочность — недопустимость возвышения за счет ошибок других людей и т. д.
Из глубокой древности к нам пришли идеи ценности и оценки военной службы, которые современной наукой изучаются в рамках аксиологии (учение о ценностях).
Ценности — в самом общем виде следует рассматривать как свойство социальных отношений, которые обладают положительной значимостью для человека. С другой стороны, ценности — это какие-либо материальные и духовные блага, которые тому или иному человеку представляются очень значимыми и поэтому в высокой степени желательными для получения, сохранения, реализации и т. д. В научной литературе последних лет дебатируются проблемы, которые сводятся к единству трех человеческих ценностей:
а) ценность жизни, или витальная ценность, — это главное, без чего нет смысла говорить о защите Отечества;
б) ценность существования, или экзистенциальная ценность, — наличие гарантий существования;
в) эссенциальная ценность — сводится к возможности реализовать творческий потенциал личности [3. С. 10].
Корпорация офицерского корпуса содержит в себе специфические ценности, которые проявляются:
— в социально-психологических характеристиках внутренней атмосферы, царящей в корпорации офицеров, она составляет общий «дух» Вооруженных Сил Российской Федерации, понятный каждому офицеру и «подкрепляющий» его служебную направленность и настроение;
— в наличии четкого кодекса правил и норм служебного общения и поведения, которые выполняются всеми членами корпорации, определенных традиций и ритуалов в подразделениях, манере вести себя строго определенным образом.
В корпоративной культуре русского офицерства всегда занимало высокое место понятие «корпоративная офицерская честь». Именно в офицерском корпусе вырабатывалось и формировалось единство взглядов по принципиально важным вопросам, к которым мы можем отнести следующие утверждения:
— офицером может быть только честный, добросовестный и достойный уважения человек;
— товарищество — это не попустительство, круговая порука и покровительство, а высокая требовательность друг к другу, основанная на доверии и порядочности, взаимной поддержке и взаимной выручке;
— старший по званию или по должности начальник — такой же офицер, лишь обладающий большими полномочиями и ответственностью;
— офицер — не слуга, а воин, которому доверено самое ценное — безопасность и покой граждан.
Культурологический подход при создании корпоративной культуры офицеров предполагает следующее:
1. У офицеров и их семей должна быть гарантия достойного уровня жизни и достойное материальное обеспечение. Основной проблемой офицерского корпуса является проблема денежного довольствия. В трудные для Российской
Армии 1990-е годы, когда офицерскому составу постоянно задерживали денежное довольствие, что приводило к тому, что военнослужащим приходилось искать дополнительные заработки: 80% младших офицеров и курсантов старших курсов военных училищ совмещают учебу с коммерческой деятельностью.
Денежное содержание офицеров и их семей должно учитывать некоторые положения:
• неснижаемую общегражданскую основу;
• выплаты за воинское звание и занимаемую должность;
• выплаты за выслугу лет с учетом районного коэффициента;
• специальные выплаты за специфику военной службы (секретность, участие в боевых действиях, несение боевого дежурства и т. д.);
• специальные персональные выплаты за качество службы, которые должны быть дифференцированными;
• специальные выплаты и пособия (квартирные, подъемные, продуктовые, компенсаторные и т. д.);
• выплаты за ученую степень, ученое звание и за классную квалификацию.
2. Устранение унизительных условий службы офицеров, когда отсутствуют современные бытовые условия, ограничены социокультурные потребности офицеров и их семей.
3. Поддержка справедливого порядка чинопроизводства и продвижения по службе (по заслугам и способностям). Система прохождения службы офицером является основой всего военного дела. В этом мы можем отметить следующие недостатки:
• система отличается крайним волюнтаризмом;
• имеются случаи крайней небрежности к судьбе офицера и его семьи;
• наблюдаются элементы коррумпированности назначений на воинские должности;
• не все аспекты воинской службы и быта входят в систему службы офицера;
• иногда нарушается гласность и справедливость выдвижения на вышестоящие должности.
Все это создает опасность для успешного формирования корпоративной культуры офицерского состава и порождает скепсис в отношении их к военной деятельности.
4. Необходимость глубокого и непрерывного гуманитарного образования для офицеров.
5. Возрождение контроля офицерских собраний за поведением и развитием доминантных качеств каждого офицера.
6. Развитие корпоративной чести и этики офицерского корпуса.
7. Придание военной службе офицера социальной престижности, материальной и духовной привлекательности.
8. Сбережение жизни и здоровья кадровым офицерам в мирное и военное время.
В историко-научной литературе по военному делу сформулированы следующие правила корпоративного поведения в офицерской среде:
— признание корпорацией офицеров ответственности за поступки каждого своего члена;
— высокая ответственность самого офицера перед корпорацией;
— требовательность к соблюдению офицерской этики и чести, поведения и образа жизни;
— солидарность в отстаивании чести мундира, достоинства воинского звания;
— недопустимость разглашения фактов, имевших место в офицерской среде;
— исключение злословия, злорадства и непорядочности в оценке поведения и неприятностей по службе другими офицерами;
— верность слову, обещанию, устному заявлению офицера;
— соблюдение внешних знаков приличия, чинопочитания, особенно в гражданском обществе;
— готовность прийти на помощь товарищу в трудных ситуациях;
— проявление искреннего сочувствия тем, кого настигло горе, несчастье или неудача;
Согласно требованиям информационно-коммуникативного подхода, офицер должен:
1) знать речевой этикет и уметь его использовать;
2) уметь формулировать цели и задачи делового общения;
3) организовать и управлять общением;
4) анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление;
5) ставить вопросы и конкретно отвечать на них;
6) владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;
7) уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, «круглый стол», деловое совещание, командную деловую игру, переговоры, торги;
8) уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их;
9) иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения;
10) владеть техникой речи, риторическими фигурами и приемами, уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;
11) уметь с помощью «слова» осуществлять психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать военнослужащего к соответствующим условиям, корректировать его поведение.
Таким образом, для формирования корпоративной культуры офицера нужно использовать аксиологический, культурологический и информационно-коммуникативный подходы, а для официального возрождения корпоративности офицеров необходим созыв Всеармейского собрания офицерского корпуса России, на котором необходимо обсудить и принять корпоративный Кодекс чести офицера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГАЗМАН, О. С. Новые ценности образования / О. С. Газман, Р. М. Вейс, М. Б. Крылов. — М., 1995.
2. ПСИХОЛОГИЯ : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1990.
3. ШИРШОВ, В. Д. История социальной работы : учеб. пособие / В. Д. Ширшов. — Екатеринбург : Издание ЕВАКУ, 2005.
Получено 02.07.10 © Бочкарев А. В., 2010