УДК 174:355
М.Р. Варшавский Курган
профессиональная этика военного и организационная культура
Аннотация. В формировании профессиональной корпоративной военной этики огромное значение играют исторические и боевые традиции, воинские ритуалы. Первоочередной задачей становится восстановление прерванной связи времен, возрождение лучших традиций отечественного офицерства, идентификация российских воинов с национальными культурными ценностями, объединение усилий государства, общества, всех институтов культуры. Военное образование выступает средством культуры и частью организационной профессиональной культуры военных. Основу этики армии должен составлять ее профессионализм, т.е. этика армии практически совпадает с этикой ее профессионального ядра - офицерского корпуса.
Ключевые слова: организационная культура, профессиональная этика, корпоративная этика, профессионализм, духовно-нравственные ценности, связь времен, военные традиции.
M.R.Varshavsky Kurgan
professional ethics and corporate culture of military men
Abstract. Historical and military traditions play a huge role in shaping professional corporate military ethics. The primary goal is the renewal of lost continuity and of the best traditions of national officers, identification of the Russian soldiers with national cultural values, joining efforts of the state, society, and all the institutions of culture. Military education becomes a means of culture and a part of the corporate professional culture of the military men. Professionalism must be the basis of the ethics in the army, i.e. the ethics of the army should coincide with that of its professional core, Officer Corps.
Keywords: corporate culture, professional ethics, corporate ethics, professionalism, moral values, continuity, military customs.
Для России, которая осуществляет сложный переход к демократическому государству, задача духовно-нравственного возрождения является одной из наибо-
лее приоритетных, и если ее не решить, то мир будет находиться не только в нестерпимом экономическом и политическом положении, но, прежде всего, в нестерпимом духовном положении. Российская армия - опора нынешнего Российского государства.
Особого внимания, по нашему мнению, заслуживает деятельность пограничных органов России, которая имеет свои особенности. Новая концепция охраны государственной границы РФ и усложнившиеся задачи оперативно-служебной деятельности пограничных органов, ближайшая и отдалённая перспективы их развития предъявляют исключительно высокие требования к профессиональной деятельности офицера-пограничника. Они должны иметь основательные теоретические знания и прочные практические навыки, обладать диалектическим, творческим мышлением, уметь в самой сложной обстановке принять оптимальное решение. Нравственные принципы, нормы, ценности являются важными регуляторами социальных отношений, поведения и деятельности людей в различных сферах деятельности, в том числе в военном деле, пограничной службе. Пограничная служба объективно основывается на понятиях добра, долга, чести, закономерно требует последовательного и строгого соблюдения всех общезначимых норм и принципов морали.
В современных условиях существенно возрастает значение духовно-нравственных качеств, определяющих профессиональную этику офицерского корпуса России. В русской армии всегда признавалось, что офицерский корпус - это особое воинское братство, сплоченное особым корпоративным духом, традициями и единым мировоззрением - свойственной только данному образованию организационной культурой.
Этику интересуют нравственные аспекты организационной (корпоративной) культуры, возможности и способы воздействия на представления о достойном, допустимом и недопустимом, нравственно предосудительном поведении. Организационной культурой называют совокупность норм и ценностей, систему представлений если не всех, то большинства членов организации, общее мнение о том, что ценится в организации, какое поведение считается дозволенным и уместным.
Культура выполняет в организации несколько функций. Во-первых, она играет роль разграничителя, указывая на отличие данной организации от других. Во-вторых, она создает у служащих ощущение «особенности», уникальности организации, ее непохожести на другие организации - идентичности. В-третьих, культура формирует преданность членов организации и заставляет их стремиться к чему-то большему, чем достижение личных целей. В-четвертых, она повышает стабильность социальной системы. Следовательно, культура является тем связующим материалом, который скрепляет организацию: задает ее членам определенные стандарты, на которые они должны ориентироваться в своих словах и поступках; служит механизмом, формирующим представления и поведение людей.
Наиболее важным элементом организационной культуры и эффективным инструментом воздействия на поведение членов организации является корпоративный кодекс. Центральное место в системе моральных представлений офицерства всегда занимал кодекс офицерской чести: «Обладать честью, во все времена, было признано необходимостью для офицерского кадра. При всех остальных хороших служебных качествах офицер не может быть терпим, если он неразборчив в добывании средств к жизни и марает мундир. Кто не
42
Вестник КГУ, 2016. № 1
может возвыситься до истинного понимания чести, тот пусть лучше откажется от звания офицера, необходимейшему и первому требованию которого он не удовлетворяет» [1, 21]. Кодекс офицерской чести призывал «ведать законы государственные и уставы воинские», быть «благородным гражданином и патриотом», сохранять верность Присяге и Знамени, «ни при каких обстоятельствах не допускать измены и предательства» и всецело следовать принципу «честь дороже жизни» [1, 21]. Верность присяге имела первостепенное значение в офицерской среде.
Огромное значение в формировании профессиональной корпоративной военной этики играют исторические и боевые традиции, воинские ритуалы. История нашей армии, особенно история российских армейских и гвардейских полков, составлявших основу русской армии, удивительно богата ими. Многие из них теперь незаслуженно забыты. Сегодня в армии существуют ритуалы военных парадов, принятия воинской присяги, общеполковых вечерних проверок, строевых смотров, разводов на занятия (караулы, боевое дежурство), ритуалы выпуска из военных учебных заведений и пр.
Первоочередной задачей является, прежде всего, восстановление прерванной связи времен, возрождение лучших традиций отечественного офицерства, идентификация российских воинов с национальными культурными ценностями, объединение усилий государства, общества, всех институтов культуры. Военное образование выступает средством культуры и частью организационной культуры военных. В отношении офицерской чести оно закладывает тот фундамент знаний, убеждений, умений нравственного поведения, на котором базируется вся система нравственных и профессиональных ценностей личности офицера и всего офицерского корпуса.
Военное образование (военная школа) русской армии было и остается фактором формирования представлений об офицерской чести. Полководец А. В. Суворов в письме к сыну Александру советовал: «По званию военного человека вникай прилежно в сочинения Вобана, Кугорна, Кюрасса, Гюнберга; учись отчасти богословию, физике и нравственности» [2, 305]. Последователи великого полководца к средствам духовно-нравственного воспитания относили «домашний порядок», «воспитание сердца», преподавание наук, особенно закона Божия, христианского нравоучения и истории, нравственный пример наставника и пр. [3, 1235]. Усилиями лучших представителей российской военной мысли была создана собственная национальная школа воинского воспитания, основанная на глубоком патриотизме, гуманизме, высоком чувстве долга и чести. Чувство достоинства воспитывалось в будущем офицере с раннего детства, в семье, затем в кадетских корпусах, военных училищах и академиях. Высокое звание офицера, его положение в обществе обязывало (и обязывает) его носителя быть образцом высоких духовно-нравственных качеств. «Чувство чести требует, -писал Э. Свидзинский, - чтобы офицер во всех случаях умел поддержать достоинство своего звания на той высоте, на которой должно находиться достоинство этого класса общества, несущего на себе священную обязанность защищать престол и отечество» [4, 231].
По мнению А.Б. Кердана, «главным в высшей военной школе является переориентировка конечной цели учебно-воспитательного процесса на подготовку офицера-интеллигента, носителя высокой культуры, обладателя ярких личных качеств и достоинств» [5, 412]. Формирование личности воина современной рос-
сийской армии необходимо начинать с общей культуры, являющейся прочным фундаментом, на котором происходит накопление и качественное преобразование личностных качеств, воспитание социокультурной идентичности личности, понимание того великого исторического ранга России в области культуры и государственности, защита которого является великим, справедливым и самоотверженным делом. Все это дает возможность офицеру повысить гражданскую и политическую культуру, а также и профессиональную специализацию, без которой, по нашему мнению, не может быть сформирована профессиональная этика. Офицеру необходимо быть профессионалом военного дела, по-суворовски сражаться не силой, а умом, проявлять личное мужество. Долг чести не допускает небрежного исполнения служебных обязанностей и в армейских буднях, требует от офицера ревностного отношения к символу воинской чести - форме одежды.
Следовательно, моральное поведение офицера -это совокупность поступков профессионала, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Можно различать сферы морального поведения: служебная, общественная (гражданская), семейная. Моральное поведение офицера обусловливается его деятельностью и содержит три компонента: мотив, результат и оценку. Именно в этих составляющих проявляется специфика морального поведения офицера. Механизм реализации требований профессионально-этического комплекса офицера должен предусматривать, прежде всего, получение этических знаний.
Профессиональная этика вырабатывается самой корпоративной системой, ее организационной культурой, но не возникает сама собой. Она может и должна быть следствием целенаправленного воспитания, направленности и качества воинской службы, а также той кадровой политики, которую обязано проводить государство в армии. Основу этики армии должен составлять ее профессионализм, а это значит, что этика армии практически совпадает с этикой ее профессионального ядра - офицерского корпуса.
Список литературы
1 Галкин А. Новый путь современного офицера. М., 1996.
2 Михайлов О. Суворов. М., 1978.
3 Каменев А. И. История подготовки офицерских кадров в России. М, 1990.
4 Свидзинский Э. О развитии военных познаний и общих принципов в среде офицеров армии // Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. М., 2000.
5 Кердан А. Б. Воспитание чести офицера вооруженных сил России //Ценностные и социокультурные основы воспитания духовности и субъектности личности : сборник науч. ст. по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2008.
СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 12
43