<
_Библиотечно-информационная деятельность_
Исследования молодых ученых
Хуинь Ман Дат
КОРПОРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВСКИХ БИБЛИОТЕК ВО ВЬЕТНАМЕ
В статье дается обзор корпоративной деятельности вузовских библиотек во Вьетнаме. В новой эре информационного общества библиотеки работают не отдельно, а как промежуточные станции «глобального информационного тока». В настоящее время Федерация библиотек вузов Вьетнама активно продвигает проекты корпоративной деятельности. Развитию этой деятельности способствуют анализируемые в статье: государственная политика по инвестированию библиотечной отрасли, создание условий для корпоративной деятельности библиотек, обмен информационными ресурсами и профессиональной информацией, разделение труда в библиотечной деятельности. Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, вузовская библиотека Вьетнама, корпорация вузовских библиотек, государственная политика по инвестированию библиотек, условия для корпоративной деятельности.
The article presents the associative activities of Vietnamese university - libraries. There will be no longer independent libraries in the technology era of communication. Nowadays libraries have been considered to be «transportation station» of «flow of information» operated globally. In recent years, the incorporation of university libraries in Vietnam is an urgent matter. We should take some following measures to realize this to be more feasible: A policy of investment in library activities to ensure incorporative conditions, exchange of sources of information and labor force distribution and exchanges of professional knowledge among libraries. Keywords: librarianship, university library of Vietnam, corporation university libraries, state policy on investment libraries. conditions for corporate activities.
Корпоративная деятельность библиотек является необходимой для развития библиотечной деятельности в целом любой страны, поскольку в эпоху информационного общества библиотеки выступают как промежуточные станции «глобального информационного тока».
Под корпоративной деятельностью библиотек подразумевается их совместная деятельность в процессе создания и обмена информационными ресурсами, например сотрудничество в поиске материалов, межбиблиотечный книгообмен, создание каталогов, предоставление единых информационных услуг и создание благоприятных условий для читателей, которым необходимо, чтобы информация была доступна в любом месте и в любое время. Такое объединение библиотек принесет большую пользу: обогащение и эффективная эксплуатация информационных ресурсов позволит максимально удовлетворять потребности читателей, экономить расход людских ресурсов, а также использовать оборудование на полную мощность. Кроме того, совместная деятельность библиотек — это возможность сотрудничества, обмена опытом и выработки согласованных профессиональных действий для специалистов, работающих в библиотечной сфере.
Сотрудничество библиотек организуется на разных уровнях и в разных масштабах: отраслевое и межотраслевое объединение, отраслевое на одной территории, государственное объединение, глобальное объединение. Совместная деятельность библиотек реализуется посредством межбиблиотечного обмена материалами, создания и ведения электронного каталога, работающего в онлайн режиме, единой компьютерной сети и проведения совместных семинаров и конференций с целью взаимообмена и т.д.
Условиями объединения библиотек, которые необходимо соблюдать, становятся: разработка и проведение единой целенаправленной политики в этой отрасли; правовое обеспечение процесса; создание необходимой инфраструктуры; соблюдение общих норм эксплуатации информационных ресурсов; создание новых компьютерных программ, обобщающих и пополняющих информационные ресурсы. Таким образом, степень объединения зависит от существующей инфраструктуры и используемых технологий. Поэтому на сегодняшний момент корпоративная деятельность библиотек находит широкое применение в странах, обладающих развитыми информационными библиотечными технологиями.
В списке Организации OCLC (Online Computer Library Center) состоит несколько библиотек азиатских стран (Сингапура, Японии, Китая, Таиланда, Малайзии, Тайваня), успешно строящих свою корпоративную деятельность, особенно в вузах.
Одной из мер по повышению качества преподавания в вузах Вьетнама является стандартизация и модернизация условий обучения, для чего необходимо решить ряд конкретных задач, а именно: способствовать расширению и развитию электронных библиотек вузов, исследовательских, научно-технологических институтов. В настоящее время во Вьетнаме существует более 330 вузов, в библиотеки вузов активно внедряются новые технологии. Однако большинство библиотек все же не соответствует современным требованиям, поскольку поставляемые компьютеры по своей комплектации не позволяют решать ресурсоемкие задачи; система «Сеть» плохо развита; библиотеки создают базы данных, однако в процессе обработки информации не руководствуются едиными профессиональными стандартами, поэтому затруднен обмен материалами между библиотеками; большинство библиотек открыло свои Web-сайты, но базы данных слишком мало используются в сети.
Федерация библиотек вузов совместно с Библиотечным управлением Министерства культуры, спорта и туризма Вьетнама осуществили ряд мер в целях исправления ситуации: были проведены конференция «Разбор и перевод сортировочного списка Dewey», Международная конференция по системам управления и профессиональным стандартам в условиях Вьетнама; открыты курсы по изучению каталога AACR2; ведется поиск иностранных инвестиций для развития корпоративной деятельности библиотек; изучается опыт других стран. Кроме того, уже сейчас существует несколько проектов корпоративной деятельности библиотек. В настоящее время Федерация библиотек вузов активно продвигает проекты корпоративной деятельности.
Следующие решения направлены на развитие этой деятельности:
1. Государственная политика по инвестированию библиотечной отрасли. Политика объединения — это, в первую очередь, правовое определение совместной деятельности библиотек, куда входит решение вопросов строительства, раздела информационных источников, повышения квалификации работников, определения прав и обязанностей, зон ответственности, что обеспечивает унификацию корпоративной деятельности библиотеки. Политика объединения, будучи областью правового регулирования, является необходимым условием осуществления корпоративной деятельности библиотек и должна проводиться государством.
Далее, создание информационной инфраструктуры и модернизация библиотек -основа их корпоративной деятельности — невозможны без финансовой помощи госу-
дарства: инвестиционные расходы на развитие современных библиотек должны находиться в графе государственных расходов на развитие научных технологий. Правительство предлагает меры по совершенствованию современной государственной информационной инфраструктуры. В пределах вузов Министерству образования Вьетнама необходимо самому выработать политику и конкретные меры по развитию библиотек на основе оценки их фактического состояния.
Библиотечные кадры являются решающим фактором эффективной работы библиотек. В связи с этим необходимо разработать программу подготовки кадров для библиотек, в которую войдут внутригосударственная и зарубежная подготовка, повышение квалификации, привлечение специалистов из смежных отраслей, связанных с информацией, и т.д.
Компьютерная база должна полностью соответствовать запросам потребителей, особенно тех, кто не знает иностранных языков (все инструкции в сети следует перевести на вьетнамский язык), что позволит создать благоприятные условия для использования компьютеризированного каталога онлайн (OPAC).
Библиотекам Вьетнама необходима автоматизация библиотечной деятельности: преобразование традиционных библиотек в электронные, создание баз данных, новых каталогов. В списке приоритетов должны стоять высоко значимые научные доклады, исследования, субсидируемые государством, дипломы, диссертации, ценные книги.
2. Обеспечение условий для корпоративной деятельности библиотек.
Создание библиотечной организации предусматривает необходимость объединения в союзы библиотек для плодотворного сотрудничества по библиотечным вопросам с Министерством образования Вьетнама, а также для решения профессионально-технических вопросов, оценки качества работы библиотек в корпоративной системе, осуществление политики взаимопомощи библиотек, повышения квалификации библиотечных кадров, кооперации с зарубежными библиотеками.
Строительство информационной инфраструктуры предполагает создание внутренней вузовской сети, объединяющей библиотеки факультетов с центральной библиотекой. Затем следует подключить внутреннюю сеть вуза к сетям других вузов, а также к государственным и международным сетям.
Еще одним условием выступает создание информационных ресурсов. Библиотеки Вьетнама отвечают за пополнение библиотечных фондов соответственно своим функциям и задачам. Например, библиотеки факультетов пополняются библиотечными фондами согласно своим специальностям, библиотеки социально-гуманитарных институтов пополняются библиотечными фондами по социально-гуманитарной специальности.
Вузовским библиотекам необходимо целенаправленно создавать информационные ресурсы, которыми можно будет обмениваться с другими библиотеками. Здесь приоритет за развитием современных типов носителей, среди которых базы данных онлайн, CD-ROM, электронные книги. Необходимо создавать «открытые» базы данных с целью максимального доступа к информационным ресурсам в сети и их максимальной эксплуатации. Нужно разнообразить библиотечную деятельность на основе соответствующих информационных ресурсов, хорошо организовать информационные услуги, которые помогут легкому обмену информацией.
Обработку информации необходимо моделировать и приближать к международным стандартам: каталог описывать по ISBD, AACR2, MARC21, MARC-XML, Dubin Core, классифицировать по DDC, LC, используя единые рубрики. Другими словами, делать все необходимое для успешной корпоративной деятельности библиотек.
3. Обмен информационными ресурсами.
Библиотекам необходимо организовать качественный поиск информации: поиск
автора, названия должен выполняться на компьютере в системе Web OPAC. Пользователи могут искать информацию в любое время и в любом месте.
Межбиблиотечное взаимодействие должно быть четко организовано. Читатель либо берет книгу в своей библиотеке (если она там имеется), либо заказывает ее в той библиотеке, где она в данный момент находится. Читатель может найти книгу в библиотеке и по сети: он заполняет требование установленной формы и указывает форму сервиса (печать, фотокопия, выдача на руки), отправляет требование в библиотеку, а работники пересылают его в ту библиотеку, которая обладает необходимой книгой, и информируют читателя о том, когда и где можно взять книгу, а также о стоимости услуги. Библиотека сообщает читателям необходимые адреса и указания для использования баз данных. Электронные материалы в библиотеке должны быть доступны.
В целом обмен информацией между библиотеками необходимо организовать разумно и эффективно. Библиотекам следует развивать отделы мультимедиа (Education media Service Center), чтобы наладить дистанционное обучение и самообразование студентов.
4. Разделение труда в библиотечной деятельности.
Центральная библиотека вуза отвечает за пополнение, обработку и обеспечение необходимых услуг по предоставлению информации, также она осуществляет подключение к информационным сетям библиотек факультетов и библиотек других вузов. Библиотекам вузов Вьетнама нужно использовать единую программу управления и систему классификации.
5. Обмен профессиональной информацией.
Библиотечная организация Вьетнама постоянно проводит семинары по обмену профессиональным опытом. Можно организовать эти семинары тематически, например, по вопросам обработки информации, техники, сервиса, управления сетями и т.д.
На таких семинарах нужно распространять новые профессиональные достижения и опыт, обсуждать трудности и пути их преодоления. Библиотеки должны решить вопрос внутригосударственной и зарубежной подготовки кадров, организации зарубежных поездок для обмена опытом. Итак, для развития вузовских библиотек Вьетнама необходимо осуществлять следующую политику: строительство информационной инфраструктуры, применение новых информационных технологий в профессиональной деятельности, создание современных информационных ресурсов, повышение квалификации кадров, обеспечение благоприятных условий для объединения библиотек, ускоряющих развитие библиотечного дела.
Примечания
1. Дронова Н. А. Вузовская библиотека в условиях глобализации образования: дис. ... д-ра пед. наук / Н. А. Дронова. - М., 2005.
2. Суслова И. М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: [учеб. для вузов культуры и искусств] / И. М. Суслова, В. К. Клюев; под общ. ред. И. М. Сусловой; МГУКИ. - СПб.: Профессия, 2009. - 600 с.
3. Суслова И. М. Организационное развитие систем управления современной библиотекой: учеб. пособие / И. М. Суслова, Т. Е. Дубенок. - СПб., 2008. - 192 с.
4. Хуинь Ман Дат. Вузовские библиотеки во Вьетнаме: проблемы координации / Хуинь Ман Дат // Библиотечное дело-2009: Традиции и инновации развития в информационном обществе: [материалы четырнадцатой международной научной конференции (Москва 29-30 апреля 2009 года)]. - М.: МГУКИ, 2009. - Ч. II. - С. 142-145.