стать крупномасштабным проектом, в котором заинтересовано все современное общество.
Примечание
1. Маршак С. Я. О большой литературе для маленьких / С.Я. Маршак // Собрания сочинений. - М.: Художественная литература, 1972. - Т. 6.
Хуинь Ман Дат
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВСКИХ БИБЛИОТЕК ВЬЕТНАМА
В статье определяется значение формирования кадрового потенциала вузовских библиотек как существенного фактора информационной образовательной среды. Анализируется уровень готовности вузов для подготовки молодых специалистов в новых условиях информационного и автоматизированного общества Вьетнама. Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, библиотечные кадры, информация, образование, библиотечно-информационная деятельность, вузовская библиотека Вьетнама.
The meaning of the formation of human resources of university libraries defends like significant factor information of the educational environment. Reviews in training library staff the level of readiness of universities to train young professionals in the new information and automated society in Vietnam are analyzed. Keywords: librarianship, library's personnel, information, education, library and information work, The Library of Vietnam University.
Актуальной задачей развития современного общества является непрерывное образование, содействующее ускорению темпов роста интеллектуального потенциала. Непрерывность и доступность образования на всем протяжении жизненного пути, способность превращения знаний в информацию и обратно становится одним из принципов образовательной деятельности человека.
В этих условиях фундаментальное значение приобретает переосмысление подходов к системе образования, создание высокотехнологической образовательной среды. Формирование такой среды должно обеспечивать возможность использования информационных ресурсов в условиях многопрофильного образовательного пространства; доступность ресурсов потребителям разного уровня профессиональной компетентности и различного образовательного и социально-экономического статуса; последовательность всех этапов и уровней образовательного процесса; формирование информационной культуры.
Информационная образовательная среда призвана эффективно удовлетворять информационные потребности, характерными особенностями которых являются политематичность и разнородность уровня компетентности пользователей (организаторы образования, преподаватели, научные сотрудники, студенты и др.).
Важным компонентом среды выступают библиотеки высших учебных заведений, включенные в образовательный, педагогический и научный процесс.
Исследователь истории, современного состояния и перспектив библиотечного дела и библиотековедения Вьетнама Буй Лоан Тху объединяет в одну категорию библиотеки исследовательских институтов, вузов.
В настоящее время во Вьетнаме существует более 176 вузовских библиотек. В это число входят библиотеки различных институтов в рамках Национального Центра Естественных Наук и Технологий (бывшей Академии Наук Вьетнама): математики, прикладной механики, биологической технологии, геофизики, инфор-
мационной технологии и др.; Библиотека Национальной Академии Политологии имени Хошимина, Библиотека Национальной Академии Администрации. Одними из мер по повышению качества преподавания в вузах Вьетнама являются стандартизация и модернизация условий обучения, для чего необходимо решить ряд конкретных задач, а именно: способствовать расширению и развитию электронных библиотек вузов, исследовательских, научно-технологических институтов.
Библиотеки и центры информации исследовательских институтов, вузов внесли и вносят действенный вклад в обслуживание отряда исследовательских, преподавательских кадров и студентов различных специальностей: экономики, естественных наук, техники, общественных и гуманитарных наук, культуры и искусства, дипломатии, военного дела и т.д.; в обеспечение подъема качества подготовки и научных исследований.
Вьетнамские вузовские библиотеки обеспечивают процесс преподавания, обучения, подготовки кадров, научных исследований, применяя достижения науки и техники и используя все виды деятельности с документами (печать, копирование, работа с электронными материалами, в том числе Интернет-ресурсами).
В обязанность вузовской библиотеки Вьетнама входит деятельность по планированию, строительству зданий библиотеки, координации проектов, разработке информационных систем, учебных материалов.
Кроме того, библиотеки занимаются дополнительным развитием информационных ресурсов внутри страны и за рубежом для удовлетворения потребностей преподавания, обучения, научных исследований и передачи новых технологий в вузах. Они осуществляют получение и публикацию научных исследований, выпускаемых университетами, материалов конференций, семинаров, курсов, учебных программ, учебных планов и всего потока вузовской документации.
Библиотека вуза, согласно новому закону, обрабатывает, сортирует, хранит ресурсы, управляет документооборотом, создает базы данных, а также сеть доступа и поиска информации.
Важное место в деятельности вузовских библиотек занимают исследования в области передовых информационных технологий в библиотечной работе.
Решение сложных задач, стоящих перед вузовскими библиотеками Вьетнама, осуществление эффективного функционирования каждой вузовской библиотеки обеспечиваются профессионально подготовленными и компетентными сотрудниками.
Получить представление о количественном и качественном составе кадров вузовских библиотек позволяет небольшое число публикаций, подготовленных практическими работниками на базе локальных исследований, освещающих различные аспекты кадрового вопроса либо в одной библиотеке, либо в группе библиотек, входящих в методическое объединение города, реже региона.
Относительно регулярно, особенно в 1980-е годы, обращались к анализу кадрового состава и проблеме повышения квалификации библиотеки государственных университетов, являющихся зональными методическими центрами библиотек высших учебных заведений. Состояние кадров вузовских библиотек изучалось с акцентом на библиотекарей отделов обслуживания.
Значительные изменения, произошедшие в последнее десятилетие в социально-экономической и культурной жизни Вьетнама, реформирование высшего образования, а также активное внедрение во все сферы деятельности, в том числе библиотечную, информационных и телекоммуникационных технологий существенно повлияли на трансформацию кадрового состава, в том числе библиотек высших учебных заведений.
В последнее десятилетие XX века сложились обнадеживающие тенденции в формировании кадров вузовских библиотек Вьетнама. Так, с 1990 по 2009 год количество работников с высшим образованием значительно увеличилось. С 2008 года, кроме магистерской подготовки, Ханойский государственный университет культуры (ХГУК) начал подготовку кандидатов наук.
Значительные перспективы в формировании кадрового потенциала вузовских библиотек открывает совершенствование системы библиотечного образования.
Подготовка библиотечных кадров во Вьетнаме характеризуется тремя основными периодами развития. В основу периодизации взяты качественные изменения, происходившие в организации и содержании библиотечного образования. Первый период (1945-1960 годы) - становление подготовки библиотечных работников, организация краткосрочных курсов при крупных библиотеках страны. Второй период (1961-1990 годы) - начало государственной подготовки библиотечных специалистов, появление первого библиотечного института. Библиотечное образование ведется в государственном масштабе. Третий период (1990 год - настоящее время) - принятие новой концепции библиотечного образования во Вьетнаме, согласно которой подготовка специалистов для библиотечного дела непосредственно связана с изменением общественного назначения библиотек, развитием новых типов и видов библиотечно-информационных учреждений и дальнейшим развитием библиотечной профессии.
В условиях интенсивного развития информатизации общества четко проявилась тенденция к расширению профиля специалиста библиотечного дела, к овладению им широким спектром информационных ресурсов. Ныне не подлежит сомнению факт нарастающей «технологической» составляющей в ранее «гуманитарном» библиотечном образовании. Много идет споров о сочетании общеобразовательных дисциплин гуманитарного профиля с информационными предметами, а также о специализациях в соответствии с новыми моделями библиотечно-инфор-мационной деятельности.
Во Вьетнаме, как и во многих странах мира, подготовка библиотечных кадров средней и высшей квалификации осуществляется, как правило, в училищах (техникумах) и вузах культуры. Среди выпускников библиотечных вузов Вьетнама каждый год в среднем более 800 человек очной формы, 500 выпускников-заочников. Полагаем, что для страны с 84 миллионным населением, 176 вузов и 27000 библиотек разных типов, такое число профессионально подготовленных сотрудников слишком мало.
Подготовка магистров библиотечного дела началась с 1991 года только в ХГУК, а с 2003 года введена ещё в Хошиминском государственном университете (ГУ). Общее число магистров, подготовленных ХГУК за 18 лет (1991-2009 годы) составляет 384 человека. Кроме того, в рамках проекта подготовки библиотечно-инфор-мационных специалистов для развивающихся стран силами института Harvand -Yenching, Massachusetts (США), Simons колледж (Boston) для Вьетнама была организована подготовка магистров по библиотечно-информационному профилю. Летом все учащиеся возвращались во Вьетнам и обучались двум дисциплинам: управление библиотекой и развитие библиотечных фондов, связанных с практикой самого Вьетнама.
Получить представление о количественном и качественном составе кадров вузовских библиотек позволяет собранные нами данные, полученные в ходе локального исследования деятельности 20 вузовских библиотек, отраженные в нижеследующей таблице.
Таблица 1
Характеристика кадрового состава вузовских библиотек Вьетнама
Библиотеки Персонал
Сумма Кандидаты наук Магистры Бакалавры Специалисты других уровней
Информационно-Библиотечный Центр Государственного Университета Ханой 120 1 15 85 19
Библиотечно-информационный центр финансовой академии 30 1 1 21 7
Библиотека Юридического университета г. Ханой 24 0 1 18 5
Библиотека Электросилового университета г. Ханой 13 0 0 11 2
Библиотека экономического университета г. Ханой 18 0 1 15 2
Библиотека университета им. Хонг Дик 25 0 1 19 5
Библиотека экономического и технологического университета г. Ханой 11 0 0 9 2
Библиотека университета г. Дананг 52 0 8 36 8
Библиотека Политехнического Университета г.Дананг 15 0 1 10 4
Б и блиотека экономи чес кого университета г.Дананг 11 0 0 10 1
Библиотека Университета иностранных языков г.Дананг 7 0 0 4 3
Библиотека Педагогического университета г.^нонг 8 0 1 5 2
Библиотека Университета ИнформационныхТехнологий г.Дананг 8 0 1 5 2
Библиотека Университета г. Анзанг 24 0 0 22 2
Библиотека Университета г. Ба Риа-Вунгтау б 0 0 4 2
Библиотека Университета г. Бак Луеу 11 0 0 7 4
Библиотека Политехнического университета г. Хошимин 18 0 5 10 3
Библиотека Университета г. Бинь Зыонг 4 0 0 2 2
Библиотека университета г. КанТхо 56 0 22 32 12
Библиотека Индустриального университета г.Хошимин 8 0 0 5 3
В связи с особенностью организации библиотечного дела во Вьетнаме, выпускники со средним специальным образованием работают в небольших библиотеках различных типов, где нет достаточно сложного функционального разделения труда, они не сталкиваются с проблемами управленческого характера. Различие между специалистами высшей и средней квалификации отражается в соотношении содержательных элементов творческого и исполнительного характера, касающихся главным образом теоретической и практической подготовки. Однако значительное число оканчивающих вузы на первых этапах работы оказываются менее подготовленными, чем выпускники среднего звена, что говорит о недостаточной разработанности научных основ вузовских курсов библиотековедческого цикла. Поэтому оптимальным путем для Вьетнама, на наш взгляд, является усиле-
ние рационального сочетания теоретического и практического обучения в подготовке библиотекарей всех уровней квалификации. Вместе с тем необходимо определить меры по совершенствованию планирования подготовки, распределения и использования специалистов. Принципиально важно установить на научной основе, какие должности в библиотеках разных типов следует замещать специалистами с высшим образованием, а какие — со средним.
Исследование кадрового потенциала вузовских библиотек Вьетнама, заявленное в этой публикации, открывает широкие возможности дальнейшего изучения проблематики, которая позволяет выявить специфику обновленного труда, мотивацию профессиональной деятельности, качественный состав и свойства субъекта труда, его требования к профессиональной среде. Важным моментом при этом является динамика этих параметров в условиях развития библиотечно-информа-ционных технологий.
Примечания
1. Буй Лоан Тху. Библиотечное дело и библиотековедение Вьетнам: история, современное состояние и перспективы: дис... доктора пед. наук: 05.25.03 / / Буй Лоан Тху.
- СПб., 2002 . - 403 с.
2. Суслова И. М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учеб. для вузов культуры и искусств / И.М. Суслова, В.К. Клюев; под общ. ред. И.М. Сусловой; МГУКИ. - СПб.: Профессия, 2009. - 600 с.
3. Хуинь Ман Дат. Корпоративная деятельность вузовских библиотек во Вьетнаме / Хуинь Ман Дат // Вестник МГУКИ. - 2010. - № 2. - С. 143-146.
4. Хуинь Ман Дат. Подготовка вузовских библиотечных кадров во Вьетнаме / Хуинь Ман Дат // Молодежь и будущее России: стратегии развития образования и культуры в современном мире: [сборник статей молодых ученых (по материалам международной научно-практической конференции Москва 18-19 ноября 2009 года)].
- М.: МГУКИ, 2009 . - С 218-224.
Нгуен Тхе Зунг
СИСТЕМА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК ВЬЕТНАМА
Даны характеристика системы обслуживания читателей в публичных библиотеках Вьетнама, типология публичных библиотек, их функции, состав читателей. Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, публичные библиотеки, типология библиотек, состав читателей
The characteristic of system of service of readers in public libraries of Vietnam. Typology of public libraries, their functions, structure of readers. Keywords: librarianship, public libraries, typology of libraries, structure of readers.
Задачей публичных библиотек Вьетнама является обслуживание всех граждан Вьетнама и иностранных граждан, находящихся во Вьетнаме. Для реализации данной задачи публичные библиотеки Вьетнама размещены во всех населенных районах, и каждая библиотека имеет свой фонд материалов универсального характера. Таким образом, публичные библиотеки нацелены на удовлетворение основной части читательских потребностей и обслуживание основной части читателей Вьетнама.
Несмотря на то, что в течение нескольких десятилетий публичные библиотеки Вьетнама прилагали все усилия для развития системы библиотек и организации