Научная статья на тему 'Корифей скрипичной школы Казахстана Н. М. Патрушева'

Корифей скрипичной школы Казахстана Н. М. Патрушева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1026
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / СКРИПКА / ШКОЛА / УЧЕНИК / МУЗЫКА / ИСПОЛНИТЕЛЬ / ПРОИЗВЕДЕНИЯ / TEACHER / VIOLIN / SCHOOL / STUDENT / MUSIC / ARTIST / WORKS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жумабекова Дана Жунусбековна

Статья посвящена педагогической деятельности выдающегося педагога современности, заслуженного деятеля Республики Казахстан, профессору Н. М. Патрушевой, которая создала уникальную скрипичную школу. На протяжении свыше 60 лет она воспитала целую плеяду скрипачей, которые являются гордостью музыкальной культуры Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coryphaeus of Kazakhstani Violin School N. M. Patrusheva

In the musical culture of Kazakhstan the name of Nina Mikhailovna Patrusheva is known to many. She is the Honored Teacher of the Republic of Kazakhstan, Dame of the orders “the Banner of Labor,” ”Dostyk,” “Kurmet,” winner of the independent Award “Tarlan” (2001), winner of the Y. Altynsarin Badge (2007). All of this is awarded to a teacher of the largest class of violin, behind which more than half a century of selfless service to art. Over the years, a prominent musician-teacher brought up the whole galaxy of violinists, who are the pride of musical culture of the Republic of Kazakhstan. Her students were brought up from the first steps to graduation or asssitentury-internships. In pedagogical way of future, Professor N. M. Patrusheva passes all levels of musical education: first (at the invitation of V S. Hess), in Amre Kashaubaev children’s music school N° 1, then, K. Baiseitov Republican Specialized Music School for gifted children and Kurman-gazy Kazakh National Conservatoire. N. M. Patrusheva’s pedagogy is based on the best traditions of the Russian (Soviet) violin school. This is an important fact: the most talented pupils of N. M. Patrusheva studying in classes of leading professors of Moscow and St Petersburg conservatoires. The high level of training has enabled many students to improve their performance in class, D. F. Oistrakh and V. A. Klimov, O. Rats and B. V. Belenky, A. V. Vinnitsa and M. M. Belyakov. For Nina Mikhailovna were very valuable permanent creative professional relationships with leading professors of Moscow Conservatory D. F. Oistrakh, L. Kogan, Y. I. Iankelevich, A. I. Iampolsky, B. Bronin. At her request, they conducted master-classes with their valuable guidelines (e. g. in preparation for international competitions) for further professional growth of students. Among the pupils of Nina Mikhailovna are world-famous musicians, laureates and diploma winners of prestigious international violin competitions. A. Mussakhajayeva of State Prize laureate, people’s artist of the Republic of Kazakhstan, professor, laureate of international competitions; G. Myrzabekova, people’s artist of the Republic of Kazakhstan, professor, laureate of international competitions and others. Most of the disciples of professor N. M. Patrusheva today occupy leading positions in the musical art of the Republic. Many have become famous teachers and performers in concert activity at home and abroad.

Текст научной работы на тему «Корифей скрипичной школы Казахстана Н. М. Патрушева»

УДК 78.071. (47+57)

КОРИФЕЙ СКРИПИЧНОЙ ШКОЛЫ КАЗАХСТАНА Н. М. ПАТРУШЕВА

Жумабекова Д. Ж., кандидат искусствоведения, доцент, профессор, Казахский национальный университет искусств (г. Астана, Республика Казахстан). E-mail: danazhumabekova@mail.ru

Статья посвящена педагогической деятельности выдающегося педагога современности, заслуженного деятеля Республики Казахстан, профессору Н. М. Патрушевой, которая создала уникальную скрипичную школу. На протяжении свыше 60 лет она воспитала целую плеяду скрипачей, которые являются гордостью музыкальной культуры Республики Казахстан.

Ключевые слова: педагог, скрипка, школа, ученик, музыка, исполнитель, произведения.

CORYPHAEUS OF KAZAKHSTAN VIOLIN SCHOOL N. M. PATRUSHEVA

Zhumabekova D. Z., Candidate of Art History, Docent, Professor, Kazakh National University of Arts (Astana, Kazakhstan). E-mail: danazhumabekova@mail.ru

In the musical culture of Kazakhstan the name of Nina Mikhailovna Patrusheva is known to many. She is the Honored Teacher of the Republic of Kazakhstan, Dame of the orders "the Banner of Labor," "Dostyk," "Kurmet," winner of the independent Award "Tarlan" (2001), winner of the Y. Altynsarin Badge (2007). All of this is awarded to a teacher of the largest class of violin, behind which more than half a century of selfless service to art.

Over the years, a prominent musician-teacher brought up the whole galaxy of violinists, who are the pride of musical culture of the Republic of Kazakhstan. Her students were brought up from the first steps to graduation or asssitentury-internships.

In pedagogical way of future, Professor N. M. Patrusheva passes all levels of musical education: first (at the invitation of V S. Hess), in Amre Kashaubaev children's music school N° 1, then, K. Baiseitov Republican Specialized Music School for gifted children and Kurman-gazy Kazakh National Conservatoire.

N. M. Patrusheva's pedagogy is based on the best traditions of the Russian (Soviet) violin school. This is an important fact: the most talented pupils of N. M. Patrusheva studying in classes of leading professors of Moscow and St Petersburg conservatoires. The high level of training has enabled many students to improve their performance in class, D. F. Oistrakh and V. A. Klimov, O. Rats and B. V. Belenky, A. V. Vinnitsa and M. M. Belyakov.

For Nina Mikhailovna were very valuable permanent creative professional relationships with leading professors of Moscow Conservatory D. F. Oistrakh, L. Kogan, Y. I. Iankelevich, A. I. Iampolsky, B. Bronin. At her request, they conducted master-classes with their valuable guidelines (e. g. in preparation for international competitions) for further professional growth of students.

Among the pupils of Nina Mikhailovna are world-famous musicians, laureates and diploma winners of prestigious international violin competitions. A. Mussakhajayeva of State Prize laureate, people's artist of the Republic of Kazakhstan, professor, laureate of international competitions; G. Myrzabekova, people's artist of the Republic of Kazakhstan, professor, laureate of international competitions and others. Most of the disciples of professor N. M. Patrusheva today occupy leading positions in the musical art of the Republic. Many have become famous teachers and performers in concert activity at home and abroad.

Keywords: teacher, violin, school, student, music, artist, works.

В музыкальной культуре Казахстана имя гим. Она - заслуженный деятель культуры РеНины Михайловны Патрушевой известно мно- спублики Казахстан, заслуженный учитель Ре-

спублики Казахстан, Кавалер орденов Трудового Красного Знамени, «Достык», «Курмет», лауреат независимой премии «Тарлан» (2001), обладатель нагрудного знака имени Ы. Алтынсарина (2007). Все это присвоено крупнейшему педагогу класса скрипки, за плечами которого более чем полувековой путь беззаветного служения искусству.

За долгие годы выдающийся музыкант-педагог воспитала целую плеяду скрипачей, которые являются гордостью музыкальной культуры Республики Казахстан [2, с. 170].

В числе учеников Нины Михайловны музыканты с мировыми именами, ставшие лауреатами и дипломантами престижных международных конкурсов скрипачей. Это А. Мусахаджаева - лауреат Государственной премии Республики Казахстан, народная артистка Республики Казахстан, профессор, лауреат международных конкурсов; Г. Мурзабекова - народная артистка Республики Казахстан, профессор, лауреат международных конкурсов, М. Бисенгалиев - заслуженный деятель Республики Казахстан, лауреат международных конкурсов, профессор Бермингемской консерватории, А. Аюпова - лауреат республиканских и региональных конкурсов, дипломант международного конкурса и другие.

Н. М. Патрушева родилась в Красноярске (1927) в интеллигентной семье, где искусство, в частности музыка, были предметом особого почитания. Когда в Красноярске открылась первая музыкальная школа (1930-е), глава семьи Михаил Николаевич отдал дочерей на обучение музыке. Нине Михайловне к тому времени уже исполнилось 13 лет и в класс скрипки поступать было уже поздно. Её приняли в класс виолончели, но желание обучаться скрипичному искусству было таким огромным, что по настоятельной просьбе родителей дочь перевели на скрипку.

Первым педагогом стала Л. М. Шарыгина, которая обучила её основам скрипичного искусства. С началом Великой Отечественной войны в Красноярск были эвакуированы выдающиеся деятели советской музыкальной культуры, среди которых был замечательный исполнитель и педагог Исидор Наумович Либер, первая скрипка Государственного струнного квартета Киева. До войны он вел активную концертную и педагогическую деятельность на Украине. Исидор Наумович чутко отнесся к развитию творческого

дарования Н. М. Патрушевой, обладатель строгой методики обучения значительно расширил исполнительские способности своей ученицы. Под его руководством она занималась в течении двух лет.

В музыкальном училище Красноярска Н. М. Патрушева поступила в класс Л. Н. Шевчука. Послевоенный период был очень сложным и в культурной жизни советского государства, и в экономической среде. Иногда случалось так, что «оплату за урок по музыке брали куском хлеба»37, но трудности лишь закалили её характер и научили более серьезно относиться к будущей профессии. Нина Михайловна оканчивает музучилище исполнением Второго концерта для скрипки с оркестром Г. Венявского и сразу же принимает решение: поступить в Алма-Атинскую государственную консерваторию имени Курман-газы на оркестровый факультет в класс профессора В. С. Хесса.

«В 1949 году, когда я поступила в консерваторию, все говорили о молодом, талантливом педагоге. Впервые увидев его в коридоре консерватории, я сразу поняла - это он... В моем воображении он рисовался довольно романтичной натурой, но на уроке в классе от всей романтики не оставалось и следа. Очень строгий и требовательный педагог, он все силы души вкладывал в своих учеников. В них была вся его жизнь. Урок, казалось, пролетал незаметно. И когда Вениамин Соломонович Хесс, недовольно хмурясь, отпускал, было ясно: здесь ещё много работы», - вспоминает Н. М. Патрушева (цит. по [1, с. 16]).

В педагогическом процессе В. С. Хесс опирался на традиции Московской скрипичной школы, поскольку сам являлся учеником профессора Московской консерватории Б. О. Сибора. Е. Сафонова пишет: «Ученики Б. О. Сибора существенно повлияли также на создание скрипичных школ Армении, Азербайджана, Казахстана. Вениамин Соломонович Хесс (1909-1986) стал одним из основателей скрипичной школы Казахстана» [6, с. 155].

В 1955 году заведующим кафедрой струнных инструментов (после К. И. Бабаева) в Алма-Атинской консерватории становится Вениамин Соломонович Хесс. Вместе с ним на кафедре

37 Беседа с Н. М. Патрушевой 12 сентября 2013 года.

трудились К. И. Бабаев, И. Б. Коган, Е. П. Ан-топольский, К. Г. Брюкнер и другие, сыгравшие большую роль в становлении педагогической скрипичной школы в Казахстане. Названные музыканты содействовали профессиональному росту юных дарований и прилагали усилия к расширению учебно-педагогического репертуара, куда стали активно вводить сочинения композиторов Казахстана.

В учебном процессе струнного отделения консерватории В. С. Хесс придавал большое значение развитию методической базы преподавания, качеству проведения лекций, актуальности тем докладов и семинаров по вопросам скрипичного мастерства. Методические разработки В. С. Хес-са ныне доступны для изучения. На наш взгляд, они складываются в авторскую школу скрипичной игры (в Казахстане). Уже с первых шагов здесь брались на вооружение национальные традиции, ибо казахскому народу игра на струнных инструментах была свойственна как бы генетически.

В своем педагогическом пути будущий профессор Н. М. Патрушева проходит все звенья музыкальных учебных заведений: сначала (по приглашению В. С. Хесса), в детской музыкальной школе № 1 имени Амре Кашаубаева, затем в Республиканской средней специализированной музыкальной школе для одаренных детей имени К. Байсеитовой и Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. Ее ученики воспитывались от первых шагов до окончания вуза или ассситентуры-стажировки.

После окончания консерватории Н. М. Патрушева выступала с сольными концертами, в составе трио, квартетов. Современникам запомнились концертные выступления трио в составе: Н. Патрушева (скрипка), М. Романова (фортепиано) и Е. Луценко (виолончель) или трио с пианисткой Р. Николаевой и виолончелисткой С. Трост.

Как педагог Н. М. Патрушева основывалась на лучших традициях русской (советской) скрипичной школы. Свидетельством этому выступает важный объективный факт: наиболее одаренные ученики Н. М. Патрушевой учатся в классах ведущих профессоров Московской и Санкт-Петербургской консерваторий. Высокий уровень ее подготовки позволил многим ученикам повышать свое исполнительское мастерство в классе Д. Ф. Ойстраха и В. А. Климова,

О. Крысы и Б. В. Беленького, А. В. Винницкого и М. М. Белякова.

Для Нины Михайловны были очень ценными постоянные творческие профессиональные связи с ведущими профессорами Московской консерватории Д. Ф. Ойстрахом, Л. Б. Коганом, Ю. И. Ян-келевичем, А. И. Ямпольским, В. Брониным. По ее просьбе они проводили мастер-классы, и их ценные методические рекомендации (например, при подготовке к международным конкурсам) содействовали дальнейшему профессиональному росту ее воспитанников.

Более сорока лет Н. М. Патрушева, работая в «одном ключе» с наставником В. С. Хессом, создавала уникальную скрипичную школу, сочетающую обширную сумму знаний и умений, направленных на художественное и профессиональное воспитание скрипача. В вопросах штрихов и аппликатуры, редакций скрипичных произведений она опиралась на установки своего учителя и постоянно у него консультировалась по современным проблемам исполнительства.

В течение 40 лет Нина Михайловна руководила ансамблем скрипачей, вместе с его основателем В. С. Хессом. В 1970 году ансамбль скрипачей принимал участие на ХХ^ съезде партии в Москве в составе сводного ансамбля скрипачей республик СССР (руководитель Л. Б. Коган). Н. М. Патрушева считала, что ансамбль дисциплинирует, развивает артистические способности учащихся и в то же время выполняет функцию своеобразной творческой лаборатории.

Исполнительский стиль, который создавали «учитель и ученик» В. С. Хесс и Н. М. Патрушева, можно охарактеризовать как «гранд-стиль», в котором осмысленность и масштабность исполнительской концепции сочетались с безупречной виртуозной техникой и насыщенным, красочным звуком.

Творческое поле деятельности профессора Нины Михайловны Патрушевой удивительно многогранно: заведующая отделением скрипки и альта РССМШ им. К. Байсеитовой (около 30 лет), председатель и член жюри Международных и республиканских конкурсов и фестивалей («Ша-быт», «Астана-Мерей» и др.).

В своих талантливых учениках Нина Михайловна воспитывала индивидуальность, поэтому все они разные по артистическому темпераменту

и исполнительскому стилю. Формируя стройную методическую систему, она включала в нее изучение всех элементов скрипичной техники, что послужило фундаментом воспитания исполнительских навыков ее воспитанников.

В педагогической системе Н. М. Патрушевой превалирует прежде всего индивидуальное отношение к каждому ученику, в зависимости от его способностей. Благоприятная психологическая среда на уроке Нины Михайловны создает основу для передачи знаний и навыков, способствует воспитанию таких качеств, как воля, самостоятельность, инициативность и трудолюбие.

Странно, но факт: публикаций, посвященных педагогической деятельности Н. М. Патрушевой, необоснованно мало. Ценными источниками знакомства с ее педагогическим искусством становятся воспоминания выпускников разных лет, содержащие документальное обобщение методического взгляда этой незаурядной личности.

В обучении скрипача она, в первую очередь, определяет его сильные стороны, постепенно подтягивает слабые. Этому непосредственно способствует правильный подбор репертуара, отвечающего художественным возможностям ученика.

Нина Михайловна стала не только педагогом, но и самым близким другом, всегда приходит на концерты своих учеников. А. Мусахаджае-ва говорит: «Нина Михайловна, вы же все равно должны сделать мне какое-нибудь замечание». А она: «Нет, милочка, у тебя все прекрасно». Она наш большой ценитель, слушатель, учитель. И она нас продолжает учить - своей любовью к искусству, отношением к своим ученикам и постоянным стремлением к совершенствованию» (цит. по [4, с. 5]).

Особенного внимания заслуживает её уникальный метод работы с детьми. Нина Михайловна умела «развлечь» музыкальными играми юных скрипачей в самом начальном пути освоения специфических приемов игры. В среднем звене, она проявляла исключительную выдержку, терпение в передаче углубленно-образного мышления, расширении арсенала средств скрипичной выразительности. К студентам предъявлялись высокие требования: безупречной интонации, кристально-чистого, богатого красками скрипичного звука, абсолютного соблюдения авторского текста и др.

Как опытный педагог, она обладает великолепной интуицией: определить род способностей ученика (к исполнительской или педагогической деятельности) и вести его в соответствующем направлении.

Одним из главных критериев являлся методически организованный учебный процесс, где особое значение придавалось выбору произведений различных жанров и форм. Урок в её классе обязательно начинался с исполнения гамм, упражнений и этюдов, способствующих овладению различными техническими навыками.

Изучение гамм и этюдов в классе Н. М. Па-трушевой было нацелено на совершенствование всех видов скрипичной техники, выраженное в легкости и ритмической дисциплине пальцев левой руки, овладении переходами, в совершенстве соединения и распределения смычка.

В классе Н. М. Патрушевой, помимо произведений классики и романтики, репертуар исполнителей постоянно обновлялся современными сочинениями, в том числе и композиторов Казахстана. В них, по ее мнению, казахстанские композиторы значительно расширили средства скрипичной выразительности: используются своеобразные тембровые краски, штриховая техника, вводятся оригинальные приемы, имитирующие звучания казахских народных инструментов (кобыз и домбра). Изучаемые камерно-инструментальные произведения А. Жубанова, М. Тулебаева, К. Мусина, скрипичные концерты С. Мухамеджанова, Г. Жу-бановой и Е. Рахмадиева развивают у исполнителя способность к пониманию национального музыкального стиля.

Отличительная черта педагогической системы Н. М. Патрушевой: с ранних лет выводить учеников на эстраду, давать наиболее талантливым возможность выступать в сопровождении симфонического (или камерного) оркестра. Таким способом у них воспитывается сценическая воля, артистизм и выдержка, необходимые для будущей концертной деятельности.

Большинство учеников профессора Н. М. Па-трушевой - это лауреаты международных и республиканских конкурсов, которые сегодня занимают ведущие позиции в музыкальном искусстве республики. Многие стали известными педагогами и исполнителями, ведут активную концертную деятельность на родине и за рубежом.

Сборник «Песни композиторов Казахстана для скрипки и фортепиано» под редакцией Н. М. Патрушевой (см. [5, с. 10]) явился результатом глубокого анализа скрипичного репертуара композиторов Казахстана для детских музыкальных школ, тщательного отбора нотного материала в соответствии с задачами воспитания основных навыков игры на скрипке.

На протяжении 67-летней педагогической деятельности Н. М. Патрушева создала свою скрипичную школу в Казахстане. Поэтому так искренне звучат ее слова: «Меня окружают замечательные люди, в том числе и мои ученики, коллеги. Это мне помогает в жизни. И это то, чем я дорожу... Детей надо просто любить» (цит. по [3]).

Литература

1. Афонин Г. А. Скрипка, судьба моя... // Новое поколение. - 2004. - 23 апр. - C. 16.

2. Казахская национальная консерватория им. Курмангазы / под общ. ред. Ж. Я. Аубакировой. - Алматы, 2004. -С. 167-175.

3. Курпякова Н. Учительница первая моя // Казахстанская правда. - 2007. - 20 марта. - С. 4.

4. Никита Т. Украинская Рапсодия для выдающейся казахстанской скрипачки, или несколько открытий в зале Казахской государственной филармонии имени Жамбыла // Kazinform. - 2013. - 13 окт. - С. 5.

5. Программа по струнным инструментам. - Алматы, 2000. - 65 с.

6. Сафонова Е. Л. Скрипичная школа Московской консерватории от истоков до 80-х годов ХХ века. - М., 2012. -388 с.

References

1. Afonin G.A. Skripka, sud'ba moja... Novoepokolenie, 2004, 23 aprelja. 16 p.

2. Kazahskaja nacionalnaja konservatorija im. Kurmangazy. Pod obshchej redakciej Zh.Ja. Aubakirovoj. Almaty, 2004, pp.167-175.

3. Kurpjakova N. Uchitel'nica pervaja moja. Kazahstanskajapravda, 2007, 20 marta, p. 4.

4. Nikita T. Ukrainskaja Rapsodija dlja vydajushchejsja kazahstanskoj skripachki, ili Neskolko otkrytij v zale Kazahskoj gosudarstvennoj filarmonii imeni Zhambyla. Kazinform, 2013, 13 oktjabija, p. 5.

5. Programma po strunnym instrumentam. Almaty, 2000. 65 p.

6. Safonova E.L. Skripichnaja shkola Moskovskoj konservatorii ot istokov do 80-h godov XX veka. Moscow, 2012. 388 p.

УДК 72.01

ЕДИНСТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ В АРХИТЕКТУРЕ И ИСКУССТВАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ, ЕГИПТА, ГРЕЦИИ И РУСИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Сазонов В. И., кандидат архитектуры, профессор, заведующий кафедрой архитектурной теории и композиции (АТиК), Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия (г. Новосибирск). E-mail: vi_sazo@mail.ru.

В данной статье серии публикаций раскрываются единые основы и формы представлений об архитектурной гармонии Средней Азии и древнейших цивилизаций Египта, Греции, Руси в Средние века, несмотря на их изумительно неповторимые и высочайшие художественные достижения. Источником является замечательный научный труд Митхата Сагадатдиновича Булатова [1].

Ключевые слова: графоаналитическая грамматика-гармония архитектуры, Средняя Азия, древние истоки, единство представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.