ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ СМЫЧКОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
М. М. Берлянчик,
Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Аннотация. В статье рассматриваются истоки формирования и основные черты творческой, педагогической и научно-методической деятельности преподавателей кафедры струнных инструментов Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки. Анализируется их педагогическое мастерство, в котором интегрированы особенности петербургской, московской, киевской и одесской школ игры на смычковых инструментах.
Ключевые слова: смычковая педагогическая школа, преемственность, культура звука (тона), исполнительская техника, мелодическое интонирование.
118
Summary. This article regards the origins of the main features of creative, educational, scientific and methodological teaches' working at chair of Strings Novosibirsk State Conservatoire (Academy) named after M. I. Glinka. It analyzes their pedagogical skills, which integrates the features of St. Petersburg, Moscow, Kiev and Odessa bowed playing schools.
Keywords: pedagogical bow school, continuity, the culture of sound (tone), performing technique, melodic intonation.
История сибирского музыкального образования, представляющая большой интерес для исследователя, может быть разделена на два крупных периода: первый - до создания Новосибирской консерватории, распадающийся, естественно, на дооктябрьское и советское время; второй - вся вторая половина ХХ века и первое десятилетие текущего столетия. Побудительными факторами перехода ко второму из них, связанному с интенсивным становлением первого сибирского музы-
кального вуза, стали глобальные перемены, происшедшие в жизни российского общества в середине прошлого века: XX съезд партии, развенчание сталинизма, курс на приоритетное развитие восточных регионов страны.
Новосибирская консерватория открыла свои двери в памятном 1956 году, когда начались упомянутые перемены. Несколько лет назад она весомо (в частности, изданием нескольких исторических исследований) отметила своё 50-летие [1; 2].
Музыкальное образование в России, как известно, имеет давнюю историю: корни его уходят во времена принятия христианства, и поначалу оно всецело было подчинено обучению церковных певчих. Дальнейшие этапы развития связаны с историческим процессом проникновения европейских традиций в русскую жизнь, появлением просвещённой аристократии, канонами дворянской усадебной культуры, возросшим интересом к своеобразию народного музыкального творчества и пр.
Полнокровными центрами сибирской музыкальной жизни в конце XIX века были Омск1, Томск, Иркутск, где регулярно давались концерты классической музыки, действовали музыкальные школы, в которых преподавали выпускники Петербургской и Московской консерваторий, созданных в середине столетия. Невзрачный уездный городок Новониколаевск, зародившийся в связи со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали, не входил в их число - он стал интенсивно развиваться лишь в советское время, особенно после переименования его в Новосибирск (1925). Однако уже к концу 30-х годов здесь существовала определённая музыкальная жизнь: обосновалась передвижная Сибгосопера, изредка проводились симфонические концерты (руководил ими дирижёр П. П. Валь-гардт, работавший впоследствии в разных городах страны), действовала музыкальная школа, в которой преподавали квалифицированные музыканты. Среди них назовём двух истинных подвижников - первого профессио-
нального сибирского композитора М. И. Невитова и превосходного педагога-теоретика К. Н. Нечаева, который в открывшейся консерватории преподавал сольфеджио и гармонию.
Мощным импульсом развития Новосибирска как одного из музыкальных центров страны стало пребывание здесь в годы Великой Отечественной войны многих крупных музыкантов, эвакуированных из Ленинграда, Москвы и других городов.
Становление и профессиональное возмужание Новосибирской консерватории было исключительно стремительным во многом благодаря тому, что её созданием с самого начала занимались высокоавторитетные специалисты - видный музыковед-историк Н. Ф. Орлов, философ и эстетик виолончелист В. С. Корниенко. Они смогли заинтересовать перспективой творческой работы в Сибири ряд известных профессоров, откликнувшихся на «партийный клич» поднимать сибирскую науку, производство, культуру
Так, к началу второго учебного года в коллектив консерватории влилась группа крупных музыкантов, приехавших из Ленинграда, Москвы, Саратова, Киева, Минска, Баку и других музыкальных центров страны. В результате на кафедрах начали складываться авторитетные творческие школы, оказавшие большое влияние на становление в Новосибирске смыч-ково-педагогической школы. Среди них - фортепианная в лице Е. М. Зингера, В. И. Слонима, З. Ш. Тамарки-ной, И. М. Рензина, И. А. Губайдулли-ной, позднее М. С. Лебензон и др.; ви-
119
1 В городе, к примеру, выступал профессиональный симфонический оркестр, находившийся на попечении сибирского казачества.
120
олончельная, возглавляемая Г. И. Пек-кером и Л. М. Руханкиным; альтовая во главе с А. М. Азатяном. Духовую школу основали опытнейший сибирский оркестрант кларнетист Е. Я. Вер-жаховский, несколько позже - киевлянин трубач И. И. Бобровский.
Вокальная школа Сибири складывалась под руководством В. П. Арка-нова и А. П. Здановича; в её создании деятельно участвовала выдающаяся певица, народная артистка СССР Л. В. Мясникова. Созданием авторитетной хоровой школы Новосибирская консерватория обязана В. Н. Минину, проработавшему здесь несколько лет и воспитавшему ряд учеников, ставших впоследствии крупными деятелями сибирского хорового искусства. Среди них Б. С. Певзнер, И. В. Юдин, Л. М. Школьная и др.
Наконец, выдающейся стала дирижёрская школа А. М. Каца, лучшие воспитанники которой (например, Василий Синайский, работавший главным дирижёром Большого театра России) обрели имидж талантливых мастеров. Их большой список открывает Вольдемар Нельсон, ставший одним из признанных в Европе дирижёров - на его счету, к примеру, постановки вагнеровских опер в Байрейте, концерты с оркестром Г. Караяна и пр. Следует сказать и о весьма сильной музыковедческой «епархии», основу которой закладывали Л. Я. Хин-чин, Ю. Г. Кон и Т. А. Роменская, а её этнологическую ветвь - А. М. Айзен-штадт и Ю. И. Шейкин.
В результате к своему двадцатилетию (1976) Новосибирская консерватория пришла, имея авторитет одного из лучших музыкальных вузов страны. «Первую скрипку» здесь играла кафедра струнных инструментов, давшая
мировому исполнительскому искусству конца XX - начала XXI века ряд выдающихся скрипачей (В. Репин, М. Венгеров, А. Бараховский и др.). Немалых успехов достигли и другие кафедры, чьи воспитанники неизменно завоёвывали престижные места на международных конкурсах пианистов, виолончелистов, исполнителей на духовых и народных инструментах, а также певцов.
Достижения сибирского музыкального вуза создали исключительно благоприятную среду не только для становления струнной кафедры и подготовки в Новосибирске высококвалифицированных исполнителей на смычковых инструментах, но и для воспитания ряда крупных концертирующих скрипачей, что способствовало возникновению довольно распространённого мнения о существовании новосибирской скрипичной школы.
Такое суждение, пожалуй, несколько преувеличено, ибо понятие «исполнительская школа» обычно предполагает наличие характерных черт не только в методике и результатах обучения, но и в художественных тенденциях, исполнительском стиле её представителей. Впрочем, в данном случае такое определение можно было бы всё же счесть достаточно верным, поскольку сложившаяся здесь система обучения молодых инструменталистов, особенно скрипачей, точнее говоря, смычковая педагогическая школа действительно имеет свои, весьма примечательные, особенности. Она, в первую очередь, направлена на создание прочной профессиональной базы будущего исполнительского и интер-претаторского творчества - владение культурой звучания, интонационной выразительностью, совершенной вир-
туознои техникой, пониманием стилистики музыки различных эпох, стран, авторов. Таким образом, понятия «новосибирская смычковая школа», «сибирская скрипичная школа» приобретают вполне реальный смысл.
Подчеркнём, что в процессе формирования и развития новосибирской скрипичной школы происходило не просто сочетание, и уж тем более не симбиоз, а некий синтез особенностей ряда существовавших в бывшем СССР школ, представители которых, сохраняя, в принципе, свои родовые черты, испытывали заметное влияние тенденций разных школ.
К таким школам, прежде всего, относятся московская и петербургская (ленинградская) школы скрипичного искусства, стремившиеся при всей очевидной самобытности каждой из них к гармоничности музыкальной и технической сторон игры, максимальному выявлению художественной содержательности и стилистики исполняемых произведений.
Представители московской скрипичной школы, как известно, обычно демонстрируют энергичный, подчёркнуто императивный стиль игры, который, как в своё время удачно заметил Карл Флеш, очевидно, проистекает от общих, жизнеутверждающих эстетических установок в искусстве тоталитарной эпохи. В такой манере воспитывали своих питомцев А. И. Ям-польский. Л. М. Цейтлин, К. Г. Мо-страс, Ю. И. Янкелевич, Д. Ф. Ой-страх, Л. Б. Коган.
Петербургская же школа, идущая от Л. Ауэра, в лице Ю. И. Эйдлина, В. И. Шера и М. И. Ваймана продолжала заложенные великим педагогом традиции первоочередной заботы о воспитании интонационной вырази-
тельности игры и художественной индивидуальности музыканта при непременной свободе игровых движений и особом внимании к физиологической целесообразности исполнительских приёмов.
Немаловажную лепту в сибирскую скрипично-педагогическую практику внесли также одесская и киевская школы.
В первой из них во всём неповторимом своеобразии сказывались личностные особенности и педагогическая гениальность П. С. Столярского, способного привить юному исполнителю на всю жизнь самозабвенную любовь к скрипке и музыке, желание без устали заниматься ею.
Что же касается киевской скрипичной школы, то её влияние на воззрения новосибирских педагогов сказывалось в самых различных аспектах, в частности в особом внимании к свободе исполнительских движений, достижению целесообразности и гармоничности игровых действий скрипача.
Корни будущих достижений новосибирских струнников, несомненно, прорастали и в годы войны, когда в столице Сибири нашли пристанище и необычайно тёплый приём заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии во главе с Е. А. Мравинским и Струнный квартет имени А. К. Глазунова.
К сказанному нужно добавить, что в новосибирской практике подобная преемственность с ведущими исполнитель скими школами страны активно распространялась и на смежные области инструментальной педагогики - подготовку альтистов, виолончелистов, контрабасистов, а также арфистов. Уже в первые десятилетия деятельности Новосибирской консерватории
121
техническо-воспитания моло-
122
здесь, благодаря взаимовлиянию и взаимообогащению представителей различных исполнительских школ, складывались предпосылки гармоничного - художественного го, личностного дых инструменталистов, что, кстати говоря, ныне является едва ли не одной из самых насущных проблем педагогики музыкального образования.
Теперь попытаемся, по необходимости кратко, персонифицировать прослеженные влияния, охарактеризовать многогранный творческий потенциал струнной кафедры Новосибирской консерватории и показать личные педагогические достижения её представителей.
Ключевой фигурой в обучении новосибирских скрипачей в годы Великой Отечественной войны был И. А. Гутман, эвакуированный из Киева, где он работал в консерватории в качестве ассистента известного профессора Я. С. Магазинера, воспитанника франко-бельгийской скрипичной школы. Гутман олицетворяет первое поколение педагогов струнной кафедры консерватории. Исключительно одарённый педагог, он умел создать профессионального музыканта даже из студента или ученика, обладавшего, казалось бы, довольно скромными возможностями. Гутман был великим мастером формирования свободного, целесообразного и гибкого игрового аппарата, что влекло к нему в класс молодых скрипачей, нуждавшихся в усовершенствовании этой основы исполнительского мастерства [3]. Велик его вклад в отечественную скрипичную педагогику
В Новосибирске у Гутмана учился Эдуард Грач, а до этого, в Киеве, -Виктор Пикайзен. Новосибирскими
воспитанниками Гутмана, учившимися у него в музыкальной школе, училище и консерватории, были превосходные скрипачи Георгий Бадьян, Галина Воронина, Арнольд Гутман (сын педагога), Владимир Кальниц, Эдуард Ры-машевский, Александр Скворцов (впоследствии занимался у Бориса Гольд-штейна в Германии), Людмила Шафер и многие другие. Замечу, к слову, что педагогический авторитет Гутмана повлиял и на мой профессиональный выбор, побудив меня заниматься не только практикой преподавания, но и скрипичной методикой, методологией и теорией смычкового исполни тель ства.
К первому поколению принадлежит и другой скрипичный мэтр тех лет - профессор А. Н. Амитон, окончивший в 30-е годы Московскую консерваторию у А. И. Ямпольского. Будучи лауреатом Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1935), он был убеждённым сторонником обучения скрипача согласно известной афористической формуле «ищи музыку -найдёшь технику». Этот довольно устаревший тезис, к сожалению, послужил тогда яблоком раздора и причиной конфронтации двух лидеров начального периода становления новосибирской скрипичной школы, в результате чего Гутману пришлось покинуть Новосибирск (в последние годы жизни он работал во Владикавказе).
В Новосибирской консерватории много лет успешно преподавал ученик А. Н. Амитона доцент А. Б. Янпольский. Яркий исполнитель и чуткий педагог, он принимал деятельное участие во всех свершениях кафедры - методических акциях, концертах и конкурсах, в организации помощи сибирским школам и училищам. Им воспитано боль-
шое число профессиональных скрипачей, достойно представляющих новосибирскую педагогическую школу в России и за рубежом.
На высокий художественный тонус творческой жизни исполнительских классов вуза большое воздействие оказывала личность Л. Н. Шевчука, заведующего кафедрой камерного ансамбля и струнного квартета (в 1968-1972 годах ректора Новосибирской консерватории). В молодые годы он был известным концертирующим скрипачом (по некоторым данным, Шевчук стал первым исполнителем Первого скрипичного концерта С. С. Прокофьева). Учился он в Киеве у Е. Н. Вонсовской, которая ранее была наставницей юного Мирона По-лякина до его поступления в Петербургскую консерваторию в класс Л. С. Ауэра. Шевчук отличался поразительной способностью ярко раскрывать глубинные смыслы и образы музыки, художественное своеобразие исполняемого сочинения, его интонационные особенности и содержательный подтекст. В этом плане он пользовался непререкаемым авторитетом у студентов и педагогов.
Огромное влияние на развитие струнно-смычкового дела в Сибири оказал известный виолончелист - концертант и педагог Г. И. Пеккер, учившийся в своё время в Германии (по направлению советского наркома просвещения А. В. Луначарского) у европейски знаменитого Кленгеля. В Новосибирске он много выступал как солист и ансамблист, неутомимо занимался методической работой, курируя виолончельные классы по всей Сибири. Пеккер создал сибирскую виолончельную школу, научившись, как он сам говорил, «готовить вполне достойных, а
порой и ярких исполнителей из довольно средне подготовленных абитуриентов». В его педагогике артистизм естественно сочетался с гармоничностью исполнительского развития, крепким профессионализмом, точностью стилевых ориентаций. Наиболее видные ученики Пеккера - заслуженный артист РФ А. Д. Лапкин, заслуженный деятель искусств РФ профессор Е. З. Нилов, преподаватель Барнаульского музыкального колледжа А. Рос-синский и др.
Вслед за Пеккером из Киева в Новосибирск переехал его коллега по Струнному квартету имени Вильома скрипач А. О. Старосельский, возглавивший в консерватории квартетный класс. В это же время в когорту авторитетных новосибирских струнников влился альтист А. М. Азатян, приехавший из Баку. Ранее он входил в состав известного Квартета имени Спендиа-рова. Азатян, учившийся в Московской консерватории, был превосходным педагогом и немало способствовал тому, что в Новосибирске успешно развивались не только скрипичная и виолончельная, но и альтовая школа. Азатян воспитал доцента Л. М. Сквир-ского, у которого училась доцент И. В. Полякова, ведущая ныне в консерватории альтовый класс. Немалый вклад в развитие виолончельного и камерно-ансамблевого классов внёс и воспитанник Московской консерватории Л. М. Руханкин.
Второе поколение педагогов-инструменталистов Новосибирской консерватории, развивших в 60-70-е годы прошлого столетия струнно-смыч-ковую школу, составили скрипачи А. Ю. Юрьев, воспитанник Ленинградской консерватории, ученик профессора Ю. И. Эйдлина; М. Б. Либерман,
123
124
учившийся в Днепропетровском музыкальном училище у Ф. Г. Ямпольско-го (ученика Л. Ауэра), а затем в Московской консерватории у Д. Ф. Ойст-раха; ученик А. Н. Амитона М. А. Корн и два одессита - Г. Г. Фельдгун, учившийся в довоенные годы в знаменитой одесской школе имени П. С. Столярского, а после войны - в Ташкентской консерватории у профессора М. Б. Рейсона, ученика Л. Ауэра, а также автор этих строк, выпускник Одесской консерватории, ученик профессора Л. Д. Лемберского, который, в свою очередь, учился у работавшего там же чешского скрипача В. Перма-на, а позже стал одним из ассистентов П. С. Столярского.
В моей педагогической практике и методических предпочтениях скрестились самые разные влияния - прежде всего, традиции франко-бельгийской (через И. А. Гутмана) и московской школ Л. М. Цейтлина и К. Г. Мо-страса (через профессоров Б. В. Беленького и Б. Е. Кузнецова, у которых довелось совершенствоваться на факультете повышения квалификации столичной консерватории). Из моих учеников, ставших авторитетными профессиональными музыкантами, хотелось бы выделить лауреата международных конкурсов, профессора Санкт-Петербургской консерватории В. И. Стопичева и многолетнего концертмейстера Новосибирского филармонического оркестра, народного артиста РФ доцента В. И. Карчагина.
Круг моих научных интересов, определившихся в годы работы в Новосибирской консерватории, был довольно разнообразен. Среди них -методическая проблематика (кандидатская диссертация «Культура мелодического интонирования и воспита-
ние скрипача», защищённая в Ленинградской консерватории в 1984 году; докторская диссертация «Теоретические основы формирования исполнительского мастерства скрипача», защита которой состоялась в Московской консерватории в 1995 году; дважды изданное учебное пособие «Основы воспитания начинающего скрипача» [4]; множество статей, по-свящённых главным образом вопросам развития интонационной (в широком смысле) культуры и основ ин-терпретаторского творчества учащихся скрипичных классов музыкальных школ и училищ. К этой же тематике относится и монография «Культура скрипичного тона. Теория и практика» - плод научного сотрудничества с М. Б. Либерманом [5].
Другой обширный пласт моих работ составляют редакции сборников статей и трудов преподавателей различных вузов, сотрудников научных учреждений по вопросам состояния и путей развития отечественного музыкального (шире - художественного) образования, струнно-смычковой педагогики.
А. Ю. Юрьев, возглавивший струнную кафедру после А. Н. Амитона, оставил глубокий след в творческой жизни Новосибирской консерватории как тонкий музыкант - солист и ансамблист, чуткий педагог, незаурядный теоретик и методолог. В своей педагогической и научно-методической деятельности Юрьев воплощал установки питерской школы, которые вобрали в себя великие традиции русского исполнительского искусства -свободу и поэтику игры, развитую виртуозность как художественное качество, внимание к звучанию, содержательности и стилистике исполняе-
мого произведения. Ему принадлежит честь быть первым из новосибирских педагогов, защитившим диссертацию и получившим учёную степень кандидата искусствоведения [6]. Его научные интересы касались в основном вопросов истории смычковой культуры, проблем звуковедения и артикуляции на скрипке [7]. По классу Юрьева окончил как скрипач консерваторию В. Нельсон, ставший в дальнейшем симфоническим и оперным дирижёром мирового уровня.
Большой вклад в скрипичное искусство Сибири, России и ряда других стран внёс профессор М. Б. Ли-берман. Он был одним из видных продолжателей славных традиций ауэ-ровской, одесской и московской школ. Его многолетняя успешная деятельность как воспитателя одарённых скрипачей и прозорливого методиста недавно послужила основанием для включения Академией Платона (Великобритания) имени Матвея Ли-бермана в число мировых лидеров в данной области. Его перу принадлежит ряд значительных научно-методических работ, в которых рассматривались вопросы техники левой руки, штрихов, вибрато и которые внесли существенный вклад в развитие скрипичной педагогики.
Воспитанники Либермана - ныне концертмейстеры крупных оркестров, профессора консерваторий - разбросаны по всему миру. Много их и в России, где ученики Либермана успешно развивают его педагогические установки, - доцент А. Тростянский в Московской консерватории, профессор Е. Баскина - в Новосибирской. В клас-
се Либермана все ступени музыкального образования прошёл Антон Ба-раховский, известный солист и скрипач-концертант, концертмейстер знаменитого Симфонического оркестра Баварского радио (Германия).
В начале 60-х годов прошлого века в Новосибирске начинала работать ещё одна представительница ленинградской скрипичной школы -Г. С. ТурчаниноваЕё талант воспитателя юных скрипачей ещё в консерваторские годы получил превосходную огранку в школе педагогической практики под руководством Л. М. Сигал. В Сибири Турчанинова вскоре заняла лидирующее положение среди преподавателей музыкальных школ и училищ. Многие талантливые дети получали в её классе основательную профессиональную подготовку и, достигая больших успехов, становились победителями конкурсов.
Педагогическое credo Мастера состояло, с одной стороны, в убеждении необходимости добиться полного погружения начинающего скрипача в заботы о музыке и скрипке, в их стихию, а с другой стороны - в стремлении интенсивно оснащать начинающего скрипача техническими умениями и навыками, быстро продвигая его по репертуару и формируя, в первую очередь, виртуозные качества. Самый выдающийся воспитанник Г. С. Турчаниновой - Максим Вен-геров, с детства поражавший эмоциональностью и яркой концертной манерой игры. Известен также скрипач-солист Андрей Андреев.
В 1974 году в Новосибирск после окончания Московской консервато-
125
2 В настоящее время Г. С. Турчанинова - педагог Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории, заслуженный деятель искусств России.
126
рии приехали скрипачи Захар Брон и Анна Нечипорук, талантливые исполнители, лауреаты международных конкурсов. Деятельность Брона в Новосибирске составила целую эпоху не только в жизни струнной кафедры и всей консерватории, но и в современном отечественном скрипичном искусстве и педагогике. Яркий концертант эмоционально-драматического склада, превосходный знаток таинств своего инструмента, а также его не вполне ещё изученных возможностей, изобретатель рациональных приёмов преодоления технических трудностей, мудрый педагог-стратег и воспитатель одарённых скрипачей - таков в целом облик профессора Брона как скрипача и педагога. Эти черты его личности и творческой деятельности, несомненно, повлияли на развитие скрипичной педагогики не только в Сибири, но и далеко за её пределами.
В лице З. Н. Брона и А. Ф. Нечипорук, которая также успешно занималась исполнительством и педагогикой, укреплялись московские тенденции в воспитании концертирующих скрипачей, о которых уже говорилось: динамизм игры, яркость и насыщенность звучания, блестящая виртуозность, быстрое освоение разнообразного репертуара.
Формируя свой класс в только что основанной Новосибирской средней специальной музыкальной школе (1970), Брон сосредоточил внимание на поиске особо одарённых юных скрипачей для тщательно продуманной и интенсивной (или, говоря по-современному, - системной) работы с ними. Его достижения в этом плане повлияли на постановку руководством школы и вуза задачи ускоренной под-
готовки высокоталантливых молодых концертантов ещё на школьной ступени образования. По решению ректора консерватории Е. Г. Гуренко были созданы условия, которые позволяли одарённым детям уделять необходимое время занятиям на инструменте, овладевая вместе с тем в достаточной мере общеобразовательными, музыкально-теоретическими знаниями и обогащая свою общую эрудицию и культуру.
Иными словами, в основу профессиональной подготовки одарённых учеников был положен индивидуальный подход, коренным образом отличавшийся от привычной унификации (ныне, кстати говоря, непомерно возросшей) и основанный на принципе использования альтернативных форм и методов обучения-воспитания одарённого музыканта. Как известно, самый выдающийся воспитанник Бро-на - Вадим Репин, один из наиболее значительных в современном мире скрипачей. С юным Вадиком Репиным персонально занимались опытные преподаватели школьных предметов, консерваторские педагоги гуманитарных и теоретических дисциплин.
Здесь уместно сказать, что В. Репин и М. Венгеров ныне принадлежат к числу наиболее известных в мире концертирующих скрипачей среднего поколения. Но в троицу лидеров современного скрипичного искусства входит и американская скрипачка Хилари Хан, которую, в сущности, также можно считать воспитанницей новосибирской (шире говоря, российской) скрипичной школы, ибо первые десять лет обучения игре на скрипке она занималась в Балтиморе (США) у Клары Беркович (урождённой Гордион), учившейся в годы войны у И. А. Гутмана в Новосибирске, а затем окончившей
Одесскую консерваторию по классу Л. Д. Лемберского (впоследствии она преподавала в Ленинградской специальной школе-одиннадцатилетке).
Третье, ныне действующее поколение новосибирских педагогов-скрипачей, развивающее традиции своих учителей, составляют профессора М. А. Кузина, воспитанница З. Н. Бро-на, и А. В. Гвоздев, продолжившие линию связей с московской школой. К этому же поколению принадлежит и профессор Е. В. Баскина, воспитанница М. Б. Либермана.
А. В. Гвоздев учился у М. Б. Питкуса, ассистента А. И. Ямпольского, окончившего Петербургскую консерваторию. Его теоретические и методические труды - кандидатская диссертация «Скрипичное творчество И. Брамса» (1989), монографии по вопросам развития исполнительской техники скрипача [8; 9] и работы над произведениями крупной формы в музыкальной школе [10] - занимают видное место в отечественной науке о скрипичном искусстве.
Творческая атмосфера, сложившая ся на струнной кафедре Новосибирской консерватории, активно влияла на все специальности, где также существовали тесные преемственные связи прошлого с настоящим. Так, весьма продуктивно работал класс альта, в котором сохранялась линия «учитель-ученик» (А. М. Азатян - Л. М. Сквир скии). Интересные творческие проекты выдвигались приехавшим из Ташкента доцентом Ю. Н. Мазченко, который в течение 20 лет (1974-1994) заведовал кафедрой. Увлекаясь игрой на виоль д'амуре, он стал его ярым пропагандистом, сочиняющим музыку для этого почти забытого, но весьма привлекательного инструмента.
Живые связи с окружающей средой стимулировали и методические инновации в подготовке контрабасистов, которые предлагал в своей работе В. Г. Болдин, ученик киевлянина Г. Я. Грабовского в Новосибирской консерватории [11].
Высокопрофессиональную арфо-вую школу создала в Новосибирской консерватории Н. Н. Покровская, осваивавшая основы мастерства сначала в ЦМШ под руководством выдающихся арфисток Н. Б. Сибор и К. К. Сарад-жевой, а затем в Московской консерватории у В. Г. Дуловой. Покровская проявила себя не только весьма успешным воспитателем нескольких поколений сибирских арфистов, но и серьёзным учёным в данной области исполнительского искусства - историком и методистом. Ею защищены кандидатская диссертация «Педальная арфа в России» (1989) и докторская диссертация «История исполнительства на арфе» (2002).
Кроме трудов, названных выше, отметим ещё докторскую диссертацию Г. Г. Фельдгуна «История западноевропейского струнного квартета (от истоков до начала XIX века)» (1995), одноимённое учебное пособие (2000), а также капитальное учебное пособие по истории смычкового искусства [12]. Учёный занимался и вопросами методики, проблематике которой посвящены его кандидатская диссертация «Воспитание скрипача как исполнителя современной музыки» (1981) и оригинальная хрестоматия для начинающих «На скрипке без слёз, и в шутку и всерьёз» (2003).
Ценное исследование методологического характера создал в годы своей работы в Новосибирске вьетнамский скрипач Тхань Буй Конг, получивший
127
128
образование в Московской консерватории на кафедре Ю. И. Янкелевича у Е. А. Чугаевой и совершенствовавшийся в Лейпциге, где стал дипломантом Международного конкурса имени И. С. Баха. Его кандидатская диссертация «Развитие мелодического интонирования на скрипке в аспекте тоновой специфики вьетнамской речи» (1998, научный руководитель М. М. Берлян-чик) и монография [13] значительно расширяют и углубляют существующие в отечественном музыкознании представления о тесном взаимодействии речевого и музыкального (инструментального) интонирования.
К числу скрипачей-исследователей, воспитанных новосибирской струнной кафедрой, следует отнести и В. Ф. Третьяченко (Красноярск), создавшего фундаментальный труд по истории скрипичного этюда (кандидатская диссертация, 1997) и изучавшего пути обновления методологических основ начального обучения скрипача (докторская диссертация, 2009).
Оригинальную работу написала и издала Т. К. Асеева, преподаватель Якутского музыкального училища, окончившая Новосибирскую консерваторию по классу М. Б. Либермана. Имея немалый опыт сольной, ансамблевой, оркестровой и педагогической деятельности и будучи чрезвычайно преданным своему делу воспитателем скрипачей, в книге, посвя-щённой своему педагогу, она высказала ряд ценных суждений о профессии преподавателя музыки и искусства скрипичной игры [14].
Научно-исследовательской работой занимались также виолончелисты А. Л. Петраш (кандидатская диссертация «Эволюция жанров сольной смычковой сонаты и сюиты до середины
XVIII века», 1976) и И. Е. Бялый (кандидатская диссертация «Жанровые истоки и пути формирования классического типа фортепианного трио», 1982; ряд статей по истории камерно-ансамблевой музыки, специфике творчества в этой области И. С. Баха и В. А. Моцарта).
К научно-методической проблематике обращались и альтисты. Ю. Н. Мазченко занимался проблемой психологической подготовки музыканта-исполнителя к сценическому выступлению и совместно с автором этих строк изучал вопросы преемственности основных положений скрипичной и альтовой педагогики [15], а также разрабатывал вопросы подготовки альтистов, в том числе оригинальный метод начального обучения игре на альте [16]. Многие его работы (методические и творческие) были посвящены, как отмечено выше, исполнительству на виоль д'амуре. В трудах Л. М. Сквирского рассматривались вопросы альтовой техники [17] и проблемы интерпретации произведений современного альтового репертуара [18; 19]. Совместно с Ю. Н. Маз-ченко изучались вопросы учебного репертуара [20].
Таким образом, резюмируя сказанное, нужно отметить, что с начала 70-х годов прошлого века научно-методическое творчество составило и до сих пор составляет существенный пласт профессиональных интересов преподавателей струнной кафедры Новосибирской консерватории. Количественные результаты её научной деятельности впечатляют и, очевидно, являются уникальными не только в отечественной практике: защищено 8 кандидатских и 4 докторские диссертации, издано 11 монографий и
учебных пособий, подготовлено и выпущено 4 межвузовских сборника трудов, в различных научных изданиях опубликовано около 50 статей.
Другой примечательной чертой деятельности педагогов-струнников было чуткое отношение к тем воспитанникам смычковых классов новосибирских музыкальных школ, которые не стали профессионалами, но сохранили связи с музыкой в любительской сфере. Их исполнительский энтузиазм многие годы поддерживался благодаря существованию симфонического оркестра Дома культуры «Академия» новосибирского Академгородка (его руководителем был профессор консерватории И. А. Зайдентрегер), а также ансамбля скрипачей и альтистов Электротехнического института, которым руководил выпускник консерватории, артист филармонии М. Ш. Блам.
Важной заботой струнной кафедры в 60-80-е годы прошедшего века также было живое участие в деятельности сибирских музыкальных училищ и школ. Профессора и доценты, преподаватели всех специальностей неустанно выезжали на места - прослушивали учащихся, отбирали перспективных для профессионального обучения, читали лекции, проводили семинары, председательствовали в жюри конкурсов и т. д. Это составляло необходимую часть работы кафедры, тем более что подобная деятельность отличала не только струнников, но и весь педагогический коллектив Новосибирской консерватории, вкладывавший много сил и энергии в совершенствование сибирского музыкального образования.
Важную роль в этой деятельности играли научно-методические семина-
ры и конференции преподавателей сибирских музыкальных училищ и школ, регулярно проводимые струнной кафедрой. Так, серьёзным импульсом к преодолению типичных недостатков подготовки струнников стала представительная конференция 1968 года, в которой участвовали преподаватели ГМПИ имени Гнесиных и ЦМШ при Московской государственной консерватории (Р. Е. Сапожников и Ф. А. Андриевский). Программа конференции была составлена так, чтобы каждая методическая проблема получила разностороннее и глубокое освещение [21].
Встречи сибирских педагогов на региональном уровне регулярно дополнялись методическими семинарами, проводимыми на местах. Новосибирская городская секция педагогов-скрипачей, работавшая в разные годы под руководством И. А. Гутмана, автора этих строк, А. Ю. Юрьева, а впоследствии Г. С. Турчаниновой и М. Б. Либермана, тщательно анализировала типичные явления зажатости исполнительских движений и неграмотной фразировки мелодии.
Теперь, обобщая всё сказанное, попытаемся определить основополагающие компоненты того системного вклада, который, по моему мнению, внесла новосибирская педагогическая школа в развитие смычковой педагогики. Но прежде хотелось бы обратить внимание на три существенных момента.
Во-первых, факторы, о которых пойдёт речь, присущи стилю работы всех преподавателей струнной кафедры Новосибирской консерватории. Хотя, конечно, каждый из них был наиболее силён в каком-либо одном или нескольких качествах, которые
129
130
являлись доминантными в его личнои методике.
Во-вторых, важно подчеркнуть преемственность развития названных компонентов системы профессионального обучения исполнителя на смычковом инструменте, что осуществлялось на всех его стадиях - в музыкальной школе, училище, вузе.
И, наконец, третье соображение. Важнейшим фактором результативности данной, преемственно выстроенной системы являются сущностные (структурные) связи между всеми её компонентами.
Основополагающие, концептуальные черты педагогической системы, реализуемой в новосибирской смычковой школе, состоят в следующем.
1. На всех этапах занятий и во всех учебных ситуациях осуществляется гармоничный эмоционально-интеллектуальный подход - в работе с начинающими, при изучении музыкального произведения, в развитии исполнительской техники, подготовке к концертному выступлению и т. д.
2. Воспитание творческого, ин-терпретаторского начала как ценнейшего качества музыканта обеспечивается не только регулярным слушанием высокосодержательной музыки в превосходном исполнении, но и целенаправленным развитием художественного кругозора3 [22; 23].
3. В процессе занятий на инструменте в классе и дома неизменными
требованиями были свобода и координация игровых движений, сочетаемые с интонационно-выразительной фразировкой мелодии, что является глубинным и целостным фактором их (занятий) продуктивности4.
4. Техническое развитие музыканта-исполнителя нуждается в специальной и последовательной работе над гаммами, эффективными упражнениями и особенно этюдами (каприсами), которые служат основополагающим средством обретения совершенной исполнительской техники.
5. Виртуозность исполнения обеспечивается систематическим развитием целесообразных (способных к переносу) игровых навыков, сочетаемых с целенаправленным изучением технических трудностей конкретного произведения.
6. Интенсивное исполнительское развитие музыканта стимулируется продуманной стратегией построения учебного репертуара, который должен включать произведения разных эпох, стилей и жанров (крупной и малой формы).
7. Самостоятельную работу учащихся оптимизируют регулярные концертные выступления перед заинтересованной аудиторией слушателей5.
Итак, артистическая подготовка ярких звёзд, блистающих на современном скрипичном небосклоне (Антон Бараховский, Максим Венгеров, Вадим Репин), воспитание Вольдема-
3 З. Н. Брон постоянно приносил своим ученикам пластинки с записями шедевров скрипичной литературы (компакт-дисков тогда ещё не было), а автор этих строк побуждал школьников читать книги не только о великих музыкантах, но и о знаменитых актёрах, певцах, художниках; собирать репродукции картин, читать художественную литературу (сверх школьной программы) и т. д. [24; 25].
4 Особым умением осуществлять данный принцип отличался М. Б. Либерман.
5 З. Н. Брон одновременно давал своим воспитанникам произведения, разные по исполнительским задачам и трудностям. Сроки и место выступления, как правило, намечались в начале работы над сочинением.
ра Нельсона как дирижёра мирового уровня, высокопрофессиональная подготовка ряда превосходных концертмейстеров известных оркестров и профессоров музыкальных вузов разных стран, а также большого числа талантливых скрипачей-оркестрантов, наконец, активная исследовательская и научно-методическая работа, в том числе защита кандидатских и докторских диссертаций в области теории струнно-смычкового исполнительского искусства, позволяют расценивать деятельность педагогической школы Новосибирской консерватории в последней трети XX века как уникальный феномен не только отечественного, но и мирового исполнительского искусства и музыкального образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новосибирская консерватория: 50 лет : материалы и документы [Текст] / гл. ред. Б. А. Шиндин. - Новосибирск : Изд-во НГК, 2006. - 636 с.
2. Новосибирская консерватория: 50 лет : энциклопедический словарь [Текст] / отв. ред. Б. А. Шиндин. - Новосибирск : Изд-во НГК, 2006. - С. 111-113.
3. Гутман, И. Постановка рук скрипача в трёх типовых двигательных положениях [Текст] / И. Гутман // Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. - М. : Классика-ХХ1, 2006. - С. 107-129. - (Серия «Мастер-класс»).
4. Берлянчик, М. Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление. Технология. Творчество [Текст] / М. Берлянчик. -СПб. : Лань, 2000. - 256 с. (1-е изд.: Основы учения юного скрипача: Мышление, технология, творчество. - М. : Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1993).
5. Либерман, М., Берлянчик, М. Культура скрипичного тона : теория и практика [Текст] / М. Либерман, М. Берлянчик. -М. : Музыка, 2011. - 272 с. (1-е изд.: Куль-
тура звука скрипача : пути формирования и развития. - М. : Музыка, 1985).
6. Юрьев, А. Ю. Скрипичные штрихи как средство артикуляции в сонатах и партитах И. С. Баха для скрипки соло [Текст] : А. Ю. Юрьев: дис. ... канд. искусствоведения. - Л., 1974. - 183 с.
7. Юрьев, А. Ю. Очерки истории и теории смычковой культуры скрипача : из творческого наследия скрипичного педагога [Текст] / А. Ю. Юрьев. - СПб.: Ut, 2002. -280 с.
8. Гвоздев, А. В. Основы исполнительской техники скрипача [Текст] / А. В. Гвоздев. -Новосибирск : Изд-во НГК, 2004. - 280 с.
9. Гвоздев, А. В. Исполнительская техника скрипача и проблемы игровых ощущений [Текст] / А. В. Гвоздев. - Новосибирск : Изд-во НГК им. М. И. Глинки, 2013. -368 с.
10. Гвоздев, А. В. Изучение произведений крупной формы в старших классах ДМШ [Текст] / А. В. Гвоздев. - Новосибирск : Изд-во НГК, 1991. - 139 с.
11. Болдин, В. Г. Некоторые тенденции современного сольного исполнительства на контрабасе [Текст] / В. Г. Болдин // Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики / сост. и отв. ред. М. М. Берлянчик. - Новосибирск: Изд-во НГК им. М. И. Глинки, 1987. - С. 102-108.
12. Фельдгун, Г. Г. История смычкового искусства : от истоков до 70-х годов XX века [Текст] / Г. Г. Фельдгун. - Новосибирск : Изд-во НГК им. М. И. Глинки, 2006. -500 с.
13. Буй Конг, Т. Культура выразительной игры на скрипке и множественность смыслов речевого интонирования [Текст] / Т. Буй Конг. - Магнитогорск : Изд-во МаГК, 2004. - 191 с.
14. Асеева, Н. К. Учитель: дух, вера, знания, творчество [Текст] / Н. К. Асеева. - Новосибирск : ООО «Сибирская сувенирная компания», 2011. - 165 с.
15. Берлянчик, М., Мазченко, Ю. Проблема преемственности в обучении альтиста [Текст] / М. Берлянчик, Ю. Мазченко // Вопросы музыкальной педагогики. -Вып. 9 / сост. С. П. Понятовский. - М. : Музыка, 1987. - С. 5-24.
131
132
16. Мазченко, Ю. Н. Вопросы подготовки альтистов [Текст] / Ю. Н. Мазченко // Вопросы совершенствования преподавания игры на оркестровых инструментах. -М. : Изд-во МГИК, 1978. - С. 45-68.
17. Сквирский, Л. Игра на альте в высоких позициях [Текст] / Л. Сквирский // Вопросы музыкальной педагогики. - Вып. 8 / сост. С. П. Понятовский. - М. : Музыка, 1987. - С. 59-76.
18. Сквирский, Л. Соната для альта соло Хиндемита (опыт исполнительского анализа) [Текст] / Л. Сквирский // Вопросы смычкового искусства / межвуз. сб. трудов. - Вып. 49. - М. : Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1980. - С. 103-114.
19. Сквирский, Л. М. Альтовая соната Шостаковича [Текст] / Л. М. Сквирский // Пути развития методики преподавания в музыкальном вузе / сост. А. В. Алексеева. - Владивосток : Изд-во Дальневосточного ун-та, 1989. - С. 118-130.
20. Мазченко, Ю. Н., Сквирский, Л. М. Вопросы формирования учебного репертуара в классе альта [Текст] / Ю. Н. Мазчен-ко, Л. М. Сквирский // Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики : меж-вуз. сб. трудов. - Вып. 5. / сост. и отв. ред. М. М. Берлянчик. - Новосибирск : Изд-во НГК им. М. И. Глинки, 1987. - С. 79-88.
21. Юрьев, А., Берлянчик, М. О подготовке струнников в музыкальных школах и училищах (по материалам науч.-метод. кон-
ференции) [Текст] / А. Юрьев, М. Берлян-чик // Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты : сб. статей / сост. М. М. Берлянчик и А. Ю. Юрьев. -Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1973. - С. 5-25.
22. Берлянчик, М. М. Развитие художественной культуры исполнителя в музыкальном лицее [Текст] / М. М. Берлянчик // Музыкальный лицей: задачи, проблемы, перспективы / отв. ред. Л. П. Робустова. -Новосибирск : Изд-во НГК им. М. И. Глинки, 1989. - С. 51-60.
23. Берлянчик, М. Искусство и личность: кн. 2. Проблемы скрипичного исполнительства и педагогики [Текст] / М. Берлянчик. - М. : Изд-во ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского, 2009. - 380 с.
24. Брон, З. Н., Нечипорук, А. Ф. Об интенсификации процесса обучения скрипача [Текст] / З. Н. Брон, А. Ф. Нечипорук // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя (школа-училище-вуз) / сост. М. М. Берлянчик. -Новосибирск : Изд-во НГК им. М. И. Глинки, 1984. - С. 113-119.
25. Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя (школа-училище-вуз) [Текст] / сост. М. М. Бер-лянчик. - Новосибирск : Изд-во НГК и ГМПИ им. Гнесиных, 1984. - 151 с.