4. Basovn. F. Sotsialnyj pedagog: vvedenie v professiyu. M.: Izdat. tsentr "Akademiya", 2006.
256 s.
5. Bozhovichl. I. Problemy formirovaniya lichnosti. Izbrannye psikhologicheskie trudy. M. Voronezh, 1997.
6. Vasilkovae. V., Ryndinae. N., Karpalovam. A. Formirovanie pozitivnogo obraza semi u vospitannikov detskogo doma. Vologda: 2003.
7. Vozrastnye standarty sotsializatsii detej-sirot. M.: Ispolnitelnaya direktsiya po prezidentskoj programme "Deti Rossii", 1999. 54 s.
8. Kodzhaspirovag. M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar. M.: Akademiya,2001.
253s.
9. Mudrik A. V. Sotsialnaya pedagogika. M.: Akademiya, 2002. 231 s.
Куулар Сай-Суу Васильевна - ассистент кафедры педагогики Кызылского педагогического института ТувГУ, г.Кызыл, E-mail: osurbay90@mail.ru
Kuular Say-Suu Vasilevna - assistant teaching, Department of pedagogy Pedagogical Institute Kyzyl TuvSU, Kyzyl, E-mail: osurbay90@mail.ru
УДК 378.178: 37.025: 37.03 (571.52)
КОПИНГ-РЕПЕРТУАР СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Момбей-оол С.М.
Тувинский государственный университет, Кызыл
COPYING-REPERTOUR OF STUDENT YOUTH OF THE REPUBLIC OF TUVA (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF DIFFERENT FACULTIES OF THE TUVAN STATE UNIVERSITY)
Mombei-ool S.M.
Tuvan State University, Kyzyl
В статье описаны результаты исследования преобладающих копинг-стратегий студенческой молодежи Республики Тыва.
Ключевые слова: молодежь, копинг-стратегии, копинг-репертуар, совладающее поведение, жизнестойкость, тувинцы, студенчество.
The article describes the results of the study of the prevailing coping strategies of student youth in the Republic of Tuva.
Keywords: youth, coping strategies, coping repertoire, coping behavior, resilience, Tuvans, students.
В XXI веке, в период четвертой научной революции, развития технологий и все явного вхождения виртуального общения в быт людей, как никогда актуально изучать и развивать вопросы взаимоотношений и взаимопонимания людей. Транзитивное общество, в связи с переходным, модернизирующимся, трансформирующимся состоянием
является сам по себе источником стрессового состояния людей. Тувинцы - это этнос, который издавна славится своей гостеприимностью, мягкостью и чуткостью. Поэтому мы должны прилагать усилия для сохранения особенностей нашего национального самосознания.
В последние годы проблема преодоления сложных жизненных ситуаций активно исследуется в отечественной психологии, на материале самых разных видов деятельности и трудных ситуаций - учебной, профессиональной, детско-родительских отношений, социально-политических ситуаций, преодоление ситуаций болезни, а также на разных этапах онтогенеза [Александрова, 2004; Анцыферова, 1994; Белорукова, 2006; Би-тюцкая, 2007; Бодров, 2006; Водопьянова, 2009; Гущина, 2006; Корнев, 2006; Крюкова, 2004, 2010; Куфтяк, 2003; Муздыбаев, 1998; Нартова-Бочавер, 1997; Никольская, Грановская, 2001; Подобина, 2005; Прихидько, 2006; Сапоровская, 2003; Совладающее поведение..., 2008; Хазова, 2003; Шагарова, 2008; Шепелева, 2008; и др.].
Исследование представляет собой актуальную задачу в условиях нарастающих этнокультурных противоречий, связанных с ростом потребности в экономической интеграции в условиях глобализации и непрерывно растущего национального самосознания общества, характеризующегося активным обращением к этнокультурным традициям. Зарубежные исследователи уже довольно давно столкнулись со значимостью факторов различия копинг-стратегий у разных народов и в разных культурах.
Исследование копинг-стратегий молодежи Тувы, представляет собой актуальную задачу в силу специфики региона:
1. Тувинцы - малочисленный народ с уникальной культурой и традициями, не только сохраняющие, но и преумножающие (своим исследовательским интересом к своей истории и культуре) свой этнический облик в процессе глобализации и вносящий особый колорит в общероссийскую многонациональную картину, обогащая ее. И поэтому для развития современного конкурентоспособного тувинского общества необходимы актуальные исследования интерпретаций человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного. Анализ причин поведения человека, его успеха или неуспеха помогает в выстраивании более успешной линии поведения по жизни - для лучшего понимания собственных поступков, анализа действенности, эффективности и продуктивности собственных действий;
2. Современная демографическая ситуация в республике такова, что наблюдается стойкое повышение рождаемости детей по сравнению с другими регионами России и тем самым увеличение доли детского населения (0-18 лет), требующая эффективных решений проблем в сфере защиты и укрепления их здоровья, улучшения качества образования и здравоохранения. А подрастающее поколение - это будущее нашей республики. Тогда, инвестиции в подрастающее поколение - это инвестиции в будущее нашей республики и страны. Ведь все усилия по гармонизации нашего общества, повышению психологической и общей культуры населения, развитию конкурентоспособности, стрессоустойчивости, эффективному выстраиванию стратегий психологической защиты должны быть начаты с понимания данных феноменов и явлений.
3. При высоком уровне рождаемости и прироста за счет этого фактора общего уровня продолжительности жизни, к сожалению, сохраняются на низком уровне культу-
ра психического здоровья и самосохранения жителей республики. Высоки показатели неестественной смертности среди населения по внешним причинам смертности (убийства, суициды, травматизм и алкогольные отравления). И как никогда актуально выстраивание самим обществом и человеком (государство и власти в регионе уже выстроили некоторый ряд эффективных мер) стрессоустойчивых и эффективных стратегий поведения в жизни. Ведь выстраивание эффективных стратегий поведения, психологическая защита личности в условиях трудной жизненной ситуации, жизненных проблем, в ситуациях серьезных заболеваний (психосоматических и онкозаболеваний) как никогда актуально в нашей республике.
Эмпирическая база исследования состояла из 120 человек от 18 до 35 лет. Из них 60 девушек и 60 парней (пилотажная часть диссертационного исследования). Средний возраст испытуемых 26,1 лет. Все испытуемые имеют среднее или средне-специальное образование, а также получают высшее образование (студенты очной и очно-заочной форм обучения). В эмпирическую базу исследования вошли студенты Кызылского педагогического института, естественно-географического и филологического факультетов Тувинского государственного университета.
В исследовании применялись психодиагностическая методика диагностики копинг-механизмов Хейма Э. (E. Heim), которая адаптирована в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, под руководством д.м.н. профессора Л.И. Вассермана.
В качестве критериев совладания с ситуацией нами рассматриваются: осознанность, целенаправленность, адекватность ситуации, контролируемость, значимость результатов для психологического благополучия человека [Крюкова 2004].
Репертуар адаптивных стратегий молодежи
60
41 42
40
20
44
0
г
Рис.1. Копинг-репертуар адаптивных стратегий у юношей и девушек
Из рисунка №1 можно увидеть, что среди адаптивных стратегий наибольшей популярностью у студенческой молодежи пользуются такие эмоциональные копинг-стратегии как оптимизм и когнитивный тип стратегии - анализ возникших трудностей и поиск выхода из него. Небольшие различия в ответах между юношами и девочками наблюдается в выборе стратегии «анализ возникших трудностей и поиск выхода из него». Мужчины более часто выбирают такую адаптивно-когнитивную стратегию поведения, чем девушки (17 выборов у мужчин, 9 случаев выбора стратегии девушками).
Альтруизм также характерен для тувинской молодежи по сравнению с другими копинг-стратегиями адаптивного характера. Под альтруизмом понимается такое поведение личности, при котором человек вступает в сотрудничество со значимыми для себя людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей. Данная стратегия поведения характерна как юношам, так и девушкам.
10 -9
8 6 4 2 0
| Юноши | Девушки
</ </
г
Рис.2. Копинг-репертуар неадаптивных стратегий у юношей и девушек
Копинг-репертуар неадаптивных стратегий у юношей и девушек (Рис. 2.) имеет тоже ряд своих особенностей, которых можно отследить по частоте выборов той или иной стратегии поведения в сложных ситуациях. У студенческой молодежи ярко выражена такая стратегия поведения в сложных жизненных ситуациях как диссимуля-ция. Данная стратегия поведения студентов характеризуется пассивными формами поведения в трудных жизненных ситуациях, с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и собственные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей. Данная стратегия поведения оформляется высказываниями по типу «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо».
Среди неадаптивных поведенческих стратегий поведения в жизненных коллизиях у студентов преобладают такие стратегии как «активное избегание» и «отступление». Важно отметить тот факт, что данные типы поведения более характерны для мужчин, нежели у девушек. Данные тип поведения характеризуется избеганием мыслей о неприятностях, пассивностью, стремлением к уединению и изоляции. Стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблем явля-
ется прерогативой мужчин. У девушек более выражена такая стратегия как подавление эмоций, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.
Рис.3. Копинг-репертуар относительно адаптивных стратегий у юношей и девушек
Анализ выборов адаптивных стратегий юношей и девушек (рис.3.) характеризуется большей выраженностью у девушек. Такой тип стратегии как «отвлечение» наиболее характерен для юношей. У юношей поведение, характеризуется стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело или путешествия (к примеру, рыбалке, охоте). Девушки в ситуациях сложных жизненных ситуаций выбирают стратегии «относительность» и «придача смысла». Эти формы поведения направлены на оценку трудностей в сравнении с другими, им придаются особые смыслы по их преодолению в столкновении со сложными проблемами.
Исходя из обобщенных результатов исследования (Табл.1) можно увидеть, что для студенческой молодежи более характерны адаптивные стратегии поведения. Ко-пинг-репертуар тувинской молодежи разнообразен и имеет свои особенности у девушек и у парней. Наибольшей популярность у студентов пользуются такие стратегии поведения как «оптимизм» (у 83 студентов). На втором месте стоит такая поведенческая стратегия поведения как «отвлечение» (у 33 человек). На третьем месте - анализ возникших трудностей и альтруизм. Наименьшей популярностью у мужской части опрошенных пользуется стратегия «растерянность», у женской половины «агрессивность» (по 0 выборов). Растерянность, которая не присуща для мужской части выборки, это пассивная форма поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей. Агрессия, которая была отвергнута женской половиной выборки, характеризует варианты поведения, с подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других. Отсутствие данной стратегии поведения у девушек представляет интерес для дальнейшего исследования.
Таблица 1
Сравнительная таблица результатов исследования по разным типам стратегий_
вид Адаптивные стратегии Неадаптивные стратегии Относительно адаптивные стратегии
тип Когнитивные Эмоциональные Поведенческие Когнитивные Эмоциональные Поведенческие Когнитивные Эмоциональные Поведенческие
Стратегия поведения установка собственной ценности проблемный анализ анализ возникших трудностей и поиск выхода протест оптимизм сотрудничество обращение альтруизм смирение растерянность диссимуляция игнорирование подавление эмоций покорность самообвинение агрессивность активное избегание отступление относительность придача смысла религиозность эмоциональная разрядка пассивная кооперация компенсация отвлечение конструктивная активность
Общее число выборов 8 11 26 4 83 12 10 26 12 1 17 9 9 4 7 1 13 12 15 18 3 4 8 8 33 6
Мужчины 4 6 17 3 41 7 7 13 6 0 8 5 6 2 2 1 5 4 5 7 2 1 5 3 17 3
Женщины 4 5 9 1 42 5 3 13 6 1 9 4 3 2 5 0 8 8 10 11 1 3 3 5 16 3
В целом, можно сделать вывод о том, что копинг-репертуар студенческой молодежи является более адаптивным и позволяет делать выводы об их относительной жизнестойкости.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Але-тея, 2001. 304 с.
2. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб : Речь, 2005. 240 с.
3. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения: Монография. Кострома: «Авантитул», 2004. 344 с.
4. Логинова, И.О. Психология жизненного самоосуществления. М.: Изд-во СГУ, 2009. 279 с. Bibliograficheskij spisok
1. Abulkhanova-slavskaya K.A., berezina T.N. Vremya lichnosti i vremya zhizni. SPb.: Aleteya, 2001. 304 s.
2. Kryukova, T.L. Psikhologiya semi: zhiznennye trudnosti i sovladanie s nimi. SPb : Rech, 2005.
240 s.
3. Kryukova, T.L. Psikhologiya sovladayuschego povedeniya: monografiya. Kostroma: "Avantit-ul", 2004. 344 s.
4. Loginova, I.O. Psikhologiya zhiznennogo samoosuschestvleniya. M.: Izd-vo SGU, 2009. 279
s.
Момбей-оол Сырга Мергеновна - преподаватель кафедры психологии, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: mombayool@mail.ru
Mombei-ool Syrga Mergenovna - teacher of the Department of Psyhology, TuvSU, Kyzyl, Email: mombayool@mail.ru