Научная статья на тему 'Сравнительный анализ стратегий совладеющего поведения в экстремальных ситуациях руководителей и студентов управленческой специализации'

Сравнительный анализ стратегий совладеющего поведения в экстремальных ситуациях руководителей и студентов управленческой специализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1356
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗАЩИТНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОДУКТИВНАЯ / НЕПРОДУКТИВНАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / COPING BEHAVIOR (RELATIVELY PRODUCTIVE / UNPRODUCTIVE AND PRODUCTIVE) / EXTREME CASE / PROTECTIVE STRATEGIC FUNCTION / SOCIAL CONCEPTIONS / SOCIAL REFLECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Милосердова В. С.

В статье проводится сравнительный анализ стратегий совладающего поведения в экстремальных ситуациях руководителей и студентов управленческой специализации. Приводятся результаты эмпирического исследования выбора руководителями (60 человек) и студентами (60 человек) продуктивных, относительно продуктивных и непродуктивных копинг стратегий по тесту Э. Хайма. Показаны изменения совладающего поведения в процессе профессионального становления личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of a coping behavior of the leaders and management students in extreme cases

Comparative analysis of coping behavior of the leaders and management students in extreme cases has been performed. The results of the empirical study of the choice by the leaders (60 people) and the students (60 people) of productive, relatively productive and non-productive coping behaviors according to Heim test have been presented. The changes in a coping behavior with professional development of a personality have been shown.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ стратегий совладеющего поведения в экстремальных ситуациях руководителей и студентов управленческой специализации»

УДК 316.6

СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

© В. С. Милосердова

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450077, ул. Фрунзе, 40.

Тел.: +7 (347) 272 32 25.

E-mail: nica. mil@list. ru

В статье проводится сравнительный анализ стратегий совладающего поведения в экстремальных ситуациях руководителей и студентов управленческой специализации. Приводятся результаты эмпирического исследования выбора руководителями (60 человек) и студентами (60 человек) продуктивных, относительно продуктивных и непродуктивных копинг стратегий по тесту Э. Хайма. Показаны изменения совладающего поведения в процессе профессионального становления личности.

Ключевые слова: экстремальная ситуация, копинг-стратегия, совладающее поведение, защитные стратегические функции, относительно продуктивная, непродуктивная и продуктивная копинг-стратегия, социальные представления, социальная рефлексия.

Одним из факторов, способствующих преодолению экстремальных ситуаций, является копинг-стратегия, или совладающее поведение, то есть поведение, направленное на преодоление жизненных трудностей. Копинг-стратегии рассматриваются в поведенческой, когнитивной и эмоциональной сферах и делятся на адаптивные, неадаптивные и относительно адаптивные.

В психологическом понимании стратегия - это общий план, процедура ведения психологических исследований, терапии и пр.; искусство их проведения [1, С. 651].

В настоящее время актуальность данной темы определяется возможностью прогнозирования поведения человека в экстремальных ситуациях, его выживаемости. Совладающее поведение связано с индивидуальными свойствами личности, является одним из процессов управления ресурсами - их мобилизации и оптимального использования.

Рассмотрим представленность данной темы в концепциях отечественных и зарубежных авторов. Начало копинговых исследований относится ко второй половине XX века. Это связано с изучением жизненного пути человека, на каждом этапе которого есть свои экстремальные ситуации, с которыми субъекты самостоятельно (с большим или меньшим успехом) справляются. Многочисленными исследованиями выявлены конструктивные, неконструктивные и самопоражающие стратегии в экстремальных жизненных условиях.

В современной отечественной психологии предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями в разных сферах человеческого бытия. Л. И. Анцыферова определяет совладание как упрощенное определение трудных жизненных ситуаций, которые понимаются как обстоятельства жизни, требующие от индивида таких действий и усло-

вий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы [2].

А. И. Прихидько выделила три основных критерия, по которым строятся классификации стратегий копинг-поведения: эмоциональный/проблемный, когнитивный/поведенческий, успешный/неуспешный [3]. Рассматривая личностный адаптационный потенциал, А. Г. Маклаков [4] понимает его как свойство приспособления к изменяющимся внешним условиям. Д. А. Леонтьев [5] на основе синтеза философских идей М. К. Мамардашвили, П. Тиллиха, Э. Фромма и В. Франкла пришел к выводу, что потенциал есть интегральная характеристика зрелости личности со специфичностью в преодолении неблагоприятных условий развития. С. Н. Ениколопов с коллегами изучал влияние экстремального события на косвенных участников и применяемые ими «поведенческие совладания» [6]. Понятие стратегия совладания с жизненными трудностями в концепции С. Т. Муздыбаева рассматривается со стороны разных значений. Он выделяет общее в понимании этого понятия и говорит, что это всегда изменяющийся процесс [7]. Изучение совладающего поведения в контексте психологии субъекта было осуществлено Т. Л. Крюковой [8]. В рамках этого подхода была изучена детерминация выбора стиля стратегий совладающего поведения. С. В. Фролова в исследовании стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте выделила ряд стратегий совладания со сложными ситуациями. Стратегия типа «А» поведенческого копинга: адаптивные (активное преодоление, альтруизм), частично адаптивные (поиск социальной поддержки, отвлечение), неадаптивные (изоляция, компенсация с использованием допинговых средств, уход от реальности). Стратегии типа «Б» когнитивного копинга: адаптивные (поиск решения проблемы, придание смысла), частично адаптивные

(ориентация на мнение других, сохранение апломба, отрицание), неадаптивные (уход от проблемы, растерянность). Стратегии типа «В» эмоционального копинга: адаптивные (эмоциональное сосредоточение), частично адаптивные (поиск эмоциональной поддержки, эмоциональная разрядка), неадаптивные (подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность) [9]. Изучая особенности ресурсов совладания со стрессами в разных видах профессиональной деятельности, Ю. В. По-стылякова отмечает, что в ситуациях, не поддающихся воспринимаемому контролю личности, могут быть использованы адаптивные стратегии избегания или эмоционально-ориентированная стратегия совладания со стрессом [10].

С. К. Нартова-Бочавер в работе ««Coping behavior» в системе понятий психологии личности» приходит к выводу о том, что coping есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Психологическое предназначение coping, по мнению автора, состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом погасить стрессовое действие ситуации [11].

В зарубежной психологии понятие совладаю-щего поведения гораздо раньше вошло в научный обиход и получило свое распространение. Л. Перлин и К. Шулер определили три способа защитных стратегических функций. Первая осуществляется посредством устранения или изменения условий, породивших проблему (стратегия изменения проблемы); вторая - путем перцептивного управления смыслом переживаний таким образом, чтобы нейтрализовать их проблемный характер (стратегия изменения способа видения проблемы); третья -посредством удержания эмоциональных последствий возникшей проблемы в разумных границах (стратегия управления эмоциональным дистрессом)

[12]. С. Фолкман и Р. С. Лазарус со своими сотрудниками разработали методику «Способов совлада-ния», которая содержала 67 видов реакций индивида на неблагоприятные события. Факторный анализ данных позволил выделить 8 дискретных стратегий: 1) стратегия противостоящего совладания, 2) стратегия дистанцирования, 3) стратегия самоконтроля, 4) стратегия поиска социальной поддержки, 5) стратегия принятия ответственности, 6) стратегия избегания, 7) стратегия планового решения проблемы, 8) стратегия позитивной переоценки

[13]. Ла Грека [14] уделил внимание взаимосвязи совладания и стресса, а Р. Мосс и Дж. Шефер (Moss R.H., Schaefer J.A.) в 1986г. предложили специфические стратегии совладания с негативными жизненными событиями [15]. С. Стрек и Г. Файфель -

авторы подробного обзора тринадцати самых известных "срезовых" и лонгитюдных исследований возрастных изменений копинга в 70-90-е годы XX века - пришли к следующему выводу: существуют различия в совладающем поведении у людей молодого, среднего и пожилого возраста в ситуациях ежедневных трудностей. С. Кобаса предполагает, что возможность сопротивляться стрессу осуществляется за счет личностного свойства «hardiness», то есть стойкость личности [16].

В контексте изучения психологической основы профессиональной деятельности в особых ситуациях жизнедеятельности нам представляется важным изучение специфики личности при усложнении управленческих задач на всех уровнях, непомерных психоэмоциональных нагрузках сотрудников, осуществляющих управленческую деятельность в экстремальных ситуациях, с тем, чтобы эффективнее совладать с трудностями.

Нами было проведено экспериментальное исследование применения копинговых стратегий в профессиональной деятельности руководителей среднего звена. Мы сравнили применение копинг-стратегий руководителями и студентами управленческих специальностей. В исследовании приняли участие 120 человек, по 60 в каждой группе. Внутри групп были выделены подгруппы испытуемых с учетом гендерной специфики.

По тесту Э. Хайма нами были получены результаты, которые систематизированы в таблице 1. Методика предназначена для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом и может использоваться в целях диагностики как непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов личности.

Таблица 1.

Средние значения по тесту копинг-стратегии

Э. Хайма.

Испытуемые Копинг - стратегии Э. Хайма

О Н П

1. студенты женщины 1.4 0.3 1.1

2. студенты мужчины 1.6 0.6 0.6

3. руководители среднего звена женщины 1.54 0.36 1.09

4. руководители среднего звена мужчины 1.02 0.37 1.6

Качественный анализ ответов испытуемых студенческой группы показал, что относительно продуктивная копинг-стратегия (О), помогающая в некоторых ситуациях, например, не очень значимых или при небольшом стрессе, применяется у 30 женщин (100%) и 4 мужчин (13.3%). Среди руково-

дителей среднего звена такой тип стратегии встречается у 14 женщины (46.6%) и у 12 мужчин (40%).

Непродуктивная стратегия (Н), не устраняющая стрессовое состояние, а, напротив, способствующая его усилению, выявлена в студенческой группе у 4 женщин (13.3%).

Продуктивная копинг-стратегия (П) помогает быстро и успешно совладать со стрессом 15-ти женщинам-студентам управленческой специализации (50%), среди руководителей данная стратегия применяется у 6 женщин (20%) и у 17 мужчин (56.6%).

Таким образом, выявлено, что в группе испытуемых наиболее привычной является относительно продуктивная стратегия когнитивного уровня (для студентов), внутри которой встречаются такие виды, как игнорирование, смирение, диссимиляция, сохранение самообладания, проблемный анализ, относительность, религиозность, растерянность, установка собственной ценности.

Нами выделены наиболее существенные отличия в стратегиях. Так, диссимиляция применяется у 13 женщин-студентов (24%), среди мужчин этого компонента не выявлено. В группе руководителей этот подвид стратегии применяется в экстремальной ситуации 8 мужчинами (21%). Сохранение самообладания в экстремальной ситуации среди группы студентов выявлено у 11 женщин (36.6%). Во второй группе - у 3 мужчин (7.9%). Проблемный анализ экстремальной ситуации осуществляется 6 женщинами-студентами (11.1%), среди второй группы - 7 женщинами (31.8%), 13 мужчинами (34.2%). Относительный характер в когнитивной копинг-стратегии выявлен у 5 женщин-студентов (9.2%). Среди руководителей среднего звена у 3 женщин (13.6%) и у 6 мужчин (15.8%). Религиозность в студенческой группе выявлена у 7 женщин (12.9%) в экстремальной ситуации.

Вторая подгруппа «эмоциональные копинг-стратегии» представлена через следующие виды: протест, эмоциональная разрядка, подавление эмоций, оптимизм, пассивная кооперация, покорность, самообвинение, агрессивность.

Подавление эмоций наблюдается у 4 женщин (7.4%) студенческой группы. Оптимизм в экстремальной ситуации как составляющая часть эмоциональной копинг-стратегии выявлен у большинства женщин - 24 (80%) и 3 мужчин (7.9%) в студенческой группе управленческой специализации. Во второй группе - у 11 женщин (50%) и у 32 мужчин (84.2%). Пассивная кооперация в экстремальной ситуации среди руководителей среднего звена проявляется у 5 женщин (22.7%).

Третья подгруппа «поведенческие копинг-стратегии» представлена через следующие виды: отвлечение, альтруизм, активное избегание, компенсация, конструктивная активность, отступление, сотрудничество, обращение.

Отвлечение отмечается у 9 женщин (16.6%) первой группы и 3 женщин (13.6%) из группы руководителей. Активное избегание во второй группе - у 5 мужчин (13.2%). Компенсация в экстремальной ситуации как содержательная сторона поведенческой копинг-стратегии выявлена у 3 женщин (5.5%) из группы студентов. В группе руководителей среднего звена у 4 мужчин (10.5%). Конструктивная активность отмечается в поведении 6 женщин (11.1%) из первой группы. Из второй - у 5 женщин (22.7%) и 4 мужчин (10.5%). Отступление как реагирование на ситуацию риска в группе студентов выявлена у 4 женщин (7.4%), в группе руководителей - у 3 мужчин (7.8%). Сотрудничество в экстремальной ситуации проявляют 13 женщин-студентов (24%) и 7 женщин (31.8%), 17 мужчин (44.7%) руководителей среднего звена. Обращение демонстрируют в экстремальной ситуации 13 женщин (24%) студенческой группы и 4 мужчины (10.5%) из группы руководителей среднего звена (табл. 2).

Таблица 2.

Копинг-стратегии применяемые в экстремальных ситуациях студентами и руководителями

Студенты Руководители

Диссимиляция (О) 21.7% Проблемный анализ(О) 33.3%

Сохранение самообладания (О) 21.7% Оптимизм (Н) 71.7%

Оптимизм (Н) 45% Сотрудничество (П) 40%

Сотрудничество (П) 40%

Таким образом, анализируя две группы в целом, можно отметить, что в экстремальной ситуации в профессиональной деятельности руководители среднего звена применяют в качестве продуктивной копинг-стратегии сотрудничество, относительно продуктивной для них является копинг-стратегия - проблемный анализ, непродуктивной -оптимизм.

В студенческой группе особенности поведения меняются и реализуются через такую продуктивную копинг-стратегию, как сотрудничество, через относительно продуктивную - диссимиляцию и сохранение самообладания, непродуктивную - оптимизм. Руководители среднего звена на фоне студентов управленческой специализации отличаются применением в ситуации риска проблемного анализа. Данная стратегия предполагает осознание сущности, специфики той или иной проблемы и путей её разрешения. Осознание начинается с представления экстремальной ситуации и анализа предполагаемых действий. Рассматривая экстремальную ситуацию как континуум жизненных трудностей, нам представляется возможным рас-

сматривать его с трех позиций. Первая позиция и область изучения деятельности руководителей в экстремальных ситуациях может быть обозначена как возможно условие возникновения экстремальных ситуаций в будущем. То есть речь идет о еще не наступившей экстремальной ситуации, а о прогнозе, предвосхищении ее теми, кто непосредственно работает с чрезвычайными происшествиями.

Вторая позиция и область изучения деятельности руководителей среднего звена в экстремальных ситуациях может быть обозначена как проявившаяся. Здесь важным представляется знание руководителями общепсихологических основ экстремальной ситуации в контексте проявления психических состояний.

Третья позиция и область нашего изучения деятельности руководителей в экстремальных ситуациях может быть представлена как область социальных представлений и социальной рефлексии. Это уже случившаяся экстремальная ситуация, имеющая завершенный характер. В данном случае на руководителей возлагается огромная роль по принятию управленческого решения по преодолению последствий и исключению появления их в будущем.

Понимая технологию проблемного анализа сложившейся или возможной экстремальной ситуации, деятельность руководителя предполагает аналитическую работу с проблемой. Можно выделить следующие направления в анализе экстремальной ситуации: определение формулировки

проблемы как неудовлетворённой общественной потребности; пространственно-временная констатация проблемы, которая предполагает определение пространственных и временных границ проблемы; выяснение типа, характера проблемы, её основных системных характеристик (структуры, функций и т.д.); выявление закономерностей развития проблемы, её последствий; диагностика принципиальной разрешимости проблемы; определение ресурсов, которые необходимы для разрешения проблемы; выработка организационно-управленческих технологий разрешения проблемы; разрешение проблемы.

Пошаговая работа и дробление проблемы на отдельные составляющие дает возможность преодолеть экстремальную ситуацию. Главным в стратегиях совладающего поведения является возможность руководителей мобилизовать свой потенциал

личных и профессиональных качеств и проанализировать основные моменты ситуации. Особенностью в поведении людей, подвергшихся условиям экстремальности, является стратегия совладания с ним.

Таким образом, в экстремальной ситуации руководителями применяется относительно продуктивная стратегия совладания с трудностями в профессиональной деятельности, которая предполагает выявление проблемы возникновения и анализ возможных действий. Успешность совладания с экстремальными ситуациями зависит от предвидения проблемы, знания психических состояний, в которых находится человек, рефлексии уже наступившей проблемы, чтобы предотвратить ее появление в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997. - 800 с.

2. Анцыферова Л. И. // Психологический журнал. 1994. Т 15. №1. С. 3-17.

3. Прихидько А. И. // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 2. С. 109-122.

4. Маклаков А. Г. // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.

5. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки каф. общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 56-65.

6. Ениколопов С. Н., Лебедев С. В., Бобосов Е. А. // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 6. С. 73-77.

7. Муздыбаев К. // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. №2. С. 48-53.

8. Крюкова Т. Л. // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №2. С. 5-15.

9. Фролова С. В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте. Режим доступа: http://www.psy.best-host.ru/articles/frolova.shtml.

10. Постылякова Ю. В. // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 35-43.

11. Нартова-Бочавер С. К. // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С.20-30.

12. Pearlin L. I., Schooler C. // The journal of health and social behavior. 1978. Vol. 19. №. 1. P. 2-21.

13. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. N. Y., 1984.

14. LaGreca. The Special Issue: Survivorship: The other side of

death and dying. Death studies. 1985. Vol. 9. № 1. Р. 23-36.

15. Moss R. H., Schaefer J.A. Life transitions and crises // Coping

with life crises. An integrative approach. New York: Plenum

Press. 1986. P. 3-28.

16. Maddi S.R., Khoshaba D.M. // Journal of Personality Assessment. - 1994. Oct. Vol. 63. N 2. Р. 265-274.

Поступила в редакцию 25.07.2007 г. Поступила в редакцию после доработки 24.08.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.