Таким образом, результатом четвертого этапа процедуры является вектор X (хр х2,...х6) значений всех видов рисков комплексного инновационного проекта.
Литература:
1. Дли М.И., Какатунова Т.В., Литвинчук Ю.Я. Управление потоками инноваций на предприятиях авиационной промышленности / / Интеграл. -2009. - №1. - С.5-7.
2. Дли М.И., Литвинчук Ю.Я., Какатунова Т.В. Роль локальных инновационных процессов авиастроительного предприятия в условиях нестабильности внешней среды // Креативная экономика. - 2009. - №4. - С. 59-63.
3. Губарев В. Курсом на реализацию четырех «И» // «Авиапанорама». - 2009. - №6. - С.15-18.
4. Рогов М. А. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 223 с.
КООРДИНАЦИЯ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Алибаев Т.Л., старший преподаватель кафедры экономики и организации производства Казанский государственный энергетический
университет
Статья посвящена использованию координации как одного из программно-целевых методов в создании и функционировании программ энергосбережения региона. В статье представлен подробный анализ программы энергосбережения Российской Федерации и Республики Татарстан. Выявлена проблема мониторинга и расчета целевых индикаторов в частности достижения целевого значения энергоемкости ВРП при отклонении фактического значения от прогнозного. Сформулированы предложения для совершенствования программ энергосбережения, конкретизированы новые показатели.
Ключевые слова: регион, программа энергосбережения, программно-целевой метод, энергоемкость, валовый региональный продукт, координация целевых показателей.
COORDINATION OF TARGET INDICATORS OF THE REGIONAL PROGRAM OF POWER SAVINGS (ON AN EXAMPLE OF THE PROGRAM OF POWER SAVINGS OF
REPUBLIC TATARSTAN)
Alibaev T., Head lecturer, Economics and Production chair, Kazan State Power Engineering University
Article is devoted coordination use as one of programmno-target methods in creation and functioning of programs of power savings of region. In article the detailed analysis of the program of power savings of the Russian Federation and Republic Tatarstan is presented. The problem of monitoring and calculation of target indicators in particular achievements of target value of power consumption ВРП is revealed at a deviation of actual value from the look-ahead. Offers for perfection of programs of power savings are formulated, new indicators are concretized.
Keywords: region, the program of power savings, a programmno-target method, power consumption, валовый a regional product, coordination of target indicators.
Программно-целевой метод, используемый при составлении региональных программ, предполагает постановку цели программы, к достижению которой должны стремиться все входящие в нее проекты и мероприятия. Поэтому важным аспектов анализа координации региональной программы энергосбережения является анализ целевых показателей программы.
Целью программы энергосбережения Республики Татарстан является снижение энергоемкости ВРП на 40% к 2020г. и на 30,8% по отношению к 2010г. Цель программы - это один из основополагающих моментов программы. Цель должна, на наш взгляд, соответствовать принципам SMART: быть конкретной, измеримой, достижимой, уместной, определенной во времени.
Заявленная в программе цель соответствует Указу Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», согласно которому установлена задача по снижению к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года и обеспечение рационального и экологически ответственного использования
энергии и энергетических ресурсов. Однако снижение на 40% энергоемкости ВВП на федеральном уровне может не всегда линейно соответствовать снижению энергоемкости ВРП каждого из регионов страны. Во-первых, значения ВРП и энергоемкости ВРП сильно отличаются по регионам, каждый регион имеет свои особенности в части структуры отраслей экономики. Анализ региональных программ других регионов показал, что целевой показатель энергоемкости регионов различен у разных регионов в зависимости от существующих условий и потенциала экономии в разных отраслях.
При отсутствии или недостаточно точном расчете целевых показателей программы, ожидаемых результатов в контрольных точках, координация программы приобретает стихийный характер, так как лишает лицо, принимаемое решения достоверной информации об эффективности реализации программы. При этом особенностью в оценке эффективности программы является сравнительный характер показателей эффективности. Под эффективностью реализации программы понимают степень достижения целевых показателей, что задает значительные требования к определению и расчету целевых показателей.
Рис.1. Требования к цели программы согласно принципу SMART
Координацию программы можно рассматривать в двух аспектах - внешнем (на соответствие целям федеральной программы) и внутреннем (согласованность целей, секторов, проектов энергосбережения).
Сравнительный анализ показал, что в программе энергосбережения Российской Федерации кроме снижения энергоемкости поставлена также цель формирование энергоэффективного общества. Для достижения цели в долгосрочной перспективе и возможности получения синергетического эффекта от реализации программных мероприятий целесообразно также дополнение цели программы. Данная цель является качественной и трудноизмеримой. Так как данная цель заявлена в федеральной программе энергосбережения и должна быть соответственно внесена в региональные и муниципальные программы энергосбережения.
Отметим, что на сегодняшний день отсутствует взаимное соответствие целей программ на Российской Федерации, регионов и муниципальных образований. Многие муниципальыне порграммы энергосбережения еще не разработаны.
Учет влияния внешних факторов ставит задачу конкретизации целевого показателя и выделение роли программы среди прочих. Например, в программе энергосбережения Российской Федерации стоит задача снижения энергоемкости ВВП на 13,5% за счет реализации программы, что в совокупности с остальными факторами позволит снизить ВВП на 40% к 2020г. Для изучения влияния данных факторов на экономику региона необходимо проводить дополнительное исследование.
Следует заметить, что трудно определить четкую грань между эффектом энергосбережения вследствие воздействия структурных
факторов или технико-технологических усовершенствований. Тем не менееимеются данные, что в странах Западной Европы за счет структурной перестройки экономики было обеспечено до 40 % всей экономии ТЭР, за счет ускоренного внедрения новаций - около 60 %.
Не все приведенные задачи взаимно соответствуют поставленной цели. Некоторые из них являются своего рода ограничителями, например, снижение техногенной нагрузки на окружающую среду и должны быть учтены при реализации проектов Программы, не обозначена необходимость сбережения энергии при ее распределении, в то время как потери в сетевом хозяйстве Республики значительны. Так отчетные потери электроэнергии ОАО «Сетевая компания» в 2010 году составили 9,51%. Основные задачи программы энергосбережения Республики Татарстан приведены на рис.3.
Проанализировав можно увидеть, что только верхний уровень иерархии дерева целей имеет соответствующий измеримый индикатор. Это свидетельствует о необходимости доработки целевых индикаторов, что ставит под сомнение возможность координации показателей для достижения цели программы. Кроме того, указанные задача не раскрывают полностью потенциал экономии энергоресурсов, в частности не приведен показатель, отражающий потери при транспортировке энергии, то есть в сетях.
В программе должны решаться задачи одновременного повышения эффективности на этапах конечного потребления, производства и распределения энергоресурсов. Для решения поставленных задач требуется реализовать основные проекты, сбалансированным по ресурсам и срокам исполнения. В программе энергосбережения обозначены общие направления энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Рис.2. Факторы, влияющие на изменение энергоемкости ВРП
Рис.3. Дерево целей Программы энергосбережения РТ
Рис. 4 Затраты на Программу и достижимый эффект по отраслям экономики
Рис. 5. Достижимый эффект экономии топливно-энергетических ресурсов по годам для отраслей промышленности Республики
Татарстан
Исходя из сформулированного определения функции координации как согласованности элементов системы, целесообразно говорить о координации целевого показателя программы. Энергоемкость ВРП может быть рассмотрен как система взаимосвязанных показателей - валового регионального продукта и уровня потребления энергетических ресурсов в экономике. При этом в программе приведены абсолютные значения роста ВРП, отдельно значения изменения потребления энергетических ресурсов. Взаимосвязи в рамках программного документа данные показатели не нашли, между тем, это является одним из показателей эффективности координации программы.
Одной из задач координации является обеспечение реализации проектов программы энергосбережения в первую очередь в наиболее эффективных секторах с наибольшим потенциалом.
Выделяют следующие разновидности потенциала энергосбережения :
- технологический - нереализованные возможности по снижению удельного расхода и потерь энергии вследствие прогнозируемых изменений технологической структуры производства;
- экономический - нереализованные возможности по применению энергоэффективного оборудования и технологий;
- рыночный - обусловлен рыночной ситуацией, сложившейся к определенному моменту времени принятия управленческих решений по реализации энергосберегающих мероприятий.
Мы предлагаем выделить такую составляющую потенциала энергосбережения, как доля интеллектуального вклада в процесс повышения эффективности использования энергии.
Систематизация методов оценки потенциала энергосбережения позволяет выделить следующие методы:
- методы определения потенциала как суммарной экономии, заложенной в энергоэффективных проектах и мероприятиях региона;
- метод выбора основных направлений (подпрограмм) потенциала энергосбережения;
- метод предварительной оценки на основе федерального на начальных этапах процесса энергосбережения в регионе.
Результат расчета доли потребления энергоресурсов в общем объеме потребления показал, что большую долю в общем объеме потребления занимает энергетика -55%, значительна также доля промышленного сектора - 30%.
Методика расчета потенциала энергосбережения по секторам экономики не приведена в программном документе, однако исходя из полученных данных достижимого эффекта экономии, а также распределении средств, можно предположить, что данный вариант был рассчитан методом оценки потенциала реализуемых инвестиционных проектов. Однако сами проекты в Программу не включены, программа детализирована до уровня общих направлений и подпрограмм энергосбережения в разрезе секторов экономики.
Сопоставляя доли в общем объеме потребления и структуру затрат программы можно отметить, что масштаб потребления не учтен при выборе приоритетных подпрограмм, аналогичным секторам экономики.
В целом, затраты по отраслям в течении всего периода реализации программы растут (затраты приведены в сопоставимых ценах).
Как видно из приведенной диаграммы наибольший клад предполагается в подпрограмму строительство и ЖКХ. При этом доля потребления данного сектора в общей структуре составляет всего 4%, на втором месте энергетическая промышленность, на которую приходится 55% общего объема потребления и 27% объема инвестирования. При этом стоимость реализации энергосберегающих проектов в данном секторе дороже, чем в других, что не учитывается при определении достижимого эффекта экономии энергоресурсов.
Как видно из рис. 4 наибольшим приоритетом среди промышленного сектора программы энергосбережения является энергетическая промышленность. На втором месте химия и нефтехимия, затем топливная промышленность и другие.
Стоимость проектов, предполагаемых к реализации, взята укрупнено для энергетики (1,4-1,6 тыс. долларов за 1кВт) и для других отраслей экономики (0,4-0,6 тыс. долларов за 1кВт) при курсе доллара к рублю 1:30. При этом не учитываются ретроспективные
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
годы
Рис. 6 Прогнозное значение потребления энергетических ресурсов Республики Татарстан
2010 г. 2011г. 2015 г. 2020 г.
Рис 7 Темп снижения энергоемкости ВРП в разрезе экономических образований и муниципальных районов Республики Татарстан
данные по реализованным на территории региона ранее проектам программы энергосбережения.
В основе приведенных показателей имеется ссылка на данные международного энергетического агентства. Однако при оценке достижимого уровня эффекта не учитывается стоимость мероприятий укрупнено по секторам экономики, в результате чего ежегодные затраты и достижимый эффект прямо пропорциональны друг другу без учета коэффициента, учитывающего стоимость проектов энергосбережения.
Данное допущение может исказить целевые индикаторы программы, так как отдача от инвестиций в разных отраслях различна, в зависимости от эффективности включаемых в программу проектов. Целесообразно, по нашему мнению, использовать показатели энергетической эффективности и отдачи инвестиций, полученные в разных секторах при проведении предшествующих программ энергосбережения.
Поскольку в Республике Татарстан данная программа является третьей в области энергосбережения, то имеются ретроспективные данные по эффективности реализованных проектов в разрезе отраслей. Одним из возможных показателей является коэффициент эластичности, скорость снижения энергоемкости продукции отрасли в течении периода.
При изменения темпов роста ВРП в рамках прогнозного периода по приведенным в Программе, возникает необходимость пересчета изменения потребления энергоресурсов с тем, чтобы программа достигла целевых показателей, и соответственно стоит задача координации целевых показателей в рамках прогнозного периода (рис 6).
Темп снижения энергоемкости экономических образований рассчитан без учета особенностей, структуры экономики муниципалитетов (рис 7.). Между тем, энергосбережение имеет свою специфику и потенциал энергосбережения по разным регионам может отличаться в зависимости от структуры, доли секторов экономики. Очевидно, что в промышленных районах и районах с преобладающей долей сельского хозяйства энергоёмкость продукции может меняться разными темпами, что обуславливает специфика отрасли.
Отметим, что согласно жизненному циклу программы, на первом этапе происходит обозначение приоритетов и формирование совокупности проектов, а также разработка научно-методического и нормативно-правового сопровождения программы, реализуемое с помощью соответствующих обеспечивающих проектов.
После первого этапа предполагается масштабирование типовых проектов программы, реинвестирование средств, отработка нормативно-правовых и методических рекомендаций, что повлечет рост скорости получения эффекта. Учитывая особенность энергосбережения, полученная на первом этапе реализации проекта экономия сохранится также в будущем и может быть учтена в качестве эффекта на втором этапе реализации программы. Поэтому эффект, полученный в результате реализации проекта энергосбережения в течение всего срока реализации проекта является кумулятивным, в начале меньший, затем с ростом количества реализованных проектов растет более быстрыми темпами и достигает целевого значения. В конце последнего этапа реализации программы темп роста снова замедляется, что связано с постепенным исчерпанием потенциала энергосбережения. Это верно в том случае, когда достижение целевого показателя предполагает использование всего имеющегося потенциала энергосбережения.
Другим немаловажным фактором, является учет особенностей муниципальных образований региона. Энергосбережение реализуется в рамках процесса производства, транспортировки и потребления энергетических ресурсов. При этом среди потребителей энергетических ресурсов целесообразно выделять различные отрасли народного хозяйства (экономические виды деятельности согласно ОКВЭД). Совокупность предприятий разных отраслей сильно отличается на территории Республики. С учетом долгосрочного периода реализации Программы необходимо также учесть прогнозируемые структурные сдвиги в экономике каждого муниципального образования. Подробный анализ и прогноз имеется в «Программе развития и размещения производственных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030». Данная особенность обусловлена наличием взаимосвязи экономии энергоресурсов с технологическим процессом производства товаров и услуг, а не с территориальным расположением районов. Такой фактор как численность населения при этом учитывает-
ся в меньшей степени, так как составляет относительно небольшую долю в потреблении энергоресурсов в рамках Республики. Территориальное размещение целесообразно будет учитывать при значительном изменении климатических условий на территории.
Таким образом, приведенные в Программе энергосбережения Республики Татарстан заданы в дискретном соотношении, что затрудняет процесс мониторинга достижения целевого значения энергоемкости при отклонении значения ВРП от прогнозного. Поэтому одной из задач координации целевых показателей программы является определение их соотношения, которое позволяло бы задавать требуемые изменения потреблению энергоресурсов в зависимости от изменения ВРП, таким образом, чтобы к концу реализации Программы целевой показатель был достигнут. При этом допускает возможность отклонения от линейного развития.
Таким образом проведенный анализ показал, что целевые индикаторы программы энергосбережения Республики Татарстан требуют дополнения, так как отсутствуют показатели, характеризующие сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, использования вторичных и возобновляемых источников энергии, отсутствует главная цель - это формирования энергоэффективного общества в Республике Татарстан.
Другой важным дополнением является необходимость координации секторов энергосбережения, выбора наиболее приоритетных, в которых имеется наибольший потенциал экономии энергоресурсов с учетом эффективности реализации проектов в данных секторах.
Литература:
1. О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики: Указ Президента РФ от 04.06.2008 № 889 II «Собрание законодательства РФ», 09.06.2008. - № 23. - ст. 2672.
2. Об утверждении государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 27.І2.20І0 № 2446-р. - Справочно-правовая система «Кон-сультантПлюс».
3. Об утверждении Долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 20І0 - 20І5 годы и на перспективу до 2020 года» [Электронный ресурс]: Постановление Кабинета Министров РТ от 29.07.20І0 № 604. - Справочно-правовая система «Консуль-тантПлюс».
4. ГБУ «Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан» [Электронный ресурс]: Программа развития и размещения производственных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030. - Официальный сайт: http:IIcesi.tatarstan.ru
5. ОАО Сетевая компания. - Официальный сайт: http:II www.gridcom-rt.ru
6. Self-Help Organizations of People with Disabilities in Asia I Joseph Kwok, Raymond K.H. Chan, W. T. Chan, Joseph K. F. Kwok, Raymond K. H. Chan. - Издательство: Praeger, 2002г. - 204 с.