Литература:
1. В Волгограде приставы взыскали более 70 млн. руб. с завода ЖБИ №1 // Самохина Е. Комсомольская правда - http:// www.volgograd.kp.ru/online/news/944349/
2. К вопросу о ценах на цемент // Строительная индустрия. 2003.
3. Российские банки уже размышляют о возможности повысить кредитные ставки / Родионов А. // Российской информационное агентство «Новый регион» URL: http://www.nr2.ru/ekb/ 342982.html
4. Савицкая Г.В. Экономический анализ. Учебник / Г.В. Савицкая. М.: Новое издание, 2004. - 640 с.
5. Скобло Л.И. Крупнейшие производители цемента в мире в 2002 г.// Цемент и его применение.- № 6.- 2003.
6. Цементная промышленность в зеркале цифр.- М.: НИИЦе-мент.2004.-С.27.
7. Шубин В.И., Жарко В.И., Василик Г.Ю.- Современное состояние и перспективы производства цемента в России //Цемент и его применение.- №6.2003.
8. Экономическая статистика. Учебник / под ред. Иванова Ю.Н. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 480 с.
9. Chartered Financial Analyst Curriculum, Pearson Custom Publishing, 2011.
10. International Financial Reporting Standards: International Accounting Standard 21, The Effects of Changes in Foreign Exchange Rates // URL: http://www.iasplus.com/standard/ias21.htm
11. U.S. Geological Survey, 2010, Cement statistics, in Kelly, T.D., and Matos, G.R., comps., Historical statistics for mineral and material commodities in the United States: U.S. Geological Survey Data Series 140, URL:http://pubs.usgs.gov/ds/2005/140/
12. http://www.bloomberg.com/ - Информационное агентство Bloomberg
13. http://www.google.com/finance - Google Finance
14. http://www.imf.org - Международный валютный фонд
15. http://www.minregion.ru/ - Министерство Регионального развития Российской Федерации
16. http://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/ - сайт Асвата Дамода-рана, автор книги «Инвестиционная оценка»
17. http://www.reuters.com/ - Информационное агентство Thomson Reuters
18. http://www.rucem.ru/ - Интернет журнал о цементе
ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В УПРАВЛЕНИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Туфетулов А.М., д.э.н., Казанский (Приволжский) федеральный университет
В статье рассматриваются инновационные подходы управления энергосбережением региональной экономики, как приоритетного направления модернизации народного хозяйства. Они основаны на формировании новых стандартов ISO 50001, использование которых в управлении могут обеспечить устойчивое развитие региона и хозяйствующих субъектов. Все это будет способствовать не только повышению энергосбережения, но и конкурентоспособности в хозяйствующих субъектах, как на Российском, так и на региональных рынках.
Ключевые слова: инновации, региональная экономика, энергоменеджмент, энергосбережение, энергоэффективность, КО 5001.
INNOVATIVE ASPECTS IN MANAGEMENT OF POWER SAVINGS AT REGIONAL LEVEL
Tufetulov A., Doctor of Economics, Kazan (Volga) Federal University
In article innovative approaches of management by power savings of regional economy as priority direction of modernization of a national economy are considered. They are based on formation of the new standards ISO 50001 which use in management can provide a sustainable development of region and managing subjects. All it will promote not only to power savings increase, but also competitiveness in managing subjects, both on Russian, and in the regional markets.
Keywords: innovation, regional economics, energy management, energy conservation, energy efficiency, ISO 5001.
Вопросы энергосбережения и энергоэффективности активно решаются на государственном уровне и имеют приоритетное значение для обеспечения модернизации российской экономики и перевода её на инновационный путь. Однако эти вопросы не могут успешно решаться только на федеральном уровне.
Регионы России как активные субъекты энергосберегающей политики обладает определенными возможностями и ресурсами в управлении энергосбережением хозяйственной системы. Для целей стимулирования энергосбережения в конечном производственном энергопотреблении имеется большой арсенал управления этими процессами. Речь может идти как о нормативной, методической, программной, тарифной, фискальной, финансово-экономической деятельности региональных властей. В прошлом году уже в 48 субъектах РФ были приняты региональные законы об энергосбережении. На территории 47 российских субъектах реализуется более 600 целевых программ, действует 80 центров, агентств, некоммерческих партнерств и 24 фонда энергосбережения. [4]
Комплексный подход к энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволит создать условия для повышения качества жизни населения, развития экономики и социальной сферы города, роста экологической безопасности территории, повышения эффективности функционирования систем коммунальной инфраструктуры и повышения уровня благоустройства городских территорий, повышения эффективности управления муниципальным имуществом. [1]
Основным инструментом управления энергосбережением и
повышением энергетической эффективности является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение муниципальных целевых программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также иных целевых программ, в том числе программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности отдельных хозяйствующих субъектов. [2]
Необходимость решения проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1) комплексным характером проблемы, затрагивающей интересы и ресурсы не только органов местного самоуправления, но также хозяйствующих субъектов и населения, и необходимостью координации совместных усилий;
2) необходимостью эффективного расходования бюджетных средств при использовании энергетических ресурсов и снижения рисков социально-экономического развития муниципальных образований;
3) необходимостью согласованного обеспечения выполнения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности, поставленных на федеральном, республиканском и местном уровнях;
4) недостатком средств местного бюджета для финансирования всего комплекса энергосберегающих мероприятий и необходимостью софинансирования из федерального и республиканского бюджетов и внебюджетных источников. [2]
Основные проблемы в управлении энергосбережением на региональном уровне заключаются в следующем:
- ограниченность источников финансирования и неразвитостью механизмов привлечения средств на финансирование энергосберегающих мероприятий;
- неопределенность конъюнктуры и неразвитостью рынка энергосервисных услуг;
- зависимость от состояния и конъюнктуры российского и мирового рынков энергетических ресурсов.
Основными вариантами решения этих проблем являются:
1) точечное проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве и других актуальных сферах и направлениях, не требующих значительных финансовых затрат и позволяющих быстро достигнуть временного улучшения отдельных показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) комплексное внедрение энергосберегающих технологий в экономике и социальной сфере муниципального образования за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Второй вариант является оптимальным и отражает основные тенденции и подходы к комплексному решению проблемы, провозглашенные на федеральном уровне. Каждый муниципалитет должен разработать и осуществлять программу энергосбережения. Для этого муниципалитет должен иметь компетентный и полномочный орган, ответственный за ее разработку и осуществление.
Сформулируем основные направления энергосберегающей по-
литики муниципалитета:
1) энергоаудит - организация учета использования энергоресурсов (маркировка зданий социальной сферы, энергетические паспорта жилых домов);
2) энергосберегающие мероприятия, различные по масштабам, затратам и срокам (утепление дверей подъездов, замена остекления в местах общего пользования, регулирование тепловых режимов, установка современных тепловых пунктов, устранение утечек воды, замена труб, установка современных осветительных систем, термореновация зданий);
3) координация участников рынка энергосбережения (потребители услуг, производители энергооборудования, монтажные организации, энергосервисные компании, инвесторы);
4) выделение долгосрочных целевых средств на энергосбережение в городском бюджете;
5) привлечение банковских кредитов и средств из других источников;
6) организация выставок и переговорных площадок;
7) пропаганда и воспитание культуры потребления среди различных категорий населения (через организацию конкурсов и тренингов, систему поощрений и штрафов).
Значимость инновационной деятельности как признанного фактора, который определяет в настоящее время социально-экономическое развитие страны в целом, а также отдельных субъектов Российской Федерации делает актуальной использование инновационных аспектов в управлении энергосбережением. К одним из основных относится энергоменеджмент.
В настоящее время в энергетических и иных производствен-
Рисунок 1. - Последовательность мероприятий направленных на энергосбережение по действующему законодательству
Организационный
эффект
- Эффективное управление энергопотребления
- Улучшение производственного цикла
- Повышение общей управляемости компании и оптимизация всех бизнес-процессов
Финансовый эффект
- Улучшение финансовых показателей компании за счет прямой экономии всех видов энергоресурсов
- Сокращение издержек выявление и устранение непроизводственных расходов
- гарантии инвестирования в энергосберегающие проекты
Репутационный эффект
- Имиджевая привлекательность компании, реализующей политику
энергоэффективности производства в глазах бизнес-партнеров населения и органов власти
- репутация компании как успешной в повышении своей эффективности
Повышение
управляемости
компании
Обеспечение инвестиционной привлекательности и рост стоимости компании
Поддержание имиджа и репутации компании
Обеспечение стабильной конкурентоспособности организации на отечественных и
зарубежных рынках
Рисунок 2. - Основные результаты применение инновационных подходов к управлению энергосбережению на основе стандартов 180
50001 «Системы Энергоменеджмента - Требования»
Энергополитика региона
Принятие обязательств
- определить цели энергосбережения, этапы достижения целей и задачи
- назначить ответственного за энергоменеджмент
- создать рабочую группу по энергоэффективности
Энергообзор региона
Оценка исходного энергопотребления
- собрать исходные данные об энергопотреблении
- провести техническую оценку и аудит
- определить приобретенные направления деятельности
Цели и задачи региональной политики энергосбережения
Установление целей
- определить реально достижимый потенциал энергосбережения
- определить ресурсы для достижения целей (организационные строки)
Планирование региональной политики энергосбережения
Разработка плана действий
- определить меры для достижения целей
- определить целевые показатели
- установить сроки и ответственных
- определить финансирование работ
Оценка результатов политики энергосбережения
Оценка результатов
- проведение мониторинга и измерений
- корректирующие и предупреждающие действия
- поведение аудитов системы
- анализ системы со стороны руководства
Рисунок 3. - Инновационные инструменты региональной политики энергосбережения.
ных компаниях начинает активно использоваться энергоменеджмент, как одна из систем инновационного менеджмента. Эта система управления предназначена обеспечить реализацию инновационной стратегии и политики энергосбережения посредством управления инновациями и процессами их создания.
Энергоменеджмент - это передовая практика управления бизнесом в условиях жестких конкурентных условий. Главная цель энергоменеджмента предприятия - энергоэффективная и надежная работы энергосиситемы организации. С 2008 года международная организация по стандартизации (180), объединяющая 160 стран, проводила разработку нового международного стандарта 180 50001 «Системы Энергоменеджмента - Требования», который после утверждения 15 июня 2011 года стал самым инновационным стандартом в области энергоменеджмента.
Система энергоменеджмента повышает имиджевую привлекательность компании в глазах, как российских и зарубежных бизнес-партнеров, поскольку является общепризнанным инструментом, так и органов государственной власти, так как в рамках реализации ФЗ № 261 до 01.08.2010 года каждый субъект Федерации должен был принять региональную программу энергосбережения и энергоэффективности. Но реализация региональных программ зависит не столько от власти, сколько от бизнеса, поэтому органы государственной власти всячески приветствуют внедрение и совершенствование систем энергоменеджмента на предприятиях в своих регионах. Согласно российскому законодательству высокие показатели удельного потребления топливно-энергетических ресурсов должны побуждать организации к выполнению целого ряда мероприятий, связанных с повышением энергосбережения. К ним в частности относятся обязательный энергоаудит, добровольный энергоаудит и использования спектра услуг энергосервисных компаний. Более подробно Алгоритм действий представлен на рисунке 1.
Однако нормативная база действующая в России не в полной мере соответствует мировым стандартам особенно в сфере инновационного менеджмента. Основные преимущества применения этих инновационных подходов представлены на рисунке 2.
Предлагаемые инновационные подходы могут быть реализованы в комплексе следующих мероприятий, которые представлены на рисунке 3.
Предлагаем инструменты, содержащиеся в 180 50001 включить в состав региональной политики по энергосбережению, кроме того эти мероприятия могут быть продублированы во всех региональных и муниципальных программах энергосбережения и энергоэффективности:
- энергополитика региона;
- энергообзор региона;
- цели и задачи региональной политики энергосбережения;
- планирование региональной политики энергосбережения;
- оценка результатов политики энергосбережения.
Таким образом, подводя итоги обзора по имеющимся подходам управления можно констатировать следующее:
1. Учитывая значительные достижения в разработке стратегий, программ, нормативных документов, а также реальные результаты в области энергоресурсосбережения в странах Европейского Союза, Северной Америки, Японии, имеет смысл активно использовать накопленный опыт зарубежных государств, что существенно сократит сроки разработки документов и уменьшит время на реализацию программ энергосбережения в Российской Федерации.
2. Ускорить принятие комплекса нормативно-правовых актов поддержки данного направления на основе эффективных принципов, используемых в мировой практике:
- установление на правительственном уровне количественных ориентиров развития возобновляемой энергетики для каждого вида используемых ресурсов на долгосрочный период;
- установление мер государственной поддержки возобновляемой энергетики, обеспечивающих гарантированный на государственном уровне возврат вложенного капитала с инвестиционнопривлекательным уровнем доходности для бизнеса;
3. Решающим стимулом к наращиванию эффективной массы энергосберегающих проектов и реализации потенциала энергосбережения может стать усиление административного давления на энергопотребляющий сектор экономики через введение системы
федеральных и региональных стандартов энергоемкости. Как показывает опыт зарубежных стран, именно административное регулирование в рамках политики энергосбережения позволило достигнуть наибольших результатов в снижении энергоемкости экономики. При этом энергосберегающая политика в целом должна быть комплексной и включать как административные, так и экономические меры стимулирования.
Литература:
1. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 №» 261-ФЗ // Российская газета. - № 226. - 27.11.2009.
2. Об утверждении Долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Рес-
публике Татарстан на 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года»: Постановление КМ РТ от 29.07.2010 № 604 // «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти». - №40. - 27.10.2010. - ст. 1798.
3. Борталевич С.И. Проблемы и перспективы управления энергосбережением и направления повышения энергетической эффективности в муниципальных образованиях // Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность» - 39(132) - 2011 октябрь - С. 41-51.
4. Гуд С. Эффективная политика энергосбережения // Хибинский вестник, 2006. - 27 июля. № 30 (887). - С. 3.
5. Мещанинцев В.В. Энергоэффективность российской экономики: региональный аспект // Электронный ресурс: ЭСКО. 2010.
- №2. URL://http://www.esco-ecosys.narod.ru
СПЕЦИФИКА И УГРОЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Агапова Т.Н., д.э.н., профессор кафедры финансов и экономического анализа, Московский университет МВД РФ Якшина И.С., старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита, Московский университет МВД РФ
В статье отражены особенности железнодорожного транспорта, показатели его мобильности. На основе выявленных недостатков и преимуществ перед другими видами транспорта определены основные угрозы его экономической безопасности, обозначены задачи и принципы обеспечения экономической безопасности, критерии и параметры, определяющие ее уровень.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, экономическая безопасность, угрозы, критерии, параметры уровня экономической безопасности.
ECONOMIC SECURITY OF RAILWAY TRANSPORT DETAILS AND SPECIFIC RISKS
Agapova T., Doctor of Economics, Professor of Finance and Economic Analysis, MVD University of Moscow Yakshina I., senior lecturer in accounting and auditing standards, MVD University of Moscow
The article reflects the characteristics of railway transport, indicators of its mobility. Author has identified the main threats to its economic security based on advantages and disadvantages of railway transport over other types of transport. Moreover the article describes the targets and principles of economic security management, criteria that determine its level.
Keywords: railway transport, economic security, threats, criteria, parameters economic security.
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации и призван обеспечивать своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей населения, народного хозяйства и обороны страны в перевозках. Роль железнодорожного транспорта в современной жизни высока, и еще большее значение имеет в нашей стране, с ее огромными территориями, природными и людскими ресурсами. Важность железнодорожного транспорта обусловлена тем фактом, что производя перевозки любых грузов в соответствии с потребностями производства, железнодорожный транспорт делает возможным нормальное функционирование и развитие всех отраслей, регионов и предприятий. Специфика железнодорожного транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании. Транспорт обеспечивает производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю.
Железнодорожный транспорт в России — одна из крупнейших железнодорожных сетей мира, существующая с 1837 года и насчитывающая 86 тыс. км железнодорожных путей, из которых около половины — электрифицированные. По общей протяжённости железнодорожных путей Россия занимает 2-е место, уступая только США (194,7 тыс. км). По протяжённости электрифицированных дорог (43 тыс. км) Россия занимает 1-е место в мире1. Значение железных дорог особенно велико при перевозках грузов на дальние расстояния. Для большинства отправителей массовых грузов (таких как уголь, руды, лесные грузы, строительные материалы и др.) перевозка по железной дороге является единственной альтернативой: автомобильный транспорт оказывается слишком дорогим при перевозках на такие расстояния, а водный транспорт может
конкурировать с железнодорожным только на некоторых маршрутах и только в период навигации.
Наиболее точно характеризуют уровень мобильности железнодорожного транспорта следующие показатели:
• удовлетворение потребностей секторов экономики в перевозках за определенный период времени,
• соблюдение сроков доставки грузов,
• оборот вагона,
• участковая и техническая скорость,
• коэффициент участковой скорости,
• средний простой вагона под одной грузовой операцией.
В пассажирских перевозках наиболее важны показатели:
• соблюдение графика и расписания движения,
• выполнение плана пассажирских перевозок.
Железнодорожный транспорт является ведущим в транспортной системе России, т.к. он имеет, в отличие от речного и морского, совпадение направления и мощности основных транспортноэкономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей. Железнодорожный транспорт имеет существенное значение в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных пассажирских перевозок, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяется конфигурацией и пропускной способностью железнодорожных дорог. На железнодорожном транспорте 9 из 10 пассажиров перевозятся в пригородном сообщении, в пассажирообороте же ведущую роль играют дальние перевозки (более 2/3 из всего пассажирооборота). Распределение пригородных перевозок зависит главным образом от их скопления в крупнейших
1 Основные показатели транспортной деятельности в России - 2010г. Copyright © Федеральная служба государственной статистики