УДК: 338.28
Толкачева С. В.
Доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Московский государственный университет
пищевых производств»
Саиджанов Э. А.
Магистрант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Московский государственный университет
пищевых производств»
КООРДИНАЦИЯ ПОТОКОВ ПРОДУКЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Нехватка отечественного сельскохозяйственного сырья является одним из главных факторов, сдерживающих импортозамещение в секторе переработки и общественного питания, что и приводит к импорту продукции. Проведение политики импортозамещения стимулирует развитие отечественного производства. Существует комплексная проблема, хранения, распределения, продвижения и коммерческий реализации продукции. В статье рассмотрены способы координации потоков продукции агропромышленного комплекса посредством использования продовольственных хабов.
Ключевые слова: импортозамещение, продовольственный хаб, логистика продовольствия, предприятия общественного питания, пищевая промышленность.
Agris subject categories: E21, E71, E72, E73, E90
S. V. Tolkacheva
Associate Professor, Federal state budgetary educational institution of higher professional
education "Moscow state University of food production"
E. A. Saiganov
Graduate student, Federal state budgetary educational institution of higher professional
education "Moscow state University of food production"
COORDINATE THE FLOW OF AGRICULTURAL PRODUCTS AND ITS INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF CATERING ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF THE IMPORT SUBSTITUTION POLICY
The shortage of domestic agricultural raw materials is one of the main factors hindering import substitution in the sector of recycling and catering, which leads to the import ofproducts. The policy of import substitution to stimulate the development of domestic production. There is a complex issue, storage, distribution, promotion and commercial sales. In the article the ways to coordinate the flow of agricultural products through the use of food hubs.
Keywords: import substitution, food hub, food logistics, catering industry, food industry.
Agris subject categories: E21, E71, E72, E73, E90
Тема разработки стратегии развития предприятия общественного питания актуальна в наше время. В процессе перехода экономики страны к рыночным отношениям, использование продуктов питания отечественных производителей по некоторым причинам было невыгодно. Развитые с точки зрения коммерческих отношений, зарубежные производители быстро вошли
и захватили российский рынок. Сегмент цивилизованного, структурированного и сетевого общественного питания, по сути, вообще не имел дела с отечественным производителем на протяжении более чем 20 лет, полностью ориентируя свои закупочные стратегии на импорт, оставляя отечественному производителю лишь небольшие ниши в товарных группах: птица, хлебобулочные и крупяные изделия, бакалея, масла, водка, пиво и некоторые виды овощей. Сложившаяся ситуация была обусловлена, прежде всего, нежеланием бизнеса предпринимать значительные усилия и проводить эксперименты по взаимодействию с плохо прогнозируемыми отечественными производителями, предпочитая оставаться в рамках договорных отношений с надежными западными поставщиками, которые вполне удовлетворяли рынок общественного питания стабильным качеством сырья и понятными стандартами. [5]
Однако, на фоне введенного указом Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» продовольственного эмбарго, а также продления его ограничений закреплённого Постановлением №625, от 25 Июня 2015 года, по многим направлениям и продуктовым группам, возник дефицит. Это не могло не сказаться на сфере общественного питания, основной задачей которой, стала переориентация на отечественных поставщиков. [2]
Следует отметить, что на данный момент нехватка отечественного сельскохозяйственного сырья является одним из главных факторов, сдерживающих импортозамещение в секторе переработки и общепита, что и приводит к импорту продукции. Проведение политики импортозамещения стимулирует развитие отечественного производства, способствует сокращению импорта продовольственных товаров. При этом реализация стратегии импортозамещения предполагает не только законодательное ограничение импорта, но и применение государством различных форм и методов стимулирования отечественного АПК и повышения его конкурентоспособности на внешнем рынке. Эти меры приводят к тому, что удельный вес отечественного производства неуклонно растет и уже скоро проблема нехватки отечественного сырья отойдет на второй план. Но ситуация на продовольственном рынке не теряет своей актуальности, так как новый вызов для бизнеса — это комплексная проблема, хранения, распределения, продвижения и коммерческий реализации продукции. [6]
Известны пять принципов бережливого производства, которые определяют следующее.
Обусловленная ценность (specify value) ценность, которую продукт приносит конечному пользователю, должна быть однозначно определена, производство должно быть сосредоточенно на точках зрения клиента. Идентификация потока ценностей (identify the value stream). Весь пакет действий, который необходим для поставки продукта к конечному пользователю, и все те ценности, которые воплощены в этом продукте называются потоком ценностей. Он состоит из разработки и совершенствования продукта, информационных задач, связанных с порядком разработки и планированием, а также из физического преобразования продуктов в маркетинговые ценности. Компании выявляют поток ценности, включая те действия, которые выполненные другими фирмами цепи поставки.
Обеспечение непрерывности потока (ensure continuous flow) — поток ценностей, обеспечиваемый компаниями, должен быть непрерывным. Традиционные производственные системы характеризуются крупносерийным производством и большими материальными запасами. Управление производством посредством сдерживания (govern production through pull) — принцип подразумевающий сдерживание производства до тех пор, пока не возникнет потребительский спрос. За счет это не возникает необходимости в накоплении запасов и значительных колебаниях цены. Из-за природы сельскохозяйственного производства достаточно сложно осуществить соблюдение этого принципа.
Стремление к совершенствованию (strive for perfection). Компании обязаны постоянно совершенствовать свой продукт и процессы. Поток ценностей должен быть сформирован таким образом, чтобы снизить потребность в дорогостоящем переделывании и замене дефектных товаров — уменьшить производственный брак.
Первичные продуктовые стандарты производства (primary production practice standards) служат основанием для создания ценностей в цепи поставки продовольствия. Первичные продуктовые стандарты помогают определить время или место, когда или где будет начат производственный цикл, Также, стандарты могут быть более сложными и многоплановыми.
Стандарты упаковки и логистики (packaging and logistics standards) помогают в создании новой или корректировке существующей цепи поставки. Упаковка — в широком смысле, есть любая технология, которая сохраняет качество продукта, в то время как он перемещается по цепи поставки. В точках распределения и розничной продажи, были разработаны стандарты на поддоны и контейнеры, используемые многократно. В них обычно перевозятся продовольственные продукты от изготовителя к распределителям и розничным точкам продажи. Эти унифицированные устройства позволяют перемещать продукты из множества начальных точек к местам назначения. Использование контейнеров увеличивает гибкость транспортировки, облегчает сохранение свойств и качества пищевых продуктов в логистических системах, целью которых являться достижение эффективности оптовой транспортировки сельскохозяйственной продукции.
Стандарты передачи информации (date transfer standards) позволяют сформировать модель поставки. Ранее созданные стандарты UPC получили развитие в 1970-80 гг. В 1990-е гг. изготовители продовольствия, оптовые и розничные продавцы разработали и внедрили стандарты электронного обмена данными (electronic date interchage — EDI). Позже темп развития увеличился в отношении интернет-систем «бизнес-бизнесу» (B2B). Указанные системы позволяют использовать большее количество инструментов и стандартов, требуя меньше авансированных инвестиций. Они эффективны для, ситуаций, где необходимо часто обмениваться небольшими объемами информации. [4]
В рамках импортозамещения, а также в рамках упомянутых принципов бережливого производства, профессиональные сообщества поставщиков в сегменте b2b, стали активно думать над смелыми шагами повсеместного внедрения и продвижения комплексных решений, которые позволяют максимально сблизить производителя и потребителя. Эффект импортозамещения будет сведен на нет, если не изменить сложившуюся систему очагового развития АПК. Поэтому возникает необходимость создания профессиональных альянсов и продовольственных хабов.
Продовольственный хаб — это место сбора, хранения и распределения продуктов питания от местных ферм и переработки и производства местных продуктов питания. Хаб выступает посреднической структурой между местными производителями и закупщиками.
На Российских рынках продукты можно покупать в розницу, но не в больших объемах. При этом, на рынке, представлен не сам производитель, а продавец. Приведем пример: фермер, поставляет продавцу репу с поля по 15 рублей за килограмм, тогда цена на рынке составит 45 рублей. Бизнесу общественного питания не имеет смысла закупать продукцию напрямую у фермера, потому что это влечет за собой большие логистические затраты. К тому же те объемы, которые предлагает фермер, слишком велики для точек питания. Продовольственный хаб — это такая структура, которая является посредником между производителями и закупщиками, она занимается фасовкой, хранением и распределением продукции. Вопросы реализации продукции решает хаб, а не производитель. Несомненным плюсом такой системы является то, что цена на продукцию не возрастает в разы, как в случае с репой на рынке. Вся проверка продукции и сертификация проводится на территории самого хаба, при этом фермеры не платят за это. Структура продовольственного хаба так же решает вопросы логистики: предоставляется система закупщиков и доставки продукции
потребителям. Для решения проблем скоропортящихся продуктов, в структуре продовольственного хаба должна быть предусмотрена и структура по переработке продуктов. Важно, что продовольственный хаб, сохраняет принципы розничной торговли: любой человек может приехать туда как на обычный рынок за продуктами. Затраты на реализацию предложенного проекта должны лечь либо на региональный бюджет, либо на профессиональные альянсы.
У нас имеется опыт использования подобных структур: в 1980-х гг. было принято четыре партийноправительственных постановления, касающихся производства товаров потребления предприятиями потребительской кооперации и увеличения закупок сельскохозяйственных продуктов: «О мерах по дальнейшему развитию производства товаров народного потребления из местного сырья и отходов на предприятиях республиканских министерств и ведомств РСФСР и потребительской кооперации», «Об увеличении потребительской кооперацией закупок сельскохозяйственных продуктов в личных подсобных хозяйствах граждан и расширении торговли ими в городах и промышленных центрах страны», «О мерах по дальнейшему развитию торговли и улучшению обслуживания населения в одиннадцатой пятилетке», «Об организаторской работе Роспотребсоюза по выполнению решений партии и правительства по дальнейшему улучшению деятельности потребительской кооперации, увеличению закупок сельскохозяйственных продуктов в личных подсобных хозяйствах граждан и расширению торговли ими в городах и промышленных центрах». Получив, таким образом, поддержку от государства, многие потребительские организации Юга России позволили во многом удовлетворить нужды населения. Так, на Дону жителей области обслуживали 37 райпотребсоюзов и 244 потребительских общества, 37 райзаготконтор и 12 горкоопторгов, которые объединяли около 900 тысяч пайщиков. Потребительская кооперация закупала свыше 60 видов продуктов и сырья. Примерно 2/3 всего объема заготовок продукции потребкооперация области осуществляла по поручению государства, остальную часть составляли децентрализованные закупки излишков сельскохозяйственной продукции по ценам договоренности. Эта часть заготовок реализовывалась через сеть кооперативной торговли и общественного питания. [1]
Предприятия потребительской кооперации принимали часть закупленной продукции на переработку (выработка колбас, засолка и квашение овощей, консервирование грибов, расфасовка меда, хлебопечение и др.). Успешно развивалось подсобное хозяйство: откорм животных, разведение птицы, лов рыбы, а также охотничьи промысловые хозяйства, клеточное звероводство. На 289 предприятиях потребкооперации Дона выпускалось 18 видов продукции: хлеб, овощные консервы, безалкогольные напитки и вина, колбасы и др. В области действовали 465 предприятий общественного питания, часть продукции которых реализовывалась широкому кругу населения через сеть магазинов «Кулинария». [3]
Очевидно, что использование упомянутой структуры отлично впишется в современную конъюнктуру Российского рынка и станет дополнительным стимулом развития отечественного сельского хозяйства, фермерских и дачных хозяйств, ведь у производителей появится уверенность и простота в реализации продукции. Закупщикам, как и потребителям, можно ожидать снижения цены и повышения качества продуктов.
Литература
1. Алентьева Н.В. Развитие регионального продовольственного рынка с участием кооперативов // Вестник Орловскокого государственного аграрного университета. — 2011. №8 С.23.
2. Казыкина В.М Стратегия импортозамещения в экономике России // Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина — 2010. №5 С. 13.
3. Кочкарова З. Р. Из истории деятельности потребительской кооперации по решению задач продовольственного обеспечения населения страны в 1960-1980-е годы (на материалах
Дона, Кубани и Ставрополья) // Вестник Челябинского государственного университета. Серия 1: История: Научный журнал — 2008. №35 С. 53.
4. Фетюхина О.Н. Принципы управления в эффективной цепи поставки продовольствия // Менеджмент в России и за рубежом — 2008. №3 С. 7.
5. Ларионова В. В. Стратегии развития предприятий АПК в условиях политики импортозамещения // Электронное периодическое научное издание «Системное управление» — 2015. №4. [Электронный ресурс]. URL: http://sisupr.mrsu.ru/ (дата обращения: 18.02.2016).
6. Новые стратегии поддержки ресторанного бизнеса в условиях импортозамещения : сайт компании Клен. — 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.klenmarket.ru/company/article/6597/ (дата обращения: 10.03.2016).
References
1. Alent'eva N.V. Razvitie regional'nogo prodovol'stvennogo rynka s uchastiem kooperativov // Vestnik Orlovskokogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2011. №8 p.23. (in Russian)
2. Kazykina V.M Strategija importozameshhenija v jekonomike Rossii // Omskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet im. P.A. Stolypina — 2010. №5 p. 13. (in Russian)
3. Kochkarova Z. R. Iz istorii dejatel'nosti potrebitel'skoj kooperacii po resheniju zadach prodovol'stvennogo obespechenija naselenija strany v 1960-1980-e gody (na materialah Dona, Kubani i Stavropol'ja) // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 1: Istorija: Nauchnyj zhurnal — 2008. №35 p. 53. (in Russian)
4. Fetjuhina O.N. Principy upravlenija v jeffektivnoj cepi postavki prodovol'stvija // Menedzhment v Rossii i za rubezhom — 2008. №3 p. 7. (in Russian)
5. Larionova V. V. Strategii razvitija predprijatij APK v uslovijah politiki importozameshhenija // Jelektronnoe periodicheskoe nauchnoe izdanie «Sistemnoe upravlenie» — 2015. №4. (in Russian)
6. Novye strategii podderzhki restorannogo biznesa v uslovijah importozameshhenija : sajt kompanii Klen. — 2016 (in Russian)