Научная статья на тему 'Конвертация индивидуального знания в организационное обучение'

Конвертация индивидуального знания в организационное обучение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЯВНОЕ ЗНАНИЕ / EXPLICIT KNOWLEDGE / НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ / IMPLICIT KNOWLEDGE / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / KEY COMPETENCIES / ЦИКЛ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / CYCLE OF KNOWLEDGE MANAGEMENT / SELF-TRAINING ENTERPRISE / ECONOMICAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слива С. В.

Самообучение наиболее надежный ресурс конкурентоспособности современного предприятия в соответствии с организационным, финансовым и институциональным критериями. Для его использования необходимо обеспечить конвертацию ключевых компетенций в организационное знание. Использование стандартов бережливого производства, действующих в ведущих японских компаниях, позволяет перенять российским предпринимателям технологию создания самообучающегося предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слива С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-training is the most secure resource of modern enterprise's competitiveness in accordance with organizationaljinancial and institutional criteria. For its use it is necessary to provide conversion of key competences in organizational knowledge. The use of economical production's standards, as in leadingJapan companies, allows Russian enterprise to adopt the technology of creation of self-training enterprise.

Текст научной работы на тему «Конвертация индивидуального знания в организационное обучение»

самообучение организаций

конвертация индивидуального знания

в организационное обучение

_Аннотация

Самообучение - наиболее надежный ресурс конкурентоспособности современного предприятия в соответствии с организационным, финансовым и институциональным критериями.Для его использования необходимо обеспечить конвертацию ключевых компетенций в организационное знание. Использование стандартов бережливого производства, действующих в ведущих японских компаниях, позволяет перенять российским предпринимателям технологию создания самообучающегося предприятия.

Ключевые слова: самообучающаяся организация, явное знание, неявное знание, бережливое производство, ключевые компетенции, цикл управления знаниями _

Относительно продолжительный период бескризисного развития российской экономики закрепил определенный набор инструментов управления предприятием, который демонстрировал достаточную степень своей эффективности. Нестабильность экономики усиливает необходимость поиска новых способов и механизмов управления развитием предприятия. Еще одним стимулирующим моментом смены модели обеспечения динамичного развития предприятия является насущное требование перехода к инновационной экономике. Рост напряженности ресурсной организации производства, закрепление тенденций традиционности в организации производства может быть успешно преодолены благодаря формированию навыка и последующей практики самообучения предприятия.

Способность к самообучению

Самообучение строится на принципе развития ключевых компетенций работников. Скорость появления технических и технологических новинок очень высока, что существенно сокращает срок полезного использования знаний. Следовательно, способность обучаться становится одним из важнейших капитальных ресурсов предприятия, который бесконеч-

Слива С.В.

доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства, Астраханский государственный университет [email protected]

бизнес и образе

самообучение организации -двусторонний _ процесс

_ Правом!

_ ___нии и о:

гит!

______свой ин

_______знаний.

Тл ЩТлЖ Г^ГО

ч

но воспроизводится. При этом купить, скопировать этот вид ресурса невозможно. [1] Самообучение организации - двусторонний процесс. Работники, как носители и владельцы ключевых компетенций, должны непрерывно овладевать новым багажом знаний, уметь применять их, по-новому координировать спектр задач, возложенных на них. Руководитель предприятия, как вторая и не менее важная сторона процесса самообучения, должен обеспечить процесс организационного образования и уметь управлять системой внутрифирменных знаний. Самообучение обеспечивается решением задачи, стоящей перед предприятием, по освоению и закреплению за собой информационных ресурсов. авомерно в этом случае утверждать об улучше-оптимизации производственной функции приятия. Предприятие в состоянии увеличить информационный потенциал за счет явных Они представлены фундаментальными исследованиями, не имеющими четкой отраслевой принадлежности. Прикладные исследования также представляются существенным подспорьем в накоплении внутрифирменных знаний. Также можно говорить и об операционном знании, или неявном, генерируемом персоналом предприятия в рамках его ключевых компетенций. Сдерживающим моментом в отношении операционного знания можно считать его неявную природу. Сложность его обнаружения, артикуляции и распространения - это недостаток в практике современного внутрифирменного самообучения российских предприятий.

Операционноезнание

С точки зрения же финансовой нагрузки на предприятие операционное знание наиболее экономично. Теоретически основательные и всеобъемлющие исследования связаны с процедурой постепенного накопления результатов. К тому же они обладают большой капиталоемкостью. Расходы на прикладное знание, хотя и компенсируются предприятием за счет реализации продукции, тем не менее, они связаны с серьезными инвестиционными вложениями. Операционное знание, заключающееся в совершенствовании ключевых компетенций, сопряжено с некоторыми расходами предприятия по выработ-

ке, систематизации и реализации коррекционных мероприятий. Но суммарные расходы предприятия в этом случае на несколько порядков меньше, нежели, чем при приобретении фундаментальных знаний или собственной разработке прикладных знаний.

Право и знание

В современных условиях предприятие должно учитывать фактор правоотношений собственности в области экономики знаний. Явное знание, особенно его прикладная составляющая, находятся в той институциональной плоскости, где наиболее четко специфицированы права собственности. Соответственно, приобретение и особенно сохранность авторской информации сопряжены с ростом трансакционных расходов предприятия. Репликация предприятием явного знания внешнего по происхождению обладает относительной технической легкостью, но отягощается массой технологических трудностей, сопряженных с дополнительными трансакционными издержками. Использование и копирование только явного знания задает вынужденный режим догоняющего развития предприятия, что однозначно лишит предприятие конкурентных преимуществ в среднесрочной перспективе.

Неявное знание в силу своей закрытой внутрифирменной природы не обременено проблемой право-обладания и существенными затратами по его привлечению. Эти позиции выгодно отличают его от фундаментального и прикладного знания. Поэтому операционное знание (организационное обучение) следует рассматривать как наиболее экономичный и одновременно конструктивный ресурс повышения конкурентности предприятия. Тактической задачей необходимо считать создание и применение на предприятии технологии конвертации индивидуального знания в организационное обучение. Российские предприятия сравнительно недавно погрузились в рыночную среду хозяйствования и только начали нарабатывать собственный опыт создания организационного знания. Тогда как управление внутрифирменными знаниями -это необходимый предмет исследования ведущих мировых компаний, имеющий достаточную степень разработанности.

использование и копирование только явного знания задает вынужденный режим догоняющего развития предприятия, что однозначно лишит предприятие конкурентных преимуществ в среднесрочной перспективе

бизнес и

образован

ие

оо

Тл ЩТ*Ж

IWä

_навыки генерации

_и использования

_неявного знания

_необходимо

_перенимать

_российским

_предприятиям,

ориентированным

_на бессрочное

_и прибыльное

_развитие

Стандарты на самообучение

Заслуживает внимания российских предпринимателей опыт фирмы «Toyota» по разработке стандартов самообучающейся организации. Из четырнадцати принципов выделим наиболее значимые с этой точки зрения положений японской корпорации.[2] Итак, заключительный четырнадцатый принцип требует: станьте обучающейся структурой за счет неустанного самоанализа и непрерывного совершенствования. Руководство компании «Toyota» уверено в том, что способность учиться и самосовершенствоваться - это наиболее проверенное и надежное конкурентное преимущество. Вызов времени - ускорение технологических изменений, новаций в деловой сфере. Есть опре-ленная зависимость: чем выше темп изменений, тем значительнее потребность в ускорении обучения как льного сотрудника, так и всей организации. правление знаниями последовательно проходит следующие этапы: генерация, формализация, сохранение, диффузия, координация и контроль. Управление знаниями только тогда может считаться законченным процессом, когда отмеченные этапы выполняются последовательно и однозначно. Цикл самообучения должен начинаться с накопления и генерации индивидуального знания сотрудником. Индивидуализация информации начинается со знакомства молодых инженеров с традициями компании «Toyota». На протяжении 3-4 месяцев они осваивают сборочные операции. Последующие 2-3 месяца связаны с получением навыков продаж. Далее инженеры выполняют под руководством наставников небольшой проект, рассчитанный на 4-9 месяцев. Только по прошествии 3-4 лет инженер накапливает необходимый объем индивидуального знания, который обладает внутрифирменной значимостью. Задача молодого специалиста - задавать вопросы и учиться, а задача менеджеров предприятия - преобразовать индивидуальное знание в организационное. Формализация знаний компании «Toyota» включает в себя использование контрольных листков и матриц качества для систематизации и хранения информации, базы данных по ноу-хау, материалы конференций руководителей проектов, таблицы навыков на рабочем месте. Диффузия знаний, т.е. распределение и распространение знаний в пределах организации обеспечивается уже отмеченными конференция-

ми по проектам, визуализацией материалов работы многофункциональных групп, созданных для радикальных преобразований, ротацией персонала. Координация и контроль знаний призваны осуществить постоянное и точное использование запаса знаний. Контроль связан с выявлением и обсуждением текущих проблем, появление которых, как считают в компании, есть неизбежное явление. Своевременное их решение - это способ выявления первопричин сбоев в длинной цепочке производства.

Системность и стратегия

Бережливое отношение к знаниям отчетливо обнаруживается и в ряде других принципов рассматриваемой нами компании. Так, принцип первый провозглашает идею о необходимости принятия управленческого решения с учетом долгосрочной перспективы, даже в условиях краткосрочной финансовой убыточности. Системность и стратегия - два ключевых слова, в которых заключена идеология саморазвития компании Toyota. Все оперативные решения должны быть подчинены такому подходу -поддержка и совершенствование навыков, позволяющих работнику производить добавленную стоимость. Тактика и стратегия нашли свою конвергенцию в шестом принципе компании Toyota, согласно которому стандартизация задач - основа непрерывного совершенствования и делегирования полномочий сотрудникам. Работники не просто фиксируют накопленные ими знания о вверенном им элементе производственного процесса, но и стандартизируют лучшие на данный момент методы. В этом случае, опыт, накопленный отдельным работником, может быть успешно передан коллеге. Доскональное знание своего участка работы, умение передать свой опыт - характеристики идеального лидера компании Toyota. И их необходимо воспитывать, а не искать на стороне. Это основной лейтмотив девятого принципа компании «Toyota». Лидер создается кропотливым наблюдением за бизнес-культурой «Toyota». Он же обязан обучать подчиненных, сохраняя внутрифирменные накопленные знания. Десятый принцип комментирует роль лидера компании Toyota по воспитанию незаурядных работников и формированию команды, исповедующей философию компании.

необходимо создать атмосферу поощрения интереса к знаниям, творческому партнерству среди работников предприятия, что позволит вырастить самообучающуюся организацию

бизнес и

образованыi

е

Литература

1. Нонака И. Компания - созидатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. - М. : Олимп-Бизнес, 2003.

2. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005.

Соблюдение принципов бережливого производства позволило превратиться компании «Toyota» в самообучающуюся организацию. Залогом ее успешного развития явилась выработанная способность конвертации индивидуального знания в организационное обучение.

Выводы

Навыки генерации и использования неявного знания необходимо перенимать российским предприятиям, ориентированным на бессрочное и прибыльное развитие. Технология конвертации индивидуальных знаний в организационное обучение российскими предприятиями может быть адаптирована в контексте восстановления имеющегося опыта и особенностей современной социально-экономической среды. Возрождение системы производственного наставничества, стимулирование рационализаторского творчества сотрудников, внедрение последовательного карьерного роста, развитие навыков стандартизации производственной и творческой деятельности, постулирование идеологии здорового коллективизма, мощное материальное стимулирование объективно подготовит почву для перехода индивидуальных знаний в состояние организационных. Необходимо создать атмосферу поощрения интереса к знаниям, творческому партнерству среди работников предприятия, что позволит вырастить самообучающуюся организацию.

Sliva S.V.

Associate Professor, Chair of Economics of Enterprise andEntrepreneurship, Astrakhan State University

Conversion of individual knowledge into organizational training

_Abstract

Self-training is the most secure resource of modern enterprise's competitiveness in accordance with organizational, financial and institutional criteria. For its use it is necessary to provide conversion of key competences in organizational knowledge. The use of economical production's standards, as in leadingJapan companies, allows Russian enterprise to adopt the technology of creation of self-training enterprise.

Keywords: self-training enterprise, explicit knowledge, implicit knowledge, economical production, key competencies, cycle of knowledge management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.