Производители продовольственной продукции
Заготовители -
организации потребительской кооперации : закупка сельхозпродукции и сырья и её переработка, реализация закупленной сельхозпродукции и произведенной продовольственной продукции
Мясо птицы
Мясо-свинина
Мясо-говядина
Переработка
Мясная
Молоко
Переработка
Молочная
Яйца
Картофел
Овощи
переработка
Фрукты и Переработка
ягоды
Заготовители -
заготовительно -сбытовые кооперативы: закупка и сбыт продовольственной продукции
Мясо и мясная продукция Молоко и молочная продукция Овощи
Фрукты и ягоды Консервированная овощная и фрукгово-я годная продукция
Транспорт по аутсорсингу
Межрегиональные распределительные базы регионов, испытывающих потребность в продукции
Межрегиональная распределительная база: выбор хозяйственной связи с поставщиками; определение каналов товародвижения; выбор и порядок использования транспорта; определение условий поставки и оплаты; приём, хранение продукции; расчёт оптимальных запасов продукции; информационная связь с внутренними и внешними потребителями; маркетинговые исследования рынков; разработка рыночной стратегии с поставщиками и покупателями продукции.
Реализация продукции
Транспорт по аутсорсингу
Внутренние потребители
Таким образом, в данном исследовании выполнен анализ производства и потребления сельхозпродукции населением южных регионов Российской Федерации, а также рассмотрены вопросы обеспечения продовольственной продукцией регионов страны за счёт функционирования межрегиональных распределительных баз.
Примечания:
1.http://newsruss.ru/doc/ index, php/%
2.Симагин Ю.А. Экономическая география и прикладное регионоведение России: учебник для академического бакалавриата / Ю.А. Симагин, A.B. Обыграйкин, В.Ф. Карасёва; под ред. Ю.А. Сима-гина. - М.: Юрайт, 2015. - 552 с.
3. Регионы России: Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб./ Росстат. - М., 2014. - 900 с.
4. http://research-techart.ru/report/ wholesale-distribution-centers.htm
5. http://salads.ru/opt/optovye-bazi.htm
Рисунок 1 - Механизм наполнения региональные рынки страны отечественной сельхозпродукцией
CONVERGENCE IN MODELS OF NATIONAL ACCOUNTING AND REPORTING OF RUSSIA AND CHINA Lymar Marina Pavlovna, Fellow, Center for economic and investment cooperation between Russia and China, State Research Institution "Council for the Study productive forces", lecturer of the Department of language training, a graduate student of the Department of Accounting, Analysis and Audit, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow E-mail: iymarm @ mail, ru
The Russian and Chinese economic cooperation is developing more and more actively, especially significant bilateral agreements signed since 2014, joint projects, bilateral investment cooperation as well as cooperation between the two countries in the BR/CS, SCO and other organizations in international scope. Financial statements of enterprises of the two countries is the main source of information about their business activities, economic activity, financial position and prospects. The analysis identifies the major constraints of convergent processes of national accounting systems based of/FRS, highlighted features of recorded systems of Russia and China for a possible rapprochement in the future.
Keywords: Russia; China; accounting system; convergence; IFRS.
УДК 657 КОНВЕРГЕНЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ
ВАК РФ 08.00.05 БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
РОССИИ И КИТАЯ
©Лымарь М.П., 2017 Российское и китайское экономическое сотрудничество развивается все бо-
лее активно. Особенно показательны двусторонние договора, заключенные, начиная с 2014 года, совместные проекты, двустороннее инвестиционное сотрудничество, а также сотрудничество двух стран в рамках БРИКС, ШОС и дру-
гих организаций международного масштаба. Бухгалтерская отчетность предприятий двух стран является основным источником информации об их хозяйственной деятельности, экономической активности, финансовом положении и перспективах развития. Основными задачами работы являются характеристика основных конвергентных процессов национальных учетных систем, выделение общего и различий, а также возможности сближения учтенных систем России и Китая. В результате проведенного анализа указаны основные ограничения конвергентных процессов национальных учетных систем на основе МСФО, выделены особенности учтенных систем России и Китая на предмет возможного сближения в будущем.
Ключевые слова: Россия; Китай; учетная система; конвергенция; МСФО.
О конвергентных процессах
Конвергентные процессы современности связаны с крупными масштабами производственных процессов, выходом деятельности предприятий за рамки отдельно взятой страны, с большими потребностями в иностранном капитале, совершенствующейся техникой, усложняющейся организацией труда и другими факторами. В мире появляется все больше предприятий и проектов, работающих на конвергентной основе в целях:
-легализации взаимного (двух-, трех-, многостороннего) бизнеса;
- расширение трансграничных инвестиций;
- реализации взаимных интересов в экономике двух и более стран;
- устранения/сглаживания возможных межнациональных конфликтов;
- роста эффективности деятельности предприятий;
- снижения совокупных издержек общества;
- повышения качества и полноты удовлетворения индивидуальных, групповых и общественных потребностей.
Конвергенция экономических систем ряда стран, будучи системным явлениям, затрагивает и учетную сферу и дает толчок к развитию конвергенции учетных моделей двух и более стран, которая исходит из того, есть ли в рассматриваемых странах со стороны государственных и частных предприятий спрос на определенные меры реформирования, направленные на сближение двух систем.
Показатели финансовой отчетности представляют собой основной инструмент сопоставления деятельности и состояния предприятий разных стран. Они же служат основой для принятий решений потенциальными инвесторами, держателями совместного капитала и другими стейкхолдерами.
МСФО как база для конвергентных учетных процессов
Возникновение и развитие МСФО является самым значимым конвергентным процессом в сфере международной финансовой отчетности. Однако, в настоящее время, МСФО остаются лишь одним из возможных конвергентных путей в области учета и отчетности, т.к. существует ряд проблем перехода национальныхучетных систем на МСФО:
- Совет по МСФО не имеет полномочий требовать от организаций и предприятий разных стран обязательного исполнения положений МСФО. Данная компетенция остается в руках национальных правительств;
- попытки сближения национальныхучетных систем путем наднациональной стандартизации представления финансовой информации происходит в неоднородных институциональных, идеологи-
ЛЫМАРЬ Марина Павловна, сотрудник Центра экономического и инвестиционного сотрудничества России и Китая государственного научно-исследова тел ьско го учреждения "Совет по изучению производительных сил", преподава тель Департамента языковой подготовки, аспирант Департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
/'утагт@таИ.'. ги
# *
$
X
ш £
О ш
X
О X
о со
140
ческих и культурных средах является основными задачами МСФО.
- конвергентные процессы по внедрению МСФО идут по двум основным сценариям [1]: 1) адаптация МСФО, при котором в текст оригинального стандарта вносятся национальные дополнения и изменения (Китай), 2) использование текстов МСФО для разработки национальных или региональных стандартов (Индия);
- распространяющееся явление "национальных вариантов МСФО" и "региональных вариантов МСФО" отражают невозможность в ближайшей перспективе полного перехода на МСФО большинства экономик;
- учитывая то, что МСФО представляет собой нормативный документ, большое влияние оказывает доминирующая в стране/регионе правовая модель. Самыми "влиятельными" остаются британо-американская с системой прецедентного права и континентальная с системой кодифицированного права. Разновидностью данной зависимости выступает китайская концепция "МуГо" (материнской страны), которая обеспечивает стабильность правовой базы группы стран (дочек) на основе принципов ("материнского контроля") и ЙЖ^^ШИ!]("взаимного признания"^];
- китайские экономисты (Чжан Хуань МинЗШ0Л,Лю Ся Мин*Ш0Л[3]и др.) выделяют такую тенденцию, как "клубная конвергенция" учетных систем, которая также связана системными сложностями полного перехода на МСФО. Китай на региональном уровне создает параллельный конвергентный путь - стандарты отчетности азиатских стран и активно выступает с инициативой создания Министерства Финансов Азии и Стандартов бухгалтерского учета Океании.
Россия и Китай: особенности и перспективы сближения учетных систем
И Россия, и Китай вот уже долгое время стремятся привести национальные принципы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами и директивами стран-членов ЕС. Однако ни одна из двух стран пока не осуществила этот переход в полной мере. Кроме того, как было сказано выше, Китай, декларируя максимальное сближение с МСФО, инициирует создание азиатских стандартов. Эти процессы происходят на фоне укрепляющегося экономического сотрудничества между Россией и Китаем. Опыт учетной реформы и состояние учетной сферы Китая
представляет большой интерес по нескольким причинам. Во-первых, КНР является страной, прошедшей близкий российскому этап социалистического строительства,затем процесс его реформирования и постепенное внедрение рыночных механизмов. Во-вторых, Россия и Китай в настоящее время развивают экономическое сотрудничество в рамках международных организаций, таких как БРИКС и ШОС. В-третьих, два государства, особенно в свете последних политических событий, активно реализуют двусторонние крупным проектом, в процессе реализации которых будет происходить обмен опытом оперирования новыми экономическими реалиями, а также практикой их бухгалтерского учета.
Теперь обратимся к особенностям учетных систем двух стран.
Российская и китайская национальные системы отличают особенности исторического развития. Для российской системы характерно: 1) значительные экономические и политические контакты со странами Европы; 2) как следствие - на протяжении многих веков преобладало заимствование идей европейских учетных систем; 3) развитие российского учета отличает стремление к сохранности имущества (по большей части государственного) вплоть до распада СССР и наказание виновных в его расхищении.
Для китайской системы характерно: 1) до падения династического режима - ограниченность контактов с внешним миром, преимущественное развитие по принципу кантовской "вещи в себе"; 2) как следствие - становление и развитие собственной системы в соответствии с потребностями в регламентации хозяйственных отношений; 3) большая значимость для китайской системы этических принципов добропорядочности, справедливости и честности; 4) основной целью создания китайской системы учета былоупорядочивание хозяйственной деятельности.
Китайская и российская учетные системы, относящиеся к континентальной модели, обладают и характерными чертами данной модели: подробное законодательное регламентирование бухгалтерского учета, его ориентация, в первую очередь, на цели налогообложения, стабильность учетной политики, контроль со стороны государства, кодифицированность законодательства, концептуальность и докт-ринность правовой системы.
Регулирование бухгалтерского учета и отчетности в Китае осуществляется как структурами, которые созданы и подконтрольны го-
сударству (Министерство финансов КНР, Комитет по бухгалтерским стандартам), так и профессиональными объединениями (Профессиональный комитет ученых-теоретиков бухгалтерского учета, Комитет профессиональных бухгалтеров коммерческих предприятий, Комитет профессиональных бухгалтеров правительственных и некоммерческих структур). Российская структура регулирования сущностно соотносится с китайской, и характерной чертой обоих систем прослеживается тенденция к совместному участию органов государственной власти и представителей профессионального сообщества в процессе разработки норм учета и их внедрения в практику. Государственные структуры отвечают за выработку стратегии в организации системы бухгалтерского учета и отчетности, фиксацию учетных норм и правил и контроль за их соблюдением. Профессиональные организации и их представители участвуют в разработке рекомендаций по применению данных норм, в изучении и обобщении учетного опыта других стран. В этом учетное регулирование двух стран носит схожий характер.
Однако, если детальнее сравнить состав двух главных подразделений министерств финансов России и Китая, китайский вариант видится автору более эффективным с точки зрения ориентации на международные конвергенционные процессы. Представители китайского научного сообщества, коммерческих и государственных структур работают в соответствующих комитетах на постоянной основе, из их числа выделена консультативная группа экспертов, которая непосредственно занимается разработкой правовой и методологической основы бухгалтерского учета, соответствующей современным экономическим реалиям, и их функции не сводятся к консультативным. Российский вариант представляется менее эффективным, функции методологического совета частично дублируются экспертным советом при Государственной Думе РФ и другими структурами.
Стоит особо отметить китайский институт профессиональной бухгалтерии, которого нет в российской системе. Претенденты на бухгалтерские должности в КНР, обязаны (вне зависимости от наличия высшего профессионального образования) сдать государственный экзамен 1Н+ , проводимый по
трем спецификациям^]. Введение аналогичной обязательной государственной сертификации в России видится автору не только одним из векторов сближения двух систем, но и
толчком к формирования эффективного профессионального бухгалтерского сообщества России.
Требования к ведению бухгалтерского учета и формированию финансовой отчетности в обеих странах на настоящий момент достаточно близки. Однако существуют некоторые отличия, характерные для коммерческих предприятий КНР:
- бюро финансов каждого административно-территориального образования КНР могут формулировать дополнительные нормы и правила местного учета и отчетности в соответствии с их собственными задачами;
- коммерческие предприятия в Китае могут вести свои счета в китайских юанях или иностранной валюте;
- в национальных автономиях разрешено ведение учета и формирование отчетности на национальном языке. Предприятия с иност-: ранным капиталом также могут использовать иностранный язык.
Введение похожих положений в российскую систему видится автором маловероятным в ближайшей перспективе.
Китайский национальный план счетов заметно отличается от российского значительной детализацией[5]: количество счетов в китайском балансе больше, их агрегация - иная, нумерация - четырехзначная и привязана к разделу, в отличие от российской простой двузначной нумерации. Китайский вариант расширенной номенклатуры счетов позволяет получить более прозрачную и развернутую информацию для составления надежной отчетности для разных категорий пользователей.
Также национальный план счетов КНР хоть и носит обязательный характер, но предусматривает возможность использования дополнительных счетов, если эта необходимость будет обоснована в налоговых и иных контрольных государственных органах[6]. Данная особенность также пока не свойственна российской системе.
Понимание основных статей и формирование бухгалтерского баланса в двух странахтак-же имеет свою специфику. Китайское понимание активов более тяготеет к определению МФСО и акцентирует внимание не на имущественной форме, а на природе появления ресурсов - посредством сделок.
Оценка активов в китайской системе носит более систематизированный характер, формула для оценки законодательно закреплена[6]. В российской же практике действует более пятнадцати различных инструкций и методик по
# *
$
X
ш £
О ш
X
О X
о со
142
их оценке, и закрепление аналогичной китайской формулы пока не предвидится.
Существенным различием двух систем, нивелировать которое будет весьма затруднительно, является принцип расположения видов активов и пассивов в балансе[7]: в России - по степени возрастания ликвидности, в Китае - по принципу убывания. Научный и практический интерес представляют китайский подход, согласно которому наличие у предприятия высоколиквидных активов показывает его экономическую мощь и стабильность, поэтому и именно их принято отражать в начале баланса.
Китайская система также выделяет ряд активов, не выделяемых в России в отдельный вид (нефть и газ, деловая репутация). Наличие деловой репутации как отдельного вида актива и соответствующего счета для его учета, с одной стороны, больше приближает китайскую систему к европейской учетной практике, нежели к российской, а с другой - соотносится с традиционными конфуцианскими метафорами "доброго имени" и "потери лица"[8]. Китайская система делает особый акцент и детализирует учет объектов культурных ценностей, чего в российской системе мы не наблюдаем.
В нормативных документах обеих стран закреплено предоставление индивидуальной и консолидированной бухгалтерской отчетности. Консолидированная отчетность и в России, и в Китае составляется с применением МСФО, т.к. данный вид отчетности, в основном, ориентирован на внешних пользователей и, как отмечают китайские ученые, строится на принципах подлинности, целостности, соответствия и точности, чтобы обеспечить доступ всем заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о хозяйствующих субъектах. Такой подход в настоящее время внедряется и закрепляется в российской системе, что соответствует вектору реформирования национальных учетных систем, принятой в рамках Европейского сообщества.
Состав и функционал индивидуальной отчётности, в двух странах носит схожий характер. Стоит отметить то, что китайская теоретическая мысль разделяет понятия бухгалтерской и финансовой отчетности[9]: полный состав отчетности называется бухгалтерской отчетностью, а бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет от движении денежных средств и приложения к ним составляют отчетность финансовую как часть бухгалтерской. Оставшиеся разделы "Примечания к
финансовой отчетности" и "Финансовое положение организации" китайские экономисты называют "бухгалтерскими материалами".
Так же в двух странах существуют особые формы отчетности - отчетность малых предприятий и отчетность некоммерческих организаций. Китайское руководство отмечает особый статус малых предприятий для китайской экономики и значимость развития института малого предпринимательства[10]. Их отчетность носит более детальный характер, чем аналогичная в России. Особым статусом обладают в Китае и некоммерческие организации, их еще называют "третьим сектором"[11]. Разнится и состав отчетности двух стран для этой категории. В Китае НКО также в обязательном порядке представляют отчет о движении денежных средств на предмет всевозможных нарушений: от присвоения государственной собственности до подозрительно активного инвестирования со стороны иностранных компаний. В России проверки такого характера носят лишь разовый характер. Подобное отношение к отчетности по деятельности НКО в Китае заслуживающим особого внимания и, возможно, внедрения в российскую систему.
Китайский и российский отчеты о финансовых результатах относятся к форме отчета "по функции затрат"[12], не противоречат требованиям МСФО и содержат рекомендованные МСФО статьи. Однако и здесь выявлен ряд особенностей.
- Китайский отчет разносит прочие расходы и доходы по двум разным строкам, а также выделяет отдельную строку "Финансовые расходы" и "Изменения справедливой стоимости", которых нет в российском варианте. Присутствие первой категории в качестве самостоятельной говорит о насыщенной практике применения финансовых инструментов в деятельности китайских компаний. Присутствие второй - более сближает китайский отчет с положениями МСФО, чем с российским отчетом.
- Основные показатели выручки, себестоимости и прибыли носят схожий характер в отчетах двух стран, однако, полностью не совпадают. Для китайского отчета опорным показателем является показатель операционной прибыли, которая больше приближена к значению чистой итоговой прибыли. Российская же практика чаще оперирует показателем валовой прибыли, которая, как нам видится, дает менее объективную информацию о результатах деятельности предприятия.
В целом, в обеих странах на сегодняшний день индивидуальная отчетность во многом выполняет больше контрольную функцию, нежели информационную. Ее формирование обусловлено задачами соблюдения интересов регулирующих органов. Хотя пути пересмотра данного подхода уже прорабатываются, социалистическое прошлое (и в определенной степени и настоящее - в Китае) продолжает оказывать существенное влияние.
Анализ реформирования и организации бухгалтерского учета и отчетности в Китае и в России позволяет заключить то, что конвергентные процессы между двумя системами пока не носят целенаправленного характера, несмотря на активизирующееся экономическое сотрудничество, и идут в основном через процесс сближения с МСФО. Появление и реальное функционирование совместных предприятий, реализация совместных проектов и другие меры усиления экономического взаимодействия двух стран позволят выстроить будущую модель систематизации опыта ведения учета и формирования финансовой отчетности двух стран для дальнейшего двустороннего и международного сотрудничества в сфере бухгалтерского учета и отчетности, взаимного совершенствования инвестиционных механизмов и сближение национальных учетных систем друг с другом.
Примечания:
2012 ^ : Ш 1535ь Чень Бинь. Исследование бухгалтерского учета совокупного дохода. - Китайское финансово-экономическое издательство, 2012.-С. 153.
2. Петров A.M., Лымарь М.П. Подходы к классификации национальных систем бухгалтерского уче-
та с позиции теоретиков КНР// Международный бухгалтерский учет. - № 43(289). - С. 59.
3. ШЙВД.Ш^^^адйЙИВШЙЗИЕЯ-Ат
[J]. 2007:76-87. Чжан Хуань Мин. Эмпири-
ческий анализ путей региональной конвергенции экономического роста // Финансы и экономика. - 2007. - С. 76-87.
4. Петров A.M., Лымарь М.П. Сравнительная характеристика основных положений законов, регулирующих бухгалтерский учет в Китае и России // Международный бухгалтерский учет. - 2013.
- № 40 (286). - С. 52-56.
5. Петров A.M., Лымарь М.П. Общие вопросы методологии и организации бухгалтерского учета в России и Китае // Современный бухучет. - 2014.
- № 1.
6. Accounting System of the People's Republic of China for Enterprises with Foreign Investment. The Ministry of Finance. 24 June, 1992.
7. Петров A.M., Лымарь М.П. Сравнительный анализ бухгалтерского учета активов в России и Китае// Международный бухгалтерский учет. - 2014. -№27 (321). - С.34-49.
8. мтт. зсшшгпfö. Фиташжш±.2ою
^• ^32151: Лю Дэ Юнь. Оценка нематериальных активов. - Китайское финансово-экономическое издательство, 2010. - С. 321.
9. Петров A.M., Лымарь М.П. Состав бухгалтерской отчетности в России и Китае // Международный бухгалтерский учет. - 2014.- №31(325). - С.28-38.
2013 Ш25. ]ЙЛи Юнг Цзинь. Исследование развития малого и среднего предпринимательства в Пекине. Китайское финансово-экономическое издательство, 2013. С. 25.
11.^Bf.^itftÄfS^AttfjgÖ^HUHfpn Цинь Хуэй. Третичный сектор Китая после вступления в ВТО и в процессы глобализации. - http:// www.china.com.cn/chinese/ch-yuwai/196856.htm
12. Петров A.M., Лымарь М.П. Сравнительный анализ формирования в России и Китае отчета о финансовых результатах // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - №11 (353). - С. 2-12.
О си
ь-
Q-<
си си
S
143
ROLE AND IMPORTANCE OF SMALL BUSINESS IN THE ECONOMIC SYSTEM
Marchenko Svetlana Vladimirovna, PhD of Economics, Associate Professor, deputy Director of International Institute of Advanced Training and Retraining of Specialists, Yessentuki
Poghosyan Victoria Vladimirovna, PhDofEconomics, Associate Professor, expert of International institute of Advanced Training and Retraining of Specialists, Yessentuki E-mail: [email protected]
The article highlights the national and regional small business development issues. Identify the factors that influence the development of small businesses. Defined ways to solve existing problems.
Keywords: entrepreneurship; small business; government regulation; financing funds.
РОЛЬ ИЗНА ЧЕНИЕМАЛОГО БИЗНЕСА УДК 336
В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ВАК РФ 08.00.05
В статье освещаются общероссийские и региональные проблемы развития малого предпринимательства. Выявляются факторы, влияющие на развитие малого бизнеса. Определяются пути решения сложившихся проблем.
© Марченко С.В., 2017 © Погосян В.В., 2017