Научная статья на тему 'КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА 1989 Г. – ОСНОВНОЙ ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ СИСТЕМЫ ООН'

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА 1989 Г. – ОСНОВНОЙ ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ СИСТЕМЫ ООН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конвенция / права ребенка / защита детей / ЮНИСЕФ / ООН. / convention / child rights / child protection / UNICEF / UN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капинос К. А.

в статье дан анализ становления и развития международно-правовых механизмов защиты прав детей в праве ООН. Рассматриваются шаги, предпринятые международным сообществом с целью обеспечения прав и законных интересов ребенка. Сделан вывод, что Конвенция по правам ребенка является основой для реализации прав детей. Конвенция предоставляет универсальный набор международно-правовых стандартов, которых должны придерживаться все государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UN CONVENTION ON THE RIGHTS OF THE CHILD 1989 – THE PRIMARY LEGAL MECHANISM FOR PROTECTING THE RIGHTS OF CHILDREN IN THE UN SYSTEM

the article provides an analysis of the formation and development of international legal mechanisms for the protection of children's rights in UN law. The steps taken by the international community to ensure the rights and legitimate interests of the child are considered. It is concluded that the Convention on the Rights of the Child is the basis for the realization of children's rights. The Convention provides a universal set of international legal standards to which all states must adhere.

Текст научной работы на тему «КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА 1989 Г. – ОСНОВНОЙ ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ СИСТЕМЫ ООН»

Секция 4. Первые шаги в науке. Статьи студентов - лауреатов конференции, обучающихся по программам среднего профессионального

образования

Для цитирования: Капинос К.А. КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА 1989 Г. - ОСНОВНОЙ ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ СИСТЕМЫ ООН / Науч. рук. д.ю.н, доцент Н.А. Чернядьева, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП» // Океанский менеджмент. -2024. - № 1С(23). - С.85-88.

Капинос К.А.,

студентка 3 курса ПСО Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП»

Научный руководитель: Чернядьева Н. А., профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП», д.ю.н., доцент

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА 1989 Г. - ОСНОВНОЙ ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ

ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ СИСТЕМЫ ООН

Аннотация: в статье дан анализ становления и развития международно-правовых механизмов защиты прав детей в праве ООН. Рассматриваются шаги, предпринятые международным сообществом с целью обеспечения прав и законных интересов ребенка. Сделан вывод, что Конвенция по правам ребенка является основой для реализации прав детей. Конвенция предоставляет универсальный набор международно-правовых стандартов, которых должны придерживаться все государства.

Ключевые слова: конвенция, права ребенка, защита детей, ЮНИСЕФ, ООН.

UN CONVENTION ON THE RIGHTS OF THE CHILD 1989 - THE PRIMARY LEGAL MECHANISM FOR PROTECTING THE RIGHTS OF CHILDREN IN THE UN SYSTEM

Abstract: the article provides an analysis of the formation and development of international legal mechanisms for the protection of children's rights in UN law. The steps taken by the international community to ensure the rights and legitimate interests of the child are considered. It is concluded that the Convention on the Rights of the Child is the basis for the realization of children's rights. The Convention provides a universal set of international legal standards to which all states must adhere.

Key words: convention, child rights, child protection, UNICEF, UN.

«Вы знаете, что говорят, что наши дети - это наше будущее. Они не ваше будущее. Вы -прошлое; они - настоящее, и они - их собственное будущее».

Специальный представитель Генерального секретаря ООН по вопросу о насилии в отношении детей доктор Наджат Маалла М'Джид [1].

Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка (далее Конвенция) - это международный договор по правам человека, который устанавливает гражданские, политические, экономические, социальные, медицинские и культурные права детей [2]. Конвенция о правах ребенка [3, с. 57] была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в соответствии с ее резолюцией 44/25 от 20 ноября 1989 года.

С ее принятием завершился процесс, начавшийся с подготовки к Международному году ребенка в 1979 году. В этом году начались обсуждения проекта Конвенции [3, с. 186], представленного правительством Польши.

Интересы детей обсуждались международным сообществом и раньше. Декларации о правах ребенка были приняты как Лигой Наций (1924 г.) [4], так и Организацией Объединенных Наций (1959 г.) [5].

Важная роль в формировании между народно й защиты прав несовершеннолетних принадлежит Э. Джебб, основательнице Международного союза спасения детей. Сотрудники этой организации подготовили проект международного правового документа, содержащего основные условия, которым должно следовать общество для обеспечения соответствующей защиты и заботы о детях. Речь идет о Декларации прав ребенка 1924 года (далее - Декларация), принятой Пятой Ассамблеей Лиги Наций, которая и положила начало закреплению прав детей на уровне международного права. Следует отметить, что с позиций правил юридической техники Декларация не являлась идеальным международным правовым документом, потому что не закрепила понятие «ребенок». Несмотря на то, что Декларация носила достаточно абстрактный характер, она наметила тенденцию к изменению правового статуса ребенка и имела прогрессивное значение для дальнейшего развития института международной правовой зашиты детей.

Декларация прав ребёнка ООН провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет». Конкретные положения, касающиеся детей, были включены в ряд

правозащитных и гуманитарных договоров, таких как Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) [6], Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда [Конвенция 182], Принята на 87-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда, Женева, 1 июня 1999 года [7].

Такая позиция была связана с сообщениями об огромной несправедливости в отношении детей: высокой детской смертности, недостаточной медицинской помощи, ограниченных возможностях для базового образования. Также поступали тревожные сообщения о надругательствах над детьми и их эксплуатации в целях проституции и выполнения опасной работы, о помещении детей в тюрьмы или в иные тяжелые условия, а также о детях-беженцах и детях, пострадавших в результате вооруженного конфликта [8, 9 с. 397]. «Речь идет об ошеломляющем показателе - серьезные нарушения прав детей происходят 71 раз в день», - подчеркнула Таша Гилл журналистам на брифинге в Женеве.

Составлением Конвенции занималась рабочая группа, созданная Комиссией Организации Объединенных Наций по правам человека. Делегаты от правительств стали ключевыми участниками редакционной группы, однако в обсуждении также принимали участие представители органов и специализированных ведомств ООН, а также ряда неправительственных организаций. Первоначальный проект документа, представленный польским правительством, был существенно изменен и расширен в результате долгих обсуждений.

Единогласное принятие Конвенции Генеральной Ассамблеей проложило путь к следующему шагу: ее ратификации государствами и созданию Комитета по правам ребенка, осуществляющего мониторинг ее выполнения. Менее чем за год, к сентябрю 1990 года, 20 государств официально приняли Конвенцию, которая в связи с этим вступила в силу [10].

В тот же месяц по инициативе ЮНИСЕФ и шести государств (Канада, Египет, Мали, Мексика, Пакистан и Швеция) в Нью-Йорке прошла Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей [11, с.486]. Участники встречи призвали все государства ратифицировать Конвенцию. К концу 1990 года это сделали 57 стран, став государствами-участниками Конвенции. В 1993 году в рамках Всемирной конференции по правам человека, проходившей в Вене, была объявлена цель всеобщей ратификации Конвенции к концу 1995 года [12]. И действительно, к 31 декабря 1995 года Конвенцию ратифицировали уже 185 стран, что является беспрецедентным событием в нормотворческой деятельности в области прав человека. К 26 ноября 2023 года 196 стран ратифицировали Конвенцию или присоединились к ней. На данный 26.11.2023 год Соединенные Штаты Америки и Сомали до сих пор не ратифицировали Конвенцию. Подписав Конвенцию, Соединенные Штаты заявили о своем намерении ратифицировать, но еще не сделали этого [13].

Это беспрецедентная цифра безоговорочной поддержки государств договора в области прав человека.

Таким образом, Стандарты Конвенции обсуждались правительствами, неправительственными организациями, специалистами здравоохранения, социальными работниками, работниками образования, экспертами по развитию детей и религиозными лидерами со всего мира, более 10 лет [14]. Результатом является согласованный документ, который учитывает важность традиций и культурных ценностей для зашиты и гармоничного развития ребенка. Он отражает основные правовые системы мира и признает конкретные потребности развивающихся стран.

Согласно статье 1 Конвенции ребенок - это любое человеческое существо в возрасте до восемнадцати лет, если только оно не достигло совершеннолетия ранее в соответствии с национальным законодательством.

Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвященным широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека до достижения им 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция постановляет, что государства-участники должны обеспечивать специальными мерами защиты и помощь, доступ к таким услугам, как образование и здравоохранение, условия для развития личности, способностей и талантов в полной мере, среду счастья, любви и понимания, информацию и участие в достижении своих прав доступным и активным способом для каждого ребенка, без дискриминации и исключений. Все это закреплено в статьях 2;4;6;14;24;27;40.

Таким образом, Конвенция:

- Является наиболее широко ратифицированным договором в области прав человека в истории - она действует практически во всех странах мира, обеспечивая тем самым общую этическую и правовую основу для реализации прав детей;

- Впервые была принята как официальное обязательство обеспечить реализацию прав ребенка и следить за прогрессом в положении детей;

- Указывает на то, что права детей больше не могут восприниматься как вариант, как вопрос об одолжении или доброте по отношению к детям или как выражение благотворительности. Права детей [15, с.26] порождают обязанности и ответственность, которые должны соблюдать и уважать;

- - Была признана негосударственными организациями, такими как:

•S «Human Rights Watch» — неправительственная организация со штаб-квартирой в США, осуществляющая мониторинг, расследование и документирование нарушений прав человека более чем в 70 странах мира [16];

•S Международный Красный Крест - гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире, исходя из принципов нейтральности и беспристрастности. Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках, является составной частью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца [17]; •/ Amnesty International — международная неправительственная организация, основанная в Великобритании в 1961 году, которая ставит своей целью «предпринимать исследования и действия, направленные на предупреждение и прекращение нарушений прав на физическую и психологическую неприкосновенность, на свободу совести и самовыражения, на свободу от дискриминации в контексте своей работы по продвижению прав человека» [18];

Является «справочным материалом» для работающих с детьми организаций системы ООН, такими как ЮНИСЕФ: между народна я организация, действующая под эгидой Организации Объединённых Наций. ЮНИСЕФ является преемником Международного фонда помощи детям (ICEF), созданного в 1946 году ООН [19];

Подтверждает, что все права одинаково важны и необходимы для полного развития ребенка и что каждый ребенок важен;

Подтверждает понятие ответственности государства за реализацию прав человека и связанные с этим «ценности прозрачности и общественного контроля»;

Продвигает международную систему солидарности, направленную на реализацию прав детей. Странам-донорам предлагается оказывать помощь в тех областях, где были выявлены конкретные потребности; страны-получатели также должны направлять зарубежную помощь в целях развития; Подчеркивает роль общества, общин и семей в поощрении и защите прав детей.

Конвенция предоставляет универсальный набор стандартов, которых должны придерживаться все страны [20 с.47]. Это отражает новое видение детства. Дети не являются собственностью их родителей и не являются беспомощными объектами благотворительности. Они люди и являются объектом своих собственных прав.

Конвенция предлагает видение ребенка как отдельного человека, члена семьи и сообщества с правами и обязанностями, соответствующими его или ее возрасту и стадии развития. Признание прав ребенка, таким образом твердо ставит акцент на индивидуальности ребенка. Руководящими принципами Конвенции являются:

1. Недискриминация-государства-участники должны обеспечить, чтобы все дети, находящиеся в пределах их юрисдикции, пользовались своими правами. Ни один ребенок не должен подвергаться дискриминации. Это относится к каждому ребенку, «независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов».

2. Наилучшее обеспечение интересов ребенка [21, с.54] (статья 3): Когда государственные власти принимают решения в отношении детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Данный принцип связан с решениями судов, административных властей, законодательных органов и государственных и частных учреждений социального обеспечения. Это, конечно, является одной из основополагающих идей Конвенции, осу ществление которой представляет собой большу ю трудность.

3. Право на жизнь, выживание и развитие (статья 6): Статья о праве на жизнь содержит положения о праве на выживание и развитие, которое должно быть обеспечено «в максимально возможной степени». Термин «развитие» в данном контексте следует толковать в широком смысле, добавляя качественный аспект: подразумевается не только физическое здоровье, но также психическое, эмоциональное, умственное, социальное и культурное развитие.

4. Право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, касающимся ребенка, при этом этим взглядам уделяется должное внимание.

На основании изложенного резюмируем следующее. Результаты исследования показали, что Конвенция по правам ребенка является основным международно-правовым документом для защиты и обеспечения прав детей. Конвенция устанавливает универсальный набор стандартов, которого должны придерживаться все государства-участники Конвенции. Задача каждо го государства - это обеспечение защиты интересов ребенка, так как дети являются одной из уязвимых групп населения.

Приспштейный библиографический список:

1. Наджат Маалла. Специальный представитель по вопросу о насилии в отношении детей. Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс] URL: https: //www.un .org/sg/rii/con ten t/pro fi les/nai at-maalla

2. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 7 ноября 1990 г. № 45. Ст.955

3. Международная защита прав ребенка. Под ред. А.Х. Абашидзе, A.A. Бетоусовой. Москва. Российский университет дружбы народов. 2021. 230 с.

4. Женевская декларация прав ребенка от 26 сентября 1924 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.im-documents.net/gdrc 1924 .htm

5. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.im.org/in/documents/decl conv/declarations/childdec.shtml

6. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г. [Электронный ресурс] URL:

file:///C:/Users/User/Domiloads/Vsemimaya deklaratsiya ob obespechenii vyzhivaniya zaschity i razvitiya detey 1 990%20ín.pdf

7. Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда [Конвенция 182]от 1 июня 1999 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/conventionl82.shtml

8. ЮНИСЕФ: каждый день в мире происходит более 70 серьезных нарушений прав детей, оказавшихся в условиях войны. [Электронный ресурс] URL: https://news.un.org/ru/story/2022/06/1426782

9. Щумиленко А. П.. Пастухова Д. В. Современные тенденции доктритгального развития международного права беженцев // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2022. Т. 8. № 4. С. 395-413.

10. Convention on the Rights of the Child. New York, 20 November 1989. Status as at: 15-11-2023 [Электронный ресурс] URL: https://treaties.im.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg no=IV-ll&chapter=4&clang= en

11. Международная защита прав человека. Учебник. 2-е издание, перераб. и допе. Под ред. А.Х. Абашидзе. М.: Российский университет дружбы народов. 2020. 512 с.

12. Страница ООН посвященная вопросам прав детей. Важный рубеж на пути обеспечения прав детей — Права детей — Серия «Права человека: изложение фактов» [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/rights/children/landmark.shtml

13. «За права семьи» Межрегиональная общественная организация. [Электронный ресурс] URL: http : //blo g. pro familia, m/po st/12 9 5

14. Абашидзе A.X., Абдуллин А.И., Алисиевич Е.С. и др. Международная защита прав человека. Учебник / (2-е издание, перераб. и доп.) М., 2020. 456 с.

15. Международная зашита прав человека. Учебник. Под ред. А.Х. Абашидзе. М.: Российский университет дружбы народов. 2017. 486 с.

16. «Human Rights Watch, HRW — Наблюдение за правами человека. [Электронный ресурс] URL: https://www.umuslim.iii/news/v/l'Lvumaii-ravts-votch-aiigl-human-rights-watch

17. МККК. Международный Комитет Красного Креста. [Электронный ресурс] URL: https://www.icrc.org/ru

18. Amnesty International [Электронный ресурс] URL: https://amnesty.org.ru/who-we-are/

19. Doc. A/RES/57. Учреждение Международного Чрезвычайного фонда помощи детям. 11 декабря 1946 года.[Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/ga/1 /docs/1 res.shtml

20. Пастухова JI. В., Шумиленко А. П. Международный контроль отступления от обязательств по договорам в сфере прав человека // Российское правосудие. 2018. № 2(142). С. 46-56.

21. БарышеваЕ.В., Гордеева М.А., Шатина Н.В. Теория прав человека. Учебное пособие. М., 2012. 189 с.

Для цитирования: Кравченко И.И. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ ЯПОНИИ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ / Науч. рук. А.П. Степанова, преподаватель ГБПОУ PK «Евпаторийский индустриальный техникум» // Океанский менеджмент. -2024. - № 1С(23). - С.88-90.

Кравченко И.И.

студентка 2 курса СПО ГБПОУ PK «Евпаторийский индустриальный техникум»

Научный руководитель: Степанова А.П.,

преподаватель

ГБПОУ PK «Евпаторийский индустриальный техникум»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ ЯПОНИИ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

Аннотация: Рассматриваются одни из главных проблем не только Японии, но и всего мира, решения на которые мы сможем получить в конце данной статьи. Разбирается зарубежный опыт с целью внедрения действенных методов в информационную безопасность страны. Предоставляются нормативно-правовые акты Японии, с задачей урегулирования данной проблемы и возникающих с ней вопросов.

Ключевые слова: Япония, онлайн-издевательства, онлайн-травля, сеть «Интернет», информационная безопасность, национальное законодательство.

DEFINING JAPAN'S NATIONAL LEGAL POSITION IN THE INTERNATIONAL ARENA TO ENSURE CHILDREN'S INFORMATION SECURITY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.