Научная статья на тему 'Конвенция ООН о правах ребенка, как основной Международный стандарт международно-правовой защиты прав детей. '

Конвенция ООН о правах ребенка, как основной Международный стандарт международно-правовой защиты прав детей. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1147
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Конвенция ООН о правах ребенка / основные принципы прав человека / права ребенка / государстваучастники / международно-правовые обязательства / UN Convention on the Rights of the Child / basic principles of human rights / the rights of the child / member states / international legal obligations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеева Оксана Николаевна

В данной статье анализируется Конвенция ООН 1989 года о правах ребенка, которая рассматривается, как основной международный стандарт международно-правовой защиты прав детей. В статье дается классификация прав ребенка, которые указаны в Конвенции, Характеризуя основные положения Конвенции, то их можно поделить на три группы: общие принципы; специальные меры защиты; нормы об имплементации. В статье указаны новые этические принципы и нормы международного поведения в отношении детей, которые определяются Конвенцией, а также меры, которые государства-участники должны принимать для полного и постепенного достижения реализации закрепленных прав, таким образом, уточнены обязанности государств участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UN CONVENTION ON THE RIGHTS OF THE CHILD AS THE MAIN INTERNATIONAL STANDARD FOR THE INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION OF THE RIGHTS OF CHILDREN.

This article analyzes the 1989 UN Convention on the Rights of the Child, which is considered as the main international standard for the international legal protection of the rights of children. The article gives a classification of the rights of the child, which are specified in the Convention, characterizing the main provisions of the Convention, they can be divided into three groups: general principles; special protection measures; implementation standards. The article outlines the new ethical principles and norms of international behavior in relation to children, which are determined by the Convention, as well as the measures that States parties must take to fully and gradually achieve the realization of their rights, thus clarifying the obligations of States parties.

Текст научной работы на тему «Конвенция ООН о правах ребенка, как основной Международный стандарт международно-правовой защиты прав детей. »

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#4I16),2©2© / JURISPRUDENCE

Алексеева Оксана Николаевна

ст. преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Ставропольского филиал Краснодарского Университета МВД России соискатель кафедры конституционного и

международного права Юридического института Северо-Кавказского федерального университета

DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11376 КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА, КАК ОСНОВНОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ.

Alekseeva Oksana Nikolaevna

Art. Lecturer in the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Stavropol Branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Applicant in the Department of Constitutional and International Law, Law Institute of the North Caucasus Federal University

THE UN CONVENTION ON THE RIGHTS OF THE CHILD AS THE MAIN INTERNATIONAL STANDARD FOR THE INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION OF THE RIGHTS OF

CHILDREN.

Аннотация.

В данной статье анализируется Конвенция ООН 1989 года о правах ребенка, которая рассматривается, как основной международный стандарт международно-правовой защиты прав детей. В статье дается классификация прав ребенка, которые указаны в Конвенции, Характеризуя основные положения Конвенции, то их можно поделить на три группы: общие принципы; специальные меры защиты; нормы об имплементации. В статье указаны новые этические принципы и нормы международного поведения в отношении детей, которые определяются Конвенцией, а также меры, которые государства-участники должны принимать для полного и постепенного достижения реализации закрепленных прав, таким образом, уточнены обязанности государств - участников.

Abstract.

This article analyzes the 1989 UN Convention on the Rights of the Child, which is considered as the main international standard for the international legal protection of the rights of children. The article gives a classification of the rights of the child, which are specified in the Convention, characterizing the main provisions of the Convention, they can be divided into three groups: general principles; special protection measures; implementation standards. The article outlines the new ethical principles and norms of international behavior in relation to children, which are determined by the Convention, as well as the measures that States parties must take to fully and gradually achieve the realization of their rights, thus clarifying the obligations of States parties.

Ключевые слова: Конвенция ООН о правах ребенка, основные принципы прав человека, права ребенка, государства- участники, международно-правовые обязательства

Keywords: UN Convention on the Rights of the Child, basic principles of human rights, the rights of the child, member states, international legal obligations

Конвенция о правах ребенка была принята 20 ноября 1989 года и является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на международно -правовом уровне. Благодаря Конвенции были проделаны основательные шаги в формировании международных стандартов, а также происходил широкий процесс национальных правовых реформ.

Конвенция о правах ребенка представляет собой далеко идущую и всеобъемлющую международную хартию о правах детей. В ней рассматриваются важнейшие области жизни детей, среди которых выживание и развитие, образование и здравоохранение, семейная жизнь, досуг и культурная деятельность, защита от жестокого обращения, насилия и эксплуатации, а также участие в процессах принятия решений в семье, школе, судебная система и общество в целом.

Перед тем как мы начнем рассматривать тему данного параграфа, обратимся к принципам международно-правовой защиты прав детей. Институт международно-правовой защиты прав детей осно-

вывается на принципиальных правовых положениях защиты прав человека. Этот институт включает в себя как основные принципы права прав человека, так и специальные принципы, касающиеся ребенка.

Основные принципы прав человека, конкретизируются и закрепляются в правовых принципах. Среди них ярко выделяются конституционные принципы прав и свобод человека и гражданина, и международно-правовые принципы защиты прав человека [1]

В число общих принципов прав человека входят:

- принцип гуманизма;

- принцип свободы;

- принцип равенства и равноправия;

- принцип достоинства личности;

- принцип толерантности;

- принцип справедливости.

Принцип гуманизма основан на таких ценностях, как добро, справедливость, человечность. От него исходят остальные принципы.

ШШБРЯГОЕЖЕ / <<Ш1ШМУМ~^®УГМа[к>>#4116)),2©2©

Идеи мыслителей о нравственной ценности человеческой жизни и личности стали истоками гуманизма. Также появились идеи о свободе личности, необходимости защиты достоинства человека.

Принцип свободы. Самой важной ценностью для человека является свобода. Лишь находясь в условиях свободы, человек сможет осуществлять свои интересы. Свобода - это то, что позволяет индивиду действовать в соответствии со своими целями и интересами. Свобода превращает зависимого человека в гражданина [1]. Статус гражданина закрепляет иной уровень взаимоотношений человека с государством.

Принцип равенства и равноправия. Принцип равенства и равноправия требует одинаковой меры правовой свободы для всех людей независимо от их общественного положения и условий жизни. Свобода и равенство - являются необходимыми условиями обладания всеми людьми неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Свобода неотделима от равенства.

Данный принцип включает в себя несколько точек зрения - юридическое, социальное и политическое равенство.

Одним из источников и принципов прав человека является достоинство личности. Это особый источник прав человека, отсутствие которой ведет к разрушению оценки личности, что может отрицательно отразиться на обществе в целом. Отсутствие у человека достоинства приводит к неуважению к другим людям и к обществу, что порождает конфликты внутри общества. Принцип уважения достоинства личности относится ко всем без исключения личностям независимо от их социального статуса. Данный принцип предполагает уважительное отношение к каждому со стороны общества, государства и других людей.

Следующий принцип - принцип толерантности - это особый принцип прав человека. Заключается он в уважении к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Терпимость характеризует отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении, правам других людей на основе снисхождения к ним, а также позволения и примирения. Наконец принцип справедливости, который регламентирует о должном, гуманистическом представлении о человеке, неотъемлемости его прав. Справедливость - это некая середина между излишком и недостатком [2].

Справедливость существует как оценочный критерий в процессе осуществления прав и свобод человека.

Вообще по форме и по существу пользование и реализация прав должны отличаться правильностью, пропорциональностью, честностью и беспристрастностью. Выполнение этих правил в практической деятельности и будет свидетельствовать о наличии справедливости.

К специальным принципам относят:

принцип недопустимости дискриминации;

принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка;

принцип свободного выражения ребенком своих собственных взглядов;

принцип соблюдения (обеспечения) права ребенка на выживание и здоровое развитие;

принцип особой защиты и охраны детей.

Принцип недопустимости дискриминации -один из основных принципов права человека. Данный принцип, применительно к правам детей указан в Конвенции о правах ребенка, где подчеркивается, что государства обязуются уважать и обеспечивать все предусмотренные Конвенцией права за каждым ребенком "без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств" [3].

Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка подразумевает, что во всех случаях, когда действия государственных органов или частных лиц затрагивают интересы детей, первоочередное внимание должно уделяться соблюдению интересов ребенка.

Принцип свободного выражения ребенком своих собственных взглядов означает, что каждый ребенок имеет право свободно формулировать собственные взгляды и высказывать свое мнение по всем вопросам, затрагивающим его жизнь. Государство, органы власти и родители обязаны учитывать эти взгляды с учетом уровня зрелости и возраста ребенка.

Принцип соблюдения (обеспечения) права ребенка на выживание и здоровое развитие устанавливает, что государства не только должны гарантировать ребенку право на жизнь, но и предпринимать позитивные шаги по поддержанию и продлению жизни ребенка и его полноценному физическому и духовному развитию.

Наконец, под принципом особой защиты и охраны детей понимается обеспечение такой защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия.

Специальные принципы, являются правовой основой, на которой базируются конкретные нормы по защите прав детей.

Далее рассмотрим основополагающий документ в области международной защиты прав детей - Конвенцию о правах ребенка 1989 года. Конвенция объединила все права ребенка, которые ранее были закреплены в многочисленных международных нормах, касающихся различных областей права.

Права ребенка по Конвенции, по мнению многих авторов можно разделить на пять составляющих наряду с традиционной классификацией прав человека: [4]

1) Во-первых - гражданские права детей, закрепленные в Конвенции, соответствуют нормам Всеобщей Декларации прав человека 1948 года. Такие как: принцип не дискриминации (ст. 2), право на жизнь (ст. 6), право на имя и приобретение гражданства (ст. 7), право на сохранение индивидуальности (ст. 8), право на защиту от физического насилия (ст. 19), запрещение пыток (ст. 37), право на защиту от произвольного ареста (ст. 40) и другие.

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#4îlâ),2©2© / JURISPRUDENCE

2) Согласно статье 12 политические права -это право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, сюда также относятся право на свободу выражения своего мнения (ст. 13), право на свободу мысли, совести, религии (ст. 14), право на свободу ассоциаций и мирных собраний (ст. 15);

3) По экономическим правам следует отметить, что государства как участники принимают все меры по осуществлению экономических, социальных и культурных прав. Статьи 32 и 36 отмечают защиту прав ребенка от экономической эксплуатации;

4) Социальные права такие как: право на образование, право на охрану здоровья, и социальные обеспечения.

5) Наконец культурные право - это на отдых и досуг, право участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Характеризуя основные положения Конвенции, то их можно поделить на три группы:

1) общие принципы;

2) специальные меры защиты;

3) нормы об имплементации.

В Конвенции используется так называемая классификация «3 P's», возникшая в 1986 году, как альтернативный вариант традиционному праву и позже было преобразовано в «SPPP»: [5]

1) survival - выживание: право на жизнь (здоровое развитие ребенка и наибольшая степень его выживания);

2) provision - условие, это права, открывающие доступ к неким услугам и товарам (право на образование, право на отдых и досуг, право пользоваться услугами здравоохранения и другие);

3) protection - защита, это такие права, которые обеспечивают защиту от многих негативных воздействий со стороны общества и семьи (защита от физического воздействия, защита от жестокого обращения, защита от экономической и сексуальной эксплуатации и другие);

4) participation - то есть участие, право ребенка на самостоятельные действия и участие в общественной жизни (например, право ребенка на свободное выражение своих взглядов и мыслей).

Конвенция внедрила три основных новеллы:

[6]

1) Понятие «прав участия» для детей и придание информированию детей об их правах значения.

2) Конвенция рассматривает такие вопросы, которые ранее никогда не поднимались в международных актах: право детей, пострадавших от жестокости и эксплуатации, право на реабилитацию и обязанность государств принимать меры по ликвидации опыта вредного для здоровья детей.

3) Данный документ включает в себя принципы и нормы, которые ранее были закреплены в не обязывающих правовых документах - это вопросы усыновления и удочерения, а также отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Вообще Конвенция о правах ребенка 1989 года имеет три основные цели:

а) перенести общие права человека, ранее закрепленные в международно-правовых документах. Некоторые права такие как: право на свободу

выражения своего мнения, свободы собраний, свободы вероисповедания и право на социальное обеспечение вызывают различные споры, могут ли предоставляться такие права детям. Есть и права, которые несомненно относятся и к детям тоже: право на защиту от пыток.

б) с учетом уязвимости и особых потребностей детей необходимо упрочить некоторые основные права человека. Например, условия труда, которые должны быть более легкими для детей, чем для взрослых, или условия при которых можно лишать детей свободы.

в) и наконец - ввести такие нормы, которые наиболее актуальны для данной категории. Конвенция еще уделила внимание специфичным вопросам: процедуре усыновления и удочерения, возможность получить начальное образование, защите от злоупотреблений в семье и при отсутствии заботы о нем, а также взысканию алиментов [7].

Конвенция определила новые этические принципы и нормы международного поведения в отношении детей. Кроме прав в нем указаны также и меры, которые государства-участники должны принимать для полного и постепенного достижения реализации закрепленных прав, таким образом, уточнены обязанности государств. Конвенция закрепляет самостоятельные международно-правовые обязательства государств, как субъекта международного права:

- уважать нормы международного гуманитарного права;

- заключать международные соглашения;

- поощрять международное сотрудничество и развивать его;

- обмениваться информацией.

Также Конвенция в ряде статей затрагивает вопросы международного сотрудничества. Благодаря Конвенции в международном праве появились совершенно новые права человека: право на развитие и выживание, на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации сексуального и экономического характера, на сохранение индивидуальности и право на неучастие в военных действиях.

Список литературы.

1. Международное право. - М.: Проспект, 2008. - С. 437, 512.

2. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2005. — С. 155.

3. Кортунов А.В. Конвенция о правах ребёнка. //Изв. вузов. Правоведение. №8, 2007. С. 49.

4. Verhellen E. Convention on the Rights of the child. Background, motivation, strategies, main themes// Leuven/Apeldoorn Garant 2004. P. 71-72.

5. Verhellen E. (eds.) The convention on the Rights of the child// Understanding Children's Rights, University of Chent. Belgium, 2009. P. 43-46.

6. Resolution 72 (29) on the lowering of the age of full legal capacity, adopted by the Committee of ministers of the Council of Europe/ Ed. 15.

7. Права ребёнка. Конвенция о правах ребёнка Электронный ресурс. // Международное общественное объединение «Развитие». Режим доступа. https://clck.ru/MDq4B

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.