Научная статья на тему 'Контуры новой экономической политики в Венгрии.'

Контуры новой экономической политики в Венгрии. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Венгрия / экономическая политика / Виктор Орбан / социальная политика / финансовая политика. / Hungary / economic policy / Viktor Orban / social policy / financial policy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дрыночкин Алексей Викторович

В статье рассматриваются предпосылки и основные положения формирующейся в настоящее время экономической политики Венгрии. Её сущность сводится к внедрению в существующую модель рыночного распределения ресурсов таких же по сути элементов рыночной экономики, но не имеющих политически детерминированной окраски. Приводится периодизация приоритетов экономической политики возглавляемого В. Орбаном правительства.Особое внимание уделено процессам поиска путей повышения конкурентоспособности Венгрии и укрепления её места в мировом сообществе, происходящих под влиянием событий последних 3–4 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outlines of the New Economic Policy in Hungary.

The article examines the prerequisites and main provisions of the currently emerging economic policy of Hungary. Its essence comes down to the introduction of the same elements of a market economy into the existing model of market distribution of resources, but without a politically determined coloring. The periodization of the priorities of the economic policy of the government headed by V. Orban is given. Particular attention is paid to the processes of finding ways to increase the competitiveness of Hungary and strengthen its place in the world community, which are taking place under the influence of the events of the last 3–4 years.

Текст научной работы на тему «Контуры новой экономической политики в Венгрии.»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА СЕГОДНЯ

Алексей Дрыночкин

УДК 323

DOI: 10.24412/2686-9756-2024-3-56-64

Контуры новой

/ экономической политики / в Венгрии

Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки и основные положения формирующейся в настоящее время экономической политики Венгрии. Её сущность сводится к внедрению в существующую модель рыночного распределения ресурсов таких же по сути элементов рыночной экономики, но не имеющих политически детерминированной окраски. Приводится периодизация приоритетов экономической политики возглавляемого В. Орбаном правительства. Особое внимание уделено процессам поиска путей повышения конкурентоспособности Венгрии и укрепления её места в мировом сообществе, происходящих под влиянием событий последних 3-4 лет.

Ключевые слова: Венгрия, экономическая политика, Виктор Орбан, социальная политика, финансовая политика.

© Дрыночкин Алексей Викторович - профессор кафедры мировой экономики МГИМО, в.н.с. Института Европы РАН. E-mail: [email protected]

В последнее время венгерским правительством стал широко применяться термин «новая экономическая политика». Однако, приме-Ё нительно к Венгрии он имеет существенно менее сакральный смысл, ^ нежели в России, где под НЭП-ом понимается кардинальное изменение § экономической политики молодого советского государства в середине

00 20-х годов ХХ в., проявившееся во временной имплементации в модель ^ жёсткого государственного перераспределения ресурсов идеологически 5 чуждых на тот момент элементов рыночной экономики. В Венгрии же это < понятие фактически сводится к внедрению в существующую модель ры-

1 ночного распределения ресурсов таких же по сути элементов рыночной

ш

^ экономики, но не имеющих политически детерминированной окраски.

Если термин «новая экономическая политика» появился недавно, однако изменения в деятельности экономических властей Венгрии появились не только что, их не заимствовали у каких-то гуру экономики. Они фактически являются отражением эволюции взглядов премьер-министра В. Орбана и его команды на то, что происходит в Венгрии и вне Венгрии.

Если обратиться к периоду нахождения В. Орбана у власти с 2010 г. по настоящее время, и рассмотреть эволюцию экономической политики правительства, то вырисовывается следующая периодизация1:

2010-2013/14 гг.: период преодоления последствий финансового кризиса 2009 г. и, по выражению В. Орбана, «ошибочной экономической политики», проводимой прежними правительствами до 2010 года. Здесь вряд ли можно говорить о начале формирования каких-то новых экономических механизмов, скорее это был этап антикризисного управления, когда принимавшиеся меры, вызывавшие много критики своей «нерыночностью», в конечном счёте привели в нормализации ситуации в экономике (введение специальных отраслевых налогов, плоской шкалы подоходного налога, сокращение накладных расходов и т.п.).

2013/14-2019 гг.: эпоха быстрого роста. Некоторые венгерские эксперты называют главное, по их мнению, достижение этого этапа — подписание в конце 2016 г. долгосрочного (на 6 лет) соглашения о заработной плате в рамках социального треугольника (государство — работодатели — профсоюзы как представители работников), создавшее основу для динамичного роста заработной платы за счет существенного повышения минимальной заработной платы и гарантированного минимального раз- о мера оплаты труда. Эта мера в сочетании со снижением налогов привела к значительному увеличению доходов работников и домохозяйств, дальнейшему росту занятости, увеличению сбережений, что также способство-

1 За основу взята работа Г. Регёш и Д. Молнара (Regбs G., Мо1паг D., 2022), но расширено содержание каждого из этапов.

вало и тому, что пандемия 2020 г. застигла венгерскую экономику в гораздо лучшем положении, чем кризис 2009 г. (Regos G., Molnär D., 2022). Кроме Ё того, этот этап связывается с появлением т.н. «патриотической политики», ^ отражающей изменение отношений между политическими и бизнес-эли-§ тами, «перераспределение власти» в пользу государства. Поэтому патриота тическая политика в Венгрии проявлялась в комплексе мер, отличающихся ^ определённым эклектизмом, сочетающим рыночные и не-рыночные под-5 ходы, и избирательностью как с точки зрения характера принимаемых мер < экономической политики, так и по отношению к объектам этой политики х (Дрыночкин А.В., Сергеев Е.А., 2019: 93-104).

ш

с 2020 г.: эпоха кризисов, называемая также как «мультикризис», «пермакризис». Во время пандемии правительству В. Орбана удалось реализовать ряд мер антикризисного управления, которые позволили предотвратить волну массовых банкротств среди домохозяйств и компаний. Например, кредитный мораторий для физических или «Программа спасения фабрик» для крупных предприятий2. В итоге венгерской экономике достичь допандемийного уровня производства в общей сложности за шесть кварталов (1,5 года), в то время как во время кризиса 2009 г. понадобилось более шести лет.

Собственно говоря, именно в этот период и появился термин «новая экономическая политика». Вряд ли это можно назвать глубоко проработанной теоретической концепцией, скорее это был политический лозунг, опробованный в 2024 г. в серии выступлений В. Орбана (в Тушнадфюрдё, в Кётче, в Венгерской ТПП, в Институте государственной службы), но который сразу же начали претворять в жизнь.

Главное обоснование необходимости перехода к новой экономической концепции, по мнению В. Орбана, состояло в необходимости найти новые решения и новые инструменты экономической политики, позволившие бы Венгрии добиться ускорения экономического роста и улучшения благосостояния граждан стран в условиях кардинальных изменений мировой экономики под влиянием пандемии и восточноевропейского вооруженного конфликта. Первым шагом к этому является заявление В. Орбана о том, что уже в первом квартале 2025 г. темпы экономического роста составят 3-6% (мол, «вы все удивитесь, даже если никому в Европе

<

с

о

«Gyarmento Program» была направлена на содействие инвестированию венгерских

ск;

предприятий в энергоэффективность, производство и хранение возобновляемой энергии. < Величина проекта должна быть в интервале 0,5-15 млн евро, при этом 30-45% сметы (в зависимости от места реализации проекта) предоставляет государство в виде невоз- < вращаемой поддержки (первоначально - не более 15 тыс. евро, с 2023 г. - 72 тыс. евро). Для её реализации государство в 2022 г. выделило 360 млн евро, помощью воспользовалось 140 крупных компаний.

это не удастся, кроме нас»), а в перспективе Венгрия в состоянии даже стать лидером Евросоюза по темпам экономического роста.

На первый взгляд такого рода заявления вполне могли бы стать ^ политическим прожектёрством, фантазиями из-за отсутствия перспек-§ тивного видения. Однако, судя по поступающей из Венгрии информации, m просматривается обоснованность подобных заявлений, которая просма-^ тривается в некоторых реальных действиях.

В частности, как только В. Орбан заявил о последовательных пла-< нах промышленной политики, развития предприятий и финансовых I действий (Orbän Viktor: Az... 2024), то практически сразу же в Прави-

I и

тельственном вестнике был опубликован т.н. «План действий: 21 пункт» (A Kormäny 1311/2024. 2024). В принципе, аналоги подобных программ в Венгрии были и раньше (например, принятый во время первого премьерства В. Орбана в 1998-2002 гг. «План Сечени» и его последующие дополнения), но нынешняя программа значительно превышает их по величине выделенных на её реализацию финансовых средств.

К тому же публикация программы «21 пункт» осуществлена достаточно новаторски. Во-первых, ей был полностью посвящен отдельный номер Правительственного вестника, во-вторых, программа уместилась всего на 2,5 страницах, в-третьих, в ней действительно 21 пункт.

Конечно, следует понимать, что предложенные пункты имеют рамочный характер, являются либо уточнениями ранее объявленных мер, либо пунктами, детали которых ещё прорабатываются и будут уточнены в обозримом будущем (Amit a kormäny... 2024). Скорее, это не программа утверждённых конкретных мер, а заявление о намерениях и ожидаемых шагах правительства, которые могут корректироваться в зависимости о ситуации и настроений в венгерском обществе.

В целом, все пункты в основном сгруппированы по трём направлениям:

— повышение покупательной способности населения,

— обеспечение доступного жилья,

— развитие малого и среднего бизнеса.

Повышение покупательской способности: предусматривается заключение трёхлетнего договора о заработной плате с представителями интересов работника и работодателя; предоставление т.н. «рабочего кредита» в целях облегчения начала трудовой карьеры молодым работникам3; о удвоение размера семейного пособия.

к

К сз

Рабочий кредит (венг. munkashitel): беспроцентный кредит сроком на 10 лет, предостав- < ляемый при соблюдении ряда дополнительных условий (гражданство или официальное пребывание в Венгрии, включённость в систему социального страхования, отсутствие судимости и долговых обязательств) работникам в возрасте от 17 до 26 лет.

Улучшение доступности жилья: предусматриваются различные новации в вопросах оказания услуг частного размещения, регулирования Ё арендных отношений, введение программ ремонта сельских домов, ^ жилищной программы для молодёжи, расширение строительства обще-§ житий для вузов, «поблажки» в использовании целевых форм поддержки,

00 изначально не предусматривающих жилищные льготы (отпускная карта ^ Сечени, временное использование средств добровольного пенсионного 5 фонда, налоговые скидки на пособия работодателей, банков).

Программа поддержки малого и среднего бизнеса: комплекс мер, на-

1 званный в честь известного венгерского бизнесмена Шандора Демьяна

ш

^ (1943-2018 гг.). Элементы программы:

— программа капитального ремонта, поддерживающая инвестиции и конкурентоспособность малого и среднего предпринимательства (МСП).

— «Программа поддержки инвестиций малого и среднего бизнеса 1+1» для приоритетных секторов экономики;

— пакет цифровизации для МСП (программа «У каждого бизнеса должен быть свой сайт»);

— поддержка появления венгерских предприятий на внешнем рынке с помощью программ экспортного кредитования Венгерского экспортно-импортного банка (ЕхтЬапк Zrt) и программ инвестиционного кредитования «Национальной холдинговой компании» (НХК4);

— программа кредитования и капитала через НХК, поддерживающая инвестиции (иностранные инвестиции) МСП;

— ускорение доступа к средствам ЕС, затрагивающих внутренний сектор МСП;

— сокращение администрирования МСП (смягчение условий стоимости обязательного аудита) и цен на электроэнергию для микропредприятий;

— снижение до 3,5% годовой процентной ставки, выплачиваемой клиентом кредитных продуктов инвестиционного типа программы «Карты Сечени».

Для придания большей легитимности опубликованной программы < «21 пункт» правительство Венгрии инициировало очередные «националь- о

т

К

Национальная холдинговая компания (венг. Nemzeti Tдkeholding Zrt) - созданная в январе и 2023 г. государственная организация, призванная координировать деятельность действу- < ющих в Венгрии различных инвестиционных фондов с частичным или полным государственным участием с целью повышения эффективности распределения государственных средств, направляемых на развитие бизнеса.

ные консультации» (фактически являющийся общенациональным плебисцитом или референдумом по наиболее важным для страны вопросам).

В данном случае анкета «национальной консультации» состоит ^ из 11 вопросов, причём составленные таким образом, что ответы, за не-§ большим исключением, практически предопределены.

В частности, вопросы национальной консультации декабря 2024 г.:

1) следует ли нам присоединиться к торговой войне или попытаться оставаться экономически нейтральными;

2) хотим ли мы, чтобы правительство следовало западным моделям и Европейскому Союзу при разработке венгерской экономиче-

I м

ской политики, или Венгрии следует пойти своим собственным путем;

3) должно ли правительство всеми средствами поддерживать отечественные малые и средние предприятия против транснациональных компаний, которые хотят вытеснить местный бизнес с рынка;

4) должно ли правительство наказать транснациональные корпорации, которые злоупотребляют своей властью, или принять брюссельские правила и не принимать меры против этих компаний;

5) считают ли венгры программу повышения заработной платы необходимой или доверяют формирование заработной плату работодателям;

6) необходим ли кредит для поддержки молодежи или достаточно ли существующих субсидий;

7) могут ли работодатели субсидировать арендную плату своих сотрудников с помощью налоговых льгот; можно ли использовать находящиеся на SZËP-карте5 средства для ремонта дома;

8) согласны ли граждане с тем, что государство должно строить больше общежитий и новых общежитий; следует ли предлагать молодым людям, покупающим квартиры, кредит с пятипроцентной скидкой;

9) о 13-й ежемесячной пенсии: должно ли правительство настаивать на этом вопреки воле Брюсселя и тем самым защитить финансовую безопасность наших пожилых соотечественников; 3

с

В К

5 SZEP-карта (аббревиатура от SZEchenyi Pihenб КаПуа) - заменяющий наличные деньги

платёжный инструмент (электронная карта), который можно использовать исключитель- < но для оплаты оговорённых законом видов досуга (общественное питание, включая внутрикорпоративное; размещение в гостиничном секторе; оплата культурно-развлекательных услуг).

считает ли венгерский народ правильной идею о том, что правительство удвоит семейные налоговые льготы на детей со следующего года, или же большинство предпочло бы, меры по поддержке миграции в страну;

согласны ли граждане с позицией правительства или следует принять миграционную политику Брюсселя.

CK <

Финансирование новой экономической политики.

Озвученные правительством В. Орбана меры достаточно амби-I циозны, но для того, чтобы они не воспринимались как популистские,

I и

требуется их финансовое обеспечение.

И здесь возникает два момента.

Во-первых, сокращена возможность поступления средств из фондов ЕС. По озвученным В. Орбаном данным, на конец 2024 г. на счету Венгрии в ЕС имеется порядка 12,5 млрд евро (Orbän Viktor interjüja... 2024). Если следовать принятой в ЕС процедуре, то венгерские предприниматели, намеренные реализовать какой-либо проект, соответствующий ЕС-овским условиям (а это, как правило, именно так), подают счет венгерскому правительству, которое переправляет его в Брюссель, и после некоторых проверок эти счета оплачивают из имеющихся на счёте страны средств. Однако, как известно, под надуманными предлогами (мол, несоответствие Венгрии европейским ценностям, отказ от квот на размещение мигрантов и т.п.) ЕС не даёт распоряжаться в полной мере этими деньгами, да ещё и взимает наложенные на Венгрию штрафы за всякие выдуманные нарушения.

Во-вторых, ЕС при реализации того или иного проекта и национальные власти соучаствуют в его финансировании (т.н. принцип софинансирования). Но власти страны сначала должны из собственных средств профинансировать весь проект, а затем лишь часть средств поступает из фондов ЕС. Это означает неизбежный рост госдолга. Ситуация с уровнем госдолга в Венгрии относительно спокойная, хотя страна стабильно не выполняет один из маасстрихтских критериев — величина госдолга не должна превышать 60% от ВВП. Нельзя сказать, что Венгрия в период трансформации никогда не соблюдала этот критерий: например, в 2000-2004 гг. (в том числе в период первого прихода к власти В. Орбана в 1998-2002 гг.) величина госдолга ежегодно была ниже 60% (с рекордом 2001 г. — 52,3%). Однако все последующие годы госдолг находился выше этой отметки, но не превышая уровень в 90%, которую В. Орбан даже назвал критической (Orbän Viktor interjüja. 2024) (т.е. после которой страна уже будет не в состоянии вернуться к нормальному функционированию). Да, в 1993-1994 гг. подобное яв-

ск I Ч О

10)

и <

1= О

11)

ск <

К

и <

ление наблюдалось, после 2010 г. — начала длительного премьерства В. Орбана, — ни разу не превышала отметку 80%. Так, с 2010 по 2019 Ё гг. госдолг Венгрии последовательно сокращался с 80 до 65%, однако ^ в 2020 г. по понятным причинам вырос до 79,3%, после чего в 2023 г. его § удалось сократить до 73,5%. Правда, по итогам первого полугодия 2024 m г. госдолг Венгрии снова стал расти и достиг 76% ВВП, что хотя и ниже ^ уровня Европейского союза в 82% (igy nez ki... 2024), но в какой-то мере 5 подтверждает растущие расходы правительства на осуществление но-< вой экономической политики.

а.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем, В. Орбан считает, что «замороженные» деньги страна

I и

всё равно получит и беспокоиться не надо. По его мнению, аргументом является то, что для принятия бюджета ЕС на очередную семилетку 2027-2033 гг., переговоры по которому уже начались, требуется единодушное согласие всех стран-членов ЕС. Поэтому, условием принятия нового семилетнего бюджета ЕС является согласие Венгрии, которое может быть получено только после предоставления Венгрии всех средств, которые страна не получила в 2025-2026 гг. (Orbän Viktor interjüja... 2024).

Именно поэтому те многочисленные обещания ФИДЕС в отношении повышения зарплат разных категорий работников, пенсий и т.п. в настоящее время авансируются венгерским правительством. Это увеличивает госдолг. Но в конечном счёте венгерские власти рассчитывают на возврат из бюджета ЕС положенных 12-15% от авансированных средств (Orbän Viktor interjüja. 2024). Конечно, это требует дисциплинированной фискальной политики, но до настоящего времени финансовым властям страны удавалось балансировать между потребностями и обязательствами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

Дрыночкин, А.В., Сергеев Е.А. (2019). Современная модель взаимодействия Венгрии с иностранным капиталом в контексте «патриотического поворота» // Современная Европа. № 7. С. 93-104. DOI: 10.15211/soveurope7201993104 A Kormany 1311/2024. (X. 21.) Korm. Hatarozata az Uj Gazdasagpolitikai Akciotervrol (21 lepes). Magyar Kozlony. 24.10.2024. Available at: https://magyarkozlony.hu/dokumentumok/9cf6b 8c04899af684e871e95f5629d871a3bd3c0/megtekintes (accessed 30.12.2024). Amit a kormany gazdasagpolitikai akcioterverol tudni kell. Magyar Nemzet. 22.10.2024. Available at: https://magyarnemzet.hu/gazdasag/2024/10/amit-a-kormany-gazdasagpolitikai-akcioterverol-tudni-kell (accessed 30.12.2024). igy nez ki a gazdasagi semlegesseg fiskalis szemmel — tekintetunket keletre kell vetnunk. Vilaggazdasag. 25.09.2024. Available at: https://www.vg.hu/vilaggazdasag-magyar-gazdasag/2024/09/igy-nez-ki-a-gazdasagi-semlegesseg-magyarorszagon-tekintetunket-keletre-kell-vetnunk (accessed 30.12.2024).

ск I

о

и <

1= О

< I

<

Orban Viktor interjuja a Kossuth Radio „Jo reggelt, Magyarorszag!" cimu musoraban. Magyarorszag Kormanya. 06.12.2024. Available at: https://kormany.hu/beszedek-interjuk/ miniszterelnok/orban-viktor-interjuja-a-kossuth-radio-jo-reggelt-magyarorszag-cimu-musoraban-2024-12-06 (accessed 30.12.2024).

Orban Viktor: Az uj gazdasagpolitika uj eszkozoket kovetel. hirado.hu. 30.09.2024. Available at: https://hirado.hu/belfold/cikk/2024/09/30/orban-viktor-az-uj-gazdasagpolitika-uj-eszkozoket-kovetel (accessed 30.12.2024).

Regos, G., Molnar, D. (2024). Sikeres valaszok a kihivasokra: ezt varhatjuk a 21 pontos gazdasagi akciotervtol. Magyar Nemzet. 22.10.2024. Available at: https://magyarnemzet.hu/ gazdasag/2024/10/sikeres-valaszok-a-kihivasokra (accessed 30.12.2024).

OUTLINES OF THE NEW ECONOMIC POLICY IN HUNGARY

Alexey Drynochkin MGIMO University, Institute of Europe RAS, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

Abstract. The article examines the prerequisites and main provisions of the currently emerging economic policy of Hungary. Its essence comes down to the introduction of the same elements of a market economy into the existing model of market distribution of resources, but without a politically determined coloring. The periodization of the priorities of the economic policy of the government headed by V. Orban is given. Particular attention is paid to the processes of finding ways to increase the competitiveness of Hungary and strengthen its place in the world community, which are taking place under the influence of the events of the last 3-4 years.

Keywords: Hungary, economic policy, Viktor Orban, social policy, financial policy

CK <

К

и <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.